Слайд 2

Слайд 3

Сказка о ударении

Собрались однажды все слова русского языка и стали хвастаться: - Все у нас есть - гласные и всякие согласные звуки. Теперь мы всё сами назовем и сами обо всем скажем. Ничего нам больше не надо! Услышало эти слова Ударение и возмутилось: - Как это ничего не надо?! Да как же вы без меня жить будете?! - Подумаешь, важность какая - Ударение! И без тебя обойдемся! - еще больше расхвастались слова. - Ах, так! - рассердилось Ударение и стало по словам где не надо ударять, со слога на слог перепрыгивать. Подскочило оно к слову “крУжки”. А оно только что в крУжки воды набрало, как вдруг превратилось в кружкИ! А кружкИ всю воду расплескали, всех обрызгали. - Ах, что мы наделали! Ах, простите, мы нечаянно! А Ударение смеется:

Слайд 4

Сказка о ударении

Погодите, вы еще не то сделаете,- и подбежало к слову “потОпать”. А слово “потОпать” хотело ногами потОпать, но вдруг стало потопАть. - Караул! - кричит.- Тону! ПотопАю! А Ударение уже к слову “разделИ” направилось. Слово “разделИ” хотело что-то на всех разделИть, как вдруг что-то с ним случилось. - Помогите! - кричит.- Меня совсем раздЕли! Замерзаю! А слово “заплачУ” хотело за что-то заплатить, но увидело, что с другими словами делается, испугалось и закричало: - Ах, я сейчас заплАчу! Давайте скорее извинимся перед Ударением и попросим его в наше общество! - Просим! Просим! -закричали хором все слова. - То-то! - сказало Ударение и вернуло все на свои места. С тех пор дружно стали жить слова с Ударением, а Ударение стало помогать им точно выражать смысл каждого слова.

Слайд 5

Слово сочетания чу-щу-жи-ши-ча-ща

Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы, Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружат только с И, А, У. Так в русском языке появились сочетания ЧУ-ЩУ –ЖИ-ШИ –ЧА-ЩА

Слайд 6

Сказка о русском языке

В некотором царстве, в некотором государстве в семье Славянских языков жил-был царь Древнерусский язык, и было у него 3 сына: Русский, Украинский и Белорусский языки. Позвал однажды царь своих сыновей и говорит им: - Дети мои, вы теперь все взрослые. Идите по белу свету и счастье свое ищите.Вышли братья во чисто поле и разошлись в разные стороны. Русский язык пошел в Москву да так там и остался. Сдружился Русский язык с Польским, Болгарским языками и взял у них много слов. С разными людьми знался Русский язык: с Ломоносовым, Карамзиным, Державиным, а особенно с Пушкиным. Во многом перерос он своих братьев и сильно возмужал. Стал одним из красивейших языков мира. На нем заговорили более 250 миллионов человек. Стал Русский язык великим и могучим, и слава о нем разнеслась по всему белому свету. Да и живет-здравствует этот язык по сей день и дарит людям ясный свет души своей и теплоту горячего своего сердца.

Слайд 7

звуки

Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю,Е. Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ.Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их

Слайд 8

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все – таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

Слайд 9

Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить - , и никак…Кашлянули:-Кх!Чихнули:Пчх!Зачем то позвали кошку:-Кс, кс, кс!И заскучали….Вдруг:-Тсс!Показалось им, что кто –то где-то рыдает… Прислушались.-А-а-а-а! О-о-о!- кричали гласные.Они плакали, как малые дети:-Уа! Уа!Аукали:-Ау! Ау!

Слайд 10

И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):-БДМ ВСГД ВМСТ!И услышали радостное, но тоже невнятное:-У-Е-Е-А-Е-Е!Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:-БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!И с тех пор больше никогда не разлучались.Парад букв Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.Как – то раз Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки надели платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь.Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ,Ы,Ь,Э,Ю,Я.Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля – АЛФАВИТ или королевы – АЗБУКА.Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть

Слайд 11

Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.Как – то раз Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки надели платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь.Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ,Ы,Ь,Э,Ю,Я.Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля – АЛФАВИТ или королевы – АЗБУКА.Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв.

Посмотреть все слайды

Мягкий Знак давно и безнадёжно влюблён в букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слово, - но всё напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьёшься ни звука...


«Беглое е»

БЕГЛОЕ Е

Вызвали Е из алфавита. - Ну как у вас там? - Полный порядок. Все на местах, каждый работает над своей темой.

А над какой темой вы работаете?

- «Некоторые проблемы шестого места как места, находящегося между пятым и седьмым». Тема трудная, но интересная.

Придется вам на время ее оставить. Думаем на править вас в текст. Узнаете хоть живое слово, а то застоялись в своем алфавите.

А в какое слово меня посылают?

Слово хорошее: ДЕНЬ. Бодрое слово, светлое. И не очень сложное: всего один слог. Так что справитесь.

Вы думаете?

Конечно, справитесь. Вы там будете единственным гласным, и решающий голос будет ваш. Главное - хорошо организовать работу.

Е пробует возражать, ему не хочется расставаться с алфавитом, с «Некоторыми проблемами шестого места…», - но что поделаешь! Приходится отправляться в текст.

В слове ДЕНЬ Е стоит на видном месте, ему удобно, спокойно, совсем как в алфавите.

Но вот слово начинают склонять: ДНЯ, ДНЮ…

В чем дело? Куда девалось Е?

Нет его, оно сбежало. Испугалось косвенного падежа.

Вот какое это Е, всю жизнь проведшее в алфавите. В трудную минуту на него не рассчитывайте.

Просмотр содержимого документа
«Безударные гласные»

Орфографическая сказка по теме

«Безударные гласные в корне слова»

Однажды буквы е и и отправились в лес собирать грибы и ягоды. Шли они,

шли и вдруг увидели реку. В слове «река» обе буквы задумали занять одно и то же место: река. Не хотели буквы е и и уступать друг другу и из_за этого поссорились. Но тут им на помощь пришёл добрый волшебник Ударение. Стоило ему ударить по слову волшебной палочкой, как гласный звук стал слышаться ясно и отчётливо, и уже не могло быть никакого

сомнения в написании буквы. В слове «реки» в ударном слоге пишет_

ся е , значит, и в слове «река» в безударном слоге нужно писать букву е .

После этого буквы е и и подружились с ударением. Давайте и мы с вами будем дружить с добрым волшебником Ударение.

1 8 /10

УЧИТЕЛЬСКАЯ КУХНЯ

Сказки и стихи по русскому языку

И.В. Зайкова

Просмотр содержимого документа
«Веселый язычок»

Для того, чтобы ребенок от раза к разу с охотой выполнял артикуляционную гимнастику, я предлагаю проводить ее в веселой, привлекательной для ребенка форме сказки " О Веселом Язычке ". Каждый раз приступая к занятию, можно рассказывать новую сказку, а также придумывать свои, что будет являться дополнительным стимулом и быстрее приведет к желаемому результату!

Сказка «О Веселом Язычке»

«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала от­крылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно ле­жит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание ребенка, что потолок - это небо. Просим погладить небо языком).

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка, про Веселый Язычок.

Сказка «О Веселом Язычке»

Рот - домик, губы - двери.

А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение « Стрелочка ».)

Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения «Часики», «Змейка».)

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.
(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».)

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело...

Но пора за дело.
(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.
(Упражнение « Заборчик ».)

Гвозди, молоток и клещи -

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «тук-тук!»,

Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

(Упражнение «Маляр».)

Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
- Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача -
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.

(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)

Сказка «О Веселом Язычке»

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

Просмотр содержимого документа
«Грамматическая сказка чужак»

Грамматическая сказка «Чужак»

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак пригорюнился. Где ему родственников искать?

Кто же оказался чужаком среди родственников воды?

Почему гости не сразу приметили чужака?

Не поможете ли вы найти своих родственников слову «водитель»?

Просмотр содержимого документа
«История о суффиксе чик»

История о суффиксе –Чик


Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были ключи, колокола, огурцы и так далее. Но вот появился суффикс – Чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими, как и он сам.
У суффикса– Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо огромного ключа получался маленький ключик. Даже большой зеленый огурец превращался в изящный огурчик. Прошли десятки лет и суффикс – Чик приобрел большой опыт. Он стал не только уменьшать слова, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет – Чик образовал слово летчик, из слова груз – грузчик. Сейчас суффикс – Чик уже не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и верно служит людям.

Просмотр содержимого документа
«Как Морфология порядок навела»

Как Морфология порядок навела

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Морфологию!"

Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов.

Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

А какие формы у вас есть?

Род, число, падеж.

А что вы умеете делать?

Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.

Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Морфология.

А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.

Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология.

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.

Морфология - командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой - мудрая Грамматика.

У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна - строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие. (Текст взят из книги В.Волиной "Весёлая грамматика", М., 1995, стр.168-169)

Стихотворение О. Высотской "Весёлая грамматика".

Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни - у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!

Просмотр содержимого документа
«Как Причастный оборот от Запятых спасался»

Как Причастный оборот от Запятых спасался

В стране Пунктуация правил очень честный король. Он всегда решал споры, раздоры между гражданами, часто сам придумывал правила. Когда он размышлял над очередным правилом, перед ним встала серьезная задача: как справедливо расставить знаки в предложении с причастным оборотом? Нужно было сделать так, чтобы никто не обиделся.

И вот он устроил соревнования по бегу. В них участвовали две Запятые, Причастный оборот и Главные члены предложения. Перед началом турнира все выстроились в один ряд. Раздался свисток, все побежали. Резко вперед вырвалось Определяемое слово, за ним неожиданно понеслась одна из Запятых. Следом, спотыкаясь, бежал Причастный оборот. Он изо всех сил пытался обогнать маленькую соперницу, но ничего не получалось. Вдруг сзади его стала настигать еще одна Запятая. Причастный оборот закричал:

– Какие противные Запятые! Крутятся под ногами! Помогите! Подтолкните! Не хочу прибежать последним! Ой-ой, они меня окружили!

Позади второй Запятой неслись все остальные члены предложения. В таком порядке и прибежали они к финишу. Мудрый король провозгласил, что теперь Причастный оборот будет окружен Запятыми, если он стоит после Определяемого слова.

Л.А. Сей,
г. Великий Новгород

Просмотр содержимого документа
«Как мама Глаголиха учила глагольчиков»

Как мама Глаголиха учила глагольчиков


Жила была мама Глаголиха со своими детьми - десятью глагольчиками. Они были весёлые и шустрые. Очень любили глагольчики гулять с мамой по двору. Во время прогулок она рассказывала своим деткам много интересного о том, что их окружает. Так шло время, глагольчики повзрослели, и мама решила вывести их со двора на первую рабочую прогулку.
-Дети, и я, и весь наш род занимается интересной работой. Мы трудимся в предложении. ТАМ подбираем для себя существительные или местоимения и вместе служим…
А сейчас мы поиграем в любимую игру глаголов. Называется она «Узнай моё время». Только для определения времени мы не будем смотреть на часы. У нас есть для этого…
Как вы думаете, ребята, о чём хотела рассказать Глаголиха своим деткам?

Этот хитренький глагол
Себе ВРЕМЯ изобрёл.
«Ухожу», - кричит сегодня.
«А вчера, - кричит, - ушёл»,
«Завтра, - скажет, - я уйду!»
Позавидуйте ему.
Глаголы изменяются по временам:
-Глаголы в форме ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие. Которое происходило до того, как о нём стали говорить.
-Глаголы в форме НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие, которое происходит сейчас, в то время, когда о нём говорят.
-Глаголы в форме БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие, которое произойдёт после того, как о нём скажут.

Просмотр содержимого документа
«Как поссорились шипящие с некоторыми гласными»

Как поссорились шипящие с некоторыми гласными

Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У,Ю, И, Ы, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили они поиграть в прятки. Выпало водить шипящим.

Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только не могут найти три гласные буквы Ы, Ю,Я. Искали-искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы,Ю,Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор они вместе, а только так: жи – ши, ча – ща, чу – щу!

Много времени прошло с тех пор. И захотелось шипящим вновь расширить свой круг общения. Вспомнили они про Я,Ю, Ы. Решили взять их с собой в лес за грибами и ягодами. Буквы всё-таки дружный народ! Хорошо провели они время в лесу, а когда вернулись, буква Я расхвасталась:

Я больше всех собрала. Грибы у меня самые лучшие, ни одного червивого, а ягоды – самые душистые. Это я вас всех в лес позвала, это я вывела на самую лучшую полянку, это я..

Буквы рассердились:

Мы так дружно жили, никогда не ссорились, - а главное у нас так не зазнавались, каждый знал своё место, и вдруг….

И решили буквы проучить букву-зазнайку, отправив её в самый конец алфавита. Но тут заюлила Ю, стала защищать свою подругу. И буква Ы стала размахивать своей клюкой. Буквы их отправили подальше в конец – поближе к букве Я.

Именно тогда шипящие буквы Ч,Ш,Щ, и с ними Ж перестали дружить с буквами – зазнайками, а дружат только со скромными буквами А, У, И, которые никогда не выпячиваются.

0:1

В одной стране Грамотландии, на земле Сказландии, которую на карте не найдешь, жили-были маленькие человечки - словики. Они ни чем не отличались от обычных людей, разве что своим возрастом: в этой стране не было ни бабушек, ни дедушек, ни пап, ни мам, там жили одни дети. Присматривали за ними Буквы Алфавита, но дети их не видели. Тут надо отметить, что Буквы в этой сказочной стране были наравне с земными ангелами: они оберегали словиков от неприятностей и всевозможных ошибок. Человечки их никогда не видели, хотя знали об их существовании и очень верили в них. Связь между словиками и Буквами поддерживали Звуки. Они в Грамотландии занимали все руководящие должности и заменяли словикам родителей, ведь кто-то же должен был им помогать в их нелегкой сказочной жизни? Когда дети переставали слушаться Звуков, то те обращались на помощь к Буквам Алфавита. Они шли в Храм Правил и открывали там великую книгу мудрости и знаний - Азбуку. Именно она помогала находить жителям Грамотландии мудрые решения, потому у них никогда не было ссор и разногласий. Как только Звуки перешагивали порог Храма Правил, Буквы собирались в большом зале Правописания и снимали свои шапочки-невидимки. Выслушав просьбу Звуков и посовещавшись между собой, они записывали свое решение в Дневнике руководства. Ослушаться решение Букв для Звуков было подобно смерти, потому решение последних никогда не оспаривалось. Но такие казусы со словиками случались крайне редко, потому Азбука чаще всего одиноко лежала в своем Храме.

Обо всех новшествах, происходящих в других странах, словики узнавали от страноходов, одного очень небольшого и необычного народа, призванием которого было ходить по городам и странам великой земли Сказландии. Так, однажды, до них дошли легенды о компьютере, невиданной машине, заменившей конверты, счетные палочки и прочую ручную работу. Они решили, во чтобы-то ни стало, заполучить эту невидаль в свою страну.

0:3536

0:8

1:512 1:521

Обычный распорядок дня маленького человечка большим разнообразием не отличался:
7.00 - подъем;
7.10 - утренняя зарядка;
7. 35 - завтрак;
8.00 - занятия в школе Ума;
13.00 - обед;
14.00 - 18.00 - личное свободное время;
18.00 - ужин;
19.00 - подготовка к урокам (или домашнее задание)
22.00 - отбой.

1:1066 1:1075

Словики были очень дружный и воспитанный народец, хотя, как и все дети, любили пошалить. Самыми популярными играми у них были словесные войнушки и догонялки. Питались словики цветочной пыльцой. Зимы у них не было, потому цветы росли круглый год. Словики, как и люди, делились на мальчиков и девочек. Причем, если девочки были только кудрявые, то у мальчиков волосы торчали в разные стороны, как у ёжиков. Ростом словики были с человеческую ладошку. Человечки практически никогда не грустили: трудно было даже представить словика, рыдающего крокодильими слезами. Их лица всегда украшала лучезарная улыбка, из которой весело выглядывали два верхних передних зуба. Носик кнопкой, вечно розовые щечки и неизменный в мелкую полоску синий комбинезончик дополняли образ рядового словика. Жили словики в небольших теремках по два-три человечка, причем у каждого были в домике свои обязанности, и не дай Бог, если кто-то их не выполнит: с этого словика тут же снимался синий комбинезончик и одевался белый. Такого словика на прогулках другие человечки избегали и сторонились, поскольку непослушание - это был наиглавнейший грех.

1:3125

1:8

2:512 2:521

Вот наступил день, когда компьютер достиг и словиков. По этому поводу маленькие человечки устроили самый настоящий карнавал, переодевшись в буквы алфавита. Каждый человечек в этот день хотел стать особенным: один распевал гимны букве «А», другой вышагивал только буквой «Г», третий весь свой костюм украсил буквой «Ж». Ох, и оторвались же в этот день жители Грамотландии! Если бы они, конечно, знали, чем в итоге для них обернется появление компьютера, то они бы непременно изгнали его из своей страны, но будущее никому из нас неведомо.

Естественно, с появлением компьютера жизнь человечков очень сильно изменилась: им больше не надо было больше делать уроки, просить помощь у соседей, даже читать стало занятием необязательным. Теперь за них все делала техника. Обленились словики. Если кто-то среди них продолжал писать от руки, то он тут же становился всеобщим посмешищем:
- Черточка, ты что, до сих пор рефераты от руки пишешь? - возвращаясь, после обеда со школы Ума по проспекту Риторики удивилась Точечка.
- У меня компьютера нет.
- Как, у тебя до сих пор нет компьютера? - покатившись от смеха на диван, захохотала ее подружка Точечка.
- Просто в нашем магазине «Тетрадка» они закончились, послезавтра обещали привезти.
- Бедняжка, пошли ко мне. Ну, не будешь же ты ручкой буквы выписывать? Кстати, компьютер и ошибки в тексте сразу проверяет, так что покупай не раздумывая.
Такие разговоры стали для человечков страны Грамотландии настолько привычными, что они даже записки друг другу только через скайп стали писать. Обиделись тогда на них Буквы и собрались в зале Правописания на всеобщее собрание, пригласив в качестве понятых Звуки.
- Доколе мы терпеть такое безобразие будем? - начала свою речь самая главная Буква «А», - Совсем нас словики уважать перестали! Грамоту забыли, на пунктуацию наплевали, имена свои - и то с ошибками на клавиатуре теперь набирают.
- Нельзя такое больше терпеть, граждане Буквы, - поддержала ее другая Буква «З», - они нас с Буквой «С» ни в грош не ставят, постоянно путают, а если уважаемые Звуки это им замечают, то те еще больше пакостничать начинают.
- Предлагаю объявить им байкот! Как меня можно спутать с «Ш»? Это чистейшее хамство! - громогласно предложила Буква «Ж».
- Правильно, вы просто читаете наши мысли, - дружно закивали своими головками «В» и «Ф», - только байкот, иначе эти безобразники окончательно все грани между нами сотрут!
Постановили своим собранием Буквы, что они уходят от словиков, что будут лучше скитаться по Сказляндии в поисках более благодарного государства. Забрали они свою Азбуку и отправились в дальний путь.
- Я призываю вас к спокойствию и книжной мудрости, - провозгласила всем уходящим за ворота, Буква «Я», - и да пусть не покинут нас Звуки в этот трудный для нас час!

Ушли Буквы. Опустел Храм Правил без Азбуки. Потерялись Звуки без центрального управления. Зачахла, в бездействии Грамотландия. Словики, без всякого управления извне, вообще перестали выходить на улицы, а просиживали целыми днями за компьютером. Звуки, без работы и ежедневных упражнений, окончательно спутались и обленились. Теперь все чаще на улицах города вместо «Доброе утро» можно было услышать «как скайп?» Даже свои имена словики стали произносить сокращенно, чтоб не отнимать у компьютера лишнее время:
- Чер, ты че не онлайн?
- Вирус поймала, Тир, у тя Каспер паленый есть?
- Есть, взломаем - неча делать!
Такие разговоры, временами, доводили Звуки до умопомешательства. Изуродованная речь человечков доводила их до истерики.
- Коллеги, я больше так не могу! - взмолился самым первым гласный Звук «А», - скоро между мной и господином Звуком «О» вообще различия исчезнут! Они же нас ни в грош теперь не ставят.
- Да не нужны мы им, господа Звуки, не нужны! Им теперь во всем компьютер помогает, он же все за них решает, - возмутился Звук «Д».
- Правильно, зачем им теперь имея навороченную технику знания самостоятельно добывать? Они, вон, даже к Богине Орфографии в храм Русского языка дорогу забыли! А ведь раньше, бывало, каждую свободную минутку туда бегали, правила ей начитывали, - подал свой голос Звук «Т».
- Скажешь тоже, брат, бегали! Когда это было! За них теперь все правила одна мудреная программа решает и читает, - перебил «Т» Звук «Д».
- А речь, вы слышали их речь? Это… это просто возмутительно! Разве этому мы их учили? - чуть не плача, поддержал разговор Звук «О».
- К какому решению придем, господа Звуки? - загрохотал Звук «Р» - или будем покорно ждать своей смерти?
- Полностью поддерживаю Вас, уважаемая «Р», - закивал головой Звук «А», - наше теперешнее забвение хуже смерти! Звуки путают, слова коверкают, учиться не хотят, только знай себе, играют целыми днями за своими компьютерами.
- Раньше носить белый комбинезон было позором, а теперь? Они абсолютно перестали заниматься домашним хозяйством, нацепили на себя все белое и хохочут над теми счастливчиками, кто сохранил свою честь синего комбинезона.
- О чем вы говорите, мадам «К», какие белые? Они же все от их лени серые стали, - ворчливо вмешался в беседу «Г».
- Я предлагаю, последовать Буквам и покинуть стены нашей Грамотландии! Не позволим портить словикам нашу честь и имя. Коли они не хотят следовать заветам Великой звезды Мудрости, то пусть живут теперь во мраке, без всякого луча Знаний.
- Правильно!
- Дело «Я» говорит!
- Немедленно покидаем этот проклятый город.

Так, решив на общем собрании, Звуки отправились в путь вслед за Буквами. Поначалу, словики не сразу поняли, чем это им в будущем грозит, а лишь показывали языки и строили рожицы вслед уходящим за городские ворота Звукам:
- Идите, идите!
- Скатертью дорожка!
- Достали со своими правилами!
- Ха, если у нас есть компьютер, то зачем тогда книги?
- Пусть теперь дураки учатся.
Такие обидные слова летели со всех сторон Звукам в спины. Плакали Звуки. Тяжело им было уходить из Грамотландии, но делать нечего. Пошли они, по узким нехоженым тропкам Сказландии, в след за Буквами в горы Архивов. Там, на самом высоком пике «Истории письменности», устроились они тесными рядами на гранитовых полатях, вспоминая украдкой счастливые дни.

Много ли, мало ли прошло с тех пор времени - то нам не ведомо, но опустела без царства Звуков и Букв Грамотландия. По началу маленькие человечки очень радовались своей свободе: ни школы, ни работы, ни старших, но постепенно их речь стала исчезать, а улыбка стала сменяться гримасой скорби. Да и чему им было теперь радоваться? Компьютеры стали ломаться, а без знаний и грамоты починить их они не могли. Да и какая речь может быть без звуков? Лишь единицы могли теперь между собой разговаривать, да и то, половина слов им стала недоступна. Собрались словики на центральной площади Чтения, что возле банка Правил, на всеобщее собрание:
- Человечки, - обратился к остальным один из тех. кто умудрился сохранить остатки своей речи, - нам надо срочно вернуть Звуки и Буквы.
- Угу!
- М-м-м!
- Га!
- Та!
Понеслись со всех сторон радостные восклицания.
- Поднимите руки те, кто еще, кроме меня, не забыл буквы и звуки?
Лишь три руки протянулось в ответ из толпы.
- На вас вся надежда, друзья! Только мы четверо можем спасти нашу страну Грамотландию от верной погибели. Пойдемте, поднимемся в зал Правописания, раскроем наш Дневник руководства, может быть, удастся нам в нем разгадать, куда ушли Буквы и Звуки?
Так они и поступили. Но тщетны были их старания. Ничего, кроме устава своего города они там не нашли.
- Надо идти за ворота, - грустно промолвила девочка Ударение.
- Другого пути нет, - согласился мальчик Вопрос.
- Что же станет со всеми нами, если мы не сможем найти Звуки и Буквы? - заплакала Строка.
- Мы должны их найти, в наших руках сейчас судьба всей Грамотландии, - подытожил Титр.
Собрав небольшой узелок с провизией, отправились они путь. Провожать их к воротам вышли все словики.
Долог ли, короток ли был их путь, сказать нельзя, но вышли они через три дня к огромным мрачным горам.
- Что это за горы? - спросил остальных Вопрос?
- Не знаем, - дружно ответили Титр, Ударение и Строка.
- Смотрите, смотрите: движущиеся корни! - крикнула Строка друзьям, показывая пальчиком на причудливые и переплетенные ветки, самостоятельно вышагивающие им на встречу.
- Я не корень, я Иероглиф!
- Кто-то? - удивились маленькие человечки, впервые услышав это слово.
- Иероглиф, моя история стара, как стара сама письменность.
- А как вы связаны с письмом? Ведь вы же не буква? Таких букв не бывает.
- Бывает, например в Китае. А вы, кто вы и с чем пожаловали к нам в горы Архивов?
- Мы словики из страны Грамотландии. Мы ищем свои пропавшие Буквы и Звуки.
- Как же они у вас пропали? Их кто-то украл?
- Нет, мы сами их выгнали, - заплакали маленькие человечки, - мы очень дружно жили, ходили в школу, учили правила, но тут в нашу страну пришел компьютер. С его приходом мы забросили свои учебники и тетрадки, перестали слушать Звуки и они от нас ушли.

Опустив свои некогда солнечно-желтые головки, словики горько заплакали.
- Как, - всплеснул своими палочками Иероглиф, - вы решили, что какая-то груда железа важнее Грамоты? Так ее же создают люди, такие же, как и вы, человечки, только из страны Технорона.
- Пожалуйста, помогите нам вернуть наши Звуки и Буквы, без них Грамотландия не выживет, - взмолился мальчик Вопрос.
- Мы единственные, со всего нашего города, кто не растерял свою речь, остальные словики без помощи Звуков полностью онемели, - еще сильнее захныкала девочка Ударение.
- Хорошо, я помогу вашему горю, но взбираться на пик «Истории письменности» вам придется самостоятельно.
- Мы все сделаем, все исправим, - тут же захлопали в ладоши счастливые словики.
- Тогда слушайте меня внимательно: идите за Берестой и каждые полчаса вспоминайте забытые вами правила. Коли не вспомните - не будет вам дороги ни назад, ни вперед, сгинете в пропасти Ошибок. Подумайте хорошенько, готовы ли вы рискнуть своей жизнью во имя спасения своего народа?
- Да, да, да, - дружно закричали человечки, - веди нас к Бересте.
Тут к ним подошла узенькая тоненькая полоска:
- Идите за мной и не оглядывайтесь.
- Ребята, мы должны справиться с этим заданием, пути назад нам не будет, - решительно произнес Титр, при этом словики взяли друг друга за руки и, встав полукругом, произнесли следующее: «ученье - свет, а не ученье - тьма, цвети веками Грамотландия».
Трудно дался словикам поход по горным тропкам, тяжело было им вспоминать забытые в праздности правила письменности, но делать было не чего.
- Жи-ши пиши с буквой «и», - выпалил свое первое правило Вопрос.
- Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам, - добавила Ударение.
- Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую, - захлопал в ладоши Титр.
- В сочетаниях ча - ща пишется буква «а», - чуть подумав, произнесла Строка.

И так они повторяли забытую за компьютером грамоту каждые полчаса. К концу вечера пот лился по их круглым щечкам, а до вершины еще было далеко:
- Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения, - устало вымолвил Титр.
- Если глагол отвечает на вопрос «что делает?» или «что сделает?», то перед «ся» буква «ь» не пишется, - вытирая потный лоб, сказала Строка.
- «Не» с существительными пишется слитно, если слово не употребляется без «не», - речитативом прочитал Вопрос.
- А раздельно - ели есть или подразумевается противопоставление, - добавило Ударение.
Всю ночь и все утро, с небольшими остановками поднимались словики за Берестой. И только к вечеру следующего дня достигли они вершины пика «История письменности». Обессиленные, повалились они возле квадратного отверстия, уходящего своими стенами вглубь самой горы. На шум выглянули из отверстия встревоженные Звуки и Буквы:
- Словики? Вы чего здесь делаете?
- Вернитесь, пожалуйста, в нашу Грамотландию.
- Простите нам нашу лень и невежество.
- Без вас, мы не можем ни читать, ни писать, ни даже говорить.
- Мы даже не представляли, что грамота настолько важна и влиятельна.

Пожалели их Буквы и Звуки, вернулись они в стены страны Грамотландии. И снова замельтешили по городским улицам шапки-невидимки мудрых Букв, как и прежде, стали собираться Звуки в зале Правописания, опять заспешили маленькие человечки в своих опрятных синих комбинезончиках в школу. Сам компьютер, виновник всей этой сказочной истории земли Сказландии, на городском собрании решили оставить, но выделить ему в сутках не более трех часов. С тех пор страна Грамотландия только процветает и разрастается, а эту страшную историю словики передают друг другу в назидание из поколения в поколение. Если когда-нибудь решитесь посетить эту страну, не забудьте прихватить с собой книжку-малышку, маленькие человечки непременно оценят этот подарок, но ни за что не упоминайте при них этой истории, они этого не любят вспоминать. Давайте и мы сейчас не станем их беспокоить и закроем их сказочные ворота до новых встреч.

Copyright: Светлана Заболотная

СКАЗКА О СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Жило-было в книжке одно предложение, которое читалось так: В большом красивом лесу живут зайцы, белки, лисы и многие другие животные.
И вот захотели существительные из этого предложения встать впереди всех. Никак не хотели они стоять на своем месте. Но прилагательные и глагол стали им грозить, что выгонят их из предложения. Существительные знали, что без них предложение будет неполным и незаконченным. Тогда решили союз, глагол и прилагательные пойти к царю страны Русского языка, чтобы он рассудил их. Царь долго думал и принял решение, что если существительные не одумаются, то он переделает предложение так, что обойдется без существительных и заменит их картинками. Существительные испугались и быстро встали на свои места.

А вот в стихотворной форме:
Добавьте словечко:

Такое удивительное я имя – (существительное),
Я и в басне, я и в сказке,
Я склоняюсь и пою,
Я меняюсь, но живу.
Хочешь – буду подлежащим,
Хочешь – стану устаревшим.
У меня полно друзей,

Правда, есть один злодей.
– Как зовется тот злодей? (Лень).\
И живет он каждый день.
Мы его загоним в пень.
Не нужна нам эта...(лень).

Разве можете, друзья,
Обойтись вы без меня? –
Говорит опять оно,
Наше умное словцо.
Я любовь, надежда, ..(вера),

Я Алина, Коля, Света,
Я жучок и паучок,
Я веселый – (огонек).

Разве можно без меня?
Нет! Нигде и никогда!
Вот какое я, друзья,
Удивительное я – (существительное)!

Бал в сказочной стране.
Однажды ученики пятого класса решили отправиться в страну Русского языка. Принцесса Морфологии устроила в честь ребят бал в королевском дворце.
Первым принцесса представила маленького аккуратного и очень серьёзного старичка. Его звали Существительным. Старичок сказал: "Я самая нужная часть речи". Принцесса только улыбнулась. Вместе с принцессой заулыбался молодой и очень красивый юноша: "Я, Прилагательное, а рядом со мною Глагол". Ребята с интересом посмотрели на подвижного дяденьку, который не мог спокойно стоять на месте. Тут подбежали Местоимения и хором заявили: "Мы, ты, я - лучшие друзья". Затем пришла очередь знакомиться с Числительным - это была пожилая женщина в платье, вышитом цифрами, в руках она держала счёты. Тут раздался шум, и расталкивая всех на своём пути, к ученикам подбежал Глагол. Он тащил за собой улыбающегося человека: "Вот, познакомьтесь, мой лучший друг. Его зовут Наречие. Только он может обозначать признак действия, которое я произвожу". Подошла последняя гостья- её звали Междометие. Она сразу заохала: "Ах, какие прекрасные дети".
Праздник подошёл к концу. Ребята поблагодарили принцессу и сказали, что они навсегда запомнят её подданных - самостоятельные части речи.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА Родились Прилагательные с очень покладистым характером, но вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа. - А если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, мечтали Прилагат5ельные и решили поговорить об этом с СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ. Тем пришлось по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласоваться с ССказка о прилагательных.

Это было много лет тому назад, лет сто, а может и больше.

В городе Морфология жили два Существительных: День и Ночь.

Жили они, поживали, никаких бед не знали.

Все говорили о них только:

И стало им скучно. Решили они подружиться с другими словами. Сначала они предложили дружбу глаголам.

Давайте попробуем подружиться, - сказали они глаголам. Глаголы согласились. Они перепробовали много вариантов и, наконец, нашли себе друзей. Теперь про них говорили:

Наступил День.

Пришла Ночь.

Шло время. И опять заскучали наши Существительные. Решили они найти себе ещё друзей. Стали они пробовать, «прилагать» к себе новые слова. Как было бы здорово, если бы про нас говорили: «Какой ясный День!», «Какая темная Ночь!».

Им это понравилось. Но они не знали, как называют их новых друзей. Друзья тоже не знали, к какой части речи себя отнести.

А давайте, вы будете называться Прилагательными. Мы же «прилагали» вас к себе, - предложили они своим новым друзьям.

Тем понравилось это слово. И стали их новые друзья называться Прилагательными. Теперь про них говорили:

Наступил Ясный День!

Пришла Тёмная ночь!

И ещё много подобных друзей нашли они, которые отвечали на вопрос «Какой?»

А кто знает: может быть, всё так и было?уществительными, берут у них напрокат формы рода, число и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.

Сказка на лингвистическую тему «Как родилось имя прилагательное».
(первый урок по теме «Имя прилагательное» 6 класс)

В некотором царстве, в некотором государстве, название которому Морфология, в городе Частиречинск появился новый житель. Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей?» Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам- частям речи:
« Господа мои великие да самостоятельные. Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства?» Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Жили себе, жили, не тужили, а тут: вот тебе, бабушка, и Юрьев день.
Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!» А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали.
И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… А Существительному это ой как нравилось. Так и жить стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Уникальное обозначение: Язык зверей (югославская сказка)
Обозначение: Язык зверей
%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%5B>(>%D0%A1%D1%83%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0Сущность ⇔ сказка
Текст:

ЯЗЫК ЗВЕРЕЙ

сказка

У одного человека был пастух, много лет служил он хозяину верой и правдой. Как-то раз пас он овец и услыхал в лесу какое-то странное шипение. Ему захотелось узнать, в чем дело, и он пошел в ту сторону. И вдруг видит, горит лес, а в огне пожара шипит змей. Пастух остановился. Пламя подходило к змею все ближе.

Пастух! Ради бога, спаси меня из огня! - закричал змей.

Пастух протянул палку, и змей по ней добрался до руки, а с руки на шею, да и обвился вокруг нее. Испугался пастух и говорит змею:

Горе мне! Тебя-то я спас, а себя погубил!

Не бойся, - отвечает змей, - отнеси меня к отцу, змеиному царю.

Пастух не идет, отказывается.

Не могу, - говорит, - овец бросить.

Об овцах не беспокойся, с ними ничего не случится, иди только поскорее.

Долго шел пастух со змеем на шее по лесу и добрался наконец до ворот, сплетенных из живых змей. Подошли они к воротам, змей свистнул, и ворота тут же расплелись. Змей и говорит пастуху:

Как придем мы во дворец, отец тебе будет предлагать и серебро, и золото, и драгоценные камни. Но ты от всего отказывайся, а проси только, чтобы дал он тебе дар понимать язык зверей. Он не сразу согласится, но в конце концов даст.

Только они вошли во дворец, как змеиный царь заплакал и спросил змея:

Где же ты был, сын мой?

Змей рассказал отцу все по порядку: как его окружило пламя и как его спас пастух. Тогда змеиный царь сказал пастуху:

Чем наградить тебя?

Ничего мне не надо, дай мне только дар понимать язык зверей, ответил пастух.

Нет, такой дар не принесет тебе счастья. Ведь если ты получишь его да кому-нибудь о том расскажешь, так тут же и умрешь. Проси чего-нибудь другого, - сказал змеиный царь.

Если хочешь меня отблагодарить, сделай так, чтобы я понимал язык зверей, а не хочешь, так будь здоров, ничего другого мне не надо. - С этими словами пастух повернулся и пошел прочь.

Царь окликнул его.

Погоди! Иди-ка сюда. Уж раз тебе этого так хочется, открой рот.

Пастух послушался, и змеиный царь плюнул ему в рот.

А теперь ты мне плюнь в рот, - сказал он.

Пастух плюнул, а потом - плюнул царь; и так три раза, и напоследок змеиный царь сказал:

Ну вот, ты получил дар понимать язык зверей. Иди себе с миром, но коли тебе жизнь дорога - смотри никому ни слова. Как скажешь - тут тебе и смерть.

Ушел пастух. Идет он по лесу и слышит и понимает все, что говорят птицы, звери и прочая лесная тварь. Пришел он к своим овцам, пересчитал их и, видя, что они лежат спокойно, сам прилег отдохнуть. Не успел он лечь, как прилетели два ворона, сели на дерево и повели разговор на своем языке:

Если бы только пастух знал, что там, где лежит черный ягненок, в земле вырыт погреб, а в погребе золото и серебро!

Услыхал это пастух, пошел к хозяину и рассказал ему. Тот дал телегу, они вместе раскопали вход в погреб и отвезли клад домой. Хозяин был человек честный и отдал весь клад пастуху.

Возьми, сынок, весь клад, - сказал он. - Построй дом, женись и живи счастливо.

Пастух взял клад, построил дом, женился и зажил в нем. Скоро он стал самым богатым человеком не только в своем селе, но и во всей округе. Пастухи пасли его овец, коров и свиней, конюхи ухаживали за лошадьми.

Однажды, на рождество, он сказал жене:

Приготовь-ка вина, ракии и закуски, отвезем завтра пастухам, пусть и они повеселятся.

Жена все приготовила. Утром они отправились на хутор, а под вечер хозяин и говорит пастухам:

Ешьте, пейте, веселитесь, а я буду караулить стадо всю ночь.

Вот в полночь завыли волки, залаяли собаки.

Можно нам прийти полакомиться? - спрашивали волки. - Мы и вам уделим мяса!

Приходите, мы тоже не прочь полакомиться, - отвечали собаки. Только один пес, такой старый, что во рту у него осталось лишь два зуба, пролаял:

Зря брешете. Пока у меня во рту есть еще два зуба, не дам я сделать зло моему господину.

Едва рассвело, хозяин велел перебить всех собак, кроме старого пса. Пастухи стали говорить:

Бог с тобой, хозяин! Жалко их!

Но хозяин ответил:

Делайте, как я приказал! - и поехал с женой домой.

Ехали они верхом: муж на коне, а жена на кобыле. Конь ускакал вперед, а кобыла отстала. Конь заржал и говорит кобыле:

Пошевеливайся! Чего ты отстала?

Да, тебе хорошо, - отвечает кобыла, - ты везешь одного хозяина, а я троих: хозяйку, в ней ребенка да в себе жеребенка.

Как услыхал это муж, обернулся и засмеялся, а жена, увидев, что он смеется, подогнала кобылу, поравнялась с мужем и спрашивает, чему он смеется. Муж ответил:

Ничего, просто так.

Но жена не поверила и все приставала к мужу, чтобы он сказал ей.

Бог с тобой, жена! Что это ты? Да я и сам, право, не знаю, чему смеялся, - говорит муж.

Но чем больше он отказывался, тем сильнее приставала жена. Наконец муж сказал:

Если я тебе скажу, то сразу умру.

Но она не поверила ему и все упрашивала - скажи да скажи! С тем и приехали домой. Муж тут же заказал гроб и, когда он был готов, поставил его перед домом.

Сейчас я лягу в гроб, - сказал он жене, - расскажу тебе, чему я смеялся, и сразу умру.

Вот он лег в гроб и в последний раз посмотрел вокруг. А в это время от стада прибежал старый верный пес, сел в головах хозяина и заплакал. Увидел это муж и сказал жене:

Принеси кусок хлеба и дай собаке.

Жена принесла и кинула псу кусок хлеба, но тот даже не посмотрел на него. Тут подскочил петух и давай клевать хлеб. Пес и говорит петуху:

Проклятый обжора! Тебе бы только есть, не видишь, что хозяин умирать собрался.

Ну и пусть умирает, дуракам закон не писан, - отвечает петух. - У меня вон сто жен, а я со всеми справляюсь. А хозяин совсем оплошал: с одной справиться не может.

Услыхал это муж, поднялся из гроба, взял в руки палку и позвал жену в дом:

Пойдем-ка, я тебе все поведаю, - сказал он и давай палкой ее охаживать. - Вот тебе, вот тебе!

Жена притихла и никогда уже больше не спрашивала, чему он смеялся.



Close