Треугольник Карпмнана. Роли Жертвы, Спасателя, Преследователя. Связь треугольника Карпмана и зависимости. Выход из ролей. Треугольник партнерства.

Все психологические игры сводятся к трем ролям: Преследователь, Спасатель, Жертва.

Все эти три роли дополняют друг друга. Взаимоотношения по принципу Преследователь-Спасатель-Жертва называются треугольником Карпмана (треугольником Власти, Драматический треугольник).

Основные цели, которые подсознательно преследует зависимый, входя в каждую из ролей – получение негативного внимания, снятие с себя ответственности, стабилизация самооценки, выполнение негативных детских программ и т.д.

В каждой из ролей отсутствует состояние Взрослого, взаимодействие происходит только между Детским и Родительскими состояниями.

Роль Жертвы .

Поведение пассивное, жалобы : демонстрирует свою нежизнеспособность; действует как будто не имеет ресурсов для решения своих проблем (или кто-то другой должен измениться, чтобы он был счастлив); действует так, как будто его нужда настолько остра, что не оставляет ему возможности решать проблемы (не может думать и чувствовать одновременно).

Цели/желания сдать свою территорию , быть спасенным, быть наказанным.

Эмоции жалость к себе, обида , стыд, беспомощность, страдание и т.д.

Мышление меня (не) должны : я не могу решить сам свои проблемы, я в тупике, моя ситуация неразрешима, со мной несправедливо поступили и т.д.

Выгоды роли Жертвы : получение негативного внимания и заботы, снятие с себя ответственности, стабилизация своей самооценки с помощью позиции страдания, выполнение детских приказов (в основном «Умри!»).

Отношения с другими ролями : Жертва-Преследователь . Человек в роли Жертвы самостоятельно находиться не может, так как в любой ситуации возможно предпринять хоть какие-то действия. Поэтому Жертве нужен Преследователь для оправдания своей беспомощности. («При такой жене нельзя не пить!... » «Это меня друзья заставляют употреблять!.. »). Жертва-Спасатель . Спасатель необходим Жертве как оправдания неразрешимости ситуации, кому Жертва обращается за спасением, а потом всячески это спасение саботирует, чтобы затем сказать «Вот видишь, ничего не получилось!».

Роль Преследователя .

Поведение агрессивное, обвинения : действую как-бы исключительно только в своих интересах; нацелен на поиск недостатков, ошибок у других; находится постоянно в отрицательной, критикующей позиции к другим; контролируют действия других.

Цели/желания захватить чужую территорию , наказать других.

Эмоции злость, чувство превосходства , злость бессилия, ненависть, ярость.

Мышление Мне (не) должны : другие должны делать все по моему, других нужно контролировать, провинившихся нужно наказывать и т.д.

Выгоды роли Преследователя : получение негативного внимания (в виде страха и злости), снятие с себя ответственности (в виде обвинений других в своих неудачах), стабилизация своей самооценки с помощью позиции силы, выполнение детских приказов (в основном «Убей других!»).

Отношения с другими ролями : Преследователь-Жертва . Жертва необходима Преследователю для удовлетворения своих стремлений к контролю и наказанию. Преследователь-Спасатель . Спасатель необходим Преследователю для предотвращения полного наказания Жертвы (так как тогда наказывать будет некого).

Роль Спасателя .

Поведение пассивно-агрессивное, оправдания : действия направленные на спасение других (при этом жертвует и забывает про себя); делает больше, чем от него требуется; делает то, что не хочет делать; спасение происходит так, что в конце все равно все остаются недовольными а проблемы не решаются.

Цели/желания выставление барьеров .

Эмоции вины, справедливого гнева, раздражение.

Мышление Я (не) должен : я должен помочь, другие не справятся без моей помощи, я должен предотвратить беду и т.д.

Выгоды роли Спасателя : получение негативного внимания, снятие с себя ответственности (в виде решения чужих проблем вместо своих), стабилизация своей самооценки, выполнение детских приказов (в основном «Не спасай себя!»).

Отношения с другими ролями : Спасатель-Жертва . Жертва необходима Спастелю для удовлетворения своих стремлений к спасательству. Спасатель-Преследователь . Преследователь необходим для предотвращения полного спасения Жертвы (так как тогда спасать будет некого).

Взаимоотношения с другими у зависимого происходят в основном по принципу треугольника Карпмана. Такие отношения являются заменой истинной близости. При постоянном общении по принципу психологических игр (по треугольнику Карпмана) накапливаются негативные чувства расплаты (негативные чувства, которые испытывает каждая из ролей), что приводит к прогрессированию процесса срыва и к возврату в употребление.

Выход из игры в драматический треугольник.

Роль жертвы (учись помогать себе сам) . Для прекращения игры в Жертву следует научиться брать ответственность за свою жизнь на себя. Для этого следует начинать искать собственные пути выхода из, строить планы и осуществлять их. Провокациям со стороны Преследователя следует не отвечать подчинением (переходом в роль Жертвы), а реагировать следует спокойно, равнодушно. Провокациям со стороны Спасателя в виде попыток взять ответственность за решение ваших проблем на себя следует отвечать спокойным отказам, не поддаваясь (Жертва), и не нападая (Преследователь).

Роль Преследователя (ищи ошибки сначала в себе) . Для прекращения игры в Преследователя необходимо перестать обвинять в проблемах других, а брать на себя ответственность за их решение. При этом провокациям со стороны жертвы в виде специально создаваемых проблем следует отвечать их спокойным решением, без обвинений жертвы. А провокациям спасателя (в виде подстрекании на преследование жертвы) отвечать игнорированием.

Роль Спасателя (спаси сначала себя) . Выходу из игры в Спасателя способствует прекращение решения чужих проблем и начало решения своих. При этом на провокации Жертвы в демонстрации своих проблем и беспомощности в их решении следует отвечать игнорированием. Провокациям Преследователя в виде демонстративного наказания Жертвы лучше всего отвечать игнорированием.

Треугольник Партнерства. Ученик-Помощник-Учитель.

Ученик . Отличаются от Жертвы тем, что сохраняет доступ к здравомыслию Взрослого и участвуют в решении своих проблем. При решении проблемы они могут наряду с другими вариантами попросить о помощи, ресурсах и поддержке, понимая при этом, что если получат отказ от человека, которого просили о помощи, то они найдут другие способы удовлетворения своих потребностей. Способен рассматривать любые трудности как уроки. Оценивает какая нужна помощь и просит ее. Признает и принимает знания и точку зрения других. Признает свои способности к решению проблем и независимости.

Учитель . Способны отстаивать свои права, при этом целью не является задевание прав других. Может обучать, контролировать процесс, брать на себя ответственность в здравом руководстве. В отличие от Преследователя целью является не наказание и подавление других, а реальное исправление и контроль ситуации. Не вмешиваются в ситуации, в которых не могут помочь. Ищут сначала свои недостатки и развивают сначала свои способности.

Помощник . Отличаются о Спасителей тем, что они уважают способность Ученика мыслить, решать проблемы, просить того, что хотят. Не вмешиваются, если не попросят и если они не хотят. Если они хотят, они могут предложить определенную помощь. Используют свою способности, чтобы анализировать и решать сначала собственные проблемы. Если не хотят помогать, уверенно отказываются без чувства вины. Позиция «сначала я, а потом другие».

Жертва

Преследователь

Спасатель

Без ролей

Мышление

Меня (не) должны

Мне (не) должны

Я (не) должен

Я могу (имею право), другие могут (имеют право).

Эмоции

Обида, жалость

Злость, превосходство

Вина, тщеславие, гнев справедливости

Уважение к себе и другим

Желания

Сдать свои границы, принятие чужих целей

Захват чужих границ, навязывание своих целей

Выставление барьеров, ответсвенность за выполнение чужих целей

Достижение своих целей без ущерба другим

Поведение

Пассивное (подчинение, жалобы)

Агрессивное (обвинения. Нападение, давление)

Пассивно-агрессивное (манипуляции, оправдания, смещение агрессии).

Ассертивное (достижение своих целей, договоренность с другими).

Задание для темы «Треугольник Карпмана»:

  1. Вспомните 5 случаев, когда вы входили в роль жертвы. Как бы вы могли выйти из этой роли?
  2. Вспомните 5 случаев, когда вы входили в роль Преследователя. Как бы вы могли выйти из этой роли?
  3. Вспомните 5 случаев, когда вы входили в роль Спасателя. Как бы вы могли выйти из этой роли?

Дата создания: 10.02.2010
Дата обновления: 21.07.2017

Стефан Карпман описал одну из наиболее частых коммуникационных моделей, к которой можно свести многие (хотя и не все) психологические игры. Эта модель получила название "треугольник Карпмана". В отличие от классических бёрновских игр, ведущихся по принципу Личность-Личность или Личность-Группа, треугольник Карпмана предусматривает трех "участников", причем все трое имеют в нем свои роли…

Муж приходит домой с работы, а жена ему говорит:
- Не раздевайся. Иди набей морду соседу!
У мужа мгновенно налились кровью глаза. Он выскакивает на лестничную площадку и звонит в дверь. Жена слышит громкие звуки мордобоя и нецензурной брани...
Через несколько минут муж возвращается и, запыхавшись, спрашивает:
- Ну, и за что я его избил?
- За что... За что... Сижу целыми днями дома одна - скукотища-а-а-а-а!

Американский психотерапевт Эрик Берн создал так называемый трансактный анализ, изучил и классифицировал "игры, в которые играют люди". Основываясь в какой-то степени на его теориях, Стефан Карпман описал одну из наиболее частых коммуникационных моделей, к которой можно свести многие (хотя и не все) психологические игры. Эта модель получила название "треугольник Карпмана". Впервые она была описана в статье под названием «Fairy Tales and Script Drama Analysis» (TAB, 7, 26, 1968) в качестве способа анализа игр.

В отличие от классических бёрновских игр, ведущихся по принципу Личность-Личность или Личность-Группа, треугольник Карпмана предусматривает трёх "участников", и все трое имеют в нем свои роли: Спаситель, Преследователь и Жертва.

И еще одна характерная особенность такого треугольника – участники в нем постоянно меняются ролями: потому такая "игра" долго не наскучивает и нередко принимает хронический характер. Безусловно, у каждой тамошней роли есть свои временные плюсы, поэтому первое время участники могут играть в треугольник Карпмана даже с удовольствием: но потом неизбежно наступает время, когда деструктивность этой модели становится выше ее возможной продуктивности. К тому же в определённый момент игры удовольствие начинает получать кто-то один, причём за счёт деструктивного воздействия на остальных двух участников. И остальных держать в таком треугольнике может лишь то, что они неосознанно ждут теперь своей очереди получить удовольствие.

Многие, попавшие в эту модель коммуникации, и хотели бы выйти из нее, но как это сделать – не знают. И вообще частенько могут не замечать, что годами вращаются в треугольнике Карпмана.

Данный треугольник как некая первичная модель встречается в самых разных видах взаимоотношений. И разумеется, здесь дается только его схематическое изложение: реальность может зависеть и от множества других вещей. От тех же акцентуаций и мотиваций , от внутренней проблематики каждого участника, наложенной на схему треугольника, от социальных установок и т.д. и т.п. Но в любом случае эта условная схема хотя бы в первом приближении может помочь разобраться в примерной структуре взаимоотношений и вероятных "причинно-следственных связях".

Итак, треугольник составляют Жертва, Преследователь и Спаситель.

Жертва – тот, кто вроде бы изначально страдает. Однако чаще всего треугольник Карпмана строится вокруг Жертвы, усилиями Жертвы и по её инициативе. И как правило, сама Жертва даже не представляет, чем это обернётся несколько позже.
Чтобы стать Жертвой в треугольнике Карпмана, прежде всего нужно начать игнорировать собственные ресурсы и начать воспринимать себя бессильным в ситуациях, когда, в действительности, это не так. Помимо этого, одно из бессознательных убеждений игровой Жертвы - что все ее проблемы должен так или иначе решать кто-то другой: хотя бы потому, что любой другой более могущественен и дееспособен, чем она сама. Как правило, это следствие целого перечня специфических проблем: от синдрома самозванца и "выученной беспомощности" до проблем с самооценкой и самовосприятием.

Преследователь – всегда определяется с точки зрения Жертвы. Тот, кто оказывает на неё давление, доставляет какие-то неприятности и т.п. Преследователь всегда действует с позиции «сверху», однако, чтобы поддерживать свое «превосходящее» положение, ему нужно контролировать и принижать окружающих, подпитывая в них ощущение собственной ущербности по отношению к нему, и стремясь контролировать не только их поведение, но и личность в целом.
В подобных случаях нередко Жертва ищет определённой помощи, обращаясь к Спасителю. И если Спаситель принимает на себя эту роль и берётся помогать, не отдавая себе отчёта в подоплёке происходящего – всё, треугольник состоялся. Спаситель в треугольнике – культовая роль. Быть Спасителем – престижно в понимании многих, и именно поэтому потенциального третьего участника легче всего затянуть в треугольник.

Однако важно понимать, что в отличие от реально помогающей личности игровой Спаситель в треугольнике Карпмана для получения признания своего могущества использует свое мнимое превосходство. И якобы для того, чтобы приносить пользу другим, на самом деле сохраняет их бессильными. Игровой Спаситель воспринимает "спасаемых" им людей как несамостоятельных, не достойных принимать собственные решения.

А дальше начинает проявляться деструктивность этой игры. Потому что когда Спаситель начинает таким образом "спасать" – Жертва обычно меняет свою точку зрения: таким образом Спаситель становится Преследователем ("плохим", тем, на кого жалуются и кого считают во всем виноватым), бывший Преследователь – Жертвой (потому что теперь его обижают), а бывшая Жертва – Спасителем.


Собственно ради этой самой роли все участники треугольника терпят лишения двух других ролей в данной игре: ибо Спаситель, как уже было сказано, – роль престижная, очень многим приятная, и к тому же дающая возможность практически без труда (пусть и на время) ощутить свою значимость и поднять свою самооценку . И не беда, что потом человек за это может получить определенные неприятности: зато он побывал Спасителем, и возможно, скоро побудет ещё, поскольку роли в треугольнике Карпмана меняются по кругу на протяжении всей – иногда довольно долгой – игры.

Инициатором создания треугольника является кто-то один, как правило. Фактически это тот, кто у Бёрна называется Водящий. Часто игра начинается с того, что этот Водящий сам пытается быть Спасителем, но у него не получается: то есть он за свои навязчивые действия получает отпор. И тогда он призывает кого-то третьего, становясь Жертвой, а бывший свой "объект спасения" назначает Преследователем: "Вот, он меня обидел, он меня не слушается, он такой, он сякой, – накажи его, повлияй на него, вразуми его!" И когда происходит "вразумление", изначальная Жертва собственно возвращается к своей "спасительской" роли, которая теперь у неё вполне получится.

Конечно, часто бывает и так, что деструктивность такого треугольника распространяется и на самого Водящего, и он тоже совершенно реально страдает, но и этого не замечает, потому как живет опять же по инерции и по готовым сценариям. И то, что на самом деле ему уже становится несладко - может и не ощутить поначалу: просто подумает, что он, допустим, заигрался в Жертву. А когда захочет выйти из "этой роли" - ан нет, уже не получается. Ситуация зашла в своей деструктивности слишком далеко. Вот тогда он (или она) приходит к психотерапевту и просит, к примеру, "сохранить семью" или "вернуться к прежней жизни", или что-то подобное. А по сути просит вернуть прежнюю игру, где он был Водящим. Но ситуация уже поменялась, и порой настолько кардинально, что водящими в ней уже стали другие.

Треугольник Карпмана можно прогнозировать, если к вам обращаются за некоей помощью, но при этом, когда вы пытаетесь начать с подробного анализа ситуации и определения возможной степени вашего участия в ней (то есть не спешите очертя голову втягиваться туда в роли Спасителя) – на вас обижаются. И просят не самого по себе "совета и участия", а помощи в чем-то деструктивной и к тому же подразумевающей определенный сценарий вашего действия: "Не просто спасай меня, но, спасая, наказывай вон того!.." То есть вас приглашают в треугольник таким Спасителем, который в будущем должен оказаться Преследователем.

Увы, треугольники Карпмана встречаются в нашем социуме довольно часто. Их много и в семейных отношениях (жена-муж-родитель жены (мужа) , бабушка-мама-дочь и дедушка-папа-сын, часто треугольником Карпмана становится и так называемый "любовный треугольник"), в отношениях рабочих (начальник-сотрудник-другой сотрудник или внешний консультант), в психотерапии и особенно в лечении зависимостей (пациент-родственник пациента-врач), и так далее, и тому подобное.

Отдельная тема – проявление треугольника Карпмана в зависимостях . Причем в самых разных, не только фармакологического характера.
В таком треугольнике основой становится не зависимость, а то, что сейчас многие коллеги называют "созависимостью" (хотя мне этот термин не очень нравится по своей сути – я об этом говорил в статье о зависимостях и ниже еще скажу.)
Так вот, созависимый (будем хотя бы тут для краткости употреблять такой термин) чуть ли не сознательно формирует и поддерживает в отношениях с зависимым пресловутый треугольник Карпмана. В том числе и потому, что при таком раскладе у него лично есть возможность по своему выбору, "по желанию и настроению" бывать во всех трех его ролях:
- Жертвы (рассказывая остальным, как ему тяжело с зависимым, и собирая с этого купоны);
- Преследователя (когда Зависимый в очередной раз попадёт в свою зависимость, а созависимый его за это пожурит, ему попеняет, а то и выплеснет на него свою агрессию – но не акцентируя на том, что сам же Созависимый ситуацию срыва подчас и провоцирует);
- и Спасителя, причем в самых разных формах. Это для него главная, основная, самая ценная роль: потому, что это по сути реализация его собственной "человеческой значимости", а то и смысл жизни.

Очень часто созависимые формируют у зависимых определённое чувство вины за их зависимость: чтобы спасаемый не взбунтовался по-настоящему, и чтобы роль Жертвы можно было играть только по настроению и только там, где за это дадут купоны, а не быть жертвой на самом деле, потому что это не входит в задачи созависимого.
Вот, собственно, еще почему термин "созависимый" не отражает сути проблематики: потому что имеется в виду вроде как "подчинённость зависимости", зависимость преподносится как ведущая и определяющая вещь, а на деле-то "созависимый" манипулирует зависимым как хочет.

Но даже если у зависимого сформируется желание бежать из этого треугольника, и он поставит перед собой задачу "откупиться" – не так-то это просто. Ибо созависимый в треугольнике не просто создает чувство вины , а еще и поддерживает его постоянно. Игровая задача Спасителя-созависимого – не допустить "полного откупа" (отсюда столь часты фразы типа "Да я для тебя столько сделал(а), тебе всю жизнь не расплатиться!")
Причем когда зависимый откупается за "прошлые деяния", Спаситель при этом делает все новые и новые одолжения – хотя и забывает спрашивать, нужны ли они спасаемому. Но эти одолжения (точнее, сам их факт) нужны самому Спасителю, чтобы вновь и вновь поддерживать "чувство вины и долга", чтобы "полностью расплатиться" зависимому не удавалось никогда, и чтобы вырваться из этого треугольника у зависимого не было моральных сил и морального права.

Многим созависимым выгоден миф о том, что подобного рода взаимоотношения, скрепленные треугольником Карпмана, есть "большая и правильная любовь". Повесив на явно деструктивные отношения сей священный ярлык, они как бы оберегают их от посягательств, в том числе со стороны психотерапевта, вознамерившегося эту деструктивность вычислить и показать самому созависимому. Это как бы "защита на уровне предсознания ". Ибо в этих отношениях созависимый вовсю манипулирует зависимым в своих интересах, но преподносит это как высший акт самопожертвования: "Как же я его такого брошу!" И это при том, что подчас "бросить" того или иного зависимого, то бишь "дать ему право на самоопределение вплоть до отделения" - как раз и есть реальный путь к его спасению. Но созависимому, действующему в рамках треугольника Карпмана и, что существеннее, не желающему от этих рамок отказываться, осознание этого банально невыгодно.

Нередко подобного рода "правильная любовь", как ни грустно, становится чуть ли не единственным шансом реализации для женщины, которая не видит (или опять же, не хочет видеть, не хочет затрачивать на это дополнительных сил) для себя иной самореализации и иного обретения смысла жизни. Плюс еще цензурные устои нашего общества как бы продуцировали до недавнего времени правило "женщина терпящая есть хорошая и правильная женщина". И вот женщины, которым хочется "считаться хорошими и правильными", но просто так терпеть что-то, что им не нравится, тяжело (что понятно, живые же люди), и обустраивают для себя такие треугольники с зависимостями мужей или детей. В том числе затем, чтобы внешне их собственная жизнь выглядела как необходимое для высокой оценки социума смирение, терпение и несение тяжкого груза, а на самом деле это была бы скрытая манипуляция в свое удовольствие, выгодная прежде всего самой женщине опять же в целях ее самореализации, где по сути крайним оказывается зависимый.

И в таком случае, даже если выход из подобного треугольника у такой женщины-созависимой перед глазами, все равно ей на бессознательном уровне выгоднее относиться к этой ситуации не как к проблеме, имеющей решение, а именно как к "несению креста" . Но когда кто-то из окружающего социума пытается построить на ее ситуации свой треугольник Карпмана с собой в роли Спасителя (когда созависимая играет на людях Жертву за купоны), то от такой дамы он получит только лишь различные варианты игры "Да, но". Более того, в такую игру она не преминет поиграть и в кабинете психотерапевта, к которому может явиться "якобы решать проблему" по принципу "Я сделала для этого всё, даже к психотерапевту пошла, но все равно эта проблема не решается".

Разумеется, в роли созависимого может выступать и мужчина, но в силу вышеназванных причин с женщинами это бывает чаще.

Кстати, речь идет вроде бы о треугольнике, но третьей вершины до сих пор как бы нет: идет речь о паре "Зависимый-Созависимый". Но роль третьей вершины в данном треугольнике может играть кто угодно: государство, полиция, начальник на работе, родственники, друзья, соседи, просто окружающие люди, тот же психотерапевт, нарколог и т.п. Причем многое зависит от того, какую роль в этом треугольнике на данный конкретный момент выберет себе в первую очередь сам созависимый.

Применимо к семейной психотерапии - в треугольник Карпмана часто пытаются затянуть психотерапевта супруги, которые находятся в конфликте и не готовы пойти на компромисс для его решения. Причем каждый из супругов надеется занять позицию Жертвы, и таким образом получить возможность говорить другому "Если бы не ты!..". Обратите внимание: в подобных конфликтах с внутренним намерением построить треугольник Карпмана каждая из сторон стремится "найти виноватого", и не допускает того, что свою лепту в семейный разлад так или иначе могли внести оба.
Но для треугольника нужна третья сторона - и супруги обращаются к "третейскому судье": если не к другу или подруге, то к психотерапевту. Именно чтобы тот стал "Спасителем наказующим", необходимым для построения треугольника Карпмана.

Чаще всего обращается какая-то одна сторона: с заказом "повлиять на другую сторону, потому что он(а) неправильно себя ведет". Даже в довольно частом заказе "помогите сохранить семью" обычно звучит карпмановский подтекст: "Внушите моему мужу (жене), что так, как он(а) себя ведёт сейчас – нехорошо, и пусть ведёт себя так, как я скажу". Но когда такой заказчик слышит от психотерапевта, не желающего попадать в треугольник Карпмана, ответ "если у вас проблемы из-за поведения мужа (жены), давайте о ваших проблемах и будем говорить, а если проблемы у супруга - то пусть супруг и обращается сам, лично" - заказчик в лучшем случае озадачивается, а в худшем – обижается. Ибо получает откровенную фрустрацию : ожидания не оправдались, треугольник выстроить не удалось.

Иногда бывает сложнее: оба супруга просят "семейную консультацию", декларируя намерение совместно решать проблемы, - однако каждый из них неосознанно ожидает, что именно ему удастся построить пресловутый треугольник с другим супругом в роли Преследователя. И тогда получается, что они оба идут к психотерапевту с противоположными заказами: каждый хочет стать Жертвой, но Жертва может оказаться только одна (или совсем ни одной, если психотерапевт не станет строить такой треугольник). Поэтому обязательные предварительные собеседования с каждым из супругов по отдельности помогают психотерапевту ещё и разобраться, не получится ли на предполагаемой консультации подобного пересечения заказов.

Как любая система с положительной обратной связью (то есть – действие вызывает еще более сильное действие, и так по кругу), треугольник Карпмана имеет тенденцию к усилению: причем к усилению деструктивного состояния, в котором Преследователь третирует Жертву все сильнее.
Иными словами, такой треугольник – игра, в которой два участника так или иначе сговариваются против третьего. Поэтому в этой модели постоянно кого-то бьют: психологически, а то подчас и физически. И каждый держится при этом за данную модель коммуникаций, чтобы в свою очередь, когда роли в очередной раз поменяются, иметь возможность тоже "побить" другого, как недавно побили его самого.

Внутренние ресурсы участников в таком треугольнике тратятся достаточно непродуктивно. В этой игре практически нет выигрыша: вернее, выигрыш там кажущийся, как в старой истории про двух ковбоев, каждый из которых поспорил с другим, что тот наестся отходов человеческой жизнедеятельности за пять долларов, а потом вышло, что оба наелись этих отходов бесплатно. Только в треугольнике Карпмана так "наедаются" в итоге все трое.

Еще в этом треугольнике постоянно нарастает внутреннее напряжение: что неудивительно, если там всегда кого-то бьют. И когда напряжение достигает своего предела – происходит своего рода взрыв, и система разрушается спонтанно. Причем с достаточно тяжелыми последствиями для всех участников. Безусловно, у кого-то из них даже после взрыва может возникнуть стимул образовывать новый треугольник, но как минимум не всегда есть для этого силы.

Деструктивность карпмановской модели общения поначалу, разумеется, не видна, - еще и потому попасть туда легко: а вот выйти бывает чрезвычайно трудно. Суть психотерапии в случае работы с тем или иным треугольником Карпмана – помочь кому-то одному разомкнуть этот замкнутый контур: учитывая то, что практически для всех участников игра в треугольник, как говорилось выше, имеет условную приятность. А любая ломка психологической игры, даже ощутимо деструктивной, всегда болезненна. И здесь важно, чтобы клиент понимал, какую выгоду он получит, выйдя из данного треугольника: выгоду освобождения от созависимости, от бессмысленного хождения по кругу, от периодических "психологических избиений". Выгоду самостоятельно управлять своей жизнью , не оглядываясь на других участников игры. Если такую выгоду человек способен воспринять как нечто ценное и значимое для себя – ему выходить из треугольника будет легче. Я хочу жить без зависимости от азартных игр
Я хочу жить без зависимости от алкоголя
Я хочу жить без зависимости от женщин
Я хочу жить без зависимости от женщины Темы: зависимости , психологическая грамотность , трансактный анализ , треугольник Карпмана .

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва

Доктор медицины Стивен Б. Карпман, ученик Эрика Берна, является крупнейшим теоретиком и практиком Транзактного анализа. Описанный им в 1968 году "Драматический треугольник" (Треугольник Карпмана или Треугольник Судьбы) в статье «Анализ ролей и положений в сказках и жизненных сценариях« с ролями Преследователя, Спасителя и Жертвы широко известен во всем мире и используется специалистами в различных областях уже в течение многих лет. За эту работу он удостоился в 1972 году Памятной научной награды Эрика Берна - Eric Berne Memorial Scientific Award. Вторую награду он получил в 1979 году за концепцию "Опции". К сожалению, на русский язык переведена только одна книга Стивена Б. Карпмана "Жизнь, свободная от игр".

Данная статья - это интерпретация Треугольника Карпмана с расширением и углублением представлений о ролях Треугольника через работы практикующих психологов.

Вход в треугольник

Каждый начинает свой круг по Треугольнику по-своему. Эти сценарии состоят из определенного набора убеждений, через которые мы и видим мир. Этот Треугольник ещё называют магическим, так как стоит в него попасть, так его роли начинают диктовать участникам выборы, реакции, чувства, восприятие, последовательность ходов и так далее.

В Треугольнике три роли: Преследователь (иногда его называют Агрессором) , Спаситель (или Спасатель) и Жертва. Карпман описал их как три аспекта или три лица Жертвы. Неважно, какую роль мы играем в Треугольнике в данный момент, в конце концов мы всегда превращаемся в Жертву. Если мы в треугольнике, мы живем как Жертвы.

У каждого человека есть основная или наиболее знакомая для него роль в Треугольнике. Это то место, в котором мы обычно входим в Треугольник, «подсаживаемся» на него. Мы перенимаем эту роль в нашей родительской семье. Хотя мы начинаем с какой-то одной роли, но попав в Треугольник, мы всегда проходим через все три роли, иногда в считанные минуты или даже секунды, много раз каждый день.

Спасители видят себя в качестве “помощников” и “воспитателей”. Им нужно кого-то спасать для того, чтобы чувствовать себя важными и нужными. Им трудно быть Жертвой, так как они привыкли быть теми, у кого есть ответ на любой вопрос.

Преследователи часто считают себя Жертвами Ситуации. Они отказываются признавать, что их тактика - обвинение. Когда им на это указывают, они утверждают, что нападение является оправданным и необходимым для самозащиты.

Роли Спасителя и Преследователя - две противоположные роли Жертвы (Спаситель - Жертва Обстоятельств, Преследователь - Жертва Ситуации), но независимо от того, где мы начинаем действовать в Треугольнике, мы обязательно попадаем в роль Жертвы. Это неизбежно: Преследователь и Спаситель считают, что они лучше, сильнее, умнее, чем Жертва. Жертва всегда чувствует себя униженной и рано или поздно начинает мстить, превращаясь в Преследователя, а Преследователь или Спаситель в этот момент перемещается в Жертву.

Каждая роль имеет свой собственный язык, убеждения и поведение - полезно их знать. Это поможет определить, когда мы подсаживаемся на Треугольник. Изучение роли способствует более быстрому пониманию, когда мы увлекаемся приманкой, брошенной нам, чтобы мы начали играть. Поэтому давайте рассмотрим каждую роль более тщательно.

История Жертвы

Знаем мы это или нет, но почти все мы ведем себя, как Жертвы. Каждый раз, когда мы отказываемся принимать на себя ответственность, мы бессознательно выбираем роль Жертвы. Это рождает в нас страх, вину, гнев или неполноценность, мы чувствуем, что нас предали, или что нами воспользовались.

Роль Жертвы - это раненный аспект нашего внутреннего Ребенка; та часть нас, которая невинна, уязвима и нуждается. Но мы превращаемся в Жертву только тогда, когда полагаем, что не можем позаботиться о себе. Самый большой страх Жертвы, что у нее ничего не получится. Это беспокойство заставляет ее быть всегда в поиске кого-то более сильного и более способного к заботе.

На формирование устойчивой роли Жертвы, как правило, влияют установки детства, когда родители (или родитель) не побуждали своих детей к тому, чтобы они приняли на себя соответствующую их возрасту ответственность, поэтому, став взрослыми, они чувствуют свою беспомощность и обиду, когда не получают помощи.

Жертвы отрицают, что у них есть все возможности для решения проблем, вместо этого они, как правило, считают себя неумелыми в разрешении жизненных ситуаций. Это не мешает им чувствовать обиду по отношению к тем, от кого они зависят, они настаивают на том, что о них нужно заботиться, но не любят, когда им указывают на их не умения. Жертвы полагают, что беспомощны от рождения, поэтому они всегда ищут для себя Спасителя, однако при этом, они злы на своих Спасителей, потому что им приходится смотреть на них снизу вверх.

В конце концов Жертвам надоедает быть ниже Спасителя, и они начинают искать способы чувствовать себя равными - чаще всего это выглядит, как превращение в Преследователя для Спасителя, путем игнорирования усилий по их спасению, обычно через пассивно-агрессивное поведение.

Убежденная в своей внутренней неполноценности, Жертва часто злоупотребляет наркотиками, алкоголем, едой, азартными играми и прочими зависимостями, и это только часть саморазрушительного поведения, практикуемого Жертвой. Чувство вины и собственной беспомощности часто используется Жертвой в попытке манипулировать своим Спасителем:

“Если вы не сделаете этого, то кто же?”

Чувства Жертвы

Чувство беспомощности, беспросветности,принуждения, безвыходности, бессилия, никчёмности,
Никому не нужности, собственной неправильности, запутанности,неясности,растерянности;
Частой неправоты, собственной слабости и немощности в ситуации;
Обиды, страха, жалость к себе

История Спасителя

Спаситель может быть описан как аспект роли Матери. Вместо обычного выражения поддержки и воспитания, Спаситель, как правило, пытается «задушить» в другом инициативу, чтобы управлять и манипулировать им, конечно, «для его же собственного блага» . Его проблема в ошибочном понимании того, что именно нужно для поощрения, поддержки и защиты.

Спаситель, как правило, ищет зависимых людей, проявляет себя с ними, как благожелательный, заботливый человек, т.е. тот, кто может «исправить» (спасти) зависимого. Спасение - это та же зависимость, потому что Спасителям необходимо чувствовать, что их ценят. Нет лучшего способа почувствовать себя важным, чем роль Спасителя.

Спасители, как правило, вырастают в семьях, где их потребности не признаются. Это психологический факт, что мы относимся к самим себе так, как к нам относились в детстве. Начинающий Спаситель растет в среде, где его потребности сведены на нет, и поэтому, как правило, относится к себе с той же степенью небрежности, что он испытал, когда когда был ребенком. Ему было не разрешено заботиться о себе и своих потребностях, поэтому Спасители начинают заботятся о других.

Спасители испытывают большое удовлетворение, они, как правило, гордятся собой и получают социальное признание, даже вознаграждение, поскольку их поступки можно рассматривать, как бескорыстные. Они верят в свою доброту и видят себя в качестве Героев.

За всем этим стоит убеждение: “Если я буду заботиться о них достаточно долго, то, рано или поздно, они будут заботиться обо мне тоже” , но такое случается редко. Когда мы спасаем нуждающихся, мы не можем ожидать ничего обратно - они не могут заботиться о себе, еще меньше они могут позаботиться о нас. И тогда Спаситель превращается в Жертву, точнее, в Мученика, так как ему очень сложно признать себя Жертвой.

Чувства предательства, использованности и отчаяния являются торговой маркой позиции Жертвы- Спасителя. Обычные фразы для замученного Спасителя:

“После всего, что я для тебя сделал/сделала, вот твоя благодарность?”

“Не важно, как много я делаю, этого никогда не бывает достаточно”

“Если бы ты меня любила/любил, ты бы не относилась/ся ко мне так!”

Самый большой страх Спасителя, что они в конечном итоге останутся в одиночестве, они считают, что их ценность возрастает от того, как много они делают для других. Спасители бессознательно поощряют зависимость, потому что они верят: «Если я вам нужен, вы не оставите меня». Они пытаются стать незаменимыми для того, чтобы избежать одиночества.

Спасители не берут на себя ответственность за собственные потребности, вместо этого, они делают это для других в попытке получить подтверждение или почувствовать себя нужным , поэтому роль Жертвы для них неминуема.

Чем больше они спасают, тем меньше ответственности берет на себя тот, о ком они заботятся. Чем меньше ответственности берут на себя их подопечные, тем больше они их спасают, и это нисходящая спираль, которая не редко заканчивается катастрофой.

Иметь рядом Жертву необходимо для того, чтобы Спаситель мог поддерживать свою иллюзию о том, что он нужен. Это означает, что в жизни каждого Спасителя всегда будет существовать по крайней мере один человек, кто будет больным, слабым, глупым и, следовательно, зависимым от него. Если Жертва начнет брать ответственность на себя, Спасителю придется либо найти новую Жертву, либо попытаться вернуть прежнюю к привычной роли.

Чувства Спасителя

Чувство жалости, желания помочь,собственного превосходства над жертвой (над тем, кому хочет помочь);
Большую компетентность, большую силу, ум, больший доступ к ресурсам, "он больше знает про то, как нужно действовать";
Снисхождения к тому, кому хочет помочь, чувство приятного всесилия и всемогущества по отношению к конкретной ситуации, уверенность, что может помочь;
Убеждённость, что он знает (или как минимум, может узнать), как именно это можно сделать;
Невозможность отказать (неудобно отказать в помощи, или бросить человека без помощи), сострадание, острое щемящее чувство сопереживания (это очень важный пункт: Спаситель ассоциируется с Жертвой! А значит, никак и никогда не сможет ей истинно помочь! )
Ответственность ЗА другого

История Преследователя

Преследователи считают, что мир опасен, поэтому используют страх и запугивание как инструменты давления на других. Их история говорит о том, что они не винные Жертвы Ситуации в опасном мире, где другие всегда будут делать им больно. А раз выживают наиболее приспособленные, то их единственный шанс - ударить первым, что держит их в состоянии постоянной обороны.

Роль Преследователя характерна для тех, кто подвергался открытому психическому и/или физическому насилию в детстве. Внутренне они часто кипят от стыда и гнева, и эти два чувства управляют их жизнью. Они могут подражать своему обидчику, предпочитая быть похожими на тех, у кого сила и власть. Преследователь как будто говорит: «Мир жесток, и только бессердечные могут выжить. И я буду одним из них». Таким образом, если Спасатель это тень Матери, то Преследователь это тень Отца.

Преследователь преодолевает чувство беспомощности и стыда, нападая на других . Доминирование становится самым частым стилем взаимодействия - это означает, что Преследователь всегда должен быть прав. Его методы: запугивание, проповеди, угрозы, обвинения, чтение лекций, проведение допросов и прямые атаки. Если Спасителю нужен кто-то, за кого он может принять решение, то Преследователю нужен кто-то, кто был бы виноват. Они отрицают свою уязвимость, в то же время как Спасители отрицают свои потребности. Больше всего они боятся беспомощности.

Преследователи, как правило, пытаются компенсировать внутреннее чувство никчемности грандиозными замашками, это - компенсация и прикрытие чувства собственной неполноценности.

Самое трудное для Преследователя - взять на себя ответственность за то, что они делают больно другим. По их мнению, другие заслуживают то, что получают.

Преследователи не осознают себя Преследователями - они воспринимают себя Жертвами Ситуации - цикл выглядит примерно так:

«Я просто пытался помочь (Спаситель), а они на меня напали (Жертва), так что мне пришлось защищаться (Преследователь).»

Чувства Преследователя

Чувство собственной правоты, благородного возмущения и праведного гнева;
Желание наказать нарушителя, желание восстановить справедливость;
Оскорблённое самолюбие, убеждённость, что только он знает, как правильно;
Раздражение на Жертву и тем более на Спасателей, которых воспринимает, как мешающий фактор (Спасатели ошибаются, ведь только он знает, как нужно прямо сейчас поступить!);
Азарт охоты, азарт погони;

Итак, знакомьтесь: Треугольник Карпмана
В главных ролях:

Жертва - страдает
Спаситель - спасает и приходит на помощь и выручку
Преследователь - преследует и атакует.

Акт 1: Жертва ищет Спасителя, на которого пытается скинуть ответственность за решение своих проблем. Если Жертве это удается, то ловушка захлопнулась – Треугольник образовался.

Акт 2: Жертва, проблемы которой не решаются, превращается в Преследователя, и начинает искать виновных в том, что жизнь не удалась. Виновным, конечно же, оказывается бывший Спаситель, на которого и обрушивается гнев и нападки бывшей Жертвы.

Акт 3: Бывший Спаситель, ставший Жертвой, недоумевает, как же так он оказался козлом отпущения в этой ситуации.

Мораль:Если вам предлагают стать Спасителем, то, скорее всего для того, чтобы было кого потом обвинить в случае неудачи. Поэтому трижды подумайте, прежде чем брать на себя ответственность за чужие проблемы.

Непослушный ребенок

В семье Петровых беда. Ребенок перестал слушаться родителей. «Совсем от рук отбился. Может, вы подскажете, как его приструнить? », - с надеждой обращается семья Петровых к семье Сидоровых. Две роли уже определились: ребенок – Преследователь, родители – Жертва.

«Да пороть его нужно, как сидорову козу, - восклицает семья Сидоровых, беря на себя роль Спасителя, - давно уже пора было. И нечего с ним цацкаться, мы вам гарантируем, пару раз отлупите, и будет как шелковый!»

После порки Петров-младший убегает из дому. Петровы ищут, кого бы обвинить в происшедшем. Само собой, виновными в их глазах оказываются Сидоровы. В праведном гневе они начинают ходить по всем знакомым и жаловаться: «А представляете, что нам Сидоровы посоветовали?»

Разбитая любовь

«Я видела, как он ее целовал… а после кафе, они сели в такси и куда-то поехали…», - рыдает у вас на плече подруга, рассказывая, какой мерзавец ее бой-френд. Сквозь слезы начинает проступать ее требовательное: «Скажи, что мне теперь делать?»

В порыве праведного гнева вы уговариваете ее послать парня ко всем чертям. Парень само собой уходит, правда не к чертям, а к той самой девице, из-за которой и разгорелся весь сыр-бор.

Через несколько дней вы с удивлением обнаруживаете, что именно вы виноваты в том, что ваша подруга осталась одна. По крайней мере, в этом убеждена она и большинство ваших общих знакомых, которым она уже успела выплакать свою версию происшедшего.

Это примеры "простейших" Треугольников с малым количеством кругов-треугольников, как правило в жизни, человек, попавший в ловушку Треугольника, не заметно для себя начинает накладывать Треугольники один на один, меняя роли как перчатки.

Например, есть Некто , страдающий от чего-то или кого-то - эти "что-то" или "кто-то" являются Преследователем, а наш страдалец/страдалица - это Жертва.

Наша Жертва быстро находит себе Спасителя (или Спасителей ), который (по разным причинам ) старается (вернее, пытается) помочь Жертве.

Все бы ничего, но Треугольник-то драматический, и Жертве совершенно не нужно избавление от Преследователя, а Спасителю - не нужно, чтобы Жертва прекратила быть Жертвой - какой же Спаситель без Жертвы? А если Жертва излечится или избавится, кого же спасать-то?

Получается, что и Спаситель, и Жертва заинтересованы (неосознанно, конечно ) в том, чтобы фактически все оставалось по прежнему: Жертва должна страдать, а Спаситель - спасать и все довольны:

Жертва получает свою долю внимания и заботы, а Спаситель - горд тем, какую роль он играет в жизни Жертвы.

Жертва платит Спасителю признанием его заслуг и роли, а Спаситель платит за это Жертве вниманием, временем, энергией, чувствами и т.д.

Как бы, всем хорошо, НО на этом Треугольник не замыкается. Жертве становится мало того, что она получает. Она начинает все больше и больше требовать и оттягивать внимания и энергии Спасителя. Спаситель старается (на сознательном уровне ), но у него ничего не получается - конечно, он же не заинтересован (на бессознательном уровне) помочь ОКОНЧАТЕЛЬНО, он не хочет, лишиться своей благородной роли! У него не получается и его состояние и самооценка (самоуважение) снижаются, ему становится плохо, а Жертва продолжает ждать и требовать внимания и помощи.

Постепенно и незаметно Спаситель становится Жертвой, а бывшая Жертва становится Преследователем для своего бывшего Спасителя. И чем больше Спаситель вкладывал в того, кого он спасал, тем, по большому счету, он становится больше ей должен. Ожидания растут, и он ОБЯЗАН их реализовывать.

Бывшая Жертва все больше недовольна "не оправдавшим ее ожиданий" Спасителем. Она все больше и больше путает, кто же на самом деле является Преследователем - для нее уже бывший Спаситель виноват в ее бедах (не решает же окончательно ее проблемы) . И незаметно происходит переход - Жертва уже осознанно недовольна своим бывшим благодетелем, и уже Спасителя обвиняет чуть ли не больше, чем того (то), кого раньше считала своим Преследователем. Бывший Спаситель становится для бывшей Жертвы обманщиком и новым Преследователем (тем самым неожиданно для себя превращается в Жертву ), а сама бывшая Жертва устраивает настоящую охоту за бывшим Спасителем (становясь его Преследователем ).

Но это ещё не всё!

Бывший Спаситель повержен и ниспровергнут. Жертва ищет новых Спасителей, ведь у нее количество Преследователей возросло - бывший Спаситель не оправдал ожиданий, по большому счету, обманул ее, поэтому должен быть наказан.

Бывший же Спаситель, уже являясь Жертвой своей бывшей Жертвы, измотанный в попытках (нет, не помочь, его сейчас волнует лишь одно - суметь спастись от своей Жертвы) - начинает (уже как истинная Жертва) искать других Спасителей. Круги-треугольники накладываются, поэтому этот Треугольник еще называют магическим:

Каждый участник бывает во всех его углах (играет все положенные в треугольнике роли );
- Треугольник устроен так, что вовлекает все новых и новых членов "оргии".

Бывший Спаситель (использованный) вычеркивается - он истощен и уже не может быть полезен Жертве, и Жертва пускается в поиски и в погоню за новыми Спасителями (ее будущими Жертвами).

В позиции Преследователя то же есть некоторые интересные моменты: Преследователь, как правило, не знает о том, что Жертва на самом деле не Жертва, что она на самом деле НЕ беззащитна , просто ей нужна данная роль. Жертва же очень быстро находит Спасителей, которые "внезапно" появляются на пути Преследователя, и тот очень быстро становится уже их Жертвой, а Спасители превращаются в Преследователей бывшего Преследователя.

Действующие лица: Алкоголик, Алкоголь, Жена, Врач и прочие, присоединенные по пути.

Алкоголик - Преследователь Жены, Жена - Жертва Алкоголика

Но для Алкоголика Жена - Преследователь, а его Спасителем от жены является Алкоголь.

Алкоголик - Жертва (Алкоголя), его жена - Спаситель - она ищет нарколога или психотерапевта, что бы спасти Алкоголика и себя

Жена - Жертва Алкоголика, врач - Спаситель

Врач быстро из Спасителя превращается в Жертву (обещал спасти, но не спас) и жена алкоголика становится его Преследователем.Так накладывается еще один Треугольник, где Жена - Преследователь,а врач - Жертва

Но наш врач обманул и обидел Жену, поэтому он становится для нее Преследователем, а она его Жертвой.

Наша Жена начинает искать нового Спасителя - подружки, с которыми можно перемыть косточки врачу: "Ох, уж эти врачи!" или нового врача, который вместе с женой осудит "некомпетентность" предыдущего - Жена возвращается на позицию Жертвы и круговорот Треугольников начинает новый заход.

Действующие лица: Свекровь, Жена, Муж

Свекровь изводит невестку мелкими придирками (Преследователь) , на что последняя (Жертва) жалуется мужу (Спасителю). Муж (Преследователь) принимается выяснять отношения с матерью, и вот уже она сама рыдает на кухне (стала Жертвой). Жена неожиданно встает на сторону свекрови (занимает позицию Преследователя) и обвиняет мужа в неблагодарности и неуважительном отношении к матери (муж превращается в Жертву). Уязвленный в лучших чувствах муж оскорбляется и переходит в контратаку (возврат к Преследователю). Страсти накаляются, жизнь бьет ключом, и потушить лавину взаимных оскорблений уже оказывается невозможно. ..

События в Треугольнике могут происходить сколь угодно долго - вне зависимости от сознательных желаний их участников - все определяется результатом. Пока хоть кто-нибудь не выскочит из этого Треугольника, игра может быть бесконечной.

Как выскочить из Треугольника

Жертвы должны научиться нести ответственность за себя и заботиться о себе, а не искать для себя Спасителя. Они должны бросить вызов укоренившимся убеждениям, что они не могут позаботиться о себе, если они хотят избежать Треугольника. Вместо того, чтобы чувствовать себя бессильными, они должны признать свою способность решать проблемы. Быть Жертвой - это бесконечный цикл чувства поражения и бесполезности. Нет никакого спасения, кроме того, чтобы взять на себя полную ответственность за собственные чувства, мысли и реакции.

Если Вы не хотите быть Жертвой:

Попытайтесь найти способ свою жизнь улучшить, а не жалуйтесь на людей, испортивших вам жизнь,

Не перекладывайте на других ответственность за свои действия. Всё, что вы делаете, это ваш собственный выбор, если, конечно, на вас не направлено дуло пистолета.

Не рассчитывайте на безвозмездные услуги. Если вам предлагают помощь, заранее выясните, чего от вас ожидают взамен.

Не оправдывайтесь, просто делайте так, как считаете нужным.

Если вам сочувствуют, соглашаются помогать и обсуждать с вами ваши проблемы, постарайтесь извлечь из этого что-то действительно полезное для себя, вместо того чтобы натравливать вашего Спасителя на Преследователя.

Если вы привыкли играть роль Спасителя , это не означает, что вы не можете быть любящим, великодушным и добрым. Существует четкое различие между тем, чтобы быть по-настоящему полезным, и Спасательством. Подлинный Помощник действует без надежды на взаимность - он делает все, чтобы побудить противоположную сторону взять на себя ответственность, а не поощряет иждивенчество. Помощник считает, что каждый человек имеет право на ошибки и учится через иногда жесткие последствия - он верит, что у другого есть силы на то, чтобы увидеть себя впоследствии без них, Спасителей.

Что бы не стать Спасителем:

Не навязывайте услуги и не давайте советы, о которых вас не просят.

Не обещайте то, чего не можете выполнить - научитесь говорить "нет".

Не рассчитывайте на благодарность – все, что вы делаете, вы делаете, потому что сами этого хотите.

Если все же рассчитываете на ответные услуги, оговаривайте свои условия заранее.

Если испытываете острое желание кого-то спасать, делайте это, но будьте честны перед собой – действительно ли ваша помощь необходима и эффективна?

Если Преследователь будет честен с самим собой, он поймет, что опасен для других и почувствует вину. Чтобы не допустить этого, Преследователю всегда нужен кто-то, чтобы винить его во всем. Гнев придает им энергию, чтобы жить. Как и для других ролей, чтобы выйти из роли Преследователя нужно принять на себя ответственность за свои действия. Как ни странно, но из Треугольника проще всего выйти Преследователям.

Что бы не стать Преследователем:

Прежде чем предъявлять претензии, что-то требовать, критиковать, винить и стыдить других людей, хорошо подумайте, действительно ли вам нужен результат, или вы просто хотите сорвать злость.

Примите идею того, что вы несовершенны и можете ошибаться.

Прекратите винить в своих проблемах других людей.

Найдите альтернативные способы самоутверждения.

Если хотите чего-то добиться от другого человека, попытайтесь подтолкнуть его в нужном направлении без физического и эмоционального насилия.

Итак, самое главное это понять в какой роли Вы вошли в Треугольник - какой из углов Треугольника был для Вас входом в него.

Точки входа

У каждого из нас есть привычные, или излюбленные роли-входы в подобные магические Треугольники. И часто в разных контекстах у каждого входы свои. У человека на работе может быть привычным входом в Треугольник - роль Преследователя (ну, любит человек восстанавливать справедливость или наказывать дураков!) , а дома, например, типичный вход - это роль Спасителя.

Манки или заманухи в Треугольник

Каждому из нас стоит знать "точки слабости" своей Личности, которые заставляют нас входить в эти излюбленные роли. Необходимо изучать внешние манки , которые заманивают нас туда.

У одних это чья-то беда или "беспомощность", или запрос о помощи, или восхищённый взгляд/голос:

"Только ты можешь мне помочь!"
"Я без тебя пропаду!"

Конечно, это Спаситель на коне и в белых одеждах.

У других это чья-то ошибка, глупость, несправедливость, некорректность или нечестность. И они отважно бросаются восстанавлявать справедливость и гармонию, попадая в Треугольник в роли Преследователя.

У третьих это может быть сигнал от окружающей реальности, что ты ей не нужен, или она опасна, или она агрессивна, или она бессердечна (равнодушна к тебе, твоим желаниям или бедам) , или она бедна ресурсами именно для тебя, именно в данный момент. Это любители побыть Жертвами.

У каждого из нас есть свой манок, заманивание которого нам очень трудно выдержать.

Начало перехода из роли Спасителя в роль Жертвы - чувство вины, чувство беспомощности, ощущение вынужденности и обязательности помогать и невозможности собственного отказа.

"Я обязан помочь!", "Я не имею права не оказать помощь!", "Что обо мне подумают, как я буду выглядеть, если откажусь помочь?"

Начало перехода из роли Спасителя в роль Преследователя - желание наказать "плохого", желание восстановить справедливость, направленную не на тебя, чувство абсолютной собственной правоты и благородного праведного возмущения.

Начало перехода из роли Жертвы в роль Преследователя - чувство обиды и несправедливости, творимой по отношению к тебе лично.

Начало перехода из роли Жертвы в роль Спасителя - желание помочь, жалость к бывшему Преследователю или Спасителю.

Начало перехода из роли Преследователя в роль Жертвы - внезапное (либо растущее ) чувство беспомощности и растерянность.

Начало перехода из роли Преследователя в роль Спасителя - чувство вины, чувство ответственности ЗА другого человека.

На самом деле:

Спасителю ОЧЕНЬ приятно помогать и спасать, приятно выделяться "в белых одеждах" среди других людей, особенно перед Жертвой. Нарциссизм, самолюбование.

Жертве очень приятно страдать ("как в кино") и быть спасаемой (принимать помощь) , испытывать жалость к себе, зарабатывая страданиями будущее неконкретное "счастье". Мазохизм.

Преследователю - очень приятно быть воителем, наказывать и восстанавливать справедливость, быть носителем стандартов и правил, которые он вменяет другим, очень приятно пребывать в сверкающих доспехах с огненным мечом, приятно чувствовать свою силу, непобедимость и правоту. По большому счёту, чужая ошибка и неправота для него - это легитимный (законный и "безопасный") повод (разрешение, право) совершать насилие и безнаказанно причинить другому боль. Садизм.

Спаситель знает, как можно...

Преследователь знает, что так нельзя...

Жертва хочет, но не может, но чаще уже ничего и не хочет, потому что всё достало...

Диагностика по чувствам наблюдателей/слушателей

Чувства наблюдателей могут подсказать, какую роль играет человек, рассказывающий Вам или делящийся с Вами проблемой.

Когда читаешь (слушаешь) Спасителя (или наблюдаешь за ним) - сердце наполняется гордостью за него. Или - смехом, до чего ж дурак себя довёл своим желанием другим помогать.

Когда читаешь (или слушаешь) тексты, написанные Преследователем - благородное возмущение охватывает - либо к тем, о ком Преследователь пишет/рассказывает, либо - к самому Преследователю.

А когда читаешь(или слушаешь) тексты написанные Жертвой - охватывает острая душевная боль ЗА ЖЕРТВУ, острая жалость, желание помочь, мощнейшее сострадание.

Иногда психологи дают совет: инверсировать (т.е. заменить ) роли на другие:

Преследователь может стать для вас Учителем: "Наши враги, и те, кто нам "мешают", являются нашими лучшими тренерами и учителями."

Спаситель - Помощником или максимум - Проводником (можно тренером, как в фитнесс-клубе: Вы делаете, а тренер тренирует)

А Жертва - Учеником.

Если Вы поймали себя на роли Жертвы - начните учиться.

Если Вы поймали себя на роли Спасителя - бросьте глупые мысли о том, что тот, "кто нуждается в помощи" немощен и слаб. Принимая его такие мысли, Вы делаете ему медвежью услугу. Вы делаете что-то ЗА него . Вы мешаете ему научиться самостоятельно чему-то важному для него. Ваше желание помочь - искус, Жертва является Вашим искусителем, а Вы, фактически, являетесь искусителем и провокатором для того, кому стремитесь помочь.

Нельзя делать ничего за другого человека. Пусть он ошибается, но это будут ЕГО ошибки. И он не сможет Вас обвинить в этом, когда попытается перебраться в роль Вашего Преследователя.

Человек должен пройти свой путь сам.

Не стоит забывать, что нет ни Спасителей, ни Жертв, ни Преследователей - есть живые люди, которые могут играть различные роли. Каждый человек попадает в ловушку этих ролей, и бывает во всех вершинах этого Треугольника, каждый человек имеет некоторые склонности к той или иной вершине, склонности задерживаться на той или иной вершине.

Важно помнить, что точка входа в Треугольник (то есть, то, что вовлекло человека в патологические отношения) - чаще всего бывает и точкой, на которой человек задерживается, и ради которой он входил в этот треугольник, хотя это не всегда так.

Кроме того стоит помнить, что не всегда человек занимает именно ту "вершину", на которую жалуется:

Жертва может быть Преследователем.
- Спаситель может на самом деле играть (трагически и насмерть) роль Жертвы или Преследователя.

Треугольник Карпмана представляет собой модель взаимоотношений между индивидами трех различных типов. Это своего рода игра, которая отражает реальность. Автором данной теории является Стивен Карпман.

Треугольник Карпмана: описание модели

Данная модель подразумевает деление личностей на три типа: Жертва, Преследователь и Спасатель. Между первым и вторым возникает конфликт, а вот третий пытается уладить ситуацию и выручить пострадавшего. Особенностью данной модели является то, что подобное положение может сохраняться на протяжении многих лет, в той или иной мере устраивая каждую из сторон. Преследователь, как терроризирует окружающих, Жертва находит удовлетворение в том, что перекладывает на окружающих ответственность за свои неудачи, а вот Спасатель видит свое предназначение в том, чтобы выручать всех и каждого из сложных ситуаций.

Несмотря на то что роли в треугольнике Карпмана четко распределены, это не значит, что они все время остаются таковыми. Людям трудно постоянно придерживаться одной и той же позиции, а потому Жертва порой может превращаться в Преследователя, Спасатель в Жертву и так далее. При этом стоит отметить, что данные превращения не носят постоянного характера, а являются эпизодическими.

Созависимые отношения

Если взять за правило анализировать ситуации, происходящие вокруг нас, то можно сделать вывод, что многие из них иллюстрируют треугольник Карпмана. Созависимые отношения - это своего рода синоним, или же основа данного психологического явления. Имеется ввиду ситуация, когда определенные типы личности конфликтуют, но при этом абсолютно не представляют своей жизни друг без друга.

Жертва, преследователь и Спасатель - это основные действующие лица, на взаимодействии которых основан треугольник Карпмана. Созависимые отношения между ними основаны на том, что они самореализуются за счет друг друга. Так, Жертва находит себе оправдание в нападках Преследователя, который, в свою очередь, получает удовлетворение, доминируя над нею. Спасатель же проявляет свою агрессию к Преследователю под предлогом защиты замкнутый круг (а точнее - треугольник), который не так просто разорвать. Основная трудность состоит в том, что этого не хотят сами субъекты.

Роль Жертвы

Одной из ролей данной является Жертва. Треугольник Карпмана подразумевает, что подобные личности стремятся полностью снять с себя ответственность за события, происходящие в их жизни. Кроме того, такой человек всячески пытается добиться внимания и сострадания к себе. Еще возможен вариант провокации агрессоров. Добившись своей цели, Жертва начинает манипулировать ими, требуя определенной компенсации.

Стоит отметить, что именно Жертве Карпман отводит ключевое значение в своем треугольнике. Это объясняется тем, что данный персонаж достаточно быстро может превратиться в Преследователя или Спасателя. При этом Жертва принципиально не меняет своих убеждений, все также стремясь избежать любой ответственности за свои действия.

Стоит отметить, что в некоторых ситуациях только из персонажей данного типа состоит треугольник Карпмана. Выйти из Жертвы можно только путем изменения эмоционального фона. Она должна почувствовать возможность привнесения в свою жизнь перемен, а также осознать тот факт, что они невозможны без принятия на себя ответственности.

Роль Преследователя

Преследователь по своей натуре стремится к лидерству и доминированию над окружающими. Он пытается манипулировать Жертвой, полностью оправдывая данные действия в своем сознании. Вполне естественно, что объект нападок начинает всячески сопротивляться. Подавляя этот протест, Преследователь самоутверждается и получает моральное удовлетворение. Таким образом, можно судить о том, что угнетение окружающих - это его базовая потребность.

Еще одной особенностью роли Преследователя можно считать то, что его действия не являются беспочвенными. Внутри себя он находит им полное оправдание и объяснение. Отсутствие таковых может полностью разрушить его убеждения. Тем не менее, если Преследователь встречает со стороны Жертвы сопротивление, то это является дополнительным стимулом для поддержания своей линии поведения.

Роль Спасателя

Спасатель - это достаточно сложная фигура с психологической точки зрения. В нем присутствует стремление к проявлению агрессии, которое он упорно в себе подавляет. В силу тех или иных причин, данная личность не может перейти в статус Преследователя, а потому ему приходится искать другое применение своим неиспользованным ресурсам. Он находит свое предназначение в защите Жертвы.

Стоит отметить, что конечная цель Спасателя вовсе не состоит в том, чтобы вывести Жертву из "бедственного" положения. В этом случае он рискует потерять пути своей самореализации. А заключается она в том, что Спасатель проявляет в отношении Преследователя под предлогом защиты Жертвы. Из этого можно сделать вывод, что ему не выгоден выход последней из треугольника.

Как выйти из треугольника

Мы постоянно попадаем в те или иные жизненные ситуации, а иногда и сами их создаем. Найти выход из треугольника Карпмана иногда оказывается непростой задачей. Чем дольше мы подвергаемся воздействию окружающих, тем глубже мы погрязаем в их сценариях и интригах. Если вы ощущаете психологический дискомфорт, то вам просто необходимо положить конец своему участию в данном треугольнике.

Первым шагом к разрешению проблемы будет признание того, что данная ситуация может быть описана как треугольник Карпмана. Как выйти из этой зависимости, во многом определяется исполняемой ролью. Определить ее не так просто, ведь порой можно сделать неприятные для себя выводы. Тем не менее для решения проблемы вам нужно будет объективно рассмотреть свое поведение, чтобы определить, кем вы являетесь - Жертвой, Преследователем или Спасателем.

Данная фигура является одной из самых сложных и ключевых в такой модели, как треугольник Карпмана. Как выйти из роли Жертвы? Достаточно сложно, но можно облегчить задачу, следуя некоторым рекомендациям:

  • следует постепенно начинать предпринимать самостоятельные шаги по улучшению своей жизни;
  • важно перестать перекладывать ответственность за свои проблемы и неприятности на окружающих;
  • уясните, что за каждую оказанную вам услугу придется в той или иной степени заплатить;
  • избавьтесь от привычки оправдываться - вы имеете полное право послупать по своему усмотрению;
  • если в вашей жизни появился Спасатель, постарайтесь извлечь пользу от общения с ним, не пытаясь столкнуть его с Преследователем.

Спасателю покинуть треугольник Карпмана помогут следующие действия:

  • если не поступило просьбы о помощи, то ни в коем случае не вмешивайтесь в чужие отношения;
  • не считайте себя умнее других;
  • перед тем как давать кому-либо обещания, убедитесь на 100 %, что вы в состоянии их выполнить;
  • если вы сами вызываетесь помочь, то не стоит рассчитывать на благодарность;
  • если вы оказываете помощь с целью получить выгоду или же ответную услугу, не стесняйтесь об этом говорить;
  • найдите путь самореализации, который не подразумевает вмешательства в чужие проблемы;
  • если вы чувствуете свое призвание в оказании помощи окружающим, то делайте это там, где это на самом деле нужно.

Если треугольник Карпмана стал для Преследователя нежелательной ситуацией, то ему стоит начать работу над собой по следующим направлениям:

  • прежде чем проявлять агрессию по отношению к окружающим, вы должны четко убедиться в том, что она не беспочвенна, а является результатом чьего-то непотребного поведения;
  • вы должны осознать, что вам свойственно ошибаться точно так же, как и остальным людям;
  • ищите причину своих проблем и неудач в своем поведении, а не в окружающих вас личностях;
  • уясните тот факт, что, подобно тому, как вы не считаете нужным считаться с альтернативным мнением, другие люди также вовсе не обязаны принимать вашу точку зрения;
  • найдите для себя иные способы самореализации, кроме как угнетать окружающих и доминировать над ними;
  • добивайтесь своей выгоды путем мотивирования людей, а не путем давления на них.

Треугольник Карпмана: примеры из жизни

В обычной жизни встречается достаточно много ситуаций, которые могут проиллюстрировать треугольник Карпмана. Так, самый распространенный пример - это взаимоотношения жены, мужа и свекрови. Первая, естественно, выступает в роли Жертвы, которую постоянно терроризирует Преследователь (нетрудно догадаться, что это мать супруга). Муж в данной игре выступает Спасателем, который пытается наладить взаимоотношения между членами своей семьи. В процессе разрешения или же обострения конфликта его участники могут менять позиции, переходя на другие роли.

Еще одним примером треугольника Карпмана может послужить воспитание ребенка в семье. Родитель-Преследователь является приверженцем строгости, а родитель-Спасатель жалеет и балует своего малыша. Ребенок в данном случае занимает Не желая следовать строгим правилам, он стравливает Преследователя и Спасателя. Решив таким образом свою проблему, он уходит в тень, а конфликт между родителями продолжает развиваться.

Выводы

Большинство ситуаций, происходящих в нашей жизни, могут попасть под описание теории треугольника Карпмана. Как бы мы не старались, ни у кого не получиться избежать того, чтобы занять роль Жертвы, Преследователя или Агрессора в той или иной ситуации. Тем не менее игра может затянуться, что чревато серьезными проблемами психологического и практического плана. Тогда наступает момент для того, чтобы выйти из данной модели.

Выйти из треугольника Карпмана возможно только в том случае, если вы четко осознаете свою роль в данной игре. Сделать это не так просто, ведь трезво оценить ситуацию и признать свои пороки дано не каждому. Если же вы смогли четко оценить свою роль, то остается лишь следовать соответствующим рекомендациям.

Чтобы покинуть треугольник Карпмана, Жертва должна научиться принимать на себя ответственность за собственные неудачи. Что касается Преследователя, то ему стоит найти другой источник самовыражения, помимо немотивированной агрессии и унижения достоинства окружающих. Спасатель же должен осознать, что он не всегда может быть прав, а потому не нужно спешить на помощь, если не последовало соответствующей просьбы.


Close