В 1860—1870-е гг. правительство Александра II приняло ряд постановлений о проведении земской, судебной, городской, военной, школьной и цензурной реформ.

Земская реформа, объявленная 1 января 1864 г., предусматривала создание в уездах и губерниях выборных учреждений для управления местным хозяйством, народным просвещением, медицинским обслуживанием населения и для решения других неполитических вопросов. Однако в Беларуси в связи с событиями 1863—1864 гг. вводить выборные учреждения правительство не отважилось.

Судебная реформа, принятая в Российской империи 20 ноября 1864 г., в Беларуси началась только в 1872 г. с введением мировых судов. Поскольку в Беларуси отсутствовали земства, то мировые судьи, в отличие от центральных губерний России, здесь не избирались, а назначались министром юстиции по рекомендации местной администрации. Окружные суды, судебные палаты, присяжные заседатели и присяжные поверенные появились в западных губерниях только в 1882 г. Список присяжных заседателей также утверждался властями.

В 1875 г. в Беларуси была проведена городская реформа, принятая в России в 1870 г. Она провозглашала принцип всесословности при выборах органов городского самоуправления —городской думы и городской управы во главе с городским головой. При выборах членов думы (гласных) право голоса получали горожане с 25-летнего возраста. Однако этим правом могли пользоваться не все жители города, а только те, кто платил городские налоги. Рабочие, служащие, интеллигенция, составлявшие основную массу населения городов, не имели возможности участвовать в городском самоуправлении, потому что не платили налогов в городскую казну.

Реформирование армии в России началось в 1862 г., когда были созданы 15 военных округов (в том числе и Виленский, в который вошли все белорусские губернии) и введен сокращенный срок службы (в сухопутных войсках — до 7, на флоте — до 8 лет). В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, исходивший из принципов судебной реформы 1864 г. Закон 1874 г. ввел вместо рекрутских наборов всесословную воинскую повинность. Все мужчины с 21-летнего возраста должны были служить в армии (кроме коренного населения Средней Азии, Казахстана, Сибири и Севера). В сухопутных войсках срок службы сокращался до 6 лет обязательной и 9 лет в запасе, на флоте — соответственно до 7 и 3 лет. Также вводились льготы для людей, имевших образование. Те, кто закончил высшие учебные заведения, служили 6 месяцев, гимназии — 1,5 года, городские училища — 3, начальные школы — 4 года.

Реформирование школьной системы 1864 г. также имело буржуазный характер. Школа провозглашалась всесословной, увеличивалось количество начальных школ, вводилась преемственность различных ступеней обучения. В отличие от центральных губерний России в Беларуси не существовало земских школ и общественность не допускалась к управлению народным образованием. Для Беларуси и Литвы были выработаны специальные «Временные правила для народных школ». В соответствии с ними в каждой губернии создавались дирекции народных училищ, осуществлявшие надзор за работой школ, принимавшие на работу и увольнявшие учителей, дававшие разрешение на открытие новых школ.

Новый цензурный устав, принятый в 1865 г., существенно расширял возможности печати. Однако изменения в цензурной политике касались в первую очередь центральных изданий и издательств. В Беларуси до середины 1880-х гг. все периодические издания зависели от правительственных учреждений и православной церкви.

Таким образом, реформы 1860—1870-х гг., начиная с отмены крепостного права, привели к значительным переменам в политической жизни Российской империи. Был сделан шаг вперед по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Вместе с тем реформы несли в себе пережитки феодализма, были непоследовательными и ограниченными. Большие отличия и отсрочки в проведении реформ в Беларуси придавали им еще более ограниченный и непоследовательный характер по сравнению с другими регионами России, делали социально-экономическую ситуацию в белорусских губерниях сложной и противоречивой.

Купить надежный сейф сегодня проще простого. http://wygoda.by/seify/ . Лучшие цены, доставка на дом.

После отмены в 1861 г. крепостного права назрела острая необходимость приспособить политический строй царской России к новым, капиталистическим отношениям. Чтобы удержаться у власти, помещики- дворяне вынуждены были пойти до некоторой степени навстречу требованиям дальнейших преобразований. К решению этих задач и сводились буржуазные реформы, осуществленные в период 1864-1874 гг.

Земская реформа 1864 г. состояла в том, что вопросы местного хозяйства, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания и другие поручались новым выборным учреждениям - уездным и губернским земским управам. Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание господствующим классам, прежде всего землевладельцам-дворянам. Гласные из крестьян на эпизодически созывавшихся земских собраниях всегда составляли меньшинство, а в числе членов постоянно действовавших управ крестьяне насчитывались единицами.

Всеми делами в земстве, касавшимися прежде всего кровных нужд крестьянства, вершили помещики. Они ограничивали инициативу и нередко самоотверженную деятельность демократически настроенных земских деятелей - учителей, врачей, статистиков. Помимо того, земские учреждения на местах были подчинены царской администрации и в первую очередь губернаторам.

Городская реформа 1870 г. заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Система этих выборов, заимствованная из Пруссии, обеспечивала среди городских гласных решающее влияние крупным домовладельцам и купцам, фабрикантам и заводчикам.

Представители крупного капитала руководили коммунальным хозяйством городов, исходя из своих узкоклассовых интересов; они заботились главным образом о благоустройстве центральных буржуазных кварталов города, почти не уделяя внимания фабричным районам и окраинам.

Органы городского управления по закону 1870 г. также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией.

Новые судебные уставы 1864 г. вводили единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства перед законом всех социальных групп населения.

Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчеты о них публиковались в печати. Тяжущиеся стороны для защиты в суде своих интересов могли нанимать присяжных поверенных - адвокатов, которые имели юридическое образование и не состояли на казенной службе.



Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистического развития страны, но на нем сказывалось влияние пережитков крепостничества; правительство и в данном случае допустило ряд важных отступлений от общих принципов буржуазных реформ. Для крестьян были созданы особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания; по политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии; политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т. д. Вместе с тем должностные преступления чиновников объявлялись неподсудными общим судебным инстанциям. Суд в царской России продолжал оставаться зависимым от самодержавной власти.

Реформы 60-х годов коснулись также образования. Была создана сеть начальных народных училищ. Наряду с классическими гимназиями открывались реальные гимназии (училища), в которых главное внимание обращалось на преподавание математики и естественных наук. Устав 1863 г. для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов - выборность ректора и деканов и расширение прав профессорской корпорации. В 1869 г. в Москве были открыты первые в России Высшие женские курсы с общеобразовательной программой.

Несколько облегчено было положение печати. По уставу 1865 г. от предварительной цензуры освобождались книги объемом свыше 10 авторских листов, а по особому ходатайству также некоторые столичные периодические издания. За первое нарушение правил цензуры издатели получали «предостережение» , при повторном нарушении издание приостанавливалось на шесть месяцев и при третьем запрещалось.

Все эти реформы в действительности носили весьма ограниченный характер. Как учебные заведения, так и печать по-прежнему продолжали находиться под постоянным надзором царских властей и церкви.

Судебная реформа

Судебная реформа Александра II стала поворотным моментом в российском делопроизводстве. Суды теперь разделялись на две части: местный занимался делами мещан и крестьян, а окружной - более серьёзными преступлениями. Вводился суд присяжных, члены которого могли принадлежать к любому сословию. В его полномочия входило рассмотрение тяжких преступлений. Была упразднена дискриминация: абсолютно все оказывались равны перед судебной властью. Решения не принимались тайно, нельзя было сменить судью, если он по каким-то причинам не устраивал участников процесса. Правила были едины для всех и не могли измениться в ходе заседания. Кроме того, менялось и административное деление страны: теперь империя делилась на округа. Сахаровский И.Ю. Судебная реформа 1864 года // Молодой ученый. -- 2015. -- № 7. -- С. 588.

Судебная реформа Александра II лишила самого императора реальной власти в судах, единственное, что он мог сделать - помиловать дворянина, которому грозила конфискация имущества.

Земская реформа

Земская реформа Александра II (1864 год) - комплекс преобразований в сфере управления уездными и губернскими землями, призванная изменить бюрократический порядок управления и дать дальним уголкам России право на самостоятельное принятие решений.

Как и со всеми другими преобразованиями Александра 2, идея дать губерниям некоторую самостоятельность в принятии решений зародилась задолго до начала правления императора, точнее, во времена его дяди Александра I. Александр I дал задание Сперанскому составить крупный проект реформ, который включал также новую систему губернского самоуправления, которая должна была отвечать нуждам населения и государства. Проект был разработан и предполагал создание уездных дум, которые бы наполнялись делегатами из местных жителей, выбираемых не по сословному признаку, а по имущественному. К сожалению, реформа не была принята. Великие реформы в России. 1856-1874: Сборник. - Москва: Издательство Моск. Ун-та. - 1992. - 336 с.

Во времена Александра II проект Сперанского был рассмотрен и взят в качестве основы, однако претерпел достаточно много изменений. В частности, император приказал не создавать волостных дум, а земство кончалось на уровне губернии.

Тем не менее, главной идеей реформы было отдать управление в руки местных жителей, которые гораздо лучше знали реалии региона, нежели посылаемые государственные чиновники. Программы, составленные в областном центре, которым следовали чиновники, не могли помочь в развитии региона так как были отстранёнными от реальной ситуации.

Наряду с земской была проведена городская реформа. Два новых законопроекта должны были создать новую систему местного самоуправления.

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 года создавало новые управленческие органы: земские собрание и земские управы, в которые входило местное население (выбор не зависел от сословия).

Появились так называемые курии - особые разряды, на которые были разделены все избиратели по имущественному, сословному, национальному и другим признакам. Всего курий было три - курия уездных землевладельцев, курия городских избирателей, курия от сельских обществ. Представители трех курий участвовали в выборах в местный орган самоуправления.

Курии были созданы для того, чтобы в местные думы могли попасть представители всех сословий, однако на практике все было сложнее. Формально земские учреждения не имели правил насчет происхождения кандидатов, однако избирательное право было обусловлено имущественным цензом, что значительно ограничивало круг лиц, которые могли быть избранными. Великие реформы в России. 1856-1874: Сборник. - Москва: Издательство Моск. Ун-та. - 1992. - 336 с.

В результате, чаще всего складывалась следующая картина: председателями губернских и уездных съездом были, как правило, представители высшего дворянского сословия. Помимо органов самоуправления были созданы исполнительные органы - управы.

Земства на местах не имели никаких серьезных политических функций, они лишь обладали исполнительной властью и занимались решением хозяйственных и бытовых вопросов: строительство путей сообщения, строительство больниц, школ, устройство инфраструктуры в ближайших деревнях и городках, забота о скоте, Земства также занимались сбором налогов на местные нужды. Этим их власть ограничивалась. Более того, даже выполняя местные задачи, земства полностью подчинялись губернаторам и министрам, которые могли приостановить действие любого решения земского совета.

Реформа проводилась постепенно. Земства стали появляться во всех уголках страны и закончился этот процесс лишь в начале двадцатого века.

Освобождение крестьян от крепостной зависимости вынудило самодержавие провести целую серию либеральных реформ:

1) Земская реформа (1864 г.). В России появилось местное самоуправление. В уездах и губерниях создавались выборные (на 3 года) земские собрания (распорядительные органы) и управы, которые выбирались собраниями (исполнительные органы). Бессословные выборы в уездные земские собрания проводились по 3 избирательным разрядам – «куриям». а) Курия уездных землевладельцев – крупные местные землевладельцы. Курия была по преимуществу дворянской (0,9% населения – 49% «гласных»). б) Курия городских избирателей – городская буржуазия (10% населения – 20% «гласных»). в) Курия выборных от сельских обществ – крестьянство (89% населения – 30% «гласных»). Земства занимались лишь вопросами местного хозяйства и благоустройства. Финансовая база земств была крайне ограничена. Земства не располагали собственным аппаратом для реализации своих решений и поэтому полностью зависели от чиновников. Над земствами был установлен мощный бюрократический контроль. Земствам запрещалось взаимодействовать между собой. Гласность их деятельности была ограничена. Общероссийского земского органа создано не было. Несмотря на вышеуказанные недостатки реформы (объясняющиеся нежеланием абсолютизма и дворянства всерьёз поступаться монополией на власть) создание земств имело колоссальное положительное значение. Они способствовали: формированию основ правового государства и гражданского общества, психологии гражданина, развитию местной экономики. Земства стали базой формирующегося либерального движения (либеральное дворянство и «третий элемент» - земские служащие).

2) Городская реформа (1870 г.). Местное самоуправление появилось и в городах. Выборные (на 4 года) городские думы являлись распорядительными органами, а городские управы, выбираемые думами – исполнительными. Правом выбора в думу обладали лишь городские налогоплательщики (около 5 % жителей). Голосование проводилось по 3 разрядам (плательщики первой, второй и третьей трети городских налогов), каждый из которых выбирал одинаковое количество «гласных», что давало преимущество наиболее зажиточным слоям городского населения. Городской голова возглавлял и думу и управу. Городские органы самоуправления так же занимались лишь хозяйственными вопросами. Все недостатки и значение земской реформы можно приписать и городской, за исключением одного – органы городского самоуправления не стали «рассадником либерализма» в силу политической инертности российской буржуазии.

3) Судебная реформа 1864 г. Она заменила принципы средневекового судопроизводства, которые господствовали в России на новые, которые соответствовали потребностям капиталистического общества. Это: 1. Гласность судопроизводства. 2. Состязательность процесса (с обеспечением обвиняемому права на адвокатскую помощь). 3. Равенство всех перед судом. 4. Независимость судей и судебных следователей (в введение которых от полиции было передано расследование преступлений). Учреждались местные и общие суды. 5. Местные суды были представлены: а) волостными судами (для крестьян – применявшими телесные наказания и судившими не на основе законов, а на основе обычаев); б) мировыми судами (в которых единственный судья, разбиравший мелкие уголовные и гражданские дела, выбирался органами самоуправления из лиц, обладавших значительным имущественным цензом, а процесс характеризовался простотой и быстротой). 6. Общие суды – это: а) Окружные суды. В них гражданские и мелкие уголовные дела рассматривались «коронными судьями», а дела о тяжких преступлениях – судьями с участием присяжных заседателей которые должны были обладать крупным имущественным цензом. Присяжные выносили вердикт о виновности или невиновности подсудимого. б) Судебные палаты. Они рассматривали дела о государственных и должностных преступлениях и апелляции на приговоры, выносимые окружными судами без участия присяжных. В их заседаниях участвовали «сословные представители». в) Сенат. Он рассматривал наиболее важные дела о государственных и должностных преступлениях и кассации на приговоры судебных палат и окружных судов с участием присяжных. 7. Судебная реформа – самая последовательная и радикальная либеральная реформа, способствовавшая формированию основ правового государства и гражданского общества. Однако вскоре либеральные принципы судопроизводства стали ограничиваться самодержавием по делам о политических преступлениях.

Реформы 60-70-х годов 19 века, несмотря на их ограниченность, имели огромное значение в судьбе России и означали продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии. Реформы были шагом от помещичьего государства к правовому. Отчуждение от власти на длительный срок стало характерным лишь для радикально настроенной молодежи и революционных демократов.

Реформы демонстрировали то, что положительные сдвиги в обществе могут быть достигнуты не революциями, а преобразованиями сверху, мирным путем. В России начался процесс мирного обновления, однако он вскоре был прерван. 1 марта 1881 г. Александр II , царь-освободитель был убит членами «Народной воли», поставившей целью изменение политического строя путем цареубийства.

19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал Положения о реформе (17 законодательных актов) и Манифест об отмене крепостного права .

1. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права.

2. Положения регулировали вопросы наделения крестьян землей.

3. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел, но за выкуп, который равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17 раз.

4. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами.

5. До выкупа земли крестьяне продолжали считаться временнообязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности - барщину и оброк.

Выход крестьян из крепостной зависимости обострил проблему малоземелья, наделы многих крестьян были очень малы, что препятствовало развитию сельского хозяйства.

Но, несмотря на ограниченный характер, крестьянская реформа имела большое значение. Она дала простор развитию капитализма в России.

Отмена крепостного права в России повлекла за собой и преобразования в иных сферах жизни страны.

Земская реформа 1864 г.:

1) изменила всю систему местного управления;

2) в губерниях и уездах были созданы земства, которые являлись выборными органами местного самоуправления, состояли из представителей всех сословий;

3) высокий имущественный ценз и многоступенчатая система выборов обеспечивали преобладание в земствах дворян;

4) земства не обладали политическими функциями, область их деятельности ограничивалась только хозяйственными вопросами;

5) земства сыграли позитивную роль в общественной жизни на местах.


Городская реформа 1870 г.:

1) была проведена по типу земской.

В городах были созданы городские думы и городские управы;

2) городские органы местного самоуправления ведали также главным образом хозяйственными вопросами;

3) избранный городской глава возглавлял городскую думу и управу, координировал их деятельность.

Судебная реформа 1864 г.

1. Эта реформа была наиболее радикальной из преобразований 1860-1870 гг.

2. Согласно судебной реформе Россия получала обновленный суд, который был основан на принципах буржуазного права, а именно новый суд стал: бессословным; гласным; состязательным; независимым.

3. Реформа вводила выборность некоторых судебных органов.

4. В соответствии с новой системой судопроизводства в судебных процессах участвовали прокурор и адвокат.

5. Вопрос о виновности или невиновности обвиняемого решался присяжными заседателями.

6. Была разграничена компетенция различных судебных инстанций. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Военная реформа:

1) необходимость проведения военной реформы стала очевидной в связи с поражением в Крымской войне;

2) она проводилась до 1874 г. В результате военной реформы были отменены рекрутские наборы; введена всеобщая воинская повинность, которую должны были отбывать все мужчины без различия сословий, которые достигли 20 лет, были годны к службе по здоровью; срок службы в армии был существенно сокращен: в пехоте вместо 25 лет - 6 лет, во флоте - 7 лет; стала действовать система многообразных льгот по сокращению срока службы для лиц, получающих образование, помогающих родителям и др.

Реформы в системе образования:

1) в сфере образования произошли значительные изменения;

2) в 1864 г. были изданы Устав гимназий и Положение о народных училищах, которые регламентировали начальное и среднее образование;

3) в 1863 г. была восстановлена ликвидированная при Николае I автономия университетов.

В 1865 г. были введены Временные правила о печати, которые отменили цензуру для многих печатных изданий.

Финансовая реформа предопределяла формирование единого государственного бюджета, планирование которого было возложено на Министерство финансов.

Значение буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.

Проведенные реформы существенно изменили прежний уклад общественной жизни и государства. Таким образом, были сделаны шаги на пути превращения России в буржуазную монархию. Продолжением преобразований могли бы стать политические реформы (проект конституционных изменений, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым).

Но убийство в 1881 г. Александра II кардинально изменило направление курса правительства.


Close