в Москве, центр литейного производства Русского государства XV-XVII вв., казенная мануфактура, изготовлявшая пушки, колокола, паникадила. Находился в Белом городе, на левом берегу р. Неглинной.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПУШЕЧНЫЙ ДВОР

в Москве - центр пушечного литейного произ-ва в России 15-17 вв. Осн. ок. 1479 (пушечная изба находилась тогда у Спасских ворот Кремля). В 1-й трети 16 в. П. д. был перенесен на р. Неглинку (р-н совр. Неглинной и Пушечной ул.). Древнейшая дошедшая до нас пушка отлита на П. д. мастером Яковом в 1491. С 1569 на П. д. работал выдающийся мастер Андрей Чохов, создавший ряд замечательных образцов, в т. ч. "Царь-пушку" (1586). Помимо орудий различного назначения, на П. д. отливались колокола и паникадила. В сер. 17 в. на П. д. работали мастера, подмастерья и ученики 32 профессий (пушечники, литцы, кузнецы и др.), всего 400-500 чел. В связи с организацией в 17 - нач. 18 вв. воен. и металлургич. з-дов значение П. д. упало. В кон. 18 в. он был превращен в хранилище оружия, боеприпасов и знамен. В 1802-03 хранилище перевели в Кремль, а здание П. д. было разобрано. Пушечно-литейное произ-во и П. д. в 16-17 вв. имелись в Новгороде, Пскове, Устюге Великом, Устюжне Железопольской, Вологде и на тульских з-дах. Лит.: Лебедянская А. П., Очерки из истории пушечного произ-ва в Моск. Руси, в кн.: Сб. исследований и мат-лов Арт. ист. музея Красной Армии, т. 1, М.-Л., 1940; Рубцов Н. Н., История литейного произ-ва в СССР, ч. 1, М.-Л., 1947. Д. И. Тверская. Москва.

Пушечный двор и Кузнецкая слобода

При выходе из Никольских ворот Китай-города перед наблюдателем открывалось неожиданное зрелище: на берегу реки возвышался Пушечный двор - обширное строение с круглыми кирпичными башнями, из которых валил дым. Именно так изображен он на хрестоматийно известной картине Аполлинария Васнецова «Пушечно-литейный двор на Неглинной в XVII веке». Древнейшее московское промышленное предприятие в XV-XVII столетиях являлось центром передовых технологических разработок в России, да и не только.

Пушечный двор впервые упоминается в летописи под 1508 годом как «Пушечная изба». Уже тогда он находился на реке Неглинной за пределами Великого посада. С 1535 года встречается наименование «Пушечный двор». При его создании в XV веке не обошлось без итальянских инженеров, о деятельном участии которых в создании отечественной артиллерии сообщают источники. Строитель Успенского собора Аристотель Фиораванти в 1485 году во время похода на Тверь командовал артиллерией. Алевиз Фрязин занимался изготовлением пороха на своем дворе, располагавшемся на Успенском Вражке (между Тверской и Никитской улицами). В 1531 году здесь произошла трагедия: «Загореся внезапу зелье пушечное… делали бо его на том дворе градские люди, и згореша делателей тех от зелья того в един час более двоюсот человек» {82} .

Летописи сообщают, что в 1488 году мастер Павлин Фрязин Дебосис (итальянец Паоло де Боссе) отлил «пушку большую». Орудие, изготовленное тремя годами ранее мастером Яковом, не имело литейных швов, а его дуло завершалось раструбом. В Западной Европе такие пушки появляются около 1480 года как результат прогресса в литейном деле. Как видим, пушечных дел мастера далекой Московии не сильно отставали от лучших европейских литейщиков, работавших при дворе германского императора Максимилиана. (Любопытно, что пушка де Боссе, судя по ее изображению в Лицевом летописном своде, имела швы, то есть не была цельнолитой {83} .)

Немец Кашпир Ганусов в 1554 году изготовил мортиру, чей вес превышал 19 тонн, а стреляла она ядрами весом в 320 килограммов. В 1563 году это гигантское орудие участвовало в осаде Полоцка, во время которой ядра русских пушек, пробивая одну стену замка, долетали до другой.

Учеником Ганусова был прославленный Андрей Чохов. Первая из известных его пушек была отлита в 1568 году. Самые крупные, «стенобитные» орудия Чохова носили имена по имевшимся на них изображениям: «Лисица», «Волк», «Троил», «Аспид», «Лев», «Скоропея», «Инрог» (единорог). Это были огромные орудия весом от пяти до семи тонн. Но их превзошла пушка «Царь», на которой было отлито изображение государя на коне. Самое крупное орудие русской артиллерии весит 38 400 килограммов. С Пушечного двора до Красной площади его волокли на катках не менее двухсот лошадей.

Там же лили колокола. В 1533 году Николай Немчин изготовил тысячепудовый колокол-благовестник, который поставили «на деревянной колокольнице». Великий мастер Андрей Чохов также делал колокола, добившись и в этом деле выдающихся успехов. Колокол «Лебедь», отлитый им в 1594 году для Троицесергиева монастыря, весил десять тонн, «Годунов» (1598) - более 29 тонн.

Вес самого большого колокола, который Чохов отлил в 1600 году, достигал 64 тонн. Естественно, он получил имя «Царь». Колокол поместили в проеме Воскресенской звонницы. Впрочем, его первенство было недолгим. В середине XVII столетия на смену ему пришел «тезка», отлитый в 1655 году мастером Александром Григорьевым, весом в 128 тонн. Стоит ли говорить, что и этот рекорд был побит потомственными литейщиками Пушечного двора Иваном Федоровичем и Михаилом Ивановичем Маториными, в 1735 году создавшими прославленный колокол, также носивший имя «Царь» и достигший рекордного веса более чем в 200 тонн?

Пушечный двор неоднократно упоминается в иностранных описаниях Москвы и отмечается на ее планах. С 1630-х годов его изображают с двумя литейными башнями. Сохранился подробный «чертеж» Пушечного двора и местности вокруг него, выполненный русскими картографами в середине XVII века: с двумя башнеобразными литейными «амбарами» и большим колодцем с колесом посередине. Двор был окружен каменной стеной с воротами с восточной стороны; на противоположной стороне, у Неглинной, к стене примыкали кузницы, по всем другим сторонам - амбары. В плане Пушечный двор представлял собой неровный четырехугольник со сторонами 88 саженей по южной стене, 82 - по северной, 27 - по восточной и 48 саженей - по западной {84} .

Двор был многолюден. Во второй половине XVI века только в штате Пушкарского приказа состояли 37 мастеров с учениками и подмастерьями. При создании двора Иван III поселил рядом с ним слободу кузнецов, по которой мост через Неглинную получил наименование Кузнецкого. Описи 1620 и 1638 годов свидетельствуют, что за Пушечным двором на Рождественке и поблизости жили кузнецы, пушечные извозчики, литцы, подвящики (строители лесов и других приспособлений, необходимых для отливки орудий), плотники.

Согласно росписи 1629 года, Пушкарскому приказу подчинялись 479 человек, большинство из них (318 человек) составляли пушкари. Литцов было пятеро, знаменщиков (художников) и резцов - четверо, паникадильных мастеров - восьмеро, паяльщиков - семеро, пушечных учеников - 49, кузнецов - 12, паникадильных учеников - семеро, канатчиков - четверо, плотников и бочарников - семеро, пильников - трое, извозчиков - 12, сторожей - четверо, зелейных и селитренных мастеров - 33. Один человек именовался особым званием «пушечных дел мастер» {85} .

Анисим Михайлович Радишевский был «русским Леонардо» XVII века. Он родился на Волыни, в Остроге, учился у Ивана Федорова и работал в его типографии. Около 1586 года Радишевский перебрался в Москву. Поначалу он работал на Печатном дворе переплетчиком, а в 1603 году возглавил собственную «печатную избу». Изданные им при царе Василии Шуйском «Евангелие» и «Устав, или Око церковное» отличались великолепным качеством печати, изяществом рисунка гравюр, изображавших евангелистов и их символы, а также инициалов («буквиц») - начальных букв. Особенно примечателен «Устав» - самая большая русская старопечатная книга, насчитывающая 1266 листов. Историки книгоиздания полагают, что Радишевский, возможно, сам был и словолитцем, и гравером, и печатником или, по крайней мере, превосходно руководил всеми этими работами, и считают, что издания этого мастера свидетельствуют о качественно новом уровне полиграфического мастерства в России.

После Смуты Радишевский уже не вернулся на Печатный двор. В описи Москвы 1620 года он упоминается как «колокольник». Вскоре Анисим Михайлович получил звание «пушечных дел мастер», которое ни до, ни после него не присваивалось никому другому из служащих Пушечного двора. По-видимому, он являлся своего рода главным инженером первой русской мануфактуры. В 1622 и 1625 годах он выполнял важное поручение царя в Путивле - делал «колодезное и тайничное дело», в 1623-м строил плотину и заводил пруды в дворцовом подмосковном селе Рубцове.

Самым главным достижением Радишевского является создание первого русского научно-технического трактата «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки…». В книге, завершенной в 1620 году, автор подводил итоги предыдущему развитию русской научной мысли, знакомил читателя с трудами западноевропейских инженеров, математиков, физиков и архитекторов. Тематика книги чрезвычайно широка: организация военного дела, тактическая, строевая, осадная, артиллерийская науки, военная инженерия (строительство мостов, наведение переправ), геодезия, химия, физика, металлургия… Несмотря на то, что «Устав» не был напечатан, он распространялся в списках и, несомненно, использовался на Печатном дворе {86} .

Пушкари, служившие вне Пушечного двора, жили в слободе за Сретенскими воротами Белого города. Их ближайшими соседями были печатники, чья слобода находилась за Сретенскими воротами, ближе к городским стенам. Кузнецы еще со времен Ивана III обитали рядом с Пушечным двором, в непосредственной близости от реки Неглинной, что было вызвано огнеопасным характером их производства. Из Пушкарской слободы через Неглинную был перекинут деревянный мост, получивший наименование Кузнецкого. В 1764 году он был отстроен в камне, а после 1812-го погребен под землей вместе с рекой Неглинной, оставшись в названии улицы, которая в XIX веке прославилась модными французскими магазинами, затмившими память о местных тружениках молота и наковальни.

Пушечный двор располагался между рекой Неглинной и одной из древнейших московских дорог - Рождественкой, названной по монастырю, стоявшему в конце улицы. Впервые Рождественский монастырь упоминается под 1389 годом в летописном сообщении о погребении в нем княгини Марии Кейстутовны (в монашестве Марфы), матери князя Владимира Андреевича Серпуховского Храброго, основательницы обители. Там же завещала себя похоронить и вдова Владимира Андреевича Елена Ольгердовна. Возможно, первоначально монастырь располагался в Кремле и был выведен оттуда при Иване III. В любом случае при описании пожара 1500 года он упоминается на этом месте. Здесь в 1525-м насильно постригли в монахини несчастную Соломонию Сабурову, неплодную первую супругу великого князя Василия III.

Монастырский собор является одним из древнейших в Москве - он возведен в 1500-1505 годах. Храм сильно пострадал при пожаре 1547 года. Видимо, во время ремонта к нему пристроили южный Никольский придел, увенчанный главкой. В XVII веке к приделу добавили трапезную, вход в которую был с запада, и шатровую колокольню взамен разобранной звонницы. Никольский придел перенесли в церковь Святителя Иоанна Златоуста, возведенную в 1676-1687 годах на месте деревянной. В 1688 году монастырь погорел и патриарх Иоаким пожертвовал сестрам «на строение» 100 рублей. Опись 1701 года упоминает в числе монастырских построек каменные собор, церковь Иоанна Златоуста, колокольню, деревянные кельи и горницы. Всего в обители была 71 монашеская келья {87} .

Неподалеку располагался еще один монастырь, имевший более редкое посвящение, - Варсонофьевский. Согласно преданию, он был основан матерью святого митрополита Филиппа Варварой Колычевой, в иночестве Варсонофией. В XVI-XVII веках тут располагалась скудельница (Убогий или Божий дом) - братское кладбище, на котором хоронили умерших без церковного отпевания, бродяг, иноземцев, казненных. Каменный Вознесенский собор был построен в 1709-1730 годах, а после упразднения монастыря в 1764-м обращен в приходскую церковь. В 1931 году храм был уничтожен. Ныне от Варсонофьевского монастыря сохранилось только наименование переулка между Рождественкой и Лубянкой.

в Москве - центр пушечного литейного произ-ва в России 15-17 вв. Осн. ок. 1479 (пушечная изба находилась тогда у Спасских ворот Кремля). В 1-й трети 16 в. П. д. был перенесен на р. Неглинку (р-н совр. Неглинной и Пушечной ул.). Древнейшая дошедшая до нас пушка отлита на П. д. мастером Яковом в 1491. С 1569 на П. д. работал выдающийся мастер Андрей Чохов, создавший ряд замечательных образцов, в т. ч. "Царь-пушку" (1586). Помимо орудий различного назначения, на П. д. отливались колокола и паникадила. В сер. 17 в. на П. д. работали мастера, подмастерья и ученики 32 профессий (пушечники, литцы, кузнецы и др.), всего 400-500 чел. В связи с организацией в 17 - нач. 18 вв. воен. и металлургич. з-дов значение П. д. упало. В кон. 18 в. он был превращен в хранилище оружия, боеприпасов и знамен. В 1802-03 хранилище перевели в Кремль, а здание П. д. было разобрано. Пушечно-литейное произ-во и П. д. в 16-17 вв. имелись в Новгороде, Пскове, Устюге Великом, Устюжне Железопольской, Вологде и на тульских з-дах.


Смотреть значение Пушечный Двор в других словарях

Двор — м. место под жилым домом, избой, с ухожами и оградой, забором; собств. простор между всеми строениями одного хозяйства; в деревнях, дом, изба, дым, тягло, семья, с жильем........
Толковый словарь Даля

Двор — Прогнать детей из комнаты. || Уволить (простореч. фам. устар.). Прогнать со службы. || перен. Избавиться от чего-н., удалить, изничтожить что-н. (разг.). Не прогнать ей дум своих,........
Толковый словарь Ушакова

Пушечный Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: пушка (1*), связанный с ним. 2. Свойственный пушке (1*), характерный для нее. 3. Напоминающий стрельбу из пушки (1*); очень громкий, сильный. 4. Принадлежащий........
Толковый словарь Ефремовой

Двор Грузовой — выделенная территория на железнодорожной станции, где находятся склады, пункты взвешивания и оказываются услуги по приему, хранению, погрузке и выгрузке грузов.
Экономический словарь

Двор Монетный — государственная организация, занимающаяся чеканкой монет, изготовлением орденов, медалей и других знаков отличия.
Экономический словарь

Колхозный Двор — - в СССР - семейно-трудовое объединение лиц, все или большинство трудоспособных членов которого являются членами колхоза, участвуют личным трудом в колхозном производстве,........
Экономический словарь

Монетный Двор — государственное
предприятие, занимающееся чеканкой монет. На этих же предприятиях изготовляют ордена, медали, другие металлические
знаки отличия. В России........
Экономический словарь

Монетный Двор Сша — UNITED STATES MINTМонетный двор был создан в соответствии с Законом от 2 апреля 1792 г. (1 stat. 246).
Бюро монетного двора было создано согласно
Закону от 12 февраля 1873 г. (17 stat.........
Экономический словарь

Пушечный — -ая, -ое.
1. Относящийся к пушке, производимый из пушки, пушкой. П. выстрел. П-ые ядра. На п. выстрел приблизиться, подойти (на расстояние, простреливаемое пушкой). // Предназначенный........
Толковый словарь Кузнецова

Royal Mint (королевский Монетный Двор) — Учреждение в Великобритании, которое с 16 в. является единственным в стране обладателем права чеканки монет. Находится под контролем канцлера Казначейства (министра........
Экономический словарь

Двор — I
Это слово в значении "внутренний участок земли между строениями" имеет индоевропейскую природу (например, в древнеиндийском dvaram – "ворота"). Тот же корень находим........
Этимологический словарь Крылова

Двор — - 1) В России до 1917 г. хозяйство крестьян или посадских людей как единица учета, обложения повинностями и т.п.; 2) в Русском государстве XVI- XVIII вв. название некоторых приказов........
Юридический словарь

Колхозный Двор — - в бывшем СССР семейно-трудовое объединение лиц, все или большинство трудоспособных членов которого являются членами колхоза, участвуют личным трудом в колхозном........
Юридический словарь

Монетный Двор — - государственное предприятие, занимающееся чеканкой монет. На М.д. изготовляют т.ж. ордена, медали, другие металлические знаки отличия. В России первый М.д. возник в Москве в 1534 г.
Юридический словарь

Мытный Двор — - государственное учреждение в Москве и Нижнем Новгороде в XVII - первой половине XVIII в. по сбору таможенной пошлины с торговли лесом, сеном, скотом, продовольствием (кроме хлеба) и др.
Юридический словарь

Гостиный Двор — в русских городах архитектурный комплекс для торговли ихранения товаров: в 16-17 вв. прямоугольная площадь с галереями, в 18-19вв. прямоугольное сооружение с открытыми на........

Двор — огороженный участок земли при доме, на котором расположеныхозяйственные постройки; употребляется также в значении хозяйства вшироком смысле: крестьянский двор, колхозный........
Большой энциклопедический словарь

Литейный Двор — часть доменного цеха непосредственно у печи для проведенияработ по выпуску чугуна и шлака.
Большой энциклопедический словарь

Стражеско "пушечный Тон" — (Н. Д. Стражеско) резко усиленный первый тон сердца при полной атриовентрикулярной диссоциации, возникающий в случае совпадения во времени систолы предсердий и желудочков сердца.
Большой медицинский словарь

Монетный Двор — предприятие по чеканке монет, изготовлению орденов,медалей и др. государственных металлических знаков отличия. Первыймонетный двор был учрежден в Др. Риме при храме........
Большой энциклопедический словарь

Московский Печатный Двор — крупнейшая русская типография, основана в 16 в.Впервые упоминается в 1588. В 17 в. здесь напечатано ок. 500 книг. В 1721 передан Синоду и переименован в Московскуюсинодальную........
Большой энциклопедический словарь

Мытный Двор — государственное учреждение в Москве и Нижнем Новгороде в 17- 1-й пол. 18 вв. по сбору таможенных пошлин с торговли лесом, сеном,скотом, продовольствием (кроме хлеба) и др.
Большой энциклопедический словарь

Околоствольный Двор — комплекс подземных горных выработок, пройденныхвблизи шахтного ствола и предназначенных для обслуживания горных работ.
Большой энциклопедический словарь

Пушечный Двор — в Москве - центр литейного производства Русского государства15-17 вв., казенная мануфактура, изготовлявшая пушки, колокола,паникадила. Находился в Белом городе, на левом........
Большой энциклопедический словарь

Рудный Двор — часть территории металлургического завода, расположеннаявблизи печей и предназначенная для хранения запасов шихтовых материалов (вт. ч. руды - отсюда название).
Большой энциклопедический словарь

Стальной Двор — в 15-16 вв. контора немецких ганзейских (см. Ганза)купцов в Лондоне, главный центр ганзейской торговли в Англии.
Большой энциклопедический словарь

Царский Двор — (императорский) - в России первоначальное название царскойрезиденции (княжий двор, государев двор), в 18 - нач. 20 вв. - царскаясемья (императорская фамилия) с определенным........
Большой энциклопедический словарь

Околоствольный двор — (a. pit bottom, shaft bottom; н. Fullort; ф. recette d"accrochage, accrochage du puits; и. enganche inferior) - главный подземный околоствольный трансп. узел шахты и зона размещения нек-рых общешахтных производств.........
Горная энциклопедия

Антипин, Сибирский Двор. — 1773/4 г. составлял на Курильских островах коллекции предмет. естеств. истории для Имп. академии наук, 1775 г. уже получен. в
Большая биографическая энциклопедия

Гостиный Двор — - архитектурный комплекс для торговли и хранения товаров в русских городах. В XVI-XVII вв. - прямоугольная площадь с галереями, в XVIII-XIX вв. - прямоугольное сооружение........
Исторический словарь

ПУШЕЧНЫЙ ДВОР

А повыше, на горе, двор, что Пушечным прозвали, потому что отливали медны пушки в том дворе.

Я. Кончаловская

Пушечная улица до 1922 года называлась Софийкой. В том году в городе переименовали многие улицы, иным давали имена случайпые, ничем к этому месту не привязанные, но в данном случае получилось иначе: улицу не окрестили заново, а вернули ей старое имя. Здесь в древности находился Пушечный двор - артиллерийский завод, как мы сказали бы сегодня. «Вы, может быть, захотите знать, где был сей Пушечный двор? - вопрошает так и не разгаданный автор «Нового путеводителя», отпечатанного в Московской университетской типографии в 1833 году.- Пройдите несколько шагов далее к Рождественке, посмотрите на пустырь и новые здания: тут было место его...»

Пушечный двор располагался на левом берегу реки Неглинной, между теперешними проспектом Маркса и улицами Жданова, Пушечной и Неглиннои. Одна из его каменных стен проходила как раз там, где пересекаются теперь улицы Пушечная и Жданова.

Постепенно двор разрастался, и продолжением каменной стены стала стена деревянная. Она шла к нынешней площади Дзержинского по границе современного «Детского мира».

Когда копали котлован под универмаг, знакомые археологи позвали меня на экскурсию и показали открывшиеся на многометровой глубине колодец и остовы бревенчатых изб, вокруг которых земля была сплошь перемешана со шлаком и березовым углем - следами плавок.

На этом дворе отлил в 1586 году Царь-пушку знаменитый мастер Андрей Чохов. «Артиллерия у них очень хороша»,- уведомлял свое правительство побывавший в Москве в семидесятых годах XVII века швед Эрик Пальмквист.

Послы, а также соглядатаи, прибывшие в Московию под видом торговых гостей, путешественников или под каким-либо другим благовидным предлогом, усердно пугали своих государей артиллерийским могуществом Русского государства. Австрийский эрцгерцог Максимилиан II получил в 1576 году донесение: «...есть в Москве такой огнестрельный снаряд, что кто и видел его, не поверит описанию».

А служивший в войсках Лжедмитрия I поляк Самуил Маскевич уверял, что видел мортиру, в которую залезали «человека по три и там играли в карты под запалом, который служил им вместо окна».

Как выглядел Пушечный двор в пору своего расцвета?

Один из вариантов предложил в свое время Аполлинарий Васнецов, включив изображение двора в свой альбом «Древняя Москва» (1922). Художник, как всегда, провел скрупулезную подготовительную работу. «Приходилось не только рыться в древних хранилищах, по буквально рыться в земле, отыскивая остатки древних зданий»,- вспоминал Аполлинарий Михайлович. Правда, фантазия художника иногда все же брала верх над дотошностью исследователя: в некоторых деталях изображенное в альбоме отличается от того, что мы находим на планах XVII века, но «производственный пейзаж», как мы сейчас бы сказали, передан впечатляюще...

На литографии - высокая круглая башня, из отверстия в конусообразной крыше идет дым: работает доменная печь. Ограда у двора частью каменная, частью деревянная - такой она и обозначена на планах первой половины XVII века. За оградой - кузницы, где ковались всевозможные принадлежности к пушкам, железные пищали, языки к колоколам и другие изделия. Васнецов обращает внимание на то, что на всех этих планах показана Кузнецкая улица, где жили кузнецы, работавшие на Пушечно-литейном дворе. Факт весьма существенный для нашего рассказа: он позволяет подчеркнуть значение Пушечной улицы, ее важную роль в истории города. Позволим себе в этой связи привести высказывание Ю. А. Федосюка из его книги «Москва в кольце Садовых» (Московский рабочий, 1983): «Пушечную улицу можно назвать младшей сестрой Кузнецкого моста - она проходит параллельно, но уступает ему во всем: и длиной, и значением, и популярностью. Между тем именно Пушечный двор, стоявший здесь, породил Кузнецкую слободу с Кузнецким мостом, а не наоборот. Разумеется, вопрос о первородстве не имеет значения, но вспомнить об этом для уяснения истории полезно».

На планах XVII века рядом с Пушечным двором изображена церковь Иоакима и Анны. И улица в ту пору называлась Екиманской. Улица Екиманская не была предшественницей Пушечной: она местами не совпадает с нею, да и была узкой, извилистой, напоминая порой чуть видную тропинку между тесно поставленными домами... Потом и трошшки не стало, церковь в 1776 году упразднили, а еще через четыре года и вовсе снесли. Название это окончательно забылось, а улицу, которая к тому времени здесь сложилась, стали называть по имени другой церкви - Софийкой, с обязательным добавлением «у Пушечного двора», потому что церквей святой Софии было в городе несколько.

Память о Пушечном дворе Москва хранила крепко: был возле церкви Пушечный переулок (он исчез после пожара двенадцатого года), да и улицу чаще всего называли в обиходе Пушечной, хотя в те же послепожар-ные годы она уже официально получила наименование Софийки...

Построена церковь в 1650 году и в последующие годы неоднократно переделывалась. Но еще почти за 200 лет до этого здесь была воздвигнута другая церковь под тем же именем. Возвели ее пришедшие в Москву новгородские ремесленники, а название ей они дали в память о знаменитом своем новгородском Софийском соборе.

Переселенцы дали, по всей вероятности, название и всей местности - Лубянка: ведь в Новгороде у них была улица Лубяница.

Правда, существует другая версия, что это название произошло от того, что торговали здесь овощами и фруктами в лубяных шалашах. Но современные историки отдают явное предпочтение первому предположению.

И Пушечная, и Кузнецкий мост, и Лубянка издавна не только снабжали своими изделиями Москву, но и работали, по-современному говоря, на экспорт. Известно, к примеру, что крымский хан Менгли-Гирей просил московского князя прислать ему серебряные кубки и писал при этом: «У нас мастеров, что так искусно могут сделать кубки, нет, а у тебя, у брата моего, такие есть».

Вначале Пушечный двор, как и вся средневековая Москва, был деревянным. При частых пожарах, которые то и дело охватывали город, он не раз выгорал дотла. Так было и летом 1547 года, когда, как сокрушался летописец, «стары люди за многие лета» не помнили такой беды.

В начале 1640-х годов деревянные здания Пушечного двора "стали сменяться каменными.

В Москве, пострадавшей от иноземной интервенции, многое тогда требовало неотложного ремонта - совсем обветшали, скажем, кремлевские стены, но в первую голову средства из оскудевшей казны были назначены па нужды Пушечного двора: государство заботилось о незамедлительном укреплении своей оборонной мощи. Царь Михаил Федорович «полату превелику создал, где большое оружие делаху, еже есть пушки...» - с удовлетворением констатирует летописец.

Каменный двор простоял до 1802 года. Тогда уже отлитые орудия оттащили в Кремль, в Арсенал, а само производство перевели подальше от городской тесноты, к Красным прудам - на нынешнюю Комсомольскую площадь.

К этому времени двор уже утерял свое значение «большого литейного завода, где льют колокола, пушки и нужные для обороны города предметы», как характеризовали его в своих донесениях иностранцы. В начале XIX столетия на Пушечном дворе хранились не затребованные в войска орудия, штандарты, знамена, сабли, железо, свинец, казенное сукно и прочие припасы. Здесь же шла торговля порохом и варили селитру.

При переводе Пушечного двора с камнем поступили рачительно: соорудили из него Яузский мост - теперешний Астаховский. «Через Яузу на переезде с Солянки в Таганку»,- так значилось в распоряжении московского генерал-губернатора графа Ивана Петровича Салтыкова.

Камень Пушечного двора оценили в 40 тысяч рублей. На сломку его и возведение моста был «произведен вызов через газеты» - объявлены торги. Взял верх на аукционе московский купец Савелий Андреянов.

Принимавшие в 1805 году мост члены городской комиссии с удивлением констатировали, что «с планом и фасадом внутренность узнать не могли». При тща-i тельном обмере оказалось, что мост против плана ниже) па три с половиной аршина.

По причине, которую мы вряд ли теперь узнаем, комиссия все-таки моет приняла и даже с похвалой подрядчику, отметив в бумагах, что «внешность нашли сообразную, кроме вышины и длины...».

Увы, на страницах нашей книги мы еще не раз встретимся с фактами, когда при отношениях между казной и подрядчиками все несообразности таинственно становились вдруг сообразными.

Современный мост - железобетонный, он сооружен в 1940 году, но мы имеем возможность представить себе, как выглядел тот, первый: в 1841 году вышла в Москве весьма любопытная книга М. С. Гастева «Материалы для полной и сравнительной статистики Москвы», где помещена отличная гравюра с изображением этого моста.

Но целиком Пушечный двор не покинул своего прежнего местоположения. Осталось Артиллерийское депо - судя по экспликации 1803 года, длинное здание, в котором одновременно находились склад различных артиллерийских принадлежностей и военная канцелярия. "

Теперь настал черед рассказать о судьбе дома, стоящего под № 9 на Пушечной улице, а вернее, о судьбе домов, что, меняя один другого, вставали на этом месте, и каждый из них как бы продолжал биографию своего предшественника.

Однако следует определить ту территорию, которая бы соответствовала адресу: Пушечная, 9. Вопрос не праздный.

Взгляните повнимательнее на дом, в котором расположен ныне Центральный Дом работников искусств СССР, По сути, он занимает целый квартал - это и дом № 6 по улице Жданова, и дом № 20 по Кузнецкому мосту, что, кстати говоря, так и зафиксировано в архивных планах и документах XIX и первых десятилетий XX века. Дом как бы прорезан несколькими арками, которые раньше вели к каменным флигелям и саду во дворе, а теперь две из них связывают вестибюль станции "метро «Кузнецкий мост» с улицей Жданова. Вот это замкнутое каре и определит маршрут путешествия во времени и пространстве, которое нам предстоит совершить.

В XVII веке почти всей этой землей владел окольничий Михаил Васильевич Собакин. Род Собакиных был древний и близкий к царскому престолу (третья жена Ивана Грозного - Марфа Васильевна в девичестве Собакина). В коленах рода записаны храбрые военачальники и любезные государю по своим делам наместники в различных краях государства...

Дом Михаила Васильевича был на Пушечной (а по документам того века - на Екиманской) улице заметным: трехэтажные палаты, украшенные теремом и крытым крыльцом. Были на дворе и «столярни», и конюшни-, и «поленные анбары» - сараи для хранения дров, и своя домовая церковь. А часть двора, как нередко делалось в ту пору, отдали хозяева под подворье Спасо-Ефимьева монастыря. Подобная аренда была делом богоугодным и прибыльным...

Но прежде чем приступить к рассказу о дальнейшей судьбе этого дома, вернемся в век XVIII, в восточную часть владения, которое в ту пору числилось как земля одной из самых богатых московских помещиц - вдовы ротмистра лейб-гвардейского конного полка Глеба Алексеевича Салтыкова.

Сравнительно недавно при рытье котлована для московского универмага "Детский мир" строители нашли груды специально обожженного древесного угля - классического топлива для металлургии дококсовых времен. Это значило, что здесь когда-то был крупный центр литейного производства. Неудивительно - рядом Пушечная улица, а улицы старой Москвы назывались достаточно красноречиво. Кузнецкий мост, например, или Сыромятники. Кузнецкий мост, кстати, рядом. Увидеть, каким был главный арсенал Московской Руси, можно в Музее истории и реконструкции Москвы, на акварели А. М. Васнецова "Пушечно-литейный двор в XVI в.". Писано в 1918 году, однако фантазия художника основывалась на кропотливой работе со старыми планами и документами.

"ДВОР, ЧТО ПУШЕЧНЫМ ПРОЗВАЛИ"

Пушечный двор, основанный в самом конце XV в., не был, как известно, первым государственным пушечно-литейным заводом в Москве. До него была Пушечная изба, поставленная в 1479 г. у "трех мостов из Фроловских (Спасских) ворот в Китай-город", то есть в непосредственной близости от Кремля. Для литья пушек по итальянским образцам был выписан из Венеции механик, инженер и архитектор Аристотель Фиорованти. Два его детища - Успенский собор Кремля и Пушечная изба (собор и изба!) - остались в истории нашего государства. Как выглядела Пушечная изба, сказать трудно - не сохранилось не только изображений, но и описаний, достаточно подробных. Да и просуществовала она всего десять лет - до первого большого пожара. Но это не смогло задержать развития русской артиллерии: производство пушек вскоре было налажено на новом Пушечном дворе, вынесенном за пределы Китай-города. Возможно, в этом (уже тогда!) проявилось стремление относить промышленные предприятия подальше от жилых массивов?

Однако сами пушкари-литейщики (литцы, как тогда говорили) ставили свои дома поближе к месту работы. На берегу реки Неглинки появилась пушкарская слобода, а по-соседству с ней и кузнецкая, жители которой делали нужный при литье и доводке литых пушек инструмент. Большое круглое здание с высокой конусообразной крышей в центре акварели Васнецова - амбар с плавильными печами. Историки считают, что таких амбаров было два. Художник же изобразил только один. Почему? Несомненно, все, что касалось Пушечного двора, следовало хранить в секрете от иностранных "гостей" и путешественников. Их записки и планы, безусловно, были важным источником военной информации в те неспешные времена. По прошествии веков эти самые записки стали документами истории. Можно предполагать, что А. М. Васнецов пользовался планом Москвы 1610 г. Не потому ли изображен один плавильный амбар? А может, все дело в композиции - художник всегда остается художником. Пушкари числились служилыми людьми, подчинялись Пушкарскому приказу.

Служба эта была наследственной, известны целые династии мастеров. Уже в 1483 г. появляются в документах имена московских пушкарей Якова Булгака и Микулы Кречетника. Интересно, что мастер-литец в XVI веке был не только конструктором и изготовителем своих орудий, но и артиллеристом. Во время похода русской армии на Казань в 1506 г. вместе с войсками были посланы несколько русских и иноземных специалистов. Разбитое под Казанью войско потеряло пушки и припасы. Один из пушкарей с риском для жизни спас свои пушки, на что великий князь Василий III гневно сказал ему: "Ты берег наряд, а не берег себя... Знай же, что люди искусные мне дороже пушек. Я ни во что не ставлю потерю их, лишь бы у меня остались люди, умеющие лить пушки и обходиться с ними"... Мастера-оружейники высоко ценились на Руси и в более поздние времена. Хотя первоначально они делали... тюфяки - самые первые русские орудия назывались тюфяками. Название пошло от турецкого слова "туфенк", означающего ружье.

Стволы тюфяков склепывали из кованых полос железа, соединяемых железными обручами примерно так, как бочонки. Такие пушки нередко разрывались, не выдержав давления пороховых газов. Начиная с XVI в. стволы пушек стали отливать из бронзы. Как колокола, которыми Русь славилась издавна. Технику литья в значительной мере заимствовали у колокольных мастеров. Для тех, кому некогда вникать в тонкости литейного дела, приведем краткий старинный рецепт: "Возьми дырку, обей ее бронзой, и ты получишь пушку". Этот рецепт может показаться шуткой, но, как и во всякой шутке, здесь есть доля истины...

И ЛИТЦЫ, И ИСПЫТАТЕЛИ

Как и колокола, пушки в XVI в. отливали по глиняным моделям. Суть метода описана в "Химии и жизни" (1982, № 9), в статье о колоколах. Для оружейников очень важна была модель дырки: стержень, обмотанный веревкой и обмазанный глиной. Его устанавливали по центру глиняного же кожуха, скрепленного обручами. Диаметр стержня и определял калибр орудия, соотношение диаметров "дырки" и кожуха - прочность ствола. К пушечной бронзе предъявлялись несколько иные требования, чем к колокольной. В ней искали сочетание достаточно высокой твердости с необходимой вязкостью. Сопротивление износу, максимальная плотность литья (отсутствие скрытых дефектов), стойкость против коррозии - вещи само собой разумеющиеся, но не очень-то легко достижимые. Русские литцы нашли оптимальное соотношение металлов: 89-91% меди и 9-11% олова. (В колокольной бронзе олова больше, в среднем 20%.)

Плавили пушечную бронзу в открытых пламенных печах, которые топили обожженным древесным углем. Расплавленный металл перемешивали деревянной мешалкой и, когда его температура достигала 1100-1150°С, тонкой струйкой заливали в форму - дырка обрастала бронзой. Вот мы говорим о градусах, процентах, но эти "премудрости" литцам были незнакомы. В работе они опирались на собственный опыт и наблюдательность. Понятно, что у каждого мастера были свои производственные секреты, но известно, что наиболее важные отливки велись коллективно. Значит, литцы могли перенять друг у друга приемы работы. Естественно, были у мастеров и подмастерья, ученики, преемники. Индивидуальность мастера проявлялась в основном не в работе с металлом, а на более ранней стадии формовки модели. Старинные мастера не знали стандарта.

Никогда они не повторяли не только чужих моделей, но и своих, за исключением редких случаев, когда нужно было восстановить потерянное в бою орудие. Обычно отливки отличались друг от друга не только внешним убранством - практически все их технические и боевые характеристики зависели от воли и знаний мастера. По собственному усмотрению он назначал длину, толщину, калибр орудия, наружные очертания и, конечно, украшения. Припасы для таких орудий тоже, естественно, были строго индивидуальными. Хорошо это или плохо, не нам судить. С одной стороны, унификация, взаимозаменяемость деталей, возможность фабриковать единые для всех орудий заряды - это благо и для промышленности, и для артиллеристов. Но, с другой стороны, старинные пушки вряд ли при этом стали бы достоянием музеев, свидетельством таланта, предметами материальной культуры... Об этом особый разговор - чуть позже. Литцам приходилось быть и первыми испытателями своих пушек.

В XV-XVI вв. пробу стрельбой проводил сам мастер, и это было суровой проверкой конструкторского и литейного мастерства. В царствование Ивана Грозного пушкарь Николай Немчин погиб при разрыве ствола орудия - пушечных дел мастера головой отвечали за качество работы. А брак при отливке пушек был неизбежен. Чаще всего из-за перекоса стержня в кожухе -при литье толщина ствола была не совсем одинакова. Сохранился указ Петра I по этому поводу: "А буде мастеры (...) учнут пушки лить опять кривороты и со всякими охулками, худые и к делу не годны (...) быть из них кому повешену"... Так-то. В царствование Петра I вводится регламентация полковых пушек. Начиная работу, пушкари прежде всего должны были составить смету и пояснительную записку к ней, "сказку" (почти до конца XIX века у этого слова был особый - канцелярский смысл, вспомните "ревизскую сказку" в "Мертвых душах"). "Сказку" составляли на все припасы и приспособления, при этом использовали имеющиеся в распоряжении Пушкарского приказа руководства и справочники.

ОТСТУПЛЕНИЕ БРОНЗЫ

Уже в XVI веке началась частичная замена бронзы чугуном, а после 1700 г. пушечные производства начали строить поближе к местам залегания руд - в Олонецком крае и на Урале. Здесь делали и пушки, и ядра, применяя при этом новый способ формовки пустотелых и массивных предметов - по разъемным моделям. Московский Пушечный двор просуществовал до 1802 г. Каменные амбары разобрали, оборудование частью вывезли, частью переплавили. Камень же использовали при строительстве моста через Яузу на переезде с Солянки в Таганку (ныне Астахов мост). Ко времени нашествия Наполеона на вооружении русской армии сохранялись еще и бронзовые пушки, но преобладали чугунные. Слово "пушка" для людей, далеких от артиллерии, было общим, объединяющим орудия всех типов. А артиллеристы и тогда различали пушки, мортиры, гаубицы... В наши дни собственно пушка - это артиллерийское орудие с настильной траекторией для стрельбы по открытым целям, калибром более 60 мм. Длина ствола у пушки - 30-70 калибров.

У мортир и гаубиц ствол короче. Орудия более легкие, чем пушки, с удлиненным стволом и меньшим калибром назывались пищалями (кстати, были и ружья-пищали). Весьма сложны и разнообразны по конструкции были скорострельные орудия - органы и сороки. Одним из изобретателей таких новых артиллерийских орудий был первопечатник Иван Федоров. В сохранившемся письме, датированном 1583 годом, Федоров описывал складную пушку, которую можно разбирать почти на 200 частей. Судя по письму, это было многоствольное орудие, в котором отдельные стволы соединялись общей рамой. После воспламенения заряда первого ствола огонь быстро передавался к последующим, и происходила стрельба, близкая к залповой. Для осады крепостей требовались орудия большого калибра. Легенда приписывает их изобретение, как и изобретение пороха, монаху Бертольду Шварцу (XIV век)...

КОРОТКО О "ЦАРЬ-ПУШКЕ"

В двойном имени знаменитого орудия есть по меньшей мере одна неточность. Соотношение длины ее ствола и калибра однозначно говорит о том, что это не пушка, а мортира. Кстати, название пушки идет не от грандиозных ее размеров (длина - 5,34 м, калибр - 89 см, вес - 40 т), а от изображения на стволе: конная фигура кроткого царя Федора Иоанновича (барельеф) на правой стороне ствола. Рельефные изображения на лафете вряд ли заслуживают особого разговора: лафет был отлит значительно позже - в 1835 г. Самая знаменитая русская пушка оказалась на удивление мирной: из нее никогда не было сделано ни одного выстрела.

Есть мнение, что ее отлили и установили близ торговых рядов на Красной площади специально в расчете на любопытные взгляды иноземных гостей, и "Царь-пушка" стала своеобразным пугалом. А может, просто не судьба была "Царь-пушке" воевать? Выстрелить-то она б могла. Ее создатель - мастер Андрей Чохов за 60 с лишним лет работы отлил более 20 тяжелых орудий, и все они отличались надежностью и долговечностью. Некоторые из них использовали и в Северной войне 1700-1723 гг., почти через сто лет после смерти мастера. Петр I распорядился хранить вечно орудия Чохова, а уж Петр-то знал толк в пушках. Поэтому предположение о чисто декоративном (декоративно-пугающем) предназначении "Царь-пушки" кажется не вполне обоснованным. Она предназначалась для стрельбы. Стрельбы ядрами и дробом - так называли мелкие куски железа или камня. Отсюда другое имя "Царь-пушки" - Дробовик. А вот ядра, что сейчас лежат рядом с нею, действительно декоративные: их диаметр больше пушечного калибра.

СОХРАНЕННЫЕ ПУШКИ

Что порох нужно хранить сухим, всякий знает. Но и пушки, особенно старинные, хорошо бы хранить не на открытом воздухе. Строящееся здание Арсенала в Кремле Петр I предназначал для двух целей: оно должно было служить и складом оружия, и военным музеем. При Петре II (1727-1730 гг.) в еще незавершенном здании Арсенала хранились 964 медные и чугунные пушки. Но потом многочисленные российские императрицы забыли, кажется, не только о старинных пушках, но и о самом Кремле... И все же благодаря Петру I мы можем рассмотреть старинные пушки, и сегодня стоящие около Арсенала. Эпоха перемен в России стала переломной и в искусстве литья. Бомбардиру Преображенского полка было ясно, что старинные пушки надобны не только для "куриозу", но и для науки. Уровень практических знаний о свойствах металлов в те далекие времена был высок, и кто знает, какие еще секреты, нужные металлургам, откроют в будущем эти орудия.

КАК И ЧЕМ ЧИНИЛИ КРЕМЛЕВСКИЕ ПУШКИ

Нас ничуть не удивляет разговор о реставрации картин, книг, посуды, но пушки... Они стояли спокойно столько лет, и с ними, казалось бы, ничего не могло произойти. Оловянистые бронзы обладают довольно высокой коррозионной стойкостью, однако под воздействием кислорода поверхность бронзы начинает окисляться. Особенно интенсивно этот процесс протекает в загрязненном или морском воздухе. В результате на бронзе появляются разноцветные пятна патины. "Химия и жизнь" о ней писала - в № 6 за 1972 г., поэтому здесь - кратко. Состав патины сложен. Внутренний слой ее - это в основном закись меди куприт Сu2О, а наружный состоит из всевозможных комбинаций брошантита CuSO4.3Cu(OH)2, антлерита CuSO4.2Cu(OH)2, малахита СuСО3.Cu(ОН)2, азурита 2CuCO3.Cu(OH)2 и некоторых других минералов. Для старинных памятников характерна патина темно-зеленого или синевато-зеленого цвета.

Различие оттенков зависит от состава патины, ее возраста, а также от состава самой бронзы. Казалось бы, особых проблем нет: естественная патина надежно предохраняет металл бронзовых пушек в любых атмосферных условиях. Но кремлевские пушки, как и их чугунные лафеты, были когда-то выкрашены черной масляной краской. И пушки, и лафеты казались отлитыми из одного материала, так что ни о какой естественной патине не могло быть и речи. Наиболее угрожающим было положение чугунных лафетов. Они подверглись столь сильной коррозии, что начали разрушаться, литые декоративные детали были частично утеряны... Группа специалистов Военной академии имени Ф. Э. Дзержинского разработала методы очистки бронзовых стволов старинных пушек. Масляная краска была осторожно удалена, при этом естественную патину по возможности сохраняли. Поверхность орудия очищали специальными щетками, обезжиривали ацетоном, а затем многократно промывали горячей водой и нейтральными моющими средствами. Одной из первых (после проб) вычистили "Царь-пушку".

До реставрации знаменитое орудие было разноцветным - так проявила себя неоднородность бронзового сплава. Из-за этого каждый участок требовал подбора своего патинирующего состава - только так можно было добиться единой окраски ствола. За "Царь-пушкой" последовали другие. Приведем некоторые традиционные рецепты, помогающие получить патину разных оттенков: светло-коричневая пленка - погружение на две-три минуты при температуре 90-95°С в раствор сульфата меди и перманганата калия (можно наносить кистью); темно-коричневая пленка - погружение на 6-7 минут при комнатной температуре в раствор Н2SеО3 и NaOH; зеленая пленка - распыление с краскопульта раствора сернокислого аммония при температуре 16°С... Недостатка в рецептах реставраторы не ощущали. Оставалось приготовить растворы и применить их именно там, где нужно. Только вот для выполнения этой простой программы пришлось много раз определять состав различных участков поверхности и из множества рецептов выбирать единственный, что тоже не всегда удавалось с первой попытки. Последним этапом работы была ручная полировка стволов для уплотнения патины. Еще более трудная задача ожидала специалистов при реставрации чугунных лафетов: кое-где слой ржавчины достигал 10-15 миллиметров. Лафеты приходилось разбирать полностью. Те, что сохранились лучше, чистили пескоструйными и дробеструйными аппаратами, а недостающие детали декоративного узора отливали заново на Мытищинском заводе художественного литья.

Сначала примеряли к лафету модель из податливого олова, а уж потом, учтя все изгибы и поправки, по ней отливали чугунную деталь. Все крепежные детали делали заново. Очень важно было предотвратить щелевую коррозию в накладном орнаменте: попадая под детали, вода сильнее разрушает чугун. Ржавчина, увеличиваясь в объеме, давит на детали узора и отрывает их от лафета. Чтобы этого не произошло, все стыки при сборке тщательно загерметизировали, а отреставрированные детали лафетов покрыли двумя защитными слоями грунта на эпоксидной основе, а потом - двумя слоями черной полиуретановой эмали. После сборки лафеты дополнительно покрывали декоративной эмалью - под чугун. Теперь старинным орудиям надолго ничто не угрожает - ни атмосферные осадки, ни бесчисленные прикосновения посетителей кремлевских музеев. Лишь бы не царапали, не продирали покрытия! И все же у старинных пушек есть враги - это голуби и воробьи. На антивоенных плакатах нередко изображают как символ гнездо голубя в стволе пушки...

В действительности же гнезда голубей для старинных орудий - беда. Птичий помет разрушает патину, в местах его скопления появляются очаги коррозии, да и внешний вид памятника страдает. А старая поговорка "стрелять из пушек по воробьям" приобретает несколько иной смысл... А еще замечено, что близ некоторых предприятий тяжелой индустрии патина утончается и нарушается. Выходит, что сохранность бронзовых предметов старины так же, как и наше здоровье, зависит и от воздуха - от того, что в нем есть. Заряды и снаряды Без заряда (снаряда) любая пушка - игрушка. А ведь и старинные пушки, ставшие музейными экспонатами, когда-то стреляли. Эти заметки - о том, когда и чем. Начнем с пороха, поскольку любой снаряд из ствола выталкивается пороховыми газами.

КОМКОВАТЫЙ И ЗЕРНЕНЫЙ

Старинные пушки заряжали (снаряжали) черным или дымным порохом. Поэтому здесь только о нем. К сожалению, имя человека, выдумавшего порох, неизвестно; знаем только, что впервые порох изобретен в Китае. Дата появления пороха на Руси тоже не отмечена в летописях, но известно, что еще в XIV веке для "огненного боя" использовали пороховую мякоть - смесь измельченных в порошок селитры, серы и угля. Правда, от мякоти уже в XV веке пришлось отказаться из-за того, что при перевозке нарушался ее состав, терялась однородность. Мякоть сменил комковатый черный порох. Вот как описано его производство в рукописи XV века: "Сила пороха происходит от жара серы и холода селитры, которые терпеть не могут друг друга"...

Но, кроме этих компонентов, черный порох содержит и уголь. В уже цитированной рукописи описан процесс его приготовления и смешения составных частей пороха: "Уголь добывается обжиганием в пекарных печах сосны или липы без сучьев. Составные части измельчаются деревянными пестами, а затем пороховую массу сжимают в комья в небольших сосудах и сушат. Далее комья размалывают на мелкие кусочки". В XVII веке комковатый порох уступил место зерненому. Это сделало его более однородным и позволило уменьшить заряды. Для удобства порох развешивали в полотняные мешочки - картузы. С начала XIX века до введения нарезной артиллерии применяли порох с размерами зерен около 2,5 мм в диаметре.

ПРОСТО ЯДРО

Пушечные ядра всегда интересовали людей с фантазией. Барон Мюнхгаузен путешествовал верхом на ядре. "Из пушки на Луну" - называется один из известнейших романов Жюля Верна. Заметим, что снаряд для этого фантастического полета был устроен очень сложно. А обычное пушечное ядро устроено просто. Это шарообразный сплошной снаряд. Самые первые ядра делали из кричного железа и свинца, для больших орудий годились и каменные ядра. Начиная с XV века на Руси начали отливать ядра из чугуна. Перед стрельбой их обычно калили на огне. Отливали ядра, а потом и бомбы в земляных или металлических формах. С появлением в середине прошлого века бронированных судов, против которых были почти бессильны разрывные снаряды, вновь вспомнили о литых ядрах. При обороне Севастополя в 1854-1855 гг. против броненосцев использовали ядра из закаленного чугуна.

ВМЕСТО ЯДРА

В конце XVII века на смену ядрам пришли разрывные снаряды - бомбы и гранаты. Сначала ими стреляли только из короткоствольных мортир и гаубиц, но в XVIII в. бомбы стали использовать и при стрельбе из пушек. Старинные бомбы и гранаты различались только по весу: до пуда - гранаты, более пуда - бомбы. И те и другие - полые. Отливали их из чугуна, оставляя полость для пороха и отверстие для зарядной трубки. Последние делали из дерева; по существу зарядная трубка - это чашечка, заполненная медленно горящим составом, который при выстреле воспламенялся пороховыми газами. Если помните, именно разрывная граната нанесла смертельную рану Андрею Болконскому на Бородинском поле. "Граната, как волчок, дымясь вертелась между ним и лежащим адъютантом..."

"ПОРА ДОБРАТЬСЯ ДО КАРТЕЧИ!"

Действительно, пора и о картечи. Прототипом ее служили двойные заряды пушек, когда вслед за ядром орудие заряжали камнями (каменная картечь), кусочками металла или гвоздями ("ежовый выстрел"). Позже картечь стали делать в виде свинцовых или железных пуль, которые помещали в полотняные мешки. Вместе с деревянным поддоном мешочки, составлявшие один заряд, оплетали веревками. Отсюда - "вязанная картечь". Применяли и металлические оболочки с металлическими же поддонами. В XIX веке предпочтение стали отдавать чугунной картечи. В одном заряде было от 80 до 300 картечин, пересыпанных сухими опилками. Шрапнель - разновидность картечи с пороховым зарядом внутри металлической оболочки. Шрапнелью стреляли уже из орудий с нарезными стволами. МОСКОВСКИЕ "ТРИУМФЫ" Начали порохом и закончим им же.

Порох участвовал не только в жарких баталиях, но в фейерверках в честь праздников и побед. Двойные или тройные смеси селитры, серы и угля - главный материал пиротехников. Цветовые эффекты достигаются добавкой соединений стронция, бария и других элементов, дающих цветное пламя. Со времен Петра I искусство русских пиротехников поражало даже много повидавших иноземных гостей. "На двух особых столбах сияло по короне, между ними двигался горящий Лев; сначала Лев коснулся одного столба, и он опрокинулся, затем перешел к другому столбу, и этот тоже покачнулся, как будто готовясь упасть. Тогда из горящего Орла, который словно парил в вышине, вылетела ракета, попала во Льва и зажгла его, после чего он разлетелся на куски и исчез; между тем наклоненный Львом столб с короною поднялся и скова стаи отвесно". Так описал датский посланник торжестве я Москве в 1709 году после победы над шведами. Лев символизировал поверженного Карла I, Орел - Петра и его войско.


Close