• Экономика и география государства
  • Социальные тенденции в обществе
  • Отношение медицинских работников к выполняемым обязанностям
  • Отношение медицинского персонала к социальным условиям и обществу в целом
  • Положение системы здравоохранения в государстве
  • Отношение к медицинскому делу человека, непосредственно дающего определение, а также многое другое

Определения сестринского дела, которые могут дать:

  • врачи
  • медицинские сестры
  • пациенты и их близкие
  • работники системы образования
  • социальные служащие
  • страховые агенты, будут очень сильно отличаться

Всероссийская научно-практическая конференция, прошедшая в 1992г. в Галицино, «По теориям сестринского дела» дала примерно следующее определение данной науке:

Сестринское дело – часть медицинского ухода за здоровьем , направленная на устранение насущных и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменчивой окружающей среды.

В 60-х годах Комитетом Экспертов сестринское дело было определено как «практика человеческих взаимоотношений», а медсестра «должна уметь заметить потребности человека (как индивидуального человеческого существа), вызванные заболеванием.

В 1961 году Вирджинией Хендерсон – американской медицинской сестрой и преподавателем – было дано наиболее устоявшееся и каноничное определение, гласящее:

Сестринское дело – помощь в оказании больному или здоровому человеку тех действий, которые имеют отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, которые пациент предпринял бы сам, обладая он необходимыми силами, навыками и знаниями, волей.

Причем, делается это так, чтобы пациент как можно скорее приобрел полную самостоятельность.

В 1984 году американскими медсестрами было дано определение:

Медицинская сестра – это человек , который питает, лелеет, защищает; и всегда готов помочь слабому.

Тем не менее, первой такое определение дала Флоренс Найтингейл («Записки об уходе» — 1859 год), гласящее, что:

Сестринское дело – это действие по использованию окружающей среды пациента для его же выздоровления. При этом, выходит, что медицинская сестра не лечит, а создает самые оптимальные условия для естественного природного выздоровления.

Флоренс искренне считала, что наиболее важными задачами медсестры является:

  • уход за больным (создание условий при которых болезнь не наступает);
  • уход за здоровым человеком (помощь в том, чтобы испытывать удовлетворение от жизни даже в момент болезни).

Она же первой стала утверждать, что навыки врача и медицинской сестры – это совершенно разные вещи, затрагивающие различные пласты теоретических и практических знаний.

Отличия врачебной и сестринской профессии

Все усилия, предпринимаемые врачами (независимо от рода деятельности и подходов) направлены на изучение, описание и борьбу с болезнью. При этом, те же принципы применяются как во врачебной, так и в исследовательской (научной) практике. Но каждое заболевание ставит перед пациентом и другие вопросы, которые необходимо решать.

Например, врач, победивший недуг в виде травмы позвоночника, не учитывает возможных последствий в виде снижения двигательной активности, понижения мышечного тонуса и пр., но такие проблемы для пациента не менее важны, чем само избавление от недуга. И здесь на помощь приходит медицинская сестра.

Именно она должна обучить пациента адаптации к новым условиям, связанным с перенесением тяжелой болезни. Она помогает пациенту организовать оптимальные методы самоухода, найти свое место в обществе, обучает элементарным основам самогигены и профилактики.

Значит, сестринское дело, прежде всего, ориентировано на человека (личность, частичку социума, общественную единицу) а не на болезнь. При этом основной задачей становится решение проблем, связанных с изменениями в нормальном ритме жизни.

Отсюда следует, что сестринское дело обладает громадным потенциалом и может самостоятельно рассматриваться вровень с врачебной дисциплиной. Значит, обязанности медицинской сестры куда шире, чем простое выполнение назначений врача. На нее возлагается:

  • уход за пациентом
  • оказание необходимой помощи
  • сохранение здоровья
  • профилактика заболеваемости
  • реабилитация
  • облегчение страданий
  • обучение и консультация пациентом

Как руководитель, медсестра должна обладать задатками лидера, менеджера, психолога и педагога. При этом ее деятельность не ограничивается ни:

  • социальными
  • политическими
  • религиозными
  • государственными
  • расовыми
  • возрастными
  • половыми
  • личностными
  • какими-либо другими рамками, а распространяется везде и повсюду

Международный Совет сестер (1987 год) дал еще одно определение сестринскому делу:

Сестринское дело – это составная часть системы здравоохранения , направленная на укрепление здоровья, профилактику заболеваемости, предоставление психосоциальной помощи и ухода лицам, страдающим заболеваниями, нетрудоспособным всех типов.

Данная помощь оказывается как в рамках медицинского учреждения, так за его стенами: на дому, в полевых условиях, везде, где в этом имеется потребность.

По данным «World Vision International » от 1993 года, понятие сестринского дела включает четыре основные составляющие:

  • Здоровье
  • Окружающая среда
  • Личность
  • Сестринское дело

1. Сестринское дело

Флоренс Найтингейл в свое время заявляла о том, что сестринское дело включает двойственный подход к пациенту: искусство и наука.

К примеру, медсестра-исполнитель, накладывающая повязку больному, не только хорошо осведомлена о технической стороне этого дела, но и понимает, в каких лечебных целях это необходимо.

Значит, в этой ситуации техника удачно пересекается с наукой.

Если учесть, что повязка должна быть наложена с особой аккуратностью, а пациент нуждается в разъяснениях и общении, то никак не обойтись без этических и моральных качеств хорошей медицинской сестры.

Без научного понимания проблемы невозможно оказать правильную помощь и уход. Вопросы искусства и науки тесно сплетены во всех сферах сестринской деятельности:

  • в общении с коллегами
  • в построении стратегии сестринской помощи
  • в освоении новых знаний и навыков
  • в общении с родственниками больных
  • в саморазвитии и самообучении и т.д.

Области компетенции медицинской сестры:

  • наблюдение пациента
  • диагностика
  • обучение
  • умение быстро принимать решения
  • лечебные назначения и процедуры
  • организационные вопросы
  • обеспечение безопасности при оказании сестринской помощи больному.

2. Личность

Философия личности всегда была наиболее популярной и обсуждаемой темой. В случае с медицинской деятельностью в роли личности выступает пациент. При этом крайне важно учитывать как общие особенности личности, так и ее индивидуальные составляющие:

  • психическое состояние
  • физическое состояние
  • умственное состояние и т.д.

Еще в древние времена врачеватель Авиценна утверждал, что каждый отдельный человек является неповторимой индивидуальностью, к которой необходимо найти соответствующий подход.

В деле медицинской сестры отношения с пациентом являются крайне важными факторами для выздоровления. При этом медсестра должна уметь работать с любой личностью, независимо от каких-либо качеств и личных предпочтений.

Убедиться в важности личности можно, если вспомнить, сколько вывозов дежурных медсестер, споров и трений возникает в палатах только из-за того, что неверно объединены в одной палате совершенно несовместимые личности, не способные ужиться рядом.

В общем, проблема личности в системе здравоохранения, так сказать, налицо!

Медицинская сестра в обязательном порядке, несмотря на распоряжения врачей и коллег, следит за безопасностью пациента.

«Этический Кодекс Международного Совета медицинских сестер » ясно говорит, что никакие факторы не способны снять с медсестры моральной, этической и юридической ответственности за здоровье пациента. По этому поводу логично вспомнить основные качества, предписываемые медицинской сестре, — это Неравнодушие, Заступничество, Опыт .

Примерно то же самое пропагандирует «Первое Международное сестринское сообщество »: Любовь, Мужество, Честь .

3. Окружающая среда

Данный фактор оказывает очень сильное влияние на пациента, на ход течения заболевания, на процесс выздоровления. Этот факт был замечен еще во времена жизни Флоренс Найтингейл и до сегодняшнего дня остается не менее значимым, чем сто лет назад.

Окружающая среда подразделяется на составляющие:

  • физическую (погода, время года, география, температура окружающей среды, влажность и пр.)
  • социальную , формирующую человека как личность (школа, семья, рабочие коллеги, знакомые и пр.)
  • культурную (религиозные предпочтения, язык, манера разговора, традиции, верования и пр.).

В свете всех вышеописанных представлений о жизни и мире медицинской сестре значительно проще найти подход к определенному пациенту, выработав соответствующую манеру поведения с ним.

Такой подход наиболее эффективен при борьбе с недугами. При этом медсестра, сумевшая найти общий язык с больным, может рассчитывать на его помощь в любой сложившейся ситуации.

4. Здоровье

Концепция здоровья достаточно обширна и сложна для понимания. Тем не менее, ВОЗ в 1947 году определила здоровье как полное благополучие во всех сферах человеческой жизни и деятельности, а не простое отсутствие болезни.

Здоровье является конечной целью в профессии медицинской сестры . При этом считается, что для здорового человека адаптация к изменчивым условиям окружающей среды является нормой.

Здоровый умственно, физически и психически пациент способен преодолеть любые недуги и невзгоды без особых усилий и затруднений.

Флоренс Найтингейл говорила: «Ни одна из человеческих профессий не связана так близко со Смертью и Жизнью, как профессия медицинской сестры »!

Теория сестринского дела – комплексная дисциплина, призванная дать ответ на наиболее общие вопросы сестринской науки и практики. Она изучает историю и философию сестринского дела, его роль и место в медицине и жизни общества. Также теория сестринского дела исследует закономерности организации сестринской помощи и научных исследований в этой области, формулирует модели сестринского дела, права и обязанности сестер всех уровней положения и образования.


ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА Философия сестринского дела, в свою очередь, отражает мировоззрение сестры в отношении ее деятельности, формирование целостного взгляда на сестринское дело, на роль и место в нем сестринского персонала. В центре этой философии, этого мировоззрения - человек, больной, здоровый или умирающий. Человек, обладающий биологическими, психологическими, социальными и духовными потребностями. Человек, имеющий право на активную, гармоничную жизнь и развитие, на получение сестринских услуг, независимо от вероисповедания и социального положения. Эта философия основана на общечеловеческих 36 принципах этики и морали. Большое внимание здесь уделяется отношению медицинской сестры к пациенту как к человеку, к личности.


Философия сестринского дела устанавливает: этические обязанности медицинской сестры по обслуживанию пациентов (соблюдать конфиденциальность, уважать автономию пациента, говорить правду и т. д.); цели, к которым стремится медицинская сестра (независимость, здоровье, знания, умение и т. п.); моральные качества или добродетели (мудрость, сострадание, милосердие, терпение и т. д.)


НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ И МОДЕЛИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В настоящее время в мировой практике сестринского дела насчитывается более 30 концептуальных моделей сестринской помощи. Каждая из них содержит следующие основные положения: определение пациента, источник проблем пациента, приоритетная задача сестры, роль сестры, фокус вмешательства, способы вмешательства, ожидаемый результат




ОРГАНИЗАЦИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА. По своим основным этапам врачебный и сестринский процесс весьма сходны: выслушивание жалоб пациента, обследование и исследования, постановка диагноза, сообщение его пациенту, выбор способа лечения, процесс лечения, дальнейшие рекомендации


Сестринский процесс это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам. Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники».


Что дает для практики сестринский процесс? Сестринский процесс: во-первых, определяет конкретные потребности пациента в уходе. во-вторых, он способствует выделению из ряда существующих потребностей приоритетов по уходу и ожидаемых результатов ухода, кроме этого прогнозирует его последствия. в-третьих, сестринский процесс определяет план действий медицинской сестры, стратегию, направленную на решение проблем пациента, связанных с болезнью. в-четвертых, с его помощью оценивается эффективность проведенной сестрой работы, профессионализм сестринского вмешательства. и, самое главное, сестринский процесс гарантирует качество оказания помощи, которое можно проконтролировать.


Организационная структура сестринского процесса состоит из пяти основных этапов: 1. сестринское обследование пациента, 2. диагностирование его состояния (определение потребностей и выявление проблем), 3. планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей (проблем), 4. выполнение плана необходимых сестринских вмешательств 5. оценка полученных результатов с их коррекцией в случае необходимости


















ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, сестринское дело - это самостоятельная профессия, значимость которой для пациентов и их окружения ставит ее вровень с профессией врача. Функции медицинской сестры значительно шире, чем простое выполнение врачебных назначений. Это: Осуществление сестринского ухода. Сюда относятся профилактика заболеваний, сохранение здоровья, реабилитация и облегчение страданий. Данная функция эффективнее всего выполняется в рамках сестринского процесса. Обучение пациентов и сестринского персонала. Исполнение сестрой зависимой и независимой роли в бригаде медицинских работников. Развитие сестринской практики с помощью исследовательской деятельности. Эта функция включает, в частности, участие в создании и разработке стандартных сестринских технологий. Теория сестринского дела является ключевой дисциплиной, позволяющей по-новому осмыслить профессию сестры в современном обществе.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Двойников С. И., Карасева Л. А., Пономарева Л. А. Теория сестринского дела. Самара. ГП Перспектива с. 2. Кодекс Международного Совета медицинских сестер. 3. Мухина С. А., Тарновская И. И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». М.: Родник, Мухина С. А., Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского дела./В 2 ч./ М.: Родник, Постановление II Всероссийского съезда средних медицинских работников. Москва октября 2004 г. 6. Приказ МЗ РФ 4 от 9 января 2001 г. «ОБ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 7. Приказ МЗ РФ 354 от 8 декабря 1998 г. «О порядке рассмотрения и утверждения проектов нормативных документов по стандартизации в здравоохранении». 8. Приказ МЗ РФ 374 от 22 декабря 1998 г. «О введении классификатора "ПРОСТЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ". 9. Сестринское дело. Т.1. Под редакцией А. Ф. Краснова. Самара: ГП Перспектива, Теория и концептуальная модель сестринского дела: Учебное пособие: Пер. с англ./Под общ. ред. профессора Г.М.Перфильевой.- М.:ГЭОТАР МЕД, с. 11. Харди И. Врач, сестра, больной. М.: Мед Этический кодекс медицинской сестры России. 13. Веаге Р.G. & Муеrs J.L. Рrinciples and practice of adult health nursing (2nd ed.)-Тоrоnto: Моsbу Patricia A. Potter, Anne G. Perry. Fundamentals of Nursing. Concepts, process and practice//2nd ed. - The C.V. Mosby Company. - ST.LOUIS, BALTIMORE, TORONTO, P.15

Сестринское дело — это наука и искусство, которое комплексно охватывает тело, разум и духовную сферу пациента, поддерживает духовное, умственное и физическое здоровье посредством обучения и примера, акцентирует внимание на сохранении здоровья, а также на оказании помощи больным, включает в себя заботу о социальной и духовной сфере пациента, так же, как и о физической, и осуществляет медицинское обслуживание и семьи, и общества, и индивида (Всемирная Организация Здравоохранения, 1944).
Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где есть в ней потребность (Международный Совет медицинских сестер, 1987).
Сестринское дело — неотъемлемая составная часть системы здравоохранения, являющаяся многогранной медико-санитарной дисциплиной. Сестринское дело имеет медико-социальное значение, так как призвано поддерживать, укреплять и охранять здоровье населения, оказывать помощь страждущим и проводить реабилитацию пациентов.
Философия сестринского дела является частью общей философии и определяет:
1) основные этические обязанности специалистов по обслуживанию человека и общества;
2) цели, к которым стремится профессионал;
3) моральные качества добродетели и навыки, ожидаемые от практикующих специалистов.
Основным принципом философии сестринского дела является уважение жизни, достоинств и прав человека. Сестра действует как независимо, так и в сотрудничестве с другими профессиональными работниками сферы здравоохранения с тем, чтобы удовлетворить потребность общества и отдельных пациентов в охране здоровья. Сестринское дело не имеет ограничений по расовым признакам, возрасту, полу, политическим или религиозным убеждениям, социальному положению.
Потребность в сестринском уходе универсальна, она необходима человеку от рождения до смерти. Оказывая помощь больному, медицинская сестра должна стремиться создать атмосферу уважительного отношения к его духовным ценностям, обычаям и убеждениям. Медицинская сестра сохраняет конфиденциальность, оберегает полученную информацию в интересах пациента, если эта информация, не противоречит его здоровью и здоровью членов общества.
Большинство теорий сестринского дела создано в США. Это объясняется тем, что именно там впервые было введено высшее образование для медицинских сестер, обеспечившее проведение научных исследований в сестринском деле. Теории и научные публикации по вопросам сестринского дела в других странах, в том числе и в европейских, в значительной мере основываются на американском опыте, так как первые медицинские сестры, начавшие исследования в сестринском деле, получили образование в университетах США.
Понятие «теория сестринского дела», как и само «сестринское дело», имеет много определений. Ряд исследователей считает, что теория есть упрощенное отражение реальных явлений, происходящих в обыденной жизни. Другими авторами подчеркивается, что теория — это систематизированное описание или объяснение одного или нескольких явлений.
Применительно к теориям сестринского дела можно считать, что их возникновение во многом объясняется стремлением авторов теорий систематизировать сестринскую деятельность, объяснить наиболее важные феномены сестринского дела, описать что есть сестринское дело и каким оно должно быть, а также разъяснить, чем оно принципиально отличается от других профессий. Современные исследователи рассматривают работы Найтингейл в качестве первой теоретической концептуальной модели сестринского дела.
Некоторые разработчики теорий, расценивавшие сестринское дело как практическую прикладную дисциплину, считали, что теории должны направлять сестринскую деятельность, помогать объяснять типичные ситуации, связанные с уходом, предоставлять необходимую медицинскую информацию, особенно в части выбора стратегии и тактики действий.
Одновременно признавалась необходимость развития сестринского дела как научной дисциплины, а это означало, что теории сестринского дела должны были иметь четкую структуру, однозначно понимаемый терминологический аппарат, ясно очерченные предположительные связи между элементами, философию сестринского дела. Иными словами, создаваемые теории должны были базироваться на научных методах исследования, использовать только объективную информацию.
Однако по мере того как теоретики и практики совместно осмысливали и развивали теорию, этот разрыв уменьшался, и сейчас за рубежом сложилось устойчивое мнение, что любая теория, обосновывающая практические или теоретические положения, способствует формированию основы для практической деятельности медицинской сестры.
В результате дискуссий назначение любой теории зарубежные исследовательницы сестринского дела сформулировали, используя следующие научные термины:
. описательная;
. разъясняющая;
. прогнозирующая (предвидящая);
. контролирующая (предписывающая);
. нормативная.

В описательных теориях содержится описание какой-либо области исследования. Эта область может ограничиваться одним или несколькими явлениями. Теории, которые не просто описывают одно или несколько явлений, а объясняют, почему данные явления таковы, каковы они есть, называются разъясняющими. Теория называется прогнозирующей или предвидящей, если она определяет, каким образом можно предвидеть изменение ситуации в данной области. Обозначение «контролирующая» применяется в отношении теорий, которые указывают, что нужно делать, чтобы изменить ситуацию в нужном направлении. Нормативные теории, как правило, практические, дают конкретные рекомендации, методики как этого добиться. Структурными компонентами таких теорий являются:
. основополагающие морально-этические ценности;
. методики (описание процедур и манипуляций);
. типичные ситуации (условия практической деятельности). Помимо вышеуказанных основных назначений теорий сестринского дела зарубежные авторы выделяли степень абстрактности теории и «границы теории».
Под степенью абстрактности подразумевается та дистанция, которая существует между практической реальностью и описанием ее в терминах той или иной теории. Если перед нами очень отвлеченная теория, то требуется ряд усилий, чтобы понять, каким образом эти понятия связаны с практической деятельностью медицинской сестры, тогда данная теория имеет высокую степень абстрактности. Теория с низкой степенью абстрактности требует гораздо меньше усилий, чтобы соотнести ее с теми элементами действительности, которые она истолковывает, и, как правило, ее методики возможны для применения в практическом здравоохранении.
Понятие «границы теории» связано с тем, какую часть области сестринского дела та или иная теория охватывает. С этой позиции теории бывают глобальные, промежуточные и ограниченные.
Глобальные теории — это такие теории, которые являются масштабными, всеобъемлющими и хорошо разработанными. В них описывается несколько, но крупных явлений. Примером могут служить теории В. Хендерсон (V. Henderson), Д. Орем (D. Огет), К. Рой (С. Roy). Авторы данных теорий не ограничивали свои подходы к уходу за пациентом в определенной области сестринского дела. Другими словами, практическое применение данных теорий возможно в любых организациях, при любых заболеваниях и разной степени состояния пациента.
Промежуточные теории охватывают меньшую область сестринского дела, и здесь все понятия более четко разграничены между собой. Примером может служить группа теорий, которые посвящены деятельности медицинских сестер с различной конкретной специализацией, например, в психиатрии как в теории X. Пеплау(X. Peplau).
Ограниченные или «узкие» теории — это те теории, которые описывают только одно или несколько явлений. Зато эти явления и взаимоотношения между ними описаны детально. Примером ограниченной теории может служить теория, которая описывает влияние применения стероидов на кожные высыпания, сопровождающиеся зудом.
Одной из наиболее активно обсуждаемых проблем является проблема развития теорий. Очень многие аспекты данной проблемы считаются спорными. Следует отметить, что, обсуждая научные подходы, их различают как по методу, так и по фундаментальному базовому знанию. В связи с этим можно говорить о двух подходах к исследованию, а именно дедуктивном и индуктивном.
При дедуктивном методе исследователь идет от общего к частному от каких-то первоначальных предпосылок и с помощью логических умозаключений приходит к выводам, которые следуют из этих посылок. Чаще всего эти исходные предпосылки заимствованы из других теорий сестринского дела или вообще из других научных областей.
При индуктивном методе исследователь исходит из конкретных наблюдений, и путем анализа и синтеза формулируются выводы. Исследователь исходит из наблюдаемых явлений, выбранных им в качестве типичных (т.е. исследователь идет от частного к общему).
Интересным моментом в развитии теоретических подходов к сестринскому делу является изучение вопроса о количестве самих теорий. Особенно остро этот вопрос обсуждался в 1960-1970 гг. Сторонники существования одной теории приводили следующие аргументы:
. развитие сестринского дела как научной дисциплины возможно только при наличии одной теории;
. одна теория будет способствовать созданию единого профессионального «языка» в сестринском сообществе, однозначной трактовке терминов, понятий, феноменов сестринского дела.
В пользу существования множества теорий назывались следующие контраргументы:
. в настоящее время существует множество теорий сестринского дела, внесших определенный вклад в его развитие;
. ни одна из созданных теорий не охватывает в равной степени все области сестринского дела;
. выбрать из существующих теорий одну — значит уменьшить значение других.
В России с теориями сестринского дела познакомились лишь в 1990-х гг., когда началось реформирование отечественного здравоохранения и были введены программы подготовки медицинских сестер повышенного уровня.
Для развития отечественного сестринского дела сегодня является важным использование в практической деятельности уже существующих теорий сестринского дела, позволяющих с научной позиции улучшить сестринскую практику. Поэтому в качестве основополагающего понятия теории сестринского дела взято определение М. Киркеволд (M. Kirkevold): теория сестринского дело — это письменное изложение того, что представляет собой сестринское дело в целом или определенная его область.
Таким образом, теория играет важную роль в развитии сестринского дела, направляя и объединяя образование, научные исследования и практическую деятельность. Она способствует также формированию профессионального сознания и укреплению связей между медицинскими сестрами, работающими в различных областях.
Учитывая значительный объем информации, касающийся развития сестринского дела в зарубежных странах, и необходимость его осмысления для дальнейшего анализа, далее приводится хронологическое описание важнейших этапов развития теорий сестринского дела в зарубежных странах, на основе обзора, выполненного А. Мелеиз (A. Meleis) в 1991 г. Эти этапы приводятся в табл. 1 и более подробно рассматриваются ниже.
Таблица 1.
Периодизация и хронология основных этапов развития теорий сестринского дела

Период Продолжительность Характеристика периодов
1 до 1955 г. От принципов Флоренс Найтингейл до фундаментальных исследований в области сестринского дела
II 1955-1970 гг. Бурное развитие теорий сестринского дела
III 1971-1975 гг. Формирование структур теории, терминологии. Развитие теорий — цель научных сестринских исследований
IV 1976-1980 гг. Период осмысления, возрастание роли практики.
V 1981-1990 гг. Стремление к систематизации, обоснование теорий и развитие профессиональной терминологии
VI 1991 г. — по наст, время Развитие доказательной сестринской практики

Период I: до 1955 г От принципов Флоренс Найтингейл до фундаментальных исследований в области сестринского дела.

В этот период накопление знаний о сестринском деле и их распространение носило бессистемный характер. Большую часть знаний медицинские сестры приобретали в больницах, при которых существовали учебные заведения, а потом совершенствовали эти знания на практике.
Такое положение дел, наряду с нехваткой сестринских кадров и низким уровнем преподавания, не устраивало профессиональное сообщество. Американское правительство после серии рабочих совещаний, проверок деятельности больниц приняло специальное постановление об улучшении системы образования, перенеся процесс подготовки преподавателей и администраторов сестринского дела в университеты. Первые школы и колледжи при университетах появились в США на рубеже XIX-XX вв. Более широко университетское образование для медицинских сестер и педагогов стало развиваться в 1950-х гг. Важнейшей задачей было определение содержания сестринского образования, и решение этой проблемы послужило толчком для появления первых теорий сестринского дела.

Период 2: 1955-1970. Бурное развитие теории сестринского дела.

В эти годы, благодаря начавшейся подготовке медицинских сестер в университетах, сестринское дело активно развивается. Медицинские сестры, работающие в больницах, выполняли все больший объем работы, что способствовало росту их профессионального статуса.
Естественным следствием этого стало растущее недовольство врачей, считавших, что медицинские сестры выполняют врачебные функции. Врачи начали контролировать деятельность медицинских сестер. В ответ на этот контроль и растущее недоверие к компетентности сестер лидеры сестринского дела пытаются создать теории, которые бы описывали, что входит в обязанности медицинской сестры и за что она несет ответственность.
К ранним концептуальным теориям этого периода относится теория Хильдегард Пеплау (Hildegard Peplau, 1952), ставшая впоследствии моделью сестринской практики в психиатрии. Сестринское дело Пеплау представляла в виде сложного процесса межличностного и терапевтического взаимодействия между сестрой и пациентом, где сестра выступает в роли помощника, советчика и опекуна для пациента, а процесс их межличностного взаимодействия включает ряд последовательных этапов: ориентацию, идентификацию, объяснение и решение.
Наибольшую известность и популярность среди сестер в данный период получила теория Вирджинии Хендерсон (Virginia Henderson, 1955), основанная на удовлетворении 14 базовых потребностей пациента. Она отмечала, что «уникальная задача сестры в процессе ухода за отдельными лицами, больными или здоровыми, заключается в том, чтобы оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь ему в осуществлении тех действий по укреплению и восстановлению здоровья, которые он мог бы выполнить сам, если бы имел для этого достаточно сил, воли и знаний. Помощь, оказываемая пациенту сестрой, должна способствовать обретению им в кратчайшие сроки полной независимости».
В 1961 г. Американская Ассоциация медицинских сестер опубликовала официальный документ, в котором определила сестринскую деятельность как самостоятельную профессию. В качестве одной из важнейших целей развития профессии было выдвинуто создание теорий сестринского дела.
Новая группа теорий (Orlando, 1961; Wiedenbach, 1964; Travelbee, 1966) строилась уже не на основе теории потребностей, а на взаимодействии медицинской сестры с пациентом. Эти теории описывают, что характеризует хорошие и конструктивные отношения между сестрой и пациентом. Они оказали большое влияние на преподавание сестринского дела, выдвинув на первый план межличностный аспект сестринского дела и определив уход за больным, как процесс, позволяющий медицинской сестре целенаправленно выявлять осознаваемые потребности больного и рассматривать процесс лечения в перспективе и динамике.

Период 3: 1971-1975. Формирование структур теории, терминологии. Развитие теорий — цель научных исследований.

В начале 1970-х гг. было признано необходимым создание теории с четко выраженными структурными признаками. В США опубликован ряд статей, авторы которых наметили подходы к формированию приемлемых теорий сестринского дела. Это были критерии и характеристики, заимствованные из других областей знаний. Они определили необходимые составные части теорий сестринского дела, пути их практическою применения. Были сформулированы рекомендации по анализу и оценке теорий. Признание получили следующие критерии: объективность, эмпирическая достоверность, возможность применения количественных показателей, надежность, клиническая пригодность, гласность, коллегиальность и пр. Также в это время обсуждались следующие вопросы:
. нужна ли теория сестринского дела и если да, то почему;
. какая именно нужна теория;
. что должно характеризовать эту теорию;
. сестринское дело — это фундаментальная или прикладная наука.
Были определены две базовые точки зрения относительно дальнейшего развития сестринского дела. Представители первой из них полагали, что теория сестринского дела в первую очередь должна быть ориентирована на практическую деятельность с целью ее улучшения. Другая часть исследователей придавала большее значение естественнонаучному фундаменту теорий, и для них приоритетным было, чтобы теория сестринского дела отвечала научным критериям, принятым в других областях знаний, таких как психология, социология, биология ит.д. Смысл дискуссии состоял в том, чтобы проанализировать, какой тип научного знания может стать фундаментом сестринского дела. Было аргументировано доказано, что для того чтобы сестринское дело могло считаться самостоятельной профессией и наукой, оно должно отвечать тем же научным критериям, что и другие научные дисциплины.
В 1973 г. Американская ассоциация медсестер (ANA) опубликовала Стандарты сестринской практики, где значительная роль отводилась сестринским диагнозам. В этом же году в США состоялась первая конференция по классификации сестринских диагнозов, а двумя годами позже — вторая.
В это время появилось много солидных и влиятельных теорий, авторами которых явились: Каллиста Рой (Callista Roy, 1970), Марта Элизабет Роджерс (Marta E. Rogerc, 1970), Имогин Кинг (Imogene King, 1971), Д. Орем (D. Огет, 1971) и др.

Период 4. 1976-1980 гг. Период осмысления. Возрастание роли практики.

В конце 1970-х гг. американские преподаватели сестринского дела приобрели некоторый опыт работы с теориями сестринского дела, принимая участие в дискуссиях и используя теории или модели сестринского дела в преподавании. Новое поколение медицинских сестер, знакомясь с теориями в процессе обучения, работая в практическом здравоохранении, пыталось внедрить их в свою деятельность. Научное осмысление существующих теорий позволило выделить основополагающие для сестринской профессии понятия: личность, окружающая среда, здоровье, сестринское дело. В 1978 г. Д. Фоссет (J.Fawcett) объединила их в единое понятие «метапарадигма».
Были также определены вопросы, которые входят в сферу компетенции сестринского дела как научной дисциплины:
. какие факторы влияют на жизненные процессы, функции и благополучие человека;
. каковы типы поведения человека по отношению к окружающим в критических ситуациях;
. какие факторы могут оказывать влияние на состояние здоровья.

Период 5. 1981-1990 гг. Стремление к систематизации, обоснование теорий и развитие профессиональной терминологии.

Дискуссии по поводу того, нужны ли теории в сестринском деле, прекратились. На сестринское дело стали смотреть как на самостоятельную научную дисциплину. В этот период вышло несколько книг, в которых различные теории сравнивались межу собой. Были сделаны попытки внедрить теории в научные разработки и практику, а также соединить результаты различных исследований в единой теории.
Теперь на передний план выступили вопросы:
. что нам дали возникшие теории сестринского дела;
. как теория может использоваться в практике.
В середине 1980-х гг. большинство исследователей пришли к общему выводу, что теория сестринского дела является важным инструментом в научной работе и практической деятельности.
Эти годы были отмечены ростом интереса к серьезному обсуждению научно-философских проблем. Был проделан глубокий анализ различных философских направлений для поиска ответов на фундаментальные вопросы, связанные с развитием теорий в сестринском деле.
Внимание привлекли и онтологические проблемы: что такое человек, каково его происхождение и развитие, как он воспринимает действительность.
Еще одна особенность, характеризующая развитие сестринского дела в конце 1980-х гг. — это интерес к сестринскому процессу и сестринским диагнозам среди медицинских сестер многих стран мира.
В данном периоде деятельность медицинских сестер была определена как научно обоснованная методология сестринского ухода в процессе предоставления помощи пациентам. В большинстве сестринских школ новую концепцию деятельности медицинских сестер включили в содержание учебных программ. В отдельных штатах, например, Канзас, Нью-Йорк, постановка сестринского диагноза была определена Законами о практической профессиональной деятельности медицинских сестер как юридической обязанности профессиональной медицинской сестры.

Период 6. 1991 г. — по настоящее время. Развитие доказательной сестринской практики.

После 1991 г. в США была продолжена дальнейшая систематизация и унификация профессионального сестринского языка и практики. К наиболее успешным результатам этой работы можно отнести созданные в Северной Америке Классификацию сестринских диагнозов (NANDA), Классификацию сестринских вмешательств (NIC) и Классификацию сестринских результатов (NOC).
Доказательная сестринская практика своим появлением во многом обязана концепции доказательной медицины (ДМ), которая была предложена клиническими эпидемиологами из Канадского университета Мак-Мастера (McMaster University), г. Онтарио. Авторы ДМ предлагали врачам и другим специалистам проводить систематический поиск и анализ достоверных фактом в медицинской литературе и использовать полученную информацию для принятия решения об оказании медицинской помощи, Доказательная сестринская практика может быть представлена следующим алгоритмом действий:
. формулирование вопроса, на которой может быть получен ответ, и оценка ситуации, в которой находится пациент;
. систематический поиск доказательств, полученных в научных исследованиях, которые могут быть использованы для ответа на поставленный вопрос;
. интеграция доказательств, полученных в исследованиях, с другой информацией, которая может повлиять на решение проблем пациента: клинический опыт медицинской сестры, предпочтения пациента в отношении альтернативных форм помощи, доступность ресурсов;
. принятие решения об оказании доказательной сестринской помощи;
. оценка результатов принятого решения.
Следует отметить, что в настоящее время объем статей, посвященных различным аспектам деятельности медицинских сестер, значительно уступает количеству публикаций по клиническим вопросам. При этом, начиная с первой четверти XX в., исследования по сестринскому делу проводятся в различных странах мира, и к текущему моменту они представляют значительные объемы литературы, которым вполне применимы технологии поиска, оценки степени надежности представленных доказательств, обобщения результатов, используемых в доказательной медицине.

СБОРНИК

Заданий в тестовой форме

Для промежуточной аттестации по профессиональному модулю «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»


Сборник заданий в тестовой форме для промежуточной аттестации по профессиональному модулю «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» / издание первое. – Казань, КМК. 2012 – 60 с.


Введение

Тестовые задания МДК 01 4

Тестовые задания МДК02 9

Тестовые задания МДК 03 18


ВВЕДЕНИЕ

Критерии оценок тестового контроля

Задания в тестовой форме по безопасности - 100% правильных ответов.

По другим разделам:

5 "отлично" - 91-100% правильных ответов из 170 тестов.

4 "хорошо" - 81-90% правильных ответов из 170 тестов.

3 "удовлетворительно" - 71-80% правильных ответов из 170 тестов.

2 "неудовлетворительно" - 70% и менее правильных ответов из 170 тестов.

Задания составлены с учетом Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060501 «Сестринское дело», 060102 «Акушерское дело», 060101 «Лечебное дело».
МДК 01. Теория и практика сестринского дела

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

1. Программный документ "Философия сестринского дела в России" был принят в

а) Каменецк-Подольске, январь 1995 г.

б) Москве, октябрь 1993 г.

в) Санкт-Петербурге, май 1991 г.

г) + Голицыно, август 1993 г.

2. Физиологическая проблема пациента

а) одиночество

б) риск суицидальной попытки

в) беспокойство по поводу потери работы

г) + нарушение сна

3. Цель сестринского процесса

а) диагностика и лечение заболевания

б) + обеспечение приемлемого качества жизни в период болезни

в) решение вопроса об очередности мероприятий ухода

г) активное сотрудничество с пациентом

4. Предмет изучения биоэтики

а) + моральные и нравственные аспекты взаимоотношения между людьми

б) профессиональный долг медицинской сестры

в) история сестринского дела

г) профессиональные знания и умения медицинской сестры

5. Первый уровень в пирамиде человеческих ценностей (потребностей)

психолога А.Маслоу

а) принадлежность

б) + физиологические потребности

в) достижение успеха

г) безопасность

6. К физиологической потребности, согласно иерархии А.Маслоу,

относится

а) уважение

б) знание

в) + дыхание

г) общение

7. Страх смерти является проблемой

а) + психологической

б) физической

в) социальной

г) духовной

8. Количество уровней в иерархии основных жизненно важных

потребностей, по А.Маслоу

а) четырнадцать


б) десять

9. Вершиной иерархии потребностей человека, по А. Маслоу, является

а) социальная потребность

б) потребность в самоуважении и уважении окружающих

в) + потребность в самореализации личности

г) потребность в безопасности

10. Первым теоретиком сестринского дела является

а) Ю. Вревская

б) Е. Бакунина

в) Д. Севастопольская

г) + Ф. Найтингейл

11. Понятие жизненно важная потребность человека означает

а) способность функционировать независимо

б) + дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека

в) любое осознанное желание

г) потребность человека в самоактуализации

а) Бакунина Екатерина Михайловна

б) Пирогов Николай Иванович

в) Флоренс Найтингейл

г) + Вирджиния Хендерсон

13. Цели сестринского ухода бывают

а) + краткосрочными

б) общими

в) личными

г) не конкретными

14. Количество этапов сестринского процесса

15. Третий этап сестринского процесса включает

а) + планирование объема сестринских вмешательств

б) срочное оказание неотложной помощи

в) выявление проблем пациента

г) сбор информации

16. Второй этап сестринского процесса включает

а) планирование объема сестринских вмешательств

б) + выявление проблем пациента

в) сбор информации о пациенте

г) определение целей сестринского ухода

17. Слово "диагнозиз" в переводе с греческого языка означает

а) болезнь

б) признак

в) состояние

г) + распознавание

18. К вербальному относят общение с помощью

а) мимики

б) + слова

г) взгляда

19. Пример независимого сестринского вмешательства

а) использование газоотводной трубки

б) + организация взаимопомощи в семье пациента

в) назначение горчичников

г) назначение лечебного стола и режима двигательной активности

20. Сестринский диагноз (проблемы пациента)

а) + недержание мочи

б) ангина

в) цианоз

а) + Доротея Орем

б) Юлия Вревская

в) Абрахам Маслоу

г) Николай Пирогов

22. Проблема задержка стула

а) второстепенная

б) потенциальная

в) эмоциональная

г) + физиологическая

23. Социальные потребности пациента

в) + признание

24. Первый этап сестринского процесса включает

а) прогнозирование результатов ухода

б) + беседу с родственниками пациента

в) определение существующих и потенциальных проблем пациента

г) профилактику осложнений

25. Определение сестринской проблемы

а) выявление клинического синдрома

б) выявление конкретного заболевания

в) выявление причины заболевания

г) + описание проблем пациента, связанных с реакциями на заболевание

26. К субъективному методу сестринского обследования относится

а) определение отеков

б) + расспрос пациента

в) измерение артериального давления

г) знакомство с данными медицинской карты

27. Сестринская проблема

а) + может изменяться в течение суток

б) не отличается от врачебного

в) определяет болезнь

г) имеет цель вылечить

28. Специализированное учреждение для оказания паллиативной помощи

а) + хоспис

б) поликлиника

в) медсанчасть

г) станция скорой помощи

29. Понятие сестринского диагноза впервые появилось

а) в Японии

б) в Соединенных Штатах Америки

в) в России

г) + в Англии

30. Иерархию основных человеческих потребностей предложил американский

психолог

б) + Маслоу

31. Выберите из предложенного перечня сестринскую проблему

а) нарушено удовлетворение потребности в безопасности

б) персонал избегает контактов с пациентом

в) сердечная недостаточность

г) + дефицит знаний по уходу за стомой

32. Правильно сформулированная цель сестринского вмешательства

а) у пациента не будет одышки

б) пациент получит достаточно жидкости

в) пациент бросит курить после беседы с сестрой

г) + пациент будет уметь одеваться самостоятельно к концу недели

33. На первом этапе сестринского процесса требуется

а) + умение проводить беседу с пациентом и его родственниками

б) согласие лечащего врача

в) согласие старшей медсестры

г) согласие заведующего отделением

34. Четвертый этап сестринского процесса включает

а) сбор информации о пациенте

б) + выполнение сестринских вмешательств

в) определение целей ухода

г) выявление проблем пациента

35. Пятый этап сестринского процесса – это

а) составление плана сестринской помощи

б) сбор информации о пациенте

в) + оценка эффективности действий, причин ошибок и осложнений

г) определение нарушенных потребностей, существующих и потенциальных

проблем человека в связи со здоровьем

36. Классификация сестринских диагнозов (проблем пациента)

а) краткосрочные и долгосрочные

б) + настоящие и потенциальные

г) технические, духовные, социальные

37. Сестринское вмешательство может быть

а) взаимосвязанным

б) + взаимозависимым

в) взаимным

г) взаимодейственным

38. Пятый этап сестринского процесса – оценка эффективности

а) + сестринского ухода

б) беседы с пациентом

в) манипуляции

г) профилактики заболевания

39. Своеобразный протокол самостоятельной профессиональной деятельности

медсестры отражается при заполнении

а) + карты сестринских наблюдений за пациентом

б) медицинской карты стационарного больного

в) статистической карты

г) листа назначений

40. "Международный день медсестры" отмечают

41. Метод организации и оказания сестринской помощи определяет

а) сестринское вмешательство

б) + сестринский процесс

в) сестринские потребности

г) сестринский уход

42. Тип общения, который положительно влияет на пациента

а) хирургический

б) + терапевтический

в) педиатрический

г) психологический

43. Медсестра, общаясь с плохо слышащим пациентом, воспользуется

а) специальной терминологией

б) устной речью

в) мимикой

г) + письменной речью

44. Медсестра, выполняя функцию преподавателя, должна уметь

а) измерить давление

б) выявить отеки

в) + эффективно общаться

г) обработать инструментарий

45. Основных потребностей человека насчитывается

а) десять

б) + четырнадцать

г) пятнадцать

46. К физиологической потребности относится потребность

б) работать

в) одеваться

г) общаться

47. К потребностям безопасности относится потребность

а) + двигаться

в) общаться

г) выделять

48. Потребность общаться принадлежит

а) первому уровню пирамиды

б) второму уровню пирамиды

в) + третьему уровню пирамиды

г) четвертому уровню пирамиды

49. Первый этап сестринского процесса включает

а) составление плана ухода

б) выявление проблем пациента

в) + сбор информации о пациенте

г) постановка целей

50. Сестринское обследование пациента является

а) зависимым

б) + независимым

в) взаимозависимым

г) взаимосвязанным

51. Проблемы, которые могут появиться у пациента в результате выполнения

сестринского ухода называются

а) настоящими

б) + потенциальными

в) приоритетными

г) долгосрочными

52. К приоритетной проблеме относится

а) + срочное оказание неотложной помощи

б) определение главного клинического синдрома

в) знакомство с данными медицинской карты

г) организация взаимопомощи в семье пациента

53. Цели сестринского ухода бывают

а) долголетними

б) долговечными

в) долгожданными

г) + долгосрочными

54. В обязанности медсестры входит

а) диагностика заболевания

б) назначение лечения

в) назначение санитарной обработки

г) + профилактика болезней и травм

55. «Вдовьи дома» в Петербурге были созданы в

а) 1776 году Екатериной II

б) 1715 году Пётром I

в) + 1803 году Марией Фёдоровной

56. Женщины, которые осуществляли уход за престарелыми и больными вдовами

а) повивальные бабки

б) + сердобольные вдовы

в) сёстры милосердия

57. Впервые больница для бедных была открыта в

а) + 1806 году в Москве на базе Вдовьего дома

б) 1776 году в Екатерининской больнице

в) 1715 году в военном госпитале

58. Обучающие курсы сердобольных вдов были созданы по указу

а) Елизаветы I

б) Екатерины II

а) Екатерина II

б) + Христофор фон Оппель

в) Мария Фёдоровна

60. Свято-Троицкая община сестёр милосердия была создана в

а) + 1844 году

б) 1873 году

в) 1901 году

61. В общину сестёр милосердия принимали женщин

а) + 18 – 40 лет, незамужних, грамотных

б) 18 – 20 лет, замужних, необразованных

в) 40 – 55 лет, вдов, не грамотных

62 «Отцом русского сестринского дела» в России признан

б) + Н.И.Пирогов

в) Христофор фон Опель

63. Впервые получила опыт оказания помощи раненым во время военных действий

а) Крестовоздвиженская община

б) + одесская община сердобольных сестёр

в) Никольская община сестёр милосердия

64. Отличительный знак сестёр милосердия в крымской войне

а) белый вышитый крест на одежде

б) + металлический крест на зелёной ленте

в) нательный деревянный крестик

65. Инициаторы организованной женской помощи больным и раненым во время крымской войны

а) Павел 1, Екатерина Бакунина

б) + княгиня Елена Павловна, Н.И.Пирогов

в) Николай 1, Мария Фёдоровна

66. Указ о создании Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия издал

а) + Николай 1

б) Александр 1

в) Павел 1

67. Разделить медсестёр на перевязочных, аптекаршей и хозяек предложил

а) Е.Бакунина

б) + Н.И.Пирогов

в) А.Стахович

68. Первой начальницей крестовоздвиженской общины сестёр милосердия была

а) + Александра Стахович

б) Екатерина Бакунина

в) Даша Севастопольская

69. Деятельность Екатерины Бакуниной после крымской войны

а) продолжала возглавлять Крестовоздвиженскую общину

б) + построила сельскую лечебницу для крестьян

в) работала операционной сестрой с Н.И.Пироговым

70. Государственная награда сёстёр после крымской войны -

а) крупное денежное пособие

б) + серебряная медаль

в) пожизненная пенсия

71. Развитие сестринского дела в России после крымской войны

а) сестринское дело развивалось за счёт пожертвований

б) сестринское дело перестало развиваться

в) + сестринское дело стало контролироваться государством

72. Международный договор о помощи раненым во время войн был заключён

а) в 1901 году в Вашингтоне

б) в 1854 году в Лондоне

в) + в 1864 году в Женеве

73. Первое название Российское общество красного креста

а) Российское общество красного креста и красного Полумесяца

б) + российское общество попечения о больных и раненых воинах

в) общество сестёр красного креста

74. Курсы, утвержденные в декабре 1919 года приказом Реввоенсовета

а) братьев и сестёр милосердия

б) сестёр милосердия

в) + красных сестёр и санитарок

75. Награда международного красного креста медсестрам за труд во время Великой Отечественной Войны -

а) медаль имени Е.Бакуниной

б) + медаль Флоренс Найтингейл

в) серебряная медаль «за храбрость»

76. I всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию состоялась

а) + в 1922 году в г. Москве

б) в 1941 году в г. Ленинграде

в) в 1916 году в г. Москве

77. Средние медицинские учебные заведения в России были сформированы

а) в 1914 году

б) в 1917 году

в) + в 1925 году

78. Реализация международного проекта «новые сёстры для новой России» началась

а) в 1983 году

б) в 1975 году

в) + в 1991 году

79. Основоположник общества красного креста

а) Н.И.Пирогов

б) + Анри Дюнан


Close