Грамматическое значение числа является номинативным. Формы
единственного числа называют один предмет, формы множественного
числа - неопределенное множество предметов, в том числе и два пред-
мета. А. А. Потебня отмечал, что, когда в языке было двойственное чис-
ло, представление о много начиналось с трех, после утраты двойствен-
ного числа оно начинается с двух 43 . Другими словами, наши предки
считали не так, как мы считаем. Мы считаем: один, много, а они счита-
ли: один, два, много.

Грамматическое значение числа участвует в формировании объек-
тивного, отражающего действительность, содержания предложения
(в синтаксисе оно называется диктумным). В референтно ориентирован-
ных высказываниях выбор форм числа для носителей языка релевантен.
Это совсем не одно и то же, скажем ли мы Под крышей свила гнездо ла-
сточка
или Под крышей свили гнезда ласточки.

Грамматическое значение числа имеет такие особенности.

1) Оно формируется на основе бинарного противопоставления со-
относительных морфологических форм при сохранении лексического
значения слова: дом -> дома, страна -> страны, окно -> окна. Ни в слу-
чаях типа снег 1 снега, нежность 1 нежности, ни в smgulana tantum, ни
в pluraha tantum окончание словоформы не выражает номинативного
значения числа. Флексия числа имеет грамматическую семантику толь-
ко при противопоставлении форм с одним и тем же лексическим значе-
нием. Когда лексема pluraha tantum называет считаемый предмет, пред-
ставление о количестве или передается контекстом, или опирается на
некий жизненный опыт, знание типовых жизненных ситуаций. Напри-
мер, можно полагать, что в предложении На мальчике были дырявые
джинсы
словоформа джинсы называет один предмет, но это никак не
связано с окончанием.

Грамматическое значение числа реализуется только при словоизме-
нении.

2) Грамматическое значение числа зависит от референтной ориен-
тации существительного в высказывании. Например, в предложении
Грузины живут на Кавказе словоформа множественного числа выража-
ет значение совокупности, так как грузины представлены здесь как
класс, как нация. Та же самая словоформа не может иметь этого значе-
ния в условиях конкретной референтной соотнесенности: На вокзале
к нему подошли грузины.
См. также: Волк - осторожное животное и Из
зоопарка убежал волк.
В первом случае форма единственного числа име-
ет значение совокупности, во втором - единичности. Контекстные ус-



А А Потебня Из записок по русской грамматике Т 1-2 1958 С 50
56


ловия употребления форм числа могут модифицировать грамматиче-
ское значение числа.

3) Зависимость от контекстных условий проявляется не только
в модификации грамматического значения. Коррелятивная форма чис-
ла (как правило, единственного) может употребляться безотносительно
к идее счета вообще. Например, в предложении Люблю грозу в начале
мая <...>
(Тютчев) форма ед. ч. грозу выбирается для обозначения явле-
ния как такового. В ней не акцентируется ни значение один, ни значе-
ние несколько. Контекст может нейтрализовать номинативное значение
числа.

Нейтрализации числовой семантики может способствовать синтак-
сическое место, занимаемое существительным. Когда существительное
оказывается в наречной позиции, его числовое значение нередко как бы
отходит на второй план, становится незначимым для высказывания,
и говорящий выбирает форму числа в соответствии с узусом, без опоры
на количественные отношения: Но невеста молодая. До зари в лесу блу-
ждая, Между тем все шла да шла И на терем набрела
(Пушкин). В при-
веденном тексте нельзя заменить единственное число слова заря на мно-
жественное, хотя в других случаях это существительное может употреб-
ляться с опорой на числовое противопоставление: ср. 1) А зори здесь ти-
хие
(Б. Васильев); 2) Одна заря сменить другу Спешит, дав ночи полчаса
(Пушкин).

Особо надо отметить позицию при связке в составном именном
сказуемом, где действует правило так называемого смыслового согласо-
вания с подлежащим, и форма числа в сказуемом бывает предопределе-
на формой подлежащего: Петушок мой золотой Будет верный сторож
твой
(Пушкин).

Грамматическое значение числа релевантно в тех условиях, в кото-
рых сохраняется возможность выбора морфологической формы.

4) Число зависит также от лексики. Как уже отмечалось, эта связь
проявляется в возможностях формообразования, многие существитель-
ные не употребляются во множественном числе по причине своего ле-
ксического значения. Это значит, что лексическое значение может «за-
черкивать» грамматическую семантику числа.

Примечание. Возникающие в обществе (и у отдельных личностей) по-
требности могут преодолевать указанный лексический барьер К при-
меру, слово инициатива, развив в себе значение "предложение, на-
правленное на достижение результата", в современном общественно-
политическом языке стало активно употребляться в обоих числах

§ 30. Основные контекстные (синтаксические) значения
форм единственного и множественного числа

Формы ед. ч. могут иметь:


1) значение единичности- Белеет парус одинокий (Лермонтов), Се-
дой мудрец младому другу Кричит вослед Счастливый путь" Прости, лю-
би свою супругу. Советов старца
не забудь 1 (Пушкин);

2) значение совокупности (множественности, класса). Вчерашний ве-
чер помню живо Синели глубью небеса. Лист трепетал, красноречиво
Глядели звезды нам в глаза
(Фет); Читатель, расскажу ль тебе. Куда кра-
савица девалась?
(Пушкин); Ведь совершенства тоже нет на земле, а все-
таки всякий стремится к нему умный желает быть умнее, ученый -
ученее, добродетельный - добродетельнее, ну, а богатый желает быть
еще богаче
(А. Островский); Изведал враг в тот день немало. Что значит
русский бой удалый
(Лермонтов);

3) дистрибутивное или распределительное значение: И царевна очу-
тилась В светлой горнице, кругом Лавки, крытые ковром
(Пушкин) -
каждая лавка покрыта ковром; Поседели твои волосы Глаза Замутила,
затуманила слеза
(Ахматова);

4) форма употребляется безотносительно к счету: То змейкой, свер-
нувшись клубком, у самого сердца колдует <...>
(Ахматова).

Примечание. Окончания единственного числа тех слов, у которых фор-
мы числа нетождественны по лексическому значению (ум /умы, хлеб 1
хлеба, трава 1 травы, колкость 1 колкости, посадка 1 посадки)
так же,
как и у smgulana tantum, числа не выражают (Он торгует золотом
и лесом),
однако формы множественного числа в таких случаях грам-
матическое номинативное значение утрачивают не всегда в отвле-
ченных существительных оно обнаруживается регулярно (копченость
1 копчености, посадка 1 посадки),
в вещественных - нерегулярно
(ср 1) снег 1 снега, песок 1 пески, лед 1 льды и 2) трава 1 травы)

Формы множественного числа выражают:

1) значение неопределенного множества дискретно существующих
предметов: Ведь есть Такие праздные счастливцы. Ума недальнего ле-
нивцы, которым жизнь куда легка 1
(Пушкин); Целый день спят ночные
цветы <...>
(Фет);

2) значение множественности как некой совокупности: Фернандо
толстый, а толстые много едят
(В. Токарева); И не знать, что от
счастья и славы безнадежно дряхлеют сердца
(Ахматова);

3) форме можно приписать и значение единственного, и значение
множественного числа (немаркированное
употреблениеформы): Когда
я пришел в себя, коробка исчезла Должно быть, ее выбросили санитары
(Паустовский) К тому же у него дезертиры шинель уперли (Н. Остров-
ский) - примеры Е. Н. Прокопович;

4) с опорой на контекст формы множественного числа могут назы-
вать один предмет. Такое употребление всегда стилистически окрашено

Ах, боже мой, еще фикусы с собой возят Куда же он с ним денется
(Катаев) - пример Е. Н. Прокопович.


Окончания форм числа в pluralia tantum грамматического номина-
тивного значения не имеют.

Грамматическая форма определяется как регулярные видоизменения слова, имеющие различные грамматические значения. Например, форма 1 лица ед. ч. настоящего времени пишу, читаю, вижу или форма прошедшего времени мн. ч. писали, читали, видели.

В морфологии возможно двоякое употребление термина грамматическая форма. Во-первых, грамматическая форма может пониматься как абстрактный образец в отвлечении от конкретных слов: форма прилагательного ед. ч., женского рода, И. п. Эта форма может быть представлена в разных словах: красная, деревянная, скучная.

Другое применение термина – в значении формы конкретного слова: форма И.п. ед.ч. существительного спина. Для терминологического разграничения вводится понятие словоформы . Словоформа – конкретное слово в какой-либо грамматической форме: в саду – это словоформа слова сад.

В содержании словоформы различают несколько моментов. Во-первых, выделяют лексическое значение, во-вторых – словообразовательное (или деривационное) значение, которое, с одной стороны, участвует в формировании лексического значения, а с другой - несет информацию о частеречной принадлежности слова. Например, в слове учитель словообразовательное значение лица выражено суффиксом –тель , который также сигнализирует о том, что это слово – существительное. В-третьих, в слове выделяют грамматические реляционные значения, которые выражаются либо флексией (окончанием), либо другими способами (см. об этом ниже). Например, в слове учитель грамматические значения рода, числа, падежа выражаются нулевым окончанием.

Ср.: лексическое значение реляционное значение

Учи + тель + Ш

деривационное

Значение

грамматическое значение

Грамматические значения противопоставлены лексическим по способу выражения значений: грамматические значения имеют регулярное выражение в виде аффиксов, иногда самих корней (явление супплетивизма), повторов (редупликации), несегментных единиц, служебных слов или сочетаний самостоятельных слов. Лексические значения лишены такого регулярного выражения.

Грамматические значения имеют абстрагированный характер и присущи ряду слов, а не одному слову. Абстрагированный характер грамматических значений проявляется, в частности, в таких примерах, где значение предметности – частеречной характеристики существительных - обнаруживается у слов, корни которых выражают действие –ход, бег. Грамматическое значение повторяется в ряде слов, лексическое – индивидуально.

Рассмотрим подробнее способы выражения грамматических значений. Различаются синтетические и аналитические способы. При синтетическом (простом) способе грамматические значения выражаются посредством морфем – реляционных, формообразующих и даже корневых. При аналитическом (сложном) способе грамматическое значение выражается сочетанием слов – знаменательного и служебного или знаменательного и знаменательного, а также редупликацией, порядком слов и интонацией.

Примерами реляционных аффиксов являются: КУКЛ А -КУКЛЫ

КРАСНЫЙ – КРАСНАЯ – КРАСНЫЕ, ХОДИЛШ -ХОДИЛ А - ХОДИЛИ,

где флексии выражают значение рода и числа. Формообразующие аффиксы используются, например, для выражения значений прошедшего времени - ХОДИЛ, ВИДЕЛА.

Грамматические значения могут выражаться разными корнями, такой способ называется супплетивизмом: хороший – лучше, плохой – хуже, я – мне. Кроме названных синтетических способов, используется еще внутренняя флексия и ударение. Внутренняя флексия – грамматическое средство, представленное чередованием фонем (историческим, или грамматическим), служащим для выражения грамматических значений: в английском языке tooth (зубы) - teeth (зуб), man (мужчина) – men (мужчины). Ударение служит единственным средством разграничения форм ед. ч. Р. п. и мн. ч. И. п. у слов пбруса – парусб, лэга – лугб.

Аналитические способы, представляющие собой сочетание двух слов, знаменательного и служебного, наблюдаются в примерах: буду писать, написал бы. В примере я ходил, ты ходил, он ходил категория лица выражена отдельными самостоятельными словами – местоимениями. Другим средством выражения грамматических значений является редупликация. Это явление состоит в повторении или слога, или корня, или целого слова. Например, еле-еле, чуть-чуть. В некоторых языках редупликация распространена довольно широко. Например, в отдельных языках Африки редупликация является средством выражения множественного числа, в индоевропейском праязыке редупликация использовалась для выражения значения длительности в глагольных основах. Разная интонация разграничивает предложения со значением вопроса и побуждения: Направо? – Направо! В примерах два часа и часа два порядок слов влияет на выражение значения конкретного и приблизительного времени.

Словоформы одного слова составляют парадигму. Парадигмы могут быть полными и частными, полными и неполными. Парадигмы многих слов оказываются очень сложными. Например, падежная парадигма существительного складывается из падежных словоформ единственного и множественного числа. Падежные формы, объединенные грамматическим значением единственного числа или значением множественного числа, являются частными парадигмами внутри полной парадигмы. Полная парадигма может состоять из двух, трех, четырех и более частных парадигм. Например, полная парадигма прилагательного состоит по крайней мере из пяти частных. В парадигме слова может отсутствовать какая-либо частная парадигма. Например, у собирательных существительных отсутствуют формы множественного числа. Такие парадигмы называют неполными.

Грамматическое значение

Грамматическое значение сопутствует лексическому значению слова; отличия между этими двумя типами значений таковы:

1. Грамматические значения очень абстрактны, поэтому они характеризуют большие классы слов. Например, значение глагольного вида всегда присутствует в смысловой структуре русского глагола. Лексическое же значение более конкретно, чем грамматическое, поэтому оно характеризует лишь какое-то определенное слово. Даже самые отвлеченные лексические значения (например, значения таких слов, как бесконечность, скорость) менее абстрактны, чем грамматические значения.

2. Лексическое значение выражено основой слова, грамматическое - особыми формальными показателями (поэтому грамматические значения часто называются формальными).

Итак, грамматическое значение - это отвлеченное (абстрактное) языковое значение, выраженное формальными грамматическими средствами. Слово обычно имеет несколько грамматических значений. Например, имя существительное волком в предложении Я волком бы выгрыз бюрократизм (М.) выражает грамматические значения предметности, одушевленности, мужского рода, единственного числа, творительного падежа (значение сравнения: `подобно волку, как волк`). Самое общее и наиболее важное грамматическое значение слова называется категориальным (общекатегориальным); таковы значения предметности у имени существительного, количественности у имени числительного и т. д.

Категориальное значение слова дополняется и конкретизируется частными (частнокатегориальными) грамматическими значениями; так, для существительного характерны частнокатегориальные грамматические значения одушевленности ~ неодушевленности, рода, числа и падежа.

Грамматическое значение всегда сопутствует лексическому, а лексическое не всегда сопутствует грамматическому значению.

Например: океан - человек (разное лексическое значение, но одинаковое грамматическое - существительное, ед.ч, И.п) [Лекант 2007: 239-240].

Способы выражения грамматических значений

В русской морфологии существуют разные способы выражения грамматических значений, т.е. способы образования форм слова: синтетический, аналитический и смешанный.

При синтетическом способе грамматические значения выражаются обычно аффиксацией, т.е. наличием или отсутствием аффиксов (например, стол, стола; идет, идут; красив, красива, красиво), значительно реже - чередованием звуков и ударением (умереть - умирать; масла - спец. масла), а также супплетивно, т.е. образованиями от разных корней (человек - люди, хорошо - лучше). Аффиксация может совмещаться с изменением ударения (вода - воды), а также с чередованием звуков (сон - сна).

При аналитическом способе грамматические значения получают свое выражение вне основного слова, т.е. в других словах (слушать - буду слушать).

При смешанном, или гибридном способе грамматические значения выражаются и синтетически и аналитически, т.е. и вне и внутри слова. Например, грамматическое значение предложного падежа выражается предлогом и окончанием (в доме), грамматическое значение первого лица - местоимением и окончанием (я приду).

Формообразующие аффиксы могут быть выразителями сразу нескольких грамматических значений, например: в глаголе идут окончание - ут выражает и лицо, и число, и наклонение [Интернет ресурс 6].

Грамматическая категория -- это совокупность противопоставленных друг другу морфологических форм с общим грамматическим содержанием. Например, формы пишу -- пишешь -- пишет указывают на лицо и поэтому объединяются в глагольную грамматическую категорию лица; формы писал -- пишу -- буду писать выражают время и образуют категорию времени, словоформы стол -- столы, книга -- книги выражают представление о количестве предметов, они объединяются в категорию числа и т. д. Можно также сказать, что грамматические категории формируются частными морфологическими парадигмами. Грамматические категории в целом имеют три особенности.

1) Грамматические категории образуют своего рода закрытые системы. Количество членов, противопоставленных друг другу в грамматической категории предопределено структурой языка и в целом (в синхронном срезе) не варьируется. При этом каждый член категории может быть представлен как одной, так и несколькими однофункциональными формами. Так, грамматическая категория числа существительных образуется двумя членами, один из которых представлен формами единственного числа (стол, книга, перо), другой -- формами множественного числа (столы, книги, перья). Существительные и прилагательные имеют три рода, у глагола три лица, два вида и т. д. Количественный состав некоторых грамматических категорий в литературе определяется по-разному, что на самом деле связано не с объемом категории, а оценкой ее компонентов. Так, в существительных выделяют 6, 9, 10 и большее количество падежей. Однако это отражает только разные приемы выделения падежей. Что же касается самого грамматического строя языка, то в нем падежная система регламентирована существующими типами склонения.

2) Выражение грамматического значения (содержания) между формами, образующими категорию, распределено: пишу означает первое лицо, пишешь -- второе, пишет -- третье; стол, книга, перо указывают на единственное число, а столы, книги, перья -- на множественное число, большой -- это мужской род, большая -- женский, а большое -- средний, форма большие на род не указывает.

3) Формы, образующие морфологические категории, должны объединяться общим содержательным компонентом (что отражено в определении грамматической категории). Это обязательное условие для выделения грамматической категории. Без указанной общности грамматические категории не формируются. Например, противопоставление переходных и непереходных глаголов не образует морфологической категории именно потому, что оно не основано на общем содержании. По той же причине не являются морфологическими категориями и другие лексико-грамматические разряды, выделяемые в самостоятельных частях речи [Камынина 1999: 10-14].

Знаменательные и служебные части речи

Части речи -- это основные грамматические классы слов, которые устанавливаются с учетом морфологических свойств слов. Эти классы слов важны не только для морфологии, но также для лексикологии и синтаксиса.

У слов, относящихся к одной части речи, есть общие грамматические признаки:

1) одинаковое обобщенное грамматическое значение, называемое частеречным (например, для всех существительных значение предметности);

2) одинаковый набор морфологических категорий (для существительных характерны категории одушевленности/неодушевленности, рода, числа и падежа). Кроме того, слова одной части речи обладают словообразовательной близостью и выполняют одинаковые синтаксические функции в составе предложения.

В современном русском языке выделяются самостоятельные и служебные части речи, а также междометия.

Самостоятельные части речи служат для обозначения предметов, признаков, процессов и других явлений действительности. Такие слова обычно являются самостоятельными членами предложения, несут на себе словесное ударение. Различаются следующие самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.

Внутри самостоятельных частей речи противопоставляются полнознаменательные и неполнознаменательные слова. Полнознаменательные слова (существительные, прилагательные, числительные, глаголы, большая часть наречий) служат для называния определенных предметов, явлений, признаков, а неполнознаменательные слова (это местоимения и местоименные наречия) лишь указывают на предметы, явления, признаки, не называя их.

Важно еще одно разграничение в рамках самостоятельных частей речи: имена (существительные, прилагательные, числительные, а также местоимения) как части речи склоняемые (изменяемые по падежам) противопоставлены глаголу как части речи, для которой характерно спряжение (изменение по наклонениям, временам, лицам).

Служебные части речи (частицы, союзы, предлоги) не называют явлений действительности, а обозначают отношения, существующие между этими явлениями. Они не являются самостоятельными членами предложения, обычно не имеют словесного ударения.

Междометия (ах!, ура! и др.) не входят в число ни самостоятельных, ни служебных частей речи, они составляют особый грамматический разряд слов. Междометия выражают (но не называют) чувства говорящего [Лекант 2007: 243-245].

Поскольку части речи - понятие грамматическое, очевидно, что и принципы, основания выделения частей речи должны быть прежде всего грамматические. Во-первых, такими основаниями являются синтаксические свойства слова. Одни слова входят в грамматический состав предложения, другие не входят. Одни из входящих в грамматический состав предложения являются самостоятельными членами предложения, другие нет, поскольку могут выполнять лишь функцию служебного элемента, устанавливающего отношения между членами предложения, частями предложения и т.д. Во-вторых, существенными являются морфологические признаки слов: их изменяемость или неизменяемость, характер грамматических значений, которые может выражать то или иное слово, система его форм.

Исходя из сказанного все слова русского языка подразделяются на входящие в грамматический состав предложения и не входящие в этот состав. Первые представляют собой подавляющее большинство слов. Среди них выделяются слова знаменательные и служебные.

Знаменательные слова являются самостоятельными членами предложения. К ним относятся: имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, глаголы, наречия, категория состояния.

Знаменательные слова и принято называть частями речи. Среди знаменательных слов по морфологическому признаку изменяемости-неизменяемости выделяются, с одной стороны, имена и глагол, с другой - наречие и категория состояния.

Два последних разряда - наречия и категория состояния - различаются синтаксической функцией (наречия служат главным образом обстоятельством, категория состояния - сказуемым безличного предложения: "Мне грустно, потому что весело тебе" (Л.), а также тем, что в отличие от наречий слова категории состояния способны управлять ("Мне грустно", "весело тебе"; "Как весело, обув железом острым ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!"- П.).

Служебные слова (их называют еще частицами речи) объединяет то, что они (входя в грамматический состав предложения) служат лишь для выражения разного рода грамматических отношений либо участвуют в образовании форм других слов, т.е. не являются членами предложения. С морфологической точки зрения их объединяет также неизменяемость.

К ним относятся предлоги, союзы и частицы. При этом предлоги служат для выражения отношения существительного к другим словам, союзы устанавливают связь между членами предложения и частями сложного предложения. Частицы участвуют в образовании некоторых глагольных форм, в построении определенного типа предложений (например, вопросительных). К словам, не входящим в грамматический состав предложения, относятся модальные слова, междометия и звукоподражания.

Модальные слова (возможно, конечно, может быть, наверно, по-видимому, пожалуй, разумеется и др.) выражают отношение говорящего к содержанию высказывания. Междометия служат для выражения чувств и волевых побуждений (ах, ой-ой-ой, брысь, ну и т.д.). Звукоподражания - слова, передающие какие-нибудь звуки и шумы. Эти три последних разряда слов, как и служебные слова, являются неизменяемыми [Рахманова 1997: 20].

МОРФОЛОГИЯ

Раздел науки о языке, изучающий способы выражения грамматических выражений, закономерности изменения слов, грамматические классы слов и присущие им грамматические категории.

Понятие грамматического значения

Обобщенное значение, которое регулярно выражается в языке типизированными средствами - глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка

Признаки грамматических значений

Абстрактность

Регулярность

Обязательность

Распространенность на целый класс

Закрытость списка

Языки различаются тем, какие значения выбираются в них в качестве грамматических

Виды грамматических значений

1) Номинативные ― отражают внеязыковую действительность (отражает реальность)

2) Синтаксические ― не связаны с внеязыковой действительностью, они отражают только способность данной словоформы сочетаться с другими словоформами (отражают особенности сочетаемости (род у существительных))

Способы выражения грамматических значений

1) Синтетический ― грамматическое значение при помощи аффиксов. (Гулял - прошедшее время, мужской род)

Супплетивизм ― выражение грамматических знаний посредством мены основ (человек ― люди)

2) Аналитический ― использования служебных слов (если бы - сослагательное наклонение)

Для русского языка характерны оба способа.

Грамматическая форма и словоформа

Грамматическая форма - языковой знак, в котором грамматическое значение находит свое регулярное выражение. В речи в конкретных высказываниях слово стоит в одной из своих грамматических форм.

Словоформа - слово, стоящее в какой-либо грамматической форме.

Морфологическая парадигма

Морфологическая парадигма слова - система грамматических форм одного слова

деревянный ― 24, стол ― 12 компонентов

Полная парадигма - включает весь набор форм, характерный для данной части речи.

Избыточная парадигма - имеет в составе избыточные компоненты (машу-махаю )

Молодежь ― 6, неполная, брюки ― 6, неполная.

Понятие грамматической категории

Грамматические формы объединены в грамматические категории.

Форма единственного числа + Форма множественного числа = Грамматическая категория числа

Типы грамматических категорий

Бинарные/не бинарные

Словоизменительные/не словоизменительные

Проблема частей речи в РЯ

Изучение вопроса о количестве частей речи в том или ином языке восходит ещё к античным грамматикам.

При выделении частей речи можно использовать различные подходы. В русской грамматике XXI и XX веках сформировалось несколько подходов:

1) Формальный - основными критериями классификации являются особенности словоизменения, набор грамматических характеристик.

2) Синтетическая функция слова

3) Логический, лексико-семантический (общекатегориальное значение слова

В современной русистике классификация частей речи учитывают сразу несколько подходов:

Часть речи ― класс слов, который характеризуется:

2) Общий набор грамматических категорий

3) Общие синтаксические функции

4) Словообразовательные особенности.

Несколько вариантов современной классификации частей речи

1) Школьная грамматика ― 10 частей речи

1. В грамматике 80 также представлена классификация из 10 частей речи. Знаменательные части речи ― существительное, местоимение, прилагательное, числительное, наречие, глагол

Служебное ― предлог, союз, частица, междометие

2) А.Н. Тихонов

Знаменательные ― существительное, прилагательное, причастие, числительное, местоимение, глагол, деепричастие, наречие, категория состояния.

Служебное ― предлог, союз, частица,

Междометие

Звукоподражание

Модальные (очевидно, конечно, вероятно)

Любая классификация частей речи всегда результат компромиссов между разными подходами.

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ В РЯ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Часть речи, которая обозначает предмет и выполняет это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа, одушевленности/неодушевленности

Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Группа слов, которые проявляют своеобразие в выражении тех или иных грамматических категорий.

Первый уровень членения

На первом уровне членения все существительные можно разделить на 2 группы:

1) Собственные ― называют индивидуальные предметы

Наименования «Большевичка»

Имеют либо только форму st, либо только pl

2) Нарицательные ― называют предмет по принадлежности к тому или иному классу.

Следующий уровень членения

- Вещественные

1) Особые значения ― обозначают однородную массу вещества, которую можно разделить на части, но нельзя сосчитать (молоко )

2) Грамматические особенности: только одна форма числа

3) Словообразование ― большая часть ― не производны

В речи вещественные существительные, имеющие только форму среднего числа, в ряде случаев могут образовывать форму множественного числа (сухие вина )

Меняется значение существительного (сорт, кол-во)

- Собирательные

совокупность лиц или предметов, как одно неделимое целое (молодежь, студенчество ). Все собирательные существительные имеют только формы единственного числа. Собирательные существительные производные как правило. Необходимо отличать от конкретных существительных типа народ, класс, группа, отряд, табун .

Вещественные и собирательные тесно связаны между собой. Иногда бывает трудно ответить на вопрос вещественное или собирательное. Иногда даже говорят о вещественно-собирательных (пыль)

- Отвлеченные (абстрактные)

Имеют только форму единственного числа. Очень многие производны. В некоторых случаях существительные могут стоять в форме множественного числа (радости жизни, счастливые сны, ежегодные чтения ) так как происходит изменение значения существительных.

- Существительные общего рода

Проявляют своеобразие в выражении грамматической категории. Зануда, сладкоежка. Основная особенность ― в разных контекстах бывает то женского, то мужского рода. Относятся существительные с флексией а, чаще всего разговорного стиля, имена сокращенные ― Саша, Женя, Валя . Иногда относят некоторые несклоняемые существительные как визави . С существительными общего рода нельзя путать врач, учитель, офицер , которые могут называть лиц женского рода, но сами слова остаются мужского рода.

- Конкретные существительные

слова, называющие считаемые предметы, которые могут быть представлены в отдельности и подвергнуты счету. Имеют две формы числа, являются эталоном существительного как части речи. Однако, небольшая группа конкретных существительных имеет только форму множественного числа. (сани )

Одушевленность

Одушевленность/неодушевленность

Основное правило ― Во множественном числе В.п.=Р.п ― одушевленное, В.п.=И.п. - неодушевлённое.

Правило сформировано для множественного числа, так как наиболее чётко грамматическая категория числа выражена во множественном числе. Для двух групп существительных мужского рода (студент, часовой ) правило работает и в единственном числе.

В русском языке лексическая и грамматическая одушевлённости могут и не совпадать. Также есть существительные, которые испытывают колебания в выражении одушевлённости ― неодушевленности. Вижу куклы ― вижу кукол . Есть существительные, которые в одном значении одушевленные, в другом ― нет. Звезды. Молодежь ― вне грамматической категории, так как нет множественного числа.

В школьной грамматике говорят о мужском, женском, среднем роде.

Зализняк предложил четвертый род ― парный, слова с формой только множественного числа. (ворота, часы ). Предложил говорить о 7 согласовательных классах:

1 ― м.р. неод.

2 ― м.р. од.

3 ― ж.р. неод.

4 ― ж.р. од.

5 ― ср.р неод.

6 ― ср.р од.

7 ― парный род.

Род в РЯ выражается морфологическим, синтаксическим и лексико-семантическим способом.

Морфологический ― выражение грамматического значения рода при помощи флексий. Такой способ принято называть непоследовательным, так как амонимичные окончания могут иметь значение разных родов. Стол, дочь

Синтаксический ― выражение рода через форму согласуемого с существительным слова. Помимо согласованных слов такую функцию могут выполнять формы сказуемого в прошедшем времени или в сослагательном наклонении

Лексико-семантический - основан на соотношении грамматического значения рода и лексического значения пола. Такой способ актуален только для небольшого количества существительных, называющих людей. Для этих существительных значение рода является номинативным. Для всех остальных синтаксическим.

Иногда значение рода определяется лексическим значением пола, также у некоторых зоонимов.

Единственное число

1) Основным значением является значение единичности, то есть указание на один предмет

2) Обобщенно-собирательное значение - форма единственного числа указывает на множество предметов, понимаемых как совокупность. Во время сессии студент отдыхает

3) Распределительное\дистрибутивное - форма единственного числа указывает на предмет, который есть одновременно у нескольких лиц. Откройте учебник на … странице.

Множественное число

1) Основное значение ― Значение раздельного множества. От 2 до множества.

2) Собирательное множество ― форма множественного числа указывает на совокупность людей, объединено по какому-либо признаку. Он долго жил среди англичан

3) Гиперболическое множество ― указывает на намеренное устранение от конкретной единичности такое можно наблюдать в двух случаях.

Указывает на важность предмета К нам гости приехали ― дочь

Для выражения упрёка, порицания Мы в университетах не обучались

4) Непрерывное множество ― имеет значение длительности, особой протяжённости, интенсивности. Кругом снега и льды

Вопрос о падежном значении.

Падежное значение ― значение, связанное с выражением значения существительного к другим словам в словосочетании или предложении.

В настоящее время выделяются типы падежных значений:

1) Субъектное значение

2) Объектное значение

3) Определительное

4) Обстоятельственное

5) Некоторыми учёными выделяется комплективное/добавляющее значение.

Эти значения не закреплены за формой конкретного падежа.

1) Субъектное значение ― значение реального деятеля, носителя признака или состояния. Люди идут по улице. Студентам холодно

2) Объектное значение - значение отношения предмета к действию, которое распространяется на этот предмет. Мы пьем чай

Объектное значение может быть разных видов:

Значение прямого объекта. Реальный объект. Ловить рыбу

Внутренний объект. Объект речи, мысли, чувства. Вспоминать о поездке.

Объект адресат. Я читаю лекцию студентам.

Объект средство. Заклеить клеем

Объект посредник. Передать посылку через проводника

Есть и другие виды объектов.

3) Определительное значение ― значение существительных, характеризующее предмет по какому-либо признаку:

Собственно-определительные Девушка в шляпке. Дом из кирпича.

Предикативно-определительные Мой брат красавец

4) Обстоятельственное значение ― значение существительного, которое характеризует действия или признак с точки зрения меры, времени и так далее.

1) Временное ― вернуться в мае

2) Значение места ― гулять в лесу

3) Причинное ― плакать из-за ошибки

4) Условное ― при полете будьте осторожными

5) Значение цели ― послать за врачом

6) Меры и степени ― завяз по горло

7) Уступительные ― вопреки советам, он уехал

8) Образ и способ действия ― петь басом

5) Комплективное значение ― значение восполнения информативно неполных единиц в предложении. Он слыл болтуном (он слыл ― неполн). Его звали Ваней (его звали ― неполн.)

На то, какое значение выражает падеж влияет несколько факторов: это и форма самого существительного, и его значение, и форма и значение слова, с которым существительное связано, и наличие/отсутствие предлога, и характер предлога.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

― часть речи, которая обозначает не процессуальный признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа, а также категориях степеней сравнения и полноты краткости

Форма сравнительной степени

Указывает на большую или меньшую по сравнению с чем-либо степень признака.

ФСС могут быть синтетическими и аналитическими.

Синтетическая ― образуется при помощи трех суффиксов: е, ее, ше (громче, белее, больше ) Продуктивный ― ее. Простая форма сравнительной степени не образуется от прилагательного с суффиксами ск, суффиксами субъективной оценки (слабенький ), от прилагательного с суффиксами ущ, ющ (передающийся ), л (бывалый ), от сложных прилагательных (длиннорукий ), с приставкой не (непростой ). Есть и другие ограничения.

Аналитическая - образуется при помощи вспомогательных слов более и менее. В гр.80 отсутствует.

Значение формы степеней сравнения.

Сравнительная степень (компаратив) ― имеет два основных значения.

1) признак присущ одному предмету в большей или меньшей степени, чем другому. Кошка умнее собаки

2) признак одного и того же предмета в одной ситуации представлен в большей или меньшей степени, чем в другой. Зима в этом году холоднее

Аналитическая форма имеет меньше ограничений в образовании.

Форма простой сравнительной степени, как правило, является частью сказуемого. Аналитическая может быть и сказуемым, и определением.

Формы превосходной степени

Традиционно, значение форм превосходной степени определяется как предельная степень проявления признака.

Форма превосходной степени так же образуется синтетическим и аналитическим способом.

Простая ― ейш, айш. Составная ― самый, наиболее, наименее, всех (всего) + синт. Форма сравнительной степени (красивее всех, важнее всего ).

ПриФорма превосходной степени, имеющая значения самой высокой степени проявления признака называется суперлятивом

Однако, формы превосходной степени могут иметь значение просто большой степени. (элатив) красивейшее здание. (а не красивейшее здание в городе)

Большинство современных лингвистов не считают, что у прилагательных есть формы превосходной степени.

Для образования синтетических форм актуальны те же ограничения, что и для образования форм сравнительной степени. Форма превосходной степени, образующейся при помощи слова самый, имеют в своём составе прилагательное в положительной степени. Самая кратчайшая дорога, самым теснейшим образом, самый лучший вариант ― исключение.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

В языке идея количества может быть передана разными средствами: грамматической категорией числа, при помощи существительных (сотня, дюжина ), так же при помощи особых слов, которых называют числительными.

Часть ли речи числительное ― неоднозначный вопрос. В школьной практике к числительным относятся и количественные, и порядковые, и собирательные, и дробные числительные. В грамматике 80 к числительным относятся только количественные числительные и собирательные. Порядковые относятся к прилагательным, а дробные рассматриваются как сочетание слов, принадлежащих различным частям речи. К числительным относятся также такие слова, как много и мало. Концепция Тихонова исключает много и мало, но относит дробные числительные, количественные и собирательные числительные. Концепция Панова ― порядковые, а количественные и порядковые числительные являются формами одного и того же слова.

Концепция, выделяющая в составе числительных количественные, порядковые и собирательные числительные.

Имя числительное ― часть речи, обозначающая количество и порядок предметов при счёте и выражающая эти значения в грамматических категориях падежа (последовательно) и в грамматических категориях рода и числа (не последовательно). В составе числительных выделяется три лексико-грамматических разряда:

1) количественные

2) порядковые

3) собирательные

Некоторые лингвисты выделяют только количественные и порядковые, а собирательные относят к количественным.

По структуре все числительные делятся на простые, имеющие один корень (сорок, пятые, пятеро ), сложные, имеющие в составе два корня (пятьдесят ) и составные, состоящие из двух и более слов (тридцать пять, три тысячи тридцатый )

Лексико-грамматический разряды количественных числительных:

Количественные числительные обозначают:

1) абстрактное количество (к 8 + 3 будет 11 )

2) количество как признак предмета (два года, пять книг )

3) место предмета при счёте (дом шесть )

Грамматические особенности:

НИКОГДА не изменяются по числам (вне грамматической категории числа)

Изменяются по падежам, но падеж числительного не выражает ни субъектное, ни объектное значение, а лишь указывает на синтаксическую связь числительного с существительным.

Не изменяются по родам за исключением слов один-одна-одно, два-две .

Синтетические особенности:

От 1 до 4 в именительном и винительном падежах сочетаются с существительным в единственном числе

В именительном и винительном падежах управляют существительным (три чашки, пять столов ), в остальных падежах согласуются с существительными

Особенности некоторых количественных числительных:

Один по-разному рассматривается лингвистами, иногда не относят к числительным и называют местоименным прилагательным, либо счётно-количественным прилагательным (грамматика 70), некоторые считают, что это числительное только в составных числительных. Расхождения во мнениях объясняются тем, что слово один ведет себя не так, как другие числительные: изменяется по родам и по числам, всегда согласуется с существительным. Кроме того, помимо количественного значения, слово один имеет значение какой-то, отдельные и т. д. Таким образом слово один ведет себя как числительное действительно только в составных числительных. Во всех остальных случаях ― местоименное прилагательное.

Тысяча, миллион, миллиард в школьной грамматике ― числительные, а грамматика 80 однозначно относит к существительным, так как изменяются по числам. Есть точка зрения, согласно которой эти слова имеет смысл называть существительными только в тех случаях, когда они или не называют точного числа (миллион проблем), либо употреблены в форме множественного числа.

Правило употребления с предлогом по:

- Два, полтора, три, четыре, девяносто, сто, двести, триста, четыреста употребляются в форме винительного падежа, совпадающего с именительным. Взяли двести рублей.

Остальные имеют вариантные формы (взяли по пять рублей или взяли по пяти рублей)

Один всегда в форме дательного падежа (раздали по одному карандашу )

Лексико-грамматический разряд собирательных числительных:

Образуются от количественных при помощи суффиксов о, j, (два, двое ) и э, эр (чертыре, четверо )

Норма ограничивает число собирательных числительных рядом от двух до десяти, но встречаются и другие. Традиционно считается, что значение собирательных числительных это обозначение количества как совокупности. Но многие лингвисты не согласны с этим утверждением и считают, что собирательные числительные по значению ничем не отличаются от количественных.

Грамматические особенности:

Вне грамматической категории числа

Вне грамматической категории рода

Падеж не выражает значения, а указывает на сочетаемость с существительным

Синтетические особенности:

Сочетаемость с существительными: собирательные числительные могут сочетаться с существительными мужского рода или со словами общего рода (двое друзей, трое зевак ), но не могут сочетаться с существительными женского рода.

Могут сочетаться с существительными pluralia tantum (двое часов, трое суток )

Собирательные числительные сочетаются с существительными дети, ребята, люди, лица.

Могут сочетаться с существительными со значением не взрослости (семеро козлят )

Могут сочетаться с субстантивированными прилагательными (двое больных )

Могут сочетаться с личными местоимениями (нас трое )

Некоторые относят оба, обе к собирательным числительным, однако они не имеют числового значения, поэтому целесообразно считать местоимениями. Кроме того у этих слов иные правила сочетаемости с существительными.

Лексико-грамматический разряд порядковых числительных:

Называют порядковый номер предмета при счёте.

Грамматические особенности:

Могут изменяться по падежам, числам, родам

Всегда согласуются с существительными

Склонение числительных:

Порядковые склоняются как относительные прилагательные (адъективный тип)

Остальные по характеру окончаний различаются 6 типов склонения:

3) 50, 60, 70, 80

4) 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900

5) 40, 90, 100, полтора, полтораста

6) собирательные

МЕСТОИМЕНИЕ

С одной стороны, они употребляются как самостоятельные слова, с другой стороны, они не называют явлений, предметов, а лишь указывают на них. Многие лингвисты считают, что местоимения появились раньше имён.

Отличающие признаки:

1) Для местоимений характерна соотнесённость одного и того же слова с широким кругом предметов окружающей действительности. Направление в каждом отдельном случае может означать разные лица и разные предметы

2) Функции:

Диектическая ― указание на условие речевого акта. Соотнесение того, о чем говорится с условиями речевого акта и его участниками. Я пишу (пишет говорящий), я ― говорящий, вы ― слушающий, он ― третье лицо.

Местоимения первого и второго лица, отсылающие к говорящему (я, мы) или к слушающему (ты, вы). Так же указательные местоимения, отсылающие к объекту, на которого направлен указательный жест говорящего (тот, этот, это, та..)

Анафорическая ― соотнесение данного сообщения с другими сообщениями. Это функция отсылки к чему-либо известному. Могут замещать в тексте имена предметов, действия и даже целые предложения. Мой брат пришёл и сказал, что он уезжает. Н иколай собрался и вышел. Петя сделал тоже самое. Я напишу ему письма, если это нужно.

Выполняют:

Личные местоимения третьего лица

Указательные местоимения

Возвратные (себя, друг-друга)

Относительные местоимения

Эмоционально-оценочная функция Ваша Ольга (в конце письма)

эффимизм ― функция табу ― сто один вопрос про «это»

Классификация местоимений.

1) Традиционная.

- Личные ― указывают на участников речевого акта.

- Возвратные ― себя. Это местоимение не имеет именительного падежа, а это указывает на то, что объект или адресат действия совпадает с субъектом действия.

- Притяжательные ― принадлежность предмета первому, второму или третьему лицу. (мой, твой, его, свой (принадлежность тому, что названо подлежащим) его, её, их ― личные местоимения с функцией притяжательности

- Указательные (тот, этот, такой, сей, оный ) ― выделяют предметы или признаки, связанные с участниками речевого акта или речевым пространством.

- Определительные ― указывают на признаки обобщающие (всякий, каждый, любой, весь ) или выделительные (сам, самый )

- Вопросительные (кто, что, какой, который, чей )

- Относительные совпадают с вопросительными, но принципиально отличаются от них синтаксической функцией, выступая в роли союзных слов ― Мальчик разбил вазу, которая стояла на столе.

- Неопределённые ― аффиксы не, постфиксы -то, -либо, -нибудь, аффиксоид кое- Указывает на нечто, неизвестное говорящему

- Отрицательные ― не и ни. Отсутствие предметов, признаков, обстоятельств.

В традиционной классификации не учтено местоимение друг-друга. Это местоимение часто выделяют в особый разряд, называемый взаимно-возвратным.

2) Функционально-семантическая классификация:

Личные, притяжательные, возвратные + друг друга, выделительно-указательные (этот, тот, такой, таковой ) , выделительно-усилительные (сам, самый ), вопросительные, относительные, неопределённые, обобщенно-распределительные (каждый, любой, весь, всякий ), отрицательные.

3) Формально-грамматическая классификация:

1) местоимения существительные ― указывают на лицо или предмет, падеж выражают последовательно, род и число не последовательно (личные, возвратные, некоторые вопросительные (кто, что ), некоторые отрицательные (никто, ничто ), некоторые неопределённые (некто, кто-то )

2) местоимения прилагательные ― указывают на признак, выражают значение в зависимых грамматических категориях рода, числа, падежа. (твой, мой, ваш, наш, какой-нибудь, некоторый )

3) местоимения числительные ― указывают на неопределённое количества, вне грамматической категории числа и имеют те же особенности сочетаемости с существительными. (сколько, сколько-то )

4) местоимения наречия ― неизменяемые местоимения (здесь, там, оттуда, где-то, когда-нибудь …) Некоторые лингвисты относят к наречиям.

Особенности склонения

Склонение личных местоимений характеризуется изменением основы в косвенных падежах. Я, меня, мне, мы, нас.

Местоимения он, она, оно при сочетании с предлогом имеют формы с начальной фонемой н. У него, при ней, о них

Местоимение себя не имеет формы именительного падежа

Грамматические особенности других местоимений, а именно прилагательных, наречий, числительных, полностью повторяют особенности соответствующей части речи.

ГЛАГОЛ

Глагол в русском языке противопоставлен именам, так как имеет свой набор грамматических категорий. Обозначает также признак предмета, но это особый признак – признак как процесс.

Глагол - часть речи, обозначающая процессуальный признак и выражает это значение в грамматических категориях вида, залога, наклонения, времени и т.д. Основная функция - сказуемого.

Парадигма глагола

Так же более сложная, чем парадигма имен.

3 группы глагольных форм.

1) Инфинитив - начальная форма глагола, но это очень условно.

2) Спрягаемые формы (предикативные)

3) Неспрягаемые формы (атрибутивные) причастия и деепричастия. Не все ученые относят к глаголу.

Каждая из этих групп характеризуется особенным набором грамматических категорий.

Спряжение глагола

Спряжение - обычно употребляется в следующих ситуациях:

1) Спряжением глагола - изменение глагола в узком понимании по лицам и числам в настоящем или будущем простом времени, в широком понимании изменение глагола по временам, наклонениям, лицам, числам и так далее.

2) Под спряжением также понимается система глагольных флексий в настоящем или будущем простом времени.

В зависимости от того, какие флексии представлены, все глаголы можно разделить на два больших класса: первого и второго спряжения.

Глагол 1го спряжения - нести

Я несу, ты несешь, он, она, оно несет,

Мы несем, вы несете, они несут

Глагол 2го спряжения - решить

Я решу, ты решишь, он решит

Мы решим, вы решите, они решат

Кроме флексий глаголы первого и второго спряжения отличаются друг от друга особенностями чередования: у глаголов второго спряжения чередование появляется только в форме первого лица единственного числа (любить - люблю ), у глаголов первого спряжения чередование появляется в четырех формах - второго и третьего лица единственного числа, и первого и второго лица множественного числа (пеку - печешь, печем, печете ).

Глаголы 1 и 2 спряжения отличаются друг от друга финалью основы (оконцовкой), у глаголов 1го спряжения основа настоящего или будущего простого времени может оканчиваться на шипящий - скачут, на j - краснеют, на парно твердый согласный - несут, глаголы второго спряжения в этом случае могут также оканчиваться на шипящие, на j, и на парно-мягкий согласный.

Что нужно чтобы определить спряжение?

1) поставить глагол в форму 3 лица ед. числа

2) Смотрим ударно ли окончание

3) Если окончание ударное, то спрягаем глагол по лицам и числам

4) Если окончание безударное, возвращаемся к инфинитиву

5) Если финаль инфинитива на ить, то 2ое, если не на ить, 1ое

6) Вспоминаем, не исключение ли это? (брить, стелить, гнать, держать, дышать, обидеть)

В языке есть также разно спрягаемые глаголы - хотеть, бежать, чтить (чтят, чтут),

Глагольные словоизменения

Система глагольного словоизменения характеризуется большей сложностью по сравнению со словоизменением имен. Для каждого русского глагола необходимо установить его принадлежность: а) к словоизмененительному классу и б) к типу спряжения

Критерий Маслова

Видовая пара имеет место тогда и только тогда, когда глаголы имеют тождественное значение.

Специальные диагностические контексты:

1) Для глаголов совершенного вида. Он вернулся из командировки, поднялся по лестнице, открыл дверь...

2) Для глаголов несовершенного вида. Описание повторяющихся событий. Каждый год в это время он возвращается из командировки, поднимается по лестнице, открывает дверь...

3) Для глаголов несовершенного вида. Повествование в настоящем историческом. Возвращается он вчера из командировки, поднимается по лестнице, открывает дверь...

Таким образом, можно сделать вывод, что эти пары глаголов являются видовыми глагольными парами, поскольку глаголы в каждой паре обозначают одно и то же событие. В контекстах два и три употребление глаголов совершенного вида исключается, таким образом говорящие должен употребить глагол с тождественным значением, но несовершенного вида.

Двувидовые глаголы

Посматривать, стукнуть, учительствовать и так далее. Является либо совершенного вида, либо не совершенного, но пары не имеют - непарные глаголы. Перфектива тантум - совершенного вида, имперфектива тантум - несовершенного вида

Среди непарных глаголов так же встречаются двувидовые глаголы.

Двувидовые глаголы - в разных контекстах могут быть и глаголами совершенного и глаголами несовершенного вида.

Когда Алексей женился, он сразу уехал в Париж. Когда Алексей женился, гостей было 100 человек.

Среди двувидовых глаголов исконно русских глаголов немного (телеграфировать, асфальтировать, госпитализировать)

Вид двувидовых глаголов может быть определен только по контексту.

Образование форм страдательного залога в русском языке.

Образуются по-разному у глаголов совершенного и не совершенного вида.

У глаголов совершенного вида форма страдательного залога образуется, как правило, при помощи формообразующего постфикса -ся.

У глаголов совершенного вида формы страдательного залога образуются, как правило, аналитическим способом при помощи вспомогательного глагола быть, в соответствующей личной форме и краткого страдательного причастия.

Исключения: Он был любим всеми. Эта книга прочиталась очень легко.

Глаголы в форме страдательного залога могут изменяться по временам, лицам, числам, и так далее.

Дом построен рабочими в прошлом году .

Формы настоящего времени

Образуют только глаголы несовершенного вида! Формы настоящего времени не имеют специальных суффиксов в русском языке, окончания глаголов со значением того или иного лица и числа (я говорю, ты говоришь ) служат также формальным выражением значения настоящего времени, если они присоединяются к основам того же вида.

Форма настоящего времени может выражать несколько значений.

Первое значение этой формы называется настоящее актуальное .

Форма настоящего времени в этом случае указывает на действие, совпадающее с моментом речи. Я сейчас читаю лекцию .

Второе основное значение формы настоящего времени - настоящее неактуальное . В этих случаях указывает на то, что действие не связано с моментом речи. Я хорошо плаваю . Имеет несколько подтипов: расширенное настоящее - он давно уже любит ее ; постоянное непрерывное - Москва стоит на 7 холмах ; и так далее.

ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Занимают особое место в морфологической парадигме глагола, поскольку они сочетают свойства глагола и других частей речи - соответственно прилагательных и наречий.

На этом основании причастия иногда выводятся из глагольной парадигмы и включаются в состав прилагательных, а деепричастия - в состав наречий (Пешковский) или же трактуются как самостоятельные части речи (Тихонов).

Причастие - «гибридная» форма глагола, обладающая признаками глагола и прилагательного.

Как глагол причастие проявляет себя благодаря категориям залога, вида и времени, лексико-грамматическим признакам переходности и возвратности, кроме того, причастия полностью сохраняют особенности глагольного управления: любить детей - любящий детей, руководить заводом - руководящий заводом .

I. Центральными понятиямиграмматики являютсяграмматическое значение, форма и грамматическая категория.

Грамматическое значение – абстрактное языковое содержание грамматической единицы, имеющее в языке регулярное (стандартное) выражение (например:грамматическим значением слов новый и старый является общее значение «признаковости», а также частные грамматические значения – рода, числа и падежа, которые имеют в языке стандартное выражение в аффиксальной морфеме -ый ).

Грамматическое значение неиндивидуально, так как принадлежит целому классу слов, объединенных общностью морфологических свойств и синтаксических функций. В отличие от лексического значения, грамматическое не называется словом прямо, а выражается в нем «попутно», с помощью специальных грамматических средств. Оно сопутствует лексическому значению слова, являясь его добавочным значением.

Абстрагированное языковое содержание, выражаемое грамматическим значением, имеет разную степень абстракции, то есть по своей природе грамматическое значение неоднородно (например:в слове думал наиболее абстрактным является значение процесса, присущее всем глаголам и всем его формам; за ним следует значение прошедшего времени; более узким и определенным является значение мужского рода, которое присуще только формам глагола, противостоящим формам женского и среднего рода).

Грамматическое значение слова выводится из его отношения к другим единицам того же класса (например:грамматическое значение формы прошедшего времени выводится путем соотношения ее с другими временными формами).

Грамматическая категория – совокупность однородных грамматических значений, представленных рядами противопоставленных друг другу грамматических форм. Грамматическая категория в своих связях и отношениях формирует ядро грамматического строя языка.

Грамматическая категория существует как класс значений, объединенных в системе противопоставлений (например:грамматическая категория падежа объединяется единством самого отвлеченного значения отношений: «нечто относится к чему-то» и противопоставленностью частных отношений – объективного, субъективного, определительного и других). Соотношение грамматической категории и грамматического значения – это отношение общего к частному, необходимым признаком грамматической категории является и единство выражения грамматического значения в системе грамматической форм.

В каждом языке есть своя система грамматических категорий, и устанавливается она только путём анализа грамматических фактов самого языка. Нельзя назвать ни одного грамматического значения, которое выступало бы как универсальная грамматическая категория.

В разных языках даже одна и та же грамматическая категория в зависимости от количества противопоставленных членов может быть организованна по-разному (например:в русском языке категория числа двучленная, а в словенском – трехчленная; в русском языке категория падежа шестичленная, в немецком – четырёхчленная, в английском - двучленная).

В процессе исторического развития языка объём грамматических категорий может меняться. Например, в древнерусском языке категория числа была представлена единственным, двойственным и множественным числом, но в процессе языкового развития двойственное число было утрачено; утрачена и существовавшая в древнерусском языке форма звательного падежа и т.д.

II. Грамматические категории подразделяются на морфологические и синтаксические.

Морфологические грамматические категории выражаются лексико-грамматическими классами слов – знаменательным частями речи (например:грамматическая категория вида, залога, времени выражается глаголом). Среди этих грамматических категорий выделяются словоизменительные иклассификационные.

Морфологические категории классификационного типа – это категории, члены которых не представлены формами одного и того же слова, то есть категории, внутренне присущие слову и не зависящие от его употребления в предложении (например:категория рода существительных в русском, немецком, английском языках).

Синтаксические грамматические категории – это категории, принадлежащие в первую очередь синтаксическим единицам языка (например:категория предикативности), но могут быть выражены и единицами, относящимися к другим языковым уровням (например:словом и его формой, которые участвуют в организации предикативной основы предложения и формируют его предикативность).

III. От грамматических категорий отличаются лексико-грамматические категории (или разряды). Лексико-грамматические категории – объединения слов, обладающих общим семантическим признаком, влияющим на способность слов выражать то или иное морфологическое значение. Например,в русском языке среди существительных выделяются собирательные, отвлеченные, вещественные существительные, которые имеют особенности в выражении категории числа: они не способны к образованию форм числа, употребляются в форме одного числа, чаще единственного (листва, железо, дружба; нем. das Gold «золото» , die Liebe «любовь» ; англ. coal «уголь», knowledge «знание» ).

В зависимости от того, на основании каких признаков объединяются эти слова в разряды, а также их принадлежности к одной или разным частям речи, лексико-грамматические категории подразделяются на два типа:

1) категории, объединяющие в своем составе слова одной части речи, которые обладают общим семантическим признаком и сходством в выражении морфологических категориальных значений (например:во всех языках мира среди имен существительных выделяются разряды имен собственных и нарицательных и т.д.);

2) категории, представляющие собой группировку слов, принадлежащих разным частям речи, но объединенных на основе общности семантических и синтаксических признаков. Например,в русском языке разряд местоименных слов, объединяющий в своем составе местоименные существительные - я, мы, вы, кто ; местоименные прилагательные – такой, какой, всякий ; местоименные числительные – столько, несколько и т.д.; местоименные наречия – где, когда, там ).

IV. Части речи – основные лексико-грамматические классы, по которым распределяются слова языка. Термин связан с древнегреческой грамматической традицией, в которой предложение не отделялось от речи.

Проблема части речи – наиболее сложная и дискуссионная проблема языкознания, не получившая окончательного решения. До сих пор не выработаны общие принципы выделения частей речи. Наибольшее признание получил так называемый «смешанный принцип», согласно которому учитывается общее (категориальное) грамматическое значение каждого разряда слов, способность их выполнять номинативную или указательную функцию, грамматические категории, присущие словам, объединяющимся в составе одной части речи, типы формо- и словообразования, синтаксическая сочетаемость, характерные функции слова в составе предложения и в связной речи.

Набор этих признаков, их иерархия в разных языках может меняться: в английском языке, например, выделение частей речи происходит на основании двух признаков: семантического (категориальное значение) и синтаксического (сочетаемость и функции в предложении); в русском – на основе трёх признаков: семантического, морфологического (общность набора морфологических категорий) и синтаксического.

В разных языках мира состав частей речи (их структура и объём) различен.

V. Несмотря на существование различий в составе, структуре и объеме частей речи разных языков мира, наиболее постоянным в них является противопоставление имени и глагола.

Имя , включающее в себя именные части речи (существительное и прилагательное) по своим семантическим, грамматическим и синтаксическим признакам противостоит глаголу. Членение частей речи на имя и глагол, имеющие свои истоки в древнеиндийском, античном и арабском языкознании, соотносится с членением высказывания на субъект и предикат.

Имя существительное – это знаменательная часть речи, объединяющая в своем составе слова с общим значением предметности. Даже обозначая свойство, качество или процесс, существительное называет их в отвлечении от носителя признака или производителя действия (например: доброта, крутизна, рисование, der Gelehrte «учёный», das Leben «жизнь», the poor «», the love «» ).

Первичные синтаксические функции имени существительного – функции подлежащего и дополнения: Человек украшает место, а не место человека. - англ. The train leaves at six ỏclock. «Поезд отходит в шесть часов» и I᾽ve received a telegram. «Я получил телеграмму» - нем. Die Studenten sitzen im Hörsaal. «Студенты сидят в аудитории» и Er begegnet einem Bekannten. «Он встречает знакомого».

Хотя существительное может выполнять функции, свойственные другим частям речи: сказуемого (опыт – лучший учитель , англ. He is a teacher . «Он преподаватель», нем. Karaganda ist eine schöne Stadt . «Караганда – красивый город» ); определения (дом в три этажа , нем. die Museen von Paris «музеи Парижа», англ. This is the manager᾽s room. «Это комната заведующего» ); обстоятельства (идти тропой , англ. There is a hospital in the village . «В деревне имеется больница», нем. Er konnte vor Erregung nicht sprechen. «Он не мог говорить от волнения» ); но употребление его в этих функциях связано с определенными ограничениями.

С точки зрения семантики существительные во всех языках мира делятся на лексико-грамматические разряды, среди которых наиболее универсальными являются разряды собственных и нарицательных, конкретных и абстрактных.

Наиболее типичными грамматическими категориями существительных являются категориями числа и падежа. Категория падежа в одних языках выражается с помощью окончаний или предлогов и окончаний, в других – аналитически, то есть с помощью порядка слов или предлогов. Количество падежей может колебаться. Категория числа может выражаться по-разному: аффиксами (в русском языке: сестра – сёстр-ы , в немецком: die Blume – die Blum- en «цветок - цветы», в английском: city – citi- es «город - города» ), редупликацией (то есть удвоением основы – армянский язык), внутренней флексией (чередованиями внутри корня – английский: tooth –tee th «зуб - зубы» , немецкий языки: der Garten – die G ä rten «сад - сады» ), ударением (русский язык: лéса лесá ), супплетивизмом (образованием форм от разных корней или основ – русский язык: человек – люди ), агглютинацией (казахский язык).

Из других категорий широкое распространение получила категория определенности / неопределенности, которая может выражаться артиклем (языки немецкий: der, das, die – определённые, ein, eine, ein – неопределённые; английский: the – определённый, a,an - неопределённые), аффиксом. В русском языке этой категории нет.

Категории рода, одушевленности / неодушевленности во многих языках мира не имеют семантических оснований для своего выделения, поэтому они в некоторых языках в процессе их исторического развития постепенно утратились.

В русском и немецком языках имя существительное противостоит глаголу и по набору своих словообразовательных аффиксов, среди которых преобладают суффиксы (у глаголов ведущее положение занимают префиксы).

Имя прилагательное как часть речи в своем составе объединяет слова, обозначающие признак (свойство) предмета.

Первичные синтаксические функции прилагательного - функции атрибутивности и предикативности, то есть функции определения (прелестная шляпка – нем. eine schwere Aufgabe «трудное задание» - англ. cold day «холодный день» ) и сказуемого, его именной части (Ты ещё молодой и неопытный . – нем. Der Apparat ist gasdicht . «Аппарат газонепроницаем» - англ. The pencil is red . «Карандаш красный» ).

Прилагательное может обозначать качества и свойства предмета как непосредственно воспринимаемый признак (качественные прилагательные : солёный , красный, глухой, злой и т.д.; нем. stark «сильный», gesund «здоровый»; англ. big «большой», red «красный» ), так и признак, обозначающий свойство предмета через его отношение к другому предмету - действию, обстоятельству, числу и т.д. (относительные прилагательные : железный, вечерний, подземный; нем. morgen «утренний» , frühlings «весенний»; англ. autumn «осенний» ).

Это деление является универсальным. Признак может присутствовать в предмете в большей или меньшей степени, отсюда способность определённых разрядов прилагательных к образованию степеней сравнения (русс. мудрый – мудрее(более мудрый) – мудрейший(самый мудрый); нем. laut – lauter – am lautesten «шумный – более шумный – самый шумный»; англ. polite politer – politest «вежливый – более вежливый – самый вежливый» ). Признак может быть постоянным или временным свойством предмета, отсюда наличие двух форм – полной (бодрый; нем. eine schwere Aufgabe «трудное задание» ) и краткой: (бодр, нем. Die Aufgabe ist schwer «задание трудно» ).

Во многих языках мира прилагательное не выделяется в самостоятельную часть речи (китайский, корейский языки).

В языках, где прилагательные тяготеют к имени, они склоняются; где тяготеют к глаголам – спрягаются.

В словообразовательном отношении прилагательные часто противостоят другой части речи, обладая особым набором словообразовательных средств (например:в русском языке -н, -ск, -ов, -лив, -чив , отсутствующие в других частях речи).

Глагол - знаменательная часть речи, объединяющая слова с обозначением действия или состояния (любить, нем. schreiben «писать», англ. to speak «говорить» ). Это значение в языках мира выражается по-разному. Основная синтаксическая функция глагола – функция предикативности (сказуемности). В соответствии с этой функцией глагол обладает особыми грамматическими категориями (времени, вида, залога, наклонения).

Глагол обозначает действие через отношение 1) к лицу или субъекту действия, что объясняет наличие у глагола категории лица ; 2) к объекту действия, отсюда категория переходности . Действие, обозначаемое глаголом, протекает во времени, что выражается категорией времени , которая связана с категорией вида (выражающей внутренний предел, достигнутый или недостигнутый действием); наклонения (выражающей разное отношение действия к реальности); категорией залога (обозначающей, разную направленность действия на субъект и объект).

Наречие – лексико-грамматический класс неизменяемых слов, обозначающих признак признака, действия или предмета (например:очень близкий, читать много , яйца всмятку ; нем. ganz unbrauchbare «совершенно непригодные», gehen geradeaus «идти прямо», das Haus links «дом налево»; англ. a very good student « очень хороший студент», He works hard . «Он работает усердно» ).

В предложении выступают как обстоятельства (Быстро падала темнота. – нем. Die Delegation wurde herzlich empfangen. «Делегацию встретили сердечно» - англ. The sun shines brightly . «Солнце светит ярко» ), реже как определения (Он любит кофе по-турецки . – нем. Der Baum rechts ist hoch. «Дерево справа - высокое» ).

Основные морфологические признаки: отсутствие форм словоизменения, лексическая и словообразовательная соотнесённость со знаменательными словами, наличие особых словообразовательных аффиксов.

По лексическому составу наречия делятся на два лексико-грамматических разряда – качественные и обстоятельственные. Качественные передают различные виды значения качественности, свойственности, интенсивности (весело, быстро, много, вплотную; нем. wenig «мало», zweimal «дважды»; англ. too «слишком», enough «достаточно», well «хорошо» ). Обстоятельственные выражают обстоятельственные признаки, внешние по отношению к их носителю: места, времени, причины, цели (вдали, туда, вчера, сгоряча, умышленно; нем. hier «здесь», morgen «завтра», darum «поэтому»; англ. inside «внутри», now «сейчас» ).

Числительное – лексико-грамматический класс слов, обозначающих число, количество, меру. Специфической грамматической чертой числительных является их сочетаемость с существительными, обозначающими считаемые предметы: в одних случаях они управляют существительными (например:три стола ), в других – согласовываются с ними (например:многих студентов ).

Другой особенностью числительных является их отношение к числу: передавая понятие числа, числительное обычно этой категорией не обладает. В академической грамматике современного русского языка к числительным относятся количественные, передающие понятие числа в чистом виде (пять, двести; нем. zehn , drei; англ. one, ninety ); собирательные, обозначающие совмещенность однородных предметов (двое, трое ); порядковые же рассматриваются как относительные прилагательные (первый, седьмой; нем. der dritte, der zweite; англ. eighth, fifteenth ); дробные, обозначающие ту или иную часть целого (одна третья, пять шестых; нем. ein Viertel, ein Zwanzigstel; англ. a (one) quarter, two point three five ).

Местоимения не имеют собственного предметно-логического содержания, это часть речи, объединяющая в своем составе слова, которые указывают на предмет, признак или количество, но не называют их. Это своего рода заместительные слова. Местоимения указывают на

1) предметы (в грамматическом смысле слова) – это местоименные

существительные (например:я, ты, мы, кто, что, никто, некто ;)

2) признаки – это местоименные прилагательные (например:мой,

3) обобщенное количество – местоименные числительные (например:

сколько, столько, несколько );

4) обобщенно-обстоятельственное значение – это местоименные

наречия (например:где, куда, там);

5) обобщенно-процессуальное значение – местоименные глаголы

(например: to do в английском языке).

Отличительный признак местоимений – указательная и заместительная функция, поэтому в грамматиках разных языков местоимения часто распределяются по другим частям речи (например:в академической грамматике русского языка в состав местоимений включены только местоименные существительные).

Служебные части речи – семантически пустые, но нагруженные функционально, участвуют в образовании различных аналитических форм. Уступая знаменательным словам в численности, превосходят их по частотности употребления. К служебным частям речи относят предлоги, союзы, частицы, междометия, артикли.

учебная:

1. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979.

с. 258 – 271.

2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высшая Школа, 1987. с. 155 – 167.

3. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М.: Аспект Пресс, 2001. с. 316 – 324.

дополнительная:

1. Вопросы теории частей речи. На материале различных языков. Л., 1968.

2. Серебренников Б.А. Части речи // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

3. Члены предложения в языках различных типов. Л., 1972.


Close