Произведение «Муму» было написано Тургеневым в 1852 году. Согласно свидетельству современников писателя, в его основу легли реальные события, которые имели место в доме Варвары Тургеневой - матери самого писателя. Случай этот произвел неизгладимое впечатление на автора. И после этого он создал небольшое произведение, которое показалось критикам очень милым, печальным и трогательным. Но для самого Тургенева история эта была действительно страшна.

Общая характеристика

Описание Герасима из рассказа «Муму» можно начать со знакомства с главным героем. Основное действующее лицо произведения - глухонемой дворник по имени Герасим, который служит у престарелой барыни. Практически с первых строк своего произведения писатель выделяет Герасима из остальной прислуги. Описывая своего персонажа, Тургенев подчеркивает такие его качества, как трудолюбие и сила. Он выполняет всю работу по дому, во дворе, а также на конюшне, а по ночам занимается караулом. Герасим - это обычный деревенский мужик. Он является крепостным крестьянином.

Несмотря на природный недостаток мужика, он обладает большой физической силой, что необходимо упомянуть в описании Герасима из рассказа «Муму». Обычно он замкнут и угрюм. Даже по его лицу сложно определить, что он переживает. И его суровость, по-видимому, была такой же врожденной, как и глухота. Также главный герой не понимал шуток окружающих. Описание Герасима из рассказа «Муму» в этом отношении можно дополнить цитатой из произведения. Над ним «глумиться не все решались: шуток он не любил». Даже дворовые побаивались дворника. Во всем главный герой любил порядок. И даже петухи не смели вступать в драку при Герасиме. Он живет в маленькой каморке, расположенной над кухней. Все в этой каморке он устраивает по собственному вкусу.

Внешность

Описание внешности Герасима из рассказа «Муму» должно содержать в себе ту информацию, которую дает писатель в своем произведении. Главного персонажа Тургенев описывает как степенного и важного богатыря. Его рост составляет 12 вершков (или же 195,5 см). Походку Герасима Тургенев описывает с помощью таких определений: «твердая», «тяжелоступная», «неверная». Лицо его бывает «радостным», или «безжизненным», «окаменелым». Одет Герасим в кафтан, тулуп, а также сапоги.

Описание Герасима из рассказа «Муму»: качества характера

На протяжении всего рассказа читатель имеет возможность наблюдать, что в каждой ситуации главный героя сохраняет свои лучшие качества - честность, любовь к работе, умение искренне любить. Герасим всегда до последнего держит свое слово. Он также наделен глубоким чувством собственного достоинства. В этом и заключается его нравственно-духовное превосходство над остальными обитателями двора.

К кому Герасим был привязан душой

Краткое описание Герасима из рассказа «Муму» должно также содержать небольшой очерк о его душевных привязанностях, ведь это свидетельствует об умении любить, свойственном главному персонажу. Герасиму из всех обитателей двора больше всего по душе Татьяна - женщина с добрым и кротким характером, возраст которой составляет порядка 28 лет. Герасим относится к ней любезно, оказывая знаки внимания и не давая никому ее в обиду. После того как злая барыня распорядилась, чтобы Татьяну выдали замуж за пьяницу, Герасиму стало совсем тоскливо. Он находит щенка с интересным окрасом - белая собачка покрыта черными пятнами. Только с этим щенком Герасим чувствует себя счастливым. Собачку он называет Муму. Герасим заботится о ней, словно о собственном ребенке.

Краткое описание каморки Герасима из рассказа «Муму»

Многое можно сказать о главном персонаже, исходя из описания его каморки. Тургенев пишет о том, что Герасим соорудил для себя кровать из дубовых досок. Ее писатель называет «истинно богатырской». В углу стоит стол, а около стола - прочный «стул на трех ножках». Стул настолько прочно сделан, что сам Герасим иногда поднимает его, специально роняет и ухмыляется. Под кроватью находится тяжелый сундук. Каморка крепостного запирается на замок.

Поступки главного героя

Обычно время, когда школьникам задают на дом подготовить описание Герасима из рассказа «Муму», - 5 класс. В этом возрасте учащиеся уже могут понять те непростые события из жизни русского крестьянина, о которых рассказывает произведение Тургенева. Крепостной работает за четверых. Несмотря на такой труд, барыню даже это не устраивает. Она хочет полностью распоряжаться жизнью своих крепостных.

Сначала она выдает замуж свою горничную по имени Татьяна за башмачника, злоупотребляющего спиртным. А затем требует, чтобы убрали любимую собачку Герасима Муму. Однако главный герой, хотя и является глухонемым, показывает свою несговорчивость. Он топит свою любимую собаку и затем уходит из барского дома, даже не спросив барского разрешения. До конца своих дней Герасим живет бобылем в своей деревне.

Нравственное превосходство персонажа

Несмотря на то что Тургенев сделал своего главного героя немым, фактически таковыми можно назвать всех остальных обитателей двора. Ведь у них не было никаких личных желаний. Неведомо им было и чувство собственного достоинства, они в большей мере походили на рабов. Несмотря на это, Герасим находится в хороших отношениях с челядью.

Описывая характер своего героя, писатель подчеркивает его нравственное превосходство над остальными. В сочинении «Описание Герасима из рассказа «Муму» школьник может указать: главного персонажа Тургенев сравнивает с молодым быком, степенным и гордым гусаком. Для того чтобы еще ярче описать внешность своего героя, Тургенев использует прием гиперболы. Например, Герасим так сокрушительно косит, что мог бы «хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней…». И если своего главного героя писатель сравнивает с могущественным богатырем, то остальная челядь названа Тургеневым «людишками». Все обитатели двора стремились во всем угождать барыне. Они бездумно следовали любым ее приказам, если даже эти действия унижали их или окружающих.

Образ Герасима — символ русского народа. В своем герое Тургенев показывает лучшие черты русского человека: богатырскую силу, трудолюбие, доброту, чуткость к близким, сочувствие к несчастным и обиженным.

Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей прислуги. Автор видит в нем богатыря. Герасим был одарен «необычайной силой, он работал за четверых-дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него». Тургенев словно любуется своим героем, его силой и жадностью к труду. Он сравнивает Герасима с молодым быком и огромным деревом, которое выросло на плодородной земле. Герасим отличается аккуратностью и ответственностью к порученному делу. Он содержит в чистоте свою каморку и двор. Подробное описание каморки немого немного подчеркивает его нелюдимость. «Он не любил, чтобы к нему ходили», и поэтому всегда запирал свою каморку на замок. Но несмотря на свой грозный вид и богатырскую силу, у Герасима было доброе сердце, способное любить и сочувствовать.

Многие из челяди побаивались грозного дворника, зная его строгий и серьезный нрав. Однако необщительный Герасим вызывает не только страх, но и уважение у дворни за добросовестный труд, терпение и доброту. «Он их понимал, в точности исполнял все приказания, но и прав свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице». И у барыни Герасим вызывает не только страх, но и уважение. «Она его жаловала как верного и сильного сторожа». Немой, также как и вся дворня, побаивается старую барыню, старается ей угодить, точно исполняя ее приказы. Но оставаясь верным слугой, он не теряет чувство собственного достоинства.

Деревенскому мужику трудно живется в городе. Он лишен общения с русской природой. Немой, нелюдимый Герасим одинок. Люди избегают его. Татьяну, которая полюбилась ему, выдают замуж за другого. Он глубоко несчастен. И вот в его темной жизни появляется маленький светлый лучик. Герасим спасает из реки бедного щенка, вскармливает его и привязывается к нему всей душой. Он называет собаку Муму. Она любит Герасима и всегда находится с ним, утром она его будит, а по ночам охраняет дом. Они становятся близкими друзьями. Любовь к Муму делает жизнь Герасима радостной.

Барыня узнает о Муму и приказывает привести ее к себе для того, чтобы развеять скуку. Но маленькая собачка отказывается повиноваться ей. Строптивая барыня, не понимая как можно ослушаться ее приказа, заставляет избавиться от собаки. Герасим пытается спасти Муму и закрывает ее в каморке. Но Муму выдает себя лаем. Несчастный крепостной вынужден убить единственного, искренне любящего друга. Злая госпожа отнимает у Герасима самое дорогое, но не может сломить его силу духа и чувство собственного достоинства.

В судьбе Герасима Тургенев отразил судьбы многих крепостных. Он протестует против крепостного гнета помещиков. Автор выражает надежду, что «немой» народ сможет дать отпор угнетателям.

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года. Тургенев провел детство в имении своей матери - Спасском-Лутовинове, расположенном недалеко от города Орла. Главным лицом в усадьбе была мать писателя Варвара Петровна. Она была очень богата, ей принадлежала не только усадьба Спасское, но и еще несколько имений и тысячи крепостных крестьян. Своевольная, властолюбивая, она была умна, образованна, много читала, знала несколько иностранных языков и по-русски писала «изящным слогом и без ошибок», что тогда для женщины было редкостью. Но, несмотря на свой ум и образованность, была она жестокой помещицей-крепостницей. Никогда не задумывалась она над тем, что крепостные крестьяне тоже люди. Ей ничего не стоило оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню на скотный двор горничную только за то, что та не успела стереть пыль с ее столика, или приказать высечь на конюшне всех садовников, если случайно оказывалось, что кто-то сорвал ее любимый цветок. Прихотям и причудам Варвары Петровны не было конца. Домашний врач из крепостных обязан был каждое утро справляться о ее здоровье, вести записи и отсылать их в Москву двум докторам. Сергей Николаевич Тургенев,отец Ивана, принимал участие в воспитании детей очень косвенно. Он будто не допускал детей к себе. Зато никогда не наказывал и не кричал. Поскольку семья была очень образованной и начитанной неудивительно, что мальчик с самых ранних лет говорил и читал на нескольких языках. Особое внимание уделялось классикам. Обширно были охвачены и другие науки.
В семье было торе детей и обучению уделялось самое строгое внимание. Известно что у детей постоянно менялись гувернёры, которые были носителями французского и немецкого языков. К тому же в семье говорили по-французски постоянно, что было распространено у дворянства XIX века. Даже молились на французском.
Своё детство Иван Сергеевич не считал счастливым. За любой проступок дети наказывались жесточайшим образом. Постоянные перепады настроения матери однажды настолько расстроили мальчика, что он решил бежать из дома.
Известно, что мать, придя в негодования из-за какого-то доноса приживалки, начала сечь мальчика не объяснив причину наказания. Ребёнок плакал и просил объяснений, но мать только приговаривала: «Сам знаешь за что!»
Когда наступила ночь Иван решил бежать из дома. Пока мальчик крался по огромному дому, его сумел заметить учитель - немец. Это был пожилой человек, достаточно умный чтобы не поднимать шум, и достаточно чуткий, чтобы расспросить ребёнка о причинах такого решения.
Поутру добрый старик попросился в комнату барыни и довольно долго за закрытыми дверями беседовал с ней. Этот разговор вразумил строптивую хозяйку. Она оставила свои жестокие методы воспитания.
Писатель не стеснялся во взрослом возрасте признаваться, что всегда боялся матери, как огня. Её беспредел распространялся на весь дом. Дня не было, чтобы кому-то из домочадцев или слуг недоставалось от неё.
Самое приятное, что было в доме для маленького Ивана - это книги. С восьми лет он рылся в заветных шкафах. Иногда ребёнок настолько увлекался той или иной книгой, что даже ночью впечатления не отпускали и рисовали массу смутных образов.
Известно, что любовь к русскому языку и литературе юному Ивану прививали не только родители. Среди прочих слуг в доме имелся один камердинер из крепостных, который оказал влияние на формирование отношения к языку у будущего писателя. Этот камердинер в дальнейшем станет прототипом в одном из рассказов Тургенева.

«Муму»,краткое содерж-е.

В одном из московских домов в окружении множества слуг жила старая барыня. Среди всей ее прислуги особенно выделялся дворник Герасим. Был он высоким, статным мужиком – настоящим богатырем. Только вот говорить он не мог – таким уж уродился.

Барыня отличалась характером строгим и считала, что только она знает, как ее прислуга должна жить. Как-то раз задумала она женить своего башмачника Капитона. Капитон много пил, и барыня решила, что женитьба, а точнее, жена отвадит его от этого пристрастия. А в качестве жены для Капитона выбрала она прачку Татьяну. Татьяна была тихой, очень послушной и боязливой молодой женщиной. Она была красива, только красота ее была как-то незаметна из-за того, что и сама Татьяна старалась быть как можно незаметнее.

Татьяна очень нравилась Герасиму. Он постоянно оказывал ей знаки внимания – дарил подарки, метлой перед ней подметал. А когда увидел, что Капитон как-то слишком уж долго да любезно с ней разговаривает, то без слов дал ему понять, что с ним будет, если обидит он Татьяну. Сам Герасим собирался идти к барыне и просить у нее разрешения жениться на Татьяне. Поэтому и возникло и у Капитона, и у дворецкого Гаврилы опасение, что Герасим не просто будет огорчен таким решением барыни – он и убить Капитона и Татьяну может. Вот и решили они пойти на хитрость. Зная, что Герасим просто ненавидит пьяных, подговорили они Татьяну пройти мимо него, шатаясь, словно пьяная. Герасим, увидев это, пережил настоящее потрясение. Ушел он в свою дворницкую, закрылся там и не выходил весь день. А потом, выйдя, перестал обращать внимание на Татьяну. Только год спустя, когда уезжали Татьяна и Капитон в деревню (Капитон после женитьбы стал пить еще больше), подошел Герасим к Татьяне и подарил ей платок, а Татьяна расцеловала его троекратно.

Гуляя по берегу реки, Герасим увидел в воде маленького щенка. Вытащил он щенка из воды и принес в свою дворницкую. Вымыл, вытер, накормил и уложил спать рядом с собой. Герасим очень хорошо ухаживал за щенком, который скоро стал очень красивой маленькой собачкой. Назвал он ее Муму и привязался к ней так, как ни к кому никогда не привязывался. Да и собачка не отходила от Герасима ни на шаг. Однажды барыня увидела Муму и захотела поближе на нее посмотреть. Принесли Муму к ней в комнаты, но собачка не подходила к барыне и молоко, данное ей, не пила. А когда барыня протянула руку, чтобы погладить Муму, та оскалила зубы и зарычала. Барыня тут же приказала Гавриле избавиться от собаки. Гаврило выкрал у Герасима Муму, отнес на рынок и продал, договорившись, что собаку какое-то время не будут спускать с привязи.

Герасим долго искал Муму, а когда ему знаками показали, что Муму на барыню оскалилась, он решил, что не увидит ее больше. Но ночью Муму вернулась с обрывком веревки на шее. Тогда стал Герасим прятать собаку. Весь день он держал ее взаперти, а ночью выводил погулять. Но как-то ночью, увидев чужого человека около забора, Муму звонко залаяла. Барыня проснулась и велела немедленно избавиться от собаки. Когда пришли к Герасиму, тот знаками показал, что сделает все сам. Он взял Муму и ушел со двора. Он привел собаку в трактир, накормил ее щами с мясом, потом пошел на реку, сел вместе с ней в лодку и стал выгребать на середину реки. Привязал Герасим к веревке кирпичи, которые взял с собой, поднял Муму над водой, посмотрел на нее в последний раз и разжал руки. Вернувшись в свою каморку, Герасим собрал вещи и ушел из Москвы в свою деревню. Барыня сначала разозлилась, а потом успокоилась. А Герасим больше никогда в жизни не проявлял интереса ни к женщинам, ни к собакам.

В чем нравственная сила Герасима?

Сила и мужество даже в самые тяжёлые моменты. Знавший мучительный труд на поле работа у барыни ему казалась лёгкой,но со времинем одиночество настигло и его...Появление Муму помогло победить одиночество,но не надолго. Герасим остался послушен и "убил" Муму.

Могучий, сильный Герасим, взятый по прихоти барыни из деревни в Москву, символизирует силу народа, его немота – символ бесправия.

В названии «Муму» надо видеть не только частный случай (кличка собаки, связанная с невозможностью её хозяина говорить), но и более глубокий смысл: название и главный герой произведения символизируют весь российский крепостной люд, униженный, абсолютно бесправный, но безмолвно сносящий эти бесправие и унижения .

Барыня . «Муму» Тургенева (характеристика рассказа обязательно должна включать психологические портреты действующих лиц) – это сочинение, которое основано на постепенном раскрытии внутреннего мира персонажей. В этом отношении старая барыня вызывает больше всего нареканий, так как ее капризы стали причиной случившейся трагедии. По словам автора, она была капризна, вспыльчива, кроме того, у нее наблюдались частые смены настроения. Вместе с тем ей нельзя отказать в некоторой хозяйственности и распорядительности. Так, она отличила Герасима как способного и трудолюбивого работника, пыталась как-то исправить Капитона, однако ее деспотические замашки не привели к желаемому результату, так как она была слишком упряма и своенравна.

Татьяна . Образ молодой женщины Татьяны в этом отношении не представляет исключения. Она бедная забитая служанка, которая постоянно терпит унижения и издевки, от которых ее спасает только защита Герасима. В доме барыни она работает прачкой. Бедная женщина настолько забита, что беспрекословно выполняет приказ дворецкого и притворяется перед Герасимом пьяной, чтобы он сам от нее отказался. Хитрость удалась, однако дворник все-таки сохраняет к ней симпатию и при отъезде ее в деревню дарит ей красный платок.

У Герасима был свой прототип – слуга Андрей по прозвищу Немой. С ним произошла та же история, что и с его литературным воплощением. Этот герой – замкнутый нелюдимый человек, который, однако, отличается трудолюбием и работоспособностью. В поместье он считается лучшим рабочим, его трудовые навыки ценят все, в том числе и сама старая барыня. У этого внешне нелюдимого человека была одна слабость – он испытывал симпатию к служанке Татьяне, на которой даже хотел жениться.

Стихотворение в прозе это лирическое произведение в прозаической форме; обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания, но не такими, как метр, ритм, рифма. Поэтому не следует путать стихотворение в прозе с формами, промежуточными между поэзией и прозой именно по метрическим признакам, - с ритмической прозой и свободным стихом.
«Бирюк»

рудно сразу сказать, какова основная тема рассказа «Бирюк». Это и тяжелая крестьянская жизнь, и сильная личность лесника, и предательство любимой женщины. Рассмотрим остальные аспекты, которые помогут выявить нам основную тему.

Мой дом – моя крепость Так говорят все, у кого есть своя крыша над головой. Была ли изба лесника крепостью? Вспомним, как Тургенев «приводит» охотника и читателя в мужицкую избу. В ней нет полатей, только одна печь, людям приходится спать на полу. Девочка, абсолютно босая, вышедшая из комнаты, - дочь Бирюка. Детство у нее мало похоже на эту веселую пору: она присматривает за ребенком, который еще совсем мал и спит в люльке. Вокруг все темно и грязно, что вполне объяснимо – нет хозяйки. Настоящей, взрослой женщины. Требовать от ребенка двенадцати лет полного порядка в доме и хорошего присмотра за младенцем просто невозможно. Тем не менее дочка Фомы ни на что не жалуется, лишь покорно качает люльку с малышом. С едой у них тоже негусто: Бирюк не может предложить охотнику ничего, кроме хлеба и воды, а ребенку приходится сосать только грязный рожок. Семье приходится очень тяжело.

Какова основная тема рассказа «Бирюк»? Несомненно, бедность, но при этом сила русского человека, которого не смогли сломить обстоятельства. Сильный и неподкупный Бирюк появляется перед нами впервые освещенный белой молнией. Автор сразу показал нам настоящего богатыря с сильными мышцами, высокого роста и крепкого телосложения. Хоть он и угрюм, но все же весьма неплохой человек. Он не дал охотнику мокнуть под дождем, а предложил переждать его в бедной своей избе. Почему же на протяжении всего рассказа мы видим такого сильного, но хмурого мужчину? Конечно, живется ему очень тяжело. Брошенный своей женой, он остался с двумя детьми в бедственном положении. Тем не менее перед нами раскрывается и другая сторона его характера – отзывчивость. Тому доказательство - история с вором, который хотел вырубить лес на территории, охраняемой лесником Бирюком. Всем мужикам было известно, что Фома никого не пропустит, не позволит воровать лес. Он не брал взятки, несмотря на свою бедность, честно исполнял свою работу. Еще одна основная тема рассказа «Бирюк» - неподкупность русского человека, ответственность перед людьми, доверившими ему такую важную должность. Крепостному праву - нет! Стоит отметить, что желание отменить крепостное право в то время показывает, какая основная тема рассказа «Бирюк». Фома и мужчина-вор – крепостные крестьяне. Как живет каждый из них? Очень и очень бедно. Но если первый – сильный и порядочный человек, то другой готов пойти на преступление, сломался от бедности. Идет на территорию, которую охраняет всем известный Бирюк, и на свой страх и риск рубит лес. Но все же он схвачен. Но и здесь он проявляет свою слабость, давит на жалость, оскорбляет Бирюка, чтобы всеми способами уйти. А Фома тем временем отказывается взять деньги за лес, предложенные барином-охотником, чтобы спасти мужика. Рассказ «Бирюк» написан Тургеневым как выражение протеста против крепостного права. Он показывает, как тяжело жилось в то время крепостным. И как по-разному себя ведут люди при сложных обстоятельствах. Нам, живущим в другую эпоху, несомненно, трудно понять, насколько же трудно им приходилось.

Тема: Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

Цели урока:

Ι. Образовательные: проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

Личностные УУД : формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ,

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, отрывок из мультипликационного фильма “Муму” режиссера Валентина Караваева, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки).

Тип урока : урок “открытия” новых знаний.

Литература:

Рассказ И.С.Тургенева “Муму”.

Учебник “Литература 5 класс” в 2-х частях, издательство “Просвещение”, 2016, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин .

О.А.Еремина “Уроки литературы в 5 классе” книга для учителя.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). слайд 1

- Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнем занятие.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок.
Чтобы многое узнать, надо думать, рассуждать.
И внимательными быть, и старательными быть.
И тогда уж точно каждый, знания свои покажет!

Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость.

II. Проверка домашнего задания слайд 2 Мозговой штурм

- На прошлом уроке мы познакомились с биографией великого русского писателя И.С. Тургенева “Муму”. Какие основные факты биографии вам запомнились? (ответы учащихся)

Притча «Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Сообщение темы: «Характеристика образ главного героя из рассказа Тургенева «Муму»» и постановка целей слайд 3

- Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?

Анализировать первую часть рассказа (образ барыни, Татьяны и Герасима);

оценивать поступки героя - обобщать, делать выводы;

обогащать словарный запас;

учиться работать в паре:

уважать мнение собеседника.

- Дома вы читали рассказ “Муму”. Работаем в парах. Слайд 4

Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок - “5”; одна или две ошибки - “4”; три, четыре ошибки - “3”.

Восстановите последовательность эпизодов в рассказе “Муму”. Поставьте номера 1-9 Слайд 5

1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2. Жизнь Герасима в доме барыни.

3. Герасим находит щенка.

4. Любовь Герасима к Татьяне.

5. Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9. Встреча Муму и барыни

Проверка. Слайд 6

III . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Ребус Слайд 7

- Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

r г l л g у d х s о n н i е w м z о й

ГЛУХОНЕМОЙ

- Что обозначает это слово ? (Это человек л ишенный способности говорить вследствие врожденной или приобретенной глухоты.)
- Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Герасиму.)

2. Работа с классом. Для того, чтобы начать характеристику героя, давайте вспомним на что необходимо обратить внимание.

-когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)
- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет.)
- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)
- Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)

Выстраивается схема.

Выстраивается схема.

- Молодцы! Герасим - это новый для нас персонаж из рассказа И. Тургенева “Муму”. Чтобы понять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когда вновь будем перечитывать это замечательное произведение? (На портрет, на поступки…) Слайд 8

- На слайде у нас получился кластер, который поможет нам при знакомстве с Герасимом.

IV. Постановка учебной задачи.

- Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. Но для начала вспомним героев, которые окружали Герасима «Игра узнай героя»

Слайд 9-13

IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.
- Посмотрите: герой один, а мнений о нем много. Попробуем разобраться, что из себя представляет этот человек. Слайд 14

1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.

- Как выглядит дом барыни и какое первое описание барыне дает автор? Что мы узнали о ней в самом начале рассказа? Слайд 15

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный , давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи .”

- Как вы понимаете слова: “День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи”?

(Утром человека называют его детство и юность, день - это зрелость, вечер - старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной.)

2. Просмотр мультфильма (2 минуты) Слайд 16

- Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма “Муму” режиссера Валентина Караваева и ответить: чем отличается начало мультфильма от начала рассказа И.Тургенева?

С какой целью режиссер добавил эпизод с мухой?

(Режиссер Валентин Караваев добавил эпизод с мухой, чтобы показать капризы, смену настроения, самодурство барыни. Самодурство - это поведение человека, который действует по своей прихоти он очень капризничает и при этом унижает достоинство других людей.)

-Режиссер показывает нам условия быта главного героя, на примере поведения барыни. Какие они?

3. Портрет Герасима. Слайд 17

- Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: “Чем выделяется Герасим среди окружающих? С какой авторской характеристики начинается повествование о нем?”

Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его не истомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником”. Автор использует такие слова как:

Замечательный” - 1. Выдающийся, необычайно хороший. 2 .То же, что примечательный, достойный особого внимания.

Славный” - 1. Пользующийся славой, широко известный чем-то выдающимся. 2 . Симпатичный, очень хороший - разг.)

- Как работал Герасим?

- Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? Слайд 18

(“…привезли в Москву, купили…, сшили…, дали… и определили…”)

- Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем?

(Старуха - помещица, а Герасим - крепостной.)

- Кто такой “крепостной крестьянин”

Крепостные крестьяне - прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а ее детей - другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Работа с термином “сравнение”. Как вначале воспринимает Герасим свою новую жизнь?

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА СТР. 190-191.

Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий , как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что́ с ним такое деется, - скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо , - взяли, поставили на вагон железной дороги - и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат - бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…”

- Слайд 19 . Что такое сравнение? (СРАВНЕНИЕ - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим .) Найдите сравнение в описании Герасима.

вырос немой и могучий, как ………….(дерево растет на плодородной земле)”

скучал и недоумевал, как ……….(недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)”

бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как……… (пойманный зверь)”

- Продолжите мою фразу: “Эти сравнения помогают подчеркнуть…” (его любовь к свободной жизни.)

6. Знакомство с новым термином «Гипербола». Гипербола - сильное преувеличение.

1 абзац “Ему отвели…” СТР.192 Слайд 20

- Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника?

Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать ; сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы ; под кроватью находился дюжий сундук ; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства , а возле столика - стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый , что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили”.

(Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.)

- Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы. - Найдите примеры гипербол в тексте. Слайд 21

(- он работал за четверых;
- один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;
- сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…)

8. Физкультминутка. Слайд 22-23

9. Отношение Герасима с окружающими его людьми и Татьяной. Слайд 24

- И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? (Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее “уважаемый”, “почтенный”) СТР.191 последний абзац “Со всей остальной челядью…)

Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских - они его побаивались, - а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, - а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.”

- Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома. СТР. 191 со слов…

“…а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его ; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики.”

- Докажите, что “светлым пятном” в жизни Герасима была Татьяна. (“Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений - бог его знает!”)
- В чём сходство Герасима и Татьяны?
Слайд 25

С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней все равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, - вот и все. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала”.

- Какие качества характера проявляются в его поведении?

Эпизод прощания Герасима с Татьяной...

- Выразительно прочитайте эпизод прощания Герасима с Татьяной . СТР. 202-203.

Когда же все было готово, и мужики уже держали вожжи в руках и ждали только слов: “С богом!”, Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом . Он хотел проводить ее до заставы и пошел сперва рядом с ее телегой, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки.”

- Слайд 24. Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, “вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок...”.

VII. Рефлексия «Все в твоих руках».

В конце урока вопрос учащимся:

За что бы вы себя могли похвалить?

- Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.
- Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.
- Если вы себя чувствовали отлично, то обнимите себе.
- Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.
- Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное - умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках.

VIII. Информация о домашнем задании. Слайд 27

- Рассказ о Герасиме от имени Татьяны, барыни (на выбор)

Оценки

Образ Герасима - символ русского народа. В своем герое Тургенев показывает лучшие черты русского человека: богатырскую силу, трудолюбие, доброту, чуткость к близким, сочувствие к несчастным и обиженным. Тургенев называет Герасима "самым замечательным лицом" из числа всей прислуги. Автор видит в нем богатыря. Герасим был одарен "необычайной силой, он работал за четверых-дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него". Тургенев словно любуется своим героем, его силой и жадностью к труду. Он сравнивает Герасима с молодым быком и огромным деревом, которое выросло на плодородной земле. Герасим отличается аккуратностью и ответственностью к порученному делу. Он содержит в чистоте свою каморку и двор. Подробное описание каморки немого немного подчеркивает его нелюдимость. "Он не любил, чтобы к нему ходили", и поэтому всегда запирал свою каморку на замок. Но несмотря на свой грозный вид и богатырскую силу, у Герасима было доброе сердце, способное любить и сочувствовать. Многие из челяди побаивались грозного дворника, зная его строгий и серьезный нрав. Однако необщительный Герасим вызывает не только страх, но и уважение у дворни за добросовестный труд, терпение и доброту. "Он их понимал, в точности исполнял все приказания, но и прав свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице". И у барыни Герасим вызывает не только страх, но и уважение. "Она его жаловала как верного и сильного сторожа". Немой, также как и вся дворня, побаивается старую барыню, старается ей угодить, точно исполняя ее приказы. Но оставаясь верным слугой, он не теряет чувство собственного достоинства. Деревенскому мужику трудно живется в городе. Он лишен общения с русской природой. Немой, нелюдимый Герасим одинок. Люди избегают его. Татьяну, которая полюбилась ему, выдают замуж за другого. Он глубоко несчастен. И вот в его темной жизни появляется маленький светлый лучик. Герасим спасает из реки бедного щенка, вскармливает его и привязывается к нему всей душой. Он называет собаку Муму. Она любит Герасима и всегда находится с ним, утром она его будит, а по ночам охраняет дом. Они становятся близкими друзьями. Любовь к Муму делает жизнь Герасима радостной. Барыня узнает о Муму и приказывает привести ее к себе для того, чтобы развеять скуку. Но маленькая собачка отказывается повиноваться ей. Строптивая барыня, не понимая как можно ослушаться ее приказа, заставляет избавиться от собаки. Герасим пытается спасти Муму и закрывает ее в каморке. Но Муму выдает себя лаем. Несчастный крепостной вынужден убить единственного, искренне любящего друга. Злая госпожа отнимает у Герасима самое дорогое, но не может сломить его силу духа и чувство собственного достоинства. В судьбе Герасима Тургенев отразил судьбы многих крепостных. Он протестует против крепостного гнета помещиков. Автор выражает надежду, что "немой" народ сможет дать отпор угнетателям.


Close