По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ -

Известно, что Слоны в диковинку у нас -

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться,

Ну, так и лезет в драку с ним.

"Соседка, перестань срамиться, -

Ей шавка говорит, - тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет

И лаю твоего совсем не примечает".

"Эх, эх! - ей Моська отвечает. -

Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

"Ай, Моська! знать, она сильна,

Что лает на Слона!"

Басня Крылова Слон и Моська

Мораль басни Слон и Моська

Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!

Анализ басни Слон и Моська

Анализируя басню Крылова «Слон и Моська», можно сделать вывод, что у нее несколько смыслов. Первый базируется на том, что сила заключается не в мышцах, а в способности выразить свое мнение словами. Вторая мораль не понравится Моськам, привыкшим наговаривать на себя лишнего и убеждать окружающих в своей уникальности. Людям, которые осознанно создают вокруг себя ареол славы, храбрости и смелости, намного важнее слыть таковыми, а не быть ими на самом деле.

Главный герой басни «Слон и Моська» именно Моська. Мелкая собачонка с такой же мелкой душой всеми силами старается привлечь к себе внимание. Но не слона, как может показаться на первый взгляд, а окружающих. Она не бесстрашна и совсем не храбра. Она лишь демонстрирует другим собакам, что ей под силу облаять даже громадного слона. Слону же, по большому счету, все равно, кто там мелькает у него под ногами. Моська прекрасно это понимает, потому и заливается в лае, хвастая подружкам своей наигранной смелостью.

Крылатые выражения басни Крылова Слон и Моська:

  • Знать она сильна, что лает на Слона.

По улицам города для развлечения народа водили слона. На слона - зрелище диковинное, зеваки сбегались глядеть со всех сторон. Внезапно откуда-то выскочила мелкая собачонка Моська. Она залилась лаем, стала агрессивно кидаться на слона, показывая окружающим готовность сразиться с большим животным.

Знакомая шавка попыталась образумить Моську. Она сказала, что Моське должно быть совестно, ведь слон даже не замечает собачонку, исходящую лаем. На это Моська самодовольно ответила, что о ней, такой смелой, будут потом много говорить. Маленькая неприметная собачонка посмела напасть на огромного слона. Моське за это ничего не будет, ведь слону дела нет до того, кто мечется у его больших ног, а Моське - одна польза. Хитрая собака рассчитала верно - слон не обратил внимания на незначительную помеху, Моська же возвысилась в глазах простых обывателей, прослыв храброй.

Басня «Слон и Моська» непроста. Кто-то из читателей обратит внимание на смешные потуги Моськи помешать величественному слону идти своей дорогой. Так и в жизни негодные люди часто пытаются задирать по мелочам достойного человека, из зависти или по глупости мешая ему идти своей дорогой. Другие читатели скажут, что надо делать свое дело без оглядки на окружающих, не обращая внимания на лающих недоброжелателей. А третьи - отметят смекалку и житейскую хитрость Моськи, использующей все средства, даже низкие, для своего возвышения. Это недостойно порядочных людей, но стратегия подобных мосек работает в обществе, где любят скандальные истории.

Картинка или рисунок Басня Слон и Моська

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Радищев Путешествие из Петербурга в Москву

    Яркое и занимательное произведение А. Радищева рассказывает о несправедливом отношении к основному классу Российской империи – классу крестьян. Будучи убежденным патриотом своей страны

  • Краткое содержание сказок Сутеева

    Под грибом. Однажды в лесу начался ливень. Звери и насекомые стали искать, где бы укрыться. Самым подходящим местом оказался гриб. Сначала под гриб спрятался муравей, затем к нему присоединилась бабочка

  • Краткое содержание Домострой Сильвестра

    Это сборник основ уклада жизни любого православного человека. В нем дается понятие семьи, как малой церкви, о мирском строении и жизни праведной. Содержаться наставления для каждого члена семьи и на каждый случай.

  • Краткое содержание Сияние Стивен Кинг

    Джек Торранс, учитель по образованию, решает поработать зимой сторожем в гостинице Оверлук, которая расположена в горах. Когда-то он преподавал и даже пробовал писать книги, но начал выпивать и драться.

  • Краткое содержание Достоевский Мальчики

    Мальчики - глава, которая входит в большой роман "Братья Карамазовы". В этой главе повествуется о маленьком мальчике - Коле Красоткине, у которого есть только мать, о его поступках и отношениями с другими людьми

Разделы: Начальная школа

Цель урока: знакомство с произведением И.А.Крылова «Слон и Моська», определение морали басни.

Задачи урока:

  1. Систематизировать знания обучающихся о творчестве И.А.Крылова, об особенностях басенного жанра.
  2. Обеспечить в ходе урока закрепление понятий «басня», «иносказание», «мораль», «крылатые выражения»
  3. Учить работать с содержанием басни (характеристика героев, нахождение образного выражения, чтение отрывка к иллюстрированному фрагменту басни).
  4. Развивать умение выразительно читать басню, логично излагать мысли и обосновывать своё суждение, находить значение слов по толковому словарю, пополнять словарный запас обучающихся, расширить круг читаемых басен.
  5. Воспитывать положительные моральные качества.

Оборудование:

  • учебник Л.Ф. Климанова, Л.А.Виноградская «Литературное чтение 3 класс» (Перспектива);
  • компьютер, мультимедиапроектор, проекционный экран, презентация;
  • иллюстрации к фрагментам басни, карточки для самостоятельной работы;
  • аудиозапись басни в исполнении И.Ильинского.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Послушайте отрывок стихотворения П.Вяземского и скажите, кому оно посвящено.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

О ком пишет поэт?

Да, это Иван Андреевич Крылов. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, жившем в 19 веке, и его произведениями.

1) Систематизация знаний о биографии, творчестве баснописца.

Давайте перелистаем страницы биографии Крылова. Нам поможет

Есть ли интересные дополнения о баснописце?

2) Викторина по изученным басням.

Нам знакомы несколько произведений Крылова. Вспомним их, а помогут в этом ребята второй группы. Они проведут викторину «Угадай!»

  1. Назовите имя первого баснописца. Где он жил? А кто из современных писателей сочинял басни?
  2. Героиня какой басни так и не нашла нужное применение очкам (рисунок к басне)? Напомните нам мораль этой басни.
  3. Из какой басни эти строки:
    «До того ль, голубчик было?
    В мягких муравах у нас
    Песни, резвость всякий час,
    Так, что голову вскружило…» (рисунок).
  4. Что посоветовал Муравей Стрекозе?
  5. В какой басне герой пятился назад (рисунок)?
  6. А почему воз остался на месте?
  7. Прочитайте отрывок к этому рисунку (из басни «Ворона и Лисица»).
  8. Какова мораль басни «Ворона и Лисица»?

Молодцы, ребята! Спасибо за интересную викторину и за знание басен.

3) Повторение о басенном жанре.

К какому литературному жанру мы относим произведения Крылова?

Напомните, что такое басня?

Давайте прочитаем по толковому словарю значение словосочетания «нравоучительный рассказ».

Как вы думаете, важно ли соблюдать нравственные правила?

Что такое мораль басни? (это вывод или поучение, это главная мысль басни)

И.А.Крылов жил в 19 веке, а мы живём в 21 веке, почему же мы до сих пор читаем, заучиваем его басни, почему они актуальны в наши дни? (Людские пороки, как ложь, глупость, жадность, хитрость, лесть, есть и в настоящее время и в наши дни высмеиваются; а такие качества, как доброта, правдивость, храбрость, трудолюбие одобряются. Высмеиваются и одобряются качества и характеры людей.)

А в баснях образы людей каким образом созданы? Как называется такой приём в литературе? (Иносказание.)

III. Физкультурная минутка (фоновая музыка).

По классу развешаны рисунки героев басен Крылова. По заданию учителя ищут глазами названного персонажа.

Тихонько встаньте. Внимательно слушайте меня.

Повернитесь направо и отыщите глазами изображение героини, любившей очки.

Станьте прямо и найдите, не поворачивая головы, в верхнем правом углу лисицу.

Повернитесь налево и отыщите глазками героев, которые так и не сумели сдвинуть воз.

Станьте прямо и найдите глазами героиню, потерявшую по своей глупости сыр.

А сейчас отыщите глазками героев басни «Стрекоза и муравей»

Молодцы, были очень внимательны. Я думаю, что вы готовы к восприятию нового произведения Ивана Андреевича.

IV. Постановка проблемной задачи урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Слон и Моська» и новыми персонажами, постараемся выявить мораль произведения и подумаем, актуальна ли басня в наши дни?

V. Работа над басней.

1) Прогнозирование содержания.

Как вы думаете, о ком эта басня?

Каким вы представляете себе Слона (прикрепить на динамическую картину изображение Слона)?

А кто по-вашему Моська? Какой она вам видится (прикрепить изображение Моськи)?

Обратимся к составу слова Моська. Какая часть слова указывает на маленький размер собаки? (Уменьшительно-ласкательный суффикс –к-.)

Прочитаем по толковому словарю значение слова Моська.

2) Самостоятельное чтение басни.

Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.

Оправдались ли ваши предположения о героях басни.

3) Словарная работа.

Встретились ли вам незнакомые слова?

Объясните значения данных слов (Приложение 2).

Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.

Напоказ – обратить внимание для вида.

Забияка – человек, который любит затевать ссоры.

Отколе – откуда.

Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.

Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.

4) Работа над содержанием басни.

Повторное чтение басни отдельными учениками.

а) Беседа.

Каким художник рисует Слона? Найдите в тексте слова, которые позволяют понять характер Слона.

Найдите слова-действия, показывающие поведение Моськи. Как они характеризуют героиню?

Какое действие наиболее ярко подчёркивает поведение Моськи? Как понимаете выражение «ну на него метаться»?

Заметил ли Слон, что у его ног какая-то собачонка?

Можно ли сказать, что в басне главные герои противопоставлены друг другу? Какими качествами обладает каждый их них?

Выполните небольшую самостоятельную работу по карточкам.

Карточка: подчеркни слова, которые характеризуют героя.

Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.

Задание: первый вариант подчёркивает слова, которые характеризуют Слона, второй – Моську.

Проверка: отдельные ученики, а затем самопроверка по таблице на доске.

Как называются такие слова?

б) Работа над образными выражениями.

Отыщите в тексте образные выражения, соответствующие данным словосочетаниям (Приложение 3):

  1. 1. Показывали на улице людям. (Водили напоказ.)
  2. 2. Невидаль, редкость. (В диковинку у нас.)
  3. 3. Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам. (Толпы зевак ходили.)
  4. 4. Откуда-то внезапно вдруг появиться. (Отколе ни возьмись.)
  5. 5. Перестань себя позорить. (Перестань срамиться.)
  6. 6. Придаёт смелости. (Вот то-то мне и духу придаёт.)

в) Выборочное чтение.

Прочитайте фрагменты текста или строки, которые подходят к иллюстрациям (иллюстрации прикреплены на обратной стороне доски вразнобой).

Восстановите последовательность событий басни.

Что Моське посоветовала Шавка? За что она осуждает Моську?

Прочитайте, для чего Моська напала на Слона.

Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки?

А как вы относитесь к Моське?

Что Крылов высмеивает в басне? (Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.)

Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой. Ей хочется привлечь к себе внимание.

В каких строках, ставшими крылатыми, выражена мораль басни? А можно сказать, что мораль басни высказана через описание героев?

А можно ли с подобными «Моськами» встретиться в реальной жизни?

5) Чтение мастером художественного слова.

Сядьте поудобнее, закройте глазки и внимательно послушайте басню в исполнении великого русского актёра Игоря Ильинского – мастера художественного слова. Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром. (Звучит запись басни.)

Заметили разницу при чтении своём и мастером слова?

6) Чтение по ролям.

Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.

(Слушание детей. Оценивание.)

VI. Итог урока.

Актуальна ли басня Крылова «Слон и Моська» в наши дни? Почему так думаете?

Какова же мораль басни?

Когда в жизни можно употребить слова «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона»? (Когда человек берётся за дело, которое ему не под силу. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

VII. Рефлексия.

У вас на столах лежат домики двух цветов. Выберите тот, который соответствует вашему настроению по уроку (жёлтый – радостное, весёлое, синий – грустное, печальное) и напишите на нём, какой нравственный урок извлекли для себя из басни. Затем прикрепите на динамической картине.

Что вам напоминает получившийся рисунок?

Все ли соответствует содержанию басни (добавить Шавку, убрать Тигра)?

VIII. Домашнее задание.

Выберите для себя задание:

а) выучить басню, нарисовать иллюстрацию;
б) выразительно читать басню; составить вопросы к басне;
в) выразительно читать, составить кроссворд по басне.

Урок литературного чтения "И.А. Крылов. "Слон и Моська".

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока: знакомство с произведением И.А.Крылова «Слон и Моська», определение морали басни;

Формирование умений постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.

Задачи урока:

Систематизировать знания обучающихся о творчестве И.А.Крылова, об особенностях басенного жанра.

    Обеспечить в ходе урока закрепление понятий «басня», «иносказание», «мораль», «крылатые выражения»

    Учить работать с содержанием басни (характеристика героев, нахождение образного выражения, чтение отрывка к иллюстрированному фрагменту басни).

    Развивать умение выразительно читать басню, логично излагать мысли и обосновывать своё суждение, находить значение слов по толковому словарю, пополнять словарный запас обучающихся, расширить круг читаемых басен.

    Воспитывать положительные моральные качества.

Оборудование:

    учебник Н.А. Чураковой «Литературное чтение 4 класс» Л.В. Занкова

    компьютер, мультимедиапроектор, проекционный экран, презентация;

    иллюстрации к фрагментам басни, карточки для самостоятельной работы;

    аудиозапись басни в исполнении И.Ильинского.

Методы: словесный, практический, наглядный.

Формы организации учащихся : индивидуальная, фронтальная, парная.

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

Нам пора начать урок.

Всем пойти он должен впрок.

Басни с вами мы читали.

Сколько нового узнали!

Сколько басен разных есть.

Всех их нам не перечесть.

Не хотите ли опять

О баснях новое узнать?

Ребята, у вас на столах лежат жетоны, которые вы будете получать за правильные и полные ответы. В конце урока по количеству жетонов вы получите оценки. Поэтому будьте на уроке внимательными и активными.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Послушайте отрывок стихотворения П.Вяземского и скажите, кому оно посвящено.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

О ком пишет поэт? СЛАЙД И.А. Крылов.

Да, это Иван Андреевич Крылов. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, жившем в 19 веке, и его произведениями.

1) Систематизация знаний о биографии, творчестве баснописца.

Давайте перелистаем страницы биографии Крылова. И нам помогут мои помощники-исследователи:

1-йученик: Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.

2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.

3-й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.

Иван Андреевич Крылов написал более 200 басен. Его басни знали люди всей планеты. Но он оставался скромным человеком. Великому баснописцу поставили памятник в Санкт-Петербурге, в Летнем саду. Он был сооружён на деньги, собранные по всей Руси. У памятника всегда цветы.

2) Викторина по изученным басням.

Нам уже знакомы некоторые произведения Ивана Андреевича Крылова, т.к. на прошлом уроке у нас было внеклассное чтение по его произведениям. Вам надо было нарисовать рисунки к понравившимся произведениям. Вспомним их.

Проведём викторину «Угадай!» показ рисунков .

А у людей она слыхала,

Что это зло ещё не так большой руки. «Мартышка и очки» СЛАЙД

«До того ль, голубчик было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило…» «Стрекоза и Муравей» СЛАЙД

Что посоветовал Муравей Стрекозе?

Какая пословица подходит к данному произведению? СЛАЙД

1. Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

2. Делу время, потехе – час.

3. Один за всех – и все за одного.

В какой басне герой пятился назад? « Лебедь, Рак и Щука» СЛАЙД

А почему воз остался на месте?

Какие недостатки высмеивает автор?

Чему учит эта басня? (Быть дружными, должна быть одна цель...)

Вороне где-то бог послал кусочек сыру…
На ель ворона взгромоздясь
Позавтракать было совсем
Уж собралась
…«Ворона и Лисица». СЛАЙД

Какие недостатки высмеивает автор?

А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. «Квартет» СЛАЙД

Какие недостатки высмеивает автор?

Молодцы, ребята! Спасибо. Рисунки на выставку.

3. Проблемный вопрос .

К какому литературному жанру мы относим произведения Крылова? (басня)

Какие литературные жанры вы ещё знаете?

Давайте выясним, что такое басня используя опорный текст? СЛАЙД

-Помощнику-исследователю было задание: найти определение по словарю Ожегова. Стр. 43

Басня – краткий, нравоучительный рассказ, в котором высмеивают недостатки людей или одобряют достоинства человека, персонажами являются животные.

- Что такое мораль басни? Помощник по словарю.

(это вывод или поучение, это главная мысль басни)

Как называется приём, который используют баснеписцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? (Иносказание.)

Иносказание придумал древнегреческий поэт Эзоп, живший около 3000 лет назад в древней Греции. Он был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, обладающими властью, поэтому он рассказывал истории, которые якобы случились с животными. Каждое произведение чему- то учит. В каждой басне есть мораль.

4. Постановка проблемного вопроса :

- Крылов жил в 19 веке, а мы живём в 21 . Почему мы до сих пор читаем, заучиваем басни И.А.Крылова и они актуальны в наши дни?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание.

Прочитайте слова, которые у вас написаны на карточках.

Разбейте их на две группы.

Работа в парах. СЛАЙД

1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец.
2-я: черты характера, которые
одобряет баснописец.

( Ложь, честность, глупость, добродушие, жадность, хитрость, храбрость, трусость, милосердие, лесть, лень, щедрость, трудолюбие, хвастовство, скромность)

Послушав ваши ответы, я с вами соглашусь. СЛАЙД

Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?

(Высмеивают недостатки и одобряют достоинства людей.)

ФИЗМИНУТКА.

Молодцы, были очень внимательны. Я думаю, что вы готовы к восприятию нового произведения Ивана Андреевича.

IV. Постановка проблемной задачи урока.

Знакомство с баснями мы продолжаем,

Но вывод их не сразу понимаем.

Чтобы «эзопов язык» их понять. СЛАЙД

Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Слон и Моська» и новыми персонажами, постараемся выявить мораль произведения и подумаем, актуальна ли басня в наши дни? Стр.87

V. РАБОТА НАД БАСНЕЙ .

1) Прогнозирование содержания.

Предположите, о ком эта басня? Кто такая Моська?

Какими вы представляете Слона, Моську?

Можете воспользоваться опорными словами, которые у вас находятся на столе.

Карточка:

Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.

2 )Первичное жужжащее чтение.

Подчеркните непонятные вам слова.

Оправдались ли ваши предположения о героях басни. (работа по словам)

СЛАЙД

3) Словарная работа. СЛАЙД

Встретились ли вам незнакомые слова? Какие? (перечислить слова)

Я тоже выбрала слова, которые у вас могли бы вызвать затруднения.

Давайте объясним значения данных слов.

Напоказ – обратить внимание для вида.

Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.

Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.

Отколе – откуда.

Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.

Забияка – человек, который любит затевать ссоры.

4) Чтение мастером художественного слова.

Сядьте поудобнее, следив по тексту, послушайте басню в исполнении великого русского актёра Игоря Ильинского – мастера художественного слова. Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром.

Грамзапись.

Заметили разницу при чтении? Почему?

VI . ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Какое качество человека мы видим у кота Леопольда?

5) Работа над содержанием басни.

Повторное чтение басни «цепочкой».

Где происходит действие?

Почему слона водят по улицам? СЛАЙД

Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением.

Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)

Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.)

Какой вы представляете Шавку?

6) Беседа. Выборочное чтение.

Найдите в тексте и прочитайте:

Как себя ведет Моська при виде слона? (ну на него метаться…)

Что советует Шавка Моське? (Соседка…….)

Прочитайте, зачем Моська напала на слона?

(что я, совсем без драки..)

Что высмеивает И.А. Крылов в басне? (хвастовство)

Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.

8) Работа над образными выражениями. СЛАЙД

Найдите в тексте образные выражения, соответствующие данным словосочетаниям:

Как называются эти слова? (крылатые)

Показывали на улице людям. (Водили напоказ.)

Невидаль, редкость. (В диковинку у нас.)

Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам. (Толпы зевак ходили.)

Откуда-то внезапно вдруг появиться. (Отколе ни возьмись.)

Перестань себя позорить. (Перестань срамиться.)

Придаёт смелости. (Вот то-то мне и духу придаёт.)

В каких строках, ставшими крылатыми, выражена мораль басни?

VI I . ИТОГ УРОКА. СЛАЙД .

С какой новой басней И.А. Крылова мы познакомились?

Кто является героями басен?

Какова же цель басни? (осмеяние человеческих недостатков)

Какие недостатки высмеиваются в баснях? (Зависть, высокомерие, жадность, грубость, лень, зазнайство, лесть)

Чему учат нас басни? (быть дружными, трудолюбивыми, не смеяться над чужой бедой, помогать друг другу в трудную минуту).

И так, что такое басня?

Мораль – это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль басни.

Какова мораль этой басни (Ай, Моська….) (Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.)

Актуальна ли басня в наши дни?

Когда в жизни можно употребить слова: “Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!”?

(– Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.

VIII . ОЦЕНКИ.

Сколько у вас жетонов.

Вы обратили внимание, что жетоны, я вам сегодня не раздавала, а вы брали их сами.

Почему? (проверить нравственные качества человека-честность)

IX . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. СЛАЙД

Выучить басню Крылова “Слон и Моська”

X . РЕФЛЕКСИЯ.

Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами.

По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука.

И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе.

Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью.

Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

У нас на доске нарисован шаблон сердца.

Давайте его заполним нашими сердечками, на которых вы напишите , чему учат вас басни И.А.Крылова.


Close