2 вариант

1 . Укажите в каком существительном суффикс написан неправильно.

а)дружок б) жучёк в) пастушок

2. Укажите существительное, в суффиксе которого не пишется буква -о-.

а)луж.к б) волч.нок в) ореш.к

3. Найти ряд с пропущенной –о-:

1) чулоч..к, петуш…к, горш..к

2) прут..к, цвет..к, кирпич…к

3) языч..к, стиш…к, горош…к

4) луж…к, пастуш..к, снеж…к

4. Укажите существительное, в суффиксе которого пишется буква -о-.

а)овраж.к б) жуч.к в) горош.к

5. Укажите существительные с суффиксом –ок-

а) старич…к, б) жуч..к, в) дубоч…к, г) кусоч…к,

д) гребеш…к, е) ящич…к.

1. К данным прилагательным подберите имена существительные трёх родов и множественного числа.(например: маленький ученик, маленькое дерево, маленькая девочка, маленькие дети.)

2. У прилагательных выделите окончания и определите число и род.

Голубой –

Красивый –

Самостоятельная работа по теме:

« Изменение имен прилагательных по родам и числа»

1. Подберите к данным прилагательным существительные, подходящие по смыслу.

2. Определи число и род прилагательных и выделите окончания.

Яркое, ласковое, весеннее ____________.

Мягкий, теплый, пушистый __________.

Дальняя, трудная, незнакомая __________.

Смешной, забавный, короткий ________.

1 вариант

А) и б) е в) ё г) о

2. В слове шалаш...к на месте пропуска пишется буква

А) и б) е в) ы

3. Какой гласный звук выпал в слове бараш...к?

А) ы б) и в) е

4. Какой гласный звук выпал в слове песоч...к?

5. В каком слове не выпал гласный звук?

6. В каком слове на месте пропуска пишется буква и?

7. В каком слове на месте пропуска пишется буква е?

8. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква е:

9. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква и:

Тест №17. "Гласные в суффиксах существительных ек и ик"

2 вариант

1.В суффиксах ек и ик при выпадении гласного следует писать букву:

А) и б) е в) ё г) о

2. В каком слове не выпал гласный звук?



а) замоч...к б) ножич...к в) дождич...к г) куст...к

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква и?

а) комоч...к б) мешоч...к в) диванч...к г) котёноч...к

4. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква и:

а) зайч...к, чайнич...к б) дружоч...к, овальч...к

в) чемоданч...к, мальч...к г) замоч...к, ореш...к

5. В слове шалаш...к на месте пропуска пишется буква

А) и б) е в) ы

6. Какой гласный звук выпал в слове бараш...к?

А) ы б) и в) е

7. Какой гласный звук выпал в слове песоч...к?

8. В каком слове на месте пропуска пишется буква е?

а) шар...к б) сад...к в) цветоч...к г) зонт...к

9. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква е:

а) осколоч...к, внуч...к б) карманч...к, комоч...к

в) фонар...к, горош...к г) ящич...к, листоч...к

1 вариант.

1. Вставь пропущенные окончания прилагательных и выдели их. Укажи род, число, падеж имен прилагательных.

На гладк…… льду______________________________________

в дальн….. дорогу______________________________________

сладк…… конфетку____________________________________

син….. лента____________________________________________

весенн….. солнышко_______________________________________

стар…… рояль___________________________________________

из перв…… ряда___________________________________________

с маленьк…… братом_____________________________________

перед ранн….. весной_________________________________________

о нужн…… вещи_____________________________________________

столов……. прибором________________________________________

мягк…… диван___________________________________________

под строг….. взглядом _________________________________________

2. Определи в тексте падеж, число и род прилагательных. Окончание выдели.

В лесной () глуши звери и птицы живут спокойно. Рыжая () белочка ловко прыгает с дерева на дерево. Она ищет спелые () орешки и сладкие()ягодки. Деловито ползает по ели серый () поползень в поисках

пищи. Стучит пёстрый () дятел по сухому() стволу старого() дуба.Течёт тихо и размеренно жизнь в лесной () чащобе.

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».



2 вариант.

1. Определи в тексте падеж, число и род прилагательных. Окончание выдели.

В чистом() небе горят звёзды. В августе звёздный () дождь часто падает на тёмную()землю. Обильная() роса играет в их свете. Полночную

()охоту начали совы. Маленькая() мышка поспешно шмыгнула в высокую() травку.

2. Вставь пропущенные окончания прилагательных и выдели их. Укажи род, число, падеж имен прилагательных.

От давн… встречи____________________________________________

на ранн… зорьке_____________________________________________

о проезж.. человеке___________________________________________

к растущ… ветке_____________________________________________

на пахуч… ромашку___________________________________________

в узеньк… окошко_____________________________________________

неуклюж… животное___________________________________________

под снежн… шубой____________________________________________

о субботн… передаче___________________________________________

син… ленту___________________________________________________

Тип урока:

Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся с правописанием суффикса -ок- в именах существительных;

Отрабатывать написание суффикса -ок- в именах существительных;

Повторить правописание суффиксов –ик-, -ек-

Развивающие:

Развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы;

Способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

Создать условия для формирования компетенций, способствующих продуктивной коммуникации;

Воспитательные:

Создать условия для привития интереса к урокам русского языка;

Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим;

Методические приёмы:

Деятельностный подход;

Создание прблемной ситуации;

Побуждающий диалог;

Оборудование:

Учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, С.В.Иванов и другие, Москва, «Вентана-Граф», 2011;

Тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» 3 класс, 2 часть, М.И.Кузнецова, Москва, «Вентана-Граф», 2011;

Рабочая тетрадь;

Ноутбук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 3 Д

Учитель: Манзова Елена Александровна

Программа : «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

Тема: Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся с правописанием суффикса -ок- в именах существительных;

Отрабатывать написание суффикса -ок- в именах существительных;

Повторить правописание суффиксов –ик-, -ек-

Развивающие:

Развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы;

Способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

Создать условия для формирования компетенций, способствующих продуктивной коммуникации;

Воспитательные:

Создать условия для привития интереса к урокам русского языка;

Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим;

Методические приёмы:

Деятельностный подход;

Создание прблемной ситуации;

Побуждающий диалог;

Оборудование:

Учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, С.В.Иванов и другие, Москва, «Вентана-Граф», 2011;

Тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» 3 класс, 2 часть, М.И.Кузнецова, Москва, «Вентана-Граф», 2011;

Рабочая тетрадь;

Ноутбук.

Проект урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование компетенции

Комментарий

Организационный момент

Приветствую.

На доске записаны буквы ЛОВЛКТЕИК

Лишь точно буквы все сплотив, получим слово………..

Создаёт эмоциональный настрой на эффективную работу (индивидуальную, в парах, коллективную)

Здороваются.

Оформляют начало работы в тетради (записывают дату и наименование работы)

Составляют слово коллектив . Записывают в тетрадь с элементами каллиграфического тренинга.

Объясняют значение слова.

Эмоциональная

окраска деятельности

Постановка учебной проблемы

На доске записаны пары слов, прочитайте их.

жуч ок - жуч ёк

снеж ок – снеж ёк

каблуч ок - каблуч ёк

Почему слова записаны парами?

А у вас в данный момент запись этих слов вызывает затруднение? Почему?

Определите, в какой части слова неясное написание.

Учитель обозначает суффиксы в словах.

Определите, какой частью речи являются эти слова.

Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Какую цель поставим перед собой?

Правильно. Но тему урока уточним немного позже.

Где мы можем получить помощь в изучении нового материала?

Дети читают про себя.

Можно предположить, что какие-то слова записаны правильно, а какие-то нет (после ч – ёк-, после ж, ш – ок-)

Мы не знаем, как правильно писать эти слова.

В суффиксе, мы видим встречается -ок- и -ёк- при одинаковом произношении.

Доказывают.

Определяют с помощью вопросов, что это имена существительные.

Будем учиться писать суффиксы -ок- или -ёк- в именах существительных.

В учебнике, при работе с учителем, во время совместной работы с одноклассниками.

Учебно-познавательная

Проблемная ситуация

Побуждающий диалог

Фронтальная работа

Целеполагание

Поиск решения учебной проблемы

Организовываю работу в тетради по карточкам:

Посмотрите внимательно на слова, спишите их в тетрадь, обозначьте суффиксы, поставьте ударение.

Понаблюдайте за суффиксом. Что вы заметили?

Подчеркните слова: башмач ок, пуш ок , пирож ок

Назовите звуки перед суффиксом -ок-

Что общего у этих звуков?

Охарактеризуйте эти звуки по твёрдости- мягкости.

Какой вывод можно сделать? Как пишется -ок- после шипящих в именах существительных

Проверьте свои предположения. В учебнике на с. 20 прочитайте правило.

Так о каком суффиксе мы сегодня будем говорить на уроке?

Как правильно звучит тема урока?

(На доске открывает название темы)

Записывают слова:

Адрес ок , башмач ок , боч ок , бугор ок , ветер ок , вечер ок , волос ок , волч ок , пуш ок , пирож ок

Этот суффикс – ок - всегда под ударением .

Ч, ш, ж

Они согласные, шипящие

Ч – всегда мягкий, ш, ж -всегда твёрдые

В именах существительных после шипящих пишется в суффиксе – ок- пишется буква о

Читают правило.

О суффиксе - ок- в именах существительных

Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных.

Информационная

Коммуникативная

Учебно-познавательная

Самостоятельная работа

Наблюдение

Работа в парах

Фронтальная работа

Выводят правило

Уточнение темы урока

Фотодиктант (с использованием ТСО)

От данных слов образуйте и запишите слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы. Не забывайте о чередовании [г] // [ж],

[к] // [ч].

Подсказка на доске : башма к + -ок- = башма ч ок

Лук, крюк, сапог, утюг, жук, блин, старик, сыр, бык, паук, гриб, хомяк, луг, снег.

Проверим выполненную работу.

(Образец на доске )

Какие ещё можно было образовать слова, которые бы называли маленькие предметы? Что надо добавить?

Составляют и записывают слова

Лучок, крючок, сапожок, утюжок, жучок, блинок старичок, сырок, бычок, паучок, грибок, хомячок лужок, язычок, снежок.

Проверяют работу.

Надо добавить два суффикса: - ок- и - ек-

Учебно-познавательная

Самостоятельная работа

Гимнастика для глаз

Прочитайте слова, записанные на доске . Составьте и запишите в тетрадь цепочки слов, используя суффиксы -ок- и -ек- Обозначьте суффиксы.

Друг, ветер, пирог, дуб,

Поменяйтесь тетрадями, обсудите получившиеся цепочки, оцените работу друг друга.

Возьмите свои тетради. Проверим, какие получились цепочки слов.

Что интересного заметили? (Что произошло с суффиксом -ок- при добавлении к этим словам суффикса -ек?

Прочитайте правило в учебнике на с. 21

друг - дружок – дружочек

ветер – ветерок – ветерочек

пирог – пирожок – пирожочек

Дуб – дубок – дубочек

Меняются тетрадями, обсуждают, оценивают работу друг друга.

Зачитывают слова, называя суффиксы.

В суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.

Читают правило.

Учебно-познавательная

Коммуникативная

Самостоятельная работа

Работа в парах

Физминутка (Физическая и эмоциональная разрядка)

Из слов составьте пословицу (слова: дела, вершок, с, на, мешок на карточках размещены по стенам) - Запишите её в тетрадь. - Как вы понимаете эту пословицу?

Работа со словами вершок и мешок . - Как вы думаете, подходят ли эти слова к нашей теме?

Исторически: верш ок – от слова верх (росток), старорусская мера длины равная примерно 4,5 см; меш ок – маленький мех. Сейчас эта связь утеряна (произошло упрощение состава слов: вершок, мешок – корни)

Составляют пословицу: Дел на вершок, а слов с мешок

Записывают пословицу.

Высказывают свои мнения.

Высказывают свои предположения.

Фронтальная работа

Работа с учебником (упр. 3). Повторить правописание суффиксов –ик -, -ек-

Предлагаю работу по выбору. Выполните упр.3 в учебнике или упражнение 3 в ТПО.

Направляю и консультирую (на местах)

Выполняют упражнения по выбору.

Компетенция личностного самосовершенствования

Учебно-познавательная

Фронтальная работа

Самостоятельная работа

Игра «Найдите свои слова». Каждый ряд (группа) получает карточки со словами: снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, сад, звон, свисточек, вечерочек, шажок, садочек, звонок, шаг, творог, творожок, творожочек. - Проверим выполненное задание

- Каждая группа выбирает слова, соответствующие данной модели.

Выходит представитель первой команды со словом, к нему подходят ещё по одному от каждой команды с родственными словами, выстраивают словообразовательную цепочку (закрепляют на доске ) и т.д. (8 цепочек)

Коммуникативная

Учебно-познавательная

Групповая работа

Рефлексия

Что нового узнали?

Достигли ли мы поставленной цели?

Где вам пригодятся эти знания?

Давайте вернёмся в начало урока. Исправьте ошибки в словах, записанных на доске . Докажите.

Домашнее задание: учебник с 22, упр.6

Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы.

1 человек работает у доски. Исправляет ошибки: пауч ок , снеж ок , каблуч ок . Доказывают.

Записывают задание.

Учебно-познавательная

Фронтальная работа

Актуализация знаний

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных"

Цели урока:

  • совершенствовать знания учащихся о написании суффикса -ок-,
  • развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать,
  • воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.

2 . Словарная работа (Приложение 1 , слайд 5 ,6 )

Птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер.

3. Изучение нового материала.

Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.

башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7 , проверка)

5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

№1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-.

6. Работа в парах.

Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-.

сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-.

Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.

7. Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Зарядка для глаз.

Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

(Приложение 1 . Слайд 8. Проверка)

9. Самостоятельная работа.

Закрепление правописания слов с суффиксами –ек-, -ик-, -ок-. Работа в тетради “ Пишем грамотно” № 2, с. 4

10. Дифференцированная работа на доске и в тетрадях.

Запись слов под диктовку в два столбика: в первый– слова с ь на конце после шипящих, во второй– слова без ь.

Диктуемые слова: пейзаж, чертеж, помощь, речь, ландыш, вещь, лещ, сторож, глушь, товарищ, шалаш, ночь, полночь, дочь, карандаш.

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

дел

на

вершок

слов

мешок

снежок голубок свисток снег шажочек голубочек вечер

садик

свист вечерок звоночек снежочек голубь

сад

звон свисточек вечерочек шажок садочек звонок

Шаг

творог

творожок творожочек


Предмет:Русский язык

Класс: 3

Учитель: Горбачева Анна Александровна

Программа: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

Тема: Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных

Тип урока:урок изучения нового материала

Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся с правописанием суффикса -ок- в именах существительных;

Отрабатывать написание суффикса -ок- в именах существительных;

Повторить правописание суффиксов –ик-, -ек-

Развивающие:

Развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы;

Способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

Создать условия для формирования компетенций, способствующих продуктивной коммуникации;

Воспитательные:

Создать условия для привития интереса к урокам русского языка;

Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим;

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

    формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

    формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

    развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока

    контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

    развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

    формировать умение осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

    формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

    развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Методические приёмы:

Деятельностный подход;

Создание проблемной ситуации;

Побуждающий диалог;

Оборудование:

Учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, С.В.Иванов и другие, Москва, «Вентана-Граф», 2011;

Тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» 3 класс, 2 часть, М.И.Кузнецова, Москва, «Вентана-Граф», 2011;

Рабочая тетрадь; раздаточный материал, маршрутный лист урока

1. Организационный момент.

Цель: Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.

Тихонечко сели на свои места.

Я напоминаю Вам правило работы с маршрутным листом. Если вы выполняете задание правильно, то используете зелёный карандаш, если допустили небольшую ошибку, то используете жёлтый цвет, но если вы не смогли справиться с заданием и вам нужна помощь, то сигнализируете красным цветом.

На маршрутном листе укажите настроение, с которым вы начинаете урок.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Пишем красиво, не допускаем помарок и исправлений.

2. Актуализация знаний.

- У меня на доске записаны слова, определите, на какие группы можно распределить эти слова, запишите их по группам, устно приготовьтесь объяснить выбор.

Ключ..к, п..ездка, вечероч..к, г..ловка, к..нюшня, н..резка.

На сколько групп разделили слова, что вы использовали за основу для такого деления? (знание частей слова).

А что объединяет все эти слова? (это имена существительные)

3. Подготовка к восприятию нового материала.

Цель: Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Давай понаблюдаем за другой группой слов – адрес..к, бел..к, бугор..к, ветер..к, вечер..к, волос..к.

К какой части речи относятся все эти слова? (имя существительное)

В какой части слова пропущена орфограмма? (в суффиксе)

- Какая буква пропущена?(буква о)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Буква - о - в именах существительных)

- Вы уже готовы сформулировать цель урока или даже правило на новую орфограмму?. Тогда ещё одна задачка:

У вас на листочках записаны слова, вставьте пропущенную букву в эти слова: ЯЗЫЧОК, СНЕЖОК, КАБЛУЧОК.

В какой части слова пропущена орфограмма? Какой согласный стоит перед суффиксом? Поставьте ударение в словах.

А вот теперь кто-нибудь готов сформулировать цели урока и правило, по которому мы сегодня будем работать?

Физкультминутка.

А мы, как я вижу, немного притомились. Без физкультминутки не обойтись.

1. Посмотрите налево, направо, вниз, вверх, нарисуйте глазами круг, закройте глазки, откройте, сильно-сильно зажмурьтесь, быстро поморгайте.

4. Работа с новым материалом.

Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.

Критерии по которым оценим свою работу (ученики отбирают только те, которые им необходимы, чтобы оценить работу с данным упражнением).

1. Умею образовывать слова с суффиксом - ок- .

2. Правильно записываю эти слова.

3. Выделяю корень слова.

4. Выделяю суффикс в слове.

5. Ставлю ударение.

- Проверка по эталону. Самооценка в маршрутном листе.

5. Создание второй проблемной ситуации.

Прочитайте слова, записанные на доске : дуб, ветер, пирог, друг

Составьте и запишите в тетрадь цепочки слов, используя суффикс -ок- (дубок, ветерок, пирожок, дружок)

Добавьте к получившимся словам суффикс -ек- (дубочек, ведерочек, пирожочек, дружочек)

Что интересного заметили? (Что произошло с суффиксом -ок- при добавлении к этим словам суффикса -ек?)

Прочитайте правило в учебнике на с. 21

Работа по учебнику.с. 21 № 5.

6. Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

7. Самостоятельная работа.

Закрепление правописания слов с суффиксами –ек-, -ик-, -ок-. Работа в тетради “ Пишем грамотно” № 2, с. 4

8. Рефлексия

Прием незаконченного предложения:

9. Д.з. c . 25 учить правило, упр. 4, 5

Предмет: Русский язык

Класс: 3 Д

Программа: «Начальная школа XXI века» под редакцией

Тема: Учимся писать суффикс - ок - в именах существительных

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса - ок - в именах существительных

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся с правописанием суффикса - ок - в именах существительных;

Отрабатывать написание суффикса - ок - в именах существительных;

Повторить правописание суффиксов –ик-, - ек -

Развивающие:

Развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы;

Способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

Создать условия для формирования компетенций, способствующих продуктивной коммуникации;

Воспитательные:

Создать условия для привития интереса к урокам ;

Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим;

Методические приёмы:

Деятельностный подход;

Создание прблемной ситуации;

Побуждающий диалог;

Оборудование:

(Образец на доске)

Какие ещё можно было образовать слова, которые бы называли маленькие предметы? Что надо добавить?

Составляют и записывают слова

Лучок, крючок, сапожок, утюжок, жучок, блинок старичок, сырок, бычок, паучок, грибок, хомячок лужок, язычок, снежок.

Проверяют работу.

Надо добавить два суффикса: - ок - и - ек-

Учебно-познавательная

Самостоятельная работа

Гимнастика для глаз

Прочитайте слова, записанные на доске. Составьте и запишите в тетрадь цепочки слов, используя суффиксы - ок - и - ек- Обозначьте суффиксы.

Друг, ветер, пирог, дуб,

Поменяйтесь тетрадями, обсудите получившиеся цепочки, оцените работу друг друга.

Возьмите свои тетради. Проверим, какие получились цепочки слов.

Что интересного заметили? (Что произошло с суффиксом - ок - при добавлении к этим словам суффикса - ек?

Прочитайте правило в учебнике на с. 21

друг - дружок – дружочек

ветер – ветерок – ветерочек

пирог – пирожок – пирожочек

дуб – дубок – дубочек

Меняются тетрадями, обсуждают, оценивают работу друг друга.

Зачитывают слова, называя суффиксы.

В суффиксе - ок - произошло чередование к/ч.

Читают правило.

Учебно-познавательная

Коммуникативная


Самостоятельная работа

Работа в парах

Физминутка (Физическая и эмоциональная разрядка)

Из слов составьте пословицу (слова: дела, вершок, с, на, мешок на карточках размещены по стенам) - Запишите её в тетрадь. - Как вы понимаете эту пословицу?

Работа со словами вершок и мешок. - Как вы думаете, подходят ли эти слова к нашей теме?

Исторически: вершок – от слова верх (росток), старорусская мера длины равная примерно 4,5 см; мешок – маленький мех. Сейчас эта связь утеряна (произошло упрощение состава слов: вершок, мешок – корни)

Составляют пословицу: Дел на вершок, а слов с мешок

Записывают пословицу.

Высказывают свои мнения.

Высказывают свои предположения.


Фронтальная работа

Работа с учебником (упр. 3). Повторить правописание суффиксов –ик -, - ек-

Предлагаю работу по выбору. Выполните упр.3 в учебнике или упражнение 3 в ТПО.

Направляю и консультирую (на местах)

Выполняют упражнения по выбору.


Компетенция личностного самосовершенствования

Учебно-познавательная

Фронтальная работа

Самостоятельная работа

Игра «Найдите свои слова». Каждый ряд (группа) получает карточки со словами: снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, сад, звон, свисточек, вечерочек, шажок, садочек, звонок, шаг, творог, творожок, творожочек. - Проверим выполненное задание

Каждая группа выбирает слова, соответствующие данной модели.

Выходит представитель первой команды со словом, к нему подходят ещё по одному от каждой команды с родственными словами, выстраивают словообразовательную цепочку (закрепляют на доске) и т. д. (8 цепочек)

Коммуникативная

Учебно-познавательная

Групповая работа

Рефлексия

Что нового узнали?

Достигли ли мы поставленной цели?

Где вам пригодятся эти знания?

Давайте вернёмся в начало урока. Исправьте ошибки в словах, записанных на доске. Докажите.

Домашнее задание: учебник с 22, упр.6

Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы.

1 человек работает у доски. Исправляет ошибки: паучок, снежок, каблучок. Доказывают.

Записывают задание.

Учебно-познавательная

Фронтальная работа

Актуализация знаний

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Учимся писать суффикс - ок - в именах существительных"

Учитель

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

Цели урока:

    совершенствовать знания учащихся о написании суффикса - ок-, развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать, воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.

2. Словарная работа (Приложение 1, слайд 5 ,6)

Птека, б. седа, б. л.то, дев. чка, з. бота, з. вод, м. рковь, к. л.ндарь, к. стрюля, .г. род, р. кета, тр. мвай, ш. к.лад, ш. фер.

3. Изучение нового материала.

Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом - ок-, которые бы называли маленькие предметы.

башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7, проверка)

5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

№1.Добавь суффиксы - ек-, - ок-.

6. Работа в парах.


Составь и запиши десять слов, используя суффиксы - ек-, - ок-.

сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса - ек-.

Вывод делают учащиеся: в суффиксе - ок - произошло чередование к/ч.

7. Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Зарядка для глаз.

Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, - ек-, - ик– , отработка анализа состава слова.

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

(Приложение 1. Слайд 8. Проверка)

9. Самостоятельная работа.

Закрепление правописания слов с суффиксами –ек-, - ик-, - ок-. Работа в тетради “ Пишем грамотно” № 2, с. 4

10. Дифференцированная работа на доске и в тетрадях.

Запись слов под диктовку в два столбика: в первый– слова с ь на конце после шипящих, во второй– слова без ь.

Диктуемые слова: пейзаж, чертеж, помощь, речь, ландыш, вещь, лещ, сторож, глушь, товарищ, шалаш, ночь, полночь, дочь, карандаш.

11. Проверка (Приложение 1 , слайд № 9).

12. Домашнее задание: с. 22 № 6, правило с. 20.

Записать слова в два столбика в зависимости от места орфограммы.

Шепот, паучок, черный, щелка, жучок, шорты, бычок, шов, шорох, шажок, пчелы, капюшон.

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

снежок голубок свисток снег шажочек голубочек вечер

свист вечерок звоночек снежочек голубь

звон свисточек вечерочек шажок садочек звонок

творожок творожочек

Цели урока:

  • совершенствовать знания учащихся о написании суффикса -ок-,
  • развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать,
  • воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.

2 . Словарная работа (Приложение 1 , слайд 5 ,6 )

Птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер.

3. Изучение нового материала.

Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.

башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7 , проверка)

5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

№1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-.

6. Работа в парах.

Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-.

сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-.

Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.

7. Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Зарядка для глаз.

Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

(Приложение 1 . Слайд 8. Проверка)

9. Самостоятельная работа.

Закрепление правописания слов с суффиксами –ек-, -ик-, -ок-. Работа в тетради “ Пишем грамотно” № 2, с. 4

10. Дифференцированная работа на доске и в тетрадях.

Запись слов под диктовку в два столбика: в первый– слова с ь на конце после шипящих, во второй– слова без ь.

Диктуемые слова: пейзаж, чертеж, помощь, речь, ландыш, вещь, лещ, сторож, глушь, товарищ, шалаш, ночь, полночь, дочь, карандаш.

11. Проверка (Приложение 1 , слайд № 9 ).

12. Домашнее задание: с. 22 № 6, правило с. 20.

Записать слова в два столбика в зависимости от места орфограммы.

Шепот, паучок, черный, щелка, жучок, шорты, бычок, шов, шорох, шажок, пчелы, капюшон.


Close