Вопросы развития и воспитания детей считаются сложнейшими, каждый родитель проходит собственный путь «проб и ошибок», стремясь не навредить своему малышу. И многих интересует, как лучше всего рассказать про космос и планеты Солнечной системы. Для детей, как и для многих взрослых, эта тема чрезвычайно таинственна и интересна, однако очень важно не перегружать их ненужной информацией. Но и сокращать сознательно тот материал, который мог бы быть крохам интересен, ни в коем случае не стоит.

Особенности

Итак, что же нужно рассказать дошкольникам, какие начальные астрономические знания им важно передать?

  • Что такое Солнце, какова его роль, почему система носит название Солнечной?
  • Расположение планет.
  • Краткая информация о самих планетах. Так, дошкольник уже вполне в состоянии понять, почему Марс красный.
  • Сведения о том, как зародилась Вселенная.

Особо любознательным малышам также можно рассказать:

  • чем планеты отличаются от звезд;
  • что такое спутник (например, почему Луна называется спутником Земли);
  • какие существуют известные созвездия, как они выглядят на звездной карте и на небе.

Слушая объяснение мамы или папы, малыш не только узнает много нового об окружающем его мире. У него улучшится словарный запас, обогатившись специальной лексикой, кроме того, занятия астрономией помогут развивать мышление, воображение, память.

Как начать знакомство?

Есть несколько вариантов проведения первого астрономического занятия.

  • Самый простой – это просмотр с дошкольником фильма с попутными комментариями родителя и ответом на возникающие у малыша вопросы. Фильмы ВВС довольно качественные, позволяют понять огромные размеры Вселенной, при этом познавательные, хотя порой содержат недоказанные гипотезы.
  • Второй вариант – самостоятельная работа. Мама или папа сами расскажут ребенку о галактике, о том, что наша галактика носит название Млечный путь, а Солнце – звезда, которой мы все обязаны своей жизнью, – на деле не так уж и велико.
  • Наконец, еще один способ – проведение игры. С интересным сценарием вы можете познакомиться здесь.

Можно и совместить способы, сначала поиграв с малышом, а потом – рассказав ему теорию.

Как представить планеты?

Астрономия – наука серьезная, интересна она не каждому, поскольку состав планет, свойства красных карликов и черных дыр увлекательны порой только благодаря научной фантастике. И поэтому родителям придется нелегко. С одной стороны, нужно предоставить правдивую информацию, для чего следует быть подкованным самому. С другой – не быть излишне серьезным и скучным, иначе ребенок очень быстро утратит интерес.

Есть несколько хитростей, которые позволят найти «золотую середину»:

  • Составить презентацию, на которой присутствует текст и фото. Это поможет не упустить важного и не перегрузить ребенка лишним.
  • Использовать картинки, плакаты, карточки – всевозможные наглядные пособия. Это позволит малышу наглядно представлять непростые реалии. Действительно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
  • Вместе с ребенком можно создать модель галактики.

Это может быть рисунок. Например, мама рисует в центре листа Солнце и параллельно с этим рассказывает, что эта звезда – источник тепла и света, вокруг нее вращаются все планеты нашей галактики. Желательно пояснить ребенку, что Солнце – это не желтый круг с лучиками, как его обычно изображают младшие дошкольники, а небесное тело, состоящее из двух газов – гелия и водорода. Ребенку интересно будет узнать, что человечество еще очень мало изучило это важнейшее для нас светило, поскольку из-за высокой температуры подлететь к Солнцу невозможно.

Аналогичным образом рисуется Меркурий, который гораздо меньше главной звезды. Для наглядности стоит изобразить и орбиту, по которой планета вращается вокруг Солнца. Затем на лист наносятся и другие небесные тела.

Если нет желания рисовать – планетарную модель можно слепить из пластилина, выложить из цветных элементов мозаики, сшить. Главное – чтобы ребенку было интересно, чтобы он задавал вопросы, стремился узнать больше.

Может возникнуть ситуация, когда мама или папа не знают, что ответить на «каверзный» вопрос малыша. В этом случае нужно взять паузу, сообщить, что на эту тему «мы непременно поговорим завтра». Подготовившись, следует ответить. Нельзя забывать детские вопросы или радоваться тому, что ребенок не переспрашивает и, видимо, сам забыл. Такой подход уничтожает здоровое любопытство и желание познавать мир.

Что рассказать?

Рассмотрим, какое описание планет будет интересно для малышей.

  • Меркурий.

Это самая близко расположенная к Солнцу планета, потому здесь очень жарко. Отличается небольшими размерами, днем температура здесь +350°С, ночью – ниже -160°С. Продолжительность одних суток на этой планете составляет около 60 земных, год длится 88 дней. Интересно, что Меркурий иногда можно увидеть с нашей планеты. Для закрепления материала можно попросить ребенка придумать, какие живые существа могли бы жить здесь. Дошкольник может предположить, что это некие создания, которые не боятся ни холода, ни жары, ни резкого перепада температур.

  • Венера.

По размерам очень похожа на Землю. Планета также доступна невооруженному взгляду, не имеет водной оболочки, покрыта кратерами. Интересно, что вращение происходит в иную сторону, чем у остальных. Для запоминания можно нарисовать Венеру своенравной круглой барышней, которая поступает по-своему.

  • Земля.

Наша родная планета отличается наличием кислорода, необходимого для жизни. Именно здесь оптимальные условия для того, чтобы нам, людям, было комфортно. Кроме того, только на Земле присутствует необходимое количество воды. Спутник планеты – Луна.

  • Марс.

Можно посмотреть рисунки планет, увидеть красную поверхность, рассказать малышу о том, что исследования активно проводятся в наше время, что полеты на Марс стали доступны. Можно задать вопрос, который позволит убедиться, верно ли усваивается материал: где более высокая температура, на Марсе или на Венере, и почему? Ребенок должен ответить, что на Венере, поскольку она расположена ближе к Солнцу.

  • Юпитер.

Это планета-гигант, состоит из газа, является самой большой в Солнечной системе. Год на Юпитере равен 12 земным. Кислорода и воды здесь нет, количество спутников – более 60. Можно также спросить, возможна ли на Юпитере привычная нам жизнь? В идеале ребенок должен догадаться, что нет, поскольку здесь нет ни воды, ни кислорода.

  • Сатурн.

Красивая планета с кольцами, вторая по размерам в Солнечной системе.

  • Уран.

Называется ледяной планетой, поскольку температура здесь ниже -220°С.

  • Нептун.

Имеет 6 колец, несколько спутников и собственную атмосферу. Окрашена в красивый синий цвет.

Вместе с ребенком можно нарисовать планеты так:

  • Меркурий – в солнцезащитных очках;
  • Венера – модная девушка, например, в шляпке;
  • Земля – сине-зеленая планета, на которой есть жизнь (цветы, деревья, животные, люди);
  • Марс – красный;
  • Юпитер – большая планета;
  • Сатурн – чуть меньше, с кольцами;
  • Уран – ледяной, светло-голубой;
  • Нептун – ярко-синий.

Эта забавная картинка позволит запомнить отличительные характеристики небесных тел.

Как выучить порядок?

Дошкольнику необходимо знать расположение планет от Солнца по порядку. Есть такая хитрость:

  1. У каждой планеты использовать первую букву: М – Меркурий, В – Венера.
  2. Далее придумать фразу, запоминающуюся фразу, слова в которой начинаются с первых букв названий планет.

Например: Мы Всех Зовем Мыть Юлу Средством Универсального Назначения.

Можно также просто сократить планеты до первых букв и разместить подсказку на картинке, которая будет у малыша перед глазами: МВЗМЮСУН.

Расширить границы

Очень важно, чтобы рассказ родителя об астрономии не носил скучного поверхностного характера, не ограничивал любопытство ребенка. Можно рассказать малышу следующее:

  1. О Плутоне, небольшом небесном теле, которое ранее считалось девятой планетой Солнечной системы, но позднее было принято решение исключить ее из этого списка. Некоторые исследователи вообще не относят Плутон к планетам.
  2. Что такое астероид. Это не планета, не спутник, а совершенно уникальное небесное тело, представляющее собой осколок погибшей планеты. Такая идея покажет, что Вселенная изменяется, одни небесные тела пропадают, другие, напротив, зарождаются. Отдельные астероиды образуют пояс, который защищает нашу планету от внешних воздействий.
  3. Кометы. Это красивые небесные тела с хвостом из газа, которые периодически пролетают в непосредственной близости от Земли.
  4. Возможность жизни на других планетах. Любознательному ребенку стоит рассказать, что пока не доказано наличие или отсутствие разумной жизни, что есть несколько теорий на этот счет.
  5. Строение Земли. Планета состоит из ядра, мантии и оболочки, то есть, по сути, очень похожа на персик: косточка – это ядро, раскаленная часть. Мантия – это мякоть, а тонкая кожица – это оболочка. Люди, как и все живое, располагаются именно на оболочке. Только здесь условия приемлемы.
  6. Теория большого взрыва. Не вдаваясь в подробности, можно пояснить, что, согласно наиболее распространенной гипотезе, наша Вселенная возникла из-за взрыва газа, произошедшего миллиарды лет назад. В результате этого процесса возникли знакомые нам небесные тела.
  7. Звезды. Что это такое, какие самые известные мы знаем, как образуются созвездия.

Очень важно не заставлять ребенка заучивать названия и свойства небесных тел, а знакомить его с ними в увлекательной форме, вызывать искренний интерес и желание узнать больше.

Формы занятий

Для дошкольников лучшим способом знакомства с миром астрологии является игра. Поэтому можно предложить сыграть в самодельную настольную игру, представляющую собой поле, на котором нарисованы планеты и клетки для перемещения фишек. Бросив кубик, игроки делают определенное количество ходов. Если попадают на остановку-планету, то должны что-то про нее рассказать. Побеждает тот, кто первым доберется до Солнца.

Еще варианты проведения занятий:

  • Родители предлагают ребенку модель Солнечной системы – несколько заранее подготовленных схематичных планет (можно нарисовать их на плотном картоне) и веревки-орбиты. Задача малыша – сложить модель.
  • При знакомстве со звездами можно предложить ребенку нарисовать знаменитые созвездия (сначала по образцу, затем – по памяти).
  • Ролевые игры. Если детей несколько, каждый из них примеряет на себя роль одной из планет по выбору (можно даже подготовить костюм для наибольшего интереса), после чего – рассказывает «о себе». Если малыш один, «планетами» становятся игрушки.
  • Придумать сказку. Ребенок вместе с мамой сочиняет увлекательную сказку про небесные тела или историю Вселенной. Выдуманные события переплетаются с научными фактами, создавая уникальный текст.

Изучение астрономии с дошкольником, знакомство с планетами Солнечной системы – важнейший этап развития кругозора и познавательного интереса ребенка. От родителей требуется рассказать о космосе кратко, но грамотно и интересно, чтобы кроха захотел узнать побольше.

Ваш ребенок смотрит на небо с мечтательной тоской и спрашивает у вас, насколько большая Вселенная, а вы ему и ответить не можете? Спрашивает, сколько спутников в сумме у всех планет нашей звездной системы? И тут снова ему нечего сказать… Чтобы не казаться в глазах детей неучем, предлагаем вам ответы на все эти вопросы. Конечно, в виде книг.

Ко дню астрономии, который будет 29 апреля, редакция сайт собрала для вас и ваших детей 12 интереснейших книг на эту тему. Тут и энциклопедии, и рассказы космонавтов, и сказки - на любой возраст и вкус.

Эта книга для звездочетов дошкольного и младшего школьного возрастов. В путешествие в обсерваторию с ними отправится Чевостик - сказочный персонаж-почемучка, живущий в библиотеке у всезнающего дяди Кузи. Вместе они расскажут читателям про ночное небо, рассмотрят в телескоп всю Солнечную систему и ответят на множество вопросов. Например, как определить растет месяц или убывает, в чем разница между метеорами и метеоритами и как далеко ты можешь прыгнуть, находясь на Луне.

Издательство: Детство-Пресс

Ознакомительная книга по веселой астрономии для маленьких исследователей. Тут есть стихотворения, красочные рисунки и схемы. Сколько всего планет, почему на Земле есть жизнь, а больше нигде ее нет, какие спутники кроме Луны бывают и так далее. Хороший выбор для первого ознакомления ребенка с темой космоса, планет и Солнечной системы.

Издательство: Манн, Иванов и Фербер

Профессор Астрокот знает ответы на все вопросы вашего ребенка. Как рождаются звезды, есть ли жизнь на Марсе, куда скрывается на ночь Солнце и что такое атмосфера. Кошачье любопытство не дает ему сидеть на месте, и он приглашает юных читателей в далекое и очень интересное путешествие! Вместе вы точно сможете разгадать все загадки Вселенной!

Издательство: Детское время

Самое большое количество восторженных отзывов именно об этой книге. Это азбука астрономии в стихах. Конечно, здесь больше стихов, чем информации, но ведь так все гораздо лучше запомнится и детям, и их родителям. В книге собрано множество удивительных фактов, новое для себя узнают даже взрослые. На каждую букву - свой стих и буквы «ь, ъ, ы» не пропущены. Хотите узнать: «Но как?!». Тогда обязательно прочтите!

Издательство: Аванта+, АСТ

Ваш ребенок уже немного знает о звездах и космосе, но хочет узнать еще больше? Тогда эта книга для вас. Что же там наверху и почему это так важно? Как происходят приливы и отливы, почему мы можем дышать на Земле, но не можем в космосе, как построить ракету? Огромным плюсом является то, что к книге прилагается большая карта звездного неба, по которой можно изучать созвездия.

Издательство: ЭКСМО

В этот набор входят две книги, но сегодня мы говорим об астрономии, поэтому сосредоточимся на первом томе. Здесь вы не встретите скучных фактов, только увлекательное, познавательное и, конечно, с картинками. А еще - это отличный учебник по астрономии от древности до настоящего времени. Ведь раньше небо представляли себе совсем по-другому… Кроме того, с помощью этого пособия вы сможете попробовать смастерить необычные астрономические приборы и провести эксперименты. Это не так сложно, как кажется!

Издательство: Робинс

А в космосе всегда темно? А какие они, инопланетяне? А почему днем нет звезд? А почему планеты не падают? А почему Земля вертится? Ответы для маленьких почемучек находятся в этой книге. Здесь есть специальные створки с познавательной информацией, подборка любопытных фактов и просто много-много всего интересного. Подойдет для детей от 3 лет.

Издательство: Азбука-Аттикус, Machaon

Для тех, кому просто читать недостаточно, эта книга предлагает пройти викторину, а заодно поиграть. Например, сложить из магнитиков ракету. В таком виде ребенок точно запомнит основные вопросы, касающиеся космоса и астрономии, и больше не будет мучить вас расспросами. Самые важные факты о мире, планетах и космонавтике под одной обложкой.

Издательство: ЭКСМО

Отправимся в путешествие вместе с героями Disney. В компании Гуфи и Микки Мауса вам точно будет веселее. Любимые персонажи расскажут, сколько колец у Сатурна, могут ли люди жить на Венере, из чего состоит Солнце, что происходит внутри черных дыр, как возникла Вселенная и так далее. В книге малышей ждут не только картинки, но и красочные фотографии, сделанные спутниковыми аппаратами.

Издательство: Аванта+, АСТ

Космос - штука интересная, книга - вещь хорошая, но как же хочется изучить все самому… Это пособие может помочь вам в самостоятельном исследовании. Здесь рассказано, как устроена обсерватория, как пользоваться телескопом, как правильно наблюдать за затмением и так далее. А кроме того вы получите советы от бывалых путешественников о том, как ориентироваться по звездам и нарисовать карту созвездий без помощи родителей!

Издательство: ОГИЗ, АСТ

В этот раз гидами в путешествии к далеким планетам станут знаменитые . Если ваш ребенок фанат этих злых птичек, не сомневайтесь, книга ему понравится! Вместе с ними вы побываете на всех планетах Солнечной системы и узнаете много нового про звезды, туманности и галактики. Вот как далеко на этот раз «запульнуло» птичек!

Издательство: Росмэн

Конечно, это книга не совсем про астрономию, она про космонавтику, но мы не удержались. Ее написал настоящий космонавт - Юрий Усачев, который рассказывает о том, как живет международная космическая станция, развенчивает мифы о жизни космонавтов и сопровождает все это реальными фотографиями. Это настоящая экскурсия по МКС, после которой вопрос «кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» будет звучать как минимум странно. И так понятно.

Приятного чтения!

05.10.2014 Viktoria Soldatova

Наши полеты в космос не прекращаются, кажется что фантазия моего ребенка (3 года 11 месяцев) уже улетела в другие галактики . Даже два восковых карандашика в его руках превращаются в космические корабли . Сегодня я вас не отвлеку надолго, постараюсь описать только самое интересное из последних занятий о космосе и поделюсь своими книжками.

Итак 10, 9, 8 ,7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, ПУСК! Полетели!

Макет планеты Юпитер

Чтобы отойти от темы планет нашей солнечной системы, я хотела наглядно объяснить ребенку почему на Юпитере не бывает кратеров. Также, из наших книг, Александр четко уяснил, что этот газовый гигант является “пылесосом” солнечной системы. Т.е. он втягивает в себя всё что к нему приближается. На сегодняшний день мой ребенок уверен, что на Землю не падают метеориты и другие космические ужасы по двум причинам:

1. Юпитер засасывает в себя весь этот мусор, который может причинить вред нашей планете.
2. Те космические тела, которым всё же удалось долететь до Земли, сгорают в мезосфере

Я не буду переубеждать ребенка не полных 4-ех лет и показывать ему видео с катастрофами, которыми пестрит Ютуб. Пусть мой мальчик спит спокойно . А пока разберемся с Юпитером, идея посетила меня во время нашего последнего отдыха на море. Видимо маминым мозгам для генерации идей нужна была настоящая разгрузка .

Нам понадобилось:

  • Большой магнит
  • 1/3 ст. воды
  • 1/3 ст. геля для мытья посуды
  • 1 ст.л. крахмала (для стабилизации пены)

Всё это вливаем в миксер и на высокой скорости смешиваем 2 минуты (Помните я делала ? Это тот же рецепт)
А затем я нанесла поверх пены краску (покупала в Икеа), чтобы имитировать полосы на планете Юпитер.


Весь процесс мы делали вместе с Александром, он сам положил магнит в середину миски, я дала ему перенести пену туда же и покрыть магнит. А затем сама уже нанесла полосы и даже пятно с великим ураганом не забыли .


Здесь даже объяснять ничего не пришлось, ребенок наглядно увидел, что на такой планете кратеров быть не может. На мой взгляд сравнение получилось хорошим и понятным. Я выдала Александру мисочку с плашками, которые притягиваются магнитом. И магнит и плашки входят в наш замечательный набор магнитов, покупала я его на Амазон.

Александр клал на поверхность “планеты” плашки и их затягивало. При этом обратите внимание на фото, пена настолько густая, а плашка настолько легкая, что если бы не магнит, они бы все остались на поверхности.


Естественно Александр разгулялся и стал бросать плашки по несколько штук. Это произвело на него настоящее впечатление, насколько быстро их затягивает вовнутрь!


Макет планеты Уран

Тоже газовый гигант, который находится так далеко от Солнца, что замерзает. Я показала Александру как набирать воду из крана в воздушный шар. Предварительно в пустой шарик я капнула несколько капель пищевого красителя. Данный шар с водой мы вместе поставили в морозилку и подождали 24 часа. Александру очень не терпелось посмотреть что же получилось. Вообще я заметила, что всё что мы подготавливаем вместе у ребенка вызывает очень сильный интерес. Ему не терпится увидеть, почувствовать результат. А в данном случае он даже проснулся днем раньше на час и сразу попросил достать наш Уран.

– Мама, я сам, я сам, дай мне ножницы!


Затем он выложил кольца изо льда и камней и наш Уран стал как настоящий


А это мама баловалась с фотоаппаратом .


Я вам открою маленький секрет, иногда мой ребенок ощущает на себе все мои положительные эмоции. Я его обнимаю, целую, поздравляю. Сама же в это время нахожусь на седьмом небе от счастья. Так было и в этот раз, когда я занималась перестановкой детских книг, а Александр играл в зале.

Мама, иди посмотри что я сделал.

Я подошла и увидела вот это:


Смотри, это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Церера (карликовая планета),пояс астероидов, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Хаумеа, Макемаке, Эрида (последние 4 это карликовые планеты).

При этом он так всё спокойно мне рассказал, что у меня просто отвисла челюсть. После чего я опомнилась и вот тут то мой ребенок познал все прелести маминой радости .

Солнечная система из шариков

И напоследок, перед выходом из темы планет солнечной системы, я сделала сюрприз. Так как близится День рождения, Александр отсчитывает дни до праздника и все вокруг спрашивают его что именно он хочет получить в подарок. А он отвечает- 100 шариков, много мыльных пузырей. Ну не много детям нужно для счастья . Вот я и решила сделать ему предпраздничный подарок. Пока он был в лицее, у нас появилась своя солнечная система. Конечно старалась соблюдать пропорции, но шарики не безразмерны и имеют привычку лопаться .


Приехали мы домой, Александр с порога увидел мой сюрприз и закричал на всю квартиру:

Папа, спасибо тебе за шарики!!!

Представили моё выражение лица? Полтора часа я готовила сюрприз, лазила под потолком, 3 шара лопнули во время раскрашивания….папа, спасибо?!
Муж конечно сказал, что это мама всё подготовила и мой мальчик бросился ко мне в объятья, обнял меня за ноги и повторял:

– Спасибо, спасибо, спасибо. Мама, а можно я на стол залезу?




Ну в общем, когда угодишь ребенку, это сразу видно .



А это наша книга First Big Book of Space. Если вы будете когда нибудь делать заказ в Amazon обязательно приобретите ее. Чем больше мы занимаемся по теме, тем больше я в нее влюбляюсь.



Посмотрели видео о космосе

Вот ещё одно очень красивое видео с одной из моих любимых песен. Александра очень впечатлил запуск ракеты.

Комета своими руками

Из прочитанного и увиденного мы поняли, что кометы состоят изо льда, космической пыли и камней. Ещё этих красавиц называют грязным снежком, ну нет душа в космическом пространстве . Из чего же нам сделать комету?

Нам понадобилось:

  • Песок
  • Камушки
  • Вода (совсем чуть-чуть)


Александр всё смешал и, чтобы ядро кометы стало действительно грязным льдом, мы вернули всё в морозилку. У меня не оказалось мешка для мусора белого цвета, а красавица с черным цветом у меня как-то не ассоциируется, поэтому в дело пошел просто большой пакет. Я разрезала его в длину, обозначила круг в центре, куда мы вложили грязный лёд. Разрезала на полоски весь пакет вокруг круга, чтобы “хвост” развивался, а затем Александр помогал держать, а я обвязывала цветными лентами. Ну вот всё готово.


Можно запускать нашу комету в полет!

Ну вот мы и долетели до звезд. Совершенно шикарным плакатом-постером поделилась на своем сайте Татьяна Пироженко. Я воспользовалась ее щедростью, пошла в принтерию и мне распечатали его на самоклеящейся бумаге. Сравнение планет и звезд по размерам завораживали Александра долгое время. Думаю, что звезды впечатлили его больше, так как до этого он считал, что Солнце самое огромное что есть у нас в солнечной системе.

На сегодняшний день мы только начали тему звезд. Я сделала 2 книжицы для самостоятельного чтения. Но хочу сказать, что информация в них подойдет даже для школьников 7-9 лет, которые раньше не увлекались астрономией. Сегодня ребенок мне высказал, что со вчерашнего дня я так и не сделала книжку про еще одну звезду. В общем он ждет продолжения, а это хороший знак, значит мама движется в правильном направлении .

Скачать мои книги вы можете подписавшись на мой сайт. Заполните форму внизу и на ваш электронный адрес автоматически будет отправлено письмо. Если через десять минут вы не получите письма, просмотрите файл спам.


Многие дети в возрасте 4-5 лет начинают активно интересоваться космосом, их привлекает ночное небо и тайны Вселенной. Любознательные дошкольники обожают наблюдать за звездами и слушать интересные рассказы о созвездиях и планетах.

Знакомство с астрономией может произойти задолго до того, как этот предмет появится в школьном расписании ребенка. Именно родители - первый источник знаний о космосе, поэтому взрослые должны подготовиться к расспросам юного почемучки и побудить к дальнейшим исследованиям. Что нужно знать ребенку о космосе и как рассказать ему о планетах Солнечной системы - обо всем этом вы узнаете из нашей статьи.

Как рассказывать ребенку о планетах

Обязательно принимайте во внимание возраст ребенка: не стоит сразу загружать его научными фактами о химическом составе и массе планет. Для начала поговорите о том, какие планеты входят в нашу систему, в каком порядке они расположены, сколько спутников каждая из них имеет. Вы можете дать краткую характеристику планетам и рассказать историю их открытия.

Для наглядности используйте картинки, презентации, мультфильмы и игры - словом, любой демонстративный материал, который поможет лучше запомнить новую информацию. Самое главное, чтобы ребенку не было скучно. Это не урок, а непринужденная беседа, используйте форму игры для того, чтобы обучение давалось ребенку легко.

Дети знают наизусть цвета радуги, точно так же можно выучить порядок расположения планет Солнечной системы. Используйте известные считалочки или придумайте вместе с малышом веселый стишок про планеты. Благодаря этому информация запомнится как можно лучше.

Можно купить книгу в интернет магазине о планетах Солнечной системы. Детская книга с картинками в увлекательной, наглядной и доступной для маленьких читателей форме расска-жет о тайнах звездного неба, о планетах и созвездиях, о далеких галактиках и от-важных космонавтах.

Характеристика планет Солнечной системы

Меркурий. Это планета расположена в непосредственной близости к Солнцу, также ее считают самой «миниатюрной» планетой нашей системы. Поверхность планеты твердая, в дневное время температура на Меркурии достигает 350˚С, а ночью опускается до -170˚С. Меркурий имеет самую высокую скорость вращения вокруг Солнца.

Венера. По размерам и яркости эта планета больше остальных похожа на Землю. Наблюдения ученых затрудняют облака, которые обволакивают Венеру. Поверхность этой планеты представляет собой раскаленную каменистую пустыню: температура на поверхности достигает 500˚С.

Земля. Единственная среди планет Солнечной системы, на которой есть вода и, соответственно, жизнь. Земля имеет удачное расположение относительно Солнца: достаточно близко, чтобы получать необходимую порцию тепла и света, но при этом не плавиться от его лучей. Луна - единственный спутник нашей планеты.

Марс. Ранее предполагалось, что на Марсе есть жизнь, так как этот космический объект имеет множество сходств с Землей. Но исследования поверхности Марса не подтвердили эту теорию. Типичный для Марса ландшафт - красноватые каменистые пустыни. У планеты, названной в честь бога войны, есть два спутника - Деймос и Фобос.



Юпитер. Это самая большая планета в Солнечной системе, по своим размерам она в 10 раз превосходит Землю. Масса Юпитера больше земной в 300 раз. Юпитер состоит из гелия, водорода и других газов. Вокруг него вращаются 16 спутников, самые крупные из них можно увидеть даже в сильный бинокль.

Сатурн. Он, как и Юпитер, не имеет твердой поверхности и состоит из газов. Для детей это самая удивительная планета, поскольку она имеет кольца вдоль экватора. Образованы они из камней, льда и пыли. Три основных кольца по толщине равняются 30 м, кроме того, у Сатурна есть 15 спутников.

Уран. Как и предыдущая планета, Уран также имеет кольца, однако их гораздо сложнее увидеть. Главная отличительная черта Урана - его особенное вращение, которое происходит в режиме «лежа на боку». У него всего 5 спутников.

Нептун. Астрономы называют Нептун последней планетой в Солнечной системе. Нептун был обнаружен относительно недавно - в 1989 году. Эта планета находится очень далеко от Солнца, ее поверхность при взгляде из космоса выглядит голубоватой. Ветер на Нептуне дует намного сильнее, чем на других планетах нашей системы.

Еще до 2006 года в Солнечной системе насчитивылось девять планет, однако Плутон был «разжалован» в карликовые планеты.

Космос для ребенка - одна из самых увлекательный и интересных тем. Малыши могут узнать азы астрономии из ваших рассказов о планетах Солнечной системы. Главное, чтобы домашние уроки были наполнены занимательными фактами и не перегружали дошкольника серьезной научной информацией, которую ребенок еще не в силах понять.

В этой небольшой заметке представлен материал на тему: солнечная система для детей. Простым и понятным языком мы описали о солнечной системе, планетах, которые в ней находятся и многих других интересных вещах.

Во Вселенной существует множество объектов, в числе которых планеты и спутники, звезды и систем, а также галактики. Солнечная система, в которых находится и наша планета Земля также полна как планетами, спутниками, так и астероидами, кометами, и многих других интересных объектов. На сегодняшний день ученые предполагают, что наша Солнечная система была образована из гигантского облака газа и пыли. В ней 8 планет, которые делятся на 2-е группы – внутренние планеты (они же планеты земной группы) . В эту группу входит Меркурий, Венера, Земля (третья планета от Солнца) и Марс. И внешние планеты или газовые гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Между этими двумя группами находится пояс астероидов. А за газовыми гигантами располагаются транснептуновые объекты. Самый крупный из которых Плутон. Раньше Плутон считался обычной планетой, но сейчас он причисляется к карликовым планетам и в то же время самым крупным объектом в поясе Койпера.

Пояс Койпера – похож на пояс астероидов, но отличается тем, что он в 20 раз шире его, а также своим составам.

Солнечная система

Как запомнить планеты и их порядок?

Короткие мнемонические фразы они же мнемоники облегчают запоминание разной информации путем образования искусственных ассоциаций.

На этой страничке мы собрали запоминалки планет Солнечной системы для детей, которые облегчат эту, порой, не простую задачу. Единственный нюанс, что когда они придумывались Плутон – относили к планетам, и, поэтому он присутствует почти во всех запоминалках. А как мы знаем — с 2006 года Плутон стал считаться карликовой планетой, и сейчас при заучивании – его можно опускать.

Запоминалки планет Солнечной системы

Запомнить порядок планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) можно по первым буквам слов М-Меркурий В-Венера З-Земля М-Марс Ю-Юпитер С-Сатурн У-Уран Н-Нептун П-Плутон во фразах:

  • Мы Ведь Знаем — Мама Юли Села Утром На Пилюли!
  • Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный.
  • Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт.
  • Мама Всегда Запрещала Мне Юному Следопыту Узнать Названия Планет.
  • Морской Волк Замучил Молодуго Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Парня.
  • Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты.
  • Мудрая Волшебница Златоглавая Модница Южных Стран Увлекается Новейшей Поэзией.
  • Мы Все Знаем: Многие Юные Сурки Учат Названия Планет.
  • Можно Вылететь За Марс, Ювелирно Свернув У Нашей Планеты.
  • Мама Варит Земляничный Морс, а Юный Сын Уже Не Плачет.
  • Мерял Веня Землю Марусиной Юбкой, Сатиновой да Урановой, Непутёвый он Плут.
  • Мрачное Венерическое Заболевание Может Юрко Сразить Усталую Нимфоманку.
  • Меньше Всего Замечает Мария Южного Солнца Улыбку На Пляже.
  • Медленно Везёт Землю Маленький Питер; Сад Украшен Небьющимися Плафонами (мнемоника планет Алексея Головнина).
  • Мечтая Выйти Замуж, Мало Юбку Снять - Улыбнуться Надо и Поцеловать.

Запоминание порядка планет с поясом астероидов

Маша Веником Землю Мела, А Юра Сидел У Норы Паука.
То есть в этой фразе добавилось буква «А» — пояс Астероидов.

Запоминалка планет от самой дальней планеты (Плутона) до самой ближней (Меркурия) до Солнца

Планеты Нетрудно Упомнить Самому Юному Малышу, Зная Венеру, Меркурий.

Стихи для запоминания планет

Между волками зайчишка метался,
юркнул, споткнулся, упал —
не поднялся.

По порядку все планеты
Назовет любой из нас.
Раз Меркурий, два Венера,
три Земля, четыре Марс.
Пять Юпитер, шесть Сатурн,
Семь Уран, за ним Нептун.
Он восьмым идет по счету,
и совсем уже потом
и девятая планета под названием Плутон

На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ — раз,
ВЕНЕРА — два-с,
Три — ЗЕМЛЯ,
Четыре — МАРС,
Пять — ЮПИТЕР,
Шесть — САТУРН,
Семь — УРАН,
Восемь — НЕПТУН,
Девять — дальше всех ПЛУТОН,
Кто не видит — выйди вон!

Стих для запоминания 8 планет без Плутона

Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, четыре - Марс,
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восьмой - Нептун

Белый стих для запоминания порядка планет

Мерить век земной мало
юность сада убога
нет плодов

Другие способы запоминания порядка планет солнечной системы для детей и взрослых

Еще один способ запоминания порядка планет – это сравнение с другими, но похожими словами и составление предложения с их использованием.
К примеру: Меркнет (Меркурий) моя подруга Венера (Венера) на Земле (Земля). Потому что съела Марс (Марс), лежавший на пюпитре (Юпитер), а обёртку бросила в полную, то есть сытую урну (Сатурн), крикнув после этого «Ура» (Уран). И не ПТУ (Нептун), а институт окончила, сбежав потом с каким-то плутом (Плутон).

Между двумя богами на букву М: Меркурием и Марсом стоят 2 женщины: Венера и Земля. За богом Марсом стоит его папа — Юпитер. За верховным богом Юпитером — уникальная своими кольцами планета — Сатурн. В названии Сатурн зашифрован как Сатурн (САТ), так и последующие планеты: Уран (УР) и Нептун (Н). Следующий за ними Плутон планетой не является, но выглядит как пёсик Плуто с недоумением смотрящий на пантеон греческих богов перед ним.

Акронимы для запоминания планет

Еще один способ выучить порядок планет – использования акронима – то есть аббревиатуры, которая образуется первыми звуками слов во фразе. То есть это слово, которое можно произнести слитно, при этом оно является сокращением. Для заучивания планет можно запомнить акроним: МеВеЗеМа ЮСУНП.

Вы тоже знаете какие-нибудь интересные запоминалки или оригинальные способы заучивания планет Солнечной системы? Пишите их в комментариях.


Close