Статья опубликована при поддержке завода "МеталлЭкспортПром", который производит теплообменники и емкости. Наличие собственных производственных мощностей, оснащенных самым современным оборудованием, и высокая квалификация сотрудников "МеталлЭкспортПрома" дают возможность заводу теплообменников предлагать не только широкий ассортимент готовой продукции, в том числе трубу оребренную биметаллическую, емкостное оборудование, деаэраторное оборудование, промышленное фильтровальное оборудование или высококачественные маслоохладители, воздухоохладители, газоохладители, подогреватели, но и быстро и качественно выполнять индивидуальные "спецзаказы" на изготовление нестандартной техники и запчастей, а также проводить гибкую ценовую политику. С подробной информацией о предлагаемой продукции, условиях сотрудничества, услугах и ценах можно ознакомиться на сайте ural-mep.ru.

Урок 1

Слово учителя. В начале года мы знакомились с народными сказками. Но вы, конечно, знаете, что сказки часто сочиняют и писатели. Многие из них создают свои произведения, основываясь на народных легендах, но при этом обрабатывают их, делают сложнее, неожиданнее. Таким сказочником, собиравшим и обрабатывавшим истории, бытовавшие на Урале, стал и Павел Бажов.

Павел Петрович Бажов (1879–1950) родился вблизи Екатеринбурга. Его предками были уральские горнорабочие. Родители постарались дать сыну образование, и он стал народным учителем в уральской деревне. Каждый год во время школьных каникул Бажов странствовал пешком по родному краю, изучал труд камнерезов, гранильщиков, оружейников и других уральских мастеров, записывал сказания и предания. Сборник сказов «Малахитовая шкатулка» начал создаваться в 1936 году. Бажов работал над ним до конца жизни.

Вводная беседа по тексту. Дети прочитали дома сказ «Каменный цветок». Можно начать урок с обмена впечатлениями: понравился ли сказ, что запомнилось, что поразило?

- Как вы думаете, о чём этот сказ?

Вопрос заведомо слишком сложный для пятиклассников. О художнике, который попытался и не смог постичь суть красоты. О его состязании с природой, чья красота совершенна. О внутреннем конфликте человека, который одновременно принадлежит “бытовому”, будничному человеческому миру и “идеальному” миру творчества, обрекающего человека на внутреннее одиночество. Однако дети могут высказать и глубокие мысли, и важно сразу понять, на каком уровне они готовы работать со сказом.

«Каменный цветок». Репродукция
крышки шкатулки палехского
художника Г.М. Мельникова. 1947 г.

Вероятнее всего, они станут неосознанно отвечать на другой вопрос: о ком этот сказ? О Даниле Недокормыше. Можно согласиться с этим ответом, он удобен для формулировки темы первого урока: «В чём заключается дар Данилы?» . Вспомогательные вопросы: а почему именно Данила выбран в герои? чем отличается Данила от других мастеров?

Беседа по вопросам
(полный перечень вопросов)

  1. Где и когда происходит действие сказа?
  2. От чьего лица ведётся повествование? Что можно сказать об этом человеке (его возрасте, образовании, жизненном опыте, роде занятий)?
  3. Приведите примеры необычных слов и выражений в речи рассказчика.
  4. Какие события сказа могли происходить на самом деле, а какие нет?
  5. Расскажите, чем Данила Недокормыш отличался от других детей. Чем он удивил Прокопьича?
  6. Расскажите, как Даниле жилось у Прокопьича.
  7. Как Прокопьич учил Данилу мастерству?
  8. Почему Даниле не нравилась заказанная чаша?
  9. Как вы думаете, почему окружающие считали Данилу-мастера странным? Что он искал в лесу? Как вы поняли его слова: “Потерять не потерял, а найти не могу”?
  10. Расскажите легенду о Хозяйке Медной горы и каменном цветке. Как вы её понимаете?
  11. Почему Хозяйка не хотела показывать Даниле цветок?
  12. Почему Данила разбил свой дурман-цветок и исчез?

Обсуждая эти вопросы, нужно обратить внимание на три главные темы:

Внутренняя сосредоточенность, внимание к красоте и невнимание ко всему бытовому;
умение делиться этой красотой (игра на рожке);
терпение и мужество, необходимые для творческой работы.

Обратим внимание на детали: Данила видит красоту и в мире природы (разговор с пастухом), и в человеческих творениях (его “странное” поведение в барском доме, где он засматривался на произведения искусства). Дар делает мальчика равнодушным к удобствам и выгодам обычной жизни; Данила - человек “не от мира сего”, что уже в детстве приносит ему постоянные страдания. Важно отметить, что и в детстве эталоном красоты были для него явления природы: в его музыке “не то лес шумит, не то ручей журчит, пташки на всякие голоса перекликаются”.

Говоря о терпении и мужестве Данилы, нужно сравнить его с другими детьми, отданными в учение Прокопьичу. Неужели все они были бездарны? С одной стороны, Данилу отличает редкая одарённость: он превзошёл своего мастера буквально сразу; этот великий дар делает для мальчика учение игрой. С другой - эта “лёгкость” подготовлена терпением и кроткой неприхотливостью Данилы. Прокопьич встретил этого ученика не ласковее, чем других, но Данила не обиделся. Возможно, не все прежние ученики были бездарны, но Прокопьич неосознанно искал себе ученика-ровню, для которого мастерство было бы важнее внешнего комфорта. Отметим, кстати, взаимную благодарность и жалость мальчика и старика, старающихся оградить друг друга от опасности малахитового дела и от барского гнева.

Все рассмотренные вопросы были в основном репродуктивного характера и касались экспозиции сказа. Можно было заранее задать на дом (индивидуально или по вариантам) подготовить устные сообщения по вопросам 1–3 и включить их в ход обсуждения.

Анализ завязки

- Как получилось, что Данила стал особенным мастером, не таким, как все и даже как Прокопьич?

Данила, единственный из мастеров, стал делать не заказанную вещь, а чашу по своему замыслу, как настоящий художник-творец. Отметим, какую роль сыграла чаша, эскиз которой прислал барин из столицы. Тут могут понадобиться разъяснения учителя: иногда дети плохо представляют себе крепостное право и положение мастеров. Постараемся донести до детей связь творчества и свободы: крепостные мастера удовлетворяются ремеслом, сознавая себя подневольными, а свою работу - почти наказанием. Только Данила хочет создать истинную красоту и донести её до людей, даже работая на барина. Кстати, барин, в отличие от приказчика, видимо, понимает, что таланту нужна свобода, и предоставляет её Даниле и Прокопьичу (в некоторых пределах), в надежде получить нечто новое и прекрасное.

Рассмотрев разницу между ремеслом и творчеством, переходим к обсуждению главной проблемы сказа.

- Что хотел передать Данила в своей чаше и почему не сумел?

Он хотел передать в камне красоту живого цветка. Поспорить в творчестве с живой природой. О том, почему не сумел, речь пойдёт уже на втором уроке.

Домашнее задание. Приготовьтесь рассказать легенду о Хозяйке Медной горы и о каменном цветке.

Урок 2

Проверка домашнего здания. Обсуждая два-три ответа, обращаем внимание на то, как сказочный мотив исподволь вводится в обманчиво реалистическую повесть о детстве крепостного мастера. Впервые о каменном цветке говорит бабка Вихориха, но её слова темны и непонятны (“несчастный тот человек, который каменный цветок увидит”). Из детского воспоминания об этих словах, острого ощущения красоты живой природы и камня и недовольства заказанной чашей рождается замысел чаши-цветка, сначала ещё неясный (“Потерять не потерял, а найти не могу” - мучительное беспокойство художника).

Следующий эпизод, сближающий реальность и легенду, - рассказ старика на вечеринке. Легенда обретает плоть и кровь: старик видел работу горного мастера. В описании змейки-нарукавника он подчёркивает главное: она хоть и каменная, но как будто живая. Мастер, постигший суть красоты, умеет передать в камне жизнь, ремесленнику это не дано. Старик вновь предостерегает: кто поглядит на каменный цветок, тому белый свет не мил станет. Данила произносит роковые слова: “Я бы поглядел”.

После этого Хозяйка Медной горы начинает вмешиваться в его жизнь: советует, где искать камень, посылает нужный материал, а после и сама является измученному мастеру.

Легенда о каменном цветке относительно ясна: мастер, постигший суть камня и его красоты, уходит в горный, каменный мир, чтобы всецело служить этой красоте, не “размениваться” на человеческое: ни на ремесленные поделки, ни на глубокие человеческие связи, в которых много бытового, “приземлённого”, будь то забота о старом учителе или создание семьи.

Образ Хозяйки сложнее и загадочней.

- Какую роль играет Хозяйка в судьбе Данилы? Чего она хочет от мастера? (Варианты вопроса: “Как вы понимаете легенду?”)

В классе может возникнуть спор. Одни станут доказывать, что Хозяйка нарочно заманивает Данилу в гору, обещая помощь в заведомо невыполнимой творческой задаче, чтобы измучить неудачей, довести до отчаянья и сломить волю. Ведь ей нужны лучшие из мастеров.

Другие будут утверждать, что Хозяйка в самом деле хочет, чтобы мастер сам сумел выразить живую душу камня. (Если спор не возникнет, его стоит спровоцировать.)

Итак, что нужно Хозяйке: подчинённые ей подгорные мастера или свободный художник, сумевший победить её чары, превзойти волшебную красоту каменного цветка?

Судя по тому, как Хозяйка отговаривает Данилу смотреть на каменный цветок, взывает к его совести, предлагает помощь и в самом деле даёт камень по его замыслу, она не лукавит и не заманивает мастера. Напротив - понимает, как опасно и гибельно то, что задумал Данила.

Беседа . Вернёмся к вопросу, поставленному на предыдущем уроке: почему Данила не сумел создать чашу по своему замыслу?

- Почему Данила разбил свой дурман-цветок, а барскую чашу не тронул?

Барская чаша в его глазах недостойна того, чтобы быть разбитой. А дурман-цветок наполовину получился! (Перечитайте его описание, найдите грань между удачей и неудачей мастера.) Может быть, Данила в самом деле был так талантлив, что сумел бы выразить в камне красоту живого цветка. Почему же он не стал продолжать свои попытки?

Ответы могут быть разными (особенно если спросить ребят, часто ли они с упорством добиваются того, что сразу у них не получилось; но лень и нетерпение - это не про Данилу). Обратим внимание на два фактора. Во-первых, никто из окружающих не понял и не поддержал его исканий. Дерзкий замысел передать в камне красоту живого казался другим мастерам невыполнимым или связанным с какими-то таинственными и враждебными человеку силами. Во-вторых, у Данилы не было свободы, чтобы годами, может быть, биться над творческой задачей: ведь он крепостной мастер, и ему опять закажут что-то, что недостойно даже быть разбитым.

- Как вы думаете, если б Данила сделал свою чашу такой, как ему хотелось, была бы она похожа на те цветы, что росли в горе, или вышла бы иной?

Этот вопрос тесно связан с загадкой Хозяйки Медной горы. Мы уже поняли, что она не враждебна человеческому миру (как говорят легенды), но в то же время чужда ему. Красота, которую Хозяйка может показать Даниле, совершенна, но холодна (взрослому читателю вспоминается пушкинская “равнодушная природа”). Хозяйка - воплощённая душа природного царства, и эта душа свободна от тёплых человеческих пристрастий и чувств. Такими же становятся горные мастера: они приближаются к пониманию сути природы, но теряют свою человеческую суть.

Человек же, выражая красоту, может одухотворить её своей горячей человеческой душой, и красота в его творениях всегда иная, чем в природе. Цветок Данилы должен был бы получиться не таким, как подземные цветы. Он вобрал бы в себя любовь к Прокопьичу и Кате, и такой красоты никогда не создать ни Хозяйке, ни её подгорным мастерам.

- Чего же хотела от Данилы Хозяйка?

Творчества, которое превзошло бы её волшебство. Но, видно, душа Данилы была холодновата к человеческому миру, и он не смог “вочеловечить бездушное”.

Дети вряд ли сами дадут такие ответы, но их можно подвести к некоторым выводам.

Хозяйка - воплощённая душа природы.
Человек способен не просто скопировать природ­ную красоту, а сотворить нечто иное, одушевлённое его горячим сердцем.

Этого достаточно, чтобы понять поражение Данилы и роль Хозяйки в сказе.

Отдельная часть урока - работа с теоретической статьёй о сказе (приведём для удобства её текст).

Сказ и сказка

Сказы П.П. Бажова во многом похожи на народные сказки: в них тоже происходят чудеса, присутствует волшебный мир. Однако вы могли заметить и отличия. Действие в сказах происходит не в условном месте (“некотором царстве, некотором государстве”) и не в неведомые времена, а на Урале в начале XIX века. И герои сказов тоже гораздо больше напоминают обычных людей из реальной жизни. Например, Данила Недокормыш не просто “крестьянский сын” (как Иван из “настоящей” сказки) - он крепостной крестьянский сын. И, как многие крепостные на Урале, работает на своего барина не в поле, а за станком - не как пахарь, а как мастер резьбы по камню. Таких крепостных мастеров-художников было в те времена немало, и судьба их часто складывалась трагически.

Другое отличие сказа от сказки - особая роль рассказчика. П.П. Бажов не просто записал рассказанный кем-то фольклорный текст - он автор этих историй. Он придумал героев, сюжеты, описания, слова и детали. А значит, сказы Бажова принадлежат не фольклору, а литературе.

Но тот человек, что рассказывает о Даниле-мастере, совсем не похож на настоящего автора сказов. Ведь сам Бажов жил намного позже и никак не мог быть свидетелем описанных событий. Да и язык рассказчика - простонародный, с множеством характерных уральских словечек, - это не язык школьного учителя. Бажов передаёт, показывает нам речь рассказчика, как передаёт речь других персонажей. По сути дела рассказчик - один из героев бажовских сказов. Мы, читатели, этого героя никогда не видим, зато постоянно слышим (“Вот из этого малахиту и выделывали подходяще. Такие, слышь-ко, штучки, что диву дашься: как ему помогло”).

Итак, сказ отличается от сказки, во-первых, тем, что основан на реальных обстоятельствах; во-вторых, в сказе присутствует рассказчик, чью речь автор старается воспроизвести со всеми её характерными особенностями.

Домашнее задание. 1. Приготовьтесь воспроизвести близко к тексту описание двух каменных цветков: Даниловой чаши и “настоящего”. 2. Прочитайте рассказ «Горный мастер». 3. Запомните отличия сказа от сказки.

Урок 3

Проверка домашнего задания - изложение-миниатюра (письменно, по выбору учеников или по вариантам - описание одного из каменных цветков). Письменный ответ на вопрос: чем сказ отличается от сказки?

Урок строится на сопоставлении образов Кати и Данилы (по вопросам учебника).

- Чем Катя похожа на Данилу?

Упорством. Умением идти к своей цели, невзирая на мнение окружающих, для которых цель обоих непонятна и кажется недостижимой: Данила хочет создать небывалую красоту, Катя - сохранить верность жениху, которого считают мёртвым.

- Какие поступки Кати кажутся людям странными?

Вопрос в первую очередь на знание текста. Но обратим внимание на то, что и Кате не чуждо каменное мастерство.

- Зачем к Змеиной горке ходил Данила и зачем ходит Катя?

Данила по совету Хозяйки искал камень, и в этом месте ему открывалась гора. Катя тоже ищет камень для поделок (её цель проще, но по-своему не менее дерзка - прожить мастерством, считающимся сугубо мужским). Ей помогает Данила, и гора вновь открывается.

- Как Хозяйка отнеслась к Кате в начале встречи? Почему её отношение впоследствии изменилось?

Катя говорила с Хозяйкой дерзко, сознавая свою человеческую правоту. Об этой человеческой правде Хозяйка говорила Даниле, предостерегая его от каменного цветка. Хозяйка говорит с Катей сурово: испытывает её. Предлагает взять любой камень. Но когда Катя побеждает и Данила решает вернуться к людям, Хозяйка “улыбается светленько” и на Катю зла не держит. Трагические ноты в образе Хозяйки заметнее не в этом сказе, а в «Малахитовой шкатулке». Хотя Хозяйка и подчёркивает своё бесстрастие (“что каменной сделается?”), в её словах есть горечь отвергнутой любви. Хорошо, если дети обратят на это внимание.

- С кем сражается Катя за свою любовь?

И с Хозяйкой, и с самим Данилой - ведь он доб­ровольно ушёл в гору.

- Почему ей удаётся победить?

Главное оружие Кати и вся её одарённость - в умении верно и горячо любить. С этим оружием не могут справиться никакие чары.

- В каких ещё произведениях встречались вам героини, похожие на Катю?

В первую очередь вспоминается «Снежная королева» Андерсена. Можно развернуть это сопоставление, сравнить не только Катю и Герду, но и Хозяйку со Снежной королевой: образ Хозяйки сложнее, она не является воплощением злых сил.
Возвращаясь к сопоставлению Кати и Данилы, можно задать вопрос по-разному.

- Как вы думаете, кто является главным героем рассказа «Горный мастер»: Данила, Катя или Хозяйка?

- Кто из героев больше вам понравился: Катя или Данила?

Главный герой сказа - Катя. Она же и самый целеустремлённый. В ней есть один дар - дар любви. Она совсем не мастер, не художник; видение каменного цветка не лишит её покоя: Катя “видит” одного Данилу, остальное ей безразлично. Ей никогда не придётся, как Даниле, разрываться между человеческой любовью и жаждой творчества и совершенства. Катя “положительнее” Данилы, но кому-то трагический образ мастера может оказаться ближе, и с этим не нужно слишком резко спорить. Мы не можем сказать, как повела бы себя Катя, будь у неё такой же дар художника, как у её любимого. Смогла бы добиться почти невозможного благодаря своему упорству и бесстрашию? Страдала бы той же тоской о недостижимой красоте?

- О чём задумывался Данила?

Вопрос можно задать, если не всё ещё сказано о трагичности его судьбы. Данила задумывается о каменном цветке, вспомнить который ему не дано. Катя же молчит, потому что всею своей любовью не может заполнить эту пустоту.

Домашнее задание

Вариант 1

(Выбираем его, если далее последует урок внеклассного чтения по сказам Бажова.) Выбрать один из сказов и приготовить рассказ «Волшебные существа и люди в сказах П.П. Бажова: чем оборачиваются их встречи?» (пересказ и вывод).

Какой бы сказ ни выбрали ученики, они должны заметить, что волшебные существа в сказах Бажова людям не враждебны, но встреча с ними - всегда испытание. Герой должен проявить лучшие стороны своей души: смелость, бескорыстие, благородство - и будет вознаграждён. Однако эта “награда” даст ему лишь относительное благополучие. А вместе с ней ему достанется щемящее чувство утраты: волшебную красоту в мире Бажова человеку не дано удержать в руках.

Сказочница и исследователь

Все же "Каменный цветок" , "Горный мастер" и "Хрупкая веточка" Бажова замечательная трилогия.

История про то, как Данила-мастер попал к Хозяйке Медной Горы, но смог освободиться благодаря любви к невесте, знакома многим. Про это сняты и мультфильмы, и фильм. Правда фильм "Каменный цветок" на самом деле микс сюжетов самого "Каменного цветка" и "Хозяйки медной горы". "Хозяйка Медной Горы" про другого героя - Степана, на него Малахитница и впрямь посягала, набивалась замуж, отпустила, но все же совратила (судя по его дочке чернявой Танюшке, явному подкидышу) и извела тоской до смерти.

О. Коровин. Каменный цветок.

Невесте же Данилы-мастера Малахитница подарков не дарила, наоборот гнала со Змеиной горки "уходи поскорее!". Да и сам Данила, став одним из мастеров Горы, камни свои творил явно с мыслями о невесте. Чего только стоят романтичные узоры на малахите, что он ей подкидывал. Сначала две пташки: одна на дереве, другая сидящая в траве, а после уже птицы летящие навстречу друг другу. А когда Данила, явно имея власть над Горой, открыл её своей невесте так, что та увидела его самого, то Малахитница уже не стерпела. Явилась сама прогонять упрямую девчонку, а непокорному мастеру пригрозила отобрать знания, ради которых он потратил два года жизни. Но выбор оказался неожиданным. Не знаю другой истории, где мастер добровольно отказывается от высшего знания, потому что понял: невесту любит больше и человечью суть забывать не хочет.

В. Назарук. Каменный цветок.

Что интересно, Хозяйка всё же оставила ему полученное в Горе мастерство (в наказание?), но при том забрала из памяти осознание красоты каменного цветка. Данила порой печалился о том, но, как Степана, тоска его в могилу не свела. Он явно понимал от чего и ради чего отказался. Лучшее тому подтверждение, что Катей у них было восемь сыновей и дочка. Однако на этом история не закончилась.

В. Назарук. Горный мастер.

В "Каменном цветке" Хозяйка говорила: "Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу". Даниле не далась без подсказки задумка, как вдохнуть жизнь в камень, но сын его смог постичь замысел, к которому стремился отец. Данила хотел показать красоту камня, а сын его воплотил красоту жизни в камне. Не ради чего-то великого, а чтобы спасти семью от непосильного оброка. Не из любви к искусству, а из любви к людям. Об этом говорится в сказе "Хрупкая веточка". Сыну Данилы-мастера Мите Хозяйка подсказала нужный материал. А еще спасла от гнева барина, сама уже не посягала и явно помогла сбежать с любимой девушкой. Разумно. Зачем два раза на одни и те же грабли наступать? Пусть живет где-нибудь подальше от Горы Митя, кстати, явно на отца был похож характером.

Ох уж эти богини, всегда им не давали покоя талантливые смертные Примечательно, что трилогия о Даниле-мастере идет после сказа про "Малахитовую шкатулку", в которой Хозяйка "двоится стала". Кто знает, возможно, что Хозяйкиной дочке Танюшке тоже хорошие мастера нравились?

В. Назарук. Малахитовая шкатулка.

ДАНИЛА

ДАНИЛА - герой сказа П.П.Бажова «Каменный цветок» (1938). В основу этого философ-ско-поэтического произведения положены «тайные сказы» о Малахитнице, Хозяйке Медной горы и о ее колдовском каменном цветке, заимствованные из уральского фольклора. Сочетание фантастического и реального, характерное для народной сказовой традиции, подчеркивает драматизм столкновения действительности и идеала, обыденности и красоты. Данилку Недокормыша звали «блаженным». Ни в казачках господских, ни в подпасках оказался он «не гож», и тогда отдали его в обучение к мастеру Прокопьичу «по малахит-ному делу». Так он «вырос за работой» и стал лучшим мастером в своем деле. Но не увлекала его работа: «Трудности много, а красоты ровно и вовсе нет». Надумал Д. «полную силу камня самому поглядеть и людям показать». Вспомнил он рассказ старой ведуньи Вихори-хи о колдовском каменном цветке, приносящем несчастье человеку, увидевшему его, но и дарующем познание главной сути прекрасного. Бросился Д. в ноги Хозяйке Медной горы: «Покажи цветок!» Та просьбу выполнила, но «затуманился» Д. после того, как цветок увидел, «голову разломило». Бросил он свою невесту, названого отца Прокопьича, «ахнул ба-лодкой» и сгинул: Малахитница взяла его в «горные мастера». О дальнейшей судьбе Д. повествует автор в двух других сказах - «Горный мастер» (1939) и «Хрупкая веточка» (1940), вошедших в книгу «Малахитовая шкатулка». Интерпретации образа Д.-мастера традиционно связаны с проблемами духовной жизни творца, вечными поисками истины и гармонии, невозможностью конечного постижения тайны прекрасного.

Сказ экранизирован в 1946 г. режиссером А.Птушко; созданы опера К.В.Молчанова «Каменный цветок» (1950), балет С.С.Прокофьева «Сказ о каменном цветке» (19SO). В партии Д. дебютировал на сцене Большого театра В.В.Васильев (1959).

Лит.: Скорино Л. Павел Петрович Бажов

//Бажов П.П. Сочинения. М., 1986. Т.1.

Н.И.Коротко ва


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ДАНИЛА" в других словарях:

    Ы, муж. Разг. к (см. Даниил).Отч.: Данилович, Даниловна; разг. Данилыч. Словарь личных имён. Данила См. Данил. День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010 … Словарь личных имен

    Сущ., кол во синонимов: 2 даниил (8) данил (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Даниил мужское имя. Даниил (имя) Даниил (пророк) Игумен Даниил, известный своим путешествием к Святым местам. Даниил Столпник Даниил (митрополит Московский) Даниил (Нусиро) митрополит Токийский и Всея Японии Князь Даниил Даниил Александрович,… … Википедия

    Данила - Дан ил, Дан ила (Дан илович, Дан иловна) … Русский орфографический словарь

    Данила - Дани/ла, ы, муж. разг. к Даниил отч. Дани/лович, Дани/ловна; разг. Дани/лыч … Словарь личных имён и отчеств

    - (1864(1864) 1936) самый известный горщик (специалист по добыче самоцветных и цветных камней) Урала и России, прообраз Данилы мастера из бажовских сказов. Биография Родился, вырос и провел большую часть жизни в деревне Колташи, что в Режевском… … Википедия

    Дата рождения 8 сентября 1975 (33 года) Место рождения Ленинград, СССР Страна … Википедия

    Данила Новгородский посадник 1327 1329 гг. & … Википедия

    Данила Новгородский посадник 1129 1130 гг. & … Википедия

    Князь пронский 1372 после 1378 … Википедия

Книги

  • Марш людоедов. Пятая книга стихов , Данила Давыдов. Данила Давыдов - поэт, прозаик, критик. Автор стихотворных книг Сферы дополнительного наблюдения (1996), Кузнечик (1997), Добро (2002), Сегодня, нет, вчера (2006), книги прозы Опыты…

Красив Средний Урал до самого горизонта уходят невысокие горы, покрытые густым хвойным лесом, кое-где голубеют оконца озер, яркой зеленью сверкают долины небольших речушек. В одной из таких долин раскинулся завод Полевской. Здесь и прошли детские годы Павла Бажова. Страстно влюбленный в родной край, П.П. Бажов исходил Урал вдоль и поперек. С охотничьим ружьем за плечами он забирался в самые глухие уголки, наведывался на забытые прииски и повсюду, где бы ни был, неутомимо записывал народные пословицы, побасенки, легенды... Особенно памятной для писателя была встреча со старым рабочим Василием Алексеевичем Хмелининым. Этот восьмидесятилетний старик знал великое множество сказок и побывальщин.

Василий Алексеевич Хмелинин стал прототипом героя бажовских сказов - деда Слышко, от лица которого писатель неизменно ведет рассказ. Свое имя дед Слышко получил за любовь к словечку «слышь», «слышь-ко».

Почти двадцать лет своей жизни отдал Павел Петрович Бажов собиранию уральских сказов, каждый из которых - подлинная жемчужина народной поэзии... Заслуга писателя в том, что он огранил, отшлифовал найденные им "камни", вложил их в чудесную словесную оправу. «…Я только исполнитель, - любил повторять Бажов, - а основной творец - рабочий».

Данила-мастер

У Данилы-мастера из сказа «Каменный цветок» был реальный прототип - камнерез Данила Зверев . В его честь названа улица в Екатеринбурге. Хотя реальный Данила Зверев не ходил в Медную гору к Хозяйке и не работал с малахитом, но он открыл Павлу Бажову фантастический мир камней-самоцветов. Поэтому герой сказа Бажова получил имя Данила.

Мастер на Урале - культурный герой, вроде богатыря для средней Руси. Образ мастера вобрал в себя четыре составляющие. Во-первых, мастер исповедует культ знаний. Эту черту уральские мастера унаследовали от иностранных инженеров, что работали на заводах Урала. И Данила из сказа тоже хотел узнать тайну красоты камня. Во-вторых, мастер - труженик. Поклонение труду на Урале появилось от беглых раскольников. В диких краях они могли спастись только неистовым трудом и обожествили его. И Данила трудится не покладая рук. В-третьих, мастер не выдумывает ничего нового, но доводит до совершенства то, что уже имеется. Эта черта - от провинциальности Урала. И Данила пытается создать совершенное творение.

Наконец, мастера связаны с язычеством. Такую связь они унаследовали от местных жителей, финно-угров. И Данила не молится, чтобы ему было откровение с неба, а за своей тайной идет к языческому божеству - Хозяйке Медной горы.

Вот таким чудесным мастером был и Степан - искусный резчик по малахиту герой сказа «Каменный цветок», Степан несколько лет проработал в подземном дворце Хозяйки Медной горы - владычицы всех потаенных сокровищ Урала. У нее он научился искусству постигать «душу» камня

Сказы Павла Бажова посвящены трудовому люду старого Урала. Простыми словами он рассказывает о тяжелой, подневольной жизни рудничных рабочих, добывающих железо и медь, малахит и драгоценные камни, о вдохновенном труде крепостных мастеров, сумевших вдохнуть жизнь в мертвый камень. Почти все, о чем пишет Бажов, было на самом деле. Не выдуманы им и герои. Так, чудесный резчик по камню Иванко Крылатко - никто иной, как известный мастер Иван Вушуев , замечательные работы которого можно видеть и сегодня в Кремле, в Оружейной палате.

Хозяйка Медной горы - хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой - в виде ящерицы в короне.

Хозяйка, жившая в Медной горе, происходит от образа Богини-матери. Богиня, по преданиям финно-угров, жила в горе, и там у нее было дерево, на котором висели души не рожденных еще людей, зверей и птиц. Богиня в русских поверьях превратилась в Хозяйку, а дерево - в Каменный цветок. Существует так же гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь. Образ Хозяйки горы стал олицетворением мощи, богатства и красоты недр Уральских гор, которые раскрываются полностью только перед лучшими рабочими и мастерами. Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей. Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки. Другим - не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.

Великий Полоз - змей хранитель золота. Его фигура создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов и манси, уральских легендах и приметах горняков и рудознатцев. В его полновластном распоряжении находилось все золото. Он всячески старался не допустить человека до разработки золотоносных мест: «пужал», показываясь «в своем полном виде», «беспокойство всякое старателю производил», утягивая в землю инструмент или отводил золото. Мифологический змей имеет также многочисленных дочерей - Змеевки. С их помощью Полоз «спускал золото по рекам» и «проводил через камень». Отец золотокосой дочери по имени Золотой Волос.

Русский фольклорный образ Бабы-яги сложился к XV веку - как раз тогда, когда русские пришли на Урал и увидели жизнь финно-угров. У них была особая форма лесного святилища. Маленький домик на высоких столбах, окруженный частоколом. На частокол вывешивали черепа принесенных в жертву животных. В домике лежала резная деревянная кукла - вместилище души умершего. Кукла была одета в национальную одежду - шубу-ягу. А еще русские пришельцы узнали, что где-то на святилищах финно-угры прячут главного своего идола - Золотую Бабу. Чтобы русские в поисках Золотой Бабы не разорили святилища, местные жители убивали любого, кто доберется до тайного места. В русских пересказах Золотая Баба и домик на столбах слились воедино, и появилась страшная баба-в-яге, Баба-яга, которая живет в избушке на курьих ножках, убивает незваных гостей и фыркает: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет!»

Бабка Синюшка - персонаж, родственный Бабе-Яге, персонификация болотного газа, который на Урале и называли «синюшкой». Старушка из сказа Бажова сидит на колодце, полном самоцветов, и душит тех, кто приходит за ее сокровищами. Синюшка - это родная сестра Бабы-яги, она появилась таким же образом. А колодец ее - затопленная грунтовыми водами копь, небольшой древний рудник финно-угров. Таких рудников было огромное количество в окрестностях Медной горы. На месте этого колодца сейчас стоит поселок Зюзелка Свердловской области.

Серебряное Копытце

Этот сказочный олешек сошел с неба, а копыта у него персидские. Финно-угры считали, что солнце по небу несет на рогах Великий Лось. Шаман мог призвать Лося спуститься на землю, но земля была скверна для священного зверя. Поэтому под копыта Лосю подкладывали серебряные блюда. На них сыпали дары - например, самоцветы.

А серебряные блюда появились на Урале от торговцев из Азии и Ближнего Востока. Там воцарился ислам, запрещающий изображения людей и животных, и все блюда с гравировками торговцы-персы обменяли жителям Урала на пушнину. Шаманы и приспособили блюда для Великого Лося. Подобная посуда лежит в музее города Чердынь. На блюдах - нацарапанные ножами шаманов рисунки поверх гравировок. Русские опять же перетолковали эти местные поверья по-своему, и Великий Лось превратился в оленя, который ударом серебряного копытца выбивает самоцветы.

Огневушка-Поскакушка

В русских поверьях Урала считалось, что, если развести костер над месторождением золота, в огне может появиться маленькая танцующая девчонка - Огневушка-Поскакушка. Она произошла от знаменитого идола - Золотой Бабы. Золотую Бабу местные жители называли Сорни-Най, в переводе - «золото-огонь». Вот и выстраивается цепочка смыслов: золото - огонь - женщина и рождается Огневушка-Поскакушка.

Земляная Кошка

Эта гигантская мифическая Кошка бродит под землей на золотых месторождениях реки Чусовой. Рядом с месторождениями - деревня Кунгурка, основанная выходцами из города Кунгура. А в Кунгуре есть знаменитая пещера, в которой, по преданию, живет Подземный Зверь Мамонт. Вот переселенцы и «перетянули» Мамонта за собой на Чусовую.

В русских же поверьях утверждается, что над месторождением золота можно увидеть привидение - рыжего кота. В народных сказках местный Мамонт скрестился с русским Золотым Котом, и появилась Земляная Кошка: живет в породах золота и огромная, как Зверь Мамонт.


Close