Преимущества работы в группе

Большинство интересных идей возникает в группах. Отдельный человек, выполняя индивидуально какую-либо работу, может найти верное решение. Вместе с тем учесть все аспекты решаемой проблемы ему вряд ли удастся. Чем больше людей-тем больше мнений может быть высказано в процессе обсуждения проблемы. При этом важен ещё и тот факт, что, работая совместно, люди стараются «не ударить лицом в грязь», а работать более активно и продуктивно, удовлетворяя свою потребность в успехе и признании. Кроме того, какие-либо новые предложения, идеи могут возникнуть при групповом обсуждении проблемы и на основе ассоциативного мышления (метод мозгового штурма).

Работа в группе стимулирует взаимное доверие, уверенность в коллегах, особенно если при совместном решении сложных проблем им приходилось преодолевать трудности. У членов группы появляется «чувство локтя». Чувство того, что они являются частью чего-то большого, чем каждый из них поодиночке. Они рассчитывают на поддержку и одобрение коллег.

Группа добивается повышения гибкости, оперативности, качества принимаемых решений. Это происходит за счёт:

· Обеспечения комплексного подхода в результате привлечения к работе в группе специалистов различных областей;

· Повышения мотивации к принятию наиболее перспективного решения;

· Коллективного опыта и большей информированности членов группы;

· Высокой вовлечённости сотрудников в групповой процесс; при этом сокращается время на реализацию коллективно разработанного решения и повышается ответственность за его результаты.

Наконец, использование групповых форм работы способствует индивидуальному развитию членов группы.

Индивидуальное развитие членов группы происходит за счёт:

· Обучения в процессе совместного решения проблем, анализа альтернатив, конструктивного обсуждения и апробации;

· Более эффективного использования творческого потенциала сотрудников в результате «феномена социального содействия»; социальное содействие предполагает, что члены группы стремятся внести свой вклад в решение проблемы просто потому, что они работают в обществе других людей;



· Формирование у сотрудников чувства самооценки в результате создания системы поддерживающих отношений в группе.

Таким образом, группы имеют значительные преимущества по сравнению с индивидуальной работой. Однако группы имеют и ряд существенных потенциальных недостатков. И если их вовремя не распознать и не нейтрализовать, то это может привести к срывам в достижении групповых и общеорганизационных целей. Менеджеры должны быть предельно внимательны по отношению к потенциальным опасностям.

Недостатки работы в группе

Стремление к частным целям. Группа живёт собственной жизнью. Цели группы становятся главенствующими для неё, в то время как цели организации уходят на второй план, игнорируются и зачастую забываются.

Чрезмерные затраты. На принятие групповых решений приходится больше затрат, чем на принятие решений одним лицом.

Потери времени. Принятие решений в группе предполагает обсуждение проблем всеми её членами, рассмотрение различных точек зрения, поэтому на принятие решения группой тратится больше времени, чем на индивидуальное. По мнению специалистов, в группах тратится больше времени на понятные всем членам вопросы, чем на более сложные.

Доминирование одного из членов группы. Может усилиться влияние некоторых членов группы на других, что не способствует эффективной групповой работе: люди принимают «навязанную» им точку зрения, боятся высказать собственное мнение и т.д.

Эскалация участия. Упорное отстаивание определённого предложения некоторыми членами группы может привести к принятию его всей группой, потребовать вложения ресурсов, хотя предложенное решение может оказаться неверным.

Разделение ответственности – уход от ответственности, размывание ответственности. С одной стороны, осознание общей ответственности за выполнение заданий является положительным моментом в деятельности групп. Однако в то же самое время разделение общей ответственности в равной мере всеми членами группы может привести к противоположному эффекту-уходу от индивидуальной ответственности. У отдельных работников может появиться желание спрятаться за спину коллег, в «толпе», что позволяет избежать порицания. Общая ответственность переходит в безответственность.

С разделением ответственности связан и такой недостаток, как «социальная праздность». Условием её появления служит невозможность или отсутствие чёткой оценки вклада каждого работника в результаты работы группы. В этом случае некоторые работники могут резко ухудшить результаты своей деятельности. Социальная праздность возникает, если работник считает, что:

· Распределение работы в группе осуществляется несправедливо;

· Коллеги не прилагают особых усилий, как это делает он, к выполнению заданий.

Снижение уровня мотивации высококвалифицированных сотрудников связано с двумя предыдущими недостатками. Командное вознаграждение может привести к тому, что вклад, а, следовательно, и оплаты труда работников будут усреднены. В таком случае высококвалифицированные сотрудники считают, что им незачем в полной мере выкладываться при выполнении групповых заданий.

Групповая поляризация. Это альтернатива группового единомыслия, когда в группу включены индивиды с устойчивыми воззрениями (положительными или отрицательными) на проблему. Работая в группе, они привлекают на свою сторону других участников, и может возникнуть агрессивная конфронтация, конфликт.

Кроме названных, можно отметить и такие проблемы, связанные с формированием и функционированием групп, как:

· Сложность введения в группу новых людей;

· Группу сложно переориентировать на новое направление, сплочённая группа не обладает такой гибкостью, как разрознённые сотрудники;

· Никакая группа не может существовать вечно.

Групповое единомыслие. Основным недостатком в работе групп является групповое единомыслие, шаблонное мышление.

Групповое единомыслие- давление, оказываемое на сотрудников с целью заставить их приспособиться к нормам группы и склонить к консенсусу.

Классический анализ процесса группового единомыслия впервые осуществил американский социальный психолог И.Дженис (15), он выявил основные симптомы группового единомыслия. К ним относятся:

Иллюзия неуязвимости - вера в то, что каждое принимаемое групповое решение ведёт к высоким результатам.

Иллюзия морали - оправдание решения высшими групповыми ценностями.

Рационализация – абстрагирование от негативных последствий или рисков принятия решений.

Негативное отношение к «чужакам» - отрицательное отношение к оппонентам или сомневающимся коллегам, что позволяет не обращать внимания даже на справедливую критику.

Самоцензура – подавление оправданных сомнений под предлогом лояльности группы.

Прямое давление – резкая критика коллегами или руководителями предложений, противоречащих установкам группы.

Фильтрация мнений – игнорирование неудобных фактов или мнений, которые просто не выносятся на обсуждение.

Иллюзия единодушия – обстановка, при которой молчание воспринимается как согласие.

Причинами группового единомыслия могут быть:

· Неспособность группы к рациональному анализу альтернатив или последствий принимаемого решения;

· Стремление отдельных членов группы быть воспринимаемыми как «командные игроки»;

· Присоединение отдельных членов группы к точке зрения наиболее влиятельных её участников, пользующихся авторитетом, доверием, упорно отстаивающих свою позицию.

Конфликты в группе

Конфликт (от лат. “столкновение”) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Особенности конфликта:

· различия в объемах социальных систем. В сравнении с обществом организация более локальная и простая система, это система скоординированного поведения, где правила, регуляторы, стандартные процедуры и т.п., это всего лишь механизмы скоординированного поведения. Это позволяет говорить об управляемости, возможностях прогнозирования конфликтных ситуаций;

· ролевая структура организаций. Важным является тот факт, что люди в процессе вхождения в организацию жертвуют частью своей свободы и делают это с целью достижения личных и организационных целей, т.е. на первый план выдвигаются профессиональные качества и должностное положение, а также определенная «несвобода» исполнения своих ролей. Роль работника в организации - это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением конкретной работы. Эти ожидания зависят прежде всего от положения, занимаемого индивидом, а не от его личных характеристик, и будут одинаковыми для всех индивидов, занимающих эту позицию Понимание ролей дает нам возможность узнать о том, как люди осознают, что они должны делать в какой-то конкретной ситуации. Этим ролям свойственны несколько характеристик. Во-первых, рабочие роли независимы, они выполняются каждым, кто занимает конкретную социальную позицию. Во-вторых, они имеют прямое отношение к трудовому поведению, связанному с выполнением задания. В-третьих, рабочие роли могут быть трудно совместимы друг с другом. Проблема заключается в определении того, кто определяет, что от кого ожидается. Наконец, роли быстро выучиваются и могут оказывать значительное влияние как на социальные позиции, так и на трудовое поведение работников. Большая часть того, что мы думаем и делаем, определяется нашими ролями.

Выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов:

1) Информационный фактор--это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Это может быть: неполная, неточная информация одной из сторон; нежелательное обнародование; недооценка фактов при решении спорных проблем; дезинформация, слухи и т.д.

2) Структурный фактор -- формальные и неформальные характеристики группы (специфика законной власти и законодательства, статуса, прав мужчины и женщины, их возраста, роли традиций, различных социальных норм и т.д.). Б. Майерс дополняет: "доступные ресурсы, процедуры принятия решения".

3) Ценностный фактор -- те принципы, которые провозглашаются или отвергаются; которым будут следовать все члены группы. Они вносят в группу чувство порядка и цель существования. Это такие ценности как:

Личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения и т.д.);

Групповые системы верований и поведения;

Системы верований и поведения общества;

Ценности всего человечества;

Профессиональные ценности;

Религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.

4) Фактор отношения -- удовлетворение от взаимодействия двух или более сторон или его отсутствие. Это такие аспекты как:

Основа отношений (добровольные или принудительные);

Сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);

Ожидания от взаимоотношений;

Важность взаимоотношений;

Ценность взаимоотношений;

Длительность взаимоотношений;

Совместимость людей в процессе взаимоотношений;

Вклад сторон во взаимоотношения и т.д.

5) Поведенческий фактор -- это стратегия поведения в конфликтной ситуации: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество.

Управление:

Управление конфликтами -- это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта и обеспечивающее решение социально значимых задач .

Управление конфликтом включает в себя:

Прогнозирование конфликта;

Предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других;

Прекращение и подавление конфликта;

Регулирование и разрешение.

Управление становится возможным при наличии некоторых необходимых условий. К таковым относятся:

Объективное понимание конфликта как реальности;

Признание возможности активного воздействия на конфликт;

Существует различные методы управления конфликтами:

1)Переговоры - это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Они выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления. В том случае, когда делается акцент на переговоры как часть конфликта, их стремятся вести с позиции силы, с целью достигнуть односторонней победы. Естественно, такой характер переговоров, обычно, приводит к временному, частичному разрешению конфликта, и переговоры служат лишь дополнением к борьбе за победу над противником. Если же переговоры понимаются имущественно как метод урегулирования конфликта, то они приобретают форму честных, открытых дебатов, рассчитанных на взаимные уступки и взаимное удовлетворение определенной части интересов сторон.

2)Компромисс - означает соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые неизбежно навязываются сложившимися обстоятельствами. Вторые, заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части интересов всех взаимодействующих сил. В случае добровольного компромисса имеет место общность основных взглядов, принципов, норм, стоящих перед взаимодействующими субъектами практических задач. Если же компромисс носит принудительный характер, то он может состоять: во взаимной уступке по отдельным вопросам во имя обеспечения баланса частных интересов и целей; в объединении усилий всех конфликтующих сторон для решения некоторых коренных вопросов, связанных с их выживанием. Выбор компромисса оправдан, тогда - когда, проблема относительно проста и ясна; для разрешения конфликта у вас не так много времени или вы хотите разрешить его как можно быстрее; лучше было бы достичь временного соглашения, а потом вернуться к этой проблеме и вновь проанализировать ее скрытые причины; проблема и ее решение не слишком важны для обеих сторон; не удалось добиться решения с использованием сотрудничества или не удалось добиться своего с использованием власти.

3)Консенсус - форма выражения согласия с аргументами противника в споре. Существенными элементами этой формы являются: анализ спектра социальных интересов и выражающих их организаций; объективного совпадения и противоречия приоритетных ценностей и целей действующих сил; обоснование общих ценностей и приоритетных целей, на основе которых возможно согласие. Положительные результаты построения консенсуса: укрепляется чувство равенства и причастности к проблеме; способствует обмену мнениями; появлению точек соприкосновения у членов организации; использует коллективные знания; ответственность, особенно при принятии решения, распространяется на всех членов команды; учитывает важность личного вклада и членства в группе; отдельные участники могут «сохранить лицо»; Отрицательные результаты построения консенсуса: процесс может занять слишком много времени и быть незаконченным; в критической ситуации может быть слишком трудно привести все стороны к соглашению; процесс может вызвать неудобства, так как придется координировать все графики и планы; процесс может угрожать авторитету, положению и статусу; может оказаться трудным в случае необходимости поддерживать в группе чувство уверенности.

Лидерство и руководство

В настоящий момент в трактовке понятий «лидерство» и «руководство» существует две точки зрения. Первая – разведение этих двух понятий по нескольким признакам (в отечественной психологии), вторая точка зрения – эти понятия практически тождественны друг другу (в зарубежной психологии).

Кричевский Р. Л считает, что любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Соответственно двум этим организационным структурам он говорит и о двух присущих им типа отношений людей: формальных и неформальных. Отношение первого типа – должностные, функциональные; отношения второго типа – психологиеские, эмоциональные. Так вот, руководство по его мнению – феномен, имеющий место в системе формальных отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных отношений. Причем роль руководителя заранее определена в организации, оговорен круг функций реализующего его лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет.

Руководитель назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответсвующие властные полномочия, имеет право на применение санкций. Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности, равных ему по статусу. Вместе с тем Кричевский Р. Л говорит о том, что лидер может прибегать к санкциям в отношении кого-то из партнеров, но эти санкции носят не формальный характер, право на их применение нигде официально не зафиксировано.

Но возможно наиболее полно различия между двумя этими понятиями отражены в работе Парыгина Б. Д. Он приводит целый ряд отличий между лидерством и руководством.

1. Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет организацию официальных отношений группы как социальной организации.

2. Лидерство можно констатировать в условиях микросреды (ею и является малая группа). Руководство-это элемент макросреды, т.е оно связанно с системой общественных отношений.

3. Лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается.

4. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от настроения в группе, в то время как руководитель явление более стабильное.

5. Руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых нет в руках лидера.

6. Процесс принятия решений руководителем более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности

7. Сфера деятельности лидера в основном малая группа, где он является лидером, сфера деятельности руководителя шире, так как представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Но, несмотря на существенные различия как Парыгин Б. Д. так и Кричевский Р. Л видят в лидерстве и руководстве нечто общее.

1. Руководство и лидерство – средства координации отношений членов социальной группы.

2. Оба феномена реализуют процессы социального влияния в коллективе.

3. Руководству, как и лидерству присуща определенная субординация отношений. В первом случае отношения четко определены и закреплены должностными инструкциями, а во втором – отношения никак не очерчены.

Другая же позиция в понимании лидерства и руководства принадлежит зарубежным авторам. Здесь чаще всего эти два понятия не разводятся, так как считается, что руководитель организации – это человек, который одновременно с обладанием формальным статусом, является лидером, и эффективно управляет своими подчиненными. Влияя на людей, он заставляет их выполнять порученную работу.

Само понятие «лидерство» подразумевает под собой тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Власть – это возможность влиять на поведение людей. Влияние – это поведение отдельного человека, которое может вносить изменения в поведение, отношения, ощущения и тому подобное другого человека. Для того, чтобы лидерство и влияние были эффективными, руководители применяют власть. Руководитель имеет возможность наказать подчиненного. Руководитель имеет влияние через веру подчиненных в его компетентность. Руководитель является эталоном, примером для подчиненных, которые хотят стать таким же, как он. Руководители наделены полномочиями управлять другими людьми. Персонал подчиняются руководителю, потому что верит, что он имеет право отдавать приказания.

Лидер становится привлекательным для последователей благодаря умению видеть то, что в конечном счете будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако эта не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят или могут иметь. Кроме того, видение становиться привлекательным, если оно больше или лучше, чем существующая реальность, то есть в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. Образ видения захватывает воображение последователей и побуждает их посвятить себя претворению его в жизнь в той мере, в какой они разделяют лидерское видение. Видение, которое вселяет силы в последователей, заставляет верить их в успех дела.

Варианты заданий для парной и групповой работы

1 этап.

Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе в курсе ""школоведение"" (Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. – Томск: Пеленг, 1990.). в это время закладываются навыки взаимопонимания, ""клише"" для выражения своего мнения, согласия или несогласия. Дети готовятся к тому, что им предстоит вступать в спор.

В 1 классе на фронтальную работу может отводиться лишь 10% всего времени. Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Дети по желанию распределяются в группы на основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом, работать в парах. Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассником. Первые недели основное внимание уделяется развитию мелкой моторики, умению вступать в коммуникацию, желанию совместно выполнять задания, осознанной мотивации к учебной деятельности.

2 этап: парная работа.

Существует много видов парной работы. Все они сводятся к четырем основным:

1) Работа ""хором"": учащиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, вместе…

2) По операциям: 1-й ученик называет слово,

2-й ученик кладет карточку,

1-й ученик соглашается или протестует.

3) Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку, 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.

4) 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.

Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение.

Сначала учитель сам говорит парам. Каким образом они должны работать. Позже пары выдирают тот вариант, который им удобнее.

Со второй четверти можно начать первые попытки дифференциации. По результатам диагностики выявляются группы читающих детей или ребят с хорошими навыками письма,

счета. На некоторых этапах урока эти дети выполняют задания в таких временных группах, а в своих постоянных выступают в роли консультантов. То есть дети учатся выступать с разных позиций – они могут быть и лидерами, и консультантами.

Первые полгода осуществляется систематизация имеющихся знаний учащихся. ""Открытие"" нового для основного количества детей происходит в процессе систематизации или коррекции представлений о том или ином процессе. Небольшое количество детей, не имеющих представления о данном явлении, образуют группу и под руководством педагога осуществляет совместное ""открытие"". При этом учитель использует технологию деятельностного подхода.

3 этап: групповая работа.

Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и удачи. Образец работы усваивается после разбора 2-3 ошибок. Разбирать надо не содержательную ошибку (в решении), а ход взаимодействия.

Рефлексия (для культивирования которой и строится сотрудничество детей) возникает, вспыхивает в разрывах взаимодействия . Поэтому для накопления рефлексивного потенциала группу обязательно надо проводить через разрывы, конфликты. Конструктивный конфликт развертывается вокруг противоречия, разрешение которого в групповой дискуссии способствует и обнаружению оптимальных стратегий решения задач, и отношению к точкам зрения других детей как достойным уважения и понимания, а к учителю не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе. Таким образом, учебное сотрудничество в группах должно строиться так, чтобы провоцировать интеллектуальный конфликт, содержательное разрешение которого и дает групповой эффект.

Необходимо специально учить детей дискуссии и конструктивному разрешению конфликтов.

В ходе уроков учитель должен демонстрировать как позитивные образцы взаимодействия (поощрение сработавшихся групп и демонстрация менее удачливым группам веера возможностей группового взаимодействия), так и негативные образцы (задача: обнажить. Заострить конфликтную сторону взаимодействия). Негативные образцы помогают классу не только интуитивно нащупать, но и вывести. Осознать нормы и правила взаимодействия как средство предотвратить обиды и другие неприятности, перевести личный, деструктивный конфликт (ссору) в интеллектуальный, конструктивный конфликт (спор). Негативные образцы взаимодействия на первых этапах обучения учитель демонстрирует сам (разыгрывая типичные ситуации, практически никогда не называя имен детей, в чьей работе они наблюдались).

Варианты ""негативных"" образцов:

1) задания с выходом на вопрос: ""Сумели ли дети друг с другом договориться? Прийти к единому мнению?""

2) задания с выходом на вопрос: ""что важнее – сделать все правильно и быстро или сделать все по-честному и дружно?""

3) задания с выходом на то, что никогда нельзя соглашаться просто так, необходимо требовать доказательства. Нельзя навязывать свою точку зрения.

4) задания-ловушки – являются эффективнейшими средствами запуска дискуссий.

Задания-ловушки строятся так, чтобы с неизбежностью разделить, поляризовать класс на группы, высказывающие столь разные точки зрения что эта разница очевидна даже самому эгоцентрическому сознанию.

Можно выделить несколько типов заданий-ловушек:

1) Задания-ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя. Учитель задает вопрос, и, работая вместе с классом, присоединяется к неверному детскому ответу или сам дает неверные ответ. Детям предоставляется открытый выбор: либо сразу повторить ответ учителя, либо попробовать ответить самостоятельно.

2) Задания-ловушки, различающие понятийную и житейскую логики. Здесь учителю необходимо знать, что понятийное мышление не станет подлинно содержательным, понятийная точка зрения не станет собственной точкой зрения ребенка, пока она не будет в явном виде противопоставлена плохо осознаваемой житейской точке зрения (пример: червяк – змея, корова – теленок). Если подобные задания сразу выносить на общеклассную дискуссию, то эффект от такой работы небольшой. Необходимо вначале организовывать микродискуссии.

3) Задачи, не имеющие решения. Такие задачи воспитывают небуквальное, неисполнительное отношение к заданиям учителя.

4) Задачи с недостающими данными. Также культивируют небуквальное учебное отношение с взрослыми.

5) Ситуации открытого незнания. Такие задания являются центром развития рефлексии – способности знать о своем незнании.

Для того, чтобы групповая работа давала желанный развивающий эффект, необходимо учителю отслеживать перераспределение между детьми ролей. Перераспределение, обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы действий, учитывать замыслы другого человека.

Образование групп.

Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для младшей школы – это 4-5. Как объединять детей в группы?

    На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

    Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

    Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

    Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

    Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.

    Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.

    Лото. Дети берут картинки лото и ищут ""свое место"" на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т.д.

При изучении нового материала лучше объединять в пары ""сильного"" и ""слабого"" учеников, ""среднего"" и ""сильного"".

При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый.

При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию.

Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе.

Если же ребенка не зовут в группу, нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли.

Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Поэтому часто учащихся не пересаживают, но и закреплять состав на четверть тоже не стоит.

При оценке работы группы подчеркивают не столько ученические, сколько человеческие качества.

Ролевые функции членов группы

Возможны следующие ролевые функции:

Начальная школа:

1) Писарь – записывает решение;

2) Спикер – защита решения, ответ от имени группы;

3) Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.

4) планировщик – исследует условия задачи и планирует работу;

5) исполнитель – осуществляет попытки решения;

6) критик -контролер – проверяет соответствие и оценивает, подвергает сомнению мнение группы.

В ходе решения задачи роли могут плавно переходить друг от друга.

Кроме этого, работа может быть распределена следующим образом:

1) Группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает часть общей работы независимо друг от друга. Таким образом можно организовать решение задачи, изготовление поделок на уроках технологии.

2) Общее задание выполняется последовательно каждым членом группы. Например, при определении главных членов предложения каждый проговаривает ход рассуждений.

3) Задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными.

Задания для групп:

1) Все группы выполняют одинаковое задание;

2) Группы отличаются по типу работы, т.е.

1-ая группа – проектирует,

2-ая группа – проводит исследование;

3-я группа – решает проблему.

Таким образом можно выполнять практические задания по окружающему миру

3) По теме работы. Например, составление различных типов задач к одной схеме, исследование природы различных природных зон и т.д..

4) По уровню сложности задания. Ребенок проводит самооценку возможностей.

5) По интересам.

Русский язык.

Парная работа

Групповая работа

Запись слов со взаимопроверкой.

Составление звуковых схем слов.

Составление схем предложений.

Работа с карточками в парах сменного состава

Разбор слов по составу.

Составление слов по звуковой схеме.

Составление предложений по схеме.

Проверка орфограмм.

Выбор способа проверки орфограмм.

Деление текста на логические части.

Составление плана.

Работа с деформированным предложением.

Работа с деформированным текстом.

Математика.

Приложение 3

Как организовать работу детей в парах сменного состава

Организовать работу в парах сменного состава поможет карточка-""посредница"", которая состоит из теоретической и практической частей. Например:

Карточка №1.

Лицевая сторона:

На обороте:

Карточка №2.

Лицевая сторона:

На обороте:

Алгоритм работы с карточкой может быть отпечатан для каждого ученика, а может быть общим для всех детей.

Один из вариантов алгоритма работы:

1. Получил карточку – поставь крестик в листе учета (см. таблицу ниже).

2. Объясни партнеру задание первой части своей карточки, ответь на его вопросы, задай контрольные вопросы.

3. Выслушай объяснения товарища по первой части задания, задай ему вопросы, ответь на контрольные вопросы.

4. Поменяйтесь карточками и выполните каждый второе задание новой карточки.

5. Проверьте друг у друга правильность выполнения вторых заданий, найдите и исправьте ошибки. Поблагодарите друг друга.

6. В листе учета обведи кружочком крестик той карточки, по которой ты работал и которую передал товарищу. Отметь крестиком ту карточку, которую получил.

7. Найди нового партнера, сядь на то место, которое освободилось, и начинай работать с пункта 2.

Лист учета.

п\п

Фамилия, имя

Существительное

Прилагательное

Глагол

Атеян Анна

Звир Лев

Могигие владельцы, собираясь приступить к занятиям с собакой, задаются этим вопросом. Давайте разбираться!

Групповые занятия обычно дешевле, и для многих владельцев это решающий фактор. Конечно, в группе собака учится работать в коллективе, не обращая внимания на товарищей. Кроме того, при коллективном обучении собак, работает метод научения, при котором собаки подражая действиям согрупников, учатся выполнять некоторые действия. В группе есть возможность делать те упражнения, которые не сделать при индивидуальных или самостоятельных занятиях. На переменках согрупники могут побегать и поиграть друг с другом, что особенно актуально для собак, с которыми мало гуляют. Группа - это ещё и общение для владельцев, возможность обменяться опытом и впечатлениями, что тоже не мало важно.

Однако, при всех плюсах занятий в группе, в целом, обучение на начальных этапах идёт медленней, чем при индивидуальных занятиях. Собаке, особенно щенку, трудно сонцентрироваиться на требованиях хозяина, когда вокруг столько отвлекающих факторов, тем более, когда этими факторами являются движущиеся собаки. В группу собираются собаки очень разные по характеру, темпераменту и способности к обучению, да и владельцы тоже все разные, с разным опытом в дрессировке, и не всегда учатся быстро. Конечно, опытный инструктор даже в такой разношёрстной группе дает задания всем по возможностям, но все же, такое обучение и собакам, и владельцам даётся трудней и идет медленней. Так же, при занятиях в группе у инструктора нет возможности отследить ошибки хозяина при повседневных прогулках, а ведь именно на них и должно отрабатыаться повседневное послушание, ради которого владельцы с собаками идут на занятия.

Здесь хочется подчеркнуть такой важный момент: всю дрессировку собаки следует разделить на два больших блока:

1блок - поведенческий - это то, как выстроены Ваши взаимоотношения с питомцем, как Вы с ним гуляете (время, наполненность прогулки) , как кормите (режим, условия), как вообще проводите время вместе. Именно эта часть воспитания и дрессировки позволяет сформировать у собаки необходимое повседневное послушание при минимуме команд - возможность собаки гулять на поводке и/или без поводка, и при этом быть внимательной и отзывчивой к своему хозяину, не подбирать еду с земли, не прыгать на прохожих, не бегать за бегунами и велосипедистами, отзываться от других собак, не тянуть за поводок и т д... . Это очень важная часть дрессировки, без которой практически нет смысла переходить ко второй части.

2 блок - это собственно дрессировка - то есть формирование конкретных навыков привязанных к конкретным командам. Обычно это то, чему учат собак на дрессировочных площадках. Бузусловно, это тоже очень важная часть дрессировки, позволяющая собаке развиваться умственно и физически. Это прекрасная нагрузка для нервной системы собаки. Кроме того, ежедневные занятия с собакой позволяют и владельцу развиваться, как дрессировщику, нарабатывать свой бесценный опыт в общении с собакой, да и не только...!

Очень часто бывает так, что собака вроде знает навыки, которые она выучила с трудом на площадке в группе, но стоит отцепить поводок, и все знания куда-то улетучиваются! Это происходит именно потому, что не сформирована первая и самая главная поведенческая часть. И отрегулировать эти моменты в группе очень сложно, почти не возможно. Инструктор, конечно, расскажет вам какие упражнения следует делать, но конкретные ваши реакции должны зависеть от конкретных ситуаций, и проработать это как следует возможно только при индивидуальных занятиях. Часто, когда собственно дрессировка стала первой и единственной формой обучения собаки, то владельцы прибегают к,так называемой, "коррекции поведения", хотя на самом деле, просто не с того начали.

Индивидуальные занятия стоят дороже. Но во многом и многом они более эффективны, особенно на ранних этапах формирования повседневного поведения собаки и обучения конкретным навыкам с минимальными ошибками владельца! Опытный инструктор всегда знает на каком этапе пора поставить Вас с Вашим питомцем в группу, или как-то иначе выводить собаку "в свет". Это зависит и от индивидуальных особенностей собаки, и от Ваших способностей, как дрессировщика, и от того, какие цели Вы преследуете в конечном итоге. В большинстве случаев группа оказывается полезна лишь на последних этапах дрессировки, когда все навыки хорошо сфомированны, отработаны, и тогда хорошо бы отшлифовать их в группе.

Оптимальный режим для среднестатистической собаки, без явных проблем с поведением - это несколько индивидуальных занятий , а затем можно и в группе. За время индивидуальных занятий обучается хозяин, и у собаки сформируются базовые навыки, и вот с этим багажом уже можно переходить к групповым занятиям на 1-2 раза в неделю, не оставляя при этом самостоятельных ежедневных занятий без группы!

В конечном итоге, принятие решения - как, где и сколько заниматься, остаётся за владельцем и его пониманием "хорошего" поведения собаки.

Всем удачи!!!

Наталья Коренькова.

January 28. 2016 English With Experts

When faced with two equally tough choices, most people choose the third choice: to not choose.

Когда люди сталкиваются с необходимостью сделать сложный выбор, то они обычно выбирают третий вариант, а именно – ничего не выбирать.

Наверняка вы уже не раз пробовали учить английский самостоятельно. Отчаивались и бросали. Закупались самоучителями, дидактическими пособиями, подписывались на образовательные программы типа "Научись говорить как герцог Кембриджский за пять дней!" И... вновь бросали, правда?

Намучившись с самообучением, вы решили, что у вас нет железной воли и муравьиного трудолюбия, чтобы учить английский самостоятельно и вы решили передать себя в руки профессионального преподавателя. И перед вами встал выбор: индивидуальные уроки или занятия в группе? По какому принципу выбирать? Давайте разбираться вместе.

Занятия в группе: общая характеристика

У многих мысль о групповом обучении языку сразу воскрешает в памяти школьные будни. Шесть или даже больше лет еженедельных уроков "Инглиша" почему-то не сделали вас англоговорящим, хотя некоторые фразы наверняка врезались в подкорку на всю оставшуюся жизнь.

На самом же деле учебная группа – это далеко не то же самое, что безалаберный восьмой "Б". Люди, собравшиеся на курсы разговорного английского (и потратившие на это деньги, что важно), пришли на занятие не затем, чтобы валять дурака. В таком обществе преподавателю работать легче, а учебный процесс обычно идет намного эффективнее.

Достоинства группового обучения:

1. Социализация

Как и всякая работа в группе, общая деятельность сближает и сплачивает людей. Среди соратников по борьбе с формами глаголов могут оказаться люди, которые впоследствии станут вашими близкими. То есть для многих, посещение групп – это способ расширить круг знакомств и завести новых друзей.

2. Больше времени на грамматику и языковые детали

Групповое обучение языку обычно способствует лучшему усвоению "технической части", то есть грамматики иностранного языка и его структуры в целом. Почему? Более медленный по сравнению с индивидуальными уроками темп, большое количество упражнений на усвоение материала дают возможность тщательно переварить полученную информацию и уложить её в голове.

3. Стоимость

По понятным причинам стоимость одного часа групповых занятий дешевле, чем индивидуальных. Правда, и заниматься Вам придется больше. Обычно, групповые занятия длятся 2-3 часа, поэтому хоть стоимость одного часа и ниже индивидуальных занятий, вам понадобится оплачивать больше часов.

Минусы групповых занятий.

1. Темп

Скорость усвоения материала у каждого из нас разная. Так распорядилась природа. Кто-то запоминает информацию с первого раза, кому-то нужно повторить несколько раз, а некоторые вынуждены часами сидеть за учебниками, чтобы в чём-то разобраться. В результате вы можете оказаться в числе отстающих (что больно бьёт по самооценке) или, напротив, скучать и раздражаться от бестолковости остальных (что навевает мысль о впустую потраченных деньгах).

2. Возможность говорить

Обучение в группе будет для вас весьма затруднительным, если вы спокойный интроверт. Чтобы научиться говорить по-английски, необходимо говорить, а в группе вам придется соревноваться за право слова с более активными экстравертами. Так как экстраверты обычно вас перекрикивают, не давая вставить и слова, то вам чаще всего удается что-то сказать только когда преподаватель обращается именно к вам.

3. График занятий

Если вы много работаете, то вам будет трудно согласовать работу со временем курсов по английскому. Возможно, некоторые занятия вы вынуждены будете пропустить, на другие будете опаздывать. В итоге группа уйдёт далеко вперёд, а вы будете нервничать и вам придётся навёрстывать упущенное самостоятельно.

Итог: в групповых занятиях есть и плюсы и минусы. Лучше всего они подходят не сильно занятым экстравертам на начальных этапах обучения, т.е там, где нужно заложить грамматическую базу.

Индивидуальное обучение: общая характеристика

Если в школьные годы вам приходилось заниматься с репетитором, вы примерно представляете, о чём идёт речь. В процессе обучения участвуют двое: вы и ваш преподаватель. Всё внимание последнего сосредоточено на вас. В зависимости от ситуации вы можете либо ездить к преподавателю на дом, либо приглашать его к себе, либо встречаться где-то на нейтральной территории. В последние годы обрёло заслуженную популярность обучение английскому по скайпу. В нем много плюсов, например, не надо ездить на другой конец города или пылесосить квартиру перед приёмом учёного гостя! Также вы можете заниматься английским с преподавателем, который живет в англоязычной стране, что есть очень хорошо сказывается на развитии языка.

Достоинства индивидуального обучения:

1. Занятия строятся ‘под Вас’, т.е идет кастомизация обучения

Наверняка есть области английского языкознания, в которых вы разбираетесь неплохо. А есть такие, где у вас чёрный провал. Причем, как показывает практика, провалы могут быть в совершенно неожиданных местах. Когда преподаватель определит ваши сильные и слабые места, вы начнёте заниматься по индивидуальному плану и в удобном для вас темпе.

2. Больше практики и говорения

Английский индивидуально – наиболее эффективный метод образования, так как Вы говорите и практикуетесь бОльшую часть урока. Так как язык- это средство общения и учить его нужно в практике, то результат от индивидуального обучения намного превышает результат от занятий в группе. Собственно, к этому пункту даже добавить нечего.

3. Возможность отменять занятия

Аврал на работе? Подхватили простуду? Не беда! Занятие можно перенести или отменить без потери денег. Главное – заранее предупредить преподавателя. Вы также можете назначить дополнительные занятия, если у вас, например, важная презентация на работе или нужно подготовиться к визиту зарубежных коллег. А в том редком случае, если вы с вашим учителем не смогли найти друг к другу подход, можно легко сменить преподавателя, что практически невозможно сделать в групповых занятиях.

Минусы индивидуального обучения:

1. Интенсивность

От индивидуального занятия устаёшь сильнее, чем от группового. Если во время работы в группе вы можете отключиться, посмотреть в окно или помечтать, чтобы перезагрузить мозг, то индивидуальный урок требует мобилизации всех ваших мыслительных ресурсов. Если вы неспособны удерживать концентрацию в течение академического часа, вам будет трудно работать один на один с преподавателем. Именно поэтому большую популярность сейчас приобретают короткие (30 минут), но частные занятия (3-4 раза в неделю). Такая схема обучения часто практикуется в занятиях английским по скайпу, так как ни преподавателю, ни вам не надо никуда ехать.

2. Стоимость

Час индивидуальных занятий стоит на порядок дороже групповых. Особенно, если вы хотите заниматься с грамотным и профессиональным преподавателем. И всё же многие, если позволяет финансовая возможность, выбирают именно их как наиболее действенный способ обучения. В качестве лайфхака можем посоветовать заниматься по скайпу и проводить более короткие занятия (30, а не 45 или 60 минут), выполняя при больший объем домашнего задания. Это значительно снизит расходы на занятия. Также, если же у вас есть друг или подруга, у которых похожий с вами уровень языка, то вы можете заниматься с преподавателем вдвоем и делить оплату пополам. Это будет чуть менее эффективно, чем индивидуальные занятия, но намного лучше классических групповых занятий.

Вывод:

Определитесь с целью и ресурсами, уясните для себя, что именно вы хотите. Насколько для вас важен быстрый результат, а насколько для вас важны расходы. Пробуйте себя и в групповых занятиях, и в индивидуальных и смотрите, что вам больше подходит. Главное - ничего не бойтесь, ведь не боги горшки обжигают. Один язык (родной) вы уже выучили, с нашей помощью выучите и другой!


Close