(Жуковский. «Море»)

О бычно разговор о романтизме у нас бывает в 8-м или (при неблагоприятных обстоятельствах) в 9-м классе. И начинается он с лекции, поскольку мне не известен ни один учебник, где бы о романтизме было вразумительно написано всё, что нужно для полноценной работы. Конечно, 8-й класс - это уже не 5-й, но запись лекции всё равно приходится обставлять разно­образными методическими “приёмами”. Для начала воодушевить, сказав, что умение записать лекцию необходимо всякому студенту, а в институте этому учить уже не будут. Пообещать, что качество записи обязательно будет проверено и оценка пойдёт в журнал (пусть это будут сплошь хорошие оценки - не жалко). Написать на обложке тетради “Хранить 5 лет” (ввиду важности информации для грядущих экзаменов). По ходу лекции я обычно проговариваю каждую мысль в отдельности (если попросят - дважды, да хоть трижды), но не диктую, а даю время записать своими словами, поэтому на лекцию может уйти до двух уроков.

На следующем уроке обязательно провожу письменный опрос по основным тезисам лекции (тоже колонка отметок, тоже обычно хороших). Времени не жалею, потому что в романтизме действительно нужно понять многое: романтическое двоемирие (по сути, главный отличительный признак направления: “романтизм - это зеркало”), бесконечность человеческой души как главное художественное открытие (“романтизм - это душа”); способ изображения этой бесконечности : дорога, море, небо, звёзды (“все романтики - с большой дороги”), любовь к экзотике и дальним странам; конфликт миров (внешний и внутренний, мечта и действительность); романтический герой (чужак, носящий в себе ключ к другим мирам), его право быть хоть романтическим злодеем - только бы не филистером, живущим в одной лишь скучной реальности (отсюда, кстати, следует неприменимость выражений “положительный” и “отрицательный” герой - это взгляд классицистов); недостижимость романтической мечты; творчество как “нормальное” состояние и человеческой души, и мира; стихийность (органичность) этих творческих сил; отсюда - слом всей рассудочной эстетической системы классицизма, художественные эксперименты, в том числе стилистические; интерес к народному (тоже стихийному, не классическому) творчеству, фольклору, национальному историческому прошлому.

Нужно оговорить одну деталь. Взрослый филолог знает, что термином “романтизм” принято называть как литературное направление, имеющее ограниченные временные рамки (конец XVIII - первая треть XIX века), так и художественный метод, который был востребован не раз и позже. Бытует и такая теория: всю смену художественных направлений можно рассматривать как чередования “романтизма” и “реализма” в самом широком смысле. Школьникам совершенно неинтересно вникать в тонкие отличия между методом и направлением (да нужно ли?). Но всё-таки приходится сказать о них, прежде чем задавать домашнее задание . Оно выглядит так: среди прочитанных вами книг выберите ту, которую вы отнесли бы к романтизму (в самом широком смысле), и докажите своё мнение, опираясь на теорию. Проверка иногда проходит письменно - после ответов на мои вопросы по лекции. Ребята часто пишут о фэнтези, поскольку этот жанр всегда строится на двоемирии, да и вообще эксплуатирует множество романтических художественных решений. Никогда не возражаю против таких примеров - лишь бы были доказательства. Но после этого теоретического отступления мы должны перейти к Жуковскому, в частности - к элегии «Море», которая вынесена даже и на ЕГЭ.

Первое задание.

Запишите все возможные, с вашей точки зрения, трактовки этого стихотворения.

Если в такой форме задание не будет понято, можно спросить иначе: “Назовите главных героев этого стихотворения. Попробуйте определить, что «скрывается» за этими образами”.

Если работа происходит в классе, то на каждое задание придётся дать небольшое, строго фиксированное время (две-три-пять минут). Как только время закончится, выносим на доску “имена” главных героев: Море и Небо - и кратко записываем предлагаемые классом трактовки этих образов. Можно начать с того ученика, у кого таких трактовок больше. Задание, как ни странно, сумел выполнить даже самый слабый класс. Трактовки предлагались такие.

Это пейзаж, здесь описаны отношения двух природных стихий.
- Это отношения двух людей: один любящий (Море), другой - любимый (Небо).
- Это душа человека (Море) и её отношения с Богом (Небо).
- Это история самого автора (лирического героя), которую он не захотел рассказывать прямо и изобразил через пейзаж.
- Это история любого человека, каждой человеческой души, потому что никто не бывает всю жизнь счастлив и спокоен, у всех есть опыт бурь и страданий.

Таким образом, “коллективный разум” 9-х классов дал достаточно полную и глубокую трактовку элегии.

Задание следующее.

Найдите в этих стихах черты романтизма и запишите в своих тетрадях (на время, кто больше).

Ответы выглядели так:

В стихах есть двоемирие (две стихии и две трактовки: история стихии и история души);
- Небо - это недостижимая мечта Моря;
- сами образы Моря и Неба любимы романтиками (за бесконечность);
- в стихах описаны сильные, бурные чувства, свойственные романтическим героям.

И вновь мы получили вполне квалифицированный анализ, использовав элемент соревнования. К тому же всякому приятно ведь почувствовать себя умным и образованным, увидеть, как абстрактная теория вдруг помогла открыть в стихах неожиданные и интересные стороны.

Далее нужно обратиться ещё к одному термину - элегия . Вводить его особенно легко, если класс знает и любит Толкина (о «Властелине колец» часто пишут как о произведении, построенном по романтическим законам). Рассказываю, что большая часть жанров пришла к нам из античной Греции и Рима. А элегия из ещё более далёкой дали - из Вавилона. Но вообще подобный жанр есть почти у каждого народа: длинная песнь, изначально - часть погребального обряда. В элегии певец вспоминает всю жизнь, все подвиги ушедшего с пронзительным чувством: это было, но уже никогда больше не повторится. У Толкина так хоронили короля Теодена: никогда он не вскочит на коня, не поднимет меч, не поведёт свой народ на битву, не осушит чашу на пиру (трубку не выкурит…). Первая же элегия, принёсшая Жуковскому славу, называлась «Сельское кладбище» (о том, что это перевод, мы говорили раньше, на “биографическом” уроке). Она полна этого сожаления о жизни, которая прожита безвозвратно. Но в романтических элегиях жалеют не только о невозвратной жизни. К этому времени элегия уже не погребальная песнь, а просто грустное стихо­творение, в котором можно сожалеть о прошедшей молодости, например, или об ушедшей любви.

О чём же сожалеет в «Море» лирический герой элегии? После всех этих разъяснений и краткой записи ещё один вопрос о «Море».

Ответы выглядели так:

О недостижимости Неба;
- об утраченной гармонии отношений.

Дальнейшая работа с лирикой Жуковского (в частности - анализ языка) будет строиться в основном на балладах и на отрывке «Невыразимое» (это тема для другой статьи).

“Полный анализ” художественного текста

(Пушкин. «Бесы»)

В споре о “личностном” и “филологическом” подходе к школьной литературе тот знаменитый “полный план анализа” из сборника Т.Браже «Искусство анализа художественного произведения» успел стать примером бездушного подхода, убивающего в детских глазах любую книгу. Автор этого плана, конечно, составлял его совсем с другой целью и вовсе не настаивал на том, чтобы каждую книгу изучали по этой раз и навсегда “утверждённой” схеме (и даже как раз наоборот: в сборнике есть примеры очень разных подходов к анализу произведений). И вообще план этот - замечательная “шпаргалка”, подсказывающая, о чём можно написать в экзаменационной работе, если все мысли разбежались, а из чувств остался только страх. Но, конечно, оценить его способен лишь одиннадцатиклассник, для которого экзамен уже реален и неотвратим. Произведения же, которые ему предстоит анализировать, могли изучаться давно, когда никто и слышать не хотел ни о каких формальных планах. К примеру, «Бесов» Пушкина (одно из самых загадочных, “нерешённых” произведений в программе) мы читали в том же 9-м классе…

Для начала я дала так называемое “опережающее” задание (любимый приём моего учителя Ю.А. Халфина: спросить, ничего заранее не объяснив): написать эссе «Загадка “Бесов”». Когда кто-то всё же спросил, а что тут загадочного, ответила, что не понимаю, почему после всех пережитых страхов герой говорит, что визг и жалобный вой “надрывают” ему сердце. Не сжимают, не леденят, а надрывают. Кого он жалеет, почему, куда подевался страх? Такая постановка вопроса действительно озадачила даже скептиков, и все занялись поиском ответов. Конечно, результаты получились и неровные, и совершенно неприемлемые с точки зрения “научной” филологии, но нам они были нужны как отправная точка в разговоре. Каждый теперь осознавал и чувствовал скрытое в этом тексте “содержание”, не поддающееся лёгкой “расшифровке”. Из всех предложенных мне (в этом году) толкований в ход пошли два.

Первая трактовка принадлежит ученику из класса, который в школе имеет репутацию безнадёжно слабого. Точнее - чересчур своеобразного, а потому неспособного вписаться в современную образовательную систему. В работе было сказано следующее: “По-моему, бесы - это государственные чиновники, которые что хотят, то с людьми и делают. А барин и ямщик по-разному на них реагируют. Мужик их боится, а барин смотрит на всё это, и у него сердце «надрывается»”. А потом вдруг приписка: “Это стихи про то, что люди по-разному реагируют на зло”.

Конечно, в «Бесах» нет ни слова о чиновниках. На первый взгляд трактовка совершенно неприемлема и произвольна (хотя вот Гоголь бы, наверно, так не сказал: он о чиновниках писал примерно в том же духе, что и наш Максим). И в классе она вызвала здоровый смех. Пришлось обратить внимание на две детали: на мудрую приписку, очень точно определившую и сюжет, и проблему этих стихов: встреча человека со злом, реакция на зло. И другое: ведь в такой трактовке речь идёт не о людях, заблудившихся в снежном поле, а о судьбе и горе всей страны. Вот есть бесы-чиновники, а вот - страдающий от них народ. Имеем ли мы право говорить, что в «Бесах» Пушкин пишет о судьбе России? И если да - как это доказать?

Ход доказательств получился примерно таким.

Образ дороги символичен: путь - это жизненный путь (например, в «Телеге жизни», да и не только в пушкинских произведениях: дорога-жизнь - это ведь архетип).

Зимняя дорога - это русский путь (топос).

Дорога, потерянная в метели, станет прямым вмешательством судьбы в жизнь героев в повести «Метель», которую Пушкин написал там же, в Болдине, в ту же осень, только чуть позже, а всё, что он тогда писал, связано между собой как один грандиозный текст, одна сложнейшая, огромная мысль.

Пушкин, конечно, думал в это время о судьбе: он поехал в Болдино, собираясь вскоре жениться, но попал в холерный карантин. Что впереди: женитьба или смерть? Как судьба рассудит? (Тут многое припомнили: и “домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают?” - и то, что самого поэта женитьба как раз и привела к ранней смерти…) Значит, стихи о судьбе, и к тому же пророческие.

А через несколько лет в «Капитанской дочке» очень похожий сюжет (буран и путник, сбившийся с пути; кстати, там тоже есть и барин, и ямщик, и кто-то, кто казался волком, потом оказался человеком - но страшным человеком) станет символом страшной, кровавой исторической смуты, вмешавшейся в судьбы героев. Уж там-то “сбились мы, что делать нам?” - точно о судьбе России. Но ведь впервые образ найден именно в «Бесах»… Общая русская дорога и общая русская судьба вольно или невольно видятся за дорогой и судьбой героя. Да и герой - он может быть любым из нас.

И, наконец, эпиграфы. Когда пророческое видение начало сбываться, сколько раз эти стихи были вынесены в эпиграфы - и Достоевским, и Булгаковым, и многими другими. Все они тоже видели, что стихи эти о России и её вечном “бездорожье”…

Вторая работа, на которую мы опирались в своём “полном анализе”, была написана в более сильном классе. Другой ученик (Коля) мрачно задумался и спросил, почему Пушкин трижды повторяет “Мчатся тучи, вьются тучи”. Чтоб не навязывать каких-либо трактовок, я ответила ему с лукавой “филологичностью”: эти стихи, мол, по жанру близки к балладе, а балладе свойственно иметь рефрен. Подозреваю, что такой ответ приветствовали бы на ЕГЭ, но Коля только досадливо поморщился. И написал, что герои «Бесов» оказались выброшенными из реального времени и пространства. Как они кружат в поле, так же кружат в одной временной точке, и рефрен передаёт это остановившееся время. Попробовал он объяснить и странную “неуязвимость” героя, отсутствие страха: таинственный мир духов нематериален и не может причинить ему физического вреда, зато “давит на психику”. Колю, как видим, не устроило формальное “навешивание ярлычка” на художественный приём (сказали “баллада”, “рефрен” - и успокоились, не вникнув, что за смысл тут скрыт). Он попытался объяснить художественный смысл приёма. Но доказать правомочность своей трактовки тоже не сумел. Пришлось помогать.

Рефрен делит стихотворение на три части: сначала путь в “реальном” поле (времени и пространстве), потом остановка (“Колокольчик вдруг умолк”) и некоторая переоценка всего, что мелькает перед глазами (“Кто их знает: пень или волк?” - или и вправду “бес нас водит…”); картина мира начинает двоиться и расслаиваться на реальную (материальную) и фантастическую (или духовную - то есть населённую духами). И когда “кони снова понеслися”, герою ясно открывается “второй”, невидимый, нематериальный мир. Можно сказать, что путники пересекли границу двух миров, попали в некое таинственное “здесь и сейчас”, где им приоткрывается судьба. Неясно, не в деталях и событиях - лишь в смутных ощущениях, “надрывая сердце…” Такая вот трёхчастная композиция.

После обсуждения работ и прояснения того, что смутно брезжило в детских попытках объяснить эти действительно загадочные стихи, можно попробовать “разложить” добытое нами понимание по пунктам того самого универсального плана.

Контекст. Женитьба и холера. Пограничная ситуация: то ли впереди жизненный рубеж, то ли грань между жизнью и смертью.

Тема. Жизненный путь, судьба героев и судьба страны.

Проблематика. Потерянный путь, дорога, на которой ждёт неминуемая встреча со злом. Как его встретить? “Что делать нам?”

Идея (пафос - право, не знаю, какой термин хуже). Применительно к стихам обычно этот “пункт” благоразумно опускают. Но здесь на память приходит, во-первых, письмо Пушкина о том, что смелый человек холерой заболеть не должен. “Кураж!” - вот первая “идея”, первый совет Пушкина, как встречать зло лицом к лицу. Вторая же идея возникает, если сопоставить те самые таинственные слова “надрывая сердце” (и “жалобный” - то есть вызывающий жалость визг и вой) с настойчивым призывом к милости, звучащим в «Капитанской дочке». Мужество, сострадание и милосердие - вот что пытался “завещать” нам Пушкин, возможно, в самом деле вдруг пророчески увидев страшные смуты на пути России.

Художественный метод. А вот об этом, может быть, совсем не стоит говорить? Есть у великих мастеров произведения, которые не укладываются ни в какие схемы. Да, есть реалистическая картина зимней дороги, мужик и барин. Да, есть романтическое двоемирие, причём так нам преподнесённое, что мы до конца вольны будем считать “бесов” всего лишь игрой света: туч, метели и луны, плодом испуга ямщика и поэтической фантазии героя. А кроме того, здесь столько символического, что всякий разговор о методе становится крайне условным. Пушкин использует всё, что может предложить мировая литература.

Жанр. Эти стихи действительно ближе всего к балладе. Есть и сюжет (элемент “эпоса” в лиро-эпическом жанре), и настроение мрачной мистической жути, к тому же навеянное “народными преданьями” и суевериями. И рефрен, как уже было сказано. Чем не баллада, в самом деле?

Система образов. В «Литературе» была опубликована статья М.Павлова (2000, № 45) о «Бесах», в которой подробно рассмотрена “пограничность” всех образов (в частности, необъяснимых с точки зрения простого реализма “листьев в ноябре”). Конечно, говорить о них нужно подробно, обратив внимание на то, что “двойственность” происходящего обусловлена неким “перекрёстным” восприятием двух героев: барина и ямщика. Таким образом, у нас есть: 1) вполне реальная картина ночной метели, туч, бегущих на фоне луны, и путников, сбившихся с пути; 2) испуганный взгляд ямщика, которому чудится то пень, то волк, то небывалая верста (и страх коней - никак не объяснённый; может, и вправду волк?); 3) взгляд главного героя, который то ли вправду вдруг увидел духов неким пророческим внутренним взором, то ли воспользовался “терминологией” ямщика, чтобы выразить своё внутреннее состояние, обусловленное не только дорожным приключением, но и всей его жизненной ситуацией.

Кроме того, нужно отметить образы, несущие символическую нагрузку: дорога - судьба, зимняя дорога - судьба России.

Композиция. О ней мы уже говорили. Три части: реальный путь - остановка в точке, где всякий путь потерян, - движение навстречу “злу” (беде, горю, судьбе), уже ясно видимому духовным зрением. Кстати, отметим роль колокольчика: он звучит - умолк (и это страшно) - опять звучит. И в этом месте наступает катарсис, может быть, потому что в движении навстречу судьбе есть мужество и даже героизм - залог победы.

Хронотоп. Почему бы не воспользоваться догадкой Коли? Герои двигались в реальном времени и пространстве, а потом были выброшены из него в пространство символическое и вневременную точку, из которое можно увидеть будущие судьбы.

Свойства стиха. Это как раз очень известные, исследованные вещи. На примере двух первых же строк «Бесов» всегда показывают, как “правильный” четырёхстопный хорей передаёт ритм бешеной скачки, а два пиррихия делают его скользящим и призрачным. Всё та же двойственность - главный приём, определяющий весь строй этих стихов.

Можно поговорить в конце о тропах: об олицетворении (“вьюга злится, вьюга плачет”), которое готовит нас к авторскому ошеломляющему заявлению: “Вижу: бесы собралися…”; о нескольких эпитетах… Да только Пушкин тропы вообще употреблял куда как скупо - предпочитал слова в самом прямом и точном их значении. Синтаксис… Так вот и предвижу, что нас попросят указать роль однородных членов и бессоюзия. Они, конечно же, способствуют созданию тревожного настроения, передают внутреннее смятение. Хотя всё это, как мне кажется, лучше бы оставить лингвистам.

Как в лирике В.А. Жуковского проявляются черты романтизма?

Показать текст целиком

Русская публика XVIII столетия ждала что-то новое, не похожее на строгий классицизм. С появлением романтизма читатель понял, что литература может быть близка и понятна всему народу. Блестящий переводчик, тонкий лирик и основатель русского романтизма – Василий Андреевич Жуковский познакомил читателя с такими жанрами, как баллада и элегия.

Начнем с того, что жанр элегии предполагает авторское размышление над такими «вечными» темами, как жизнь и смерть, любовь и несчастье, война и мир. Философские размышления о недолговечности гармонии можно найти в элегии «Море» (1822).

«Море» - романтический манифест Жуковского. Здесь мы можем найти мотивы грусти, одиночества. Стихотворение начинается эпитетом «безмолвное», и этот эпитет звучит рефреном и в пятой строке. В слове «безмолвное» таится ключ к пониманию образа моря. Море предстает перед читателем тихим, спокойным, неподвижным. Лирический герой пытается открыть тайну, понять, что движет «необъятным лоном» водной стихии, какой тревожной думой она наполнена. Лирического героя волнует взаимоотношения двух стихий: морской и небесной. Морская бездна отражает небо, тянется к нему, боится утратить с ним связь:» Иль тянет к нему из земные неволи/ Далекое светлое небо к себе?». Точно также душа человека тянется к высокому и прекрасному, стремится к свободе, как море, которое томится в земных оковах. Тут возникает идея романтического двоемирия: море, как и человеческая душа, ищет гармонии, тянется к небу в идеальный мир. Так автор выражает основную тему элегии – вечное стре

Критерии

  • 2 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 1 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 3 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 3 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 12 из 14

По каким чертам узнаётся романтизм?

· Концепция чувственного человека.

· Познание мира через чувства.

· Исключительные герои, которые действуют в исключительных обстоятельствах.

· Конфликт между чувствами, конфликт человека и общества, человека и толпы.

· Романтический герой, герой идеи

· Экзотическое место действия в произведении

Назовите основные черти личности героя в романтизме?

· Герой-отшельник, герой-изгнанник, сильная личность, бунтарь

· Исключительный герой в исключительных обстоятельствах

· Действительность активно пересоздаётся соответственно с идеалом

· Независимость

· Неразрешимость конфликта между героем и обществом

· Абстрактное восприятие времени

· Ярко выраженные две или три черты характера

Назовите особенности поэтики романтизма?

· Гротеск

· Гипербола

· В центре индивидуальная личность

· Контрастность

· Фантасмагория

Основные мотивы романтизма?

· Мотив одиночества

· Мотив страдания

· Мотив индивидуализма

Анализ стихотворения "Море" Жуковского

Василия Андреевича Жуковского по праву считают «литературным Колумбом Руси», открывшим ей «Америку романтизма в поэзии». В начале XIX века романтизм в России был новым направлением, которое пришло к нам из западноевропейской литературы. Романтизм принес с собой новые темы, образы, настроения, мотивы, художественные приемы изображения. Более того, можно сказать, что романтизм определил новое - романтическое - отношение к жизни. Проводником всего того нового и необычного, что нес в себе романтизм, и явился в России Жуковский.

Одним из ярких образцов романтической лирики Жуковского является стихотворение «Море», написанное в 1822 году. Оно пронизано романтическими темами, образами, настроениями, мотивами. Это не просто морской пейзаж, хотя, читая стихотворение, живо представляешь себе море: оно то тихое, спокойное, «лазурное море», то страшная бушующая стихия, которая погружена во мглу. Но для романтика мир природы - это еще и тайна, которую он пытается разгадать. Есть ли такая тайна в этом стихотворении Жуковского? Чтобы ответить на этот вопрос, надо проследить, как развиваются художественные образы, созданные здесь поэтом, как переплетаются разнообразные мотивы.

Прежде всего обращает на себя внимание то, что поэт, рисуя морской пейзаж, постоянно проводит сопоставление мира природного и человеческого. Для этого он использует метафоры и олицетворения: «ты дышишь», «тревожною думой наполнено ты», «полное прошлой тревогой своей», «ты долго вздымаешь испуганны волны». Но это не только выражение чувств и мыслей человека через описание природы. Такой прием использовался многими поэтами и до Жуковского. Особенность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. Кажется, что лирический герой говорит с Думающим и чувствующим собеседником, может быть с другом, а может- с каким-то таинственным незнакомцем. Потом такой прием будет использовать Пушкин в своем стихотворении «К морю», написанном чуть позже - в 1824 году. «Ты ждал, ты звал...»- так обращается к морю Пушкин, вспоминая прошлое и теперь говоря ему «прощай».

Особо следует сказать о композиции стихотворения Жуковского. Это своеобразный лирический сюжет, который составляет движение, развитие состояния не столько самого лирического героя или природы, которую он наблюдает, сколько души моря. Но разве может быть душа у морской стихии? У романтиков это не вызывает сомнения. Ведь, по их представлениям, именно в природе растворяется Божество, через общение с природой можно говорить с Богом, проникнуть в тайну бытия, соприкоснуться с Мировой душой. Вот почему в произведениях романтиков так часто возникает тот особый лирический символический пейзаж, который мы видим в стихотворении Жуковского «Море». Его своеобразный сюжет можно разделить на три части. Я назову их так: «Безмолвное море» - первая часть, «Буря» - вторая часть "Обманчивый покой» - третья часть.

В первом части рисуется прекрасная картина «лазурного моря», спокойного и безмолвного. Эпитеты подчеркивают чистоту моря, свет, пронизывающий всю кар тину. Но эта чистота и ясность

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Именно «светозарная лазурь» неба придает морю удивительные краски. Небо здесь не просто воздушная стихия, простирающаяся над морской бездной. Это символ - выражение мира иного, божественного, чистого и прекрасного. Недаром поэт подбирает эпитеты, насыщенные христианской символикой божественного; лазурь, свет, светозарный. Наделенный способностью улавливать даже самые незаметные оттенки, лирический герой стихотворения, размышляя о море, догадывается, что в нем скрыта какая-то тайна, которую он пытается постичь:

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

Вторая часть стихотворения приоткрывает завесу над этой тайной. Мы видим душу моря, раскрывающуюся во время бури. Оказывается, когда пропадает свет неба и сгущается мгла, море, погруженное во тьму начинает рваться, биться, оно исполнено тревоги и испуга:

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

Жуковский с удивительным мастерством рисует картину бури. Кажется, что слышишь рокот набегающих волн. Этот эффект достигается за счет использования особого приема - аллитерации, то есть повторения одних и тех же звуков в нескольких словах. Здесь это аллитерация на шипящие, к тому же поддерживаемая ритмикой дактилической строки, имитирующей движение волн: «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, / Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу».

И все же это не просто картина разбушевавшейся стихии. Душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Оно так же тянется ко всему светлому - к небу, Богу. Но, как и все земное, море оказывается в неволе, которую оно не в силах преодолеть: «Иль тянет тебя из земныя неволи». Это очень важная для Жуковского мысль. Для поэта-романтика, верящего в «очарованное Там», то есть иной мир, в котором все прекрасно, совершенно и гармонично, земля всегда представлялась миром страданий, скорби и печали, где нет места совершенству. «Ах, не с нами обитает / Гений чистой красоты», - писал он в одном из своих стихотворений, рисующих Гения, лишь на миг посетившего землю и вновь умчавшегося в свой прекрасный, но недоступный для земного человека мир.

Оказывается, что и море, подобно человеку, страдает на земле, где все изменчиво и непостоянно, полно утрат и разочарований. Только там - в небе - все вечно и пpeкрасно. Вот почему туда тянется море, как и душа поэта, стремящегося разорвать земные узы. Море любуется этим далеким, светозарным небом, «дрожит» за него, то есть боится потерять навсегда. Но соединиться с ним морю не дано.

Эта мысль становится понятной лишь в третьей части стихотворения, где «возвращенные небеса» уже не могут полностью восстановить картину покоя и безмятежности:

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает,

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье.

Ты, небом любуясь, дрожишь за него

Так раскрывается для лирического героя тайна моря. Теперь мы знаем, почему в его «бездне покойной» скрывается смятенье Но остается смятение поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания. Да и можно ли ее разрешить? Нужно ли? Но человек так устроен, что вновь и вновь он задает себе все те же вопросы, мучительно пытаясь ответить на них. В русской поэзии после Жуковского будет много стихотворений, рисующих картину моря. Они очень разные, и море в них меняется, потому что увидено оно глазами поэтов, у каждого из которых свой внутренний мир, уникальный и неповторимый. Но открытия Жуковского навсегда останутся золотым фондом русской поэзии, а для каждого из нас его стихи - это путь к постижению мира и себя.

Тайна моря волнует поэта. Море всегда переменчиво, оно как бы соединено с небом: в хорошую погоду спокойное, ясное, а в плохую - беспокойное. Оно - как человек, как сам поэт.

5. Итоговые вопросы:

v - Какие романтические образы-символы встречаются в стихотворении?

v - Какими способами поэт рисует образ моря?

v - Какой характер придает настроению замедленность поэтических интонаций, множество определений-эпитетов?

v - Как ритм стихотворения помогает создать картину моря?

v - Какую роль играет в стихотворении звукопись? Какова динамика звукового образа моря?

v - Как меняется настроение лирического «я»? Почему ему близко изменчивое состояние моря, его внутренняя жизнь? Что общего между морем и лирическим «я» стихотворения? В чем они различны?

Как в стихотворении В. А. Жуковского “Море” решена проблема романтического двоемирия?

Размышляя над поставленным в задании вопросом, отметьте, что для В. А. Жуковского ключевой элегический мотив произведения связан с системой “двоемирия”. Покажите, что этот мотив наиболее устойчиво реализуется в системе субъективного пейзажа, поэтому в стихотворении создается романтическая антитеза “здесь” и “там”.

Объясните, что с понятием “здесь” у В. А. Жуковского связаны представления о тревогах, горестях и бедах, а

С понятием “там” – представления о покое, блаженстве, счастье. Поэтому отношение между земным и небесным приобретает в стихотворении форму последовательного дуализма (двоемирия). Наделяя природу тайнами, раскрывая через картину природы беспредельную глубину человеческой души, поэт передает неудовлетворенность существующим и страстное стремление к идеалу, без которого невозможна человеческая жизнь.

Укажите, что водная стихия в эстетике романтизма ассоциировалась с мятежными порывами личности, которая страстно жаждала свободы. В то же время она располагала к философским размышлениям, что предполагало обращение к жанру элегии. Морской пейзаж изображается родственным романтическому герою В. А. Жуковского.

Перед нами живая материя со своими красками и звуками, изменчивая, мятежная, чей союз с небом может быть охарактеризован как взаимопроникновение двух природных явлений, их зеркальность. Поэт восклицает:

Ты живо, ты дышишь; смятенной любовью

Тревожною думой наполнено ты.

Поэт постигает тайну водной стихии: “Ты, небом любуясь, дрожишь за него”. Описывая состояние моря, лирический герой В. А. Жуковского одновременно характеризует состояние человеческой души. Установка на созерцательность придает произведению философское звучание.

Подводя итоги вашим размышлениям, сделайте вывод о том, что романтическая антитеза “здесь” и “там” позволяет автору стихотворения укрупнить масштаб изображаемого и показать внутренний мир человека во всем величии и красоте.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Картина двоемирия в стихотворении Жуковского “Море”. Тема стихотворения: изображение двух миров – моря и неба. Идея стихотворения: романтическое противопоставление моря и неба. Какова главная мысль автора, изобразившего две природные стихии? Жуковский в духе поэтов-романтиков противопоставляет два пространства, две среды, которые могут быть условно обо­значены словами: здесь и там. Море олицетворяет собою поня­тие здесь, оно воплощает […]...
  2. Элегию “Море” (1822) невозможно понять без знания основных образов-символов романтизма и взглядов на творчество самого В. Жуковского. Свои видения и представления о жизни романтики нередко передавали через изображение морской стихии. Изменчивость человеческой жизни символизировал образ бушующего моря. Судьба человека ассоциировалась с кораблем, который как судьба человеческая, вынужден подчиняться воле волн и ветру “жизненного моря”. Море […]...
  3. Стихотворение В. А. Жуковского “Море” выполнено в традициях излюбленного поэтами-романтиками жанра – элегии. Элегия в переводе с греческого – жалобная песня; возникла в Греции в седьмом веке до нашей эры. Расцвет элегии наступает в эпоху предромантизма и романтизма в творчестве К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, В. А. Жуковского. Элегии свойственны грустные, […]...
  4. Чтобы понять, какие чувства и мысли одушевляли поэзию Жуковского, сравним две его элегии. Элегия “Вечер” еще близка сентиментализму. Покой природы, замирающей в вечерней тишине, отраден для поэта. В средней части элегии при зыбком блеске луны поэту вспоминается друзей “священный круг”, “песни пламенны и музам и свободе”. В ночи поэт чувствует свое одиночество: “Лишенный спутников, влача […]...
  5. Стихотворение “Море” Василий Жуковский написал в 1822 году. В это время его по праву стали называть в литературных кругах “певцом романтики и свободы”. Жуковский оттачивал свое мастерство, опираясь на произведения известных писателей романтизма: Байрона, Бернса, Блейка. В “Море” автор раскрыл все свои душевные порывы и предстал перед читателем как первоклассный мастер пейзажных зарисовок. Тема стихотворения […]...
  6. Произведения романтиков часто имеют не только один, прямой смысл. За реальными предметами и явлениями, которые в них описываются, скрывается еще что то невысказанное, недоговоренное. Рассмотрим с этой точки зрения элегию Жуковского “Море”. Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картины исполнены мастерски. В спокойной морской глади отражаются и чистая […]...
  7. Василия Андреевича Жуковского по праву считают “литературным Колумбом Руси”, открывшим ей “Америку романтизма в поэзии”. В начале ХIХ века романтизм в России был новым направлением, которое пришло к нам из западноевропейской литературы. Романтизм принес с собой новые темы, образы, настроения, мотивы, художественные приемы изображения. Более того, можно сказать, что романтизм определил новое – романтическое – […]...
  8. В. А. Жуковский. Стихотворения. Баллады Стихотворение “Море” “Море” – одно из самых лучших и самых известных стихотворений В. А. Жуковского. Оно было создано в 1822 году. Жанр – элегия. “Море” написано четырехстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Композиция стихотворения построена на изображении трех различных состояний […]...
  9. Без В. А. Жуковского нельзя представит себе русскую романтическую поэзию. Именно Жуковский заставил слово естественно передавать самые тонкие переживания человека. Кроме того, он преобразовал некоторые поэтические жанры: в первую очередь, послание и элегию. Единственная тема и основное содержание лирики Жуковского – душа человека, размышлениям о ней посвящена его поэзия. В своей лирике он создает обобщающий […]...
  10. Факты биографии. В. А. Жуковский – сын помещика А. И. Бунина и пленной турчанки; фамилию получил от своего крестного отца, бедного дворянина, проживающего в доме Бунина. Двусмысленное положение в семье. Трагическая любовь к Марии Протасовой, редактирование журнала “Вестник Европы”, служба в ополчении, участие в работе литературного общества “Арзамас”. Педагогическая деятельность. Дружба с Пушкиным: роль Жуковского […]...
  11. “Невыразимое” (1819). Пафос элегии – утверждение роман­тических идеалов, исследование внутреннего мира человека. По­эт видит, что не все можно выразить словесно, “присутствие Создателя в созданье” невозможно объяснить: Но то, что слито с сей блестящей красотою – Сие столь смутное, волнующее нас, Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас… Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом, радостном и скорбном […]...
  12. А. С. Пушкин написал стихотворение “К портрету Жуковского” в мае 1818 года. Оно посвящено В. А. Жуковскому. Поводом для создания этого стихотворения послужило появление портрета Жуковского работы Кипренского (гравирован Вендрамини). Стихотворение неоднократно перепечатывалось при жизни Пушкина. Автор в этом стихотворении пишет не о портрете, а о самом Жуковском. По строкам ” Его стихов пленительная сладость”, […]...
  13. Стихотворение было написано в 1818 году. В это время поэт находился в Петербурге и состоял на службе у государя – императора в качестве учителя русского языка у великой княгини Александры Федоровны. Пережил замужество М. Протасовой в 1817 году. Для 24 – летнего Жуковского это расцвет творчества. Личная драма поэта и связанное с ней разочарование во […]...
  14. “Вечер” (1803). Элегия принадлежит к произведениям ро­мантизма. Г. А. Гуковский пишет о том, что элегия напоминает “музыкальный словесный поток, качающийся на волнах звуков и эмоций”. Стихотворение имеет психологический подтекст: Уж вечер… облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает. В этих строках, с одной стороны, […]...
  15. Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней Греции, ассоциируется с шумом набегающих волн. С развитием литературы менялся и развивался образ моря в поэзии. Особенно важное значение он приобрел у поэтов-романтиков: образ моря символизировал идеал романтической свободы. Тема моря важна для романтической лирики […]...
  16. Я думаю, что среди всех стихотворений Жуковского очень трудно выбрать самое “жуковское”. Каждое стихотворение – это особый мир. Поэт вкладывает в свое творение часть души, эмоциональные переживания и чувства: все, что у него накопилось. Я считаю, что стихотворение “Море” – самое “жуковское”. Мне кажется, что Жуковский в какой-то степени похож на море; он такой же […]...
  17. “Песня” (1811). Стихотворение написано после отказа Ека­терины Афанасьевны Протасовой Жуковскому в браке со своей дочерью по причине близкого родства. Основная тональность произведения – меланхолическая. Лирический герой одинок, но своей возлюбленной он желает счастья и мечтает только о том, чтобы она сохранила дружеские чувства: Живи, вкушай невинной жизни сладость; В душе не изменись; достойна счастья будь. […]...
  18. Тема искренних товарищеских отношений – предмет пристального анализа Жуковского как просветителя и воспитателя. Дружба провозглашается “живым небесным чувством”, которое важнее всех слов, в переводном эссе “О дружбе и друзьях”, опубликованном в 1810 г. Молодые люди, способные к честным товарищеским отношениям, становятся приверженцами гуманистических идеалов, поэтому развитие потребности и умения дружить является одной из важнейших педагогических […]...
  19. История создания. Начиная с первой элегии Жуковского “Сельское кладбище” (1802) поэт обращается к совершенно новому для русской литературы направлению – романтизму. В его последующих произведениях постепенно складываются основные черты лирики этого направления, в которых определяются ее основные темы, мотивы и образы, возникает новый поэтический язык и особая романтическая философия. Она связана с идеей двоемирия, состоящей […]...
  20. Нам с детства известен В. А. Жуковский – автор знаменитых баллад “Лесной царь”, “Перчатка”, “Кубок”, “Светлана” и многих других. Позже мы узнали о том, что почти все они были переведены, чаще всего с немецкого языка, но от этого творения поэта не утратили своей оригинальности и самобытности. Гоголь верно заметил, что на переводах Жуковского так отпечаталась […]...
  21. Основоположником русского романтизма по праву считают В. А. Жуковского, избравшего главным предметом своей позиции мир человеческой души. “Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее достойной для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина”, – признавал В. Г. Белинский, искренне считавший Жуковского первым поэтом на Руси, чья поэзия “вышла […]...
  22. Стихотворная миниатюра – жанр, к которому нередко обращались поэты пушкинской эпохи. Малый объем произведения диктует свои правила: смысловая емкость лексики, символизация образов и деталей, афористичность стиля и особая роль пунктуационного рисунка. Стихотворение Жуковского, появившееся в феврале 1827 г., являет собой пример миниатюры, в которой глубокое идейное содержание сконцентрировано в рамках узкого пространства одного четверостишия. Тема […]...
  23. Основоположником русского романтизма по праву считают В. А. Жуковского, избравшего главным предметом своей поэзии мир человеческой души. “Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль…” – писал о нем А. С. Пушкин. “…Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина”, […]...
  24. Произведение, появившееся в 1818 г., является поэтическим откликом на работу Кипренского, написанную за два года до пушкинского текста. Живописец изобразил молодого Жуковского в задумчивой позе, передающей романтически мечтательный характер литератора. Одухотворенному возвышенному настроению вторит фон: море, силуэты деревьев, фрагменты старинной крепости. Герой Пушкина моделирует будущее: наследию адресата предстоит долгая жизнь, которая сможет преодолеть “завистливую даль” […]...
  25. Само стремление обоих поэтов воздействовать с помощью эпоса на дух современного общества связано с созданием нравственно-политических проповедей (“Выбранные места из переписки с друзьями” Гоголя и “Мысли и замечания” Жуковского). Поэтому перевод “Одиссеи” был для Жуковского не только стремлением познакомить русских читателей с гомеровским эпосом или опытом воссоздания мира далекой древности. В истории Одиссея Жуковский выразил […]...
  26. В. А. Жуковский вошел в нашу литературу как основоположник русского романтизма, открывший новые пути развития поэзии. Главным предметом своей поэзии он избрал мир человеческой души. По образному выражению Белинского, Жуковский дал русской поэзии “душу и сердце”. Этими словами он подчеркнул значение Жуковского как зачинателя русской психологической лирики. “Душа и сердце” поэта неизменно присутствуют в тех […]...
  27. У самых истоков русского романтизма стоял один из ярчайших литераторов начала XIX века – Василий Андреевич Жуковский. Он является своеобразным “литературным Колумбом Руси”, открывшим “Америку романтизма”, как назвал его Белинский. Сама природа позаботилась создать в лице поэта “русское эхо” для западноевропейского романтизма. Но он не только писал прекрасные, продиктованные свободным вдохновением произведения, но и жил […]...
  28. В. А. Жуковский – первый русский поэт-романтик, человек, сыгравший выдающуюся роль в формировании романтического направления в русской литературе. В пору своего литературного ученичества Жуковский испытал большое влияние Карамзина, был поклонником западноевропейской сентиментальной и предромантической поэзии Юнга и Грея. Лирический герой стихотворения Жуковского “Майское утро” (1797) заключает, что жизнь есть “бездна слез и страданий”, а счастье […]...
  29. Детство Василия Андреевича Жуковского, родившегося в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии, прошло на лоне природы. Он понимал всю ее красоту душой, чувствовал ее животворную силу, делился с ней своими самыми сокровенными мыслями. Поэт как бы сливался мыслями с полями, лугами, лесами, реками, ручьями, озерами. Вое его мысли и чувства переплетаются с временами года, со […]...
  30. Василия Андреевича Жуковского по праву считают “литературным Колумбом Руси”, открывшим ей “Америку романтизма в поэзии”. В начале XIX века романтизм в России был новым направлением, которое пришло к нам из западноевропейской литературы. Романтизм принес с собой новые темы, образы, настроения, мотивы, художественные приемы изображения. Более того, можно сказать, что романтизм определил новое – романтическое – […]...
  31. Романтизм – это литературное направление, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIII – начале XIX века. Возникновение романтизма связано с острой неудовлетворенностью социальной действительностью и порывом к иной, лучшей жизни. Стремление к свободе, неукротимость духа, вечное несогласие с окружающим – вот некоторые наиболее яркие качества романтических героев. В поэмах К. Рылеева, в балладах В. А. […]...
  32. Фантастика и реальность в балладе Жуковского “Светлана” План I. Баллада В. Жуковского “Светлана” – произведение романтизма. II. Сон и явь, реальный и потусторонний мир в балладе. 1. Народные обряды и традиции в балладе. 2. Сон Светланы. 3. Реальность фантастического и призрачность реальности. III. Человек – житель двух миров. И бездна нам обнажена С своими страхами […]...
  33. Василий Андреевич Жуковский – русский поэт, академик, переводчик. Ранние годы Родился Василий Жуковский 29 января 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был незаконнорожденным сыном помещика А. И. Бунина. Получил новую фамилию после усыновления крестным – бедным белорусским дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским. Образование и творчество Первое образование в биографии Жуковского было получено в семье […]...
  34. В. А. Жуковский по праву считается одним из ярчайших русских поэтов-сентименталистов, развивших этот литературный метод в лирике до величественных масштабов и обеспечивших плавный и закономерный переход к романтизму. Ранние стихотворения поэта проникнуты сентиментальными настроениями, в поздних же можно найти характерные для романтизма темы и образы. Вместе с тематикой, проблематикой и общим настроением стихов Жуковского эволюционировал […]...
  35. Его стихов пленительная сладостьПройдет веков завистливую даль, – писал о поэзии Жуковского Пушкин. В чем же состоит эта “пленительная сладость”? Ключевым для лирики Жуковского-романтика является понятие “задушевность”. О чем бы поэт ни писал, все в его стихах приобретало мягкое лирическое звучание. Таковы его любовные стихи, в которых образ возлюбленной или размышления над любовными отношениями неотделимы […]...
  36. Произведение 1811 г. развивает одну из излюбленных тем поэта – романтическую идею двоемирия, разделяющую художественное пространство на реальный и идеальный планы. “Очарованное Там”, которое в “Желании” именуется “волшебным краем чудес”, составляет основной предмет внимания лирического героя. Картина реального мира изображена скупо. В ней выделяются “дол туманный” и “мрак густой”. Особенности выбора лексики указывают на сумрачный, […]...
  37. Лермонтов, Листок. Можно ли выделить в стихотворении “Листок” сюжет? Можно ли выделить в стихотворении “Лис­ток” сюжет? Если он есть, то кратко перескажите. Путешествие дубового листка, который оторвался от ветки родимой, было дол­гим. Жестокая буря донесла его до Черно­го моря. Листок прижался к корню моло­дой чинары и просил у нее приюта, но гор­дая красавица не захотела […]...
  38. В данном произведении Жуковский сравнивает море с человеком, мысленно обращается к нему, как к живому и способному мыслить. Противопоставление разных состояний моря: безмолвное, лазурное, спокойное и бьющееся, воющее, рвущееся – характеризует состояние души человека, борющейся со злом и тянущейся к добру. Отсюда выявляется проблема произведения: борьба между добром и злом. Когда человеком движет добро, он […]...
Как в стихотворении В. А. Жуковского “Море” решена проблема романтического двоемирия?

Close