Учебная группа, в той или иной ее разновидности, является основным способом организации деятельности детей практически в любом из видов детских объединений. Попытаемся дать краткую характеристику основных творческих объединений обучающихся в системе дополнительного образования детей, применимых к условиям общеобразовательных школ.

Одним из традиционных видов творческих объединений детей является кружок. Кружок - это среда общения и совместной деятельности обучающихся, объединение детей по интересам, занятия в котором способствуют решению воспитательных задач, формированию знаний, умений и навыков в конкретной деятельности. Во внешкольных учреждениях прошлых лет он был основной формой объединения детей. В системе современного дополнительного образования детей кружки также продолжают существовать, но являются при этом одной из самых простых форм организации деятельности детей. Сегодня кружок может существовать как начальный этап в реализации образовательной программы, на занятиях которого обучающиеся могут попробовать свои силы и возможности, проверить правильность выбора направ­ления деятельности.

Класс в системе дополнительного образования детей - это группа обучающихся (обычно одного возраста), занимающихся по одной образовательной программе, или учебный коллектив изучающих определенный предмет, например, класс вокала, рояля, балета, живописи.

Секция - детское творческое объединение с определенной специализацией, обычно спортивной, существующее в составе учреждения дополнительного образования детей или общеобразовательной школы. Секция создается с целью развития способностей воспитанников, выявления наиболее талантливых детей в области конкретного вида спортивной деятельности. Например, секция спортивного клуба, шахматная секция, секция по плаванию, секция художественной гимнастики детской спортивной школы.

Студия - творческий коллектив, объединенный общими задачами, ценностями совместной деятельности, а также характером межличностных отношений, в котором организованы занятия по усвоению коллективных действий и умений. Это своего рода мастерская для подготовки обучающихся, специализирующихся в различных областях искусства и спорта: артистов, художников, скульпторов, литераторов, спортсменов. Студия создается с целью развития художественных и иных творческих способностей обучающихся, выявления ранней одаренности детей.

Оркестр - группа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных произведений на различных инструментах: детский оркестр народных инструментов, детский духовой оркестр и т.п.

Ансамбль - исполнительский коллектив или небольшая группа исполнителей художественных произведений (музыкальных, хореографических и др.), выступающих как единый художественный коллектив. В учебном процессе в ансамбле сочетаются групповые и индивидуальные формы обучения. Это могут быть ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально-инструментальный ансамбль.


Театр - творческий коллектив, объединение, которое организует свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности. Обычно в театре существует разделение труда по видам деятельности в зависимости от индивидуальных способностей членов коллектива, который создается для совместного художе­ственного действия на сцене. Например, детский эстрадный театр песни «Серебряный колокольчик», театр моды «Конфетти» и пр.

Клуб - объединение обучающихся с общими интересами, созданное для проведения совместных занятий и совместного досуга с целью разностороннего развития. Клуб ориентирован на массовое привлечение школьников к конкретному виду деятельности: клуб космонавтики, клуб моряков, книголюбов, туристский клуб. В клубе занимаются обучающиеся разного возраста, объединенные в секции или учебные группы. Члены клуба могут заниматься в одной или нескольких секциях (учебных группах).

Клуб работает на основе положения (устава), которое утверждается общим собранием его членов. Устав клуба- это документ, в котором указываются: наименование клуба и его местонахождение (юридический и фактический адрес), статус, тип клуба, учредитель, цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных и культурно-досуговых программ, основные характеристики организации деятельности, порядок приема и порядок отчисления членов, режим заседаний и занятий, структура финансовой и хозяйственной деятельности, порядок управления деятельностью клуба, права и обязанности членов клуба, перечень приказов и распоряжений, регламентирующих деятельность клуба. В течение учебного года деятельность клуба осуществляется на основе перспективного и календарного планов работы, которые обсуждаются и утверждаются общим собранием его членов.

Клуб - самодеятельная организация, где педагогическое руководство сочетается с самоуправлением обучающихся. Его работой руководит совет клуба, избираемый на собрании его членов. С целью сплочения коллектива обучающихся в клубе создаются и развиваются свои традиции. Прием в клуб проводится на основе заявления школьника. Первоначально он может быть зачислен кандидатом в члены клуба с прохождением определенного испытательного срока. Поэтому логично, чтобы обучающиеся имели удостоверения члена клуба. Клуб может иметь свои отличительные символы и атрибуты: название, девиз, песню, эмблему, значок, форму. Работа клуба отражается в дневнике или летописи его дел, клуб может иметь свой печатный орган (информационный бюллетень, газету). С целью организации и проведения совместного досуга обучающихся регулярно проводятся клубные дни, тематические вечера, игровые и конкурсные программы. При клубе может действовать совет друзей клуба.

Школа в системе дополнительного образования - это, как правило, узкоспециализированное объединение, которое осуществляет профильное обучение. В зависимости от учебной программы продолжительность обучения в школе может составлять один, два и более лет. Обучающиеся в школе объединяются в учебные группы (классы). По договору с соответствующими учреждениями, предприятиями и организациями обучающимся, сдавшим квалификационные экзамены, может выдаваться свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии. На базе общеобразовательной школы могут быть созданы: художественная школа, школа художественных реме­сел, музыкальная школа, детская спортивная школа, автошкола, киношкола и т.п.

Клуб, студия и школа в системе дополнительного образования могут существовать и как объединения обучающихся по интересам, и как самостоятельные учреждения этой системы наряду с домами, центрами детского творчества, детскими парками, музеями и т.д.

Вопрос 20. Образовательная программа – это документ, определяющий концептуальные основы, направления и содержание деятельности детского объединения, организационные и методические особенности учебно-воспитательного процесса, а также его условия и результаты.

Перечень программ, по которым может работать педагог дополнительного образования

Примерная (типовая) программа

Модифицированная (адаптированная) программа

Это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа, либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу.

Экспериментальная программа

Это программа, которая разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. Экспериментальная программа - это такая образовательная программа, которая проходит апробацию с целью снять конкретные трудности в образовательном процессе, а ее разработчик должен доказать истинность экспериментального положения. По мере прохождения апробации - в случае выявления новизны предложений автора - экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.

Это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно - новизной. Она полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной. При этом название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской, как правило, присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде регионов России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ШОЛОХОВСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

_________________________________________________

347022, Ростовская область, Белокалитвинский район, р.п.Шолоховский, ул. Пушкина, дом 32

тел : (8863 83) 5-40-08, Е -mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Утверждено

Приказом директора

МБУ ДО ЦВР

Л.С. Аверьянова

№ ____, от «___» мая 2015 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о творческом объединении

I. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172 – 14, Уставом МБУ ДО ЦВР (далее по тексту Центр).

1.2. Творческое объединение – это относительно устойчивая совокупность детей и педагогов, объединенных единой целью (закрепленной в образовательной программе), сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности.

1.3. Творческое объединение является структурной единицей Центра, которое может осуществлять свою образовательную деятельность на базе Центра или другой образовательной организации (на основе заключенных договоров).

1.4. Творческое объединение создается исходя из интересов и потребностей учащихся.

1.5. По решению администрации Центра, в связи с производственной необходимостью творческое объединение одного направления может быть перепрофилировано на другое.

1.6. На базе творческого объединения могут быть созданы: профильная группа детей и подростков, клубы по интересам, мастерские и творческие лаборатории с целью включения каждого ребенка (обучающегося) в творческую деятельность в меру его возможностей и способностей, в зависимости от интересов.

II. Цель и задачи

2.1. Цель: формирование общей культуры личности учащихся на основе усвоения содержания дополнительных образовательных программ.

2.2. Задачи творческого объединения:

Овладение обучающимися объемом знаний, умений и навыков, развитие их творческих способностей по направлению деятельности.

Формирование высоконравственной, образованной личности, обладающей базовыми компетенциями современного человека.

Обеспечение необходимых условий для личностного развития, охраны и укрепления здоровья, профессионального самоопределения.

Патриотическое и гражданское воспитание детей и молодёжи.

Организация содержательного досуга обучающихся, развитие их социальной активности, новаторских идей и поисков, утверждение здорового образа жизни.

III. Основные направления и содержание деятельности творческого объединения

3.1.Образовательный процесс в творческом объединении осуществляется в соответствии с общеобразовательной программой по различным направленностям (художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-педагогической), разрабатываемой педагогом дополнительного образования, принятой на педагогическом совете и утвержденной директором Центра.

3.2.Образовательная деятельность творческого объединения осуществляется по направленностям:

· Художественно-эстетическая направленность предусматривает приобщение учащихся к различным видам прикладного творчества, искусства, раскрытие их индивидуальных возможностей и творческих способностей, профессиональную ориентацию и адаптацию к условиям современной жизни (вокал, вокальный ансамбль, вязание, ИЗО, флористика, бисерное рукоделие, вышивка шелковыми лентами, мягкая игрушка, лоскутное шитье, вышивка и др.);

· Физкультурно-спортивная направлена на воспитание здорового образа жизни и развития детского и юношеского спорта на территории, а также задачу более широкого привлечения обучающихся, родителей и педагогических работников образовательного учреждения к регулярным занятиям по настольному, физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни, повышения уровня их физического развития.

· Социально-педагогическая досуговый клуб, клуб интеллектуального общения, охватывает широкий возрастной диапазон:

Для детей дошкольного возраста решает задачи развития познавательных интересов и творческого развития;

Для детей с ограниченными возможностями здоровья решает задачи социальной адаптации;

Для обучающихся младшего и среднего школьного возраста способствует формированию специальных навыков безопасного поведения на улицах и дорогах в особых условиях НПР;

В рамках познавательно-творческой деятельности решает задачи развития интеллектуально-творческих способностей, проектного мышления, образного воображения;

Для обучающихся старшего школьного возраста призвана оказывать социальную поддержку жизненного самоопределения обучающихся через СМИ, формирование личностных качеств, способствующих саморазвитию индивидуальности, социальной адаптации и профессиональной ориентации подростков.

Творческие объединения осуществляют учебно-консультационную работу, организуют творческие отчеты, участвуют в подготовке и проведении муниципальных, городских мероприятий, фестивалей, конкурсов, концертов, соревнований, выставок, используют другие формы общественно-полезной, любительской деятельности.

3. Организация образовательного процесса

3.1. Организация образовательного процесса в Центре осуществляется в соответствии с Уставом, учебным планом.

3.2. Численный состав творческого объединения, продолжительность и периодичность занятий в неделю определяются образовательной программой направлением деятельности, возрастными особенностями учащихся, условиями работы.

3.3. Зачисление обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет осуществляется на срок, предусмотренный образовательной программой.

· Для зачисления в творческое объединение Центра обучающиеся предоставляют следующие документы:

· заявление родителей (законных представителей), дети которых не достигли 14 лет, или заявление детей в возрасте от 14 лет и старше (Приложение 1). Заявление родители пишут каждый учебный год, независимо, сколько лет посещает обучающийся творческое объединение;

· медицинская справка от врача о состоянии здоровья ребенкас заключением о возможности заниматься в группах спортивной направленности. За учащимися сохраняется место в детском объединении в случае болезни, прохождения санаторно-курортного лечения, очередного отпуска родителей.

· Отчисление обучающихся производится в следующих случаях:

По заявлению родителей (законных представителей), переезжающие в другой город, район, уезжающих из своего района (Приложение 2) ;

За грубое нарушение Устава Центра и Правил распорядка обучающихся.

Решение об исключении обучающихся принимается педагогическим советом Центра, оформляется приказом директора Центра.

3.4. Деятельность обучающихся осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам: творческое объединение, клуб, студия, секция, ансамбль, театр, группа (в дальнейшем именуемые «творческое объединение»). В работе творческого объединения могут принимать участие родители (законные представители), организовываются и проводятся совместные массовые, воспитательные, досуговые мероприятия.

3.5. Творческие объединения могут быть разных видов: однопрофильные, многопрофильные, комплексные, группы совместных занятий детей и родителей.

3.6. Обучающиеся имеют право заниматься в нескольких творческих объединениях, а также менять направление обучения. Перевод ребенка из одного творческого объединения в другой осуществляется на основании заявления родителя (законного представителя) ребенка.

3.7. Занятия в творческих объединениях проводятся по интегрированным, комплексным, сквозным программам, группами, подгруппами, индивидуально или всем составом объединения.

3.8. Режим занятий в творческом объединении регламентируется расписанием, составленным педагогом дополнительного образования и утвержденным директором Центра. Продолжительность академического часа занятия составляет 45 минут, 30 минут для детей дошкольного возраста, младших школьников (хореография, занятия с использованием компьютерной техники), с обязательным 10-минутным перерывом между занятиями для отдыха детей и проветривание помещений. В период школьных каникул (осенние, зимние, весенние) педагог имеет право изменить расписание занятий творческого объединения, перенести на дневное время.

3.9. Учебный год в творческом объединении начинается с 1 сентября текущего года, две недели отводится педагогу дополнительного образования для набора и комплектования групп. Список учащихся предоставляется на утверждение директору на начало года не позднее 15 сентября (Приложение 3), на 2 полугодие – не позднее 15 января. Изменение и движение обучающихся в списочном составе за 1 полугодие предоставляется по заявлению педагога дополнительного образования на имя директора Центра - 15 января (Приложение 4, 5) .

3.10. Результативность усвоения предмета на каждом году обучения осуществляется через определенные критерии системы оценки деятельности учащихся (диагностика, мониторинг, контроль), исходя из направленности, цели и содержания реализуемых образовательных программ.

3.11. Учащиеся, освоившие программу одного года обучения, переводятся на следующий год обучения.

3.12. В объединение второго и последующих годов обучения могут быть зачислены учащиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование или иные испытания.

3.13. Освоение общеобразовательных программ на третьем и более годах обучения завершается итоговой аттестацией учащихся, осуществляемой в порядке, установленном Положением об аттестации учащихся Центра. По представлению педагога воспитанник допускается и включается в прохождение итоговой аттестации после достижения:

Третьего года обучения, что предполагает развитие компетентности в данной образовательной области, сформированности навыков на уровне практического применения;

Последующего года (4 год и более) обучения, что предусматривает достижение повышенного уровня образованности в данной образовательной деятельности, умение видеть проблемы, формировать задачи, искать средства их решения.

Обучающимся, успешно завершившим предусмотренной программой года обучения, выдаётся свидетельство о прохождении программы.

3.14. Образовательная деятельность в творческом объединении осуществляется по годам обучения, которые включают в себя подготовительный год обучения, первый, второй, третий и более год обучения в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами следующих направленностей:

3.14.1. Художественно-эстетическая направленность

Музыкальные:

Ø Вокальные ансамбли

Репетиционно-постановочные, сводные занятия со всем коллективом составляет 2-4 часа в неделю.

Ø Изобразительное искусство (живопись, рисунок, композиция, лепка, графика)

На 2-ом году обучения предусматриваются варианты разбивки часов для создания условий обучения с учетом возрастных особенностей детей.

Ø Декоративно-прикладное творчество

Вязание, плетение, вышивка, макраме, флористика, мягкая игрушка, лоскутное шитье, батик, роспись, цветы из ткани, соленое тесто, природный материал, конструирование и моделирование одежды, одежда для кукол и т.д.

Индивидуальная работа (для детей с ОВЗ, одаренных детей) составляет 2-3 часа в неделю.

Творческая мастерская составляет 2-4 часа на группу.

На 2-ом году обучения предусматриваются варианты разбивки часов для создания условий обучения с учетом возрастных особенностей детей.

Ø Фольклорные ансамбли

Индивидуальная работа (для солистов, детей с ОВЗ, одаренных детей) составляет 2-3 часа в неделю.

Репетиционно-постановочные, сводные занятия со всем коллективом составляют 2-4 часа в неделю.

На 2-ом году обучения предусматриваются варианты разбивки часов для создания условий обучения с учетом возрастных особенностей детей.

3.14.2. Физкультурно-спортивная направленность

Ø ОФП (Общая физическая подготовка)

Гимнастика, баскетбол, акробатика, легкая атлетика, волейбол, мини-футбол, подвижные игры.

На 2-ом году обучения предусматриваются варианты разбивки часов для создания условий обучения с учетом возрастных особенностей детей.

Ø Настольный теннис

Для организации и проведения спортивной секции предусматривается 2-4 часа в неделю.

Индивидуальная работа (для детей с ОВЗ, одаренных детей) составляет до 3 часов в неделю.

На 2-ом году обучения предусматриваются варианты разбивки часов для создания условий обучения с учетом возрастных особенностей детей.

3.14.3. Туристско-краеведческая направленность

Индивидуальная работа (для детей с ОВЗ, одаренных детей) составляет до 3 часов в неделю.

Клубные часы составляют 1-2 часа в неделю.

3.14.4. Социально-педагогическая направленность

Ø Клуб интеллектуального общения. Досуговая деятельность.

Индивидуальная работа (для детей с ОВЗ, одаренных детей) составляет до 2-х часов в неделю.

Клубные часы составляют 1-2 часа в неделю.

3.15. Индивидуальные занятия (2-3 часа в неделю) предусмотрены для работы с солистами хореографических и вокальных коллективов, одаренными детьми и детьми-инвалидами по всем направлениям деятельности.

3.16. Репетиционно-постановочные часы (2-4 часа в неделю) предусмотрены для организации сводных репетиций и проведения постановочных работ по хореографии, вокалу, театру.Репетиционно-постановочная работа – это форма учебной, творческой работы с обучающимися по отработке ранее полученных знаний, умений и навыков на конкретном репертуарном материале.

3.17. Для творческих объединений изобразительного, декоративно-прикладного творчества - художественно-эстетической направленностям предусмотрена творческая мастерская (2-4 часа в неделю) по организации самостоятельной, исследовательской, проектной деятельности обучающихся в сотворчестве с педагогом. Творческая мастерская– это форма учебной, творческой работы по организации самостоятельной, исследовательской, проектной деятельности обучающихся в сотворчестве с педагогом.

3.18. Для творческих объединений социально-педагогического направления предусмотрены клубные часы (1-2 часа в неделю) с целью обобщения научных, художественных, познавательных и других интересов обучающихся и их родителей. Клуб – группа обучающихся, объединяемых общей идеей, интересом и т.п.

3.19. Для творческих объединений физкультурно-спортивной направленности предусмотрено 2-4 часа в неделю для организации и проведения спортивной секции.

4. Управление творческим объединением

4.1. Управление творческим объединением осуществляет педагог дополнительного образования в соответствии с должностными инструкциями.

4.2. Педагог дополнительного образования реализует общеобразовательную программу и несет ответственность перед администрацией Центра за деятельность творческого объединения.

4.3. Основными формами самоуправления в творческом объединении являются актив творческого объединения и родительский комитет.

4.4. Творческое объединение может поощряться в порядке, установленном для поощрения коллективов и участников за определенные творческие успехи.

4.5. В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны быть объединены или расформированы.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

« УТВЕРЖДАЮ»

ДИРЕКТОР МБОУ ДОД ЦВР

Л.С.Аверьянова

«______» ________________ 20__ г.

СПИСОК

Учащихся творческого объединения

на 201___ – 201___ учебный год

Творческое объединение –

Педагог –

Год обучения_ _______ Год обучения ________

Группа __1___

Группа ___2___

Всего детей:

Всего детей:

Год обучения_________

Группа __3___

Индивидуальное обучение (ОР/ОВЗ)

Всего детей:

Всего детей:

ИТОГО:________________

Подпись педагога ___________________ ____________________________

подписьФ.И.О. педагога

Дата:_________________________

Согласовано:

Методист _______________________ /Н.В.Орлова/

Приложение 4

Информация

о движении учащихся в творческом объединении

за 1 полугодие 201____- 201____ учебный год

Творческое объединение - ____________________________________

Педагог - ___________________________________________________

Выбыл/Дата

ФИО учащегося (полностью)

Год обучения

Причина выбытия

Отчество

Год рождения

МБОУ (где обучается)

Дата:_____________

· Данную заполненную таблицу прилагать к заявлению о замене детей.

· К данной информации приложить список учащихся творческого объединения на 2 полугодие.

Приложение 5

Заявление

Прошу разрешить внести изменения в списочный состав творческого объединения «____________________________________________», в связи с выбытием детей.

Список учащихся и информация о движении учащихся прилагается.

________________ ___________________


Должность: методист
Учебное заведение: МУ ДО "Красноармейский Центр дополнительного образования детей"
Населённый пункт: село Миасское Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формы детских объединений в учреждениях дополнительного образования"
Дата публикации: 07.11.2017
Раздел: дополнительное образование

Кокшарова Светлана Владимировна

МУ ДО «Красноармейский Центр дополнительного образования детей»

методист

«Формы детских объединений в учреждениях

дополнительного образования»

Основным способом организации детей в любом объединении является их

включение в учебные группы и совместное обучение по единой образовательной

программе в течение определенного времени. Каждый ребенок может участвовать

в работе одной или нескольких групп.

В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного

образования детей предлагаются следующие формы детских объединений по

интересам (творческих объединений) - клуб, студия, ансамбль, группа, секция,

кружок, театр и др.

Что такое группа?

Группа - это формальное объединение. Подобно тому, как в школе объектами

управления являются классы, так и в учреждении дополнительного образования

объектами управления являются - группы или относительно устойчивые

объединения детей и педагога на основе единой цели (декларируемой и

закрепленной в образовательной программе), сходных интересов, потребности в

общении и совместной деятельности.

Учебные группы подразделяются на следующие виды:

1.Однопрофильные;

2.Двухпрофильные;

3.Комплексные (многопрофильные);

4.Переменного состава;

5.Сквозные;

6.Совместных занятий детей и родителей;

7.Учебно-исследовательские.

Рассмотрим приведенные выше виды групп.

1.Однопрофильные группы

Учащиеся в этих группах обучаются одному виду деятельности. Занятие ведет

один педагог.

Например, группа первого (второго, третьего и более) года обучения объединения

«Канзаши».

2.Двухпрофильные учебные группы

Учащиеся обучаются одновременно двум видам деятельности, где второй

является дополнением к основному.

Занятия в таких группах могут проводить:

а) два педагога, каждый по своему направлению деятельности;

б) один педагог, являющийся специалистом по двум видам деятельности.

Если занятия проводят 2 педагога то, необходима совместная разработка учебных

программ и планов, составление расписания занятий, взаимопосещение занятий,

анализ результатов совместной работы.

3.Комплексные учебные группы

В таких группах учащиеся обучаются одновременно трем и более видам

деятельности.

Занятия проводят несколько педагогов, поэтому необходимо совместное

программирование и подведение итогов образовательного процесса.

Комплексные группы могут быть однопрофильными или многопрофильными.

Например, однопрофильные группы по изобразительному искусству: живопись,

графика, роспись по ткани, скульптура. И многопрофильные группы:

предшкольное образование: развитие речи, математика, движение под музыку,

декоративно-прикладное творчество и т.д.

Работа комплексной учебной группы может быть организована следующим

а) занятия проводятся 3 раза в неделю, каждое – по одному из видов деятельности;

б) 2 раза в неделю проводятся комплексные занятия: 1-ая часть – по одному виду

деятельности; 2-ая часть – по второму; 3-ья часть – по третьему. Перерыв между

частями 10-15 минут.

4.Учебные группы переменного состава

Организуются не на весь учебный год, а на более короткие сроки: учебную

четверть, на один месяц, на неделю.

Цель создания таких групп – осуществление начальной подготовки учащихся,

приобретения ими первоначальных знаний и умений по какому-либо виду

деятельности; проведение массового обучения школьников каким-либо навыкам;

организация полезного и познавательного досуга.

Например, творческие группы на период школьных каникул (осенних, зимних,

весенних), группы летних оздоровительных лагерей, группы на базе детского

отделения больницы и т.д.

5.Сквозные учебные группы

В них наряду с основным составом учащихся проходят обучение воспитанники

других коллективов учреждения.

Цель создания таких групп – способствование более глубокому и прочному

овладению знаниями и умениями по основному виду деятельности.

Занятия в таких группах могут проводиться как в разовом порядке, так и с

определенной периодичностью(1-2 раза в месяц).

Например, группы ДПИ посещают занятия групп по ИЗО; учащиеся

туристического объединения – занятия по экологии.

6.Группы совместных занятий детей и родителей

Родители принимают участие в работе учебных групп без включения в

списочный состав , по согласованию с педагогом.

Цель создания групп – укрепление семьи, формирование общих интересов детей и

родителей, организация семейного досуга; развитие детей, требующих

повышенного внимания, индивидуальной помощи родителей в обучении.

Например, объединения «Моделирование одежды», «Вязание», «Спортивная

семья», «Туристическая семья», «Русский фольклор».

7.Учебно-исследовательские группы

Могут создаваться на основе договора с учебными и научно-исследовательскими

институтами, предприятиями, творческими организациями. Учащиеся выполняют

поисковые, исследовательские, опытные и экспериментальные работы.

Деятельность таких групп осуществляется под руководством научных

руководителей (консультантов). В составе групп – средние и старшие подростки.

Цель создания таких групп – углубленное изучение различных областей науки,

техники, искусства, физической культуры; привлечения детей к изобретательской

деятельности; профессионального самоопределения учащихся.

Рассмотрим формы (виды) детских объединений в УДОд

Форма - установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних

отличительных признаков, порядок их расположения в целом; сложившаяся

система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-

Основными формами детских объединений являются:

объединение, клуб, студия, ансамбль, театр, мастерская, школа, лаборатория,

класс, секция, оркестр.

Объединение

Объединение является наиболее распространенной, традиционной, базовой

формой добровольного объединения детей в учреждении дополнительного

образования.

Отличительные признаки:

1. Приоритет предметно-практических задач, направленных на формирование

знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности (учебному

предмету). Ведущими являются репродуктивные методы работы и приоритет

активности педагога.

2. Основной вид деятельности – обучение. Хотя это не означает отсутствия

воспитательных задач.

3 . Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.

4. Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки

детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога.

Клуб

Детское объединение, решающее целый комплекс педагогических задач:

Организация досуга детей;

Развитие коммуникативных умений;

Развитие навыков самоуправления и самостоятельности;

Освоение содержания той или иной предметной области.

Отличительные признаки:

1.Наличие органов детского самоуправления.

2. Творческие взаимосвязи в коллективе клуба.

3. Символика и атрибутика.

4. Наличие Устава или Положения о клубе.

5. «Ступени роста» для членов клуба.

6. Особые условия приема в клуб.

7. Разновозрастные объединения детей в составе клуба (звенья, бригады,

экипажи, советы и т. д.)

Возможные подходы к классификации клубов

1. Образовательные, досуговые.

2. Предметные, профильные, многопрофильные.

3. Возрастные, разновозрастные.

4. Временные, постоянно действующие.

5.С постоянным и переменным составом учащихся.

Студия

Детское объединение, чья деятельность связана с определенным видом искусства,

называется студия.

С латинского «студия» - «усердно работаю, изучаю», а в переводе с итальянского

- «изучение, комната для занятий».

Это может быть театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая и т. д.

Отличительные признаки:

1.Основная цель – развитие художественных и творческих способностей

детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка.

2.Углубленное изучение содержания образования. В основе – доминирующий

предмет, вокруг которого выстраиваются «смежные», сопряженные с ним.

3.Сочетание экспериментальных и практических педагогических задач и

форм работы.

4.Система деятельности по демонстрации детских практических достижений.

5. Специальные условия набора детей в студию.

6.Высокое качество творческого «продукта» детей.

7. Наличие ступеней обучения, завершенных по содержанию и времени.

8.Наличие общественного органа студии по оценке качества творческих

достижений (худ. совет).

Возможные подходы к классификации студий

1. Однопредметные и полипредметные.

2. Первичный коллектив и структурное подразделение УДО.

Ансамбль

Ансамбль (от французского слова «вместе») - небольшая группа исполнителей

отдельных художественных произведений (музыкальных, хореографических),

выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив.

Детское объединение, связанное исполнением одного репертуара. В учебном

процессе сочетает групповые и индивидуальные формы работы.

Например, ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца,

вокально-инструментальный ансамбль.

Театр

Творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности

определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться

успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.

Театр - объединение, которое может организовывать свою деятельность в

комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития

творческого потенциала личности и его актуализации.

Например, существует «Театр эстрадной песни», «Фольклорный театр», «Театр

моды» и др.

Мастерская

Форма детского образовательного объединения, имеющая принадлежность

ремесла, искусства и ориентированная на прикладные умения и достижение

уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении

специальных технологий.

Мастерская предполагает состав учеников, занимающихся у одного художника-

педагога, развивающих в своем искусстве его творческие методы.

Главной особенностью педагогических технологий считается не сообщение и

усвоение информации, а передача способов работы, результат овладения

которыми дает детям «творческие умения, формирующие личность.

Отличительные признаки:

1. Преобладают практические задачи, ориентация на достижение высокого

уровня мастерства в определенном направлении.

2. В основе обр. процесса – изготовление чего-либо, формирование и

оттачивание прикладных умений, овладение спец. технологиями.

3. Наличие собственного помещения.

4. Система д-ти по демонстрации детских практических достижений.

Возможные подходы к классификации мастерских

1. Конкретного педагога.

2. Профильные.

Например, гончарная мастерская, мастерская хореографии, мастерская Аллы

Школа

Форма образовательного объединения, которая сочетает в себе изучение

нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного

профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения.

Отличительные признаки:

1.Комплексность, сложность, масштабность пед. целей и задач.

2.Комплекс учебных предметов (не менее 3-х).

3.Наличие пед. коллектива.

4.Ступенчато-преемственный характер обучения.

5.Система пед. контроля, анализа и оценки результатов.

6.Четкие условия набора и обучения в школе.

7.Вручение сертификата по окончании школы.

8. Наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Возможные подходы к классификации школ

1. Профильные, непрофильные и многопрофильные.

2. Образовательные, общей ориентации, воспитательного характера,

социальной направленности.

3. Для одаренных детей, для детей с ослабленным здоровьем.

4. Первичный коллектив и структурное подразделение УДО.

Лаборатория

Цель лаборатории - развитие умственных и изобретательских способностей

подростков.

Отличительные признаки:

1.Поисковый, изобретательский компонент, опытно-экспериментальная работа

учащихся.

2.В основе деятельности – конкретная область научных знаний или проблема

межпредметного характера.

3.Максимальная самостоятельность детей, педагог – консультант, помощник,

координатор исследования.

4. В составе – старшие подростки.

Возможные подходы к классификации лабораторий

1. Временные и постоянные.

2. Тематические, проблемные, проблемно-тематические.

Класс

Группа учащихся (обычно одного возраста), занимающихся под руководством

определенного педагога по одной образовательной программе, или учебный

коллектив, изучающий определенный предмет.

Например, класс вокала, рояля, балета, живописи, композиции, экономический

Секция

Детское объединение, имеющее спортивную специализацию.

Например, шахматная секция, секция плавания, художественной гимнастики.

Оркестр

Группа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных

произведений на различных инструментах.

Например, детских духовой оркестр, оркестр ложкарей, оркестр народных

инструментов

Варианты выбора формы детского объединения

1. Инновационное проектирование: выбор формы, а затем отбор содержания

и педагогических технологий в соответствии с требованиями, предъявляемыми

2. Традиционное проектирование: поиск необходимой формы на основе

анализа состояния образовательного процесса в д/о, с учетом условий работы и

возможностей педагога.

Для форм детских объединений характерно:

1) определение обязательных признаков объединений, по

которым они отличаются одно от другого;

2) выделение сущностных признаков форм образовательных объединений, что

будет способствовать упорядочению процессов формотворчества в учреждении.

Основания дифференциации различных форм:

Уровень и приоритет задач;

Количество предметов, профилей; степень их интегративности;

Приоритет направлений деятельности;

Особенности организации образовательного процесса: принципы набора и

комплектования коллектива, постоянность контингента (условия приема в течение

года), наличие ступеней обучения, структура объединения, наличие органа

самоуправления;

Система учета и контроля знаний, умений, навыков;

Уровень образовательных результатов;

Обеспечение образовательного процесса: нормативное,

программное, кадровое, методическое и т. д.

Примерное положение о детском объединении дополнительного образования

Общие положения

1.1Полное название объединения, его статус.

1.2Его назначение.

1.3Цели и задачи деятельности.

2. Организационные основы деятельности

2.1Правила приема в объединение.

2.2Сроки и этапы обучения.

2.3Количество учебных часов в неделю (основных и дополнительных), других

форм учебной работы.

2.4Требования к форме, оснащению ребенка на занятии.

2.5Правила для воспитанников, родителей.

2.6Вопросы материального (финансового) обеспечения деятельности.

2.7Правила выдачи сертификата по окончании обучения.

3. Организация учебно-воспитательного процесса

3.1Учебная деятельность:

3.2Основные формы обучения;

3.3Формы и сроки итоговых занятий.

3.4Воспитательная деятельность:

основные подходы к содержанию (чему отдается приоритет);

3.5Основные формы массовых воспитательно-развивающих мероприятий.

От правильной организации дополнительного образования ребенка во многом зависит качество его будущего. Поэтому родителям необходимо со всей ответственностью подходить к выбору формы допобразования. Сегодня мы расскажем вам об основных формах детского дополнительного образования и выделим главные особенности каждой из них.

В условиях современного общества базовой школьной программы для полноценного развития вашего ребенка вряд ли будет достаточно. Чем больше творческих качеств вы поможете ему развить, чем шире будет кругозор и общение, тем выше станет его потенциал.

Расширить кругозор ребенка, а также "проявить" всего его способности, родителям поможет детское дополнительное образование , которое нацелено на всестороннюю реализацию всех творческих и личностных способностей детей. Оно находит выражение во многих формах работы: кружки, факультативы, секции, творческие студии и т.д.

Принципы организации детских объединений в контексте дополнительного образования построены на:

  • добровольной основе;
  • возможности менять организации или посещать занятия нескольких;
  • проведении занятий в обусловленной форме (индивидуально, в группах);
  • режиме труда и отдыха;
  • индивидуальном подходе.

Важно понимать, что от правильной организации дополнительного образования ребенка во многом зависит качество его будущего. Поэтому родителям необходимо со всей ответственностью подходить к выбору формы допобразования.

Сегодня мы расскажем вам об основных формах детского дополнительного образования и выделим главные особенности каждой из них.

Формы детского дополнительного образования

Кружок

Кружок (творческий, предметный) - объединение детей по интересам и предметным знаниям, что позволяет развить их творческие задатки, расширить знания и коммуникативный опыт. Занятия в кружке проводятся по специально разработанной программе, однако при необходимости руководитель может вносить свои коррективы. Работа с детьми проводится на принципах развития инициативы, творчества, индивидуального подхода.

Особенности: главная цель – обучение, формирование умений и навыков касательно конкретного предмета, тематическое разнообразие (кружок танцев, квиллинга, оригами, литературы и т.д.).


Ансамбль

Ансамбль – творческий коллектив, исполняющий общие музыкально-хореграфические постановки (песня, танец).

Особенности: главная цель – гармоничное развитие личности через эстетическое образование, развитие художественно-творческих умений, четко определенный профиль деятельности, разнообразие форм занятий, сочетание индивидуального и группового обучения, участие детей разной возрастной группы.

Студия

Студия – группа детей, объединенная общими интересами, задачами и деятельностью.

Особенности: основная цель – развитие творческих способностей, талантов детей, конкретный профиль деятельности (хореография, изобразительно искусство, театр, литература), углубленное изучение доминирующего предмета, демонстрация достижений, поиск новых эффективных методик работы с творческими детьми.

Школа

Школа – форма дополнительного образования , учебная программа, которая объединяет изучение нескольких взаимосвязанных дисциплин или нацелена на изучение одного профиля.

Особенности: комплексность, наличие концепции школы, устава, образовательной программы, приоритет отдается обучению, строгая система контроля знаний, ступенчатый характер обучения, определенные условия поступления, сертификат об окончании школы

Театр

Театр – творческий коллектив, главной целью которого является воспроизведение художественного действия на сцене, реализация детского творческого потенциала (театр моды, социальный театр).

Особенности: разнообразные форм занятий, изучение театра как вида искусства, четкая система условия набора участников, нестандартная программа занятий , преобладание художественно-эстетического компонента в программе, широкая творческая практика.


Факультатив

Факультатив – вспомогательная форма педагогического процесса, направленная на удовлетворение интересов ребенка, исследовательскую деятельность, выявление творческих способностей детей, углубленное изучение предмета, языка, а также развитие креативного мышления и подготовку одаренных детей к олимпиадам и конкурсам. Существуют факультативы в рамках общеобразовательной программы (они организовываются на базе школы) и факультативы на частной основе.

Школьные факультативы не повторяют содержания школьной программы. На занятиях дети получают дополнительные, более глубокие знания по предмету и закрепляют выученный материал выполнением самостоятельных заданий. Процесс проверки знаний носит больше обучающий, чем контролирующий характер. Чтобы заинтересовать ребенка занятием, темы должны быть разнообразными, а методы работы нестандартными.

Репетиторские занятия

Репетиторские занятия – форма обучения, которая отличается от классических занятий в классе наличием частного преподавателя и индивидуальной программы работы, с учетом приоритетных для конкретного ученика учебных моментов.

Особенности: частная форма проведения, платная основа, симбиоз повторения материала и изучения нового, ликвидация пробелов в знаниях, высокая интенсивность подачи материала, возможны групповые занятия, дистанционное обучение (благодаря специализированным порталам, сайтам, IT-технологиям), репетиторство нацелено, главным образом, на устранение недостатков в усвоении общеобразовательной программы.


Центр творчества и развития

Центр творчества и развития – многопрофильное образовательное учреждение для дополнительного образования детей; образовательная организация, главная цель которой – развитие физического и творческого потенциала детей.

Особенности: занятия проводят с полугодовалого возраста, сочетание разных направлений и видов деятельности (художественная, спортивная, военно-патриотическая, социально-педагогическая, туристическо-краеведческая), возможность профильной подготовки старшеклассников , установленный режим занятий, практика проведения занятий и праздников вместе с родителями (даже для самых маленьких детей).

Клуб

Клуб – объединение на основе общих интересов для общения и организации досуга.

Особенности: наличие органов детского самоуправления, символов и атрибутов (например, девиз, форма, эмблема), устава клуба, традиций, а также общение между разными поколениями воспитанников.

Дополнительное образование – неотъемлемая часть общеобразовательной системы . Благодаря разнообразию его форм становится возможным с раннего детства развить в ребенке его творческий потенциал и индивидуальность.

Мы живем в мире техники. Нас окружают различные машины, механизмы, конструкции. Как не потеряется в этом технологическом пространстве? педагог высшей категории, 20 лет отдавшая системе дополнительного образования, Л.Т.Алехина успешно обучает техническому моделированию Каширских мальчишек, которые занимаются у нее с увлечением. Она умеет найти подход к каждому из них и каждого научить. Ребята придумывают и создают летающие и плавающие модели, модели, технические игрушки. Этот вид творчества развивает фантазию, находчивость, творческую выдумку, а также конструкторские способности и техническое мышление. Что, несомненно, пригодится в жизни. Программа объединения содержитбогатую научно-методическую базу, снабжена интересными учебно- методичсеским комплексом. Лидия Тимофеевна обучает детей работе с ручными инструментами, изготавлению моделей различной сложности. Но работа ведется не только в кабинете. Ребята вместе с педагогом ходят на экскурсии, в походы. Где проводят запуски новых моделей. И каждую весну плывут по реке созданные детьми корабли и катера. И каждую осень взмывают в небо детские самолеты.


Close