Великобритания в 1920-30-е гг.

Период между Первой и Второй мировыми войнами был периодом расцвета Британской колониальной империи и в то же время началом длительного экономического кризиса Британии.

Предыстория

Великобритания вместе с союзниками одержала победу в Первой мировой войне и на правах победителя принимала деятельное участие в послевоенном устройстве мира. Она получила в управление часть бывших владений Германии и Османской империи.

В то же время война легла тяжким бременем на британскую экономику. Великобритания закончила войну с крупным внешним долгом, в первые послевоенные годы значительная часть государственного бюджета тратилась на покрытие долгов.

События

1922 г. - Ирландия выходит из состава Великобритании. В послевоенный период растет антиколониальное движение на территории Британской империи (в первую очередь, в Индии). Тем не менее, Великобритании удалось удержать все свои владения за исключением Ирландии.

1926 г. - всеобщая забастовка в Великобритании. В ней участвовало около 5 миллионов рабочих (около 3 миллионов - только в ночь на 4 мая), требования бастующих (сохранение уровня заработной платы) не были удовлетворены. Во многом эта забастовка стала причиной наступившего разрыва дипломатических отношений с СССР, который Великобритания обвиняла в поддержке британского стачечного движения.

1928 г. - в Великобритании вводится почти всеобщее избирательное право; право голоса получают и замужние женщины старше 30 лет.

1929-1933 гг. - мировой экономический кризис (или Великая депрессия), затронувший Великобританию, вызвавший стремительный рост безработицы, обесценивание фунта и, как следствие, рост цен. Стоит заметить, что его влияние на внутреннюю экономику было менее ощутимо, чем в США, к примеру.

Внешняя политика

В 1930-е годы так называемая политика умиротворения (подробнее: Цена «умиротворения»), которую Великобритания проводила по отношению к гитлеровской Германии, во много объясняется тем, что в Германии власти Великобритании видели противовес коммунистической угрозе.

Заключение

Недостаточно жесткая политика Великобритании в отношении Германии позволила последней значительно усилиться, что способствовало ее успехам в первые годы Второй мировой войны. Вторая мировая война станет жестоким испытанием для Британии и приблизит закат британского колониализма.

Конспект

Вышедшая из мировой войны победительницей, Великобритания стала играть весомую роль в политической жизни Европы и Мира. Внутриполитическая линия правительства была всецело направлена на восстановление отечественной экономики, обременнной мировой войной. По сравнению с другими странами-победительницами, Великобритания не смогла вырваться вперед по темпам своего экономического развития, а лишь восстановила свой довоенный уровень. Вместе с тем, как и в других странах Западной Европы, в Великобритании вырос жизненный уровень т. н. средних слоев общества .

Рис. 1. Представители среднего класса ()

Капиталистическая модель экономики Великобритании позволила промышленности быстро высвободиться из-под военно-государственной опеки и значительно расшириться. Как и в других странах Запада, в Великобритании наблюдался рост деловой активности и торговли. Развитие торгово-промышленной базы позволило «втянуть» в орбиту предпринимательства большие слои английского общества. «Экономический бум», ускоренные темпы развития и, как казалось многим, эра процветания резко завершились с приходом Мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Резкий обвал цен, закрытие и банкротство компаний и, как следствие всего этого, - безработица, привели к массовым протестам, которые нередко подавлялись силой.

Рис. 2. Последствия Мирового экономического кризиса ()

Только по окончании кризиса Великобритания стала выздоравливать и приходить в себя, но тот обвал промышленности, который произошел в годы кризиса, она так и не могла преодолеть до конца. Постепенно эта страна из первого в Европе игрока, стала отходить на второй и третий планы. Этот отход окончательно оформился уже после Второй мировой войны, когда Великобритания была включена в орбиту наиболее сильной страны - США.

В 1920-1930-е гг. большую роль в жизни английского общества стали играть профсоюзы . Эти организации, защищавшие права работников, в указанный период времени стали достаточно мощной силой влияния в Великобритании. В 1925 году, когда правительство урезало государственное финансирование угольной отрасли, владельцы шахт стали снижать зарплаты горнякам, закрывать нерентабельные (неэффективные, не приносящие дохода) шахты и массово увольнять шахтеров. В ответ на это профсоюзы Великобритании объявили в мае 1926 года всеобщую забастовку. Силовые меры правительства, направленные против рабочих, чуть не привели к социальному взрыву и революции. Фактически, только уступка со стороны профсоюзов не привела английское общество к затяжному конфликту. Отдельные же рабочие бастовали вплоть до 1927 года, так и не добившись каких-либо уступок от капиталистов.

Несмотря на это, на парламентских выборах 1929 года правящая консервативная партия потерпела поражение. Общество поддержала лейбористскую (трудовую) партию , выступавшую с позиций социал-демократии, столь популярной в низах английского общества. Разразившийся экономический кризис не способствовал удаче лейбористов. На следующих выборах они уступили 1-е место консерваторам, которые были лидирующей партией вплоть до выборов 1945 года.

Рис. 3. Армейские грузовики двигаются на подавление рабочей забастовки ()

Внешнеполитический курс Великобритании был направлен на недопустимость повторения ужасов Первой мировой войны. Вместе с тем, оставаясь ведущей колониальной державой, она в 1930-х гг. безжалостно подавляла национально-освободительные движения и восстания в своих колониях - в Индии, Бирме, на острове Цейлон (Шри-Ланка) и ряде других.

В европейской политике Великобритания вместе с своим союзником - Францией на протяжении 1920-х гг. старалась доминировать в Европе и ставила себе целью борьбу с большевизмом, будучи в этом наиболее последовательной. Англо-советский кризис 1927 года, связанный с якобы поддержкой через Интернационал забастовочного движения, чуть не привёл к войне между Великобританией и СССР. Стороны разорвали дипломатические отношения и находились в крайне напряженном состоянии друг с другом вплоть до 1939 года.

Еще одной стороной в политике Великобритании являлась т. н. политика умиротворения , т. е. «заигрывание» с гитлеровской Германией. Английское правительство, стремясь развернуть захватнические планы Германии с Запада на Восток, всячески способствовало Гитлеру. Оно закрывало глаза на открытое несоблюдение пунктов Версальского договора и на увеличение военных расходов. Все это привело к очередному переделу Европы, а потом и новому конфликту - Второй мировой войне 1939-1945 гг.

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. М.: - Просвещение, 2011.

Домашнее задание

  1. Прочитайте §5 учебника Шубина А.В. стр. 45-49 и 51-52 и дайте ответ на вопрос 1 на с. 57.
  2. В чем состояли причины Мирового экономического кризиса?
  3. Как вы думаете, почему профсоюзы Великобритании пошли на сворачивание протестного движения?
  1. Академик ().
  2. Украинские учебники ().
  3. Студенческий научный форум ().

Михайлова Екатерина Михайловна
аспирант кафедры региональных исследований
факультета иностранных языков и регионоведения
МГУ имени М.В. Ломоносова

Британский дом 1920-х - 1930-х годов как пространство повседневности

Первая Мировая война ознаменовала наступление новой эпохи и привела к коренным изменениям в культуре повседневности большинства стран, в том числе Великобритании. Перемены коснулись социальной структуры общества, положения женщины, взглядов на брак, воспитание детей и семейные ценности, этикета, манер и образа жизни людей в целом. В докладе рассматривается отражение этих явлений в интерьере английского дома, обстановка которого демонстрирует сложное переплетение традиционных взглядов и ценностей с веяниями нового времени.

Ключевые слова : культура повседневности, Великобритания, английский дом, жилой интерьер.

The First World War marked the beginning of a new epoch and resulted in fundamental changes in the culture of everyday life in most countries including the Great Britain. The changes affected social structure, women"s position in the society, views on marriage, children"s upbringing and family values, etiquette, manners, and the way of life in the whole. The article concerns the reflection of these events in the interior of the English house which setting demonstrates the complicated combination of traditional views and values as well as trends of the new age.

Key words : culture of everyday life, the Great Britain, the English house, dwelling interior.

Пространство дома во всех культурах является одним из самых устойчивых и консервативных феноменов. В течение многих веков оно оставалось местом бытования национальных, региональных, локальных и семейных традиций.Ещё со второй половины XIX века, ознаменовавшей собой эпоху технологического прогресса, урбанизации и ускорения жизненных темпов, традиционное отношение к жилому пространству оказывается поколебленным новыми социальными условиями, развитием массового производства и массовой культуры в целом. После окончания Первой Мировой войны наступил новый, современный этап в истории страны и её культуре, который находит яркое отражение в повседневной жизни людей и в пространстве английского дома.

По сравнению с культурой повседневности викторианской Англии британский дом 1920-х – 1930-х годов является малоизученной проблемой, однако ряд исследователей всё же касается данной темы в своих работах: Д. Джеремиа , Ф. МакКарти , A. Мэссей , T.M. МкБрайд и др.

Одной из форм репрезентации того, что представлял собой дом в его региональных вариантах и исторических формах, были печатные средства массовой информации, которые, «проникнув» в пространство дома в середине XIX века, не просто отражали, но и во многом влияли на формирование массовых представлений, норм, идеалов. Буквально с первых шагов массовые журналы печатали статьи с советами, рекомендациями, наставлениями и были проводниками брендов, технологий, психологии престижного потребления, благодаря чему мы можем судить о представлениях об идеальном доме для каждого исторического этапа.

В начале XX века и особенно в период Первой Мировой войны журналы, как и другие средства массовой информации, получают сильнейший толчок в развитии. В 1920-е годы количество как профессиональных, так и массовых журналов постоянно увеличивается, они становятся более разнообразными и доступными, тогда как у людей появляется больше свободного времени на их чтение. В это время читательская аудитория журналов стремительно растёт, что связано с расширением среднего класса за счёт постоянно увеличивающегося числа менеджеров среднего звена, офисных и государственных служащих.

Образ британского дома первой половины XX века, представленный на страницах массовых журналов, отражает как общеевропейскую ситуацию этого периода, так и особенности традиционной культуры этой страны, впервые подвергнувшейся столько сильному потрясению под воздействием новых социальных условий.

Последствия войны впервые столь масштабно затронули мирных жителей. Мобилизация коснулась представителей абсолютно всех сословий. Пострадало множество домов и частных владений. Война привела к обнищанию народных масс, распространению болезней и безработице и оказала большое влияние на сословную систему общества в целом, ускорив процесс сглаживания неравенства между наиболее обеспеченными представителями общества и средним классом, однако на этот раз в сторону обеднения обоих сословий, что привело к тому, что тема экономии и простоты в оформлении пространства дома становится в это время ещё более актуальной.

Тем не менее, несмотря на ущерб, причинённый войной, экономические и материальные трудности, тема приобретения и оформления дома в культуре повседневности Великобритании не потеряла своей актуальности. Напротив, уровень жизни людей постепенно повышался, ускоренное и удешевлённое жилищное строительство позволило многим обзавестись собственным жильём, а активно развивающееся массовое производство и дизайн – обеспечить дома всем необходимым. Как отмечает редактор журнала Our Homes and Gardens в 1919 году, «Каждый мечтает сделать свой дом как комфортабельным, так и элегантным и настолько удобным, насколько позволят средства; и главной задачей журнала будет неизменно помогать вам в этом намерении».

Однако по сравнению с викторианской Англией внешний вид, размеры и комфортабельность домов заметно изменяются. В центре внимания журналов оказываются экономичные варианты жилья, доступные для представителей среднего класса. Основным преимуществом периодических изданий, посвящённых дизайну и декору, становится их ориентация на человека, ограниченного в средствах, а значит нуждающегося в советах по экономичному строительству и декору жилья.

Уменьшение размеров домов и количества помещений в них стало результатом необходимости экономии, а также сокращения членов в среднестатистической семье, не говоря уже о прислуге, упоминания о которой в это время практически полностью исчезают со страниц журналов.

Количество комнат в среднестатическом доме уменьшается, но различные его пространства оказываются многофункциональными. Всё большую роль играет гостиная комната, постепенно обретающая значение средневекового холла. Здесь работают, отдыхают, читают и развлекаются. Нередко эта комната оказывается объединённой со столовой и кухней, что вызывает многочисленные дискуссии и несогласие англичан.

Ещё одной яркой особенностью английского отношения к дому является тот факт, что, даже когда речь идёт о небольшом и недорогом жилье, предпочтительным для англичанина останется не квартира, а собственный дом в пригороде, которые в это время непрерывно разрастаются и приобретают большую популярность во многом благодаря расширяющейся системе железных дорог, что особенно актуально для представителей профессий офисных и государственных служащих, которые не могли позволить себе приобретение автомобиля. Учитывая постоянно возрастающее количество небольших, спонсированных государством домов, журналы по декору не только уделяют им внимание, но внушают публике, что именно они являются идеалом с точки зрения современного комфортного жилья благодаря своей компактности и экономичности в содержании, тогда как большие дома начинают ассоциироваться со старыми и неоправданно дорогими, что не соответствует здравому смыслу. Таким образом, если в Викторианскую эпоху представители среднего класса подражали аристократии, стремясь к приобретению большого и роскошного жилья, то теперь они вырабатывают собственные критерии «хорошего» дома, который должен быть компактным, не содержащим «пространственных излишеств», рационально организованным и удобным.

Ещё одной яркой тенденцией, отражающей веяния нового времени, являются значительно возросшие по сравнению с Викторианской эпохой требования к комфорту. Это понятие в это время становится тесно связанным с функциональным оснащением дома, позволяющим экономить время и силы на создание домашнего уюта. Действительно, технические новшества, развивающиеся в это время с невероятной быстрой преобразуют традиционное пространство дома и жизнь общества в целом, внося новые, невиданные ранее возможности домашней деятельности и отдыха. Происходит технологическое и материальное усовершенствование пространства дома.

Повышение интереса к функциональной составляющей обстановки является яркой характеристикой данного периода - не случайно довольно поверхностное с точки зрения оформления пространства дома слово "decor" именно в это время заменяется термином "design", несущим семантику создания не только красивого, но и функционального, качественного и не слишком дорогого объекта. Помимо внешней привлекательности, удобства использования и гигиены, ключевыми элементами становятся качество, функциональность и экономичность.

В связи с этим заметным изменением в представлении об идеальном пространстве дома является возникновение такого понятия, как экономия времени и труда, что определяется новыми социальными условиями, когда большинству людей приходится отказаться от прислуги, а женщины получают больше прав и свобод и начинают работать наравне с мужчинами, что сокращает время, которое они могут уделить домашним делам. Тем не менее очевидно, что основная забота о доме, в том числе и о его строительстве, ложится на плечи женщины, о чем нередко пишут и авторы журнальных статей: «Вероятно девять десятых изменений в доме исходят от лица его хозяйки. Муж либо относится к этому безразлично - до того, как работа сделана, когда он с энтузиазмом получает признание за идею - либо накладывает вето на проект, заключая: «Мы не можем себе этого позволить». На протяжении всего XX века женщины остаются главной аудиторией журналов, и именно им адресуются статьи, посвящённые новшествам, способным сэкономить их время на ведении домашнего хозяйства.

Многие помещения дома, на которые раньше журналы практически не обращали внимания, делая вид, что они не существуют, приобретают новое значение и совсем иной статус. Речь идёт в первую очередь о кухне и ванной комнате.

Что касается кухни, то из подсобного помещения для прислуги, она становится не только одним из самых важных, но и наиболее технически оснащённым помещением в доме. Силы многочисленных производителей кухонной мебели и постоянно усовершенствующейся техники направляются именно на оборудование для кухни, способное сократить время пребывания хозяйки в этом помещении и сделать его более приятным. Теперь кухня не отдалённая комната для прислуги, но важнейшая часть домашнего пространства.

Отдельного внимания удостаиваются комфорт и безопасность детских комнат, что связано с изменением отношения к детям и проблеме детства в целом. Если раньше самые светлые и комфортные помещения отдавались под гостиную, то теперь такие комнаты становятся детскими. Несмотря на увеличившуюся занятость женщин вне стен дома, очевидно, что детям уделяется больше внимания со стороны родителей. Детство перестаёт восприниматься как недостаток, но превращается в важнейший период в жизни человека.

Что касается внутреннего убранства помещений, то в это время традиционный подход к оформлению жилого пространства уходит в прошлое. Периодические издания ратуют за необходимость нового, более современного дизайна для дома, отвечающего требованиям современности за счёт как эстетической, так и функциональной стороны.

Однако высокая роль дома в культуре Великобритании приводит к тому, что английское жилое пространство не вписывается в тенденции, приходящие из Европы. Так, отвечая на необходимость в недорогом и быстром жилищном строительстве, в европейских странах в это время рождается идея стандартизированного экономичного жилья, способного удовлетворить потребности современного человека при минимуме затрат. В тоже время роскошный стиль ар-деко становится реакцией на ностальгию людей по прошлому, когда красота, окружавшая человека, благодаря утверждению стиля модерн и расширению возможностей для декора, отражала высокий уровень жизни человека. Англичане несомненно видели примеры использования новых стилей в общественных зданиях, однако ни один из них не прижился в Великобритании по причине чужеродности этих идей для данной страны. Если ар-деко был экономически недоступен основной массе англичан, требуя использования дорогих и экзотических материалов, то минимализм противоречил английским традициям, требовавшим наличие в каждом доме индивидуальности и уюта. В представлениях жителей Великобритании, дом не может быть исключительно функциональным, но несёт важную эмоциональную нагрузку: «Комнаты неминуемо являются отражением людей, которые в них живут. Даже в самой пустой комнате, лишённой таких личных деталей, как цветы, фотографии или любимые книги – и такие комнаты, называемые рациональными, появляются в последнее время – демонстрируют, по меньшей мере, невыразительную и крайне неприятную, жалкую душу. В доме, в котором живут счастливые и успешные люди, не будет тёмного коридора или мрачной и суровой гостиной, но он будет наполнен интересными вещами, старыми и новыми, гармонично сочетающимися и самодостаточными символами на неотъемлемом для них фоне из света, цвета и комфорта». Таким образом, дом, согласно английским традициям, продолжает наделяться человеческими качествами и индивидуальностью, отражая душу своих хозяев.

Несмотря на новые социальные условия, возросшую мобильность населения и изменившиеся ценности, сохраняется представление об идеальном доме как олицетворении стабильности и постоянства, оплота семьи и семейных ценностей. Такой дом отражает самое лучшее, что есть в человеке, и служит своим хозяевам в течение всей жизни: «Под семейным гнездом мы подразумеваем дом, в который мужчина вкладывает самое лучшее, что у него есть, в надежде сделать его своим постоянным жильём и местом, где будут расти его дети. Это сильно отличается от дома, купленного, потому что он показался будущим хозяевам приятным в данный момент времени, от того, который они покинут, если настроение заставит их переселиться в другую часть страны или обратиться к другому архитектурному стилю, или если им предложат выгодную цену. <…> Необходимо, чтобы семейный дом продолжал существовать; чем здоровее становится нация, тем больше возрастает необходимость в семейных домах» .

Таким образом, на протяжении XX века в Великобритании формируется новое, более практичное отношение к пространству дома, наиболее явно проявляющееся в средствах массовой информации, стремящихся уловить любые изменения во взглядах и привычках людей и использовать эти наблюдения для более эффективного взаимодействия со своими читателями и навязывания им новых идей, товаров и услуг. На фоне серьёзных социальных изменений, спровоцированных Первой Мировой войной, демократических настроений и уменьшения сословного неравенства, развития массового производства и постепенного повышения уровня жизни большей части населения к 1930-м годам, на первый план среди обязательных выходят представления о таких понятиях, как комфорт, дизайн и экономичность. Однако несмотря на проникновение многочисленных технических новинок в дома британцев и распространение популярной идеи о современности, в отношении англичан к дому будет сохранятся немало традиционного, консервативного, что связано, с одной стороны, с потерей первенства английским дизайном и желанием соответствовать вкусам большей части населения – с другой. Такие черты, как любовь к жизни за городом, строительство дома и создание предметов декора своими руками, индивидуальность жилого пространства, а также влияние движения «Искусств и ремёсел» будут не только сохраняться в английской культуре повседневности, но и влиять на дальнейшее развитие дизайна в этой стране.

Список литературы:

  1. E.N. The family House and Garden – Home Entertainment // The Ideal Home. 1937, Vol. XXXVI(5).
  2. Family House // The Ideal Home. 1937, Vol. XXXVI(5)
  3. Ideal Home. London: 1920, Vol. 1(1)
  4. Jeremiah D. Architecture and Design for the Family in Britain, 1900-70. Manchester, NY, Manchester University Press, 2000.
  5. MacCarthy F. All Things Bright & Beautiful. Design in Britain 1830 to Today. London, George Allen&Unwin LTD.
  6. Massey A. Interior Design of the 20th Century. NY, Thames & Hudson, 1990
  7. McBride T.M. The Domestic Revolution. The Modernisation of Household Service in England and France 1820-1920. London: Croom Helm, 1976.
  8. Prendergarde T.K. The Financial Side of the Question // The Ideal Home. 1937. Vol. XXXVI(1).

Реформаторская деятельность Ллойд Джорджа.

С 1905 по 1922 гг. – последний взлет либеральной партии. Этот период отмечен проведением политики либерального реформизма, связанной прежде всего с именем Д. Ллойд Джорджа . Либеральный реформизм становится главным инструментом борьбы с распространением радикальных настроений и одновременно – способом модернизации общества.

1) Он стал инициатором довольно широкого социального законодательства (решить «рабочий вопрос») – самая развитая на то время система социального страхования.

Страхование на случай безработицы, болезни, инвалидности – взносы на паритетных началах), старости с 70 лет (за счет государства)

8-ми часовой рабочий день для горняков

Запрет ночного труда для женщин

Меры по охране труда: постоянный контроль за вредными отраслями производства (11)

Бесплатное начальное образование, беспл. питание в школах для детей из малоимущих семей

2) меры по воссозданию почти исчезнувшего класса мелких землевладельцев (выкупка земли у лендлордов и передача ее в пожизненное пользование безземельным или малоземельным крестьянам мелкими участками)

3) «революционный бюджет » 1909 г. (покрыть расходы на социальную политику + на армию и флот): вводил подоходный налог, налог на земельную собственность, на большие наследства.

Противостояние с палатой лордов. Итог – парламентская реформа 1911 г.: палата лордов отстранялась от решения финансовых вопросов, нефинансовые законы могли дважды отклонить, но если палата общин принимала в третий раз, вступали в силу. В результате этой реформы либералы получили больше возможности для проведения своего курса.

Итог: В начале ХХ в. позиции Англии на мировых рынках ослабли, страна вынуждена меняться, но постепенно, путем реформ.

Англия, по сравнению с Францией, выдержала испытания Первой мировой войной. Несмотря на человеческие потери, долг США, утрату промышленной и торговой монополии и общее ослабление позиций в мире, она сохраняла позиции великой мировой державы:

1) Англия не только отстояла свои колонии, но и расширила свои колониальные владения;

2) английский военно-морской флот оставался сильнейшим в мире;

3) ухудшение финансового положения было относительным (Англия должна Штатам, Европа должна Англии)

4) разгром главного довоенного конкурента – Германии, высокий международный престиж победителя в войне.

Англия : 1) новый избирательный закон, в частности, женщины с 30 лет получили права, 2) пособие для демобилизованных солдат, 3) всеобщее обязательное начальное бесплатное образование,3) программа жилищного строительства для малоимущих, 4) программа помощи безработным, пособия для рабочих военной промышленности (в связи с конверсией).


До 1922 г. сохранялось коалиционное правительство, сформированное еще в годы войны, пока консерваторы не приняли решения о разрыве сотрудничества с либералами.

После войны место либералов постепенно занимают лейбористы, влияние которых заметно возрастает. Программа, принятая в 1918 г., провозглашала своей целью установление общественной собственности на средства производства, а ближайшей задачей расширение социального законодательства и демократизацию политического строя. В 1924 г. лейбористы впервые, победив на выборах, сформировали правительство – но не надолго, всего на несколько месяцев (не имели четкого большинства в палате общин, могли действовать только очень осторожно). С 1924 по 1929 г. у власти консерваторы – правительство Стэнли Болдуина.

С 1924 по 1929 гг. у власти была консервативная партия – «эпоха Болдуина » (Стэнли Болдуин).

Главная задача – поднять английскую экономику (преодолеть структурный кризис) и вернуть Англии роль финансового центра мира.

1) усиливается процесс монополизации экономики (создание монополий, способных вести успешную конкурентную борьбу на мировых рынках). Например, Имперский химический трест, Английская стальная корпорация.

2) Для увеличения конкурентоспособности своих товаров на мировых рынках – рационализация производства , модернизация технико-технологической базы традиционных отраслей. Но процесс рационализации осложнялся наличием огромного числа старых предприятий и старого оборудования, для замены которых требовались большие капиталовложения (угольная, сталелитейная, текстильная, судостроительная)

Поэтому по темпам развития (и объему продукции) английская экономика отставала от экономики других стран – США и Германии, ее доля в мировой экономике падала.

Другая проблема – отношения с профсоюзами. 4 мая 1926 г. – первая в истории Англии всеобщая забастовка (начали шахтеры, их поддержали железнодорожники, транспортники, печатники, всего примерно 4 млн. бастующих). Причины – снижение зарплаты, отказ при заключении коллективных договоров от фиксированной минимальной зарплаты. Правительство использовало не только полицию, но и войска. 12 мая Генеральный совет тред-юнионов объявил о прекращении стачки, но горняки еще 7 месяцев продолжали бастовать, но в итоге приняли условия предпринимателей. С тех пор нормой стала практика решения трудовых споров мирным путем.

Итог: принятие в 1927 г. закона о профсоюзах и промышленных конфликтах, по которому всеобщие стачки объявлялись незаконными, устанавливался контроль и ограничение деятельности профсоюзов, в том числе и над финансовыми средствами профсоюзов.

Испытав в годы революционного подъема панический страх за свои капиталы и привилегии, английские капиталисты проникались ненавистью к демократическим институтам. Чем слабее становились мировые позиции Англии, тем больше чувство надменного островного «превосходства» охватывало мистера Форсайта - это прекрасно показал Голсуорси в последних книгах своей «Саги». Тревога за колонии усиливала расизм. Боязнь народа, «толпы», освободительных бурь эпохи порождала стремление замкнуться в своей среде, уйти от неразрешимых (для буржуа) социальных проблем в область интимных переживаний, религии, иррационализма. В конечном счете, именно этот пессимизм обреченного историей класса лежал в основе циничных и антигуманистических тенденций, характерных для модернистского искусства 20-х годов и последующего периода.

Почти полностью утрачивалось национальное своеобразие английской живописи, растворявшейся в общеевропейском, космополитическом декадансе. На первый взгляд в картинах и росписях С. Спенсера (1891-1959) было нечто общее с орнаментом из средневековой миниатюры или с работами прерафаэлитов. Но это лишь внешнее подобие. Хаотическое нагромождение деформированных образов, по существу, не имело ничего общего с плодами народной фантазии, запечатленными в миниатюрах. В эти же годы начал завоевывать известность скульптор Г. Мур (р. 1898), создатель деформированных фигур - скорее человекоподобных, чем человеческих.

Деформация человеческого тела в живописи и скульптуре так же направлена на развенчание человека, как и изображение нарочито алогичных и отвратительных поступков и эмоций в нашумевшем романе Джемса Джойса «Улисс» (1922). В этом произведении есть элементы сатиры на буржуазное общество, но пошлость, лицемерие, мещанская имитация мыслей и чувств предстают перед читателем не как социально обусловленные явления, а как черты, будто бы извечно присущие человеку. Принадлежа к школе «потока сознания», Джойс утрирует хаотичность мысли; точно так же художники-сюрреалисты, создавая абсурдные сочетания предметов, навязывали зрителю представление о хаотичности мира вообще. Известный писатель-реалист Ричард Олдингтон (1892-1962) имел все основания сказать, что «Улисс» Джойса - «чудовищная клевета на человечество».

Между тем «Улисс» стал знаменем модернистского искусства. Его подняла на щит «психологическая школа», считавшая единственной задачей искусства проникновение в глубины подсознательного. Кредо этой школы сформулировала Вирджиния Вульф - одаренная писательница, отдавшая, однако, свой талант внесоциальному, внеисторическому и потому бесперспективному психоанализу: «Давайте чертить узоры, которые оставляют в нашем сознании мимолетные впечатления и даже незначительные события, какими бы бессвязными и неясными они не представлялись». Антигуманизм Джойса, Вульф и других писателей этого направления сочетался с антидемократизмом. Он выражался в крайней усложненности формы, а следовательно - в расчете на узкий круг читателей, на интеллектуальную элиту.

Эта антидемократическая тенденция едва ли не наиболее ярко проявилась в стихах и публицистике Томаса Элиота, одного из вождей идеологической реакции. В поэме «Бесплодная земля» "(1922) он сталкивает реальных людей современности с героями мифов и литературы. Калейдоскоп имен, которые не известны даже читателю, прошедшему классическую школу Итона и Оксфорда, разноязычные цитаты, исторические и литературные намеки, понятные лишь крайне узкому кругу «высоколобых», - все это выражает презрение к читателю, к «необразованной демократии». «Бесплодная земля» - поэма ужаса перед гибелью цивилизации, ожидания катастрофы. При всей туманной символике поэмы нетрудно разглядеть, откуда пришли к автору его пессимистические прогнозы. Не столь уж туманен образ «орд в остроконечных шлемах, кишащих на бескрайних равнинах»! Октябрьская революция, революционный подъем в Англии и во всем мире - вот что порождает ощущение надвигающегося краха буржуазной цивилизации,

В 20-е годы широкое распространение получила «массовая культура»; декадентское искусство и литература с их модернистскими течениями были отличным орудием для интеллектуального и политического разоружения интеллигенции, но для такого же воздействия на миллионы трудящихся требовались иные средства - развлекательное чтиво детективного или эротического характера, неглубокие, но захватывающие зрелища, джазовая музыка. Одурманить сознание, развлечь, не дать человеку задуматься - такова социальная функция «массовой культуры», искусно насаждаемой «коммерческими» издательствами, театрами, газетными и журнальными империями. Огромную роль в комплексе идеологически отравляющих средств играло молодое киноискусство. В то время как его выдающиеся художественные возможности были доказаны гениальными фильмами Чаплина и Эйзенштейна, на английских экранах преобладали развлекательные фильмы голливудского происхождения.

В борьбе с реакционной, унижающей человека буржуазной культурой и эрзацами культуры, производимыми для массового потребления, росла и крепла подлинно народная демократическая культура. Выдающиеся писатели-реалисты старшего поколения Гарди, Шоу, Голсуорси, Уэллс остались верны реалистической традиции и продолжали развивать ее в новых условиях. В этот период Голсуорси пишет последние романы «Саги о Форсайтах» и три романа, составившие цикл «Современная комедия». Тем самым было завершено главное дело его жизни - создана художественная история деградации английской буржуазии.

Сколь бы сложны и противоречивы ни были идейные и художественные искания Г. Уэллса, он все же решительно выступил против политической реакции. Вместе с Гарди и Шоу он вступил в международную организацию прогрессивной интеллигенции «Клартэ», которая боролась против антисоветской интервенции. Во время известного визита в Советскую Россию (1920) он многого не понял, и это отразилось на страницах книги «Россия во мгле». Но здесь же честный писатель заявил: «Большевики морально выше всего того, что до сих пор с ними боролось».

Наибольшую идейную эволюцию в эти годы проделал Шоу: социалистическое строительство в СССР и общий кризис мирового капитализма углубили его сомнения в «фабианском социализме». В противовес модернистской аполитичности и асоциальности Шоу именно в эти годы переходит к собственно политической сатире, шаржу, гротеску. Беспощадному разоблачению подвергаются высшие слои политической иерархии - лидеры партий, министры и стоящие за их спиной подлинные хозяева - монополисты. В политической «экстраваганце» - «Тележке с яблоками» - перед судом сатирика оказывается сама буржуазная демократия.

Несколько необычным для Шоу был созданный им в пьесе «Святая Иоанна» образ Жанны Д"Арк, Отбрасывая мистические наслоения в трактовке «чудес» Жанны, Шоу создает героический народный характер, обаятельный, чистый. Безоговорочно признавая право народа на национально-освободительную, справедливую войну, Шоу остается сатириком в изображении предателей родины. Жанна написана как героиня народной трагедии, одерживающая духовную победу над врагами. Конечно, для Шоу важна полемика не столько с другими трактовками образа Жанны, сколько с декадентским представлением о ничтожности человека. Вот она - крупная личность, сказал Шоу своей пьесой; личность, обладающая силой, мудростью, поэтическим мировосприятием, свойственным народу. Недаром пьеса эта сразу же вошла в репертуар театров, придерживавшихся реалистического метода. В 1924 г. Жанну сыграла известная актриса Сибилла Торндайк. В 1929 г. в театре «Олд Вик» 25-летний актер Джон Гилгуд впервые сыграл Гамлета, причем, по свидетельству современников, вложил в этот образ все метания «потерянного поколения». Актер незаурядного дарования, обладавший великолепной техникой, Гилгуд впоследствии сыграл множество шекспировских ролей и - в качестве режиссера - поставил немало спектаклей.

Театры обращаются не только к Шекспиру, но и к другим классикам английской и мировой драматургии. Тяга передовых режиссеров и актеров к реализму, к глубокому воплощению «диалектики души» усилила интерес к русской драматургии, особенно - к Чехову. В Англии издаются труды К. С. Станиславского, его «систему» тщательно изучают и осваивают мастера английской сцены. Хотя модернистские веяния затронули некоторых деятелей английского театра, в целом он в этот период сделал шаг к углублению художественного анализа действительности.

В течение 20-х годов в рамках демократической культуры росли элементы культуры социалистической. Но особенно велик был взлет прогрессивной культуры в следующем десятилетии.

План реферата:

2. Спад экономики


1. Форма правления и государственное устройство Великобритании

Великобритания - парламентская монархия во главе с королевой. Законодательный орган - двухпалатный парламент (Монарх + Палата общин и Палата лордов - так называемая система King (Queen) in Parliament). Парламент является высшим органом власти на всей территории, несмотря на наличие в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии собственных управленческих административных структур. Правительство возглавляет монарх, непосредственное управление осуществляется премьер-министром, назначаемым монархом, который, таким образом, является председателем Правительства Его (Её) Величества.

Отличительной характеристикой является отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны, не существует письменной Конституции, более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции. Отношения между народом и правительством регулируются законодательными актами, неписаными законами и конвенциям и Английский империализм был одним из главных виновников первой мировой войны.

В этой войне английская буржуазия надеялась найти выход аз глубочайшего социального и Политического кризиса, в котором оказалась Англия подобно другим империалистическим государствам во втором десятилетии ХХ века. В ходе первой мировой войны английский империализм стремился упрочить классовые позиции буржуазии в самой Великобритании и укрепить Британскую колониальную империю, расширить ее владения, за счет захвата новых территорий.


2. Спад экономики

Затеянная империалистами всех стран война 1914 - 1918 годов привела к самым неожиданным для них результатам. Война еще больше обострила классовую борьбу между пролетариатом и буржуазией в каждой из стран - участниц войны - и создала предпосылки для созревания революционной ситуации в ряде стран. Со времени первой мировой империалистической воины и Великой Октябрьской социалистической революции капиталистический мир вступил в период общего кризиса капитализма.

Раскол мира на два лагеря и выпадение одной шестой части земного шара из системы капитализма, революционное воздействие Великой Октябрьской социалистической революции на угнетенные капитализмом народы значительно ослабили позиции британского империализма. Общий кризис капитализма в особенно острой форме проявился в Англии, представлявшей собой классический пример страны загнивающего капитализма.

Правда, Англия продолжала оставаться одной аз самых крупных колониальных держав. Она захватила большую часть германских колоний и территорий бывшей Оттоманской империи. Но английская буржуазия безвозвратно потеряла свою былую монополию на мировом промышленном и финансовом рынках. Центр финансовой эксплуатации капиталистического мира переместился из Англии в Соединенные Штаты Америки, чрезвычайно обогатившейся на войне.

Англия вступила в войну с государственным долгом в 650 млн. фунтов стерлингов, а в 1919 году ее государственный долг достиг огромной суммы в 7829 млн. фунтов стерлингов. После войны внешний долг Англии только США возрос до 5,5 млрд. долларов.

Материальные и человеческие потери, понесенные Англией (вместе с колониями и доминионами) в первой мировой войне, были весьма значительны. Великобритания потеряла в войне около З млн. человек (убито 875 тыс., ранено свыше 2 млн.человек). За время войны было потоплено 70 проц. торгового флота Англии.

По сравнению с другими общественными классами пролетариат Англии понес наибольшее количество жертв, так как английская армия состояла главным образом из рабочих. Но и по окончании войны британская буржуазия стремилась переложить все бремя военных расходов на трудящиеся массы. За военные долги расплачивался, прежде всего, рабочий класс, насильственно втянутый в войну и больше всего пострадавший от этой войны.

В то же время буржуазия, значительно наживаясь во время войны, продолжала обогащаться и в послевоенное время. Займы, сделанные британским правительством во время войны, стали одним из главных источников обогащения английской и американской финансовой олигархии. Британское правительство брало займы у американских и английских банкиров на очень невыгодных для Англии условиях. Проценты, которые правительство Великобритании платило по военному долгу, были в 2-З раза выше, чем на международной фондовой бирже.

В последствии на протяжении многих лет правительство Англии ежегодно затрачивало 40 проц. расходного бюджета (около 350 млн. ф. ст.) на оплату процентов по военным займам. Усилился процесс концентрации капитала, сращивания банковского и промышленного капитала, сращивания монополий с государственным аппаратом. Биржевики, банкиры и крупные промышленники занимали высокие государственные посты и оказывали решающее влияние на политику английского правительства. Ограбление трудящихся масс Великобритании и ее колоний не могло спасти английское капиталистическое хозяйство от тяжелого экономического и хронического финансового кризиса, проходившего на базе общего кризиса капитализма. После первой мировой войны английская экономика характеризуется все более и более усиливающимся упад основных отраслей промышленности (угольной, текстильной, металлургической), хронической недогрузкой предприятий и наличием миллионных армий безработных, превратившихся из резервных в постоянные армии безработных. Ярчайшим выражением кризисного состояния английской экономики было положение, создавшееся в промышленности.

На протяжении 20 послевоенных лет (с 1918 по 1938 г.) английская промышленность почти не превышала уровня 1913 года. В этот период промышленность Англии в целом топталась вокруг уровня 1913 года. Лишь в последние годы перед второй мировой войной в английской промышленности наблюдался некоторый подъем, но этот подъем был связан с оживлением военной конъюнктуры, подготовкой империалистических стран к новой войне.

В чрезвычайно тяжелом состоянии оказались и государственные финансы капиталистической Англии. Фунт стерлингов навсегда потерял устойчивость на международной фондовой бирже. Если в 1913 году английский фунт стерлингов был равен почти 5 долларам, то в 1920 году - немногим более З долларам. Тяготы войны и Октябрьский переворот в России привели к размаху массового рабочего движения. Кратковременное экономическое оживление в Англии сменилось во второй половине 1920 г. экономическим кризисом. Упал индекс промышленного производства, выросла безработица. Парламент принял Закон о введении чрезвычайного положения в стране. Для подавления движения трудящихся правительство могло применить силы полиции и армии. Попытка сохранить влияние Великобритании в регионе Среднего Востока за счет заключения договора с Ираном также не принесла успеха. Потерпело поражение греко-английское вторжение в Турцию. 19 октября 1922 г. Король Великобритании впервые поручил формирование правительства лидеру лейбористов Рамсею Макдональду. Лейбористское правительство должно было осуществить ряд мероприятий в интересах трудящихся. К их числу относился план, предусматривавший увеличение ассигнований на жилищное строительство. Была несколько улучшена система страхования безработных, увеличены пенсии старикам-инвалидам. Учитывая настроение народных масс, правительство Р. Макдональда 2 февраля 1924 г. установило дипломатические отношения с СССР.

3. Военно-политическое господство

После заключения Мудросского перемирия практически все ближневосточные территории оказались под контролем Великобритании. Множество проблем послевоенного мироустройства, с которыми столкнулись державы Антанты, отодвинули принятие практических решений по поводу будущего ближневосточных территорий на довольно длительный срок. Тем не менее, в представлении многих британских политиков, Ближний Восток являлся регионом первостепенного значения. В силу этого, дискуссии вокруг ближневосточных проблем, в первые послевоенные годы были немаловажной составляющей деятельности коалиционного кабинета Д. Ллойд-Джорджа, впервые сформированного в конце 1916 г. В период войны традиционная система взаимоотношений парламента и правительства в Великобритании претерпела определенные изменения. В обстановке военного времени требовавшей оперативного принятия решений, премьер – министр и члены кабинета получили значительную свободу в своих действиях. Данный факт не исключал, однако, наличия координирующих механизмов, обеспечивавших сотрудничество двух ветвей власти и поддержку действий правительства со стороны парламентского большинства. Особенно важным, в этой связи, являлось наличие постоянного взаимодействия между премьер – министром и лидером консервативной партии и главой парламентского большинства Бонар Лоу. Тем не менее «интервенция» парламента в сферу внешней политики носила в годы войны весьма ограниченный характер. Все межсоюзные соглашения по Ближнему Востоку этого периода, в которых участвовала Великобритания, носили секретный характер и их полное содержание не было известно не только широкому общественному мнению, но и многим английским парламентариям. Окончание войны вызвало среди британских политиков оживленные дискуссии по поводу будущего мироустройства, и, в частности перспектив британской политики на Ближнем Востоке. Применительно к Леванту, объектами обсуждения являлись степень возможных уступок французской стороне и характер взаимоотношений с «правительством” Фейсала. Основной трудностью для британской дипломатии, являлась, в данном случае, необходимость следовать обязательствам, данным в период войны и носившим весьма противоречивый характер. Отсутствие четкой политической линии обуславливало ухудшение взаимоотношений Великобритании как с хашимитами, так и с основным союзником по Антанте - Францией. Применительно к иракским территориям, дискуссии носили иной характер. Британское присутствие в этой бывшей части Османской империи практически не оспаривалось, предметами обсуждения являлись лишь конкретные формы и механизм будущего управления Ираком. Ситуация усугублялась в силу столкновения на Ближнем Востоке интересов нескольких британских ведомств. Общую координацию политики в отношении Леванта осуществлял Форин Офис. Ирак находился в сфере компетенции англо-индийского правительства, хотя степень его влияния на ситуацию в регионе, по сравнению с предвоенным периодом снизилась. Немаловажным фактором, влиявшим на умонастроение многих британских политиков в первые послевоенные месяцы, было состояние победной эйфории, а также стремление получить максимальные дивиденды и компенсировать понесенные потери. Применительно к Ближнему Востоку, Великобритания стремилась полностью использовать фактор своего военно-политического господства на территориях Месопотамии, Палестины и Леванта, а также морально-психологический аргумент своего решающего вклада в разгром Османской империи. Представители британского руководства, в первую очередь, связанные с англо-индийскими властями, или имевшие опыт работы в Индии, надеялись добиться максимально возможных гарантий безопасности индийских владений. Дискуссии вокруг ближневосточных проблем проходили на фоне целого ряда трудностей, с которыми столкнулись Великобритания после окончания I Мировой войны. Финансовый кризис, массовая демобилизация, рост национально-освободительного движения во многих частях Британской империи побуждали кабинет Д. Ллойд-Джорджа к поиску более эффективных и экономных методов осуществления своей политики в различных регионах мира, и в том числе на Ближнем Востоке. Расширение сферы британского влияния за счет бывших ближневосточных провинций Османской империи, а также реформа системы управления в Индии и Египте, требовали значительных финансовых расходов. Многие британские политики ввиду сложности внутриполитической ситуации в метрополии, выступали с критикой ближневосточного курса правительства. Центром этой критики стал парламент. Одной из важных вопросов, обсуждавшихся парламентариями в конце 1918 – начале 1919 гг., являлось сокращение масштабов британского военного присутствия на Ближнем и Среднем Востоке. Контроль над этими обширными территориями был возможен лишь в условиях всеобщей воинской обязанности, введенной в Великобритании в годы войны. С 1916 г. в британском парламенте активно обсуждался вопрос об объеме и формах сокращения вооруженных сил страны после окончания военных действий. В то же время, по подсчетам, произведенным военным ведомством, контроль над занятыми в период войны территориями, требовал поддержания численности британских вооруженных сил на уровне не менее миллиона человек. По воспоминаниям У.Черчилля, даже Бонар Лоу не решался обсуждать вопрос о сохранении такой численности вооруженных сил в парламенте. Немаловажным фактором, оказывавшим влияние на политику британского кабинета в вопросе сокращения численности армии, являлась позиция промышленных кругов и профсоюзов, выступавших категорически против продления действия законов о военной службе, принятых в годы войны. Многие парламентарии и министры видели в этом один из основных источников сокращения бюджетных расходов и улучшения финансового положения правительства. Экономические трудности, с которыми столкнулась метрополия после окончания I Мировой войны, оставались основополагающим фактором, определившим эволюцию британского ближневосточного курса в 1919-1920 гг. Проблемы массовой демобилизации сочетались с постоянно возраставшим давлением парламента, требовавшего привести военные расходы в соответствии с нормами мирного времени. Общественное мнение в Великобритании, после четырех лет военного напряжения, негативно воспринимало сохранение довольно высокого уровня затрат на содержание вооруженных сил, обусловленного сложной ситуацией в Индии, Египте, Ираке и ряде других частей Британской империи. Общая численность английских и индийских войск на Ближнем Востоке, в Ираке и Закавказье, составляла, к августу 1919 г., 225 тыс. чел. Кроме того, в Египте размещалось еще 95 тыс. британских военнослужащих. ;.На территории Ирака находился 60-ти тысячный контингент, расходы на содержание которого составили в 1919-1920 финансовом году около 18 млн. ф.ст.. Таким образом, возникло острое противоречие между потенциальными задачами Великобритании на Ближнем и Среднем Востоке и ее реальными финансово – экономическими ресурсами. В августе 1919 г. глава военного ведомства У. Черчилль, находившийся в центре парламентской и общественной критики, был вынуждена отмену с марта 1920 г. военного призыва и сокращение численности вооруженных сил до 10% от предыдущего уровня. Отказавшись от принципа обязательной воинской службы, британское правительство решило, в итоге, вернуться к принципу комплектования арии добровольцами, заключавшими долгосрочные контракты. Однако, перспектива столь стремительного сокращения численности армии, вызвала негативную реакцию о стороны политиков и военных, связанных с ближневосточным регионом и отстаивавших необходимость сохранения длительного военного присутствия в этом стратегически значимом для Великобритании регионе. Все это побуждало правительство к постоянному лавированию и поиску компромиссных решений. В январе 1920 г. кабинет Д. Ллойд-Джорджа был вынужден утвердить государственный бюджет с дефицитом в 473 млн. ф.ст. Исходя из одобренных парламентом показателей, еженедельные расходы на содержание британских войск, размещенных на оккупированных территориях Османской империи, не должны были превышать 750 тыс. ф.ст. в то же время военное ведомство должно было завершить процесс демобилизации четырех миллионов человек. Большинство заинтересованных британских чиновников сходилось во мнении о желательности организации системы управления над подконтрольными ближневосточными территориями по египетской модели, предполагавшей достаточно большую степень самоуправления местного населения. В этой связи рассматривался проект Т.Э. Лоуренса, предложившего создать на территории Сирии, а также Южной и Центральной Месопотамии три арабских монархии во главе с сыновьями шерифа Мекки – Фейсалом, Абдаллахом и Зейдом. Полемика вокруг ближневосточных проблем, в которой участвовали высокопоставленные британские политики была обусловлена, в первую очередь, глобальными изменениями, произошедшими в мире после окончания I Мировой войны, и необходимостью поиска новых ориентиров внешней политики Великобритании. Прямым следствием этих изменений стал рост национально-освободительной борьбы в ряде британских колоний и протекторатов. В условиях серьезного обострения политической ситуации, глава Министерства по делам Индии Э. Монтэгю и вице-король лорд Челмсфорд разработали проект конституционной реформы, призванной смягчить антибританские настроения среди высших слоев индийского общества. Трудности, связанные с его реализацией побуждали англо-индийское правительство быть особо восприимчивым к настроениям мусульманской общины. Несмотря на то, что мусульмане Индии не откликнулись активно на призыв к «священной войне”, лозунги в защиту турецкого султана в 1918-1919 гг. были важной составляющей их политических требований. Выступая, в этой связи, за скорейшее урегулирование ближневосточных проблем и заключение мирного договора с Турцией, англо-индийские власти оппонировали ближневосточной политике руководства Форин Офиса, полагая его геополитические воззрения устаревшими. В начале 1920 г. У. Черчилль добился в полемике с руководством Форин Офиса решения о выводе британских войск с территории Ирана и Закавказья. Наметившаяся, в этой связи, некоторая стабилизация позиций Великобритании в регионе, была, однако, вскоре нарушена вследствие восстания в Ираке, ясно продемонстрировавшего кризис традиционных имперских методов управления и необходимость формирования новых подходов к контролю над ситуацией в ближневосточных владениях, учитывавших новые тенденции и историческую специфику региона. Значительный рост финансовых затрат вызвал новую волну критики ближневосточной политики кабинета. В редакционной статье «Таймс» от 6 ноября 1920 г. подчеркивалось: «… если Правительство … полагает, что политика в Месопотамии в течение последнего года способствовала процветанию Империи, - оно единственное, кто так думает». Еще ранее в «Таймс» подвергалась критике политика «индианизации», проводившаяся администрацией А.Вильсона, и активно поддерживались планы создания арабского государства и сокращения масштабов британского присутствия в Месопотамии. Парламентскую оппозицию ближневосточной политики кабинета возглавил бывший премьер-министр Х. Асквит. Выступая на заседании Палаты Общин 23 июня, он потребовал от правительства отказа от курса, который «… навлекает на Великобританию непосильные обязанности». Дебаты вокруг ситуации в Месопотамии достигли своего пика в декабре 1920 г., когда У. Черчиллю с большим трудом, удалось добиться санкции парламента на выделение в 1920-1921 финансовом году дополнительно 39 млн. 750 тыс. ф.с. для стабилизации ситуации в Ираке и Иране. Накануне обсуждения данного вопроса, со специальным заявлением выступил Д. Ллойд-Джордж. Суть его сводилась к тому, что Великобритания несет моральную ответственность за будущее Ирака и не может в настоящий момент оставить иракский народ в состоянии анархии и хаоса. Наряду с финансовыми проблемами, перед британским руководством, со всей очевидностью, встала задача формирования новой системы управления подмандатными владениями на Ближнем Востоке. 1 мая У. Черчилль обратился к главе кабинета с меморандумом «Бюджетные расходы в Месопотамии», в котором особо подчеркивалось, что существенный прогресс в сокращении финансовых затрат Великобритании может быть достигнут лишь в случае реализации следующих положений: «1. Передача Месопотамии и, возможно, других подмандатных территорий в ведение Министерства по делам колоний. 2. Четкое определение объема финансовых затрат путем отдельного соглашения между Казначейством и Министерством по делам колоний. 3. Скорейшая передача функций по поддержанию порядка в Месопотамии командованию ВВС. 4. Немедленное уменьшение оккупированной территории и концентрация усилий британских войск на охране железнодорожных коммуникаций». По убеждению У. Черчилля, управление Месопотамией должно быть передано «тому ведомству, которое обладает реальными знаниями и опытом администрирования и экономического освоения диких стран, которое способно к импровизации в поисках наиболее приемлемых методов контроля с учетом имеющихся в распоряжении сил и средств». В документе отмечалось, что Министерство по делам колоний известно своими успешными и весьма экономичными методами управления в Восточной Африке. В то же время, как полагал У. Черчилль, специфика деятельности Форин Офиса, состоявшая в осуществлении взаимоотношений с независимыми государствами, препятствовала ему столь же эффективно управлять подмандатными территориями. 7 декабря 1920 г. ответственный за руководство военными операциями в Месопотамии, генерал П. Рэдклиф представил кабинету доклад о ситуации в стране. Согласно его оценкам, для поддержания стабильного контроля над иракскими территориями, в рамках существовавшей административной системы, требовалось содержание 17 тыс. английских и 85 тыс. индийских военнослужащих. Ежегодные расходы на данные нужды оценивались докладчиком в 30 млн. ф.с., что на 6 млн. ф.с. превышало весь иракский бюджет. Основываясь на данной информации, У. Черчилль предложил в середине декабря проект радикального сокращения масштабов британского присутствия в Ираке, согласно которому Великобритания должна была сохранить контроль лишь над южной частью страны (т.е. территорией бывшего османского вилайета Басра – А.С.). Подобная мера позволила бы военному ведомству сократить свои ежемесячные расходы в Ираке с 30 до 8 млн. ф.с. 17 декабря кабинет проинструктировал П. Кокса относительно подготовки плана эвакуации британских войск и персонала из Багдада в Басру. Дебаты вокруг иракской проблемы, во многом связанные с парламентской критикой, поставили в декабре 1920 г. кабинет на грань кризиса. Предложение У. Черчилля подверглось критике со стороны Э. Монтэгю и лорда Керзона, полагавших, что ситуацией политического вакуума, которая неминуемо возникнет в результате вывода британских войск, не преминут воспользоваться кемалисты. Ситуация требовала немедленного разрешения. На заседании кабинета, прошедшем 31 декабря, при непосредственном участии Д. Ллойд-Джорджа были приняты программные решения относительно Месопотамии и всей системы управления подмандатными владениями на Ближнем Востоке. Предусматривалось, в частности, создание, в составе Министерства по делам колоний, отдельного Восточного департамента, координирующего политику в отношении подмандатных владений и обладавшего отдельным бюджетом. Выбор в пользу данного ведомства был обусловлен его довольно эффективной и экономичной политикой в африканских колониях, которая контрастировала с дорогостоящими акциями Форин Офиса в Закавказье, Персии и Египте. В связи с этим было окончательно отклонено предложение лорда Керзона передать создаваемый департамент внешнеполитическому ведомству. Руководство Министерством по делам колоний, которое было предложено переименовать в «Министерство по делам колоний и подмандатных территорий» было поручено У. Черчиллю, известному своей последовательной позицией в отношении необходимости реформирования механизма ближневосточной политики. 11 января 1921 г., в развитие принятых кабинетом решений, был создан Межведомственный комитет, включавший представителей Форин Офиса, Казначейства, Министерства по делам Индии и военного ведомства, во главе с министром труда Дж. М. Смитом, основной задачей которого было обеспечение плавного перехода необходимых полномочий к новому властному органу. 31 января комитет представил итоговый отчет, в котором были намечены будущая структура и сфера компетенции создаваемого Восточного департамента, который должен был начать свою деятельность с 1 марта 1921 г. Он был призван осуществлять контроль над Ираком, Палестиной (включая территории к востоку от реки Иордан) и Аденом. В силу отсутствия четко зафиксированных границ подмандатных владений, территория, переданная под контроль министерства по делам колоний, ограничивалась:на западе – Средиземным морем, на юго-западе – границей Египта и Красным морем, на юге и юго-востоке – Индийским океаном, на севере и северо-востоке – побережьем Персидского залива. В указанных пределах Восточный департамент Министерства по делам колоний был уполномочен осуществлять всю необходимую полноту управления подмандатными территориями Великобритании, контролировать процесс демаркации их границ, руководить всеми британскими гражданскими службами и военными подразделениями, координировать взаимоотношения с аравийскими государственными образованиями (за исключением Хиджаза – А.С.). Штат Восточного департамента должен был комплектоваться из чиновников смежных ведомств. Кроме того, в докладе содержалась рекомендация активно привлекать к работе на местах представителей местного арабского населения. Рекомендации Межведомственного комитета были рассмотрены на заседании кабинета 14 февраля. У. Черчиллю, несмотря на возражения лорда Керзона, удалось добиться включения в сферу компетенции Восточного департамента большей части Аравийского полуострова. Обосновывая свою позицию, он заявил: «Арабская проблема является единой, и любая попытка разделить ее неминуемо вызовет возврат к ситуации, существовавшей в течение предыдущих двух лет…». Кабинет утвердил, в целом, рекомендации комитета Смита, поручив главам Министерства по делам колоний и Форин Офиса выработать окончательное решение по разграничению сфер компетенции в Аравии путем двустороннего соглашения. Тогда же был утвержден и состав Восточного департамента, в штат которого вошли такие известные специалисты по ближневосточным проблемам, как Дж. Шукгург, Р. Вернон, Х. Янг, Р. Буллард, Ф. Адам, Г. Клейтон и полковник Мейнертзаген. Возглавить новое ведомство было поручено Т.Э. Лоуренсу. Передача всех полномочий по управлению подмандатными владениями на Ближнем Востоке единой структуре стала логичным итогом продолжавшихся в течение нескольких лет дискуссий вокруг ближневосточных проблем, поставивших британский кабинет в декабре 1920 г. на грань кризиса. Возглавивший с марта 1921 г. Министерство по делам колоний У. Черчилль видел своей важнейшей целью, в сочетании с сохранением общего контроля над ситуацией, постепенное сокращение уровня военного и административного присутствия Великобритании в регионе и приведения его в соответствие с финансовыми возможностями метрополии. Конкретная реализация данной задачи требовала, прежде всего, в Ираке, создания эффективной государственной системы и формирования иной модели взаимоотношений подмандатных территорий и державы-мандатария.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Великобритания: эпоха реформ / Под ред. А.А. Громыко. – М.: Издательство «Весь Мир», 2007 Демократия в меняющемся мире. – Н. Новгород: Издательство Волго-Вятского кадрового центра, 1995. – 150 с. Коданева С.И.

2. Британская конституционная реформа: Региональный аспект. Аналитический обзор / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. правоведения. – М., 2005. – 112.

3. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2005.Мэннинг Н. Реформа государственного управления: международный опыт. – М.: Издательство «Весь мир», 2003. – 496 с.Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 416 с.


Close