Толпа

Скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и организации, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим центром внимания . Основными механизмами формирования Т. и развития ее специфических качеств считаются циркулярная (нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное ), а также . Выделяются четыре основных вида Т.:

1) окказиональная Т., связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария и т. д.);

2) конвенциональная Т., связанная интересом к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению (например, нек-рые виды спортивных состязаний и т. д.) и готовая, часто лишь временно, следовать более или менее диффузным нормам поведения ;

3) экспрессивная Т., совместно выражающая общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т. д.), ее крайнюю форму представляет экстатическая Т., достигающая вследствие взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза (как на нек-рых массовых религиозных ритуалах, карнавалах, концертах рок-музыки и т. д.);

4) действующая Т., к-рая, в свою очередь, включает следующие подвиды: а) агрессивная Т. (см. ), объединенная слепой ненавистью к нек-рому объекту (суд Линча, избиение религиозных, политических противников и т. д.);

б) паническая Т., стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности (см. ): в) стяжательная Т., вступающая в неупорядоченный непосредственный за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в отходящем транспорте и т. д.); г) повстанческая Т., в которой людей связывает общее справедливое возмущение действиями властей, она нередко составляет атрибут революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы. Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают практически наиболее важное свойство Т. - ее легкую превращаемость из одного вида (подвида) в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно, однако знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением Т. в авантюристических целях, а с другой - сознательно предотвращать и прекращать ее особо опасные действия .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Толпа

Бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Основные механизмы формирования толпы и развития ее специфических качеств - реакция циркулярная (нарастающее обоюдонаправленно заражение эмоциональное), а также слухи.

Выделяются четыре основных вида;

1 ) толпа окказиональная - связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария и пр.);

2 ) толпа толпа конвенциональная - связанная интересом к некоему заранее объявленному массовому развлечению (спортивные состязания и пр.) и готовая, часто лишь временно, следовать достаточно диффузным нормам поведения;

3 ) толпа экспрессивная - совместно выражающая общее отношение к некоему событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и пр.); ее крайняя форма-толпа экстатическая, достигающая от взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза - как на некоих массовых религиозных ритуалах, карнавалах, концертах рок-музыки и пр.;

4 ) толпа действующая - содержит подвиды:

а) толпа агрессивная - объединенная слепой ненавистью к некоему объекту (суд Линча, избиение религиозных, политических противников и пр.);

с ) толпа стяжательная - вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание некоими ценностями (деньгами, местами в отходящем транспорте и пр.);

d ) толпа повстанческая - где людей связывает общее справедливое возмущение действиями властей; она нередко составляет основу революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного действа политической борьбы.

Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают практически самое важное свойство толпы - ее легкую превращаемость из одного вида (подвида) в другой. Такие превращения часто спонтанны, но знание их закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях, или же сознательно предотвращать и прекращать ее опасные действия.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Толпа

   ТОЛПА (с. 593)

Первые капитальные труды, которые могут быть названы социально-психологическими, появились на рубеже XX - XX вв. К ним в первую очередь следует отнести работу французского психолога, социолога и историка Гюстава Лебона «Психология толпы» (1895; в 1898 г. переведена на русский язык под названием «Психология народов и масс», новое издание - СПб., 1995), а также работы его соотечественника Габриэля Тарда, посвященные психологии общественных отношений. По сей день эти книги читаются с неизменным интересом, чего не скажешь о громоздкой «Психологии народов» Вильгельма Вундта. В этих книгах, так же как и в «Социальной психологии» У.Мак-Дугалла (которая многими признается первым собственно социально-психологическим трудом), развивались идеи, касавшиеся психологии больших групп - «народов и масс». В социально-психологических исследованиях эта проблематика впоследствии отступила на второй план, хотя замечательные работы по психологии больших групп появлялись и позднее. Блестящими примерами могут считаться «Психология масс и фашизм» В.Райха (1933; рус. пер. - 1997), а также «Век толп» С.Московичи (1981; рус. пер. - 1996), во многом, кстати, опирающаяся на представления Лебона и Тарда. Психологию масс Московичи конкретизирует в Целой системе идей, среди которых особенно существенны следующие: Психологически толпа - это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью.

1. Индивид существует сознательно, а масса, толпа - неосознанно, поскольку сознание индивидуально, а бессознательное - коллективно.

2. Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Они кончают реставрацией того, что вначале низвергали, ибо для них, как и для всех находящихся в состоянии гипноза, прошлое гораздо более значимо, чем настоящее.

3. Массы, толпы нуждаются в поддержке вождя, который их пленяет своим гипнотизирующим авторитетом, а не доводами рассудка и не подчинением силе.

4. Пропаганда (или ) имеют иррациональную основу. Благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к действию. Поскольку в большинстве случаев наши действия являются следствием убеждений, то критический ум, отсутствие убежденности и страсти мешают действиям. Такие помехи можно устранить с помощью гипнотического, пропагандистского внушения, а потому пропаганда, адресованная массам, должна использовать энергичный и образный язык аллегорий с простыми и повелительными формулировками.

5. В целях управления массами (партией, классом, нацией и т.п.) политика должна опираться на какую-то высшую идею (революции, Родины и т.п.), которую внедряют и взращивают в сознании людей. В результате такого внушения она превращается в коллективные образы и действия.

Резюмируя все эти важнейшие идеи психологии масс, идущие от Лебона, Московичи подчеркивает, что они выражают определенные представления о человеческой природе - скрытые, пока мы в одиночестве, и заявляющие о себе, когда мы собираемся вместе. Иначе говоря, фундаментальный факт состоит в следующем: «Взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства». Более того, толпа, масса понимается как социальное животное, сорвавшееся с цепи, как неукротимая и слепая сила, которая в состоянии преодолеть любые препятствия, сдвинуть горы или уничтожить творения столетий. Для Московичи очень важно, что в толпе стираются различия между людьми и люди выплескивают в нередко жестоких действиях свои страсти и грезы - от низменных до героических и романтических, от исступленного восторга до мученичества. Такие массы играют особенно большую роль именно в XX столетии (в результате индустриализации, урбанизации и т.д.). Поэтому, по мнению Московичи, психология масс наравне с политэкономией является одной из двух наук о человеке, идеи которых составили историю, поскольку они конкретно указали на главные события нашей эпохи - на «массификацию», или «массовизацию».

Таким образом, (толпы) основана прежде всего на резком противопоставлении индивида вне толпы ему же, находящемуся в составе толпы. Лишь во втором случае существует коллективность (коллективная душа, по терминологии Лебона) или даже социальность.

Еще столетие назад в своей «Психологии толп» Лебон писал: «Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы» . Последняя почти исключительно управляется бессознательным, то есть, согласно Лебону, ее действия подчиняются влиянию скорее спинного, чем головного мозга.

Процитированный вывод сделан еще до возникновения и развития психоанализа З.Фрейда, раскрывшего огромную роль бессознательного в жизни любого «отдельно взятого» человеческого индивида, а зам также и в жизни общества, цивилизации, толпы и т.д. Значит, по оль общему критерию бессознательного едва ли можно противопоставлять друг другу индивида и толпу. Та же трудность сохраняется, когда такое противопоставление проводят по критерию социальности (если последняя приписывается лишь толпе, а не отдельному человеческому индивиду).

Необходимо, однако, учесть, что в психологии масс толпа понимается очень широко. Это не только стихийное, неорганизованное скопление людей, но и структурированное, в той или иной степени организованное объединение индивидов. Например, уже Лебон предложил следующую классификацию толп, исходной точкой которой служит «простое скопище» людей. Это, во-первых, толпа разнородная: а) анонимная (уличная и др.); б) неанонимная (суд присяжных, парламентские собрания и т.п.). И, во-вторых, толпа однородная: а) секты (политические, религиозные и др.); б) касты (военные, рабочие, духовенство и т.д.); в) классы (буржуазия, крестьянство и т.д.). А согласно Тарду, помимо толп анархических, аморфных, естественных и т.д., существуют еще толпы организованные, дисциплинированные, искусственные например, политические партии, государственные структуры, организации типа церкви, армии и т.п.). Именно искусственные толпы привлекли впоследствии наибольшее внимание 3. Фрейда.

Глубоко анализируя эти и другие «превращенные» формы толпы, осковичи вслед за Тардом особо отмечает еще одну и, может быть, наиболее существенную трансформацию толпы... в публику. Если изначально толпа есть скопление людей в одном замкнутом пространстве в одно и то же время, то публика - это рассеянная толпа. Благодаря средствам массовой коммуникации теперь нет необходимости организовывать собрания людей, которые бы информировали друг друга. Эти средства проникают в каждый дом и превращают каждого человека в члена новой массы. Миллионы таких людей составляют часть толпы нового типа. Оставаясь каждый у себя дома, читатели газет, радиослушатели, телезрители, пользователи электронных сетей существуют все вместе как специфическая общность людей, как особая разновидность толпы.

В области психоанализа проблематика больших групп получила освещение в поздних работах Фрейда, прежде всего в книге «Психология масс и анализ человеческого Я». В описании группового поведения и прежде всего межгрупповой агрессии Фрейд много заимствовал у Лебона и Мак-Дугалла. Свободно допуская собственные пробелы в эмпирическом исследовании проблемы, Фрейд охотно воспринял основные идеи обоих авторов относительно агрессивных аспектов поведения толпы, но дал им законченную психологическую, точнее, психоаналитическую интерпретацию. В работе Лебона Фрейду особенно импонировала «блестяще выполненная картина» того, как под влиянием толпы индивиды обнаруживают свою базовую инстинктивную природу, как в толпе проявляются подавленные до поры бессознательные влечения, как разрывается тонкий слой цивилизованного поведения и индивиды демонстрируют свое истинное, варварское и примитивное начало. Вместе с тем исходным пунктом (а затем и принципиальным выводом) анализа Фрейдом межличностных отношений и психологии масс стало его положение о том, что при исследовании различных явлений культуры и психологии групп не обнаруживаются закономерности, отличные от тех, которые выявляются при изучении индивида.

Обратившись к исследованию различных социальных общностей, Фрейд специально выделил два их опорных типа: толпу (неорганизованный конгломерат, сборище людей) и массу (особым образом организованную толпу, в которой есть некоторая общность индивидов друг с другом, выражающаяся в их общем интересе к некоторому объекту, однородных чувствах и способности оказывать влияние друг на друга). Существенным отличительным признаком массы Фрейд считал наличие в сообществе либидозной привязанности к вождю (лидеру) и такой же привязанности между составляющими его индивидами. При этом предполагалось, что именно такое сообщество являет собой «психологическую массу». Отдавая себе отчет в существовании различных масс и даже выделив их два основных типа: естественные массы (самоорганизующиеся) и массы искусственные (образующиеся и существующие при некотором внешнем насилии), Фрейд в то же время отметил сходство между массой и первобытной ордой и предложил понимание массы как продолжения и в известном смысле воссоздания первобытной орды.

Исследуя различия и тождество массы и орды, он пришел к выводу, что в них подавляется сознательная индивидуальность, мысли и чувства людей обретают определенную однородность и ориентируются в одинаковых направлениях, а в целом в них осуществляется господство коллективных побуждений, обладающих высокой степенью бессознательности, импульсивности и эффективности. Настаивая на существовании либидозной структуры и конституции массы, Фрейд особенно отмечал роль привязанности к вождю, с исчезновением которой масса распадается.

В психоаналитической психологии групп, основы которой были заложены самим З.Фрейдом, определенное внимание уделяется роли различных негативных чувств и факторов в социальных отношениях людей. В частности, Фрейд пришел к выводу, что, например, ненависть по отношению к какому-то объекту может так же объединять индивидов, как и положительные чувства, а зависть - выступать в роли источника идей равенства и других псевдогуманистических идеалов.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Толпа

Помимо очевидного определения (большое скопление людей), термин имеет особое значение при исследовании юности. Здесь он обозначает большую, слабо организованную группу, которая может дать подростку ощущение идентичности, основанное на апереотипе группы, пока он еще не успел развить чувство собственной идеитичности.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "толпа" в других словарях:

    Толпа - в Китае Толпа (др. греч … Википедия

    толпа - сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? толпы, чему? толпе, (вижу) что? толпу, чем? толпой, о чём? о толпе; мн. что? толпы, (нет) чего? толп, чему? толпам, (вижу) что? толпы, чем? толпами, о чём? о толпах 1. Толпой называется большую … Толковый словарь Дмитриева

во многом лишенная структуры большая группа людей, объединенная между собой эмоциональным настроем или предметом внимания, но при этом, как правило, не объединенных четко осознаваемыми общими намерениями и планами, а тем более единой целью и отчетливыми представлениями, каким образом она может быть достигнута. В современной психологии больших групп существует следующая, по сути дела, общепринятая классификация - типология различных видов толпы как специфического сообщества людей: окказиональная, конвенциональная, экспрессивная, действующая. Если говорить об окказиональной толпе, то решающим фактором формирования подобного типа сообщества оказывается некая «оказия», случай, в связи с которым люди собираются вместе в логике сторонних наблюдателей, объединенных неожиданно возникшим поводом к любопытству, интересом и желанием узнать о каком-то социальном явлении больше, чем знают те, которые находятся за чертой очевидцев происходящих событий. Что касается конвенциональной толпы, то подобный тип сообщества зарождается в связи с некоей информацией о каком-то предстоящем массовом мероприятии (например, ключевой футбольный матч, заранее анонсированный концерт и т. п.). По сути дела, эта общность недолгое время своего существования реализует свою жизнедеятельность по схеме достаточно не устоявшейся конвенции по поводу столь же жестко не определенных норм поведения, обусловленных самими общими представлениями о тех правилах, согласно которым принято себя вести людям, оказавшихся участниками мероприятий, имеющих конкретную социальную специфику. Под экспрессивной толпой традиционно представляют себе такую большую группу, которая характеризуется тем, что проявляет общее, по сути дела, единое отношение к какому-то событию, явлению и на пике выражения этого отношения превращается в толпу экстатическую, то есть толпу, находящуюся в состоянии массового экстаза (подобное состояние нередко возникает в условиях ритмически поддерживаемого возбуждения - концерты, например, ансамблей «тяжелого рока», массовые религиозные ритуалы, массовые сеансы якобы целебного гипноза и т. д.). Наконец, действующая толпа, отличительным свойством которой выступает какое-либо совместное действие, своего рода деятельный и при этом необузданный порыв, отчетливо проявляемая ее членами общая активность. При этом те исследователи, которые предпринимали попытку дать содержательно исчерпывающую типологию различных типов толпы, подчеркивали, что «действующая толпа... в свою очередь, включает следующие подвиды - а) агрессивная толпа, объединенная слепой ненавистью к некоторому объекту (суд Линча, избиение религиозных, политических противников и т. д.); б) паническая толпа, стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности; в) стяжательная толпа, вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в отходящем транспорте и т. д.); г) повстанческая толпа, в которой людей связывает общее справедливое возмущение действиями властей, она нередко составляет атрибут революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы» (А. П. Назаретян, Ю. А. Ширковин). Помимо того, что, по сути дела, бесструктурность такой разновидности сообщества, как толпа, и, как правило, достаточная размытость изначальных целей подобного объединения людей, приводят к легкой смене типов толпы, нельзя не заметить и того, что выше изложенная и при этом практически общепринятая классификация видов толпы очевидно несовершенна. Прежде всего, подобный вывод базируется на том, что здесь не прослеживается единое классификационное основание и потому, например, конвенциональная и действующая толпа могут быть одновременно и толпой экспрессивной, а, скажем, окказиальная толпа одновременно может являться и толпой панической (одна из разновидностей толпы действующей) и т. д.

Французский исследователь Г. Лебон выделил ряд закономерностей, характерных практически для любой толпы и обусловливающих поведение ее членов.

Прежде всего, в толпе отчетливо наблюдается эффект деперсонификации и ослабление контроля эго: «...каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. ...

Нетрудно заметить, насколько изолированный индивид отличается от индивида в толпе, но гораздо труднее определить причины этой разницы. Для того, чтобы хоть несколько разъяснить себе эти причины, мы должны вспомнить одно из положений современной психологии, а именно то, что явления бессознательного играют выдающуюся роль не только в органической жизни, но и в отправлениях ума. Наши сознательные поступки вытекают из субстрата бессознательного, создаваемого в особенности влияниями наследственности. В этом субстрате заключаются бесчисленные наследственные остатки, составляющие собственно души расы. ...

Эти общие качества характера, управляемые бессознательным и существующие почти в одинаковой степени у большинства нормальных индивидов расы, соединяются вместе в толпе. В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают; ... и берут верх бессознательные качества.

Такое именно соединение заурядных качеств в толпе и объясняет нам, почему толпа никогда не может выполнить действия, требующие возвышенного ума. Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей в области разных специальностей, мало все-таки отличается от решений, принятых собранием глупцов, так как в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума»1.

При том, что Г. Лебон весьма упрощенно трактует проблему индивидуального и коллективного бессознательного и его взгляды подвержены сильному влиянию биологического детерминизма, в целом его выводы как о практически неизбежной деперсонификации и деперсонализации личности в толпе, так и о деструктивности толпы в целом совершенно справедливы. Более того, как показывает, в частности, практика организационной психологии, даже высокоструктурированные большие группы профессионалов, строго говоря, не являющихся толпой, часто оказываются совершенно неэффективны при решении задач, требующих творческого и новаторского подхода. Не случайно техники практической социально-психологической работы с такого рода сообществами, как правило, строятся на их дефрагментации по тому или иному принципу с последующим поиском решения в сформированных таким образом малых группах.

Г. Лебон также отчетливо выделил ряд социально-психологических механизмов, опосредствующих поведение индивида в толпе: «Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности»2. По сути дела, речь идет о деиндивидуализации, под которой в современной социальной психологии понимается, как правило, потеря испуга перед внешней оценкой и, как минимум, снижение уровня самосознания. Как показали многочисленные исследования, степень деиндивидуализации отчетливо коррелирует с анонимностью, обусловленной, в частности, размерами толпы. Так, например, «проведя анализ 21 случая, когда кто-то в присутствии толпы угрожал спрыгнуть с небоскреба или с моста, Леон Манн обнаружил, что когда толпа была маленькой и освещалась дневным светом, то, как правило, попыток спровоцировать самоубийство не делалось. Но когда размер толпы или ночной мрак обеспечивали анонимность, люди обычно подначивали самоубийцу, всячески издеваясь над ним. Брайан Маллен сообщает о подобных эффектах в шайках линчивателей: чем больше шайка, тем больше ее члены утрачивают чувство самоосознования и тем с большей готовностью соглашаются пойти на зверства, такие как сожжение, растерзание или расчленение жертвы. Для каждого из приведенных примеров... характерно то, что боязнь оценки резко падает. Поскольку «так делали все», то и свое поведение они объясняют сложившейся ситуацией, а не собственным свободным выбором»1.

Вторая причина, на которую указывает Г. Лебон, - «заразительность или зараза - также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление... В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному»2. В современной социальной психологии под социальным заражением понимается «...процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта, помимо собственно смыслового взаимодействия или дополнительно к нему». При этом нередко «...заражение приводит к распаду формальных и неформальных нормативно-ролевых структур и вырождению организованно взаимодействующей группы в ту или иную разновидность толпы»3. Классическим примером подобного рода может служить превращение в толпу под воздействием паники такой жестко организованной группы, как воинское подразделение. Механизм заражения активно используется в рамках так называемых «грязных политтехнологий» во время массовых мероприятий, когда группы подставных провокаторов сознательно толкают толпу на те или иные действия от скандирования определенных лозунгов до массовых погромов.

Третья, самая главная, с точки зрения Г. Лебона, причина, «...обусловливающая появление у индивидов в толпе таких специальных свойств, которые могут не встречаться у них в изолированном положении, - это восприимчивость к внушению. ... Он уже не осознает своих поступков, и у него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения такой субъект будет совершать известные действия с неудержимой стремительностью; в толпе же эта неудержимая стремительность проявляется с еще большей силой, так как влияние внушения, одинаковое для всех, увеличивается путем взаимности»4. Данный эффект «в чистом виде» часто наблюдается и целенаправленно используется в практике религиозных сект, всевозможных «целителей», «чудотворцев», «экстрасенсов» и т. п.

Г. Лебон особо подчеркивал свойственную толпе склонность к нетерпимости и авторитаризму. С его точки зрения, «толпе знакомы только простые и крайние чувства; всякое мнение, идею или верование, внушенные ей, толпа принимает или отвергает целиком и относится к ним или как к абсолютным истинам, или же как к столь же абсолютным заблуждениям. ... Толпа выражает такую же авторитарность в своих суждениях, как и нетерпимость. Индивид может перенести противоречие и оспаривание, толпа же никогда их не переносит. В публичных собраниях малейшее прекословие со стороны какого-нибудь оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства в толпе, за которыми следуют действия и изгнание оратора, если он будет настаивать на своем»1. Хотя Г. Лебон употребляет слово «авторитетность», совершенно очевидно, что в психологическом плане речь идет именно об авторитарности.

К этому следует добавить, что при всей свойственной ей непредсказуемости толпа, в силу всех перечисленных особенностей, склонна почти исключительно к деструктивным и разрушительным действиям. Как известно, поводом к массовым беспорядкам и погромам, имевшим место в центре Москвы летом 2002 года, послужил проигрыш сборной России в матче со сборной Японии на чемпионате мира по футболу. Однако трудно себе представить, что при благоприятном для российской сборной исходе этого матча, пьяная толпа бритоголовых «патриотов» устроила бы на радостях веселый карнавал, по завершении которого мирно разъехалась бы по домам. Почти наверняка можно утверждать, что массовые беспорядки все равно имели бы место, правда, быть может, не в столь воинствующей форме. История самых разных эпох и обществ убедительно свидетельствует: любые попытки заигрывания с толпой и ее использование для достижения политических, идеологических и иных целей практически неизбежно приводят к трагическим и часто необратимым последствиям. Доведение этой идеи до сознания субъектов социального управления всех уровней является прямой профессиональной обязанностью практического социального психолога.

Вместе с тем, поскольку толпа того или иного типа является объективным фактором жизни современного общества, проблемы взаимодействия с ней и воздействия на нее никоим образом не могут игнорироваться в социально-психологической практике.

Практический социальный психолог, профессионально ориентированный на работу с толпой, во-первых, должен психологически грамотно определять тип толпы, ее направленность, степень активности, потенциальных или уже выдвинутых лидеров, а во-вторых, должен владеть и уметь реализовывать наиболее эффективные технологии конструктивного манипулирования при работе со стихийно складывающимися большими сообществами людей.

ТОЛПА

основной субъект стихийного поведения; контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующих крайне эмоционально и единодушно. Виды толпы: 1) случайная, 2) экспрессивная, 3) "конвенциональная", 4) действующая толпа. (Д.В. Ольшанский, с.426)

Расскажу о классическом эксперименте, в котором показывается как люди сознательно без какой-либо выгоды для себя отказываются от собственного обоснованного мнения ради того, чтобы подстроиться под мнение группы. Автор Соломон Аш, доктор Колумбийского Университета.

Эксперимент проводился в 1951 году в США. Студентов-добровольцев приглашали якобы для проверки зрения. В каждом случае один из приглашенных испытуемых попадал в группу с несколькими помощниками экспериментатора. Каждому из группы выдавались по две карточки: на одной изображены три вертикальные линии, на другой – одна в качестве образца. Испытуемые должны были отметить ту линию, которая соответствует образцу и по очереди вслух высказать своё мнение. При этом помощники экспериментатора всегда должны были единодушно давать неверный ответ – выбирать слишком длинную или слишком короткую линию. Их результаты не учитывались при подведении итогов. Мнение же испытуемого спрашивали последним из всей группы.

Итогом эксперимента стали следующие результаты:
☑️ Примерно 30-35% испытуемых стабильно давали неверный ответ, тем самым соглашалась с мнением достаточно большой группы.
☑️ Лишь 25% испытуемых во всех опытах всегда давали верные и независимые от группы ответы.
☑️ Когда испытуемых просили сообщать свой ответ не вслух, а публично давать его в письменной форме (остальные участники эксперимента давали устные ответы), доля неверных ответов падала почти в три раза – до 13%.
☑️ Когда мнение испытуемого поддерживал хотя бы один человек из группы, доля неправильных ответов падала в шесть раз – до 6%.
☑️ При сокращении количества оппонентов ниже трех, доля согласившихся с групповым мнением с 30-35% падала на 10 процентных пунктов на каждого выбывающего участника.
☑️ Контрольные замеры показали, что, при выполнении задания вне группы, то есть без всякого давления с ее стороны – количество ошибочных ответов испытуемых не превышало 1%.

Проинтервьюировав по итогам эксперимента участников, исследователи пришли к выводу, что несогласие с группой смущает людей, они ощущают неуверенность в себе и сомневаются в своей правоте. Испытуемых нервировал и волновал конфликт со своими группами, они пытались найти этому объяснение, хотя исследователи никогда не говорили испытуемым, что они должны действовать как сплочённая группа. По мере неверных ответов помощников волнение испытуемых нарастало, они начинали сомневаться в точности своих суждений, им всё труднее становилось преодолевать соблазн присоединиться к мнению большинства. В конце концов они становились мнительными, чувствовали себя одинокими, и у них появлялся страх перед общественным осуждением. Cкладывалось такое впечатление, что часть испытуемых страдала искажением восприятия, поскольку они клялись, что на самом деле видели именно то, о чём сообщала группа.

На фондовом рынке подобное помешательство происходит особо часто. Я множество раз видел, как опытные аналитики сделавшие абсолютно верные расчеты сознательно занижают или, почему-то гораздо чаще – завышают прогнозное значение стоимости акций, облигаций или курса валюты. Просто для того, чтобы их ожидания не сильно отличались от мнения инвестиционного сообщества. Мой способ борьбы с подобным недостатком человеческого разума – за редким исключением, перед принятием решения не читать чужой аналитики и не смотреть на график котировок, работать только с первоисточниками. Важна только текущая рыночная цена и прозрачно подсчитанная внутренняя стоимость. Нигматуллин Открытие Брокер

Эта статья основана на трудах российского культурного антрополога и эксперта в области психологии массового поведения Назаретяна Акопа Погосовича. Вкратце и на бытовом языке рассмотрим основные понятия, причины и устройство толпы. А также опасности, которая она в себе таит и методики, к которым прибегают организаторы/провокаторы/спецслужбы/социальные психологи для манипулирования ею.

Что такое толпа? Толпою ошибочно называют большое скопление людей. Это не так. Студенты, сидящие в аудитории, трудовой коллектив на собрании, рота солдат – это всё скопление людей в одном месте в одно время, но это не толпа, а группа. Что их отличает? Ученики, рабочие, солдаты объедены одной организационной структурой. В этой структуре каждому указаны его место и обязанности. Каждый – винтик в системе.
Толпа – это скопление людей, не связанных общей организацией и не имеющей общей цели, но объединённые одним центром внимания и одним эмоциональным состоянием. Каждый – капля в человеческой реке.
Пример: каждый из рыцарей – великолепный воин, способный легко побороть десятки крестьян. Но когда рыцарей попытались объединить в одно войско - они превратились в толпу. Никто из них не умел (не хотел) стоять в строю – каждый был сам за себя. В то время как простые необразованные крестьяне одерживали победы простыми тактическими манёврами.

В этом грубом примере рыцари – толпа, крестьяне – организованная структура.

Один философ рассказывал, что в человеке есть частица от Бога и частица от зверя. Когда человек наедине с равным (в данном контексте – вне большого скопления людей) его небесное и земное начала уравновешивают друг друга и он видит действительность (то есть здраво размышлять с разных позиций, сравнивать точки зрения, опираться на знания и личный опыт). А когда людей вокруг слишком много – животные частички резонируют друг с другом и объединяют всех в один организм. В стадо.
Исследования Назаретяна показали, что у человека в толпе пропадают признаки индивидуальности. Он перестаёт мыслить и оценивать ситуацию/поступки от первого лица. Пропадает «Я», и заменяется на «МЫ». Исчезает чувство ответственности, страха, стираются рамки морали и правил. Известны случаи, когда разозлённая толпа устраивала погромы и публичные казни даже невиновных/случайных прохожих которые выделялись из этого организма или как-то привлекших к себе внимание. Разум застилают примитивные эмоции и инстинкты. В таком эмоциональном окружении не сюрприз увидеть и уважаемого интеллигента, вытаскивающего из развороченного супермаркета новый пылесос. Он больше не личность, он – элемент возбуждённого слепого роя. Толпа опасна стиранием личности, в первую очередь.

Что такое эмоциональное заражение?

Представьте: день не заладился с самого начала: проспали, облились горячим кофе, сломалась машина, отругал начальник, нагрубили в метро… С настроением придушить первого, кто осмелится взглянуть к вам в глаза вы входите домой и видите мило улыбающуюся супругу. На столе приготовленное специально к вашему приходу любимое блюдо… Легче?

Это удивительный механизм, задуманный самой природой. Во время общения всего треть передаваемой информации – это слова. Оставшиеся две – эмоции. Мы перенимаем духовное состояние собеседника/окружающих для более тонкого понимания их. В какой-то мере – мы все эмпаты.
Но эта же способность может играть и против нас. Толпа (особенно заведённая или подогреваемая лидером/провокатором) представляет из себя мощный психоэмоциональный источник. Любого пассивно настроенного зеваку сразу засасывает в эту «духовную воронку». Попробуйте провести над собой эксперимент: на оживлённом концерте/представлении в миг всеобщего ликования, когда зал взрывается аплодисментами, тихо сидеть и никак не выражать своих эмоций. Даже если и удастся сдержать первый импульс ладоней друг к другу, чувствовать себя вы будете прескверно. Все внимание будет уходить на поддержание «щитов» и убеждение организма: «я не выделяюсь, на меня никто не смотрит, я не подозрительный…» и т.п. Если вы не ведёте себя также, как и окружающие, значит вы уже не часть стада. Быть «не частью стада» в стаде потенциально опасно для животного. И звериная частичка это прекрасно понимает.

Вывод: попадая в эмоционально заряженное окружение вы на подсознательном уровне будете заражены теми же чувствами, что и остальные. Избегайте толпы! Толпа уничтожит ваше «Я» и вы перестанете принадлежать себе!

Виды толпы

Окказиональная (случайная) толпа

«Ой, смотрите, лось на дереве!» - вокруг моментально формируется туча зевак. Случайная толпа – это по сути случайные люди, случайно связанные одним центром внимания. Скорость формирования и размер зависят от нравственных и информационных параметров конкретного народа – готовы они это увидеть или нет. Если на хуторе пройдёт лось – «ну лось, тай лось. И чё такого?», а в центре Москвы будет ажиотаж. Сейчас увидеть на улице голограмму - фантастика, но ожидаемая. Во времена Советского Союза – люд бы за три месяца сформировал очередь, чтобы прикоснуться к чуду…
Как правило, легко формируется, легко распадается, но зависит от масштаба события, любопытства и беспардонности народа. Инопланетяне могут и панику вызвать, а пудель на велосипеде, как максимум – съёмки на телефон.

Конвенциональная (условная) толпа

Это толпа, собранная по какому-то случаю (условности). Например, концерт, представление, шоу, мероприятие, митинг… Делится на два типа: потенциально безопасные и потенциально опасные. Это, например, симфония, опера, спектакль, дельфинарий против петушиных боев, футбольных матчей, бокса, рок-концертов и т.д. От первой группы следует ожидать беспокойства только в случае какого-нибудь происшествия (пожар, теракт, катаклизм). Вторая группа уже сама по себе несёт потенциальную угрозу.
Условная толпа удерживается направленным интересом (слушать песню, досмотреть матч и т.д.), ради которого её члены готовы придерживаться установленных организаторами правил до тех пор, пока на толпу ничего не влияет – шоу продолжается, здание не горит, метеорит не падает, деньги (автографы) не раздают. После таких перемен толпа из «условной» может превратиться в «агрессивную», «паническую», «жадную» и т.п.

Экспрессивная (выражающая) толпа

Это толпа, которая ритмично выражает эмоции. Любые. От восхищения и радости до гнева и ярости. Главным признаком выступает ритмичность. Скандирующая лозунг (кричалку) толпа сама себя подогревает, что может привести к массовому экстазу и следующей форме:

Экстатическая (от слова «экстаз») толпа

В этом состоянии люди впадают в ещё более глубокое состояние изменённого сознания, в котором способны наносить сами себе раны, жертвовать собой, совершать бессмысленные ритуальные действия и т.п. Например, «танцы святого Витта»: во времена страшнейшей средневековой чумы наступил большой праздник – День святого Витта. Люди настолько устали, и настолько хотели отключиться от всего этого кошмара, что обезумели и плясали до смерти. В прямом смысле.

Действующая (активная) толпа

Самая «решающая» толпа. Последствия её действий несут наибольшие изменения/повреждения. В зависимости от мотива, формы и эмоционального настроя делится на:

Агрессивная толпа

Это толпа, двигателем которой является злоба, ярость, агрессия. Существует за счёт врага. Пока есть простой и очевидный негодяй, которого необходимо растерзать – эта форма будет сама себя поддерживать и нагнетать. Как только желаемого удаётся добиться (враг пал/сбежал/победил), сразу превращается в иной вид. Начинают грабить («жадная толпа»), или паниковать в случае провала.

Паническая толпа

Неизвестно ни одного случая, когда опасность оправдывала панику. Термин «паника», как принято считать, произошёл от греческого бога-пастуха Пана. Где связь? Представляем: ночь… Тишина. В хлеву тихо ворочаясь посапывают круглые овечки. Надвигается непогода и зверьки жмутся друг к другу сохраняя тепло…
Бабах!!! Небо разламывает молния. Овцы начинают орать, пихать друг- друга, бежать в разные стороны, спотыкаясь и падая. В слепом ужасе, часть прыгает с обрыва, часть расшибает лбы о стены хлева и рядом растущие деревья, часть замирает на месте и в ступоре стоит под дождём до рассвета… Паника, одним словом.
В заповедных зонах запрещено фотографировать со вспышкой и шуметь. Почему? Да потому, что от сердечного приступа погибает больше оленей, чем от зубов хищников.
Как оказалось, звериная частичка человека ничуть не отличается от звериной частички овечки. Различают индивидуальную и коллективную панику. Оба вида абсолютно заразительны и абсолютно опасны. Во время панического приступа человек становится в разы сильнее (организм считает, что это его последние минуты и выбрасывает в кровь все «боевые» гормоны, которые у него есть), напрочь не чувствует боли (бегут даже с переломанными ногами) и абсолютно не соображают. На анализ ситуации нет времени (как кажется организму) и работают только автоматические системы «беги», «спасайся», «беги быстрее».
К сожалению, эта система включается не только когда шансов не осталось, но и во время надуманной/вымышленной/преувеличенной угрозы. Даже если вы и выберетесь из опасности благодаря панике, ваш организм потеряет несколько лет своей жизни из за износа мышц (сердца в т.ч.), сосудов и нервной системы (она пострадает в первую очередь и сильнее всех). Лучше сознательно шагнуть с крыши горящей пятиэтажки на клумбу, чем в паническом бреду сигануть со второго на забор.

Стяжательная (жадная) толпа

Массовые погромы магазинов во время уличных беспорядков, дефицитный товар на прилавке (сюда же очередь в булочную при голодоморе и новый крутой гаджет), давка в метро (здесь драгоценность – попасть на работу), супер-пупер звезда, раздающая автографы… Тут всё понятно, да?
Этим животным свойством, сражаться за обладание чем-то, успешно пользуются в сфере продаж. Искусственно создавая ажиотаж/дефицит (или внушая покупателям, что именно с их товаром они «приобщатся к великим») можно безмерно увеличивать продажи, заставлять забирать из банков депозиты, заправлять полный бак (ведь бензина больше не будет!!) и т.д. и т.п.

Повстанческая толпа

По ряду признаков неотличима от обычной агрессивной толпы. Однако, это совсем другой тип. Интересно, что справедливо возмущённые люди ведут себя иначе. И если у агрессивной толпы ближайшая метаморфоза – это «жадная» или «паническая», то у повстанческой – это группа. У людей, объединённых идеей (а не яростью, злобой) быстро появляются признаки организационной структуры. Появляются лидеры и ответственные лица (за поставку продовольствия, связь, медицину, например).

Управление и манипуляция толпой

Очень интересно по этому поводу отозвался сам Акоп Погосович. Он вспоминает, как после каждого погрома, чиновники разводят руками, дескать, «толпа неуправляемая». Затем съезжают на провокаторов. Это всё провокаторы, это они завели толпу. А нам необходимо ужесточить законы, поставить людей с оружием, и… вот тут вот натянуть колючей проволоки. Побольше. Чтоб неповадно было…
А провокаторам – то удалось управлять толпой. Какая ж она тогда «неуправляемая»?
Более пяти сотен лет назад, европейские институты на государственном уровне разработали приёмы манипулирования толпой. Ни приёмы, ни люди (как ни странно) с тех пор ничуть не изменились.

Зная типы толпы и методики, к которым могут прибегнуть те, кто это затеял (или те, кому это расхлёбывать) вы сможете спрогнозировать поведение людей и продумывать на этой основе план своего отхода. Главное, никому не мешайте, не идите против течения, не теряйте самообладания, и ради ваших богов, не берите на себя обязанности спецслужб! Им тоже чем-то нужно заниматься.

Искусство управления толпой (если так можно выразиться) основано на принципе превращения одной её формы в другую. Сразу оговоримся, что если уже дошло до собрания агрессивных людей, то жертвы в любом случае будут. Вопрос только в том, какие, сколько, чьи и человеческие или материальные.

Толпа состоит из эмоционально заряженного ядра – пара десятков самых «обезбашенных» (не редкость под алкогольным или наркотическим опьянением) окружённая плотной тучей единомышленников-поддакивал. Они ничего не делают, а только кричат «Давай! Красава! Так их!!! Мы с вами» и т.д. Затем, позади ядра, более-менее свободно скапливаются зеваки.
Далее на нескольких примерах рассмотрим варианты воздействия на агрессивную толпу.

Превращение «агрессивная – зеваки» через ядро

Пример самого ненадёжного и опасного (с точки зрения тех, кто хочет их успокоить) но самого гуманного метода. В толпе каждый чувствует свою силу и безнаказанность из за анонимности. В толпу подселяют операторов, людей с телефонами (с камерой), на зданиях устанавливают приметные камеры слежения. Человек собирался разбить витрину (или кинуть зажигательную смесь, прокричать что-нибудь и т.п.), а тут раз, и он в кадре: «А я что? Я просто стою. В бутылке сок. Персиковый.». Опытные учителя, например, редко говорят «класс, тихо!» - толку не будет, так как каждый уверен, что его это не касается. Они говорят: «Сергей, сколько ты будешь разговаривать?!» - тут уже не важно, виноват он или нет, все видят, что «пошли по именам» и отвечать за свои поступки придётся индивидуально.
Если толпа успела достаточно сильно разогреться, то такой метод не только не сработает, так еще и жизни операторов грозит большая опасность.

«Агрессивная - зеваки» через периферию

Снова фантазируем: злая толпа готова ломиться в здание правительства (ну, или куда там они обычно ломятся) вот-вот случиться необратимое… И тут - БАБАХ!!! Где-то в пятиста метрах авария. Причём, чем зрелищней - тем лучше (как народ любит): лесовоз столкнулся с цистерной с пивом. Народ в слёзы (сколько леса пропало). Периферии уже интересней собираться вокруг аварии, чем пытаться вслушиваться в ругань у ядра. Центр без поддержки задних рядов быстро ослабевает и либо сам распадается, либо легко устраняется силовыми структурами обороны.
Гуманно (без аварии) можно добиться результата устроив сзади концерт с мега-звёздами. Задача перехватить внимание. Любыми способами. После того, как «отвлекалка» исчерпает себя, народ вспомнит, зачем пришёл, но настроение уже не то. Теперь конфликт можно решать переговорами, а не оружием.

«Агрессивная – паническая»

Довольно экстремальный и жестокий метод. Но если у сил обороны не останется выбора – могут прибегнуть и к нему. Опасности в следующем:

  1. толпа может не убегать, а наоборот пойти в атаку (маловероятно, но тоже учитываем)
  2. во время паники будет очень много пострадавших (затоптанных, задушенных, раненых). Эти жертвы на совести спровоцировавших.

Снова представляем: та же ситуация – злая толпа, готовая к штурму. Подселяем в ядро несколько человек, которые по команде изображают нечеловеческий испуг и, брызжа слюной, кричат что- то классическое типа: «Они будут стрелять!!! О, Боже, мы все умрём! Я не хочу умирать!!», затем пара-тройка хлопков петард (или настоящие выстрелы) … Как и в случае с овечками, все дружно побегут прочь, даже не задумываясь о том, есть ли у противника оружие.

«Агрессивная – жадная»

Грубая и бесчестная методика. Однако, всегда работает безупречно. Фишка в том, чтобы переключить ярость толпы на какой-нибудь нейтральный объект. Например, через агента в толпе направить их на усадьбу рядового чиновника, или супермаркет, или банк… Объяснять, что всё это добро награблено у народа и по праву принадлежит вам,- даже не придётся. Достаточно первого кирпича, который проделает в витрине достаточное отверстие для Xbox, и толпа тут же ринется грабить. Революция-революцией, а слабость перед «халявой» никто не отменял.
Подобную роль – роль буфера для недовольной толпы, иногда играют памятники провинившихся вождей: пока пригонят кран, пока накинут троса, пока скинут, пока это дело отметят… Уже и пыл спал, и негодяй скрылся.

«Агрессивная – выражающая»

Выражающая толпа – ритмична. Агрессивная – нет. Удивительно, но если агрессивной толпе навязать ритм – она станет выражающей. То есть: яростная толпа мчится устраивать самосуд и бесчинства. Вдруг, включается громкая и заводная музыка (рок-н-ролл, рок, металл…) и толпа быстро втягивается в ритм и начинает плясать. Музыкой можно удерживать столько долго, сколько этого нужно. Вплоть до полной потери сил.
Военные инженеры не могли пройти стороной и изобрели музыкальный танк (не путать с звуковой пушкой).

«Агрессивная – агрессивная»

Стоит снять шляпу перед хладнокровием и решительностью персонажа А.Н. Толстого, Сорокина, в романе «Хождение по мукам». Этот удачный пример также рассмотрен в работах Назаретяна. Крайне недовольная командованием своего офицера толпа была в секунде от того, чтобы лишить его жизни. Отступать или защищаться возможности нет. В миг последнего решения Сорокин ткнул пальцем на самого яростного члена надвигающейся толпы со словами «Вот ваш враг!». Указанный тут же был растерзан. А командир из потенциального мертвеца превратился в лидера повстания.
Зерно идеи этого метода лежит в том, что люди в состоянии изменённого сознания очень гипнабельны. Это означает, что когда у человека пропадает самосознание и рациональное мышление (а именно это происходит с личностью в толпе), он становится внушаемым. Стадо нуждается в вожаке. Оно не может само принимать решение, поэтому очень зависит от лидеров, провокаторов, командиров. Отдав приказ, герой примера взял на себя роль вожака. Стадо послушалось.
Этот способ очень опасен и требует от исполнителя большого мастерства в области психологии, а также чувство такта. Его довольно часто и эффективно применяют во время массовых беспорядков, когда возможности предотвратить погромы/убийства мирно не удаётся. Толпе указывают то на одного врага, то на другого. Подставляя под удар менее важные объекты до тех пор, пока она не перейдёт в другую форму, или не истощится.

Заключение

Миф о неуправляемости и спонтанности действий толпы основан на ошибочном понимании её психологии. В зависимости от типа и уровня изменяются и способы влияния. Необходимо понимать, что ТОЛПА находится ниже по интеллектуальной лестнице чем, например, ГРУППА, и взвешенные аргументы здесь уже не помогут. Психология толпы основана на животных инстинктах, а значит, рычаги воздействия нужно подбирать соответствующие.
Эта информация представлена для того, чтобы вы понимали, какое губительное действие способна оказать толпа на личность и как после этого ей легко управлять.
Если вы оказались среди большого скопления людей и имеете основания предполагать, что ситуация выходит/вышла из под контроля организаторов (властей, представителей охраны правопорядка) – немедленно покидайте опасную территорию. Двигайтесь быстро и решительно, но не бегом, чтобы не спровоцировать неожиданную панику или просто не упасть. И ни в коем случае не пытайтесь манипулировать толпой самостоятельно! Это работа опытных психологов. Пытаясь подчинить себе людей (или уже чьих-то марионеток) вы не только можете спровоцировать их, но и получить обвинение от властей за подстрекательство. Самый лучший способ защититься от агрессивной толпы – это:

  1. сохранять хладнокровие и самообладание в любой ситуации
  2. не идти против течения, не пытаться остановить (переубедить) толпу. Не привлекать внимания.
  3. избегать большого скопления людей. Даже самый мирный митинг в честь мира во всём мире и пушистых котят может превратиться в смертельную давку. А необдуманные действия какого-нибудь умалишённого (пьяного) и вовсе вызвать панику.

Close