В Арктике Министерство обороны развернуло масштабное строительство, которое не велось со времен Советского Союза. Глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу заявил, что к 2018 году должно быть полностью завершено создание и вооружение всей арктической группировки. Работа, учитывая суровый климат региона, очень непростая. Замминистра обороны РФ Дмитрий Булгаков в ходе комплексной проверки материально-технического обеспечения органов военного управления, соединений и частей Северного флота побывал в ряде гарнизонов и на острове Новая Земля. Вместе с ним с ходом строительства объектов и бытом наших военных в Арктике смог познакомиться и спецкор «Армейского стандарта».Самолет с заместителем министра обороны РФ Дмитрием Булгаковым приземлился на аэродроме «Рогачево», который сейчас реконструируется, чтобы иметь возможность принимать все типы военных воздушных судов. Рядом с аэродромом возводится загоризонтная РЛС, а неподалеку, в бухте Белушья Губа, восстанавливается инфраструктура для полноценной военноморской базы. Замминистра прилетел проинспектировать ход строительства объектов на Новой Земле и оценить готовность удаленных воинских частей к зиме. Новая Земля встретила пронизывающим ветром и противным моросящим дождиком, переходящим в ливень. Для начала ноября погода аномально теплая, признаются встречающие нас офицеры, обычно в это время на острове лежит снег и температура стоит далеко за минус. Первым пунктом стало посещение строящейся на острове радиолокационной станции «Подсолнух». Она должна быть сдана в следующем году.

«Подсолнух» — название загоризонтной РЛС, она способна засекать объекты, как в пределах видимости, так и за линией горизонта. Она предназначена для обнаружения надводных и воздушных целей на расстоянии до 450 километров. Применяется для всепогодного не- прерывного круглосуточного контроля надводной и воздушной обстановки в пределах 200-мильной экономической зоны России. Станция позволяет в автоматическом режиме одновременно или последовательно обнаруживать, сопровождать и классифицировать до 300 морских и 100 воздушных объектов, определять их координаты и выдавать по ним целеуказания корабельным комплексам ПВО и наземным средствам противовоздушной обороны. Замминистра внимательно осмотрел ход работ по строительству РЛС. Рабочие признались «Армейскому стандарту», что строить на Новой Земле очень непросто. «Здесь почва очень сложная, сплошной базальт, на то, чтобы просто котлован вырыть, уходит очень много времени, ковши экскаваторные стираются, что называется, на раз», — рассказал один из строителей. Сделав ряд замечаний по объекту, замминистра отправился на площадку, где развернулись наши системы ПВО. Неподалеку от «Рогачево» в 2015 году заступил на боевое дежурство зенитный ракетный полк 1-й дивизии ПВО 45-й армии ВВС и ПВО Объединенного стратегического командования «Север». На его вооружении находятся ЗРС С-300 «Фаворит». Зенитный ракетный полк стал первой полноценной воинской частью Северного флота, сформированной на островах Северного Ледовитого океана. До этого времени в данных широтах дислоцировались только отдельные подразделения и группы. Вооружение, военная и специальная техника полка доставлялись на архипелаг в течение года. В сжатые сроки были подготовлены позиционные районы и развернуты комплексы, чьи боевые расчеты и заступили на боевое дежурство. Булгакову доложили, что полк полностью готов к выполнению поставленных задач. Для военнослужащих полка, проходящих службу на Новой Земле, предусмотрен ряд льгот и привилегий: увеличенный отпуск и денежное довольствие, обеспечение продовольственным пайком и витаминами, двойное исчисление выслуги, дополнительный коэффициент к пенсии и право на плановую замену по желанию военнослужащего по истечении 3-летнего срока службы на островах Северного Ледовитого океана. В целом замминистра остался доволен увиденным. Положительных примеров действительно много. В качестве доказательств успешной деятельности системы МТО Северного флота можно отметить пуски баллистических ракет в Белом и Баренцевом море, испытание новейшего морского вооружения в ходе стратегической командно- штабной тренировки, ввод в состав ВМФ построенных, отремонтированных и модернизированных кораблей, подводных лодок и судов обеспечения, осуществление северного завоза, ледокольную про- водку отрядов кораблей и судов в Арктической зоне.
После инспекции Дмитрий Булгаков согласился рассказать «Армейскому стандарту» о ходе реконструкции в Арктике и о системе материально-технического обеспечения Северного флота.
— Дмитрий Витальевич, какие работы сейчас выполняются на аэродроме «Рогачево»?— На аэродроме идут работы по расширению и удлинению взлетно-посадочной полосы, созданию рулежных дорожек, мест стоянки самолетов, площадки противообледенительной обработки авиатехники и других зданий и сооружений. Аэродром будет реконструирован к концу 2017 года. Кроме этого в 2016 году на архипелаге Новая Земля будет построено порядка 15 объектов военной и социальной инфраструктуры для развернутой группировки российских войск. В настоящее время на этапе подготовительных работ находится создание в Арктической зоне постоянно действующих аэродромов, в числе которых «Тикси», «Анадырь», «Воркута», «Темп» на острове Котельный.— Из графика строители не выбиваются?
— Обустройство инфраструктуры Вооруженных сил РФ в поселке Южный на архипелаге Новая Земля идет полным ходом, строительство технических позиций зенитных ракетных частей и авиации, социальной инфраструктуры, а также аэродрома «Рогачево» осуществляется в соответствии с графиком. Сейчас здесь возводятся хранилища для военной техники и инженерных коммуникаций. Для создания необходимой социальной инфраструктуры идет строительство общежития для личного состава на 100 человек и столовой. Кроме того, здесь строят здание дежурной смены, гараж и площадку для построения личного состава. В целом могу сказать, что создание военной инфраструктуры в Арктике является уникальным проектом по организации логистики, доставке материальных средств и грузов, а также проведении строительно-монтажных работ. Впервые в истории современной России в таких масштабах ведутся работы в условиях Крайнего Севера.— Как сейчас в целом обеспечен Северный флот?
— Северный флот, зона ответственности которого охватывает территорию четырех субъектов РФ (Мурманская и Архангельская области, Республика Коми, Ненецкий автономный округ), играет важнейшую роль в обеспечении военной безопасности Арктического региона. Для решения этой задачи флот имеет все возможности — в его оперативный состав входят четыре объединения, 17 соединений, а также комплект воинских частей флотского подчинения. Общая численность группировки войск (сил) составляет около 90 тысяч человек. Их нужды и потребности удовлетворяются созданной на флоте достаточно мощной системой материально- технического обеспечения, деятельность которой с учетом оперативно- стратегических задач, большого пространственного размаха и особых природно-географических условий требует значительных финансовых и материальных затрат, слаженной работы командующих, командиров и штабов всех степеней, а также органов МТО, которые насчитывают порядка 20 тыс. военнослужащих и гражданского персонала.— Что показала проверка Северного флота?— С 27 сентября по 25 октября проверке подверглись до 10 органов военного управления МТО и около 70 соединений, частей и организаций различного подчинения, в том числе Кольская флотилия разнородных сил, Беломорская военно-морская база, 45-я армия ВВС и ПВО, сухопутные и береговые войска, военкоматы и военно-медицинские учреждения, а также части 12-го Главного управления (ядерного) Минобороны РФ, Военно-морского флота и Воздушно- космических сил. Как отмечается в итоговых материалах инспекции, на флоте проделана большая организационная и практическая работа, решаются задачи по накоплению, хранению, содержанию и освежению запасов материальных средств, вооружения и военной техники, продолжает совершенствоваться материально-техническая база служб МТО соединений и воинских частей флота, много внимания уделяется улучшению быта военнослужащих, ведется претензионная работа. Этому во многом способствует стабильное финансово- экономическое положение, которое обеспечило нам государство. Сейчас созданы все необходимые условия, чтобы выйти на новое качество обеспечения боевой подготовки, повседневной деятельности и быта личного состава. Вместе с тем отнесенные к лучшим в материалах инспекции корабли и воинские части находятся в одинаковых условиях с теми, которые не вошли в этот список. Разница лишь в наличии или отсутствии желания, командирской воли в наведении и поддержании твердого уставного порядка по всем видам боевой и повседневной деятельности.
— Как вы оцениваете работу офицеров на Северном флоте?— Во все времена основу любой армии составлял и составляет офицерский корпус. Офицеры, проходящие службу на Северном флоте, в подавляющем своем большинстве обладают высокими профессиональными и волевыми качествами. Однако нужно прямо сказать: далеко не все из них готовы сейчас проводить боевую учебу и организовать быт подчиненных на высоком современном уровне. Таким офицерам нужно обязательно повысить профессиональные знания и свой личный авторитет.

с 50-х до начала 90-х годов XX века рассматривалась как один из театров военных действий. Кратчайший путь между СССР и США пролегал через Северный полюс. В связи с этим на побережье и островах Северного Ледовитого океана были развёрнуты части войск противовоздушной обороны страны. По уровню освоения Арктики эти войска превосходили все остальные ведомства, занимавшиеся освоением Севера. Но с окончанием «Холодной войны» подавляющее большинство этих частей было выведено из Арктики и расформировано. Однако их опыт может быть интересен как с исторической, так и с практической точки зрения, поскольку в последние годы военное присутствие России в Арктике активно восстанавливается.

«ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» В СЕВЕРНОМ ЛЕДОВИТОМ ОКЕАНЕ: ВОЙСКА ПВО СТРАНЫ В АРКТИКЕ (50-Е - 90-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА)

После II мировой войны, в которой Арктика была одним из театров военных действий, интерес к её военному освоению резко усилился. Арктика была одним из тех регионов мира, где «холодная война» велась очень активно. Существование на островах и побережьях Северного Ледовитого океана оборонительных сооружений в советское время было военной тайной, но в постсоветское время военные объекты здесь были рассекречены, и, в подавляющем большинстве случаев, упразднены. Но воздействие военного освоения на развитие арктического региона было очень значительным, а местами остаётся таким и сейчас. Однако ни история, ни география этого освоения по понятным причинам широкого освещения в открытой печати не нашли. В последнее время СМИ часто стали писать о возвращении наших Вооружённых Сил в Арктику, создании новых аэродромов, радиолокационных станций и восстановлении системы радиолокации над Северным Ледовитым океаном. Здесь можно только вспомнить то, что новое - это хорошо забытое старое, и нынешнее «утверждение» России в Арктике представляет собой лишь частичное восстановление созданной в советское время инфраструктуры.

Самым интересным с географической точки зрения было участие в процессе военного освоения Арктики Войск противовоздушной обороны (ПВО) страны. Иногда в «масс-медиа» эти войска именуются «войсками ПВО СССР», но это неверное название, поскольку к ПВО СССР принадлежала также войсковая ПВО (подразделения противовоздушной обороны, выполнявшие задачи по непосредственной защите частей и подразделений других видов Вооружённых Сил и родов войск, или «ПВО поля боя»). В состав Войск ПВО страны как вида Вооружённых Сил входило три рода войск - радиотехнические войска (РТВ), истребительная авиация (ИА) и зенитно-ракетные войска (ЗРВ).

Радиотехнические войска (РТВ) состоят из относительно небольших по численности частей, разбросанных на больших территориях. Их задача - только видеть, действовать они не могли. Образно выражаясь, РТВ, особенно на дальних рубежах, были «стражами Судного дня». Их боевая задача сводилась, в сущности, к тому, чтобы увидеть на индикаторах РЛС (радиолокационных станций) воздушные армады противника, идущие в боевых порядках, и успеть «передать по связи» «Началось!». Спасение личного состава отдалённых подразделений РТВ планами военных действий не предусматривалось.

А. Шрамченко, командовавший радиотехническими войсками ВВС (после объединения ВВС и ПВО их радиотехнические войска также были объединены), отмечал ещё в 2001 году: «До недавнего времени в РТВ были подразделения, дислоцированные на арктических островах: в частности, на , (о. Грэм-Белл), на северной оконечности Новой Земли (мыс Желания), на острове Визе в Карском море, на островах Северная Земля, Вайгач, Врангеля, Диксон. Просто выжить в таких условиях - уже подвиг, а личный состав нес боевое дежурство и обеспечивал дежурные силы по противовоздушной обороне радиолокационной информацией. Эти страницы истории еще ждут своего описания».

Части истребительной авиации были крупными по численности личного состава, они обладали мощной инфраструктурой, основу которой составляли аэродромы. Аэродромы, на которых базировались истребительные авиационные полки (ИАП), естественно, находились в ведении Министерства обороны, но часто они использовались как аэродромы двойного базирования, т.е. использовались также гражданской авиацией (в советское время - авиацией Министерства гражданской авиации, МГА). Такой аэродром всегда располагался в том или ином населённом пункте или в непосредственной близости от него. Аэродром «обрастал» разнообразной инфраструктурой (транспортной, социальной и т.д.), поскольку в условиях Арктики он неизбежно становился основным транспортным узлом примыкающей к нему территории, зачастую измеряемой десятками и даже сотнями тысяч квадратных километров. Вследствие этого ликвидация таких аэродромов существенно меняла траекторию развития тех населённых пунктов, где они находились - чаще всего эти населённые пункты приходили в запустение, особенно в случае, если ИАП здесь был «градообразующим предприятием». В качестве примера можно привести пос. (Ненецкий АО).

Зенитно-ракетные войска по своему воздействию на окружающие их территории занимали промежуточное положение между ИА и РТВ. Зенитно-ракетные полки (ЗРП) состояли из дивизионов, располагавшихся на существенном расстоянии от тех объектов, которые они прикрывали. Но это расстояние измерялось не сотнями и даже тысячами километров, как в случае РТВ, а в лучшем случае десятками. Но и столь высокого уровня территориальной концентрации, как в случае с ИАП, ЗРП не имели. ЗРВ в Арктике использовались для прикрытия расположенных там же стратегических объектов. Наиболее высокой концентрацией зенитно-ракетных частей в Арктике отличались территории, примыкающие к Кольскому заливу (Мурманск, Североморск, Полярный и др.). В условиях Арктики ЗРП в основном размещались там же, где и части истребительной авиации, поэтому последствия от их ликвидации трудно разделить с последствиями от ликвидации ИАП.

Резкое сокращение Войск ПВО страны в 90-е годы привело к тому, что значительная их часть просто перестала существовать, причём сильнее всего «пострадали» радиотехнические войска. «О сокращении группировок Войск ПВО позволяют судить следующие данные: с 1992 до 1996 года количество зенитных ракетных полков сократилось со 151 до 84, зенитных ракетных бригад - с 56 до 1, истребительных авиаполков - с 67 до 27, радиотехнических полков и центров - с 71 до 16».

Войска ПВО страны начали развёртываться в Арктике в середине 50-х годов. Это было связано в первую очередь с развитием атомного оружия. Основным средством доставки атомного оружия до конца 60-х - начала 70-х годов была стратегическая авиация. Кратчайший путь между двумя тогдашними сверхдержавами, СССР и США, проходик через Северный Ледовитый океан. И если до середины 50-х годов части и соединения ПВО располагались главным образом в крупных городах, на примыкающих к ним территориях и вдоль главных транспортных магистралей СССР, то с этого времени начинается их частичная передислокация на дальние рубежи, в том числе и в Арктику.

С этого же времени складывается просуществовавшая до 90-х годов организационная структура Войск ПВО страны. Части и соединения войск ПВО были построены по «географическому» принципу. Верхний уровень этой структуры составляли Московский округ ПВО и отдельные армии (ОА). Штабы ОА располагались в крупных городах. Север Европейской части СССР прикрывался частями и подразделениями 10-й ОА со штабом в Архангельске. Небо над арктической частью Сибири «закрывала» 14-я ОА (штаб в Новосибирске). Дальневосточная часть Арктики, как и вообще Дальний Восток, защищалась 11-й ОА ПВО (штаб в Хабаровске).

Армии ПВО состояли из дивизий и корпусов. В пределах Арктики к 10-й ОА ПВО относились 21-й корпус (штаб в Североморске) и 4-я дивизия (штаб в Белушьей Губе на Новой Земле). К 14-й ОА принадлежала 22-я дивизия ПВО (штаб в Норильске). К 11-й ОА ПВО - 25-я дивизия (штаб в пос. Угольные Копи, Чукотский АО). В состав дивизий входили радиотехнические бригады (РТБР) и полки (РТП), ИАП и ЗРП.

Наиболее сложную в территориальном отношении структуру имели радиотехнические части. Например, в состав в/ч 03161 (РТП, штаб в пос. Тикси; подчинялся Норильской дивизии) входили «точки» в Нижнеянске, Кигиляхе, Чокурдахе, Темпе (Новосибирские острова), Таймылыре, Джарджане. Западный сосед этого полка стоял на Диксоне (169-я радиотехническая бригада, в/ч 03177) с «точками» по Таймыру и островам в Карском море (например, отдельная радиолокационная рота (орлр) на острове Визе и две «точки» на Северной Земле). К востоку от полка в Тикси стояли подразделения 129-й РТБР, входившей в состав 25-й дивизии ПВО со штабом там же, где и штаб дивизии - в п. Угольные Копи (аэропорт г. Анадырь). «Точки» этой бригады располагались по всему побережью Чукотки и на о-ве Врангеля (Ушаковское).

Небо над севером Западной Сибири делили два радиотехнических полка ПВО - 11-й РТП (штаб в Воркуте, входил в состав 4-й дивизии 10-й ОА ПВО) («точки» на о-вах Колгуев и Белый, побережье Ямала) и 84-й РТП (штаб в Новом Уренгое, входил в состав 22-й дивизии 14-й ОА ПВО). На Новой Земле и Земле Франца-Иосифа размещался 3-й радиотехнический полк, «прикрывавший» небо над востоком Европейской части Союза и Уралом. Штаб этого полка находился там же, где и штаб 4-й дивизии ПВО, в п. Белушья Губа на Новой Земле, а «точки» располагались на мысе Меньшикова, в губе Чёрная, на мысе Лилье, в п. Рогачёво (единственный аэродром на Новой Земле), п-ове Панькова Земля, мысе Николая, в Русской Гавани, на мысе Желания, а также на и Земля Александры (архипелаг ) и на о-ве Виктория, расположенном между Землёй Франца-Иосифа и Шпицбергеном.

К западу от Новой Земли находились радиотехнические части, входившие в состав 21-го корпуса ПВО со штабом в Североморске. Кольский полуостров - это самая освоенная и насыщенная военными объектами часть Заполярье, поэтому и частей ПВО, прикрывающих эти объекты, здесь было много. Радиотехнические войска здесь были представлены 5-й радиотехнической бригадой со штабом в Североморске. Однако на Кольском полуострове радиотехнические части ПВО «системообразующего» значения не имели, поскольку там буквально «терялись» среди большого количества частей и сил других видов Вооружённых Сил и родов войск. На Кольском полуострове части РТВ, как и других родов войск ПВО, стоят и сейчас, в отличие от всех дивизий и частей, упомянутых ранее. Так, 21-й корпус ПВО к настоящему времени преобразован в 1-й корпус ВКО (Военно-космической обороны). Вследствие этого подробная информация о них в открытом доступе крайне ограничена.

Кольский полуостров наиболее насыщен также и аэродромами, на которых стояли истребительные авиационные полки (ИАП). Одним из таких аэродромов был аэродром Африканда неподалёку от г. Полярные Зори. В 2001 году аэродром ликвидирован, посёлок при нём заброшен и постепенно разрушается. Использовался также аэродром Килп-Явр в 60 км от Мурманска, в настоящее время истребительная авиация оттуда также выведена и переведена на аэродром Бесовец (Республика Карелия). Ещё один аэродром истребительной авиации на Кольском полуострове - Мончегорск, используемый и в настоящее время.

Между Кольским полуостровом и Новой Землёй истребительные авиационные полки располагались к югу от пределов Арктики (Архангельск, Котлас). На Новой Земле на аэродроме Рогачёво (в советское время этот аэропорт был секретным, официальным его названием было и есть «Амдерма-2») стоял 641-й истребительный авиационный полк.

В 1993 г. этот полк был переведён на уже упоминавшийся аэродром Африканда и слит со стоявшим там ИАПом, впоследствии также ликвидированным. В настоящее время аэродром Рогачёво используется для сообщения с Центральным полигоном Российской Федерации, расположенным на Новой Земле. В 2012 году выдвигалась идея о размещении МиГ-31 на аэродроме Рогачёво, но в 2013 году эта идея была отвергнута. Из не очень внятных объяснений руководства Министерства обороны и командования ВВС можно было понять, что основной причиной отказа является плохое состояние инфраструктуры аэродрома. Этот аэродром ныне обслуживается дежурной сменой, приезжающей из расположенного в 13 км посёлка Белушья Губа, поскольку пос. Рогачёво полностью заброшен.

В ноябре 2013 года на проведённом президентом России В.В. Путиным совещании по вопросам военно-воздушных сил командующий ВВС В. Бондарёв следующим образом определил перспективы военного освоения арктических аэродромов, включая Рогачёво: «В арктической зоне мы планируем занять Рогачёво, Нагурское. Рогачёво сейчас работает, единственное, мы планируем расширить его возможности - удлинить полосу ещё на 500 метров. Нагурское - это на . Далее аэродром Темп и на острове Шмидта. Дальше хотим также аэродромы приарктической зоны - , Алыкель, Тикси - довести до нормы годности и использовать их в качестве аэродромов для использования дальней авиацией». Интерес к Нагурской, правда, не совсем понятен - для военных целей её взлётно-посадочная полоса совершенно непригодна. В советское время основным аэродромом Земли Франца-Иосифа был , где вместе с отдельной радиолокационной ротой размещалась авиакомендатура, поддерживавшая этот аэродром в исправном состоянии. На нём могли взлетать и садиться даже тяжёлые самолёты, но сейчас этого аэродрома не существует.

На фото РЛС, входящая в комплекс ПВО "С-400". Фото Павла Сарычева\НГ-Online

К концу года на архипелаге Новая Земля будет развернут зенитный ракетный полк (ЗРП) с местом дислокации в поселке Рогачево. Там создается нужная инфраструктура, в том числе общежитие на 500 человек и объединенная казарма. С декабря 2015 года полк в составе 1-й дивизии противовоздушной обороны Арктического стратегического командования (АСК) должен заступить на боевое дежурство. Об этом в субботу заявил заместитель командира арктического соединения полковник Сергей Денисов.

Близ Рогачева дислоцируется аэродром двойного назначения, принимающий все типы военных воздушных судов. А неподалеку в бухте Белушья Губа «Спецстроем» восстанавливается инфраструктура для полноценной военно-морской базы.

Все эти оборонные объекты, как и раньше, во времена СССР, помимо других военно-стратегических задач будут предназначены для обеспечения расположенного на Новой Земле ядерного полигона, известного как «Объект 700».

Ядерные испытания закончились здесь в 1990 году, когда руководство Советского Союза объявило мораторий на них. Однако несколько лет назад СМИ сообщили, что Россия возобновила неядерно-взрывные (подкритические) эксперименты в интересах проверки надежности ядерных боеприпасов (ЯБП), а также в целях их совершенствования. Эти исследования не противоречат Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, который Россия подписала и ратифицировала одной из первых. Хотя еще в 2007 году, в бытность министром обороны РФ нынешний глава администрации президента РФ Сергей Иванов заявлял, что «Объект 700» поддерживается в постоянной готовности и возобновление ядерных испытаний возможно в любой момент. Эксперты отмечали, что это может произойти, если США нарушат Договор. С тех пор, как известно, ситуация вокруг России значительно осложнилась и угрозы ее военной безопасности только усилились. Значит, потребность в проверке и испытаниях новых видов ядерного оружия, с помощью которого РФ поддерживает оборонный паритет с США, только усилилась.

В советское время безопасность ядерного полигона осуществляли части и подразделения дивизии ПВО, штаб которой, как и штаб ядерного полигона, размещался в Белушьей Губе. На Новой Земле дислоцировались ЗРП и истребительный авиационный полк ПВО страны. Позже, когда СССР распался, а ядерные испытания были заморожены, почти все подразделения ПВО и авиации на архипелаге расформировали. А сам «Объект 700» был подчинен Северному флоту. Лишь в 1998 году полигон был опять переподчинен 12-му Главному управлению Минобороны, отвечающему за эксплуатацию и сохранность ЯБП.

Пока официально не сообщалось, будет ли дислоцироваться в Рогачеве истребительная авиация. Хотя в СМИ по-прежнему муссируется информация, что на архипелаге будут дислоцироваться несколько эскадрилий истребителей-перехватчиков МиГ-31 для решения задач воздушно-космической обороны и прикрытия полигона. В пользу этой версии свидетельствует тот факт, что ранее начальник российского Генштаба генерал армии Валерий Герасимов уже сообщал, что аэродром «Рогачево» активно модернизируется. А с точки зрения военного дела современная авиация базируется на новых аэродромах только в том случае, если ее надежно прикрывают наземные средства ПВО. Взлетно-посадочную полосу в Рогачеве уже модернизировали. Согласно открытым источникам, сейчас туда «постоянно летают» военно-транспортные самолеты Ил-76 и Ан-26. Вот поэтому, видимо, ЗРП на архипелаге должен быть развернут уже через полгода.

Полковник Денисов сообщает, что заступившие в Арктике (на архипелагах Земля Франца-Иосифа и Новая Земля) на боевое дежурство 1 декабря 2014 радиолокационные отделения и пункты наведения авиации фиксируют повышенный «интерес к Арктике со стороны иностранных государств: в высоких широтах постоянно летают самолеты-разведчики». Поэтому в дивизии ПВО постоянно возникают реальные не только учебные, но и боевые задачи. Денисов не скрывает, что в ходе состоявшейся в марте 2015 года внезапной проверки войск АСК «в числе основных задач дивизии было ведение боевых действий по отражению массированного ракетного и авиационного ударов противника». Офицер отмечает, что подразделения ПВО прикрывали от воздушно-космического нападения «объекты инфраструктуры Северного флота, 12-го Главного управления Минобороны, административных учреждений и областных предприятий промышленности и энергетики». Из этих его слов становится ясно, что формируемый на Новой Земле зенитно-ракетный полк будет прикрывать не только ядерный полигон и объекты ВМФ, но строящийся там крупнейший в мире горно-обогатительный комбинат (входит в корпорацию «Росатом») по добыче свинца, цинка и других ценных металлов.

Архипелаг Новая Земля

Создание военной инфраструктуры на архипелаге началось задолго до открытия там ядерного полигона (17 сентября 1954 года) - во времена Великой Отечественной войны. В 1942 году для борьбы с кораблями гитлеровской Германии там была создана Новоземельская военно-морская база (ВМБ), где в акватории Белушьей Губы дислоцировались два соединения сторожевых кораблей, а на берегу – несколько артиллерийских батарей и средства ПВО. В Рогачеве был построен военный аэродром, где были размещены советские истребители.

Девять аэродромов будет обустроено в Арктике до 2018 года, сообщил ТАСС в 10 июля 2015 года, руководитель Главного управления инженерных работ № 2 при Спецстрое России Олег Сиразетдинов. Он напомнил, что Спецстрой ведет в арктическом регионе строительство ряда объектов, в том числе — военных городков, пунктов радиолокационного наблюдения и аэродромов.

«На сегодняшний день мы работаем в рамках заключенных контрактов по строительству трех аэродромов. Но на период до 2018 года стоит задача обустроить (в дополнение) к этим трем еще шесть аэродромов, то есть всего девять», — сказал Сиразетдинов. По его словам, в ряде случаев модернизируются уже существующие аэродромы, в каких-то — строятся новые с учетом возможности обеспечения полетов дальней и транспортной авиации.

«На острове Котельный идет расширение полосы, на мысе Шмидта также проводится ремонт взлетной полосы, в Рогачево строится новый аэродром. Мы стараемся, чтобы те средства, которые выделяются, были использованы эффективно», — добавил руководитель Главка.

Он также сообщил, что военные городки и инфраструктура для Вооруженных сил России на мысе Шмидта и острове Врангеля в Арктике будут полностью обустроены до конца 2015 года.

По его словам, Спецстрой России ведет строительство для Минобороны в арктическом регионе — на мысе Шмидта, острове Врангеля, острове Котельный, архипелаге Земля Франца-Иосифа. Ряд объектов сооружается в Мурманской области.

«По разным объектам строительства установлены разные сроки. В частности, мы должны мыс Шмидта и остров Врангеля полностью обустроить всей необходимой инфраструктурой до конца этого года», - сказал руководитель Главка. В конце октября 2014 года на острове Врангеля был введен в эксплуатацию арктический военный городок «Полярная звезда» и заселен жилой блок, а 25 ноября был введен в эксплуатацию такой же блок на мысе Шмидта.

На арктическом архипелаге Новая Земля вот-вот возникнет еще одна крупная российская военно-воздушная база. Расположенный там и спешно реконструированный аэродром Рогачево уже подготовлен к приему истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ. Об этом сообщили в командовании Западного военного округа. Военные рассказали, что экипажи самолетов уже отработали посадку в Рогачево. Не сообщив, правда, откуда на далекую от всякой цивилизации Новую Землю прилетят МиГи. Но на определенные размышления наводит тот факт, что ближайшие к тем краям полки таких истребителей-перехватчиков дислоцированы в Перми (Большое Савино) и Мончегорске в Мурманской области. Реконструкция ИВПП аэродрома п. Рогачево была завершена в 2013 году.




Экипажи истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ уже отработали посадку на новый аэродром, рассказал 17 сентября 2014 года представитель Западного военного округа Олег Кочетков.




К счастью, тот же аэродром Рогачево не пришлось теперь восстанавливать заново как, скажем, уже упомянутый Темп на острове Котельный. Военные с Новой Земли ни на день никуда не уходили, несмотря на прекращение ядерных испытаний на расположенном здесь полигоне, известном как «Объект 700». И поэтому в Рогачево военно-транспортные самолеты приземлялись и приземляются регулярно.





Рассказывает заместитель командира 1-й дивизии ПВО полковник Сергей ДЕНИСОВ.

— Сергей Владимирович, как изменились спектр решаемых задач и зона ответственности вашего соединения? — После создания 1-й дивизии и вхождения её в ОСК главные изменения на первом этапе произошли в вертикали подчинения. Если раньше нами руководило 1-е командование ВВС и ПВО, дислоцирующееся в Воронеже, то теперь мы - в составе ОСК, главная база которого находится в Североморске, и подчиняемся напрямую командующему Северным флотом. А после формирования в составе ОСК армии ВВС и ПВО, которое должно произойти до конца 2015 года, мы будем замыкаться на неё.


Значительно расширился и спектр наших задач в Арктике, зона ответственности увеличилась в среднем на тысячу километров. На острове Котельный ещё несколько лет назад были развёрнуты наши подразделения. На архипелаге Земля Франца-Иосифа, а точнее на острове Земля Александры, уже созданы радиолокационное отделение и пункты наведения авиации. Также на Новой Земле в посёлке Рогачёво мы развернули радиолокационное отделение.









К концу года такое же подразделение появится на острове Среднем. Хочу отметить, что на Земле Александры и в Рогачёво наши подразделения заступили на боевое дежурство с 1 декабря 2014 года. За прошедшие с тех пор месяцы мы убедились, насколько сейчас высок интерес к Арктике со стороны иностранных государств: в высоких широтах постоянно летают самолёты-разведчики.






— Какие там созданы условия для военнослужащих?

— Сейчас создаются прекрасные условия для службы в Арктике. На Новосибирских островах уже построены жилые и служебные модули. Казармы оснащены зонами отдыха, имеются бильярдные комнаты, баня, сауна. На острове Котельный Новосибирских островов создан военный городок замкнутого цикла Северный клевер с клубом, спортзалом и сауной. Сейчас на Земле Франца-Иосифа полным ходом идёт строительство аналогичных жилых и служебных комплексов. Каждый этап мы контролируем, проверяем работу подрядчиков.




Началось строительство новых комплексов и на Новой Земле в посёлке Рогачёво, где затем разместится зенитный ракетный полк, который сейчас формируется. Уже пробурены скважины под служебные модули. Для военнослужащих контрактной службы будут построены общежития, для срочников — казармы. В Рогачёво уже возводятся такое общежитие на 500 человек и объединённая казарма. Планируется, что новобранцы осеннего призыва, пожелавшие служить в Арктике, первыми опробуют новые условия. Пока же в высокие широты направляем только офицеров, прапорщиков и контрактников. Везде в арктических точках ПВО создаются комфортные условия для службы и жизни, причём в строительстве используются самые передовые технологии. Чувствуется, что в Арктику мы вернулись всерьёз и надолго, так как создаваемая арктическая инфраструктура соответствует самым современным требованиям и стандартам.






— Как настроены военнослужащие на службу в суровых условиях Арктики?

— У нас нет проблем в комплектовании подразделений, дислоцирующихся в Арктической зоне. Военнослужащие идут с желанием, потому что там созданы хорошие условия, льготная выслуга идёт год за два, значительно увеличивается размер денежного довольствия, так как районный коэффициент 2, а не 1,4, как в районах Крайнего Севера. Я считаю, что для молодых защитников Отечества служба в Арктической зоне открывает большие перспективы служебного и личностного роста. Мне нередко звонят бывшие сослуживцы, расспрашивают об Арктике и интересуются, как направить туда своих сыновей.


А в Рогачёво можно и всю семью перевезти. Там налажено медицинское обслуживание населения, имеются детский сад, школа, хороший Дом офицеров. По указанию митрополита всея Руси Кирилла во всех военных пунктах Арктической зоны возведены православные храмы.




Конечно, климатические условия там суровые, постоянно дует ветер, другой температурный режим, но в этом году зима выдалась без сильных морозов. Люди обустраиваются и даже кур разводят, а летом выращивают цветы. Вообще в Арктике необыкновенно красивая природа, которая завораживает своей первозданностью…



— В таких местах, кроме возможности любоваться пейзажами, важно чувствовать себя не оторванным от Большой земли…

— Сообщение с Большой землёй осуществляется Северным морским путём с помощью ледокольного флота и при участии авиации: постоянно летают Ил-76, Ан-26 и Ан-74.







— Какие задачи стоят перед дивизией в этом году?

— Первостепенная задача — сформировать зенитный ракетный полк на Новой Земле в Рогачёво, ввести его в строй, чтобы он уже к концу года заступил на боевое дежурство. Нам предстоит получить новое вооружение: самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс наземного базирования «Панцирь-С1» и радиолокационную технику. Вообще же в этом году технический парк дивизии постепенно будет обновлён на 50 процентов, а до 2020 года — на все 100.

Возможность надежного перехвата средств воздушного нападения противника в ядерном и обычном снаряжении от Баренцева моря до моря Лаптевых — это того стоит. Необходимость размещения военной авиации в «Рогачево» диктуется двумя причинами. Во-первых, МиГ-31 войдут в состав создаваемой в России системы противоракетной обороны и должны будут обеспечивать защиту границ России от воздушного нападения с Севера. Во-вторых, они будут осуществлять прикрытие дислоцированного на Новой Земле ядерного полигона России («Объект 700»).

Стоит отметить командно-штабные учения, что проходили в августе 2014 года. Тогда в небе за Полярным кругом было так же жарко, как и в горячем небе Ашулука. Там отрабатывались задачи по тактике применения оперативно-стратегической авиации ВВС России.


Достаточно сказать, что целая эскадрилья фронтовых бомбардировщиков Су-34 из состава смешанного авиационного полка (г. Бутурлиновка) Западного военного округа впервые совершила полёты по маршруту Северного морского пути (СМП).


Они проходили над акваторией Баренцева и Карского морей. Впервые в ходе полёта над трассой СМП каждый из экипажей выполнил по две дозаправки в воздухе от самолётов-танкеров Ил-78 в составе пар одновременно, преодолев при этом более 5 тыс. километров.


При этом все задействованные воздушные суда заблаговременно перебазировались на оперативные аэродромы. Дозаправка в воздухе была осложнена сильным порывистым ветром, традиционным для этого времени года в северных широтах.

В свою очередь экипажи фронтовых бомбардировщиков Су-24М (ЦВО) на полигоне Лумбовка (Кольский полуостров) нанесли бомбоштурмовой удар по колонне боевой техники условного противника, имитируемой полноразмерными мишенями. Самолёты совершали вылеты с аэродрома Рогачёво на архипелаге Новая Земля. Воздушное пространство им «расчищали» истребители-перехватчики МиГ-31, вылетавшие с оперативного аэродрома в Воркуте (Республика Коми).







Протяжённость маршрута составила около 2 тыс. километров благодаря опять же дозаправке топливом в воздухе. Самолёты МиГ-31 и Су-34 поднялись до 82-й параллели, совершив дальний перехват.


Работа осуществлялась под управлением самолёта А-50.



«Истребительная авиагруппа будет выполнять патрулирование в районе архипелага Земля Франца-Иосифа, за 82 параллелью северной широты. Имитируя противника, в зону дежурства войдут стратегические ракетоносцы Ту-95, которые нужно будет перехватить летчикам ЦВО. Подобные задачи в данном районе будут выполнены впервые», — отметили в пресс-службе Центрального военного округа перед началом учений.



Сопоставимые учения проводятся в районах Заполярья не первый год. Например, в 2012 году проходили вылеты авиации с аэродрома Рогачево на Новой Земле.










Кстати, аэродром «Воркута (Советский)» тоже будет реконструирован. Сейчас создается проект реконструкции аэродрома и определяется (прорабатывается план) финансирование. Согласно «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» предусмотрена реконструкция аэропорта федерального значения «Воркута» для расширения списка классов принимаемых воздушных судов и повышения качества обслуживания пассажиров. Генеральным планом предлагается: — сохранение действующих вертолетных площадок: «Квадрат» аэродрома «Воркута», исходя из планируемой потребности в местных воздушных перевозках.


Из схемы границ выполнения инженерно-геологических изысканий, размещенной в документации к тендеру «Выполнение буровых и лабораторных работ по инженерно-геологическим изысканиям по объекту: «Реконструкция аэродрома «Воркута (Советский)», н.п. Советский, г. Воркута, Республика Коми» становится известно какого типа самолеты будут базироваться на данном аэродроме: Техническая позиция подготовки самолётов МиГ-31 — 12 ед. Групповые места стоянки: А-50 — 1 ед., Ил-76 — 2 ед., Ил-78 — 9 ед., Ту-95 — 9 ед.

Повышенное внимание уделяется экологической безопасности региона, устранению негативных последствий предыдущей военной деятельности. Эти вопросы не решались с советского периода. Организована очистка территорий в зоне ответственности Минобороны России. Идет утилизация доставшихся в наследство от прошлого отходов.









На Центральном полигоне РФ (архипелаг Новая Земля) осуществлен авиационный экологический мониторинг на площади 100 квадратных километров с использованием аэросъемки. Подразделения инженерных войск снесли 101 здание, провели частичную рекультивацию участков, где стояли объекты. 14,5 гектара в районах военных городков Белушья Губа и Северный, аэродрома Рогачево очищены от металлолома (более 700 тонн) и строительного мусора.

А у Новой Земли ходит Арктика,
Ходит Арктика ходуном.
Ю. Визбор. Новая Земля. 1970

В освоении многих отдаленных территорий нашей страны ведущую роль играли военные. Кое-где на Крайнем Севере и Дальнем Востоке гарнизоны по сей день являются основным типом населенных пунктов. Правда, в постсоветское время число таких гарнизонов и численность населения в них резко снизились. Однако до сих пор наши учебники географии о «военном» освоении не пишут ничего даже в тех случаях, если оно давно уже не является тайной. Это немного удивительно, поскольку для многих и староосвоенных районов, и регионов нового освоения части разных силовых ведомств выполняют функции градообразующих предприятий.

Новая Земля (площадь 83 тыс. км 2) разделяет Баренцево и Карское моря. Это один из самых старых, по времени открытия островов Северного Ледовитого океана. Точное время открытия, островов неизвестно, скорее всего, это произошло еще во времена независимости Великого Новгорода. О древности открытия Новой Земли свидетельствует и ее старинное название, Матка. Отсюда название пролива Маточкин Шар. По всей видимости, это название произошло от финно-угорского слова matka - путь. Земля Франца-Иосифа была открыта в конце XIX в. австро-венгерской экспедицией, отправившейся в 1872 г. в поисках Северо-Восточного прохода, а может быть, и для достижения Северного полюса и в 1873 г. прижатой льдами к берегам доселе не известной земли, названной по имени тогдашнего императора Австро-Венгрии. З.Ф.И., как ее обычно называют на Севере, имеет площадь примерно 16 тыс. км 2 и состоит из 191 острова.

Первое постоянное поселение на Новой Земле появилось в 1877 г. Называется оно Малые Кармакулы. В 1896 г. в Малых Кармакулах была создана гидрометеорологическая станция, существующая по сей день и являющаяся старейшей полярной станцией в России.

По мере освоения островов открывались все новые бухты и строились новые поселения. Одним из таких поселений стала и нынешняя «столица» Новой Земли поселок Белушья Губа, основанный в 1897 г. Кроме Белушьей Губы и Малых Кармакул, на Новой Земле до революции было создано еще несколько поселений, все они давно исчезли.

Годы Гражданской войны Новая Земля пережила тяжело. Поскольку ее освоение до революции шло на государственные средства, а их поступление в 1917-1919 гг. прекратилось, то население островов попало в очень тяжелое положение.

В 20-е годы продолжилось создание новых поселений и полярных станций. Например, на берегу Чёрной губы строится становище Красино, остатки которого сохранились до настоящего времени. В 30-е годы строятся полярные станции на мысе Желания, в Русской гавани, на побережье Маточкина Шара (мыс Столбовой). В это же время создаются полярные станции и на З.Ф.И., в 1928 г. официально провозглашенной частью территории СССР.

В 1942 г. к берегам Новой Земли и Земли Франца-Иосифа начинают проникать немецкие подводные лодки. И не только проникать, но и отстаиваться здесь. На берегах Новой Земли немцами были размещены автоматические гидрометеостанции, а на Земле Франца-Иосифа была построена полярная станция (Земля Александры). Остатки этой станции были обнаружены в 50-е годы.

Для борьбы с германским флотом в 1942 г. создается Новоземельская военно-морская база (ВМБ), имевшая статус временной. В состав базы были включены практически все существовавшие к этому времени населенные пункты и полярные станции. Штаб Новоземельской ВМБ размещался в Белушьей Губе. Базе были переданы два соединения сторожевых кораблей, несколько батарей и полубатарей береговой обороны, а также зенитно-артиллерийские батареи. В 12 км от Белушьей Губы был построен аэродром Рогачёво.

В июле 1942 г. к Новой Земле подошли несколько судов печально известного конвоя PQ-17. Полярные станции, суда и поселения на Новой Земле обстреливались германскими подводными лодками.

Осенью 1942 г. германские самолеты подвергли бомбардировкам Белушью Губу. Весной 1943 г. на аэродроме Рогачёво были размещены истребители «И-15бис». Первые военные летчики на Новой Земле жили в палатках круглый год. Только побывав на островах зимой, можно оценить подвиг этих людей.

В 1946 г. Новоземельская военно-морская база была упразднена. Корабли ВМФ ушли с острова, были вывезены орудия артиллерийских батарей. Годы существования базы, однако, дали мощный толчок развитию Белушьей Губы. Аэродром Рогачёво обеспечивает поселку позиции «столицы островов». В 1947 г. был создан первый аэродром Нагурское на Земле Александры, входящей в состав Земли Франца-Иосифа.
Белушья Губа («Белушка»).

В 50-е годы Арктика начинает рассматриваться СССР и США в качестве вероятного театра военных действий, поскольку кратчайший путь для стратегической авиации между двумя тогдашними сверхдержавами пролегает через Северный полюс. Вновь создаваемые Войска противовоздушной обороны (Войска ПВО страны) проявляют интерес к созданию позиций на арктических островах, в том числе на Новой Земле. Новая Земля и Земля Франца-Иосифа начинают рассматриваться как своеобразный «зонтик», прикрывающий с севера Европейскую часть СССР.

В 1949 г. был произведен первый атомный взрыв в СССР на Семипалатинском полигоне. Решение о создании второго, военно-морского, полигона принимается в 1953 г. Причин того, почему именно Новая Земля стала местом его размещения, несколько. Пути к островам были хорошо известны, побережье более или менее освоено, построены пристани и аэродром. Однако при этом здесь были обширные незаселенные территории.

В 1954 г. начинаются работы по созданию полигона. Первым местом для проведения испытаний атомного оружия была выбрана губа Чёрная, где 21 сентября 1955 г. был произведен подводный атомный взрыв. В 1957 г. здесь же был осуществлен единственный на Новой Земле наземный взрыв. В 80-е годы берега Чёрной губы были завалены бронетехникой - танками, БМП, БТР, на которой, видимо, проверялось воздействие атомных взрывов. Поселок испытателей строится неподалеку от Чёрной губы, в губе Башмачная. Территория между Чёрной и Башмачной губами застраивается разного рода сооружениями, назначение которых угадать удается не всегда. Но их число, а зачастую и размеры поражают. В тех местах очень легко понять, во что превратилась бы планета в случае, если бы испытывавшиеся на Новой Земле «изделия» нашли свое боевое применение.

По всей видимости, поселок на берегу губы Башмачная был оставлен в 1969 г., когда произошел выброс радиоактивного газа после испытаний в известняках. В этом поселке все носит следы поспешного бегства, даже строительный раствор, оставленный у недостроенной кирпичной стены. В центре поселка в 80-е годы еще стоял памятник с надписью «Памяти наших погибших товарищей» (текст воспроизвожу по памяти, видел один раз, и более двадцати лет назад). Памятник погибшим товарищам в центре мертвого поселка производит сильное впечатление. Район Чёрной и Башмачной губ впоследствии стал именоваться «Южной зоной» полигона, после выброса 1969 г. и эвакуации поселка испытания здесь не проводились.

Официальной датой создания полигона на Новой Земле считается 17 сентября 1954 г., когда в соответствии с директивой Главного штаба ВМФ полигон был обозначен как войсковая часть 77510. Номер войсковой части сохраняется и сейчас, хотя сам полигон подчиняется уже не ВМФ, а непосредственно Министерству обороны. Этот день, 17 сентября 1954 г., считается официальным днем основания поселка Белушья Губа. К тридцатилетию этой директивы, в 1984 г., в Белушьей Губе был поставлен памятник «Основателям гарнизона. 1954-1984».

Военно-морской флот создает систему подразделений, которые следят за движением судов в районе Новой Земли. Эти подразделения размещаются в основном на бывших полярных станциях, хотя часть этих станций (например, Малые Кармакулы, Мыс Желания и Мыс Меньшикова) продолжают действовать в «гражданском» режиме. Предпринимались попытки возобновить базирование на Новой Земле боевых кораблей, но эти попытки были безуспешны. В течение девяти месяцев в году, когда у новоземельского побережья стоит лед, использование этих кораблей было невозможным.

Одновременно с частями ВМФ на Новой Земле начинают развертываться части Войск ПВО страны. Штаб 4-й дивизии ПВО, так же как и штаб полигона, размещался в Белушьей Губе. В ее состав входили радиотехнические, зенитно-ракетные и истребительные авиационные полки, расположенные на Новой Земле, северо-востоке Европейской части СССР и на Ямале. На Новой Земле и Земле Франца-Иосифа развертываются подразделения 3-го радиотехнического полка (РТП). Самая южная «точка» 3-го РТП располагалась на мысе Меньшикова. Самые северные «точки» размещались на Земле Франца-Иосифа - Греэм-Белл и Нагурская, а во второй половине 80-х годов была развернута «точка» на острове Виктория, расположенном между З.Ф.И. и Шпицбергеном. «Точки» 3-го РТП на Земле Франца-Иосифа и острове Виктория были самыми северными войсковыми частями Советского Союза. Зенитно-ракетный полк прикрывал Белушью Губу и Рогачёво, истребительный авиационный полк базировался на аэродроме Рогачёво и также был предназначен, главным образом, для защиты самой Новой Земли.

Несколько позднее на Новой Земле и З.Ф.И. начинается развертывание частей и подразделений других родов войск и видов вооруженных сил. Были здесь части Ракетных войск стратегического назначения, которые следили за испытательными пусками ракет и запуском космических аппаратов с космодрома Плесецк. В Белушьей Губе дислоцируются военно-строительные части («стройбаты»). На Земле Александры в 70-е годы была создана погранзастава «Нагурская», ставшая самой северной пограничной заставой Советского Союза и нынешней России. Эта погранзастава существует и сейчас.

На острове Греэм-Белл, входящем в состав Земли Франца-Иосифа, существовала отдельная авиакомендатура, поддерживавшая в работоспособном состоянии ледовый аэродром, способный принимать и тяжелые самолеты.

В 1956 г. началось создание «Северной зоны» полигона в районе пролива Маточкин Шар. У западного входа в пролив с южной стороны строится поселок Северный, где и проводились основные испытания в 60-70-е годы. Если «Южная зона» полигона создавалась для испытаний атомного оружия, то первоначальной целью создания «Северной зоны» были испытания ядерного оружия, которое по мощности многократно превосходит атомное. Основные испытания ядерного оружия (водородных бомб) проводились на Новой Земле.

В 1957 г. с островов выселяется все местное население и военные становятся его безраздельными хозяевами. Никаких экономических функций с этого времени Новая Земля не выполняет. От периода «гражданского» освоения Новой Земли в Белушьей Губе осталось лишь несколько деревянных зданий в районе пирса, на одном из которых есть (или была?) деревянная мемориальная доска с надписью: «Здесь помещался Новоземельский островной совет депутатов трудящихся, бессменным председателем которого был Илья (Тыко) Вылка». Всего с Новой Земли было переселено на материк 298 человек.

С 1957-го по 1999 г. никакой «гражданской» власти в этой части страны не существовало, высшей властью на Новой Земле был командир в/ч 77510. Фактически Новая Земля и Земля Франца-Иосифа находились вне сетки административно-территориального деления СССР, подчиняясь напрямую Москве.

Самым мощным «изделием», которое было испытано над Новой Землей, была бомба в 500 мегатонн тротилового эквивалента. Это испытание было осуществлено 30 октября 1961 г. над Северным островом. В 1962 г. атомные испытания в воздухе, на земле и под водой прекращают. С этого времени на Новой Земле велись лишь подземные испытания, проводившиеся, главным образом, в Северной зоне полигона. Резко сокращается число этих испытаний: если в 1962 г. их было 36, то все последующие годы - в основном 1-2 в год, максимум 4 (1975 г.). Эти испытания проводились с 1963-го по 1984 г., в 1985 г. и 1986 г. они не осуществлялись, затем были возобновлены, причем на испытаниях 1987 г. произошел выброс радиоактивного газа. Последние испытания ядерного оружия на Новой Земле были произведены 24 октября 1990 г. С тех пор на Северном полигоне производятся лишь взрывы неядерных боеприпасов, главным образом, для поддержания технического состояния полигона.

В первые десятилетия «военного» освоения Новой Земли испытатели атомного оружия и защитники северных воздушных рубежей жили в условиях, которые правильнее всего было бы назвать ужасными. Жилые дома и казармы были в основном деревянными и по большей части представляли собой бараки, не имевшие ни водопровода, ни канализации. Более или менее устойчивое водоснабжение можно было наладить лишь там, где имелись крупные озера с питьевой водой. Во всех остальных местах приходилось довольствоваться водой, полученной в результате таяния снега. Только в 70-е и 80-е годы в Белушьей Губе и Рогачёво строятся капитальные здания, при строительстве которых учитывались «северные» нормативы - высокие потолки, тройное остекление и т.д.

Однако на точках, построенных еще во второй половине 50-х годов, жилищно-бытовые условия до конца их существования (начало 90-х) сохранялись в основном прежними. Для обитателей точек Белушья Губа и Рогачёво действительно были «столицами», служба на точках была нечеловечески тяжелой. Никакой «северной романтики», как могли бы подумать некоторые, в такой службе не было. Если офицеры получали двойной-тройной оклад и выслугу год за два, то солдаты не получали ничего. Оторванность от Большой земли усугублялась длительным пребыванием в очень небольшом коллективе, где все отношения обостряются до предела, и «дедовщиной», которая здесь, как и во всех Вооруженных Силах, процветала. Бывали случаи побега «в никуда», поскольку покинуть Новую Землю невозможно.


Close