Возможно ли объединить основные группы в дошкольном учреждении, содержащиеся в Законе № 273-ФЗ, ФГОС ДО и ГОСТ Р 52113–2003, в единую схему? Попробуем вместе с экспертом журнала.

Проблема повышения уровня оказываемых услуг находится в центре внимания практически всех отраслей социальной сферы. С одной стороны, это обусловлено изменением государственной политики в сфере оказания социальных услуг населению, где ключевую роль играют критерии результативности и эффективности вложения бюджетных средств. С другой стороны, имеет место общая неготовность социальной сферы предъявлять такие показатели обществу и государству, как убедительные доказательства своего постоянного совершенствования и развития.

Чтобы в дошкольном учреждении нужны документально оформленные требования, в которых перечислены все основные качественные характеристики с конкретными значениями параметров. В производственной сфере требования установлены практически для всей продукции массового производства. В непроизводственной сфере это сделать сложно. Имеющиеся на сегодняшний день в большинстве социальных отраслей официальные требования не охватывают всего многообразия качественных характеристик объектов и явлений. Научно обоснованная система параметров оценивания качества образования в дошкольном учреждении также отсутствует.

Помимо показателей система оценивания включает такие элементы, как источники информации, субъекты, объекты и процедуры оценивания, способы и методы измерения, которые также недостаточно разработаны.

В связи с этим о системе оценивания качества образования в дошкольном учреждении можно говорить только в будущем времени. Однако многие конструктивные элементы этой системы уже определены в различных нормативных документах. Так, постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 утверждены правила осуществления мониторинга образовательной системы. Согласно п. 2 данных правил мониторинг проводится в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики РФ в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценивания состояния и перспектив развития образовательной системы. В соответствии с п. 13 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) образовательные организации обязаны проводить самообследование и обеспечивать функционирование внутренней системы оценивания качественных характеристик образовательной системы. Данный закон включает нормы по контролю качественных характеристик образовательной деятельности органами государственного надзора, по независимому оцениванию качественных характеристик образовательной деятельности с целью предоставления информации об уровне организации работы учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.

Внутренняя и внешняя оценка качества образования в дошкольном учреждении

В соответствии с нормативными документами в сфере оценки качественных характеристик образовательной деятельности выделяют две подсистемы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя оценка включает оценку руководителями и работниками образовательной организации своей работы, а также оценку деятельности образовательной организации родителями, являющимися потребителями услуг данной организации.

Внешняя оценка качества образования в дошкольном учреждении предполагает оценку надзорными органами, профессиональными сообществами, общественными и иными организациями. По своей сути любая внешняя оценка не зависит от организаций, которые подлежат оцениванию. Однако в Законе № 273-ФЗ независимая оценка качественных характеристик имеет более узкое толкование, в рамках которого устанавливаются субъекты оценки, общие критерии оценивания и другие требования. Оценка учредителя (собственника) может рассматриваться и как внутренняя, и как внешняя оценки - в зависимости от масштаба объекта оценивания. В табл. 1 приводятся основные характеристики внешней и внутренней подсистем оценки качества образования в дошкольном учреждении.

Таблица 1

Основные характеристики внешней и внутренней подсистем оценки качества образования в дошкольном учреждении

Элементы системы оценки качества дошкольного образования Субъекты оценки
Внутренняя оценка Внешняя и внутренняя оценка Внешняя оценка
Работники

Родители воспитан ников

Администра-ция дошкольной организации Учредитель Надзорные органы Профе-ссиональные эксперты Общественные эксперты
Процедуры оценивания Самообследование Не
установлены
Система внутренней оценки качества Контроль, мониторинг, рейтинг Лицензирование, государственный надзор Аттестация, экспертиза Независимая оценка качества
Показатели и критерии оценки Устанавливаются Минобрнауки России и дошкольной организацией Устанавливаются дошкольной организацией Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами, а также дошкольной организацией Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами, а также учредителем Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами. Определяются экспертами Устанавливаются Минобрнауки России. Дополни-тельные показатели устанавливаются общественными советами
Способы оценивания Опрос Все известные способы оценки качества Ранжирование данных, имеющихся в открытом доступе

Таким образом, нормативными правовыми актами установлены некоторые оценочные процедуры (мониторинг, самообследование); утверждены отдельные перечни критериев. Однако целостная модель системы оценки образовательной деятельности на сегодняшний день не выстроена: ряд базовых понятий не имеет однозначных определений, не выделено содержание перечня показателей, не описаны способы и механизмы оценивания. Все эти вопросы адресуются руководителям образовательных организаций и органов управления образованием для самостоятельного поиска решений.

Показатели качества образования в дошкольном учреждении

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ ДОО осуществляет образовательную деятельность по дошкольным образовательным программам, а также присмотр и уход за детьми. То есть выделены два основных вида деятельности, которые должны быть положены в основу системы показателей оценки качества образования в дошкольном учреждении. При этом само понятие «качество образования» определено как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (п. 29 ч. 1 ст. 2 Закона № 273-ФЗ).

Образовательная деятельность детского сада регулируется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС), который устанавливает требования:

к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и согласно специальному указанию не подлежат непосредственной оценке и не могут служить показателями при оценке качества образования.

В данном случае определить качество образования в дошкольном учреждении непросто, поскольку стандарта присмотра и ухода за детьми не существует. Однако общая содержательная характеристика этого вида деятельности приводится в п. 34 ст. 2 Закона № 273-ФЗ: присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Кроме того, Законом № 273-ФЗ отдельно выделяются требования охраны и укрепления здоровья обучающихся, которые распространяются на оба вида деятельности. Присмотр и уход и образовательная деятельность также регулируются требованиями:

СанПиН 2.4.1.3049–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26;ППБ-101-89 «Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений», утв. приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности».

Объединенные требования всех указанных нормативных правовых актов могут служить основанием для определения соответствующих частей в составе системы параметров качества образования в дошкольном учреждении. Однако есть еще и другие субъекты оценивания, требования которых тоже необходимо учесть. В первую очередь, речь идет о потребителях услуг ДОО.

Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества»1 (далее - ГОСТ Р 52113–2003) установлен порядок определения перечней показателей, соответствующих целям управления качественными характеристиками, где главным ориентиром выступает удовлетворенность потребителя. В этом документе определены четыре основные универсальные группы показателей качественных характеристик. Они являются общим руководством для производителей любых услуг, и потому их применение в каждой конкретной сфере, и в сфере оценки качества образования в дошкольном учреждении в том числе, требует авторской интерпретации. Первая группа: показатели назначения, где выделяются основные свойства услуги, ее совместимость с другими услугами и требованиями, условия предоставления услуги, специфические характеристики, связанные с конкретным видом услуги. Вторая группа: показатели безопасности, где выделяется 10 видов безопасности. Третья группа: показатели надежности предоставления и результатов услуги. Четвертая группа: показатели профессионального уровня персонала. Основываясь на этих четырех группах, можно представить параметры системы оценки качества образования в ДОУ с точки зрения удовлетворения требований потребителей следующим образом (см. табл. 2.)

Таблица 2

Примерные параметры системы показателей качества образования в дошкольном учреждении (на основе ГОСТ Р 52113–2003)

Наименование групп показателей качества Параметры системы показателей
Назначение услуги 1. Основные свойства услуги: удобный режим работы; наличие медицинских работников, учителей-логопедов и других узкопрофильных специалистов; наполняемость групп, количество воспитанников, приходящихся на одного воспитателя; объем трудовых обязанностей персонала при осуществлении присмотра и ухода за детьми, учет дополнительных запросов семьи; размер и порядок оплаты услуг детского сада, наличие льгот и т. п. 2. Совместимость услуги: функциональная (преемственность в содержании работы с образовательными организациями другого уровня образования); информационная (соответствие объема, вида и формы предоставления информации о ребенке и оказываемых услугах требованиям родителей). 3. Качество предоставления услуги: состояние материально-технической базы; санитарно-гигиенические условия; этика общения персонала; возможность получения дополнительных услуг; наличие условий для оказания услуг детям с ограниченными возможностями здоровья, другим категориям потребителей с особыми потребностями; эстетика и комфортабельность помещений
Безопасность услуги Электробезопасность. Пожарная безопасность. Санитарно-гигиеническая безопасность. Безопасность игрового оборудования, в т. ч. установленного на прогулочных участках. Безопасность озеленения интерьеров и прогулочных участков. Безопасность, создаваемая специальными защитными средствами (устройство ограждения, организация пропускного режима, оснащение аварийной сигнализацией и др.). Безопасность технологического оборудования. Специфические виды безопасности для отдельных видов услуг (обучение плаванию, проведение физиотерапевтических процедур и т. п.)
Надежность услуги Стабильность производственного графика работы детского сада, выполнение обязательств, предусмотренных договором с родителями
Профессиональный уровень персонала Общая и профильная подготовка персонала. Уровень квалификации кадров и навыки выполнения сложных работ, в т. ч. по результатам участия в конкурсах профессионального мастерства. Знание и соблюдение требований документов, регулирующих профессиональную деятельность педагогических работников (в т. ч. требований безопасности). Соблюдение профессиональной этики поведения, которая включает такие качества, как: этичность, доброжелательность, вежливость, коммуникабельность; внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями услуг; умение создать домашнюю атмосферу, проявлять терпение, выдержку, избегать конфликтных ситуаций

Из табл. 2 видно, что используя показатели, рекомендованные ГОСТ Р 52113–2003, можно существенно расширить то представление о качественных характеристиках образовательной деятельности в ДОО, которое дает ФГОС. Например, появляются показатели, характеризующие основные свойства услуги, которые устанавливаются и контролируются учредителем (собственником). Добавляются показатели надежности и показатели совместимости, на которые ориентируются не только родители воспитанников, но и педагогические работники следующего уровня (школы).

Объединив основные группы показателей качественных характеристик, содержащиеся в Законе № 273-ФЗ, ФГОС и ГОСТ Р 52113–2003, получим обобщенную схему системы показателей качества образования в дошкольном учреждении.

Очевидно, что показателей, которые потенциально укладываются в представленную схему, может быть настолько много, что их сбор и обработка займут значительную часть времени работников детского сада. Чтобы этого не произошло, необходимо ограничить перечень оцениваемых показателей качества образования в дошкольном учреждении, т. е. выделить отдельные ключевые (индикативные) показатели.

Нормативные документы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Приказ Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности»
  • ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества», утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 № 253-ст

1 Утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 № 253-ст. Утрачивает силу с 1 января 2016 г. в связи с изданием приказа Росстандарта от 06.11.2014 № 1482-ст. Взамен вводится в действие ГОСТ Р 52113–2014.

Людмила Кочетова
Реализация системы оценки качества образования в ДОУ

Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования является повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики РФ ;

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

От чего же зависит качество дошкольной организации?

От качества работы воспитателя ,

От отношений, которые сложились в коллективе,

От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми,

От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Качество образования в дошкольном учреждении – это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями :

– как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;

– как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т. д.);

– какие условия созданы в дошкольной организации (образовательная среда , ориентированная на самоценность дошкольного детства ; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы , творческая направленность деятельности коллектива детского сада и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т. д.)

Дошкольный стандарт - стандарт условий. Но это не означает, что при построении системы оценки качества нужно сосредотачивать внимание только на условиях.

Вице-президент, член экспертного совета по дошкольному образованию и т . д. (не буду перечислять все ее титулы) Оксана Скоролупова отмечает, что система оценки качества выстраивается не для того, чтобы кого-то назвать хорошим или плохим, а для того, чтобы все учились работать качественно , чтобы все педагоги росли, используя эти инструменты оценки качества .

Чтобы система оценки качества ДО стала инструментом повышения качества деятельности педагогов, необходимо подходить к её построению комплексно : оценивать не только выстроенные в детском саду условия, но и сам педагогический процесс, и его результаты. Поэтому инструментом оценки качества образования являются :

Самообследование,

Диагностика,

Мониторинг или контроль. Кстати, среди ученых нет четкого различия между этими понятиями, так как анализируется вся система , и сопоставляются факты.

Чаще всего мы используем основные распространенные формы контроля : оперативный, тематический, итоговый.

Что же нужно оценивать ?

Во внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) отслеживается качество образовательного процесса , условий и результатов дошкольного образования .

Разберем все три момента подробнее.

1. Качество образовательного процесса :

Какие вопросы его оценивают :

1.1 качество образовательной программы , методик и технологий, применяемых в образовательном процессе ;

1.2 качество образовательной деятельности – самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых; (насколько педагог умеет организовать различную деятельность, в т. ч. и самостоятельную в течение всего времени);

1.3 качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения.

Примечание : Надо помнить, что не должно быть классно-урочной формы обучения, т. е. если реализуется учебная модель , то это говорит об отсутствии качества образования , т. к. она не соответствует государственным установкам в дошкольном образовании .

В нашем ДОУ разработаны некоторые таблицы контроля, которые помогают нам в оценке качества образовательного процесса . (См. таблицы)

2. Качество образовательных условий :

В стандарте указано 5 групп требований :

Финансовые условия – обеспечение государственных гарантий;

Материально-технические условия – характеристика и оснащённость помещений оборудованием и методическими материалами в соответствии с нормативными требованиями;

Развивающая предметно-пространственная среда – соответствие требованиям ФГОС ДО;

Психолого-педагогические условия – личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, педагогика поддержки, обеспечение возможности выбора для ребёнка;

Кадровые условия – должностной состав, достаточное количество и необходимая квалификация персонала.

Содержание процедуры оценки включает вопросы аттестации педагогов, их готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов , участие в работе РМО, знание и использование современных педагогических методик и технологий, образовательные достижения воспитанников, участие в профессиональных конкурсах разного уровня, а также качество рабочих программ и календарно-тематического планирования. Необходимо включить вопросы для оценки свойств РППС :

Вариативность – наличие пространства для игры, конструирования, уединения и так далее, разнообразных материалов и их периодическая сменяемость;

Трансформируемость – возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации , интересов и возможностей детей;

Полифункциональность – возможность использования составляющих РППС в разных видах активности;

Доступность – свободный доступ в помещения, к игрушкам и материалам;

Безопасность – соответствие санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам пожарной безопасности.)

Для оценки мы используем сл . таблицы контроля. (См. таблицы)

3. Качество результатов ДО :

Динамика освоения детьми содержания образовательной программы по пяти образовательным областям . Сравнение ребёнка с самим собой - насколько он развился в течение определённого периода времени;

Соответствие полученных результатов запланированным целям. Цели формулируются на основе целевых ориентиров ФГОС ДО как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.

Содержание процедуры оценки включает вопросы достижений воспитанников (включая показатели социализации, а также участие в различного уровня конкурсах, результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДО , воспитанность дошкольников (социально-нормативные характеристики, удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов и результаты педагогической диагностики (через педагогические наблюдения, портфолио дошкольника.)

Для этого используем сл. таблицы контроля, схемы учета и анализа. (См. таблицы)

Что же даёт система оценки ?

Информация

Внутренняя система оценки помогает выяснить результативность педагогического процесса, получить сведения о состоянии образовательной деятельности и обратную связь . На основе этих сведений руководство детского сада анализирует результативность воспитания и обучения, принимает управленческие решения. Положительные результаты соответственно используются для стимулирования педагогов.

Мотивация педагогов

Участие в оценке качества воспитателей , заведующих, методистов и родителей повышает уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубокому изучению детской психологии и самоанализу педагогического труда.

Формирование личности ребёнка

Для полноценного формирования личности ребёнка необходимо знать сильные и слабые стороны дошкольника, что помогает отследить система оценки качества . С опорой на её итоги педагог подбирает методы и приёмы индивидуально для каждого ребёнка. Такой подход положительно влияет на уровень развития детей, так как помогает педагогу не упустить из виду недостатки и трудности в воспитании личности ребёнка.

Коррекция действий

Среди результатов образовательной работы встречаются как положительные, так и отрицательные. Внутренняя оценка качества поможет оперативно принять меры на усиление положительного и ослабление отрицательного.

Как оценивать ?

Образовательная организация самостоятельно определяет процедуру оценки качества образования в рамках нормативно-правовых документов. Руководитель организует педагогический коллектив для оценки качества образовательного процесса и созданных условий. Разрабатывается и утверждается Положение о системе внутренней оценки качества образования в ДОО .

В заключении необходимо сказать, что всем нам важно усвоить, что ребенок не оценивается в сравнении с другими, но только с самим собой. (Как изменился ребенок в течение определенного времени, насколько подрос качественно ). К результатам допускаются только педагоги, работающие непосредственно с конкретным ребенком, и его родители. Когда представители проверяющих организаций требуют показать результаты диагностики, то их показывают только в обобщенном виде – сколько детей показало низкий, средний или высокий уровень развития. Результаты конкретного ребенка не даются. (Скоролупова О.)

Тем не менее, вопросы о результатах оценки качества дошкольного образования заслушиваются на заседаниях педагогического совета, методического совета, совещаниях при заведующем. Открытость результатов оценки осуществляется через публичный доклад заведующего и размещение аналитических материалов на сайте дошкольной организации.

Качество образования в детском саду в условиях ФГОС.

Аннотация. Статья посвящена освещению некоторых сторон формирования кадрового потенциала современного детского сада в соответствии с требованиями ФГОС.

Ключевые слова: кадровый потенциал, качество образования, ФГОС, дошкольная организация, работники детского сада, развитие организации.

Актуальность проблемы формирования кадрового потенциала дошкольной образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) определяется необходимостью управления качеством дошкольного образования и обусловлена усилением внимания учёных и практиков к созданию наиболее оптимальных условий для образования будущих школьников.

Понятие кадрового потенциала дошкольной образовательной организации напрямую связано с понятием качества дошкольного образования.

Качество дошкольного образования в современных условиях реализации ФГОС ДО понимается исследователями Т.И. Алиевой, Л.Г. Богославец, А.А.Майер, Л.А. Парамоновой как соответствие результатов образования обучающихся целевым ориентирам ФГОС ДО, успешное развитие самой дошкольной образовательной организации, а также деятельность каждого педагога и руководителя в направлении обеспечения качества образовательных услуг, оказываемых в детском саду .

Рассматривая качественное предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного образования в контексте ФГОС, имеется в виду оценка результатов, которых добиваются воспитатели, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители и другие специалисты, работающие с дошкольниками, в обучении и развитии каждого воспитанника детского сада по основным направлениям (образовательным областям): социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Однако, в последнее время в психолого-педагогической литературе и периодической печати всё чаще при этом имеют в виду и качество самого образовательного процесса, и условий, в которых он реализуется .

Рассматривая утверждение Н.С. Голицыной о том, что для современной дошкольной организации понятие «качество дошкольного образования» связано, прежде всего, с его конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг городского поселения, района и округа, можно утверждать, что данное понятие рассматривается как комплекс свойств образовательной услуги, предоставляемой детским садом общеразвивающего вида "Белочка", обеспечивающей удовлетворение внутренних потребностей родителей (законных представителей) воспитанников по развитию личности каждого ребёнка - дошкольника, посещающего детский сад .

Поэтому, можно заключить, что становится всё более актуальным вопрос о необходимости управления качеством дошкольного образования и формированием кадрового потенциала ДОО на уровне каждой организации, каждого детского сада, что невозможно без достаточно квалифицированного кадрового состава.

Управление качеством образования в МБДОУ "Улыбка" можно рассматривать как процесс:

Проектирования;

Постановки целей и определения путей достижения данных целей дошкольного образования;

Организации образовательного процесса и мотивации его субъектов на качественный труд;

Осуществления контроля отклонений от целей;

Отслеживания изменений в развитии дошкольников (психолого-педагогическая диагностика, мониторинг качества образования);

Регулирования и анализа результатов деятельности .

Но, к сожалению, в публикациях последних лет отмечается негативная тенденция: кадровая ситуация в муниципальных образовательных организациях стала носить сложный характер.

Согласно работ А.Я. Кибанова, О.А. Куревиной, Л.Г. Петерсон и др., возникшее противоречие между ранее приобретёнными знаниями, практическим опытом и радикальными изменениями в сфере образования и трудовых отношений, переход опытных и квалифицированных кадров в коммерческие структуры, обновление кадрового состава, пополнение его специалистами, прошедшими профессиональную переподготовку, не имеющими достаточного опыта работы, привело к невысокому профессиональному уровню кадрового потенциала ряда детских садов .

Кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций в условиях осуществления современных реформ системы образования должно соответствовать требованиям ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога ДОО, что актуализирует необходимость планировать перспективы и эффективно решать ежедневные, текущие и перспективные задачи, достигать стратегические цели формирования кадрового потенциала и развития организации .

Понятие «кадровый потенциал», согласно работ Л.Г. Зайцева, М.И.Соколовой, отражает ресурсный аспект социально-экономического развития отдельной организации. Поэтому кадровый потенциал МБДОУ детского сада общеразвивающего вида "Белочка" с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей можно определить как совокупность способностей всех людей, занятых в данной организации и решающих определённые задачи образовательного процесса .

Понятие кадрового потенциала в нашем случае употребляется в смысле скрытых возможностей, способностей, которые могут проявиться при определённых условиях на определённом этапе развития дошкольной образовательной организации.

А.Л. Атасов, Л.Г. Зайцев, М.И.Соколова и др. современные исследователи под кадровым потенциалом понимают меру способностей и возможностей работников материализовать свои знания и умения с целью обеспечения жизнеспособности и развития дошкольной образовательной организации .

Сегодня нередко встречается утверждение, что во многих учреждениях дошкольного образования встречается профессиональная несостоятельность кадров, неспособность или нежелание работников детских садов переходить из в режим развития и постоянной, ежедневной деловой активности, неумение работников перестраиваться, овладевать новыми методами работы, расширяя спектр используемых образовательных технологий, изучая научную и методическую литературу, раскрывающей систему работы с применением современных технологий, что является проблемой не только отдельно взятой дошкольной организации, но и всей системы образования, то есть является проблемой общегосударственной, актуальность которой связана со значительным повышением роли кадрового потенциала сотрудников детского сада в развитии каждой муниципальной дошкольной образовательной организации.

К сильным сторонам профессиональной деятельности кадрового состава детского сада относят готовность и умение учиться тому, что необходимо в профессии, самообразование и саморазвитие, овладение информационной, компьютерной грамотностью, умение находить взаимопонимание с другими участниками образовательного процесса, знание основ педагогики и психологии современного ребёнка дошкольного возраста, в том числе и с ОВЗ, основы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников детского сада. Слабые стороны моей деятельности связаны с объективными сложностями внедрения ФГОС.

Проанализировав систему управления дошкольной образовательной организацией за последние годы и качество образовательного процесса МБДОУ "Улыбка", можно утверждать, что кадровый потенциал формируется интеграцией и динамикой таких моментов и сторон жизнедеятельности каждого работника детского сада, как:

Личностные свойства;

Общая работоспособность;

Профессионально-квалификационные знания, умения, опыт;

Творческие склонности, заинтересованность;

Способность и ориентация личности руководящего, педагогического и обслуживающего персонала детского сада.

Соглашаясь с утверждением А.Я. Кибанова, формирование кадрового потенциала МБДОУ детского сада общеразвивающего вида "Белочка" с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей, как и степень соответствующей ему эффективности труда каждого сотрудника, зависит не от какого-либо одного элемента, а от их совокупности, сбалансированности и для отдельного работника, и для групп персонала дошкольной образовательной организации, что, в свою очередь, влияет на качество образования в ДОО .

На повышение качества образовательного процесса направлены усилия всего педагогического коллектива, но всё же существует ряд проблем и противоречий, требующих решения: необходимость повышения качества дошкольного образования и недостаточная готовность отдельных сотрудников, педагогов к решению данной задачи на практике; потребность всех субъектов педагогического процесса детского сада в качественной подготовке будущих школьников и отсутствием действенных мер саморазвития каждого сотрудника, задействованного в образовательном процессе детского сада.

Результатами практических изысканий коллектива детского сада "Улыбка" стали инновационные педагогические проекты, программа развития, основная образовательная программа, инновационные технологии организации образовательного процесса и новые подходы к управлению качеством дошкольного образования в детском саду общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

Соглашаясь с утверждением В.В. Алексеева, можно сделать вывод, что кадровый потенциал детского сада "Улыбка" имеет определенные количественные, качественные и структурные характеристики, определяющими принципы, на которых должно базироваться управление кадровой политикой в образовательной организации:

Соответствие трудового потенциала характеру, объёму и сложности выполняемых трудовых функций и видов работ;

Обусловленность структуры трудового потенциала материально-вещественными факторами образовательного процесса;

Эффективное использование трудового потенциала;

Создание условий для профессионально-квалификационного развития персонала, служебного продвижения и расширения профиля, умений и навыков работников .

Совокупность качественных и количественных характеристик кадрового потенциала, а также принципов управления им даёт представление о состоянии персонала дошкольной образовательной организации и тенденциях его изменения для целей управления формированием и развитием кадрового потенциала, в том числе:

Планирования,

Анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов детского сада.

Требования ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы среди значимых выделяют психолого-педагогическую службу, материально-технические и финансовые условия, развивающую предметно-пространственную среду и кадровое обеспечение .

Учитывая, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направляет усилия всех сотрудников детского сада на достижение целей: повысить социальный статус дошкольного образования, обеспечивая равенство возможностей для каждого ребёнка - дошкольника в получении качественного дошкольного образования и государственные гарантии уровня и качества образования, был детально проанализирован уровень сформированности кадрового потенциала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-коммуникативному развитию и сделаны следующие выводы:

1. Профессиональная подготовка кадров характеризуется достаточно высоким образовательным уровнем и опытом управленческой и педагогической работы, но необходимо установить планомерный характер системы повышения квалификации и профессионального развития каждого работника.

2. Необходимо активизировать работу с кадровым резервом, составляя прогнозы потенциальных вакансий должностей, входящих в штат дошкольной организации, анализируя возрастную структуру работников с учётом ожидаемого освобождения должностей в связи с выходом на пенсию; среднестатистического увольнения и других причин.

3. Целесообразно составление плана замещения должностей в разрезе прогнозов вакансий с учётом срока ожидаемого освобождения должностей работников ДОО и анализа очередной аттестации, собеседований с работниками по поводу перспектив их продвижения, выявления склонностей специалистов в целях предварительного отбора в кадровый резерв (опрос, личные листки, конкурсный отбор, рекомендательные отзывы).

4. Организация постоянно действующих семинаров в целях подготовки кадров с новым профессиональным мышлением, работников отдела труда и занятости, опытных педагогов и руководителей принесет возможность повышения уровня теоретической и методической подготовленности коллектива ДОО.

5. Необходима активизация работы по информационно-аналитическому направлению: создание творческих групп для обеспечения тесной связи с населением, изучения общественного мнения, обмена опытом наиболее квалифицированных кадров; анализ вопросов подготовки и расстановки кадров, заслушивание отчетов заместителей руководителя по решению кадровых задач; организация «круглого стола», «прямой линии» с привлечением средств массовой информации: газеты «Заря», ресурсов Интернет.

7. Значимым решением может стать открытие постоянной рубрики, освещающей деятельность администрации детского сада по развитию кадрового потенциала дошкольной образовательной организации на официальном сайте - «Кадры решают всё», «Новые назначения», «Спеши учиться».

8. Целесообразно организовать систему профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, в том числе дистанционное обучение, по новым специальностям, повышение квалификации сотрудников в системе курсовой подготовки и методической работы, обучение по профильным направлениям деятельности по краткосрочным программам лиц, состоящих в кадровом резерве и резерве управленческих кадров дошкольной образовательной организации.

9. Возможно проведение научных исследований, кадрового мониторинга и аудита образовательной организации, создание баз данных об успешно работающих кадрах; обеспечение более тесной связи слушателей, обучающихся в вузах с практикой работы дошкольной образовательной организации.

Таким образом, решение вопросов формирования кадрового потенциала для обеспечения качества дошкольного образования, позволяет убедиться в том, что правильно организованное руководство формированием и развитием кадрового потенциала является необходимой основой для развития организации в условиях ФГОС. При этом система управления формированием и развитием кадрового потенциала обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами на основе использования достижений отечественной и зарубежной науки и передового опыта.

С писок литературы:

1. Алексеев, В.В. Кадровый потенциал отрасли. [Текст]/ В.В.Алексеев. - М.: Знание, 2012. - 64 с.

2. Атасов, А.Л. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации. [Текст]/А.Л. Атасов. - М.: Сфера, 2011. – 251 с.

3. Багаутдинова, С.Ф. Управление дошкольным образованием. [Текст]/ С.Ф.Багаутдинова, Л.Н. Санникова.- М.: Флинта, 2015.-150 с.

4. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении.[Текст]/Н.С. Голицына.- М.:ПРИОР, 2007. - 405 с.

5. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент.[Текст]/Л.Г.Зайцев, М.И.Соколова. - М.: Дело, 2012.-144 с.

6. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации. [Текст]/ Под ред. А.Я.Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 638 с.

7. Куревина, O.A. Концепция образования: современный взгляд [Текст]/ О.А.Куревина, Л.Г. Петерсон. - М.: АПКиПРО, 2014. -136 с.

Понятие «качество» многогранно и емко. Развитие системного подхода к управлению качеством берет свое начало с разработки стандартов качества продукции (система Тейлора, 1905). Под «качеством продукции» понимается совокупность потребительских свойств этой продукции, значимых для потребителя. Набор этих качеств определяет стандарты. Затем выбирают эталоны качества, и достигнутое качество сопоставляется с эталоном . В статусе такого временного федерального стандарта дошкольного образования раньше действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольной образовательной организации, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 22.08.1996 № 448. В них были сформулированы основные требования к условиям пребывания детей в дошкольной образовательной организации, а обеспечение качества образовательных услуг рассматривалось как соблюдение требований к программному обеспечению образовательного процесса и педагогическим технологиям, характеру взаимодействия взрослого и ребенка, а также к развивающей среде дошкольной образовательной организации.

Сегодня основные направления анализа качества современного дошкольного образования представлены следующим образом:

  • качество условий;
  • качество процесса образования;
  • качество результатов образовательного процесса.

Проанализируем, какие направления совершенствования качества условий дошкольного образования выделяет современная наука и практика.

Прежде всего, эго финансирование дошкольных образовательных учреждений, т.е. переход на долевое финансирование:

  • - оплата образовательных услуг - за счет государства - федеральный уровень;
  • - расходы на содержание и укрепление материальной базы - за счет учредителя - региональный уровень;
  • - оплата содержания детей, услуги по уходу, присмотру и оздоровлению - за счет родителей при одновременной адресной поддержке малообеспеченных семей.

При этом оценка качества условий проводится дифференцированно - в зависимости от вида услуги: услуги по уходу, присмотру и оздоровлению или образовательной услуги (табл. 5.3) 1 .

Таблица 5.3

Дифференциация содержания услуг по уходу, присмотру и оздоровлению и образовательной услуги для детей от трех до пяти лет

Регламент

Развивающая

Образование - не менее шести часов в день

(образовательная) услуга

1. Регламентированная деятельность (образовательная и другие специально организованные формы работы), в том числе:

Ежедневно

  • 40 мин
  • (два раза в день по 15-20 мин)

Развитие речи

Два раза в неделю

Развитие движений

Три раза в неделю

Ознакомление с окружающим миром, в том числе развитие элементарных естественно-научных представлений и представлений о человеке в истории и культуре

Раз в неделю

Рисование

Раз в неделю

Занятие по лепке, аппликации, конструированию

Раз в неделю

Развитие музыкальной деятельности

Два раза в неделю

Развитие элементарных математических представлений

Раз в неделю

1 URL: http://goo.gl/PpXUeB

Компоненты и содержание услуги для детей с трех до пяти лет

Регламент

Примерное распределение времени в день

Утренняя гимнастика

Ежедневно

Развлечения

Раз в неделю

Праздник

Раз в месяц

Примечание. Длительное! тельности нс более 15-20 n проводится на основе основн дошкольного образования. Д/ зовательной нагрузки на дстс зовательной деятельности. Г образовательная деятельное При организации образовате ется периодическая смена bv деятельность проводится в иг

ь одного вида образовательной дея- 1ин. Образовательная деятельность ой общеобразовательной программы [я равномерного распределения обра- ?й разрабатывается расписание обра- ри большой наполняемости группы ть организуется по 8-10 человек, льной деятельности предусматрива- 1дов деятельности. Образовательная ровой форме

2. Нерегламентирован- ные виды деятельности (совместная деятельность воспитателя и ребенка в групповых и индивидуальных формах работы), в том числе:

Ежедневно

3 ч 20 мин, в том числе:

Ежедневно

Двигательная деятельность

Ежедневно

Исследовательская деятельность

Ежедневно

Предметно-практическая

деятельность

Ежедневно

Творческая, художественно-речевая деятельность (рисование, драматизация, чтение и рассматривание книг и Т.Д.)

Ежедневно

Воспитание и обучение в процессе выполнения режимных моментов

Ежедневно

В течение дня

Примечание. Целесообразно использовать интегрированные формы и виды деятельности

3. Свободное время и отдых детей (предоставление ребенку возможности для свободного проявления своих интересов)

Ежедневно

1 ч 30 мин (в течение дня)

Компоненты и содержание услуги для детей с трех до пяти лет

Регламент

Примерное распределение времени в день

по уходу, присмотру и оздо- ровлению

Уход и присмотр за ребенком - не менее 6 ч в день

1. Организация режимных процессов, в том числе:

Ежедневно

5 ч 45 мин, в том числе:

Раз в день

Прогулка

Ежедневно два раза в день

Гигиенические процедуры (умывание, одевание, раздевание, туалет)

Ежедневно

Закаливающие и другие оздоровительные процедуры

Ежедневно

Прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин)

Ежедневно

2. Оказание помощи ребенку в выполнении режимных процессов, в том числе:

Ежедневно

В течение дня

В гигиенических процедурах

В одевании, раздевании

В приеме пищи

3. Наблюдение за эмоциональным состоянием и самочувствием ребенка в течение дня (во время игр, занятий, режимных процессов)

4. Работа с родителями (ежедневное информирование родителей о стоянии здоровья, самочувствия, развития ребенка)

Ежедневно

Образовательная деятельность, выходящая за рамки данных требований, может быть оказана как дополнительная образовательная услуга в соответствии с установленными правилами. Поэтому каждая дошкольная образовательная организация в состоянии уже сейчас повлиять на качество условий воспитательно-образовательной работы через разработку проектов оказания дополнительных услуг. Если в муниципальное задание организации может быть включено оказание не только услуг общего образования, но и услуг дополнительного образования, то данные услуги могут финансироваться из бюджета субъекта РФ посредством предоставления субвенций местному бюджету. Если нет, то их будут оказывать как платные образовательные услуги.

Параметры качества услуги могут быть следующие :

  • 1) соответствие места оказания услуги требованиям безопасности: СанПин, СНиП, требованиям пожарной безопасности;
  • 2) соответствие места оказания услуги необходимому уровню оснащенности материалами и оборудованием;
  • 3) соответствие персонала, оказывающего услугу, установленным требованиям кадровому обеспечению;
  • 4) соответствие образовательной программы (программ) Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования;
  • 5) достижение заданных качественных показателей предоставления услуги;
  • 6) удовлетворенность потребителей качеством услуги.

При этом п. 1-3 характеризуют качество условий, п. 4 - качество процесса, п. 5-6 - качество результата реализации образовательной программы. В целом оценка качества образования в соответствии с данными требованиями описана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»: качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Рассмотрим, какие направления совершенствования качества процесса дошкольного образования выделяет современная наука и практика. Совершенствование качества образовательного процесса предполагает оптимизацию специально организованного, развивающегося во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленного на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Качество такого взаимодействия означает оптимальный подбор опосредующих друг друга целей и задач, содержания и методов, приемов и организационных форм воспитания. При этом важно:

  • - чтобы качество процесса дошкольного образования соответствовало целям воспитания и развития детей дошкольного возраста, образовательным стандартам, а также запросам потребителей образовательных услуг;
  • - чтобы цели соотносились с используемыми методами воспитания и обучения дошкольников и культурно-просветительской работы с их родителями и учитывали действие всех факторов, влияющих на образовательный процесс;
  • - чтобы содержание и формы организации образовательного процесса были взаимосвязаны между собой и обеспечивали единство взаимодействий всех субъектов образовательного процесса, а также логику педагогической поддержки предметно-развивающей среды и психологической поддержки педагогического коллектива дошкольной образовательной организации.

При этом следует помнить, что организация предметно-развивающей среды (микро- и макропрограмм дошкольной образовательной организации) должна быть адекватна образовательной программе, реализуемой в организации, особенностям образовательного процесса, удовлетворять потребности детей в свободной самостоятельной деятельности и реализации их творческих способностей. Параметры такой оценки представлены при перечислении психолого-педагогических требований к реализации образовательной программы в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и в Единой рамочной концепции качества дошкольного образования . Например :

  • 1) направленность образовательной программы па:
    • - формирование общей культуры;
    • - развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;
    • - формирование предпосылок учебной деятельности;
    • - сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
    • - коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей ;
    • - обеспечение социальной успешности детей;
  • 2) соответствие образовательной программы принципам, подходам и критериям:
    • - возрастной адекватности;
    • - развивающего образования;
    • - научной обоснованности и практической применимости;
    • - полноты, необходимости и достаточности;
    • - единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
    • - комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса, обеспечивающего его мотивацию;
    • - интеграции образовательных областей;
  • 3) отражение в образовательной программе основных моделей построения образовательного процесса (совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей), в том числе:
    • - ведущей деятельности возраста (игровой);
    • - организации специфически детских видов деятельности (двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, чтения (восприятия) художественной литературы);

субъект-субъектного взаимодействия (сотрудничества) взрослого и детей;

  • - возможности учета потребностей и интересов детей;
  • - отсутствия других, неадекватных дошкольному возрасту моделей построения образовательного процесса (учебной, школьно-урочной и др.);
  • 4) соответствие предлагаемых в образовательной программе форм работы с детьми:
    • - принципу возрастной адекватности;
    • - субъект-субъектной модели организации образовательного процесса;
  • 5) использование для разработки образовательной программы примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (из утвержденного федеральным уполномоченным органом реестра примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования) ;
  • 6) соответствие общего объема образовательной программы:
    • - требованиям к общему времени реализации основной общеобразовательной программы;
    • - виду образовательной организации, в том числе и имеющимся приоритетным направлениям деятельности;
    • - режиму пребывания детей;
  • 7) соответствие обязательной части образовательной программы требованиям:
    • - к объему обязательной части основных образовательных программ;
    • - к содержанию обязательной части основных образовательных программ, в том числе обеспечение реализации всех направлений развития по обязательным образовательным областям;
  • 8) соответствие части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, требованиям:
    • - к объему части, формируемой участниками образовательного процесса;
    • - к содержанию части, формируемой участниками образовательного процесса, в том числе отражение специфики условий осуществления образовательного процесса и (или) приоритетных направлений деятельности;
  • 9) соответствие требованиям действующих нормативных правовых документов, предъявляемым к следующим разделам образовательной программы:
    • - пояснительная записка;
    • - организация режима пребывания детей в образовательной организации;
    • - содержание исихолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей;
    • - содержание коррекционной работы ;
    • - планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
    • - система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы;
  • 10) взаимосвязь разделов образовательной программы (отсутствие противоречий в содержании, целостность образовательной программы).

Экспертиза проводится на основе методов количественного и качественного анализа данных, документации, наблюдения, в том числе включенного, визуальной оценки, беседы, экспертных оценок.

Рассмотрим теперь, какие направления совершенствования качества результатов дошкольного образования выделяет современная наука и практика. Это направление рассматривается в рамках проведения мониторинга качества.

Термин «мониторинг» происходит от латинского слова «монитор» и означает наблюдение за состоянием окружающей среды и техногенных систем и др. Сначала он использовался в экологии (Н. Ф. Реймерс и др.), а затем стал применяться в экономике и социологии (И. В. Бестужев-Лада и др.), медицине (А. В. Толстых), психологии и педагогике. При этом выделяется внешний и внутренний мониторинг качества образовательной организации.

Под внутренним мониторингом качества образования в образовательной организации понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательной организацией, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.

Внутренний мониторинг качества образования ориентирован на решение следующих задач :

  • - систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательной организации для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата;
  • - максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса но достижению соответствующего качества образования.

Структура мониторинга в дошкольной образовательной организации может быть представлена как совокупность следующих элементов: 1) субъекты мониторинга; 2) мониторинговая деятельность; 3) комплекс мониторинговых показателей; 4) инструментарий и инструменты мониторинговой деятельности.

Для этого субъекты мониторинга должны придерживаться основных принципов, позволяющих реализовать им свою субъектную позицию. Так, II. И. Третьяков обосновывает следующие основные принципы образовательного мониторинга: целенаправленность; научность; нормативность; целостность и непрерывность; оптимальность; эффектность и действенность; компетентность и дуальность. Е. И. Терзиогло дополняет этот перечень принципами непрерывности, воспитательной целесообразности, принципом диагностико-прогностической направленности. Если систематизировать все перечисленные принципы образовательного мониторинга , то получится следующая картина:

  • - целенаправленность - соответствие мониторинговой деятельности общему стратегическому направлению цели;
  • - научность - организация мониторинга с опорой на новейшие достижения педагогической науки и передовой практики, которая построена на научно-обоснованных характеристиках образовательного процесса, исключает житейски-бытовой подход к их оценке, соответствует основным закономерностям психолога - педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями;
  • - нормативность - опора при организации и осуществлении мониторинга на нормативные документы;
  • - целостность и непрерывность - следует рассматривать объекты мониторинга во взаимосвязи всех его компонентов;
  • - оптимальность - объекты мониторинга требуют применения адекватной технологии;
  • - эффективность и действенность - система процедур, применяемая в процессе мониторингового исследования, должна способствовать переводу системы в новое качественное состояние;
  • - компетентность - эксперты, проводящие мониторинг, должны владеть знаниями о способах изучения объекта и средствах его регулирования и коррекции;
  • - дуальность - исследование объекта в аспекте диверсификации (увеличение многообразия) или конвергенции (сохранение разнообразий) с целью установить устойчивое развитие объекта изучения;
  • - принцип непрерывности означает взгляд на мониторинг как целостную, динамически развивающуюся, не саморегулируемую систему, в которой происходят посторонние структурно-функциональные перестройки, носящие не только количественный, но и качественный характер. Педагогический мониторинг должен определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции образовательного процесса;
  • - принцип воспитательной целесообразности заключается в том, что педагогический мониторинг не является самоцелью, а выступает средством глубокого изучения и надежным инструментом педагогического управления образовательным процессом. В использовании методов, приемов педагогического мониторинга не могут быть применены технологии, наносящие в любой степени ущерб интересам, достоинству, правам личности ребенка и других участников образовательного процесса;

целостность, преемственность процессов слежения, диагностики, прогнозирования и управления образовательным процессом.

Цель мониторинга в дошкольной образовательной организации - определение эффективности образовательного процесса, способствующего позитивным изменениям в личности ребенка, т.е. изучение динамики формирования у детей интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате освоения комплекса образовательных областей и в целом - основной общеобразовательной программы дошкольного образования к семи годам.

В связи с этим можно выделить следующие предметы мониторинга :

  • интегративные качества личности самого воспитанника - главный показатель эффективности образовательного процесса;
  • профессиональная позиция педагога, которая выражается в единстве сознания и деятельности человека;
  • организационные условия, обеспечивающие эффективность образовательного процесса (материально-техническое оснащение, укомплектованность квалифицированными специалистами, предметно-развивающая среда, программно-методическое обеспечение образовательного процесса).

При этом исследователями выделяется ряд условий , позволяющих успешно организовать и провести мониторинг в дошкольной образовательной организации:

  • достаточный уровень организационной культуры дошкольной организации, способность коллектива к адекватной самооценке, прогностическому самоанализу профессиональной деятельности и педагогическому самоуправлению;
  • распределение полномочий среди членов службы мониторинга;
  • сформированное™ потоков информации;
  • защита информации от искажения;
  • своевременность переработки полученной информации;
  • конструктивный характер анализа полученной информации;
  • гласность результатов мониторинга.

Эти условия находят отражение в программе мониторинга (табл. 5.4).

Таблица 5.4

Программа мониторинга

К примеру, Московский центр качества образования предлагает при этом пользоваться следующей обобщающей таблицей (табл. 5.5

Кроме того, на основе включения ожиданий родителей в оценку качества дошкольного образования параметры общественной оценки включают изучение предоставления:

  • возможности семье выбора для своего ребенка индивидуально-образовательного «маршрута» (на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми);
  • гарантии родителям, что к концу дошкольного детства их ребенок получит необходимый (минимальный - стандартный) уровень подготовки для успешного обучения в начальной школе;
  • обеспечения социальной защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий.

Данные уровни имеют свою специфику интерпретации в зависимости от организационно-правовых форм и видового разнообразия организаций, предоставляющих услуги в сфере дошкольного образования. Например, в рамках диссертационного исследования С. В. Никитиной разработана модель многоуровневой оценки качества дошкольного образования , включающая характеристику основных компонентов этой системы (целевого, критериального, технологического, организационного) . При этом:

  • показателями, характеризующими объективную составляющую, выступают: динамика уровней развития воспитанников; динамика качества реализации основных направлений содержания дошкольного образования; динамика качества управления;
  • субъективная составляющая качества дошкольного образования отражается в степени удовлетворенности потребителей (родителей) качеством образовательных услуг, проявляющейся в динамике средних значений показателей этой удовлетворенности.

Проект перечня объектов мониторинга и характеризующих их показателей ВМКО

мониторинга

Показатели

Методы оценки

Ответственный

I. Результаты

Результаты освоения вос- 11 итанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Освоение воспитанниками образовательных областей (%) и др.

Мониторинговое исследование

учебного

Здоровье воспитанников

Динамика в доле воспитанников, имеющих отклонения в здоровье.

Доля воспитанников, которые занимаются спортом.

Процент пропусков занятий по болезни

Мониторинговое исследование

Старш и й вое11 итател ь, воспитатели групп

учебного

Достижения воспитанников

Доля воспитанников, участвовавших в районных, окружных, городских, всероссийских и других мероприятиях (конкурсы, выставки, фестивали)

Мониторинговое исследование

Старший воспитатель, воспитатели групп

учебного

Удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов

Доля родителей, положительно высказавшихся о качестве работы дошкольной образовательной организации (удовлетворенность родителей реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования, комфортностью пребывания детей в дошкольной образовательной организации)

Анонимное

анкетирование

учебного

мониторинга

Показатели

Методы оценки

Ответственный

II. Реализация образовательного процесса

Основная образовательная программа дошкольного образования дошкольной образовательной организации

Соответствие основной образовательной программы дошкольной образовательной организации федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и контингенту воспитанников

Экспертиза

Старший воспитатель

учебного

Дополнительные образовательные услуги

Статистические данные о запросах и пожеланиях со стороны родителей.

Доля воспитанников, занимающихся по программам дополнительного образования

Анонимное анкетирование, мониторинговое исследование

Старший восг 1 итатель

учебного

Вариативные формы дошкольного образования

Наличие вариативных форм: ЦИПР, ГКП, семейный детский сад, лекотека, служба ранней помощи

Экспертиза

Старший воспитатель

учебного

Развивающая предметная среда дошкольной образовательной организации

Соответствие игровых пространств, игрушек и оборудования нормативным требованиям, возрастным особенностям, возможностям и интересам детей

Экспертиза

Старший воспитатель

учебного

III. Условия

Материально-техническое

обеспечение

Соответствие материально-технического обеспечения федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Экспертиза

Заведующий, старший воспитатель

учебного

мониторинга

Показатели

Методы оценки

Ответственный

Учебно-материальное обеспечение

Соответствие учебно-материального обеспечения федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Экспертиза

Заведующий, старший воспитатель

учебного

Медико-социальное обеспечение

Соответствие медико-социального обеспечения федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Экспертиза

Заведу ющи й, старт и й воспитатель

учебного

Кадровое обеспечение

Соответствие кадрового обеспечения федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работ!I и ков образова11 ия >>)

Экспертиза

Заведующий, старший воспитатель

учебного

Психолого-педагогическое

обеспечение

Соответствие психолого-педагогического обеспечения федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Экспертиза

Заведующий, старший воспитатель

учебного

мониторинга

Показатели

Методы оценки

Ответственный

Информационно-методическое обеспечение

Соответствие информационно-методического обеспечения федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Экспертиза

Заведующий, старший воспитатель

учебного

Финансовое обеспечение

Соответствие финансового обеспечения федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Экспертиза

Заведующий, старший воспитатель

учебного

Указанные уровни проявления качества дошкольного образования позволяют отнести его к социальной категории в соответствии с общественно-государственным принципом управления образованием, но не категории государственного контроля качества образования по его результатам. Такая оценка, связанная с мониторингом достижения целевых ориентиров образования, выраженных в результатах освоения образовательной программы каждым ребенком, в детских садах больше не проводится и основанием для аттестации и аккредитации не является. Сама процедура аккредитации больше не распространяется на дошкольную образовательную организацию.

Внешний мониторинг качества образования - это форма государственного контроля качества образования. Правила осуществления мониторинга системы образования и перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утверждены постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». В рамках мониторинга собираются следующие сведения о развитии дошкольного образования:

  • а) уровень доступности дошкольного образования и численность населения, получающего дошкольное образование;;
  • б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования;
  • в) кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций и оценка уровня заработной платы педагогических работников;
  • г) материально-техническое и информационное обеспечение дошкольных образовательных организаций;
  • д) условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
  • е) состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования;
  • ж) изменение сети дошкольных образовательных организаций (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);
  • з) финансово-экономическая деятельность дошкольных образовательных организаций;
  • и) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.

Независимая оценка качества образования осуществляется на основе постановления Правительства РФ от 20.08.2013 № 719 «О государственной информационной системе государственного надзора в сфере образования» и Методических рекомендаций по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций, утвержденных заместителем Министра образования и науки РФ 14.10.2013.

Такая оценка осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц - в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях:

  • определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность;
  • оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы;
  • повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.

Независимая оценка качества образования проводится юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (организация, осуществляющая оценку качества). Такая организация, осуществляющая оценку качества, устанавливает:

  • 1) виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ;
  • 2) условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.

Например, для оценки образовательной программы как механизма управления качеством работы образовательной организации обязательны:

  • - анализ условий реализации программы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • - анализ соответствия структуры и содержания программы федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, уставу организации, лицензии на образовательную деятельность;
  • - анализ соответствия методов, средств, форм образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям обучающихся;
  • - анализ полноты выполнения программы;
  • - анализ результативности реализуемой программы;
  • - анализ соответствия содержания образования воспитанников дошкольной образовательной организации уровню и направленности программы.

Основным механизмом является измерение параметров, характеризующих качество дошкольного образования, по степени их соответствия требованиям нормативных документов (шкалирование): соответствует в полной мере, частично соответствует или не соответствует.

Скоролупова О. Л., Федина II. В. Качество дошкольного образования: концептуальныеподходы к определению и оценке // Дошкольное воспитание. 2012. № 2. С. 13-27.

  • Методические рекомендации по ведению системы внутреннего мониторинга качестваобразования в образовательном учреждении. URL: http://goo.gl/q5QIIQN
  • Методические рекомендации по ведению системы внутреннего мониторинга качестваобразования в образовательном учреждении. URL: http://goo.gl/q5QHQN
  • Никитина С. В. Развитие территориальной системы дошкольного образования в процессеоптимизации оценки его качества: автореф. дис.... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2010.
  • Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ.

    Актуальность проблемы оценки качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Перед работниками ДОУ стоит непрерывная задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

    Оценка качества в системе дошкольного образования осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием необходимым.

    Вопрос об оценке качества дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего времени.

    Рассмотрим понятия, касаемые данной проблемы.

    Качество - это методологическая категория, которая отражает степень соответствия результата поставленной цели.

    Качество образования - понимается в педагогической науке как совокупность его свойств, которые обусловливают его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности.

    Качество «образования-результата» - качества личности, фиксируемые через категории «культуры личности», социально-гражданственной зрелости, уровни знаний, умений, творческих способностей и мотивированности.

    Качество «образования-процесса» - совокупность свойств образовательного процесса, организованного в той или иной образовательной системе, обусловливающих его приспособленность к реализации социальных целей по формированию личности.

    Качество дошкольного образования - это интегративное понятие, включающее в себя несколько компонентов: условия осуществления образовательного процесса; организацию и содержание образовательного процесса; результативность образования и его оценку; цену достижения результативности.

    Управление качеством дошкольного образования - это целенаправленный процесс воздействия на объекты управления, осуществляемый при проектировании и реализации образовательного процесса с целью установления, обеспечения и поддержания качества образования, удовлетворяющего требованиям потребителей.

    Деятельность по управлению качеством в дошкольном образовательном учреждении не может быть эффективной после того, как состоялся выпуск детей в школу (управление по результату), эта деятельность должна осуществляться в ходе воспитательно-образовательного процесса (управление по процессу) если, конечно, учитывать такое свойство процесса, как его необратимость.

    Качество образования выпускников ДОУ» (до внедрения ФГОС) - обозначение уровня знаний, умений, физического, нравственного и умственного развития, достигаемого выпускниками образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями воспитания и обучения (В.М. Полонский).

    Качество образования выпускников ДОУ» (по ФГОС)

    • Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений, навыков, а совокупностью личностных качеств. Поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте начального общего образования. Разработчики ФГОС предлагают вместо этого раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
    • Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.
    • Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
    • Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

    Проектирование качества дошкольного образования проектируется на

    нескольких уровнях, составляющих единый образовательный процесс.

    1-й уровень управления – администрация детского сада.

    Для руководителейэто высокая оценка деятельности педагогов родителями, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития ДОУ.

    2-й уровень управления – педагогический коллектив.

    Для педагоговэто положительная оценка их деятельности руководителями ДОУ и родителями:

    3-й уровень управления – воспитанники и их родители.

    Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

    Для родителей – это эффективное обучение детей, т.е. обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе.

    Когда говорят о качестве образования, обычно пытаются ответить на вопросы:

    Для кого? Что и как измеряется? Кто этим занимается? Как это делается?

    В процессе обсуждения качества образования нужно отметить и качества подготовки и совершенствования деятельности дошкольного учреждения:

    1. качество образовательного процесса;
    2. качество исследовательской деятельности;
    3. качество педагогических кадров;
    4. качество воспитанников;
    5. качество управления;
    6. качество воспитанников;
    7. качество образовательных программ;
    8. качество информационно-образовательной среды.

    Впервые ориентиры качества дошкольного образования были определены в «Концепции дошкольного воспитания» (1989), обозначившей четыре основных принципа :

    - гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;

    - развивающий характер образования – ориентация на личность ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи;

    - дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;

    -деидеологизация дошкольного образования – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

    В соответствии со структурой образовательного процесса качество дошкольного образования определяется следующими составляющими:

    - качеством реализации образовательного процесса через уровень состояния здоровья воспитанников и их достижений в воспитательно-образовательном процессе;

    Качеством условий реализации образовательного процесса (грамотный выбор образовательных программ, их научно-методическое обеспечение, материально-техническая оснащённость образовательного процесса);

    Качеством управления ДОУ.

    Проблема качества образования находится в постоянной динамике. Не существует пока еще методик определяющих качество образования в той или иной степени. Система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой.


    Close