Светлана Смирнова
Использование русских народных сказок для обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста

Сказки любят и дети , и взрослые. Сказка - один из основных видов устного народного творчества , художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Сказка - произведение , в котором главной чертой является "установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно -поэтического вымысла". В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения : добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов : пир на весь мир; идти, куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать , ни пером описать; скоро сказка сказывается , да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова , что создает особую напевность : сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная… Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных : красно солнце; буйну голову повесил; и глаголов : хвать вместо схватил, поди вместо пойди. Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение : маленький, братец, петушок, солнышко. … Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы : то, вот, что за, ка… (Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо) .

Композиция народной сказки :

1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”) .

2. Основная часть.

3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект : она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости. Воспитатель должен понимать, что излишние наставления, по поводу прочитанного приносят большой вред; чаще всего произведение, разобранное на мелкие части, становится менее интересным для ребенка, а потеря интереса приводит к не самым лучшим результатам. Воспитателям и родителям следует полностью довериться воспитательным возможностям художественного произведения.

Русские народные сказки как материал обучения языку позволяет построить процесс изучения русского языка таким образом , чтобы дошкольники овладевали не только грамматикой и лексикой как новым кодом знаковых единиц, но и проникали в национальную культуру, национальную психологию народа , постигали склад нации в общечеловеческую цивилизацию, что даст им возможность ориентироваться в различных ситуациях межнационального общения. Читая сказки , мы раскрываем перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка . Часто, читая сказки , в самом начале происходит повторение выражения «утро вечера мудренее» , «скоро сказка сказывается , да не скоро дело делается» и так далее, происходит использование одних и тех же средств поэтического языка – «море синее» , «дремучий лес» - и ребёнок, когда слышит в тексте сказки постоянно эти выражения, он делает их достоянием собственной речи. Ни для кого не секрет, что народная сказка может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае , если дети слышат поставленную, грамотную, интонационно окрашенную речь взрослого : произношение рассказчика должно быть правильным, чётким, ясным, взрослые не должны забывать о необходимых паузах, ударениях как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки . Для лучшего усвоения прочитанной детям сказки необходимо провести беседу о прочитанном, выделив самые нужные, интересные, познавательные, духовные моменты.

Педагогам в работе с русской народной сказкой . как со средством развития образности речи. можно использовать целый ряд приёмов :

1) Педагог должен думать о разнообразии направленности вопросов. Он может выступать как помощник, который всегда напомнит малышу какой-либо эпизод сказки , обратит внимание ребёнка на отдельное слово , фразу, поступок героев произведения.

Так, знакомя детей с русской народной сказкой «Жихарка» , мы поставили вопрос перед детьми :

Как вы думаете, о ком эта сказка ?

Ребята, скажите, вам понравилась сказка ?

А какое место или отрывок вам понравился больше всего?

Пока лиса собиралась поджарить Жихарку, кот да петух плакали?

Как вы думаете : они грустили, переживали?

Вспомните, как про это сказано в сказке ?

Выслушать мнение детей и подвести их к мысли, что Жихарка удалой, смелый, веселый, сообразительный. Объяснить детям, что в старину говорили : «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось» (поговорка) .

2) Рассматривание иллюстраций помогает накапливать у дошкольников представления о том , что и для чего рисовал художник, что этими иллюстрациями он хотел сказать .

Демонстрация рисунков (аппликационных панно) . Например, воспитатель показывает рисунок яблони и спрашивает : «Как вы думаете, это волшебная яблоня?» (ОД по сказке «Хаврошечка» ). Дети дают отрицательный ответ, ссылаясь на то, что у этого дерева нет серебряных веточек с золотыми листьями и наливными яблочками. Педагог в подтверждение их слов зачитывает соответствующее описание из текста. Затем предлагает детям зажмуриться и представить необыкновенное дерево, а сам в это время заменяет первый рисунок другим – с волшебной яблоней. Затем зачитывает ещё раз сказку и задаёт вопросы .

Какие сказочные слова вы заметили ?

Дети : влезет Хаврошечка в одно ушко, вылезет из другого – всё готово : яблоки наливные, веточки серебряные, листья золотые.

А как вы думаете, почему сказка начинается словами : «Есть на свете люди хорошие, есть похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»?

Дети : потому что Крошечку – Хаврошечку взяли эти люди и работой заморили : она и ткёт и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает. А хозяйские дети только и знали, что у ворот сидеть на улицу глядеть.

Воспитатель : какими были мачеха и её дочери?

Дети : злыми, завистливыми, хитрыми.

Воспитатель : какой вы представляете себе Хаврошечку? Почему девочку звали Крошечкой – Хаврошечкой?

Дети : потому что она была доброй, умной, работящей, послушной, трудолюбивой, была сиротой.

Воспитатель : как в сказке Хаврошечка называет свою корову? Почему?

Дети : коровушка, коровушка любимая, коровушка – матушка, коровка моя

Воспитатель : как относилась корова к Хаврошечке?

Дети : заботилась, переживала, беспокоилась, ласкала, успокаивала, утешала, помогала, любила.

С помощью этого приема дети средней группы вслушиваются и запоминают описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки .

3) Педагог предлагает создать словесные зарисовки детям , где ребёнок воображает себя художником-иллюстратором, создающим картинки к сказкам .

Слушая высказывания детей , педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь : «Как одета твоя Алёнушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, как же Алёнушка не догадалась, что перед ней ведьма?»

Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказывать о нем подробнее . Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова . Объясняет незнакомые слова – обеспечивающие полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов , без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны : подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница - комната) ; употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» - при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова . В свободное время детям среднего дошкольного возраста предлагают нарисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает лучшие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Самодельную книгу помещают в библиотеке методического кабинета. На следующий год ее обязательно показывают детям очередной средней группы , рассказывают , как она была сделана.

4) Самый увлекательный момент - это драматизация полюбившихся отрывков, которые наиболее интересны в плане обогащения и активизации словаря .

А) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

Как говорил Михаил Потапыч, увидев свой стул? (Дети подражают медведю громким грубым голосом)

Что говорил Мишутка о своей миске? (Дети подражают Мишутке писклявым голосом)

Как закричали медведи, когда нашли девочку?

Б) настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке «Репка» );

Воспитатель обращает внимание детей на персонажей сказки , представленных на фланелеграфе или настольном театре

Воспитатель : Ребята, узнали, что это за сказка ? (предполагаемые ответы детей )

Правильно, «Репка» . Давайте вместе расскажем и покажем сказку .

Кто посадил репку? Какой был дед? Да, старенький, добрый.

Как он сажал репку? Кто покажет?

Воспитатель помогает детям.

Дедушка старенький, ходит, неторопливо, немного согнувшись. Раскопал в земле ямку и посадил репку.

В) кукольный и фланелеграф;

Так же нами была проведена работа с родителями.

Большая загруженность взрослых в повседневных делах и заботах совсем не оставляет времени на чтение и знакомство со сказкой со своим ребенком . А патриархальная семья из трех поколений уже практически ушла в прошлое. А с ней ушли и способы передачи информации, каналы сохранения культурных традиций. К таким выводам мы пришли после каждодневного наблюдения за детьми своей группы и проведения опроса среди родителей .

Вопросы для родителей :

1. Уважаемые родители, читаете ли вы сказки своему ребенку ?

2. Используете ли в своей речи потешки, песенки, поговорки?

3. Есть ли у вас библиотека сказок ?

4. Есть ли любимые сказки у вашего ребенка ?

5. Кто чаще всего читает сказки : вы или бабушка?

6. Играете ли вы в домашний театр?

Привлечение родителей к активному участию в совместном с детьми творчестве довольно сложная задача, приходится учитывать их занятость и порой даже их нежелание сотрудничать.

Для решения этой задачи нами используется много нетрадиционных форм взаимодействия с родителями. С помощью их мы решаем много вопросов, но особенно нам интересна работа с родителями по театральной деятельности. Ведь понятия «дети - сказка - родители » неразделимы.

Подводя итог, можно отметить, что сказки приоткрывают детям дверь в удивительный мир волшебства, где они учатся использовать богатый опыт , накопленный предыдущими поколениями в виде фольклора, помогают улучшить качество речи и значительно разнообразить словарный запас детей .

Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Ход занятия

Воспитатель просит детей вспомнить известные им русские народные сказки и назвать самое любимое произведение. Педагог напоминает ребятам сказки, с которыми их знакомили в этом году.

Дети вспоминают, как начинаются народные сказки, какими фразами заканчиваются.

«А русская народная сказка, которую я расскажу вам сегодня, – продолжает разговор педагог, – начинается так: „Есть на свете люди хорошие , есть и похуже , есть и такие, которые своего брата не стыдятся“ ».

Воспитатель повторяет фразу, дети договаривают выделенные слова. Затем выясняет, как ребята понимают смысл выражения: «Есть и такие, которые своего брата не стыдятся».

«Если сказка начинается такой фразой, то как же, по-вашему, жилось Хаврошечке, ее главной героине?» – спрашивает педагог. Выслушивает ответы детей и начинает рассказывать:


Посылали молодицу
Под горушку по водицу,
А водица далеко,
А ведерко велико.

«Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди, – объясняет воспитатель. – И называется сказка – „Хаврошечка“».

Прочитав сказку, воспитатель интересуется, понравилась ли она детям, кому какой эпизод особенно запомнился. Просит назвать сказочные образы и сказочные ситуации. (Одноглазка, Трехглазка, волшебная яблоня, корова-волшебница; Хаврошечка влезала в коровье ушко, и дело делалось, срабатывалось как бы само собою; из коровьих косточек яблоня выросла, яблоня к Хаврошечке веточки приклонила, яблоки к ней опустила.)

«Замечательная яблоня из коровьих косточек выросла. Это она?» – педагог показывает ребятам картинку с изображением яблони. (Нет, здесь яблочки не наливные, листья не золотые, веточки не серебряные.)

Воспитатель предлагает желающим в свободное время сделать из обычной яблони волшебную (коллективная работа).

Заканчивая занятие, педагог предлагает повторить концовку сказки: «И стала она в добре поживать, лиха не знать».

Примечание. Вне занятий ребята (по желанию) при участии педагога могут воспроизвести диалог Хаврошечки и рябой коровы (чтение в лицах).

Хаврошечка. Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено новую работу исполнить.

Коровушка . Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.



Диалог повторяется 2–3 раза. Перед каждым новым выступлением дети-слушатели хором приговаривают: «Спи, глазок, спи, другой!»

Занятие 4. Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш

Цель. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж ш ; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что звук ш – это песня змеи, а звук ж – песня жука. Затем формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнить соответствующее движение: на звук ш – зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж .

Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.

Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж . Дети, как и в предыдущем задании, показывают, какой звук слышится в слове. (Слова педагог произносит с легким интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики.

Педагог задает вопрос: «Книжица – это большая книга? (Не очень большая, может, совсем тоненькая.) Как можно сказать про очень большую и толстую книгу?» (Книжища.)

Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Педагог сообщает, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».) Читает стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика»:


У ослика
Был день рождения.
И он принимал поздравления.
Барбос ему сена принес,
Коза подарила овес.
Вошли торопливо барашки.
Они принесли две ромашки.
Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки.
И ушки росли-подрастали
И к вечеру длинными стали.



Затем воспитатель повторяет строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Воспитатель уверяет, что здесь есть три слова со звуком ш .

Педагог ставит на свой стол три пирамидки одинакового цвета и одну – другого цвета. Воспитатель просит назвать слова со звуком ш. (Ушки, лошадки, хрюшки.) По мере называния слов убирает одну за другой три пирамидки. Затем привлекает внимание детей к оставшейся пирамидке и говорит, что в стихотворении есть слово со звуком ж . Читает первые три строчки. Дети называют слово рождение .

«Поскольку у ослика „рождение“, надо спеть ему песенку про каравай, – продолжает разговор воспитатель. – Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть – со слов „Вот такой ширины, вот такой ужины“ – исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?»

Воспитатель ставит перед ребенком ослика (игрушка, картинка). Дети хором поют: «Как на ослика рожденье испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребенок-солист. Он же выбирает следующего солиста, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 2–3 раза. По его окончании воспитатель спрашивает, какие звуки слышатся в словах ширины, ужины .

Дети называют выделяемые слова котик, торжок, пошел .

Подводя итог занятия, воспитатель напоминает, какие звуки дети учились различать и чему они учатся на занятиях по развитию речи.

Беседы с ребенком после чтения сказок

Читаем сказку: «Хаврошечка».

Хаврошечка

Русская народная сказка

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

    О чём эта сказка?

(О трудолюбии, дружбе, о помощи друг другу и т.п.).

    Как ты думаешь, почему сказка начинается словами

«Есть на свете люди хорошие, а есть и похуже,

а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»?

(Для того, чтобы показать к каким плохим людям попала

Хаврошечка).

    Какими были мачеха и её дочки? Как ты это понял?

    Какой ты представляешь себе Хаврошечку?

(Добрая, всем помогает и т.п.)

    Как помогала Хаврошечке коровушка?

    Как узнала об этом мачеха?

    Кто тебе больше всего понравился в сказке? А кто нет? Почему?

КАК ПОНИМАТЬ ВЫРАЖЕНИЯ:

«РАБОТОЙ ЗАМОРИЛИ»,

«ЯБЛОЧКО НАЛИВНОЕ»,

«ЛИСТЬЯ ШУМЯТ ЗОЛОТЫЕ»,

«ВЕТОЧКИ ГНУТСЯ СЕРЕБРЯНЫЕ».

ОБЪЯСНИТЕ РЕБЁНКУ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ:

ЖУРИТЬ . Слегка бранить (ругать).

ХОЛСТЫ. Льняная ткань, обычно ручной работы.

ЛИХО . Зло.

СПРОСИТЕ РЕБЁНКА О ТОМ, КАК ОН ПОНИМАЕТ

ВЫРАЖЕНИЕ:

"ЗАСУЧИВ РУКАВА"

И ПОСЛОВИЦЫ:

«КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ»,

«САМ СЕБЯ ГУБИТ, КТО ДРУГИХ НЕ ЛЮБИТ».

Объясните их значение.

Подходят ли они к этой сказке?

ПЕРЕСКАЖЕМ СКАЗКУ ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ.

(Каждый по 2 предложения).

"Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали ее", – продолжает разговор педагог и читает 2–3 стихотворения, например, А. К. Толстого "Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…", А. Пушкина "Уж небо осенью дышало…" (из романа "Евгений Онегин"), А. Майкова "Осенние листья по ветру кружат…".

Воспитатель выясняет у детей, какое стихотворение им особенно понравилось, и читает его еще раз.

Примечание. Вне занятий педагог предлагает детям самостоятельно рассмотреть иллюстрированные сборники стихотворений. Позже выслушивает их высказывания, обращает внимание на необычные рисунки и оформление книг в целом.

Занятие 2. Рассказывание по картине

Цель. Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.

Ход занятия

Воспитатель размещает на фланелеграфе 3–4 картинки, например, с изображением очков, ласт для подводного плавания, кораблика, медузы и предлагает детям догадаться, куда он собирается их пригласить: в лес, в Африку или в подводное царство.

"Кто-то из вас сейчас, надев очки и ласты, отправится на встречу с жителями морских глубин. Вернувшись, он расскажет нам, кого видел и как общался с морскими обитателями", – объясняет задание педагог.

Ребенок размещает картинки на фланелеграфе так, как считает нужным. (Заранее оговаривается, что можно использовать только 5–6 картинок.)

Пока ребенок выполняет задание, воспитатель обсуждает с детьми, как лучше начать рассказ по картине: "Однажды мне посчастливилось спуститься на большую глубину…", "Как-то раз, спустившись под воду…" и т.п.

Возможно, что ребенок, работающий у фланелеграфа, воспользуется подсказками товарищей и педагога, когда будет рассказывать о своей картине.

Затем его место может занять другой ребенок и создать свою картину.

Подводя итог, воспитатель напоминает, что дети научились выполнять сложные задания: составлять картины и рассказы по ним.

Примечание. Можно построить занятие иначе. Накануне нужно предложить детям рассмотреть картинки с изображением обитателей леса, саванны, моря. Затем на занятии один ребенок будет работать у фланелеграфа, а остальные дети схематично создавать картину на заданную тему на листах бумаги. По окончании работы ребята сообщают, у кого что получилось.

Если этот вариант занятия будет детям по силам и увлечет их, то следует отграничиться созданием только одной картины – разработкой одной темы.

Занятие 3. Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"

Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Ход занятия

Воспитатель просит детей вспомнить известные им русские народные сказки и назвать самое любимое произведение. Педагог напоминает ребятам сказки, с которыми их знакомили в этом году.

Дети вспоминают, как начинаются народные сказки, какими фразами заканчиваются.

"А русская народная сказка, которую я расскажу вам сегодня, – продолжает разговор педагог, – начинается так: "Есть на свете люди хорошие , есть и похуже , есть и такие, которые своего брата не стыдятся" ".

Воспитатель повторяет фразу, дети договаривают выделенные слова. Затем выясняет, как ребята понимают смысл выражения: "Есть и такие, которые своего брата не стыдятся".

"Если сказка начинается такой фразой, то как же, по-вашему, жилось Хаврошечке, ее главной героине?" – спрашивает педагог. Выслушивает ответы детей и начинает рассказывать:

Посылали молодицу

Под горушку по водицу,

А водица далеко,

А ведерко велико.

"Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди, – объясняет воспитатель. – И называется сказка – "Хаврошечка".

Прочитав сказку, воспитатель интересуется, понравилась ли она детям, кому какой эпизод особенно запомнился. Просит назвать сказочные образы и сказочные ситуации. (Одноглазка, Трехглазка, волшебная яблоня, корова-волшебница; Хаврошечка влезала в коровье ушко, и дело делалось, срабатывалось как бы само собою; из коровьих косточек яблоня выросла, яблоня к Хаврошечке веточки приклонила, яблоки к ней опустила.)

Воспитатель предлагает желающим в свободное время сделать из обычной яблони волшебную (коллективная работа).

Заканчивая занятие, педагог предлагает повторить концовку сказки: "И стала она в добре поживать, лиха не знать".

Примечание. Вне занятий ребята (по желанию) при участии педагога могут воспроизвести диалог Хаврошечки и рябой коровы (чтение в лицах).

Хаврошечка. Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено новую работу исполнить.

Коровушка . Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.

Диалог повторяется 2–3 раза. Перед каждым новым выступлением дети-слушатели хором приговаривают: "Спи, глазок, спи, другой!"

Занятие 4. Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш

Цель. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж ш ; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что звук ш – это песня змеи, а звук ж – песня жука. Затем формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнить соответствующее движение: на звук ш – зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж .

Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.

Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж . Дети, как и в предыдущем задании, показывают, какой звук слышится в слове. (Слова педагог произносит с легким интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики.

Педагог задает вопрос: "Книжица – это большая книга? (Не очень большая, может, совсем тоненькая.) Как можно сказать про очень большую и толстую книгу?" (Книжища.)

Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Педагог сообщает, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. ("Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно".) Читает стихотворение Р. Х. Фархади "Про ослика".

Свт. Иоанн Златоуст

Так как Спаситель произнес строгое обличение против соблазнителей и поразил их страхом, то чтобы, в виду этого обличения, в свою очередь и соблазняемые не впали в беспечность и, все почитая не до них касающимся, по ложной надежде, что все им должно служить, не впали в безумную гордость, - смотри, как Он и их воздерживает. Он повелевает их обличать, но обличать только наедине, чтобы обличение в присутствии многих свидетелей не показалось слишком тяжким и обличаемый, вместо того, чтобы исправиться, не сделался еще наглее. Потому и говорит: обличи его между тобою и тем единем: аще послушает, приобрел еси брата твоего. Что же это значит: аще послушает ? Если осудит самого себя, если сознается в своем грехе. Приобрел еси брата твоего. Не сказал: ты достаточно отмстил ему, но: приобрел брата твоего , - показывая, что от вражды происходит вред тому и другому. Не сказал: он получил пользу только для себя; но: и ты с своей стороны приобрел его. А этим показал, что и тот, и другой прежде того много теряли, - один терял брата, а другой - собственное спасение. Тому же учил Он и тогда, когда сидел на горе; то оскорбившего Он посылал к оскорбленному, и говорил: если ты, предстоя алтарю, ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, шед прежде примирися с братом твоим (Мф. V, 23) ; то оскорбленному повелевал простить ближнего: остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим (Мф. VI, 12) , - так Он учил говорить в молитве. Здесь же употребляет и другой способ: не оскорбившего посылает Он к оскорбленному, а последнего к первому. Так как оскорбивший, от стыда, не охотно бы пошел просить прощения, то он посылает к нему оскорбленного, и посылает его с тем именно намерением, чтобы исправить происшедшее между ними расстройство, и не говорит: обвини, или укори, или потребуй на него суда и наказания; но только - обличи . Оскорбивший тебя, от гнева и стыда, находится как бы в усыплении; а ты, здоровый, и должен придти к больному, и для того, чтобы врачевство твое скорее могло быть принято, ты должен производить суд не публично. Слово: обличи не другое что значит здесь, как: напомни ему о грехе, и скажи ему о том, что ты от него претерпел. Если это будет сделано как должно, то ты сделаешь два дела: и себя будешь оправдывать, и другого склонять к примирению.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Прп. Иоанн Лествичник

Ветхий закон, как еще несовершенный, говорил: «внемли себе » (Втор.15:9) . Господь же, как Всесовершенный, заповедует нам пещись еще о исправлении брата, говоря: «аще согрешит брат твой » и проч. Итак, если обличение твое, паче же напоминание, чисто и смиренно, то не отрекайся исполнять оную заповедь Господню, особенно же в отношении тех, которые принимают твои слова. Если же ты еще не достиг сего, то по крайней мере исполняй ветхозаконное повеление.

Слово 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей.

Прп. Максим Исповедник

Не уязвляй брата намеками, чтобы и от него взаимно не получить подобного, и тем из обоих не изгнать расположения любви но с любительным дерзновением иди и обличи его , чтобы устранить причины огорчения, и себя и его избавить от тревоги и досады

Главы о любви.

Прп. Иустин (Попович)

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего

Когда человек грешит против брата = человека? – Когда он оскорбляет, когда недооценивает, когда уничижает божественное величие человека; когда действует против Божиего в человеке, богообразного, христообразного, духообразного; когда нарушает заповеди Божии о братолюбии и человеколюбии; когда действует против бессмертия, вечности, веры и остальных евангельских добродетелей в брате. Как творения Божии, все люди между собой братья: каждый человек – брат каждому человеку. С точки зрения происхождения все люди одинаковы, братски одинаковы. В самом возвышенном смысле человек человеку брат, если они христиане. В исключительно божественном, в исключительно богочеловеческом смысле человек человеку бессмертный брат, вечный брат, если оба они христиане. Тогда у них одинаковое восприятие мира, Бога и человека. Одинаковы их мерила, одинаковы высшие ценности: Истина, Правда, Мудрость, Бог, Жизнь, Вечность, Богочеловечность. Одинаковы для них евангельские добродетели. Грех – это что-то, что надо обличить, изобличить, хотя бы он приходит от брата. Грех – это величайший враг человека, потому что он в род человеческий ввел двух самых страшных злодеев: смерть и диавола, и в них и с ними ад. Обличи брата, ибо он временно предался греху; себя бессмертного и богообразного подчинил греху. Евангельская истина: ни в одном грехе не бывает весь человек; богообразным ядром своим он всегда вне греха: «Иди и впредь не греши» (Ин. 8:11) . Надо отделять грех от грешника: ненавидеть грех, любить грешника. Опасность, которая грозит грешнику от греха, ужасна, ибо за грехом идет смерть, а за смертью ад. Если послушаетъ тебя обличенный брат, приобрелъ ты брата твоего : ибо он отверг грех, который убивает братство, и отклонил то, что превращает брата в небрата, в обыкновенного человека, в чужого. Греша в отношении к тебе, брат лишает себя братского, т.е. божественного отношения к брату, ибо грех – это всегда орудие и средство, которым диавол живет и общается с другими существами. А человек, если употребит грех как средство общения с людьми, убивает братские чувства, чувства богообразные и богоустремленные. Всеистинное благовестие гласит: «Братiя, если кто изъ васъ уклонится отъ истины, и обратитъ его кто, пусть тотъ знаетъ, что обратившiй грешника отъ ложнаго пути его спасетъ душу свою отъ смерти и покроетъ множество греховъ» (Иак. 5:19–20) .

Святой Златоуст благовествует: Спаситель повелевает обличать грешника, но наедине, чтобы обличение в присутствии многих свидетелей не показалось слишком тяжким и обличаемый, вместо того, чтобы исправиться, не сделался еще наглее. Поэтому и наставление: обличи его между тобою и имъ однимъ . Слова же: если послушаетъ значат: если осудит самого себя, если сознается в своем грехе. Спаситель сказал: прiобрелъ ты брата своего , а не: ты достаточно отомстил ему, показывая тем, что грубость наносит вред и тому, и другому. Господь не сказал: он получил пользу только для себя, но: и ты со своей стороны приобрел его. А этим показал, что и тот, и другой прежде того много теряли, один терял брата, а другой – собственное спасение. Обрати внимание: этим примером Господь посылает оскорбленного к оскорбившему, а не наоборот. Так как оскорбивший, от стыда, не охотно бы пошел просить прощения, Господь посылает к нему оскорбленного с тем именно намерением, чтобы исправить происшедшее между ними недоразумение, и не говорит: обвини его, предай его суду, накажи его, но только – обличи его. Слово же обличи значит здесь: напомни ему о грехе и скажи, что ты от него претерпел. Исполнишь это как должно, сделаешь два дела: выполнишь свою обязанность и склонишь оскорбителя к примирению.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 15-17 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь

Если же согрешит пред тобою брат твой, иди и исправь его с глазу-на-глаз (inter te et ipsum solum). Если же он послушает тебя, то приобрел ты брата своего. Если же тебя не послушает, то присоедини к себе еще одного или двух, чтобы в устах двух или трех свидетелей было твердым (stet) всякое слово. Но в том случае, если он не послушает и их, скажи Церкви. Если же он и Церкви не послушает, то пусть будет как язычник и мытарь [т. е. сборщик податей]. - Если согрешит против нас брат наш, и в каком-нибудь деле оскорбит нас, то мы имеем власть отпускать [грехи], даже по необходимости [должны делать это], потому что нам заповедуется, чтобы мы отпускали долги должникам нашим. Если же кто согрешит против Бога, то это не в нашей власти (поп est nostri arbitru), ибо Божественное Писание говорит: Если человек согрешит против человека, то пусть просит за него. Если же он согрешит против Бога, то кто будет просить за него (1 Цар. 2:25) ? А мы, наоборот, будучи снисходительными к оскорблениям, наносимым Богу, выказываем ненависть за бесчестие, наносимое нам. Итак, брат [наш] должен подвергнуться наставлению наедине, чтобы он не остался во грехе, если он еще не утратил стыда и благоговения; и если он послушает нас, то мы приобретаем душу его, а через спасение другого - нами также приобретается спасение. Если же он не захочет послушать, то [к одному] присоединяется другой брат для увещания. А если же он не послушает и этого, то присоединяется еще третий брат - или ради исправления, или же ради того, чтобы дело совершалось при свидетелях. Далее, а если исправляемый не захочет послушать и их, тогда нужно сообщить о нем многим, чтобы они отвращались от него с омерзением, и чтобы тот, на которого стыд не подействовал спасительно, спасся действием укоризн. А когда говорится: Да будет он тебе как язычник и мытарь , то показывается, что человек, под именем верующего делающий дела неверных, заслуживает большего отвращения, чем открытые язычники. А мытарями [сборщиками податей] в переносном значении называются те, которые стремятся к временным выгодам и изыскивают себе доходы обманом, хитростью, кражей и преступным вероломством.

Толкование Евангелия от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Направив сильное слово против тех, кто соблазняет, Господь исправляет теперь и соблазняемых. Чтобы ты, говорит, будучи соблазняем, не пал совершенно по причине того, что соблазняющий имеет наказание, Я хочу, чтобы ты, когда тебя соблазняют, то есть вредят тебе, изобличал тех, кто поступает с тобой несправедливо и вредит, если он христианин. Смотри, что говорит: «если согрешит против тебя брат твой» , то есть христианин. Если неверный поступает несправедливо, откажись и от того, что принадлежит тебе; если же брат, изобличи его, ибо не сказано «оскорби», но «обличи» . «Если же послушает» , то есть если придет в себя, ибо Господь желает, чтобы согрешающие были обличаемы прежде наедине, чтобы, будучи обличаемы пред лицем многих, они не сделались бесстыднее. Если же, и обличаемый при двух или трех свидетелях, он не устыдится, поведай падение его предстоятелям церкви. Ибо если он не послушал двух или трех, хотя закон говорит, что при двух или трех свидетелях стоит, то есть пребывает твердым, всякое слово, то пусть он, наконец, будет вразумлен церковью. Если же не послушает и ея, тогда пусть будет извержен, чтобы не передал своего зла и другим. Господь уподобляет таковых братьев мытарям, ибо мытарь был неким презираемым предметом. Утешением для обиженного является то, что обидевший его считается мытарем и язычником, грешником и неверным. Итак, это только и есть наказание для того, кто поступает несправедливо? Нет! Послушай и последующее.

Толкование Евангелия от Матфея.

Евфимий Зигабен

Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем: аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего

Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем

Окончив Свою сильную речь против соблазняющих и отовсюду их устрашив, переходит и к соблазняемым и повелевает им не пренебрегать соблазняющими. Братом называет единоплеменника и единоверца. Так как соблазнивший неохотно придет для оправдания, краснея и стыдясь соблазненного, то и посылает к нему этого последнего. Пойди, говорит, и обличи его, т.е. напомни ему, что он тебя соблазнил, докажи ему, что он тебя обидел, но только по-братски и с желанием исправить его, а не враждебно и с желанием порицать. И чтобы это обличение легче было принято, советует, чтобы оно происходило только между двумя, чтобы обличенный публично не сделался еще наглее и неисправимее.

Аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего

Если он послушает твоих увещаний, раскается и осудит самого себя, то ты получил великую прибыль, именно – самого брата своего, член свой. Прежде ты потерял его, отторгнувшегося было вследствие соблазна от братского общения, что для истинных братьев составляет большую потерю.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего

(Лк. 17:3 - в другой связи). Как Бог относится к людям с любовью, так и люди должны любить друг друга. Примирение с братьями, и именно с теми, которые нанесли нам какие-либо обиды, представляется как одна из сторон этой братской любви. Раньше Спаситель говорил, что люди не должны соблазнять “малых сих;” теперь говорит о том, как поступать, когда нам самим наносятся соблазны. “Направив сильное слово против тех, кто соблазняет, Господь исправляет теперь и соблазняемых” (Феофилакт). Понятно, что под этими наставлениями понимаются не вообще грехи, а именно частные грехи обид и оскорблений. Поэтому некоторые неправильно толковали этот стих в том смысле, что здесь речь идет не о частных лицах, а о самой церкви, и что она, замечая в своих членах какие-либо грехи, должна поступать так, как здесь указано, обличать и затем отпускать или удерживать грехи. Выражение “приобрел ты брата твоего” Иоанн Златоуст толкует так: “не сказал (Спаситель): ты достаточно отомстил ему, но: приобрел брата твоего, - показывая, что от вражды происходит вред тому и другому. Не сказал: он получил пользу только для себя; но: и ты, с своей стороны, приобрел его. А этим показал, что и тот и другой прежде много теряли, - один терял брата, а другой - собственное спасение.”

Толковая Библия.

Троицкие листки

Ст. 15-17 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь

Когда Спаситель произнес Свой строгий суд на соблазнителей, то «дабы и соблазняемые не впали в безпечность, из ложной надежды, что им все должны служить», – говорит святитель Златоуст, – Он учит, как и сами они должны относиться к соблазнителям, ко всем тем, которые, называясь братьями, христианами, поступают не по братской любви.

Если обижает тебя неверный, то отрекись и от имения своего; если же согрешит против тебя брат твой , по вере имеющий с тобой одного Отца Небесного – Бога, и одну матерь – Церковь, если он станет соблазнять тебя неправым учением, неправыми мыслями, развращающими словами, погибельным примером, если он причинит тебе без вины обиду, нанесет оскорбление и тем свяжет свою душу грехом, то не оставляй его без братского о нем попечения, пожалей его, пойди к нему; оскорбивший, соблазнивший тебя от стыда неохотно пошел бы просить у тебя прощения; ты не жди, когда он придет к тебе, – сам пойди к нему; от гнева и стыда он находится как бы в болезненном усыплении; ты – здоровый, и пойди к нему, больному; И, чтобы врачевство твое скорее и удобнее могло быть принято, не обвиняй, не укоряй его, но только обличи его , напомни ему о грехе его, объясни ему то зло, какое может произойти из его поступка или из его ложного мудрования, обличи наедине между тобою и им одним , дабы обличение его в присутствии многих свидетелей не показалось ему тяжелым; обойдись с ним с любовью, осторожно, благоразумно и терпеливо. Дружеское обличение, «чистое и смиренное», согретое братской любовью, идущее от сердца того, против кого согрешил обличаемый, часто бывает действительнее всяких законных взысканий и лучше всяких наказаний исправляет его. Если ты, имеющий право требовать от него удовлетворения за обиду, являешься перед ним с заботой о спасении его, то и он скорее устыдится, когда увидит, что ты обличаешь его не с тем, чтобы отомстить, но чтобы исправить. Если послушает тебя , если сознается в своем грехе, если осудит себя и смирится, то ты уже сделал два дела: и себя оправдал в его глазах, и его с собою примирил, то приобрел ты брата твоего ; сберег его для Бога, для себя и для Церкви и Царства Небесного, которого он из-за своего греха лишился бы. Как бы ни был он несправедлив к тебе, заботься больше о его спасении, чем о своем оправдании. Без сомнения, тебе придется пожертвовать своим самолюбием, может быть, выслушать и оскорбление. Зато разве не велика будет тебе награда, если спасешь погибшую овцу, о которой так нежно заботится добрый Пастырь? Если же не послушает брат твой, не сознается в своем грехе, будет упорствовать в своем заблуждении, во вражде против тебя, не оставляй его и в этом положении; ты был слаб, когда один увещевал его, будь сильнее при помощи других, возьми с собою еще одного или двух , но не больше, и обличи его перед этими свидетелями, чтобы они подкрепили твое слово, приняли участие в увещании обличаемого, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово , как заповедано в Писании (мысли Никанора, архиеп. Херсонского).

Ищи пользы не себе только, но и тому, кто оскорбляет или соблазняет тебя. Обижен собственно тот, кем овладела страсть: он и болен, и слаб, и немощен. Если же и при других он будет упорствовать в своих ложных мыслях, если же не послушает и их , тогда скажи церкви и ее предстоятелям, поставленным Мною пастырям Церкви. Если он не устыдился тебя и тех, которые были с тобой, то, может быть, все же устрашится суда церковного; а если и церкви не послушает , если не убедится увещанием, обличением, предостережениями предстоятелей Церкви, если не захочет подчиниться их суду, тогда он, как неизлечимый больной, как закоснелый в своем упорстве, – то да будет он тебе , пусть будет чужим тебе, как язычник , не имеющий никакого общения с тобой в вере, и мытарь , всеми презираемый, неисправимый корыстолюбец. Не считай более такого противника Церкви своим братом по вере, прекрати с ним христианское братское общение, чтобы как тебе, так и другим не заразиться его духовной болезнью. Отсеченный от Моей Церкви, он будет чужд и сущей с нею Моей благодати. Вот заповедь, вот учение Самого Господа об анафеме церковной (мысль Филарета, митр. Московского). Вот ее происхождение от Самого Христа, Который, однако же, говорит о Себе: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29) . «Следуя этому учению Христову, апостол Павел громко возглашал: «если бы (кто) стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8) . То же делали и прочие апостолы, когда среди верующих встречали людей, которые, по выражению апостолов, «вышли от нас, но не были наши» (1 Ин. 2:19) , которые вводили «пагубные ереси… отвергаясь искупившего их Господа» (2 Пет. 2:1) . Что было делать, как не отсечь зараженные и заражающие члены от здравого тела и сделать это так открыто, чтобы и зараженные злым учением наглядно могли увидеть свою погибель и прибегнуть к всецелебному врачевству покаяния, и здравые в вере несомненно знали, кого и чего должно им остерегаться, и насколько бдительно необходимо остерегаться? На этом основании Церковь не только может, но и должна отлучать от себя людей, не повинующихся не только ей, но и Самому Богу, в Священном Писании глаголющему» (Филарет, митр. Московский). Анафема есть суд Церкви, суд кроткий, но и грозный, как кроток, но и грозен Сам Христос, ее Учредитель. Анафема не значит проклятие. Проклятие есть призывание на главу проклинаемого всех зол и бедствий; анафема есть только отлучение, отсечение от Церкви, удаление от общения с нею того, кто сам не хочет слушаться Церкви (мысли Никанора, архиеп. Херсонского).

Церковь всем таковым объявляет устами своих предстоятелей: «вы не веруете, как Господь повелел нам веровать, вы пренебрегаете Его святыми заповедями, вы уничижаете святую Его благодать, вы издеваетесь над уставами Его Церкви, которую Он создал, которую так любит, которую обещал хранить до конца мира, в которую положил все сокровища Своих искупительных заслуг, вы вносите в эту Церковь свои разрушительные учения; для вас ничто в Церкви не свято, ничто не дорого, ничего вам не нужно, – оставьте нас. Мы готовы быть в мире с вами, как со всеми согражданами, не ведающими веры и закона Христова; мы можем быть и соседями вашими, и сотрудниками в делах общежития, но не можем быть в единомыслии веры, в общении молитв и Таинств, в союзе любви духовной; оставьте нас. Вы стали язычниками, отреклись от чистоты и полноты веры Христовой; по жизни для нас стали тем, чем были мытари для древних Евреев; мы так и понимаем вас, как Господь повелел нам вас разуметь: «да будет он тебе, как язычник, и мытарь» . На это ваша свободная воля o быть тем, чем вы желаете быть, а наша обязанность смотреть на вас и относиться к вам так, как нам повелено от Господа Иисуса Христа, в Которого мы веруем и от Которого ожидаем вечного спасения» (Амвросий, архиеп. Харьковский). Это не значит, что мы должны презирать брата, или отказывать ему в обыкновенных человеческих услугах, как поступали Евреи относительно язычников и мытарей, мы должны все еще любить брата своего и стараться склонить его на правый путь даже до самого конца, как делает и Отец наш Небесный относительно людей неблагодарных и злых. Это значит только прекратить с ним всякое общение, как с единоверцем, считать его человеком, не принадлежащим к Святой Церкви Божией… Церковь изрекает анафему, в основном, только на прегрешения ума, а не воли, на грехи упорства, а не на грехопадения (мысли Никанора, архиеп. Херсонского): анафема не разбойникам, не ворам, не преступникам всякого рода, но анафема отвергающим бытие Божие, искупление, безсмертие, будущий Суд и другие истины веры. Грехи ума тяжелее, пагубнее, преступнее грехов воли. Все мы грешим ежечасно, но, повергаясь в прах пред милосердием Божиим, принося сердечное покаяние во грехах, можем получить прощение от Господа. Даже и заблуждения ума, если они не упорны, если люди, как дети, только колеблются ветром разных учений и готовы искренно сознаться в своих заблуждениях, Бог простит кающимся, ибо всякий может погрешать в своих мнениях. Но если кто сеет ложь упорно, как сам диавол, отец лжи, сеет для убийства душ; если кто восстает против утвержденной Христом, Его апостолами и всей Вселенской Церковью истины, такой творит грех против Духа Святаго.

И этот грех, если не очищается покаянием, не отпустится человеку ни в сей век, ни в будущий; такой грех подрывает самые основы Церкви Божией, и она, защищая саму себя, испускает вопль боли материнского сердца: анафема!.. Но пусть не думает кто-либо, что приговор анафемы незначителен: нет. Кто отлучен от Церкви, тот сам себе затворил и двери в Царство Небесное.

Троицкие листки. №801-1050.


Close