Рубцов Николай Михайлович
Родился: 3 января 1936 года года.
Умер: 19 января 1971 (35 лет) года года.

Биография

Николай Михайлович Рубцов (3 января 1936, село Емецк, Северный край - 19 января 1971, Вологда) - русский лирический поэт.

Родился 3 января 1936 года в селе Емецк Холмогорского района Северного края (ныне Архангельской области). В 1937 году переехал вместе со своей многочисленной семьёй в Няндому. В 1939-1940 годах отец Рубцова Михаил Андрианович работал начальником Няндомского горпо. В январе 1941 года "Михаил Рубцов выбыл из Няндомы в Вологодский горком партии. В Вологде Рубцовых застала война. Летом 1942 года умерли мать и младшая сестра Рубцова, отец был на фронте, и детей распределили в интернаты. Этим летом 6-летний Николай написал своё первое стихотворение.

Николай и его брат вначале попали в Красовский детский дом, а с октября 1943 года и до июня 1950 года Николай жил и учился в детском доме в селе Никольское Тотемского района Вологодской области, где он окончил семь классов школы (сейчас в этом здании находится Дом-музей Н. М. Рубцова). В этом же селе впоследствии родилась его дочь Елена в гражданском браке с Генриеттой Михайловной Меньшиковой.

В автобиографии, написанной при поступлении в Тралфлот в 1952 году, Николай пишет, что отец ушёл на фронт и погиб в 1941 году. Но на самом деле Михаил Адрианович Рубцов (1900-1962) выжил, после ранения в 1944 году вернулся в Вологду и в том же году женился вторично, жил в Вологде. Из-за утери документов в Красовском детдоме он не смог найти Николая и встретился с ним только в 1955 году.

С 1950 года по 1952 год Рубцов учился в Тотемском лесотехническом техникуме. С 1952 года по 1953 год работал кочегаром в архангельском траловом флоте треста «Севрыба», с августа 1953 года по январь 1955 года учился на маркшейдерском отделении в горно-химическом техникуме Минхимпрома в г. Кировске Мурманской области. В январе 1955 не сдал зимнюю сессию и был отчислен из техникума. С марта 1955 года Рубцов был разнорабочим на опытном военном полигоне.

С октября 1955 года по октябрь 1959 года проходил срочную службу дальномерщиком на эсминце «Острый» Северного флота (в звании матроса и старшего матроса). 1 мая 1957 г. состоялась его первая газетная публикация (стихотворение «Май пришёл») в газете «На страже Заполярья». После демобилизации жил в Ленинграде, работая попеременно слесарем, кочегаром и шихтовщиком на Кировском заводе.

Рубцов начинает заниматься в литобъединении «Нарвская застава», знакомится с молодыми ленинградскими поэтами Глебом Горбовским, Константином Кузьминским, Эдуардом Шнейдерманом. В июле 1962 года с помощью Бориса Тайгина выпускает свой первый машинописный сборник «Волны и скалы».

В августе 1962 года Рубцов поступает в Литературный институт им. М. Горького в Москве и знакомится с Владимиром Соколовым, Станиславом Куняевым, Вадимом Кожиновым и другими литераторами, чьё дружеское участие не раз помогало ему и в творчестве, и в делах по изданию стихов. С пребыванием в институте вскоре возникли проблемы, однако поэт продолжает писать, и в середине 1960-х у него выходят первые сборники.

В 1969 году Рубцов закончил Литературный институт и был принят в штат газеты «Вологодский комсомолец».

В 1968 году литературные заслуги Рубцова получили официальное признание, и ему в Вологде была выделена однокомнатная квартира № 66 на пятом этаже в пятиэтажном доме № 3 на улице, названной именем другого вологодского поэта - Александра Яшина.

Писатель Фёдор Абрамов называл Рубцова блистательной надеждой русской поэзии.

Смерть

Погиб в ночь на 19 января 1971 года в своей квартире, в результате бытовой ссоры с начинающей поэтессой Людмилой Дербиной (Грановской) (род. 1938), на которой собирался жениться (8 января они подали документы в ЗАГС). Судебным следствием установлено, что смерть имела насильственный характер, наступила в результате удушения - механической асфиксии от сдавливания органов шеи руками. Дербина в своих воспоминаниях и интервью, описывая роковой момент, утверждает, что произошёл инфаркт - «сердце просто у него не выдержало, когда мы сцепились». Она была признана виновной в убийстве Рубцова, осуждена на 8 лет, досрочно освобождена почти через 6 лет, по состоянию на 2013 год жила в Вельске, виноватой себя не считала и надеялась на посмертную реабилитацию. Публицист и заместитель главного редактора газеты «Завтра» Владимир Бондаренко, указывая в 2000 году, что смерть Рубцова так или иначе наступила в результате действий Дербиной, назвал её мемуары «бессмысленными и суетными попытками оправдания».

Биографы упоминают о стихотворении Рубцова «Я умру в крещенские морозы» как о предсказании даты собственной смерти. В Вологодском музее Николая Рубцова хранится завещание поэта, найденное после смерти: «Похороните меня там, где похоронен Батюшков».

Похоронен Николай Рубцов в Вологде на Пошехонском кладбище.

Творчество

Вологодская «малая родина» и Русский Север дали ему главную тему будущего творчества - «старинную русскую самобытность», стала центром его жизни, «землёй священной!», где он чувствовал себя «и живым, и смертным» (см. Борисово-Судское).

Его первый сборник, «Волны и скалы», появился в 1962 году в самиздате, вторая книга стихов «Лирика» вышла в 1965 в Архангельске уже официально. Затем были изданы поэтические сборники «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Готовившиеся к печати «Зелёные цветы» появились уже после смерти поэта.

Поэзия Рубцова, предельно простая по своей стилистике и тематике, связанной преимущественно с родной Вологодчиной, обладает творческой подлинностью, внутренней масштабностью, тонко разработанной образной структурой.

Память

Действует Дом-музей Н. М. Рубцова в селе Никольское с 1996 года.
В городе Апатиты Мурманской области 20 января 1996 года на фасаде здания библиотеки-музея, где с 1994 года проводятся Рубцовские чтения в Апатитах, установлена мемориальная доска памяти поэта.
В Вологде именем Николая Рубцова названа улица и установлен памятник (1998, скульптор А. М. Шебунин).
В 1998 году имя поэта присвоено петербургской библиотеке № 5 (Невская ЦБС) (Адрес 193232, Санкт-Петербург, Невский район, ул. Шотмана, д. 7, корп. 1). В библиотеке им. Николая Рубцова действует литературный музей «Николай Рубцов: стихи и судьба».
В Тотьме установлен памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова.
В Кировске на фасаде нового здания Хибинского технического колледжа (в прошлом - Кировский горно-химический техникум, где поэт учился в 1953-1955 годах) 19 января 2000 года установлена мемориальная доска памяти поэта.
В 2001 году в Петербурге на здании административно-бытового корпуса Кировского завода установлена мраморная мемориальная доска, со знаменитым кличем поэта: «Россия! Русь! Храни себя, храни!». Памятник Рубцову установлен также на его родине, в Емецке (2004, скульптор Николай Овчинников).
С 2009 года проводится Всероссийский поэтический конкурс им. Николая Рубцова, целью которого является поиск и поддержка молодых начинающих поэтов из числа воспитанников детских домов.
В Вологде существует музей «Литература. Искусство. Век XX» (филиал Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника), посвящённый творчеству Валерия Гаврилина и Николая Рубцова.
В Емецке средняя школа им. Рубцова, Емецкий краеведческий музей им. Н. М. Рубцова, установлен памятник Рубцову.
В селе Никольском именем поэта названы улица и средняя школа, на улице Николая Рубцова открыт дом-музей поэта (в здании бывшего детского дома). На фасаде - мемориальная доска.
В г. Череповце установлен бюст Николаю Рубцову.
19 января 2010 года на «Кировском Заводе» (г. Санкт-Петербург) в 420 цехе прошел музыкально-литературный спектакль «Песни русской души», посвященный памяти поэта.
1 ноября 2011 года в Доме знаний г. Череповца открылся литературно-краеведческий Центр Николая Рубцова. В нём воссоздана квартира Галины Рубцовой-Шведовой, сестры поэта, у которой он часто бывал, приезжая в Череповец. В Центре проводятся литературно-музыкальные вечера и ведётся научно-исследовательская работа, связанная с биографией и творчеством Рубцова,.
Рубцовские центры действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Кирове, Уфе.
В п. Парголово именем поэта названа улица.
В Дубровке именем поэта названа улица.
В Мурманске на аллее писателей установлен памятник поэту.
В Вологде начиная с 1998 года проходит открытый фестиваль поэзии и музыки «Рубцовская осень».
В Санкт-Петербурге именем поэта названа улица в микрорайоне в районе станции метро «Парнас».

Издания

Собрание сочинений в 3-х томах. - М., Терра, 2000
«Лирика». Архангельск, 1965. - 40 с., 3 000 экз.
«Звезда полей». М., Советский писатель,1967. - 112 с., 10 000 экз.,
«Душа хранит». Архангельск, 1969. - 96 с., 10 000 экз.,
«Сосен шум». М., Советский писатель, 1970, - 88 с., 20 000 экз.,
«Стихотворения. 1953-1971» - М., Советская Россия, 1977, 240 с., 100 000 экз..
«Зелёные цветы», М., Советская Россия, 1971. - 144 с., 15 000 экз.;
«Последний пароход», М., Современник, 1973, - 144 с., 10 000 экз.
«Избранная лирика», Вологда, 1974. - 148 с., 10 000 экз.;
«Подорожники», М., Молодая гвардия, 1976. - 304 с.,100 000 экз.
Первый снег. - Вологда, 1975
Первый снег. - Барнаул, 1977
Стихотворения. - М., Детская литература, 1978
Всей моей любовью и тоской. - Архангельск, 1978
Зеленые цветы. - Барнаул, 1978
Ласточка. - Кемерово, 1978

Рубцов Николай Михайлович (1936–1971гг.) - русский поэт. Родился 3 января 1936г., в поселке Емецк, Архангельской области. Сын погибшего в войну политработника, с 6 лет потерял мать, воспитывался в детских домах. Учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром и слесарем). В 1962–1969гг. учился в Литературном институте имени М.Горького.

Печатался с 1962г. Опубликовал сборники «Лирика» (1965г.), «Звезда полей» (1967г.), «Душа хранит» (1969г.), «Сосен шум» (1970г) и «Зеленые цветы» (1971г.). Посмертно издан его последний сборник «Подорожники» (1976г.). В сложной, тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмически и лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая с художественным видением раннего В.В.Маяковского, философичность, заставляющая вспоминать о лирике Ф.И.Тютчева, фольклорная образность в духе поэтики С.А.Есенина («Топ да топ от кустика до кустика…» – стих. «Подорожники»), субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственное Фету. Сам поэт так определял свое творческое кредо: «Я переписывать не стану /Из книги Тютчева и Фета, /Я даже слушать перестану /Того же Тютчева и Фета… /Но я у Тютчева и Фета /Проверю искреннее слово, /Чтоб книгу Тютчева и Фета /Продолжить книгою Рубцова» – стихотворение «Я переписывать не стану»). Опора на традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности Рубцовского стиха с его доминирующей «разговорностью», синтаксическими шероховатостями, необработанностью и впечатляющей непосредственностью почти лишенной эпитетов и метафор естественной речи, то задиристой, то приглушенно-плавной и раздумчивой («Высокий дуб. Глубокая вода. /Спокойные кругом ложатся тени. И тихо так, как будто никогда /Природа здесь не знала потрясений» – стихотворение «Ночью на родине»). Лучшие, из не всегда ровных, по мастерству стихов поэта-самородка ставят их автора в первый ряд русских поэтов 20 в. («Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», «Прощальное» («Печальная Вологда дремлет…»), «Тихая моя родина», «Осенние этюды» («Огонь в печи не спит, перекликаясь…»), «Вечернее происшествие «(«Мне лошадь встретилась в кустах…») и др. В критике (первым открыл и дал адекватную оценку его поэзии В.В.Кожинов) справедливо отмечалось, что постоянная тема деревни у Рубцова – не самоцель, а форма поэтического мышления о мире в целом («В деревне виднее природа и люди… Виднее… на чем поднималась великая Русь»). Национальный характер творчества Рубцова проявляется не только в том, что в его стихах звучат мотивы русской природы и русской истории (стихотворения «Видение на холме», «О Московском Кремле» и др.), встают образы А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского, А.А.Фета и С.А.Есенина, современных отечественных поэтов (стихотворения «О Пушкине», «Последняя осень – о Есенине», «Сергей Есенин», «Последняя ночь – о Д.Б.Кедрине» и др.). Национален сам лирический герой Рубцова, с его исповедальностью и мужественной самоиронией, удалью и нежностью, жизнелюбием и тоской, с всеохватностью приятия мира и катастрофическим ощущением непонятости и внутреннего одиночества, с неизменным при этом осознанием «корневой» связи своей судьбы с судьбой России. Поэт занимался также художественными переводами.

В одном из своих стихотворений Николай Рубцов предсказал дату своей смерти - в день Крещения Господня.

19 января 1971 года оборвалась жизнь 35-летнего поэта, которого писатель Федор Абрамов назвал "блистательной надеждой русской поэзии". В одном из стихотворений он предсказал дату своей смерти: "Я умру в крещенские морозы…" (в православии Крещение Господне отмечается 19 января. - Ред.). По обвинению в умышленном убийстве Николая Рубцова Вологодский горсуд приговорил к 8-летнему лишению свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима Людмилу Грановскую, с которой Николай Рубцов в феврале намеревался оформить брак…

Но большинству почитателей поэта она больше известна как Людмила Дербина. Под этим именем много лет спустя после смерти Николая Рубцова она написала воспоминания "Как это было"…

"Я, кажется, убила человека"

"Прошло 27 лет с того рокового крещенского утра, когда Николай Рубцов остался неподвижно лежать на полу своей комнаты, а я, еле живая, насмерть перепуганная, бросилась в милицию. Там долго колотилась в дверь.

Вышел заспанный милиционер.

— Я, кажется, убила человека.
— Какого человека?
— Николая Рубцова.
— Как ты его убила?
— Задушила…

Этим словом я подписала себе приговор.

Все закрутилось, исходя из этого моего „задушила“. В тот момент я действительно была уверена в том, что задушила Рубцова…"

Суд по уголовному делу Людмилы Грановской был закрытым. Почему?

В 1971 году автор этих строк жил в Мурманской области и работал в газете, которая в свое время публиковала первые стихи начинающего поэта Николая Рубцова — матроса Северного флота. Несколько сотрудников редакции еще помнили его молодым, только начинавшим разбег для головокружительного поэтического взлета. В журналистской и писательской среде Мурманской области оказалось немало и тех, кто знал Рубцова по учебе в Литературном институте им. Горького.

Первое известие о том, что Рубцова не стало, пришло в Мурманское отделение Союза писателей СССР от вологодских коллег: "Колю Рубцова во время ссоры задушила сожительница". Многие испытали настоящий шок — несмотря на ревнивое отношение творческих людей к успехам друг друга, Рубцов уже при жизни многими почитался одним из небожителей современной русской лирической поэзии.

Едва ли не вся пишущая братия Мурманска горестно поминала Рубцова, теряясь в догадках о том, что же привело к этой страшной жизненной драме?

Ответы на эти вопросы должен был дать суд. Однако всех, кто хотел узнать подробности из газет или побывать на процессе лично, ждало разочарование: судебное заседание, на котором в начале апреля 1971 года рассматривалось уголовное дело в отношении Людмилы Грановской, обвиняемой в умышленном убийстве Николая Рубцова, проходило в закрытом режиме.

Это лишь умножило число слухов вокруг обстоятельств смерти поэта. На свет появлялись все новые и новые версии случившегося, которые обсуждались в тесных дружеских кружках…

К Рубцову тянулись длинные руки "компетентных органов"?

Было бы удивительно, если бы подспудно не появилась, например, версия о том, что в смерти Рубцова замешан КГБ. Ведь характеризовал же Николая Рубцова писатель Виктор Астафьев как поэта, "посланного прославлять землю свою, природу русскую и людей ее забитых и загнанных временем в темный угол…".

В те же дни, как черт из табакерки, выскочил нелепый, тем не менее, обсуждавшийся слушок, что руками Грановской совершено "ритуальное" убийство наследника русского поэта Сергея Есенина.

Позже имела хождение "по дворам" и такая версия: Николай Рубцов был задушен в момент сексуальной близости со своей "садомазохистской партнершей".

Между тем, на закрытом процессе все же присутствовал один газетчик. Кто он, и как прошел все "кордоны"?

Кого увидел на скамье подсудимых единственный журналист, попавший на судебное заседание

Виктор Вениаминович Коротаев, известный вологодский поэт и старший собрат Рубцова по лирическому цеху (ныне покойный), работал тогда в газете "Вологодский комсомолец". На судебное заседание он был допущен по командировочному предписанию, предусмотрительно выписанному в редакции.

В 1994 году в свет вышли "Воспоминания о Николае Рубцове", составителем которых стал Виктор Вениаминович. В сборнике есть и его строки, которые он не мог опубликовать в "молодежке" в 1971-м: "Подсудимая сидит за барьером, под охраной серьезного пожилого милиционера. Молодая еще, пышноволосая, глаза по луковице, грудастая, бедрастая, а голос мягок, чист и глубок. Как у ангела.

И все-таки этот ангел совершил дьявольское дело - сгубил редчайший русский талант, лишил всех нас светлого друга, осиротил близких и родных. Да и всю нашу землю - тоже. И если мы не произносили пока вслух имя этого ангела-дьявола, то лишь из жалости к его родителям, дочери, из простого чувства сострадания, а может быть, и излишней деликатности…"

Дербина (Грановская) воспоминаниями о Рубцове решила напомнить о себе

Сама Дербина (Грановская) отношение к себе со стороны поклонников Рубцова никогда не считала "деликатным". В 1998 году она обратилась в Вологодский областной суд: "Несправедливое решение суда послужило хорошей платформой для разного рода клеветников, которые договорились до того, что я агент КГБ и была подослана к Рубцову. Травля обострилась, когда в 1993 году были опубликованы мои воспоминания о Николае Рубцове, а в 1994 году был издан сборник стихов „Крушина“, имеющий среди читателей несомненный успех. Я полностью отрицаю вину в умышленном убийстве Рубцова"…

Верховный Суд РФ затребовал дело из областного суда и после его изучения пришел к выводу, что оснований для опротестования приговора 1971 года нет (Грановская была осуждена по статье 103 УК РСФСР — умышленное убийство без отягчающих обстоятельств).

Кассационная жалоба адвоката Грановской о переквалификации действий подзащитной на статью 104 УК РСФСР (умышленное убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного насилием или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего) областным судом была оставлена без удовлетворения.

Питерские судмедэксперты — против своих вологодских коллег

Однако, несмотря на решения трех судебных инстанций, Дербина продолжила воинственно защищать свое "доброе имя", пытаясь найти союзников через печать и телевидение.

А в конце 2000 года она обратилась к питерским судмедэкспертам. Их заключение некоторые средства массовой информации (в частности "Комсомольская правда") назвали сенсационными…

Не умер Данила, так болячка задавила?

Собственно, питерский следственный эксперимент, опровергавший выводы вологодских судмедэкспертов о том, что смерть Н.М. Рубцова наступила от механической асфиксии (сдавливания органов шеи пальцами рук), правовых последствий не имел.

Он интересен только тем, что события крещенской ночи 1971 года два авторитетных эксперта моделировали главным образом по рассказам заинтересованной стороны — Л.А. Дербиной. И к какому выводу пришли независимые эксперты? Рубцов умер от сердечного приступа в результате перенапряжения, связанного с "освобождением от рук нападавшей…" и ее "отталкиванием…".

Грановскую отказались прописать в квартире Рубцова, но "завелся" поэт совсем из-за другого - его невесте за столом оказывали повышенное внимание

В уголовном деле Л.А. Грановской нет свидетелей финала трагедии. Обвинительное заключение строилось на показаниях обвиняемой, полученных следствием, и заключении судмедэкспертизы. Зато события, непосредственно предшествующие трагедии, хорошо известны.

18 января Рубцов и Грановская зашли в паспортный стол: перед предстоящим через месяц бракосочетанием Рубцов решил прописать будущую супругу у себя. Однако Грановской в прописке было отказано - по существующим нормам на нее и ее малолетнюю дочь от предыдущего брака не хватило жилплощади…

Затем Рубцов встретился со знакомыми журналистами, которые пригласили его отметить какое-то событие. Грановская присоединилась к компании позже, но не пила. За столом Рубцов приревновал ее к одному из участников застолья. Его еле успокоили. Застолье продолжилось в квартире поэта. В Рубцове снова взыграла ревность. Гости предпочли уйти по добру по здорову…

Под утро Людмила Грановская, как она пишет в своих воспоминаниях, уже "колотилась в дверь" милицейского участка на улице Советской…

Вообще, воспоминания Дербиной долгие годы были единственным (и поэтому сомнительным с точки зрения объективности) источником информации о том, что же произошло, когда они с Рубцовым остались дома одни.

Материалы уголовного дела были засекречены, а потом и вовсе пропали из архива

О том, что суд был закрытым, мы уже говорили. Но были засекречены и сами материалы уголовного дела, с которых до сих пор этот гриф не снят (а по некоторым данным, дело вообще таинственным образом исчезло из архива). Именно это обстоятельство, как считают некоторые исследователи биографии Рубцова, позволяли Дербиной навязывать общественности только свою версию трагических событий, не оставляя места другим.

Однако в 2005 году материалы уголовного дела вдруг появились в свободном доступе. Известный вологодский предприниматель Михаил Суров опубликовал их в своей 700-страничной книге "Рубцов. Документы, фотографии, свидетельства" (как к нему попало уголовное дело, можно только догадываться).

И сразу обнаружились нестыковки между показаниями Грановской на следствии и более поздними "мемуарами", как она сама их называет. Какие?

Чего, по словам Дербиной, испугался Николай Рубцов

Противоречий много. Остановимся на последних минутах жизни Рубцова, как их описала Дербина в своих воспоминаниях: "Рубцов тянулся ко мне рукой, я перехватила ее своей и сильно укусила. Другой своей рукой, вернее, двумя пальцами правой руки, большим и указательным, стала теребить его горло. Он крикнул мне: „Люда, прости! Люда, я люблю тебя!“ Вероятно, он испугался меня, вернее, той страшной силы, которую сам у меня вызвал, и этот крик был попыткой остановить меня…"

И далее: "Сильным толчком Рубцов откинул меня от себя и перевернулся на живот… Я увидела его посиневшее лицо… Но я не могла еще подумать, что это конец. Теперь я знаю: мои пальцы парализовали сонные артерии, его толчок был агонией. Уткнувшись лицом в белье и не получая доступа воздуха, Николай Рубцов задохнулся…"

Перед тем, как пойти в милицию, она помыла руки….

Несколько иначе этот эпизод звучит в ее устах на первом допросе: "Я стала успокаивать его, уложила на кровать. Он ударил меня ногами в грудь и вскочил, уронив при этом стол. Оба мы упали на пол. Я разозлилась, схватила его за волосы. Рубцов старался схватить меня за горло, но я укусила его за руку, а затем схватила за горло и стала давить его. Мне было безразлично, что будет дальше. Я сильно давила Рубцова, пока он не посинел, и после этого отпустила его. Подняла тряпки с пола, вымыла руки и пошла в милицию".

Одни подробности из показаний исчезали, другие появлялись. Но пальцы на горле оставались…

Еще через 10 дней на допросе она снова описывает этот эпизод: "Я схватила Рубцова в охапку и повалила на кровать… Но он босой ногой пнул мне в грудь. Я не упала, а только отшатнулась. Рубцов … вскочил, опрокинул стол, рванулся к двери из комнаты, но я схватила его в охапку и не пускала из комнаты. Рубцов сопротивлялся. Мы оба упали на пол, но я схватила Рубцова за волосы, каким-то образом оказалась наверху. Рубцов потянул руку к моему горлу. Я схватила руку Рубцова своей рукой и укусила. После этого схватила правой рукой за горло Рубцова двумя пальцами и надавила на горло.

Рубцов не хрипел, ничего не говорил - это длилось несколько секунд. Мне показалось, что Рубцов сказал: „Люда, прости. Люда, я люблю тебя. Люда, я тебя люблю“. Это были три фразы, он говорил их, а не кричал. Я взглянула на Рубцова и увидела, что он синеет, Я отцепилась от него. Рубцов сразу перевернулся на живот. Еще, кажется, вздохнул, а затем затих…"

"Когда вы душили Рубцова, — спрашивает следователь, — то отрывали всю руку от его горла, или нет?" Ответ: "Я один раз отрывала руку, а затем снова схватила за горло. Горло у Рубцова было каким-то дряблым. Я давила Рубцова, то ослабляя силу зажима, то усиляя (так записано в протоколе.- Ред .) его".

Что было сказано подсудимой на суде о последних минутах Рубцова

Из протокола судебного заседания: "Он лег на кровать, я стояла около. Затем он обеими ногами пнул меня в грудь, глазами стал что-то искать, схватил меня, и мы упали на пол. Он хотел схватить меня за горло, я его руку сильно укусила. Потом взяла пальцами за горло и держала… Когда он перевернулся на живот, то воздух, видимо, не стал проникать. Я не догадалась его перевернуть…"

В нашей литературе известно много великих писателей, которые привнесли в русскую культуру бессмертные ценности. Биография и творчество Николая Рубцова имеют важное значение в истории России. Поговорим подробнее о его вкладе в литературу.

Детство Николая Рубцова

Поэт родился в 1936 году, 3 января. Произошло это в селе Емец, которое находится в Архангельской области. Его отцом был Михаил Андреянович Рубцов, который занимал должность политработника. В 1940 году семья перебралась в Вологду. Здесь они встретили войну.

Биография Николая Рубцова насчитывает немало горестей, выпавших на долю поэта. Маленький Коля рано осиротел. Отец ушел на войну и не вернулся. Многие считали, что он погиб. На самом деле, он решил бросить жену и переехал в отдельный дом в том же городе. После смерти матери в 1942 году Николая отдали в Никольский Здесь он проучился в школе до седьмого класса.

Молодость поэта

Биография и творчество Николая Рубцова тесно переплетены с его родным городом Вологдой.

Здесь он встретил первую любовь - Генриетту Меньшикову. У них родилась дочь Лена, однако совместная жизнь не сложилась.

Молодой поэт поступил в Лесотехнический техникум города Тотьма. Однако проучился там всего два года. После он попробовал себя в роли кочегара на траловом флоте в Архангельске. Затем был разнорабочим на полигоне Ленинграда.

В 1955-1959 годах Николай Рубцов проходит армейскую службу старшим матросом на Демобилизовавшись, он остается жить в Ленинграде. Его принимают на Кировский завод, где он снова меняет несколько профессий: со слесаря и кочегара до шихтовщика. Увлекшись поэзией, Николай в 1962 году поступает в Московский имени Горького. Здесь он знакомится с Куняевым, Соколовым и другими молодыми писателями, которые становятся ему Именно они помогают ему издать первые сочинения.

В институте у Рубцова возникают сложности. Он даже подумывает бросить учебу, однако его единомышленники оказывают поэту поддержку, и уже в 60-х годах он выпускает первые сборники своих стихов. Биография и творчество Николая Рубцова времен институтской жизни отчетливо передают читателю его переживания и душевный настрой.

Николай заканчивает институт в 1969 году и переезжает в однокомнатную квартиру, его первое отдельное жилье. Здесь он продолжает писать свои произведения.

Изданные произведения

Начиная с 1960-х годов произведения Рубцова издаются довольно с завидной скоростью. В 1965 году выходит сборник стихов «Лирика». За ним в 1969 году печатается «Звезда полей».

С перерывом в один год (в 1969 и 1970 годах) издаются сборники «Душа хранит» и «Сосен шум»

В 1973 году, уже после смерти поэта, в Москве публикуется «Последний пароход». С 1974 по 1977 года на свет появляются еще три издания: «Избранная лирика», «Подорожники» и «Стихотворения».

Большую популярность получили песни на стихи Николая Рубцова. Каждому жителю нашей страны знакомы «Я буду долго гнать велосипед», «В горнице моей светло» и «В минуты музыки печальной».

Творческая жизнь

Стихи Николая Рубцова перекликаются с его детством. Читая их, мы погружаемся в спокойный мир Вологодской жизни. Он пишет о домашнем уюте, о любви и преданности. Много произведений посвящены чудесному времени года - осенней поре.

Вообще, творчество поэта наполнено правдивостью, подлинностью.

Несмотря на простоту языка, его стихи обладают масштабностью и силой. Слог Рубцова ритмичен и имеет сложную тонкую структуру. В его произведениях чувствуется любовь к Родине и единение с природой.

Биография и творчество Николая Рубцова обрываются внезапно и нелепо. Он погибает 19 января 1971 года во время семейной ссоры от рук своей невесты Людмилы Дербиной. Расследование установило, что поэт скончался от удушения. Дербина была приговорена к семи годам лишения свободы.

Многие биографы выражают мнение, что Николай Рубцов предсказал свою смерть, написав об этом в стихотворении «Я умру в крещенские морозы».

Именем писателя названа улица в Вологде. Ему поставлены памятники в нескольких городах России. Стихи Рубцова по-прежнему пользуются большой любовью среди читателей разных возрастов. Его произведения остаются актуальными и в наше время, ведь любовь и умиротворение всегда нужны человеку.

Валентина Рубцова стала третьим ребенком в большой и дружной семье. Всего у супругов Рубцовых родилось пять детей. Отец Валентины работал в шахте, мать - педагогом школы для глухонемых, на заводе, в милиции. Дед работал режиссером театра самодеятельности. В этом же театре пробовала на сцене свои силы и мама Валюши.

Детство Валентины Рубцовой

Стать актрисой было самой большой детской мечтой Валентины Рубцовой. Уже в трехлетнем возрасте вместе с подружкой давала концерты во дворе. Причем концерты разноплановые: песенки, сценки, акробатические номера. Особенно удавалась малышке песня «Малиновки заслышав голосок». Послушать девочку собирались соседи со всего двора, а зачастую и люди из близлежащих домов. Артистичного ребенка даже в яслях и детском саду уважительно называли Валентина Павловна.


С большой теплотой вспоминает актриса педагога театральной студии Макеевки Александра Козачка. Это он научил своих подопечных преодолевать себя, ничего не бояться, добиваться поставленной цели.

Спортивная гимнастика была еще одним серьезным детским увлечением будущей актрисы. Рубцова даже выполнила норму кандидата в мастера спорта по спортивной гимнастике.

В 9 классе на каникулах вместе с бабушкой Валентина поехала на «разведку» в Москву и сразу же полюбила этот город. Как вспоминает сама актриса, ей не терпелось закончить школу и уехать в Москву.

Долгая дорога в столицу

Через день после выпускного Рубцова попала в аварию и поездка в Москву не состоялась. Как постоянную участницу различных театральных конкурсов и фестивалей Валентину пригласили на работу сразу два театра в Макеевке. Она выбрала Донецкий ТЮЗ и за год переиграла на сцене всех возможных зверюшек.

Наконец в 1996 году мечта девушки сбылась – она поступает в ГИТИС на курс актерского мастерства. Радость омрачило заявление одного из педагогов, что необходимо найти деньги на учебу.

Валентина Рубцова в группе Девочки. Клип

В поисках спонсора, начало карьеры Валентины Рубцовой

Вернувшись из Москвы, Рубцова занялась поисками спонсоров. Собрала вырезки из газет, дипломы (она ведь была местной знаменитостью) и с этими «документами» ходила по организациям, пытаясь найти шефов. Кое-где ей сочувствовали, но не могли помочь, а где-то говорили: «Зарабатывайте сами!».

Валентина продолжала поиски, а мать рассказала о мытарствах дочери начальнику УВД Макеевки Петру Николаевичу Дьяченко. Многодетный отец так проникся проблемами девушки, что выделил ей деньги на учебу из личных сбережений!

Счастливый случай

Как-то студентка Рубцова прочитала объявление на стенде в общежитии, что продюсерский центр Игоря Матвиенко набирает девушек в женский коллектив. Валентина не хотела идти на кастинг, но ее уговорила подружка составить ей компанию. Не рассчитывая на успех, Рубцова вела себя на кастинге раскрепощенно – пела и рассказывала о себе, а потом ушла и забыла о просмотре. Через месяц ей сообщили, что она зачислена в группу «Девочки». Матвиенко отнесся к певице с уважением и пониманием. Когда Валентине вновь понадобились деньги на оплату учебы, пообещал помочь с переводом на бюджетное отделение ГИСИСа. Только надо было выполнить одно условие – сдать специальность на отлично.


Пять лет в группе «Девочки» оказались счастливыми для Валентины. На совместных гастролях с «Любэ» и «Иванушками» ее так заботливо опекали, что, как вспоминает актриса, ей казалось, что такого не может быть. Когда группа «Девочки» распалась, Рубцовой опять повезло с объявлением – проходил кастинг актеров на мюзикл «12 стульев». Валентина прошла пробы и целый год играла в мюзикле. Потом был легендарный мюзикл «Кошки», в котором Рубцова проработала два года.


Фильмография Валентины Рубцовой

Как все начинающие актеры Рубцова начала сниматься в эпизодах. На одной из проб Валентина Рубцова познакомилась с режиссером Тиграном Кеосаяном. Актриса считает его своим «крестным папой» в кинематографе. Именно Тигран Кеосаян предложил Валентине первую значительную роль в фильме «Ландыш серебристый».

Настоящий успех к Валентине пришел вместе с сериалом «Универ» и ролью Тани Архиповой. И здесь Рубцовой помог счастливый случай. На дне рождения своей подружки Сати Казановой она познакомилась с Гариком Мартиросяном, предложившим ей попробовать силы в новом сериале. Валентина пошла на пробу и ее утвердили на роль Тани. Сегодня трудно представить, что эту роль могла бы исполнить другая актриса.

Минута славы Валентина Рубцова экспромт

В «Универе» Рубцова играет роль рассудительной и серьезной девушки. Валентина признается, что ей очень нравится сниматься в этом комедийном сериале.

Занимается Валентина Рубцова и озвучиванием фильмов. Ее голос звучит в кинофильмах «Чародейки», «Ханна Монтана», «Мамма миа!», «Гордость и предубеждение».

Работа Валентины Рубцовой на телевидении

В 2006 году Рубцова появилась на телевидении. Сначала это был канал СТС и программа «Слава Богу, ты пришел!» Затем Валентина Рубцова стала сниматься в программе Первого канала «Большая разница». В этой передаче Рубцова выступала в роли пародиста. Ею спародированы такие известные артистки и певицы как Лия Ахеджакова, Виктория Дайнеко , Анжелика Варум , Ангелина Вовк, Наташа Королева , Юля Савичева , Мадонна и другие.

Личная жизнь Валентины Рубцовой

Валентина Рубцова вегетарианка, ведет здоровый образ жизни: занимается йогой и посещает фитнес-клуб. Многие зрители просто не верят, что актрисе намного больше лет, чем ее героине Тане Архиповой.


Очень не любит актриса разговоров о своей личной жизни. С будущим мужем Валентину также свел счастливый случай. Рубцову, солистку группы «Девочки» пригласили на премьеру фильма «Из ада». В отличие от всех приглашенных представительниц прекрасного пола, разодевшихся в пух и прах, Валентина пришла на просмотр в спортивной одежде. Это поразило бизнесмена Артура Мартиросяна. Его друг, «рыжий иванушка», познакомил Артура с Рубцовой. У пары закрутился роман, со временем переросший в брак, но ждать свадьбы пришлось долго. Пара больше 8 лет проверяла свои чувства и только в 2009 году официально оформила свои отношения. В 2011 году у Артура и Вали родилась дочка Софья. Избранник актрисы старше своей супруги на 10 лет.

Делясь планами на будущее, актриса смеясь заявляет, что мечтает иметь домик в горах, в Сочи, квартиру в Москве, дачу в Подмосковье с уютным двориком, где бегали бы ее дети – человек пять, как минимум!


Close