Снситивная личность в XIX веке подвергается процессу феминизации, покрываясь налетом будничности или сентиментальности, но остаются профессиональные сферы, в которых чувствительный мужчина сохраняет свою мужскую идентичность. Это искусство, наука и, в частности, узкая сфера изобретательства. Яркими примерами тому служат Альфред Нобель и Рудольф Ди-Зель. Нервная восприимчивость, таким образом, ассоциируется? интеллектуальным творчеством (и далее - со всеми видами Творчества).

Данный тип во многом напоминает классического меланхолика, который в глазах общества тоже имел высокий интеллектуальный статус. В истории меланхолии мыслителей всегда считали легко ранимыми и уязвимыми людьми. Высокое потребление умственной (не физической!) энергии истощает личность.

Мужчины-интеллектуалы нередко подтверждали этот вывод, демонстрируя обществу гиперсенситивное немощное тело, как у героев романа Пруста, Томаса Манна, Генри Джеймса или Райнера Марии Рильке.

Связь между интеллектом и различными формами телесной рафинированности находит выражение также в аскетической традиции и особенно в ее меланхолическом проявлении - акедии. Свидетельством высокого интеллектуального статуса могли быть педантичная самодисциплина (Кант), всепожирающий внутренний огонь и употребление наркотиков (Фрейд), психическое выгорание (Макс Вебер) или ипохондрия (Нобель). Сенситивность проявлялась в форме чувствительности к запахам, ощущениям, касалась работы, еды, сна или любой другойы сферы жизни человека. Иногда она словно бы в точности копировала меланхолическую ипохондрию, демонстрируя обостренность восприятия и нетерпимость к окружающему миру. Популярная медицина выделила следующие симптомы сенситивности: головная боль, ощущение тяжести в груди, бессонница, нехватка воздуха, подавленность и бесцельная суетливость. Считалось, что сенситивный человек воплощает в себе основные устремления современной цивилизации и ее уязвимость, причем последняя, если ее не ограничивать и не контролировать, может перерасти в болезнь.



Так родилась одна из центральных идей современности: боль, выраженная через тело, весомее, чем боль душевная. Нервам приписали новую функцию, и они стали отвечать не только за чувства, но и за психосоматику.

На практике телесная чувствительность имела большие преимущества. Она давала право на уход от мира, маркировала вознесение в высшие духовные сферы и создавала условия для внутренней концентрации. Кроме того, ею можно было объяснить любые отклонения от общепринятых норм, нежелание быть как все.

Классический пример - Чарльз Дарвин. Говорят, он был слаб здоровьем и страдал от целого «букета» душевных и физических немощей 38 . Кроме хронических заболеваний, его мучила «постоянная усталость, прежде всего от разговоров и общения». Эти слова он написал в 34 года. Разница между тем Дарвиным, который в 20-летнем возрасте ступил на палубу «Бигля», и больным, уставшим человеком, роль которого он выбрал для себя десять лет спустя, была огромна.

Многие из биографов Дарвина объясняли его чувствительность реакцией на собственное эволюционное учение и страхом за последствия, которые оно могло иметь для религии. Психоаналитики предложили целый список различных объяснений, начиная от эдипова комплекса и скрытого бунта против отца до садомазохистских наклонностей. Но гиперчувствительность Дарвина можно рассматривать иначе - как ресурс и очень удачную форму защиты. Чувствительность пищеварительной системы освобождала его от многочисленных званых обедов («Я устал от интеллектуальных нагрузок и не могу обедать вне дома»). Плохое самочувствие позволяет ему сократить разъезды й утомительные передвижения («Любое отклонение от привычного графика лишает меня сил, каждый приезд в Лондон выби-Ьает из колеи»). Смертельная усталость, сковывающая его после дёсятиминутной лекции, ограждает от множества назойливых приглашений. Внезапные приступы дурноты, накатывающие на Дарвина во время разговоров с коллегами - Эрнстом Геккелем, Томасом Генри Хаксли и Чарлзом Лайелом*, позволяют ему избегать бурных научных дискуссий. «Нездоровье... спасало меня от неприятностей социальной и светской жизни», - лаконично Замечает сам Дарвин.

Фридрих Ницше тоже любил демонстрировать свою чувствительность. Она распространялась на все немецкое, в частности

Эрнст Геккель (1834-1919) - немецкий естествоиспытатель и философ; Томас Генри Хаксли (или Гекели, 1825-1895) - английский зоолог и эволюционист; Чарлз Лайел (1797-1875) - английский естествоиспытатель, основоположник современной геологии.

на немецкую еду («суп перед обедом... вареное мясо, жирно и мучнисто приготовленные овощи») 39 . Но также касалась языка. «У Ницше почти физическое чувство языка и стиля», - пишет один из его биографов. Он реагирует на слова телесными симптомами - головокружением, беспокойством, усталостью и рвотой. (Интересно, что мужская чувствительность нередко принимает форму тошноты, рвоты или позывов к рвоте.) Так же остро Ницше реагирует на музыку. У него неоднократно начинались приступы мигрени после прослушивания сочинений Рихарда Вагнера. Когда однажды вечером друг сыграл при нем на фортепиано отрывок из «Сумерек богов», Ницше почувствовал себя нехорошо и взял с приятеля обещание никогда более не исполнять при нем «эту безумную, отвратительную музыку Вагнера», потому что он, Ницше, «вообще с трудом переносит музыку» 40 .

У Марселя Пруста с раннего детства была астма, при этом он всю жизнь кокетничал и бравировал своей чувствительностью. На свадьбе брата, например, он привлек к себе общее внимание, нарядившись в три пальто, несколько пар перчаток и замотав шею и грудь теплым шарфом. Гостям Пруст объявил, что проболел несколько месяцев и чувствует, что может вот-вот заболеть снова. С 35 лет он почти не встает с кровати, демонстрируя миру крайнюю степень гиперсенситивности: телесную слабость и остроту чувств. Пруст почти ничего не ест и не переносит запаха еды, в его парижской квартире на бульваре Османа, 102, нельзя готовить, чтобы не раздражать хозяина запахами пищи. Сам он лежит в спальне, интерьер которой напоминает салон, стены отделаны пробкой для звукоизоляции. Занавеси задернуты, чтобы не проникали свет и шум с улицы. Единственный запах, приятный Прусту, - аромат его табака. Прикуривал он всегда от восковой свечи, день и ночь горевшей в спальне, - запах спичечной серы был ему противен, еще больше раздражало чирканье спички о коробок. Пруст работает по ночам, когда вокруг тихо, а день проводит в полузабытьи, одурманенный опиумом, вероналом или трионалом. «Лучше всего я вижу в темноте», - пишет он 41 .

В среде европейских интеллектуалов, живших на рубеже Х1Х-ХХ веков, отмечалось очень много случаев телесного воплощения сенситивности. Эти люди реагировали на малейшее недомогание. Многие из них работали столь же продуктивно, как Дарвин, Ницше или Пруст, и при этом всегда полагали, что их жизнь под угрозой. Деятельный и активный шведский профессор математики Гёста Миттаг-Леффлер постоянно переживает за свое здоровье. Он тщательно выбирает меню: рыба, тосты, рубленый шпинат, вареный рис полезны, все прочее под запретом. На приеме у доктора он жалуется на боли в желудке, однако объясняет их профессиональными неудачами. Его брат Фритц, тоже профессор, навещая родственников, мог весь вечер просидеть в прихожей - воздух в домах с центральным отоплением был для него слишком сух, а если кто-то из гостей курил сигару, Фритц не входил в дом совсем. Он был вегетарианцем и до смерти боялся микробов. Случалось, его разбивал паралич, но уже спустя несколько недель Фритц благополучно вставал на ноги. Лейтмотивом всего происходящего была меланхолия. «День рождения с письмами и глубокой меланхолией», - пишет Фритц Миттаг-Леффлер в своем дневнике в 1911 году 42 .

Депрессия, усталость, возбуждение и раздражительность- эти состояния были типичны и для Генри Джеймса, и для Вирджинии Вулф, и для Райнера Марии Рильке. Состояние может быть описано как своего рода ментальный тиннитус": хаос в чувствах, гипертрофированные ощущения, нервозность и нерешительность меланхолика.

Покой приносит только творчество.

Гиперчувствительность подразумевает два прямо противоположных свойства личности, каждое из которых одинаково дорого тому, кто стремится подчеркнуть свой творческий статус. С одной стороны - отречение от собственного тела и изоляция в духе аскетизма. С другой - романтическая фиксация на внутреннем «Я», своих ощущениях и, конечно же, «нервах».

Здесь снова встает вопрос о культурном заимствовании. Гиперчувствительность стала общепризнанным и даже обязательным качеством интеллектуала. Она проявлялась прежде всего в отношении к еде, и по симптомам напоминала меланхолию. Еда раздражала своим видом, запахом и консистенцией. Процесс жевания, глотания и последующего переваривания был отвратителен с точки зрения чувствительного человека. В биографиях многих великих людей - от Бойля и Ньютона до Байрона, Кафки, Вулф и Виттгенштейна - есть факты отказа от еды, жалобы на проблемы с пищеварением, сведения о ритуалах, связанных с принятием пищи 43 .

Эти рассказы могут показаться не более чем анекдотами. Но ведь история сохранила их, значит, они важны для создания определенного образа. Физическая уязвимость как бы усиливает мощь творческой мысли. При таком подходе можно смело утверждать, что прикованный к инвалидной коляске гениальный физик, «оракул», Стивен Хокинг, является воплощением высшей степени сенситивности 44 .

Но чувствительность может проявляться на любом уровне, и сегодня это качество связывают с именами многих известных политиков, экономистов, ученых. Тем самым определенные свойства личности автоматически соотносят с высоким культурным уровнем и большими достижениями.

Тема этой статьи, тонкая душевная организация . Здесь я попытаюсь разобраться, чем характеризуется этот тип склада психики и является ли он типом вообще. Хорошо это или плохо. Также я буду строить рассуждения вокруг этого понятия и отвечу на вопрос, действительно ли следствием развитой личности, большого таланта является склонность к тревожности, глубоким и сильным переживаниям, сверхчувствительности и депрессии.

В заключение статьи я дам советы людям с тонкой душевной организацией, помогу разобраться в том, следует ли им жить с этим качеством или избавиться от него, как от совокупности вредных недостатков.

Что такое тонкая душевная организация?

Итак, что же такое тонкая душевная организация? Считается, что это особый психический тип, проявляющийся у людей тонкой чувствительности. Носители такого типа имеют способность к глубоким и сильным переживаниям, обостренному восприятию, ярким эмоциям. По мнению многих людей, тонкая душевная организация является следствием развитых чувств и ума, большого таланта, утонченности и сильного нравственного чувства.

То что у обычных людей считается недостатками: импульсивность, обидчивость, неспособность сдерживать эмоции, тревожность, уныние, стеснительность, боязливость — для личности тонкой душевной организации является чуть ли не набором подтверждений его большого ума и таланта! Он же художник, творец или просто очень тонкая персона, все эти качества — следствия его одаренной натуры, думаем мы и, скорее всего, думает так про себя человек тонкой душевной организации.

Мифы, которые мы придумываем

«Хотя он и находился под сильным влиянием Хейуорда, он никак не мог согласиться с ним, что нерешительность - свидетельство тонкой душевной организации; его злила усмешка, с которой Хейуорд взирал на его прямолинейность».

Я вынужден не согласиться с этим мнением. Не существует никакой тонкой душевной организации: на мой взгляд — это огромный нонсенс, в который многим людям было удобно поверить(именно поэтому вы видите эту статью в разделе «мифы»).

Дело в том, что многие из нас так устроены, что всегда готовы наполнять каким-то небанальным, позитивным смыслом совокупность своих личностных качеств, особенно если этот процесс активно питается от общественного мнения. Ранимый, несдержанный, замкнутый, неуверенный в себе человек вдруг обнаруживает, что существует такое понятие, как «тонкая душевная организация» и, то, что он до этого считал недостатками, оказывается является просто следствием его утонченности, своеобразным проявлением оригинальности в среде людей грубых и простых.

В результате, этот индивидуум с готовностью примеряет на себя тот ярлык, который возводит его недостатки в разряд чуть ли не достоинств! Ведь, благодаря этому, он может думать о себе не как о слабохарактерном и безвольном, а как о сложном и утонченном!

Я повторяю, что нет тонкой душевной организации, в привычном понимании этого термина, а есть просто набор определенных качеств, которые получают свою качественную окраску безотносительно, того, к какому объекту они относятся. Слабохарактерность и эмоциональная несдержанность — это плохие качества, и не важно у кого они проявляются, у поэта эпохи просвещения или у грузчика в соседнем магазине.

Наличие этих качеств говорит о том, что их носители не потрудились развить в себе волю и способность к самоконтролю. ВСЕ! Это не обозначает никакой прямой связи с чьим то талантом или бездарностью, умом или глупостью.

Страдание — удел гениев?

Многие гениальные, одаренные люди имели много причуд и, действительно, характер многих из них можно было описать тонкостью душевного типа. Но это не проистекает напрямую из их таланта. На мой взгляд, это связано с тем, что наделенный каким-то врожденным даром личность, добивается намного больших успехов в области применения своего таланта, чем все остальные.

Гениальному шахматисту не обязательно развивать в себе те качества, которые требует шахматный спорт, чтобы блистать на спортивном олимпе. Менее одаренный шахматист должен быть эмоционально выносливым, дисциплинированным, чтобы добиться каких-то успехов. Гению это необязательно. В силу своего таланта, он может быть более слабовольным и ленивым, чем его соперники, но при этом все равно достигать лучших результатов чем они!

Пример про гениального шахматиста взят из реальной истории. Этим я хотел им пояснить, что талантливые люди получают меньше стимулов для гармоничного развития, чем люди более посредственные, так как с их даром какая-то деятельность дается им крайне легко и без всякой работы над развитием других своих качеств.

Гений способен получить мировое признание и богатство за счет своего таланта, при этом он может быть полным ребенком во всех других, не связанных с его главной работой, областях жизни. У человека, обделенного феноменальными способностями, такой трюк очень редко пройдет: хочешь не хочешь, жизнь заставит взрослеть и развиваться.

Гений, как я уже сказал, остается ребенком, многие свойства его натуры остаются в зачаточном состоянии, только потому что они их не развивал. Отсутствие этого развития является лишь побочным следствием его таланта, а не прямым, ведь если бы он захотел стать более решительным, волевым, твердым в жизненных вопросах, он бы таковым стал, ничто ему не мешало.

Но кто-то решает что гению это не нужно. Хотя, например, Эйнштейн, несмотря на имидж сумасшедшего ученого, был гармонично развитой личностью, судя по биографии. Нельзя говорить о тонкости душевной организации Эйнштейна, потому что таковая, по всей видимости отсутствовала, несмотря на явное дарование.

Всеми этими рассуждениями я хочу доказать отсутствие прямой связи между талантом и такими качествами, как характер, воля, — недостаток в развитии которых, часто маскируется понятием «тонкая душевная организация». Талантливые люди страдают не из-за таланта, а из-за того что они не могут решить те проблемы, которые для других людей проблемами вовсе не являются. Это их слабость, упущение, а не заслуга!

Пора назвать вещи своими именами

«Он непритворно принимал свою похоть за возвышенные чувства, слабодушие - за непостоянство артистической натуры, лень - за философское спокойствие. Ум его, пошлый в своих потугах на утонченность, воспринимая все в чуть-чуть преувеличенном виде, расплывчато, сквозь позолоченный туман сентиментальности. Он лгал, не зная, что лжет, а когда другие в этом его попрекали, говорил, что ложь прекрасна».

~ С. Моэм — Бремя страстей человеческих

Не следует воспринимать свою излишнюю эмоциональность как особый род утонченности. Скорее всего это просто избалованность чувств. Я призываю называть вещи своими именами, избавляться от своих недостатков, а не прятаться за мутными терминами, вроде «тонкая душевная организация» или «богатый внутренний мир».

Эта статья, так же как и все другие статьи на моем блоге, основана на личном опыте. Когда-то мне казалось, что причины моей депрессии, робости, эмоциональности, стеснительности и нерешимости коренятся в каком-то особом, утонченном и сложном душевном складе, то есть в неком уникальном типе личности, а не в распространенном недостатке.

Конечно, так думать было удобно, ведь это избавляло меня от всякой ответственности за свои дурные качества: душевный тип и все тут — я ни в чем не виноват. Такой вот я есть, весь утонченный и чувствующий.

Но, посредством работы над собой, я понял, что мои недостатки имеют куда более прозаичную природу, чем какой-то тонкий тип личности. Я осознал, что чувствительность — просто следствие расшатанной нервной системы, эмоциональность это всего лишь неумение контролировать свои эмоции и болезненная зацикленность на собственных переживаниях, а робость и замкнутость — это результат закомплексованности и неуверенности в себе. И я стал работать над искоренением этих качеств и с тех пор добился значительных успехов.

Это я пишу не для того, чтобы похвастаться своими достижениями на почве саморазвития, а для того, чтобы на своем примере доказать вам, что, так называемая, «тонкая душевная организация», это не какой-то прикрепленный к вам намертво тип личности, а просто набор вредных качеств, от которых каждый может избавиться!

Если вы испытываете неудобства из-за своей необщительности, стеснительности и тревожности не нужно ставить крест на этих качеств, думая что они относятся к тому типу, носителем которого вы являетесь. Каждый человек может изменить себя, лишиться недостатков и развить свои лучшие качества, как это получилось у меня. Если вы последуете моему примеру, то «тонкая душевная организация» также станет для вас каким-то бессмысленном курьезом и постыдным оправданием своим слабостям.

Итак, что я могу посоветовать людям, которые считают, что у них тонкая душевная организация.

Перестаньте вешать на себя ярлыки

Попытка определить свою личность в рамках известного душевного типа — это присвоение ярлыка, который, как мы убедились ранее, очень грубо обобщает какое-то множество явлений, проводит несуществующие связи и скрывает от вас истинную природу вещей. Легко сказать «у меня тонкое строение внутреннего мира», поэтому я такой и сякой, и потом плюнуть на это. Намного сложнее начать анализировать свои слабые стороны, осознавать причины своих недостатков и направлять действия на их устранение.

Меньше подражайте героям художественных произведений

Большая начитанность, сильная любовь к мировому кинематографу или театру, помноженные на ваше гипертрофированное восприятие может породить один неприятный эффект. А именно, то, что вы будете пытаться бессознательно привести свой эмоциональный мир в соответствии с таковым у героя художественного произведения.

В классической литературе и театре мы видим преувеличенную страсть и раздутые эмоциональные переживания и начинаем думать, что сильные эмоции — это свойство поистине утонченных натур. Мы забываем, что драма, она на то и драма, чтобы драматизировать (уж простите за тавтологию), возводить в крайность какие-то особенности жизни.

Из-за этого начинаем переоценивать свои эмоции, вести себя подобно героям книг или спектаклей, так как в горячих порывах эмоционально нам видится утонченность, богатство внутреннего мира, а не банальная неспособность к трезвому, лишенному эмоций мышлению.

Перестаньте неосознанно подражать героям старых романов, так как они часто ведут себя очень глупо. Например, самоубийство из-за несчастной любви, это не гордый и романтический поступок, а большая глупость и слабость, следствие непонимания природы своих эмоций, неспособность находить трезвое и здравое решение проблем.

Никакая это не трагедия, так как последняя подразумевает ситуацию, в которой человек стал жертвой неконтролируемой стихии. Здесь же он просто не справился со своими эмоциями.

В художественных произведениях мы постоянно видим, проблемы, раздутые из-за пустяков самими героями, необдуманные, импульсивные поступки, приводящие к трагедии и неконтролируемые чувства. Эта психология напоминает поведение ребенка: импульсивность, непостоянство, превалирование эмоций над здравым смыслом. Не следует перенимать такой тип психики и придумывать для него красивое название.

Закаляйте свой характер

Вы слишком чувствительны? Учитесь . Вы постоянно робеете — работайте над собой, чтобы . Вы часто нервничаете? Узнайте . Материалы моего блога помогут вам развить свои слабые стороны и перестать видеть в них неискоренимые свойства своего душевного мира.

Что мы потеряем, когда лишимся тонкой душевной организации

Будет ошибкой думать, что если вы избавитесь от того, что называется «тонкая душевная организация», то вы навсегда утратите, то, что связано с положительной стороной этой явления: способность чувствовать людей, тонко воспринимать произведения искусства, сопереживать близким, наслаждаться красотой природы и т.д.

Уверяю вас, эти способности никак не связаны с гипертрофированной эмоциональностью, несдержанностью и слабохарактерностью. А вся противоречивость рассматриваемого в статье явления обусловлена тем, что эти вещи пытаются связать и объединить в рамках термина, описывающего это явление! Как будто смелый, волевой, уверенный в себе человек не будет способен на творчество, постижение искусства, сопереживание, в отличие от слабой и ранимой личности.

Это совсем не так. Термин «тонкая душевная организация» придуман для того, чтобы оправдать отсутствие развития каких-то качеств фактом наличия иных достоинств («я труслив и замкнут в себе потому что я очень умен, талантлив и т.д.). Но внутри гармоничной личности получают развитие одновременно все хорошие качества: кто-то может быть и талантлив, и умен, и творчески одарен, при этом он будет отлично справляться с жизненными задачами, общаться с людьми и быть способным на смелые и решительные меры.

Ведь одно другому не мешает. О чем постоянно забывают те кто верит в какую-ту мифичесмкую душевную организацию.

Интересное....Творческие люди - это талантливые личности, которые любят приносить пользу и делать окружающим добро. Им нравится свобода, поэтому любые ограничения будут восприниматься ими как ущемление прав. Многие полагают, что творческие люди одиноки, несчастны и долго не живут. К счастью, это не всегда так. Талант дается человеку Богом, нужно лишь не упустить момент и начать вовремя развивать свои способности.

Стоит отметить, что среди вундеркиндов действительно много несчастных людей, поскольку их творчество не всегда понятно окружающим. Как правило, у среднестатистического человека мозговая деятельность происходит в определенных рамках, а все, что выходит за эти рамки, воспринимается как что-то неестественное и ненормальное.По этой причине творческим людям очень сложно выживать в этом жестоком мире, в котором так много устойчивых стереотипов и нежелания эволюционировать. Нейробиология подтверждает, что талантливые личности думают и действуют по-другому. Мышление творческих людей буквально создано для того, чтобы думать уникально, не так, как большинство. Однако такой подарок природы может существенно усложнять жизнь и напрягать отношения с окружающими. Если вы знакомы с творческим человеком, наверно, у вас не раз возникала мысль, что он живет в каком-то совершенно ином мире. В большинстве случаев попытка понять такую личность так же бесперспективна, как и попытка изменить ее. Для того чтобы суметь приспособиться к такому человеку, нужно научиться смотреть на мир его глазами.


Талант лжеца

Следует отметить, что творческие люди являются отличными врунами. Проведение ряда экспериментов показало, что такие личности расположены к более замысловатой и сложной лжи. Кроме этого, они и сами могут с легкостью вычислить обманщика. Одним из проявлений творчества является неприемлемость существующих шаблонов и ломка устоявшихся стереотипов. Талантливые люди достаточно легко воспринимают неэтичность своего собственного поведения, а также спокойно относятся к аналогичным действиям окружающих.

Высокая степень недоверия

Одаренный человек склонен не доверять даже близким людям. Несмотря на то что он быстро распознает ложь, подозрительное отношение к окружающим также является отличительной чертой таланта. И это неудивительно, ведь чтобы сделать новое открытие, нужно научиться смотреть под другим углом на элементарные вещи. Именно поэтому талантливая личность все подвергает сомнению, ведь создать что-то новое намного легче на пустом месте.


Нахальство

В ходе различных экспериментов было установлено, что скромность - это не удел талантливых людей. Многие из них, как правило, гордятся своими способностями и умело ими пользуются, что позволяет набивать себе непомерно высокую цену. Кроме того, одаренный человек очень стремится показать, насколько он впечатлителен и как сильно умеет переживать.


Депрессии

Нередко талантливые люди впадают в депрессивные состояния. У многих таких гениев наблюдаются различные фобии: одни боятся заболеть неизлечимым недугом, другим страшно умереть молодым, третьи и вовсе падают в обморок при виде паука или таракана. Психологи многих стран пытались выяснить, правда ли депрессия связана с талантом. Изучив данные, полученные из психиатрических клиник, они установили, что у творческих личностей чаще развиваются тяжелые формы психических заболеваний. Кроме этого, было доказано, что не только талант, но и подобные расстройства могут передаваться по наследству.

Сложно поверить в себя

Даже если человек уверен в своих силах, со временем он начинает задаваться вопросами: «Достаточно ли я хорош? Все ли я делаю правильно?» Творческие люди постоянно сравнивают свою работу с творениями других мастеров и не замечают собственного блеска, который может быть очевиден для всех остальных. В связи с этим нередко наблюдаются творческие застои, когда человек просто опускает руки, думая, что все его предыдущие идеи были напрасны и бессмысленны. В такой момент очень важно, чтобы рядом находился верный друг, который помог бы мастеру пережить этот сложный период.

Время мечтать

Творческие люди являются мечтателями, это помогает им в работе. Многие из нас замечали, что самые лучшие идеи приходят к нам тогда, когда мы мысленно переносимся далеко от реальности. Нейробиологи доказали, что посредством воображения включаются мозговые процессы, которые тесно связаны с творчеством и фантазией.

Зависимость от времени

Большинство великих мастеров признается, что лучшие свои работы они создали либо ночью, либо на рассвете. Например, В. Набоков брался за перо в 6 утра, как только просыпался, а Фрэнк Ллойд Райт имел привычку в 3 часа ночи приниматься за работу и через несколько часов обратно отправляться в постель. Как правило, люди с большим творческим потенциалом редко придерживаются стандартного дневного распорядка.

Уединение

Чтобы максимально открыться для творчества, необходимо научиться конструктивно использовать уединение. Для этого многие таланты преодолевают свой страх перед одиночеством. Нередко креативщиков и художников окружающие воспринимают как одиночек, хотя на самом деле они таковыми не являются. Такое стремление к уединению может быть важным моментом в создании лучших работ.

Преодоление жизненных преград

Многие культовые произведения увидели свет в результате переживания их творцом душераздирающей боли и сильных эмоций. Нередко различные проблемы становятся катализатором, помогающим создать неповторимые и выдающиеся шедевры. Психология дала этому явлению научное название - посттравматический рост. Исследователи выяснили, что нередко сильное потрясение помогает человеку преуспеть в том или ином деле, а также открыть в себе новые возможности.

Поиск новых впечатлений

Многие креативные люди постоянно пребывают в поиске новых эмоций и впечатлений. К сожалению, некоторые из них, чтобы добиться такого эффекта прибегают к помощи алкоголя и наркотиков. Следует отметить, что талантливая личность всегда открыта для новых познаний, она достаточно интеллектуальна и любознательна. Переход из одного эмоционального состояния в другое - это некий двигатель для исследования и познания двух миров, внутреннего и внешнего.

Красота спасет мир!

Творческие люди, как правило, отличаются отменным вкусом, поэтому они постоянно стараются окружить себя красивыми вещами. Это могут быть не только детали одежды, но и элементы интерьера, картины, книги, украшения. По результатам некоторых исследований было выявлено, что певцы и музыканты демонстрируют повышенную восприимчивость и чувствительность к художественной красоте.

Соединение точек

Творческие личности способны находить возможность там, где другие ее попросту не замечают. Многие знаменитые писатели и художники считают, что творчество - это умение соединять точки, которые обычный человек не догадался бы соединить в такой последовательности. Если спросить гения, как он объединил эти вещи, он почувствует себя неловко, поскольку ответа на этот вопрос у него не будет. То, что для других является сложным, для творческого человека не составляет труда.

Ощущение и чувствительность как свойства творческой личности



Введение

Особенности формирования творческой личности

Обостренность ощущений как свойство творческой личности

Чувствительность и ее значение для творческой личности

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Личность - это сложное образование, которое приобретается человеком в социокультурной среде в процессе взаимодействия с другими людьми в ходе совместной деятельности и общения. Степень сформированности различных личностных образований, их развитие во многом определяет жизненный путь индивида. Вместе с тем личностное становление определяется комплексом различных факторов: биологических, социальных, когнитивных и других. Развитие характеризуется количественными и качественными изменениями, порождаемыми внешними и внутренними условиями. Так известный психолог Б.Г.Ананьев пишет: ""Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития"".

В данном реферате будут рассмотрены такие особенности творческой личности, как ощущение и чувствительность, и сделана попытка проанализировать эти понятия.


Особенности формирования творческой личности


Творческая личность является предметом изучения многих психологических исследований. Пути ее формирования в младшем школьном и подростковом возрасте изучались многими авторами в отечественной психологии (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Я.Л.Коломинский, и др.). Нередко красной нитью в различных трудах психологов проходит мысль о том, что личностные особенности оказывают существенное влияние на развитие других психологических феноменов. Исследователи высших способностей отмечают, что одаренность может существенно повлиять на становление личности. Автор концепции творческой одаренности А.М.Матюшкин в частности пишет, что можно рассматривать ""одаренность как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и в искусстве, как предпосылку становления и развития творческой личности, способной не только к созданию нового и открытию новых законов, но и к самовыражению, к самораскрытию в произведениях литературы и искусства; личности не только решающей, но ставящей проблемы перед человеком и человечеством"". Создатели концептуальных моделей одаренности включают личностные факторы в ее структуру (А.М.Матюшкин, Дж.Рензулли, Дж.Фельдхьюсен, К.Хеллер).

От уровня развития и сформированности личности зависит эволюция одаренности. Известный в психологии факт утраты ярких способностей к моменту взросления ученые связывают и с особенностями личностного развития. Важно не упустить тот момент, когда педагогические воздействия на индивида будут наиболее благоприятными. Многие авторы подчеркивают, что для становления одаренной и талантливой личности необходимо одобрительное отношение к ней со стороны социума.

Психологи, изучающие одаренных и талантливых детей, отмечают, что одаренные часто выделяются среди остальных. Их непохожесть объясняется не только яркостью и неповторимостью таланта, оригинальностью и своеобразием мышления. Многие ученые едины в своем мнении: одаренный ребенок нередко быстрее взрослеет, у него раньше формируется личность, и в среде сверстников он отличается благодаря наличию определенных личностных качеств и свойств.

Роль личности в становлении и развитии одаренности велика. Подчеркивается, что одаренность вовлекает целостную личность человека, включая мотивационную сферу, интересы, волевые проявления, чувства, креативность (Дж. Галахер, П. Кляйн, Н.С. Лейтес, А.М.Матюшкин, В.Э. Чудновский, В.С.Юркевич). В психологии одаренности признается тот факт, что одаренные дети и подростки имеют особенности личностного развития. Психологи обращают внимание на то, что становление личности одаренного ребенка имеет определенные возрастные тенденции, нередко проходит неоднозначно и болезненно.

К. Тэкэкс пишет, что одаренных детей от сверстников отличает ряд особенностей в сфере психосоциального развития. В числе таких свойств и качеств она выделяет:

обостренное чувство справедливости;

развитую систему личных ценностей;

хорошо сформированное чувство юмора;

наличие преувеличенных страхов;

упорство в достижении результата.

При этом К. Тэкэкс подчеркивает, что положительное и отрицательное в личности способного ребенка возникает под влиянием окружающих людей. Одаренному и талантливому ребенку могут быть присущи такие свойства и качества, которые будут отталкивать от него окружающих. Среди них можно выделить:

Неумение выслушивать собеседника до конца, прерывание собеседника. Нередко ребенок в курсе того, о чем идет речь или быстро понимает излагаемый материал. Стремление продемонстрировать свои знания является отражением скорости восприятия.

Привычка исправлять других. Возникает у одаренного ребенка как сочетание альтруизма и эгоцентризма.

Высмеивание окружающих. Может возникать как ответ на травмирующий фактор. Главное преимущество ребенка - интеллектуальный потенциал, и он стремиться защищать себя от источника боли доступными ему средствами.

М. Карне отмечает несколько психологических факторов, мешающих реализации способностей детей. К ним относятся: негативное отношение к школе и учебе; нарушение отношений с родителями; подверженность колебаниям настроения, депрессии, духу противоречия; низкая самооценка, чувство ""гонимости""; тенденция к оправданию и объяснению своих недостатков, перекладывание вины на других; склонность к фантазированию; плохие межличностные отношения, недоверие к другим; недостаток настойчивости, склонность отвлекаться и откладывать дела; враждебное отношение к руководителям; скука; отсутствие самодисциплины и неспособность нести ответственность за свои действия; недостаток лидерских способностей; недостаток увлечений или излишнее внимание к ним; неприятие состязательности; эмоциональная неуравновешенность; чувствительность к критике, тенденция критиковать других; нереалистические цели.

Л. Холлингуорт делает акцент на следующих личностных проблемах одаренных детей:

неприязнь к школе;

конформность;

погружение в философские проблемы.

Л. Холлингуорт установила, что адаптация одаренных детей зависит от уровня их интеллектуального развития. IQ от 185 до 190 - чрезвычайно одаренные подростки обнаруживают тенденцию к изоляции. Их самовосприятие может измениться в негативную сторону, т.к. они часто не принимаются своими сверстниками, не выбираются на лидерские роли. Если их способности не востребованы и требования к ним невысоки, то они становятся инертными, ленивыми. По мнению Л. Холлингуорт индивиды, чей IQ приближается к 170 редко бывают поняты людьми в силу их высокого интеллектуального потенциала. Интеллектуальный показатель IQ 125-155 является ""оптимальным интеллектом"", такие дети социально адаптированы и превосходят других в эмоциональной стабильности и контроле.

Дж. Уитмор выделяет следующие личностные проблемы одаренных детей:

перфекционизм;

ощущение собственной неполноценности;

нереалистические цели;

сверхчувствительность;

потребность во внимании взрослых;

нетерпимость.

А. Танненбаум, предложивший ""психосоциальную"" модель одаренности, при ее построении учитывал и внешние, и внутренние факторы личности. Ученый отмечает, что трудно определить, какие личностные особенности детерминируют человеческие таланты. Существуют достоверные факты того, что высший уровень способностей связан с сильно выраженным желанием самореализации. Мюнхенская модель одаренности, разработанная К. Хеллером, включает в себя и личностные компоненты. Автор данной модели отмечает, что ""мотивация к достижениям, настойчивость, устойчивость к стрессу и другие личностные качества, а не только способности, были типичны для достигавших наибольшего успеха учащихся"".

На основании экспериментальных данных К.Хеллер приходит к выводу, что высокоодаренные отличаются от среднеодаренных по следующим диагностически значимым личностным параметрам:

высокие интеллектуальные способности;

выдающиеся креативные способности (например, оригинальность, гибкость, разработанность);

способность к более быстрому усвоению и выдающаяся память;

интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям;

интернальный локус контроля и высокая личностная ответственность;

убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений;

позитивная академическая Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой.

Необходимо, чтобы одаренные дети обладали позитивным самовосприятием. В данном случае важно адекватно оценивать способности: ни умаляя, ни игнорируя их или, напротив, ни чрезмерно акцентируя на них внимания. Такое положение дел может приводить к нарушениям личностного формирования, страдает эмоциональная сфера детей. Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что ценен он; родители и взрослые любят его и видят в нем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей и достижений.

В отдельных случаях дети с высоким уровнем развития способностей сталкиваются с неприятием их социумом. Родители стараются не замечать таланта своего дитя, пытаясь избежать трудностей. Сверстники не приемлют школьника ""чересчур"" много знающего, осведомленного во всех вопросах. Осознание несоответствия ожиданиям окружающих, восприятие себя ""белой вороной"" приводит к тому, что ребенок начинает скрывать свои способности, появляются черты конформной личности. В данной ситуации следует говорить не просто о приспособлении, об адаптации личности, а о фальсификации собственного ""Я"".

Для одаренных детей характерны повышенная уязвимость и чувствительность. Безобидные и нейтральные замечания часто у них вызывают бурную эмоциональную реакцию. Необходимо вырабатывать у детей данной категории терпеливое отношение к чужому мнению, особенно в тех случаях, когда приходится сталкиваться с менее способными школьниками. Возникновение зазнайства, эгоизма, человеконенавистнических черт убивают проявления талантов.

Чрезмерное упорство в достижении цели приводит к стремлению доводить все до полного совершенства. Работы, выполненные на высоком уровне мастерства, исполнителем оцениваются как неудачные. Завышенные личные стандарты, неудовлетворенность, оценивание собственной деятельности по взрослым меркам приводят к болезненным переживаниям, личностным драмам. Для ребенка 7-8 лет одним из сильнейших мотивов деятельности является желание сделать приятное родителям, преуспеть в их глазах. Необходимо соблюдать равновесие в приоритетах, чтобы развитие личности не было нарушено одним желанием выгодно выглядеть в глазах взрослых. Поощрение за различные попытки, а не только за успех, похвала за старание ведет к тому, что ребенок будет пробовать себя в различных деятельностях, а не стремиться избегать неудач.

Дж. Фримэн, английская исследовательница одаренных детей, утверждает, что проявления одаренности связаны с качествами и свойствами личности. Анализируя в своей статье ""Обзор современных представлений о развитии способностей"" состояние науки в области психологии одаренности, выделяет некоторые личностные особенности одаренных детей. При этом Дж. Фримэн подчеркивает роль гендерного фактора. Девочки часто недооценивают свои способности. Показано, что часто этот факт связан с ожиданиями родителей, зависящими от полоролевых стереотипов. Девочки, имеющие равно высокий интеллектуальный и творческий потенциал с мальчиками, отличаются от них в социально-эмоциональном плане. Они сильнее подвержены депрессивным настроениям. Дж. Фримэн отмечает, что исследования представителей творческих профессий показали, что при достижении высокого уровня специализации личностные характеристики, такие как независимость, вносят больший вклад в получение еще более значимых результатов, чем интеллектуальные факторы. Дж.Фримэн делает акцент на роли в развитии способностей детей позитивных, положительных эмоций. Страх способен парализовать интеллектуальные проявления ребенка, такие как любопытство и любознательность. У высокоинтеллектуальных детей развита саморегуляция деятельности, чрезмерное руководство взрослых только тормозит развитие.

Среди личностных качеств индивидов, добившихся значительных успехов, Дж.Фримэн обращает внимание на эмоциональную стабильность, высокую продуктивность, мотивацию, увлеченность, низкий уровень тревожности. Однако, очень способные люди имеют проблемы, интеллект ""создает"" психологические барьеры. ""Особые стрессы"" одаренных подростков могут способствовать развитию депрессии и суицидальных наклонностей.

Таким образом, наиболее часто упоминаемыми качествами личности одаренного ребенка, способствующими развитию потенциала, являются: трудолюбие, упорство в достижении цели, развитое целеполагание, чувство справедливости, чувство юмора. Кроме положительных черт личности у одаренных детей встречаются черты личности, тормозящие развитие способностей. Нередко среди них встречаются дети с заниженной самооценкой; школьники, отрицающие авторитеты и не умеющие прислушиваться к чужому мнению; застенчивые, молчаливые, тревожные дети. Ученые отмечают, что проявление тех или иных черт личности может быть обусловлено типом одаренности. Наибольшее влияние на формирование одаренности оказывают Я-концепция, самооценка, мотивация деятельности.


Обостренность ощущений как свойство творческой личности


Ощущение - это отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. В рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим механизмам ощущение является целостным рефлексом, объединяющим прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора. В настоящее время проблематика ощущения интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах физиологии. Английский физиолог Ч. Шеррингтон выделил три основных класса ощущений: 1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках; 3) интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. В свою очередь, экстероцептивные ощущения делятся на два подкласса: дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами.

Данная классификация не учитывает, однако, известную независимость функции ощущения от морфологической локализации рецепторов. Так, зрительные ощущения могут выполнять важную проприоцептивную функцию. Попытку создания генетической классификации ощущений предпринял английский невролог X. Хэд, выделивший более древнюю - протопатическую и более молодую - эпикритическую чувствительность. Протопатические ощущения, в отличие от эпикритических, не дают точной локализации источника раздражения ни во внешнем пространстве, ни в пространстве тела, характеризуются постоянной аффективной окрашенностью и отражают скорее субъективные состояния, чем объективные процессы. Ощущение возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая тем самым объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды.

Критерием истинности ощущений, как и всякого иного отражения действительности, служит практика, деятельность субъекта. Ощущение возникает в результате преобразования специфической энергии раздражителя, воздействующего в данный момент на рецептор, в энергию нервных процессов.

Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают ощущений и сигналы о них не передаются в кору головного мозга. Однако подпороговые импульсы не безразличны для организма.

Верхним абсолютным порогом ощущения называют величину раздражителя, при которой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется, например, превращается в болевое, как это имеет место при увеличении громкости звука или яркости света. Минимальный прирост величины раздражителя, сопровождающийся едва заметным изменением ощущения, называется разностным (или дифференциальным) порогом ощущения. Значения всех выделенных видов порогов ощущения меняются в процессах адаптации и подвержены влиянию большого числа факторов. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией. Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией. Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет, как и всякое психическое явление, рефлекторный характер.

Традиционное понимание ощущения предполагает, что в процессе ощущения индивид не осознает образ воздействующего на него объекта и, следовательно, ощущение - это проявление бессознательного.

Субсенсорное восприятие (как и подпороговое ощущение) характеризуется тем, что индивид не отдает себе отчета не только в отношении образа или других свойств отражаемого объекта, но и не осознает само воздействие объекта. Несомненно, это тоже проявление бессознательного. Таким образом, по отношению ко вполне осознаваемому восприятию и ощущение и субсенсорное восприятие (подпороговые ощущения) выступают как бессознательное с различными уровнями осознания, причем ощущение несколько более осознанно, чем субсенсорное восприятие (подпороговые ощущения).

Функция ощущений и восприятия как элемента функциональной системы состоит в получении (отражении) с помощью органов чувств информации, необходимой для формирования психического образа, адекватного цели и способу ее достижения.

В соответствии с системной концепцией психики ощущение и восприятие рассматриваются как неосознаваемый и осознаваемый аспекты одного и того же процесса - психического отражения, причем ощущение - непроизвольный, неосознанный процесс отражения. По отношению к вполне осознаваемому восприятию, и ощущение и субсенсорное восприятие (подпороговые ощущения) выступают как неосознаваемое с различными уровнями осознания, а именно ощущение несколько более осознанно, чем субсенсорное восприятие или подпороговые ощущения.

Итак, следует заключить, что "непосpедственность понимания пpедмета", как чеpта творческой личности, по сути испаpяется и существует только по отношению к сознанию, а не к психике в целом. Чувственная интуиция пpедметна и диалектически связана с мышлением и вообpажением. Но она донаучна и есть только матеpиал для научной обpаботки.


Чувствительность и ее значение для творческой личности


Чувствительность - это:

) общая способность к ощущению; чувствительность появляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды, выполняющие сигнальную функцию по отношению к имеющим прямое биологическое значение воздействиям;

) в дифференциальной психологии и характерологии - повышенная готовность к аффективным реакциям;

) в психофизике - величина, обратно пропорциональная порогу ощущения. Соответственно различают абсолютную и дифференциальную (разностную) чувствительность.

Классификация видов чувствительности совпадает с существующими классификациями ощущений. Так, выделяют виды чувствительности, отличающиеся по степени детальности проводимого сенсорного анализа. Учитывая характер раздражителя, можно говорить о чувствительность к действию механических, оптических, химических, температурных и других стимулов. Чувствительность организма может быть оценена не только на основе ощущений, но и по изменению протекания различных психофизических процессов.

В результате, как правило, получаются несколько различные показатели. Например, зрительная чувствительность, определяемая по реакции изменения интегральных ритмов мозга, оказывается выше чувствительности, оцениваемой на основании словесного отчета испытуемого. В последние годы благодаря использованию новых теоретических представлений (теория обнаружения сигнала) в психофизике появились более обобщенные определения чувствительности, независимые от понятия "порог ощущения".

Что касается особенностей чувствительности творческой личности, то на наш взгляд, можно утверждать, что у лиц с высоким творческим потенциалом - или от природы, или в результате индивидуальной истории становления данной личности - механизмы психологической защиты в той или иной мере оказываются ослабленными. Одной стороной такого ослабления как раз и является то, что информация, способная расшатать существующую систему знания и поколебать стереотипы, имеющие в данное время статус бесспорных (которая у большинства людей блокируется), у креативных личностей получает более свободный доступ на уровень сознания. Это, если так можно выразиться, - положительное следствие ослабления механизмов психологической защиты. Вместе с тем, вряд ли можно предполагать, что такого рода ослабление столь избирательно, что беспрепятственно пропускает на уровень сознания информацию, концептуально значимую, и блокирует травмирующую (ту, которая может причинить боль, страдание субъекту).

Поэтому, скорее всего, в результате ослабления механизмов психологической защиты наряду с информацией, обеспечивающей возможность отказа от когнитивных стереотипов (штампов) и, тем самым, увеличивающей вероятность совершения творческого шага, на уровень сознания более широким потоком устремится и вся информация, которая для данной личности имеет травмирующий характер и в обычных случаях блокируется. Такое предположение, на наш взгляд, дает возможность понять и некоторые другие аспекты в проблеме специфики мышления креативной личности. В частности, это касается соотношения чувствительности (сензитивности) и креативности. Под чувствительностью в данном контексте понимается способность организма реагировать на изменение раздражителя возникновением или изменением ощущения.

В исследованиях, посвященных рассмотрению параметров мышления лиц с высоким творческим потенциалом, часто отмечаются когнитивная и эмоциональная их открытость, высокая степень чувствительности, восприимчивости как к сигналам, поступающим из внешнего мира, так и к внутренним. Эта зависимость является достаточно очевидной: более развитая способность к восприятию и фиксированию оттенков, деталей в поступающей информации, при прочих равных условиях, обеспечит более богатую базу исходных данных самой различной природы. А это, в свою очередь, обусловит возможность вербализации и осознания более тонких аспектов, отношений, свойств в рамках воспринятого и осмысливаемого. В результате исходная база данных для формирования ассоциативных связей будет существенно шире и т.д. Однако, как нам представляется, можно говорить и о менее тривиальном отношении степени восприимчивости, чувствительности субъекта и креативности его мышления. А именно, о восприимчивости, эмоциональной и когнитивной открытости - как следствии развитой творческой способности (поскольку, как уже говорилось, последняя может быть обусловлена, в частности, и ослаблением действия механизмов психологической защиты). Поэтому определенная уязвимость, незащищенность, нестандартность поведения людей с высоким творческим потенциалом (широко известные "чудачества") не должны рассматриваться как их каприз или проявление их нежелания вписаться в стандартную систему межличностных отношений. По существу, эти особенности оказываются оборотной стороной одаренности этих людей и не могут быть сняты произвольно.

В этой связи хотелось бы рассмотреть вопрос о психоэмоциональных особенностях креативных личностей несколько подробнее. В современной литературе этой стороне проблемы уделяется значительное внимание. При этом целый ряд характеристик практически всеми исследователями причисляется к неотъемлемым личностным качествам креативных субъектов. В их числе - любознательность, даже до некоторой степени любопытство (однако не в обыденном понимании, а скорее как выражение стремления к получению новой информации, вероятно, по смыслу приближающееся к понятию "пытливость"), способность видеть проблему там, где ее не видят другие.

Данное обстоятельство, как попутно справедливо отмечается, способно доставить немало неприятностей и неудобств его обладателю, поскольку усмотрение проблем побуждает говорить о них, а это не всегда приветствуется окружающими, которые - в массе своей - не видят никаких проблем в соответствующем положении вещей.

Упоминается также и такое качество, как гибкость в восприятии и оценке информации (в противовес жесткости, ригидности), присущая в большинстве своем креативным личностям. Последнее находит и экспериментальное подтверждение. Так, интересные исследования особенностей восприятия информации при условии различных способов предшествующего обучения показали, что так называемая "да-тенденция", (т.е. склонность давать позитивный ответ на вопрос о присущности или не присущности вновь предъявляемых конфигураций тому классу объектов (прототипу), который сформировался у испытуемого на основе предшествующего научения) складывается как следствие более разнообразного предшествующего личностного опыта субъекта и обусловливает следующую особенность восприятия: скорее модификации, не принадлежащие к данному классу будут ошибочно причислены к нему, чем подлинные варианты прототипа будут необоснованно отвергнуты. И напротив, так называемая "нет-тенденция" (т.е. склонность к негативному ответу на вопрос о принадлежности некоторого данного объекта к соответствующему классу) формируется как следствие более однообразного предшествующего обучения и обусловливает противоположную особенность восприятия: скорее подлинная модификация некоторого прототипа будет ошибочно отвергнута, чем конфигурация, не являющаяся в действительности вариантом прототипа, будет неверно принята.

Представляется достаточно очевидным, что подобные особенности восприятия не безразличны к формированию способности нахождения нетривиальных решений в познавательных ситуациях.

творческий личность ощущение чувствительность

Заключение


Кроме повышенной чувствительности и обостренности ощущений исследователи и целый ряд других параметров лиц с высоким творческим потенциалом. Среди них - высокая интуитивность, усмотрение более глубоких смыслов и следствий воспринятого, уверенность в себе и в то же время неудовлетворенность ситуацией, в которой субъект себя обнаруживает, открытость восприятию как внутреннего, так и внешнего мира.

Креативные личности высокомотивированы, демонстрируют значительный уровень энергии. Они обладают рефлексивным мышлением, от которого получают удовольствие.

Креативы самостоятельны, отличаются значительным стремлением к автономии. Для них характерен низкий уровень социализации и высокий уровень самодостаточности. Они неконформны.

Непослушание есть одна из неизбежных черт, появляющихся в человеке, ищущем и создающем всегда новое в науке, искусстве, литературе, философии. Одно из условий развития таланта человека - это свобода не послушания. Закончить эту главу о мышлении креативной личности хотелось бы словами Мак-Киннона, которые, как представляется, психологически точно и лаконично ее характеризуют. "Главное для творческой личности - это кураж, кураж разума и духа, психологический и духовный. Кураж быть разрушительным для созидания нового, кураж быть открытым восприятию изнутри и извне, кураж следовать интуиции, а не логике, кураж вообразить невозможное и попытаться реализовать его. Кураж думать так, как не думал никто. Кураж стоять в стороне от коллективности и конфликтовать с нею, если это необходимо, кураж становиться и быть самим собой".


Список использованной литературы


1.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II. - М., 1980.

2.Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи / Материалы Всесоюзной научной конференции ""Человек в системе общенаучных отношений"". - М., 1991.

.Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.А.Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991.

4.Психология творчества. М., 1990.

5.Трик Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981. С.303

6.Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Close